Доступность прав инвалидам

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Доступность прав инвалидам". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Глава 1. Конвенция ООН о правах инвалидов — основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услу

Глава 1
Конвенция ООН о правах инвалидов — основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг

Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции.

В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся:

— полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для этого инвалид не должен подвергаться дискриминации. Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступности.

Согласно статье 9 Конвенции чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, должны приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

— на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

— на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность услуг и архитектурных объектов, происходит их дискриминация.

В статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно статье 5 Конвенции государства запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Это, в частности, означает, что государство устанавливает обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение доступности для инвалидов деятельности организаций, предоставляющих услуги населению.

Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.

Указанные меры по приспособлению не могут быть беспредельными. Во-первых, они должны соответствовать потребностям инвалидов, вызванным ограничениями их жизнедеятельности. Например, инвалид вследствие заболевания сердечно-сосудистой системы при пользовании речным портом должен иметь возможность для отдыха в сидячем положении. Однако это не порождает право инвалида пользоваться залом повышенной комфортности для официальных делегаций, если есть сидячие места в общем зале. Во-вторых, меры по приспособлению должны соответствовать возможностям организаций. Например, не обосновано требование полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры.

С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для инвалидов. Важной составляющей доступной среды является универсальный дизайн. Статья 2 Конвенции определяет универсальный дизайн как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный дизайн не исключает ассистивные (т.е. вспомогательные) устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

В целом, универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обстановку, предметы максимально пригодными для использования всеми категориями граждан. Например, низко расположенным таксофоном могут пользоваться лица на инвалидных колясках, дети, люди низкого роста.

Российское законодательство конкретизирует реализацию положений Конвенции о правах инвалидов. Создание доступной среды для инвалидов регулируют Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79), Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19), Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст. 60.1), Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ст. 21.1), Воздушный кодекс РФ (ст. 106.1), Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (п. 2 ст. 46), и другие нормативные правовые акты.

Читайте так же:  Корректировка пенсий работающим пенсионерам

Реализация на практике требований правовых актов, касающихся создания доступной среды для инвалидов, является исполнением обязательств, взятых перед инвалидами российским обществом в лице государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах инвалидов.

>
Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую.
Содержание
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/71244818/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

Информация об изменениях:

Статья 15 изменена с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ

Статья 15 изменена с 9 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

С 1 января 2018 г. демонстраторы фильмов обязаны обеспечивать условия доступности кинозалов для инвалидов и осуществлять показ субтитрированных и тифлокомментированных полнометражных национальных фильмов, созданных в художественной или анимационной форме

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Читайте так же:  Соц карта по потере кормильца

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.

http://base.garant.ru/10164504/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/

Часть II — Доступная среда | Права инвалидов в вопросах и ответах

Права инвалидов и льготы для инвалидов являются одними из наиболее востребованных тем среди пользователей портала. Попробуем разобраться в наиболее часто возникающих вопросах — права инвалидов, льготы инвалидам у людей с ДЦП, синдромом Дауна, снинальники, другими категориями инвалидности. Во второй части — вопросы доступной среды.

1) Что такое доступная среда?

Доступная среда — это совокупность условий и требований, прежде всего, к создаваемой человеком окружающей городской среде (архитектурный дизайн, транспортная и инженерная инфраструктура), и информационной среде, позволяющая беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию.

Так, например, в соответствии с законом города Москвы № 3 от 17 января 2001 г. «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры — комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и территорий.

2) Какие объекты должны быть доступными для инвалидов в соответствии с законодательством?

В большинстве регионов России существуют законы и распоряжения местных органов власти, в качестве примера можно рассмотреть статью 3 закона г. Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» определяет, какие объекты должны быть доступными для инвалидов:

— жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;

— административные здания и сооружения;

— объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т. д.);

— объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;

— объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения;

— гостиницы, отели, иные места временного проживания;

— физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;

— объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;

— станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;

— почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;

— производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;

— тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;

— прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

3) Я инвалид-колясочник. Как быть, если двери в квартире узкие и в доме нет лифта?

Видео (кликните для воспроизведения).

Примечание: Максимальный наклон пандуса составляет 12 градусов (при перепаде высот менее 45 см допускается увеличение угла наклона до 15 градусов). В случае превышения и при перепаде высот более 45 см по обеим сторонам должны быть установлены двухуровневые поручни (на выс. 0,7 и 0,9 м), ширина пандуса должна составлять 1 м при одностороннем движении. При встречном движении — 1,8 м, в случае, если перепад высот составляет более 0,8 метра, на полпути должна присутствовать горизонтальная площадка для отдыха. Радиус для разворота коляски — 1,5 м. (СНиП 35-01-2001)

http://aupam.ru/pages/deti/prava_invalidov_voprosakh_otvetakh/page_02.htm

Доступность прав инвалидам

В мае 2012 года Россия ратифицировала конвенцию о правах инвалидов. Ратификация данной конвенции обозначила новый виток в развитии отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, закрепленный в настоящее время во многих правовых документах, регулирующих процесс образования, оказания социальной поддержки и медицинской помощи.

К сожалению, большинство дел, обещаний о помощи инвалидам, о работе над созданием «Доступной среды» так и остается только на бумаге. Да, можно признать, что кое-что делается, но этого «кое-чего» очень и очень мало. В городах по-прежнему практически отсутствует инфраструктура для свободного и безопасного передвижения инвалидов на колясках. В большинстве госучреждениях, магазинах, аптеках, кинотеатрах отсутствуют заезды, пандусы, лифты для инвалидов. На тротуарах, пешеходных дорожках высокие бордюры, через которые инвалид просто не проедет на своей коляске. Многоквартирные жилые дома также не приспособлены для проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья – проходы в комнаты недостаточно просторны для проезда коляски, в санузлах нет поручней, других приспособлений для самостоятельных действий инвалидов.

А ведь в России существует П остановление Правительства Российской Федерации №649 от 09.07.2016 г. «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», согласно которому многоквартирные жилые дома, в которых проживает инвалид, должны быть переоборудованы в соответствии с потребностями инвалида.

В данном Постановлении прописано все до мельчайших деталей, все до сантиметра, до миллиметра. Какой должен быть в комнатах дверной проем по ширине, как должен быть оборудован санузел, какой должна быть высота порога при выходе на балкон или из подъезда. В Постановлении Правительства РФ № 649 прописано абсолютно ВСЁ. И самое главное – то, что все действия по переоборудованию жилья для инвалида должны выполнять органы государственной, региональной и муниципальной власти. Именно они должны обеспечивать все условия для достойного проживания лицам с ограниченными возможностями. Если же органы власти этого не делают и если у инвалида есть письменные отказы от органов власти, то инвалид имеет полное право обратиться в прокуратуру и в суд за защитой своих законных прав. Это прямо предусмотрено Основным Законом – Конституцией Российской Федерации.

Читайте так же:  Пособие по безработице когда выплачивают после отметки

Что касается «Доступной среды» в городах, на улице, то существует целый ряд законодательных и нормативных документов Российской Федерации, обеспечивающих и регламентирующих создание «Доступной среды» для инвалидов. Вот они:
«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 14 «Обеспечение свободного доступа инвалидов к информации». Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ:

Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

-обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

-ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

-возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

П. 76. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Разделы 3 (пункты 3.1 — 3.37, 3.39, 3.52 — 3.72), 4 (пункты 4.1 — 4.10, 4.12 — 4.21, 4.23 — 4.32).

Хочу еще раз повторить и подчеркнуть – инвалиды имеют ПОЛНОЕ право требовать, чтобы ВСЕ госучреждения, торговые центры, аптеки, отделения почты были оборудованы пандусами, подъемниками, другими необходимыми средствами для доступа инвалидов к необходимым им услугам.

http://cso1-71.ru/juristic-help/436-dostupnaya-sreda-prava-invalidov

Транспорт для инвалидов: право на проезд, льготы и доступность

Вокзалы и аэропорты должны быть полностью оборудованы для людей с различными категориями инвалидности, а перевозчики обязаны помогать сесть в поезд или самолет, а также во время дороги. Кроме этого, регионы могут вводить льготы на проезд инвалидам. Разбираемся в транспортных правах людей с инвалидностью вместе с адвокатом Олегом Искаковым.

Где оговаривается доступность транспорта для инвалидов?

Доступность общественного транспорта для инвалидов, в том числе поездов, самолетов, автобусов, такси и других видов декларируется в статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Эта статья обязывает делать доступными объекты транспортной инфраструктуры, в том числе вокзалы и остановки. Они должны быть оборудованы пандусами. Светофоры, в свою очередь, – специальными сигналами. Также обязательно наличие информации, выполненной шрифтом Брайля для людей с нарушениями зрения. Кроме этого, государство обязано обеспечивать сопровождение инвалидов и оказывать им помощь в передвижении. Кроме этого, оговаривается обязательный допуск собак-проводников.

В законе также говорится, что расходы на оборудование транспортных средств и объектов инфраструктуры возлагаются на государственные и муниципальные органы.

Более того, законодательно в принципе запрещена планировка и застройка городов, а также производство общественного транспорта без учета доступности для людей с инвалидностью.

Какие права есть у инвалидов на железнодорожном транспорте?

Права людей с инвалидностью при использовании железнодорожного транспорта закреплены ст. 80.1. Устава железнодорожного транспорта РФ.

В ней указано, что вокзал должен быть обеспечен низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, а также текстофонами для связи со службами информации и экстренной помощи. Кроме этого, информация об условиях перевозки должна быть предоставлена в доступном для человека формате. Помощь с высадкой и посадкой – бесплатная услуга, как и другие: помощь с передвижением по вокзалу, в том числе до места посадки, оформлением багажа, его получением. Также вокзалы обязаны обеспечивать людей с инвалидностью вспомогательными средствами, в том числе креслами-колясками. Человек с инвалидность при наличии разрешительных документов допускается с собаками-проводниками.

В поездах дальнего следования пассажирам с инвалидностью бесплатно предоставляется провоз собак-проводников, опять же вспомогательных средств передвижения и провоз трости, костыля, носилок и кресла-коляски сверх установленной нормы багажа.

Читайте так же:  Налоговые льготы религиозным организациям

Перед поездкой человеку с инвалидностью следует обратиться в Центр содействия мобильности РЖД. Контакты круглосуточной службы указаны в соответствующем разделе на сайте РЖД.

Какие права есть у инвалидов в аэропортах?

Бесплатные услуги для инвалидов в аэропорту прописаны в ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ.

Прежде всего, это сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта, в том числе в местах посадки и высадки, при регистрации на рейс и оформлении багажа, прохождении досмотров, пограничного и таможенного контроля, а также получении багажа по прибытии.

Кроме этого, как и на вокзалах, в аэропортах людям с инвалидностью предоставляются специальные средства для передвижения, в том числе кресла-коляски, а также возможность использования специального подъемного устройства (амбулифта) при посадке в самолет и высадке из него.

На борту самолета перевозчик также обязан бесплатно предоставлять пассажиру с инвалидностью некоторые услуги. Среди них возможность ознакомиться с информацией об условиях перевозки в доступной форме, пользование креслом-коляской для передвижения на борту, если человек не может передвигаться самостоятельно, а также разрешение на провоз сверх установленной нормы багажа кресел-колясок и других вспомогательных устройств передвижения.

Обратите внимание, при покупке авиабилета человек с инвалидностью обязан сообщить об имеющихся у него ограничениях. Также перед посещением аэропорта можно обратиться в колл-центр и заранее предупредить, какая помощь вам понадобится. На месте можно обратиться к сотрудникам аэропорта на стойке информации.

Более подробно порядок предоставления услуг в аэропортах и на воздушных судах для пассажиров с инвалидностью установлен Приказом Минтранса России от 15.02.2016 N 24.

Как воспользоваться услугами социального такси?

Люди с инвалидностью также имеют возможность пользоваться услугами социального такси.

В Москве такие услуги предоставляются Московской службой «Социальное такси». Однако для того, чтобы воспользоваться ею, необходимо быть членом Всероссийского общества инвалидов.

Стоимость услуги – 210 рублей в час в пределах Москвы, в том числе ТиНАО и ЗелАО, в пределах Московской области — 420 рублей в час. Членам многодетных семей предоставляется скидка 50% на эти тарифы. В ВОИ можно получить специальные талоны для оплаты такси с лимитом до 15 или 30 минут.

Однако социальное такси возит только по определенному перечню адресов: на работу или на дачу, в больницу, поликлинику, реабилитационный центр, государственные службы, аэропорты и вокзалы, санатории. Полный список можно посмотреть в пункте 1.3 «Регламента оказания услуг по транспортному обслуживанию лиц с ограничениями жизнедеятельности (инвалидам) и многодетным семьям, проживающим в малоэтажном жилищном фонде города Москвы».

Информацию об услугах соцтакси в других городах, можно получить на соответствующих сайтах госорганов соцзащиты, либо в региональных организациях Всероссийского общества инвалидов.

Чем грозит нарушение транспортных прав инвалидов?

Законом установлена административная ответственность за неисполнение требований обеспечить условия для доступа людей с инвалидностью к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Нарушителям грозит штраф: в размере 2-3 тысяч рублей для должностных лиц и 20-30 тысяч рублей для юридических лиц (статья 9.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Если ваши права на пользование транспортными средствами нарушаются, рекомендуем обращаться в орган соцзащиты, который составит протокол по факту совершения правонарушения, а также в транспортную прокуратуру.

Какие есть льготы на проезд инвалидам?

Субъекты могут устанавливать льготный проезд для инвалидов на городском общественном транспорте. К примеру, в Москве действует бесплатный проезд инвалидов в общественном транспорте – автобусе, метро и так далее.

При этом льготы на поезда и авиабилеты сейчас не действуют – право на скидку 50% люди с инвалидностью имели до 2005 года. Сейчас бесплатным проездом на пригородных поездах, а также междугороднем транспорте можно воспользоваться только для поездки к месту лечения и обратно (статья 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

http://downsideup.org/ru/catalog/article/transport-dlya-invalidov-pravo-na-proezd-lgoty-i-dostupnost

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Спасибо!

Вы успешно стали нашим подписчиком.

  • Главная
  • Защита прав
  • Статьи и материалы
  • Нарушение прав людей с инвалидностью на доступное жилье

Нарушение прав людей с инвалидностью на доступное жилье

А. неоднократно обращался в органы государственной и муниципальной власти, в управляющую компанию по обеспечению беспрепятственного доступа в свое жилое помещение – отказы не поступали, но ситуация так и не изменилась. Вскоре выяснилось, что с учетом требований безопасности установка пандуса невозможна – только подъемника. Проведены некоторые подготовительные работы по установке, но они не завершены. Тем самым права на беспрепятственный доступ к объектам жилищной инфраструктуры у А. грубо нарушены.

Нарушенные нормы: ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают людям с инвалидностью (включая людей с инвалидностью, использующих коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

Статья 2. ЖК РФ Обеспечение условий для осуществления права на жилище обеспечивают людям с инвалидностью:

5.1) условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;

СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»;

СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН); п. 1.2. Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

1.3. Возможность и степень (вид) адаптации к требованиям настоящих норм зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и с органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

Нужно отметить, что за время, пока А. пытался решить проблему, он не смог сформулировать четкого представления о своих правах. Поэтому все его обращения в управу и ЖЭО носили просительный характер, не имели ссылки на конкретные нормы законодательства, подтверждающие его права и обязанности органов власти. Важно также, что в его ИПР отсутствует запись о необходимости проведение соответствующих мер по социально-средовой адаптации с учетом его индивидуальных потребностей. Кроме того, серьезной ошибкой со стороны А. было отсутствие у него на руках копий инженерно-технических экспертиз или заключений о возможности/невозможности осуществления тех или иных технических решений в конкретной ситуации.

Читайте так же:  Доплата к пенсии за непрерывный стаж работы

Принятые меры: Юрист РООИ «Перспектива» разъяснил гражданину А. его права, подготовил и направил жалобу в районную прокуратуру г. Москвы с требованием провести проверку и по ее итогам вынести соответствующие меры прокурорского реагирования.

Аналогичный случай произошел в Самаре. В ноябре 2015г. к юристу СГООИК «Ассоциация Десница» поступило обращение от гражданина Н. В связи с ампутацией ноги Н. признан инвалидом 1 группы, при наличии сопутствующего заболевания почек (необходимо каждую неделю ездить на процедуры гемодиализа) и сахарного диабета. Полгода назад он просил РЭУ по месту жительства установить пандус у подъезда дома, поскольку спуститься с лестницы весьма затруднительно. До настоящего времени пандус не установлен, клиент вынужден тратить значительные средства на наем грузчиков, которые его фактически носят на руках из подъезда и обратно. В результате попытки спуститься самостоятельно он упал и разбил ногу, в результате чего получил дополнительную травму и вынужден был проходить лечение и реабилитацию.

Принятые меры: В рамках работы по делу юрист проконсультировал Н. о нормах действующего законодательства, о порядке согласования и проведения экспертизы на предмет возможности установки пандуса, согласования установки с собственниками многоквартирного дома и Управляющей компанией и внесении данного вида работ в план работ на очередной период 2016г. Также было составлено исковое заявление о возложении обязанности по установке пандуса и взыскании денежных средств в счет компенсации понесенных убытков и причиненного морального вреда.

Общие рекомендации: В случае нарушения прав на беспрепятственный доступ в объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры желательно провести детальный анализ норм действующего законодательства и технических документов типа ГОСТ, СНИП и т.п. Они предусматривают ряд ограничений к установке пандусов в подъездах, что делает невозможным реализацию этого права в конкретных случаях. При необходимости следует инициировать проведение соответствующих экспертиз и получить на руки заключения по их результатам. Целесообразно подойти к решению проблемы конструктивно и предлагать свои варианты ее решения, особенно в нестандартных случаях с учетом принципа разумного приспособления. Надо подключить к решению проблемы органы социальной защиты, а при необходимости также органы прокуратуры как универсального органа по надзору за соблюдением действующего законодательства. В определенных случаях нужно подать в суд исковое заявление о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В первую очередь, в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд человека с инвалидностью проблему придется решать исходя из принципа «разумного приспособления».

Примечание: Также стоит учесть, что существует административная ответственность за необеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры.

Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.)

Протоколы об административных правонарушениях по вышеуказанной статье КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов социальной защиты и органов прокуратуры.

К сожалению, в большинстве случаев стандартные технические решения невозможны по объективным обстоятельствам: старая стандартизированная жилая застройка с малогабаритными квартирами, маленькими подъездами и прочими проблемами инженерно-технического характера значительно усложняет решения проблемы доступности жилой среды для людей с инвалидностью. А в некоторых случаях это становится невозможным в принципе. В таком случае единственным решением становится переезд в другое доступное жилое помещение. Законодательство позволяет решить эту проблему в таком ключе. П. 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» устанавливает: Инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).

Аналогичная норма присутствует, например, в законе г. Москвы 14 июня 2006 года N 29

«Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

В целом же проблема доступности жилого помещения для людей с инвалидностью стоит очень остро. Юристы правозащитной сети регулярно дают консультации и оказывают другую помощь по этой проблеме людям с инвалидностью. Несмотря на действие государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297, пока нельзя утверждать, что проблема решается системно.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/2905-vw-2905

Доступность прав инвалидам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here