Гарантии правопорядка

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Гарантии правопорядка". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Законность и правопорядок

Понятие и сущность законности

Законность — понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность — это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, незаьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности является принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные свойства законности:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;
  • объективность как следствие перечисленных выше черт.

Понятие правового порядка

Правопорядок — это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении.

Правовой порядок является составной частью общественного порядка страны. Общество представляет собой систему экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, которые взаимосвязаны и, постоянно меняясь, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе складывается определенный общественный порядок. Таким образом, общественный порядок — это определенные качества системы общественных отношений, состоящие в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие. Правопорядок — составная часть, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Важнейшей основой правопорядка является наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок — понятия однопорядковые, но не тождественные. Если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в этих условиях.

Читайте так же:  Фз 419 фз о правах инвалидов

Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т.е. как деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей. Одновременно государство должно обеспечивать оптимальные условия для действий правовых институтов, беспрепятственного осуществления всеми субъектами (гражданами, должностными лицами, учреждениями, предприятиями) их прав и обязанностей.

Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной реализации указанной функции государство создает в государственном аппарате систему специальных органов — суд, прокуратуру, органы юстиции, нотариат и другие.

Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель — не ждать правонарушений, а создавать условия, которые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.

Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость.

Режим законности предполагает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать механизм, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан, Такая модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством.

Под гарантиями законности понимают взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Выделяют следующие виды гарантий; правовые, политические, культурные, экономические. К числу правовых относят следующие гарантии: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности. Действенность гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает: анализ допущенных нарушений законности; причин и условий их совершения; разработку мер по профилактике правонарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей.

Обеспечение законности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеют мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ — то есть устранить почву роста преступности и нарушений законности.

Гарантии законности и правопорядка являются одной из задач проводимой правовой реформы. Так, большие надежды связываются с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять достойное место в системе правоохранительных органов.

Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законности: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение и защита конституционного строя; реформирование системы государственного управления; координация нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов; реформа местного самоуправления; развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки; организация правовой экспертизы и другие.

Правопорядок и общественный порядок. Гарантии обеспечения законности и правопорядка .

Правопорядок – это устойчивая и согласованная связь правоотношений, которая основывается на законности. Правопорядок предполагает правомерное поведение субъектов. По своей сути правопорядок – это реализованная законность, так как правовая упорядоченность общественных отношений полагает повсеместную реализацию правовых норм. Правопорядок, можно сказать, является результатом законности. К особенностям правопорядка относят также следующее:

1) он строго запланирован в нормах права; 2) правопорядок обеспечивается государством; 3) правопорядок возникает в результате реализации норм права; 4) правопорядок делает человека более свободным, организует общественные отношения, значительно облегчает жизнь.

Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок»

Общественный порядок, в отличие от правопорядка, является системой упорядоченных устойчивых общественных отношений, которые сложились под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:

1) истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления;2) законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка.

Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.

Соотношения общества и государства. Общество является исторически сформировавшейся, постоянно развивающейся системой отношений между людьми, продуктом взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.

Государство является особым образом организованным разрядом людей, который регулярно занимается управлением общества. Это также особый вид управления данным обществом, который обеспечивает территориальное, юридическое, политическое и духовное единение населения. Государство играет роль официального уполномоченного, является представителем всего общества. Поэтому государство – это всего лишь часть общества, его политический элемент.По характеру государства можно судить об обществе:1) развитое; 2) отсталое; 3) демократическое; 4) свободное и т. д.

Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность; по отношению к врагам общества и внешним, и внутренним – как орудие подавления и насилия.

Читайте так же:  Мишустин об пенсиях сотрудников мвд

Общество появилось раньше государства и в результате имеет более развитую историю своего развития. Государство, которое рождено обществом, в ходе своего развития становится самостоятельным, хотя лишь в определенной степени, так как границы этой самостоятельности постоянно меняются и зависят от условий взаимодействия общества и государства. Таким образом, в различных обществах степень самостоятельности государства от общества различна.Под гарантиями в данном случае понимаются объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка.

Организационные гарантии. Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

71. Права человека: понятие, сущность, генезис.

Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право па участие в политических процессах, являются необходимыми условиями устроения жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством.

Гарантии законности и правопорядка, их виды.

Под гарантиями в данном случае понимаются объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе, ибо автоматически, само собой все это не происходит. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

В соответствии с этим гарантии законности принято делить на общие и специальные, или юридические.

1. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные;

2. К специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др. Раскроем кратко каждый из этих видов.

Экономические гарантии. Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере. Пример тому — нынешняя ситуация в России.

Политические гарантии. Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть — важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.

Идеологические гарантии. Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.

Общественные гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.

Организационные гарантии. Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость. Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов.

Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.

Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ ПРАВОПОРЯДКА

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА. В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

Читайте так же:  Налоговые льготы пенсионерам мвд

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует своё поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

ПОЛИТИЧЕСКИМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка является все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересы всего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К ЮРИДИЧЕСКИМ ГАРАНТИЯМ относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направлено на предотвращение и пресечение нарушение законности и правопорядка. Её осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями и формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивости правопорядка.

НРАВСТВЕННЫМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество — это общество, функционирующие на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Законность и правопорядок в обществе обеспечивается всей системой гарантий, который органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист. 1996.

2. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: «Статус ЛТД+», 1996г.

3. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. — М.:Зерцало, 1997

4. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1998.

5. Правоохранительные органы в СССР: Учебник для вузов/ Под ред. В.М. Семмёнова. М., 1990.

6. Правоохранительные органы: Сборник законов. Кн. 1.М., 1994

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9377 — | 7434 — или читать все.

Гарантии законности и правопорядка, их виды

Гарантии законности — это система условий и средств, обеспечивающих процесс реализации законности.

В литературе гарантии законности подразделяются на две основные группы: общие и специальные (юридические).

К общим гарантиям можно отнести экономические, полити­ческие, социальные, идеологические.

Видео (кликните для воспроизведения).

Экономическими гарантиями являются экономическая ста­бильность, бескризисное развитие народного хозяйства, справед­ливое распределение налогов и национального продукта.

Политическими гарантиями являются демократия, контроль народа над органами, осуществляющими государственную власть, гласность в деятельности государственных оргaнoв и должностных лиц и т.д.

К социальным гарантиям можно отнести эффективную социальную политику, обеспечивающую достойный уровень жизни граждан, защиту государством неимущих слоев населения и т.п.

Идеологическими гарантиями можно считать высокий уровень правосознания и правовой культуры, соответствие правовых пред­писаний нормам общественной морали, правовое воспитание.

К специальным (юридическим) гарантиям в литературе отно­сятся следующие:

1) совершенствование действующего законодательства, сво­евременное его обновление;

2) конституционный контроль за соблюдением конституции, прав и свобод человека и гражданина;

3) функционирование правоохранительных органов;

4) профилактика правонарушений;

5) установление мер пресечения правонарушений и мер юридической ответственности за совершение правонарушений;

6) борьба с коррупцией в гоcударственном аппарате;

7) контроль и надзор за деятельностью государственного аппарата и т.д.

82. Гос-ный суверенитет: понятие и содержание (ГС).

Государственный суверенитет есть самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет является специфической чертой государственной власти, специфическим признаком государства. Термин «суверенитет» происходит от латинского «верховенство».

К понятию суверенитета вплотную подошел уже Н.Макиавелли, который разработал учение о присущей государю верховной воле, единой и ни от кого не зависящей. Автором термина «государственный суверенитет» считается Жан Боден, который понимал под суверенитетом «абсолютную и постоянную власть». Постепенно теории абсолютного суверенитета в науке уступают место концепциям ограниченного суверенитета. В современном международном праве государственный суверенитет ограничен в отношении развязывания и ведения агрессивной войны, применения репрессий к гражданам, в экологической сфере.

Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:

1) единство и распространение государственной власти на все население и на все общественные объединения страны;

2) право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества;

3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;

4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;

5) прерогатива, т.е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, но реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств.

Читайте так же:  Защита прав граждан в области социального обеспечения

Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное – по отношению к государству, побежденному в войне.

Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством. Статья 4 указывает, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Такое распространение государственного суверенитета на всю территорию страны в международном праве получило наименование «территориального верховенства». Важную роль в охране суверенитета Конституция РФ отводит Президенту. Так, статья 80 гласит: «Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности».

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.

Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 года.

Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 602 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Гарантии осуществления законности и правопорядка

Для утверждения законности и правопорядка необходимы объективные условия, целенаправленные организационные мероприятия, которые в своей совокупности выступают как гарантии их осуществления.

Под гарантиями законности и правопорядка понимаются взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры, направленные на упрочнение режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь, на упрочнение процесса реализации закона.

Гарантии делятся на юридические (правовые) и неюридические. Неюридические, в свою очередь, подразделяются на политические, экономические, общественные (культурные).

В систему юридических гарантий обеспечения законности и правопорядка входят: 1) постоянное совершенствование законодательства; 2) развитое состояние юридической науки, опирающееся на идеи и достижения юридической мысли и правопонимания; 3) развитая система подготовки и переподготовки юридических кадров; 4) высокий уровень общественного и юридического правосознания; 5) правовая активность граждан, иных субъектов; 6) эффективно действующая система защиты права, поддержки правомерного поведения, пресечения правонарушений и применения надлежащих мер юридической ответственности; 7) развитые организационно-институциональные формы государственного и общественного контроля за неуклонным соблюдением всеми субъектами права принципов законности и правопорядка.

Условно юридические гарантии можно разделить на несколько групп:

а) совершенствование законодательства;

б) надзорно-контрольные мероприятия:

  • контроль законодательных органов;
  • контроль органов государственного управления, в т.ч. ведомственный контроль;
  • судебный контроль;
  • прокурорский надзор;
  • общественный контроль;

г) меры ответственности.

Политические гарантии законности и правопорядка сосредотачиваются в области осуществления государственной власти, т.е. в области управления делами общества. К таким гарантиям относятся стабильность и преемственность государственной власти, многопартийность, отсутствие обязательной идеологии, широкое развитие негосударственных политических институтов.

Экономические гарантии законности и правопорядка видятся в стабильно развивающейся экономике, в ритмичном финансировании мероприятий, как непосредственно связанных с осуществлением законности и правопорядка, так и способствующих переходу субъекта в состояние занятости, в формирование класса собственников, заинтересованного в правомерном поведении и др.

Общественные гарантии включают в себя меры по воздействию социальных институтов и сообществ на поведение субъекта, по широкому использованию гражданской инициативы в делах государства, по культурному развитию человека, по формированию у него отрицательного отношения к асоциальному поведению, по развитию высокого уровня сознания и внутренней культуры индивида.

1. Понятие правового сознания. Его виды

2. Структура и функции правосознания

3. Правовое воспитание

21.1. Понятие правового сознания. Его виды

Правосознание представляет собой систему взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств об истории становления и развития права, его современном состоянии, о путях и способах совершенствования действующего права.

Правосознание является составной частью общественного сознания, которое представляет собой форму отражения (познания) человеком окружающего мира, а также его отношение к этому миру в виде разного рода оценок и предложений по усовершенствованию, изменению конкретных социальных и природных явлений, процессов. Поэтому оно в полной мере обладает всеми его свойствами. Правовое сознание отражает такие социальные явления, как право, все его многообразные связи и соотношения с законодательством, юридической практикой, историей развития права.

Оно предполагает осмысление и ощущение необходимости права, оценку права, осознание необходимости создания развитой системы законодательства, осмысления потребности в изменении и дополнении действующих нормативных правовых актов, восприятия процесса и результатов реализации права, соотнесение правовых ценностей с иными.

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, равного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения, очерчивает границы правового и неправового, правомерного и неправомерного.

Правосознание оказывает воздействие на поведения людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и насколько полно она регулирует общественные отношения.

В литературе выдвигается тезис, что нормативом поведения для людей в значительной степени выступает правосознание, т.к. они не знают конкретных нормативных предписаний. При этом велика опасность отклонения его от содержания нормы права, что возможно из-за неразвитости, пробельности, отсталости правосознания, ориентированности его на асоциальное поведение.

Правосознание – это не только осознание права, но и правовое самосознание. В этом смысле работа правосознания представляет собой постоянный чувственный и мысленный эксперимент по проверке и перепроверке субъектом различных юридически значимых моделей, вариантов своего поведения в окружающем мире.

В структуре правосознания выделяется два различных познавательных уровня: эмпирический и теоретический (научный). Эмпирическое правосознание осмысливает право в чувственно-образной форме, теоретическое – в логико-понятийной.

По субъектам правосознание делится на индивидуальное, групповое, общественное. Индивидуальное правосознание присуще каждому человеку. Оно всегда уникально и неповторимо. Групповое и общественное правосознание – это обобщенное на уровне отдельных групп или всего общества выражение содержания и характера правосознания отдельных индивидов, объединенных в соответствующие группы или общество в целом.

По признаку правовой образованности субъектов правосознание делится на обыденное (массовое) и профессиональное (юридическое). Для субъектов профессинального правосознания характерно определенное его раздвоение на официально-должностное правосознание, в котором доминируют мотивы законоодобрения и законопослушания, и частное (личное) правосознание, в котором мотивы законопослушания частично сочетаются с мотивами закононарушения.

Читайте так же:  Льготах и субсидии ветеранам труда

По своему мотивационно-регулятивному характеру и волевой направленности выделяется законоодобряющее, законопослушное и закононарушающее правосознание. В законоодобряющем правосознании требования, цели и ценности закона осознаются и воспринимаются субъектом как безусловно необходимые и полезные (для него, для других, для всего общества) и подлежащие реализации. Для законопослушного правосознания основным мотивирующим фактором является авторитет закона. Позиция субъекта данного правосознания является результатом целесообразного выбора на основе взвешивания и оценки достоинств и преимуществ соблюдения закона и недочетов, невыгод, отрицательных последствий его нарушения. Это прагматическое правосознание. Закононарушающее правосознание тоже является прагматичным осознанием, обусловленным представлениями субъекта о преимуществах и выгодах несоблюдения закона и совершения правонарушения.

По уровню развитости правосознания и мотивации соответствующего закону поведения выделяется высокое, среднее и низкое правосознание.

21.2. Структура и функции правосознания

Правовое сознание включает в себя правовую психологию и правовую идеологию.

Правовая психология представляет собой совокупность правовых оценок, чувств, эмоций, воли, которые проявляются у отдельных граждан, социальных групп и общества в целом в процессе их предметно-практической деятельности по толкованию норм права и их реализации в конкретных правоотношениях.

Правовая психология характеризуется тем, что процесс отражения (познания) права ограничивается усвоением норм права, знанием происходящих правовых событий и формированием на этой основе оценок, чувств, эмоций, волевых актов. При этом познание осуществляется сугубо с практическими целями, для осуществления каких-либо юридически значимых действий.

Любой человек обладает определенной совокупностью правовых знаний, которые он получает из собственного опыта, в процессе воспитания и образования, через средства массовой информации. На основе этих знаний он формирует собственное мнение о полезных и необходимых свойствах права, его норм. У человека складывается устойчивое мнение о том, какие свойства права обеспечивают удовлетворение материальных и духовных потребностей, свободу деятельности и защищают от правонарушений.

Как позитивные, так и негативные оценки вызывают у граждан определенные эмоции, чувства. Под эмоциями понимают психические реакции человека на предметы внешнего мира и собственное поведение (радость, грусть, страх, восторг, досада, смущение и др.). Длительные и постоянные эмоции понимаются как чувства.

Правовые оценки, эмоции и чувства оказывают существенное влияние на выбор человеком конкретного варианта поведения – так называемый процесс формирования воли. Последний нередко представляет собой сложный акт, где решающее значение имеют мотивы и правовые установки. Мотивы – это побуждения, которыми человек оправдывает необходимость и целесообразность осуществления избранного им варианта поведения. В ряде ситуаций, допускающих возможность многовариантного выбора поведения, происходит борьба мотивов. Человек долго и тщательно продумывает оптимальный вариант своего поведения и соответствующим образом мотивирует его. Процесс формирования воли может быть значительно упрощен благодаря правовым установкам, побуждающим человека действовать определенным образом.

Правовая идеология подразумевает совокупность идей, взглядов, предложений о путях совершенствования действующего права в целях придания ему наибольшей адекватности социальным и иным условиям того общества, в котором это право действует.

Она включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь.

Одной из основных идей является идея неотъемлемости прав и свобод человека, охраны права государством и связанности самого государства правом.

В историческом плане правовая идеология развивалась как сугубо классовый феномен. Соответствующие идеи и понятия отражали интересы и потребности определенных классов, властвующих элит. Развитие общества и очевидность неблагоприятных последствий классовой борьбы для граждан и государства побуждают вырабатывать общечеловеческие ценности.

Правовая идеология способна освобождаться от идеологизации, от служения какой-либо партии, группе, вождю вопреки научному поиску и истине.

Отдельные исследователи выделяют и такой элемент правосознания как правовая наука, изучающая закономерности, по которым развивается и функционирует право.

Применительно к правосознанию выделяется три основные функции: познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная функция состоит в осознании того, что есть право и осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико-понятийных) обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений и права в целом.

Оценочная функция заключается в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект оценивает (позитивно или негативно) право и правовую действительность.

Регулятивная функция состоит в осознании, определении и реализации субъектом в конкретных действиях (правомерных, противоправных) своей модели поведения по отношению к требованиям действующего права.

Выделяются также информационная, воспитательная, коммуникативная и другие функции правосознания.

21.3. Правовое воспитание

Одной из действенных мер по обеспечению государством законности и правопорядка цивилизованным, демократическим путем является правовое воспитание.

В этих целях государство вводит преподавание правовых дисциплин в общих и профессиональных учебных заведениях (курс «основы права»), создает необходимые условия для самостоятельного изучения населением действующего права (публичные центры правовой информации, правовой портал, опубликование законов в СМИ, публичные лекции и др.), а также привлекает граждан к участию в деятельности правоохранительных, судебных органов (добровольные дружины, народные, присяжные заседатели), стремится повысить эффективность борьбы с правонарушениями.

Цель правового воспитания – выработать у граждан правовые установки на правомерное поведение, вооружить человека необходимыми знаниями о принадлежащих ему правах и свободах, порядке защиты нарушенного права, сформировать достаточно высокий уровень его правовой культуры.

Деятельность государства по правовому воспитанию населения не даст положительных результатов, если она не будет подкрепляться совершенствованием остальных сфер общества. От правового воспитания не будет должного эффекта, если оно сочетается с многочисленными нарушениями закона, допускаемыми должностными лицами, бюрократизацией и коррумпированностью государственного аппарата, с фактическим отлучением большинства граждан от управления делами общества, со значительной диспропорцией в сфере распределения материальных благ.

1. Понятие правовой культуры, ее виды

2. Функции правовой культуры

| следующая лекция ==>
Понятие и принципы правопорядка | Понятие правовой культуры, ее виды
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2019-04-03 ; просмотров: 96 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники

Гарантии правопорядка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here