Гарантия органов местного самоуправления

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Гарантия органов местного самоуправления". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Глава III. Гарантии местного самоуправления (ст.ст. 12 — 14)

Глава III. Гарантии местного самоуправления

  • Статья 12. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
  • Статья 13. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
  • Статья 14. Судебная защита местного самоуправления
>
Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных.
Содержание
Устав Марьяновского муниципального образования Омской области (принят Советом депутатов Марьяновского района Омской области.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/15515965/59024ce80075e0ec41e6a94e1d33ae69/

Статья 82. Гарантии местного самоуправления в сфере его взаимоотношений с органами государственной власти Ульяновской области

Статья 82. Гарантии местного самоуправления в сфере его взаимоотношений с органами государственной власти Ульяновской области.

1. Органы городского самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Во взаимоотношениях с органами государственной власти Ульяновской области они вправе:

1) заключать договоры и соглашения, в том числе по передаче полномочий;

2) принимать участие в разработке и реализации областных программ и проектов;

3) обращаться в органы государственной власти с предложениями о создании совместных координационных, консультативных и иных рабочих органов — как временных, так и постоянно действующих;

4) требовать закрепления на законодательном уровне и в последующем соблюдать нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, а также принятия иных мер по обеспечению минимальных государственных социальных стандартов для членов городского сообщества;

5) обжаловать в установленном законом порядке правовые акты областных органов государственной власти, акты и действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих права местного самоуправления;

6) самостоятельно осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.

2. Органы местного самоуправления обладают правом обращаться с законодательной инициативой в Законодательное Собрание Ульяновской области. Порядок реализации данного права определяется законодательством Ульяновской области.

>
Гарантии осуществления местным самоуправлением отдельных государственных полномочий
Содержание
Устав города Ульяновска

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/15306690/c0750873211da98ff5f0e973a879be11/

Понятие и система гарантий местного самоуправления

Гарантии местного самоуправления

– это важнейшие и необходимые условия обеспечения и защиты прав местного самоуправления по осуществлению задач и функций в интересах населения муниципального образования.

Система гарантий местного самоуправления закреплена муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.

Система гарантий местного самоуправления может быть упорядочена по ряду классифицирующих признаков.

Система гарантий:

1. Общие гарантии — это экономические, политические, духовные устои и ценности общества, которые служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления; обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления; создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления:

А) Экономические гарантии местного самоуправления определяются экономическая системой всего общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая муниципальную собственность, их равная правовая защита.

Б) Политические гарантии местного самоуправления – это политико-правовой режим нашего государства; система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разграничение предметов ведения между органами государственной власти и местного самоуправления; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина.

В) Духовные гарантии местного самоуправления — система духовных ценностей и ориентацией деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания гражданина и общества.

2. Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления – это правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, а также правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления в нормативных актах, принимаемых непосредственно органами местного самоуправления (положения, уставы и др.).

А) Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления:

· — Признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с другими формами собственности. (ст.8 Конституции РФ)

· — Возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов (ст.9 Конституции РФ)

· — Передача необходимых материальных и финансовых средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

· (ст. 132 Конституции РФ)

· — Самостоятельность решения населением, органами местного самоуправления вопросов муниципальной собственности: владения, пользования, распоряжения объектами муниципальной собственности (ст.ст.130 и 132 Конституции РФ)

· — Право органов местного самоуправления самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность

· — Финансовая самостоятельность МС гарантируется правом органов МС самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет

· — Обеспечение минимальных местных бюджетов органами государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов

· — Органы МС вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, утверждают их уставы, определяя цели, условия и порядок деятельности. Назначают и увольняют их руководителей.

· — Органы МС имеют право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

· — Органы МС вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, устанавливать местные налоги, сборы, а также льготы по их оплате.

· — ОМС вправе, в установленном законом порядке и интересах населения, осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Б) Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность МС:

· Органы МС не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ)

Читайте так же:  Срочная выплата накопительной части пенсии как получить

· Структура органов МС определяется населением самостоятельно (ст.131 Конституции РФ)

· Изменение границ территорий, на которых осуществляется МС, допускается с учетом мнения населения муниципального образования

· Запрет ограничений прав МС, закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами. (ст.133 Конституции РФ)

· Конституция РФ, Федеральные законы и основанные на них законодательные и иные правовые акты субъектов РФ устанавливают пределы контроля государственных органов за деятельностью органов МС

· Запрет образования органов МС и назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами

· Закон закрепляет предметы ведения и определяет вопросы местного значения, отнесенные к компетенции органов МС.

· Право муниципальных образований иметь собственную символику, отражающую исторические, культурные, социально — экономические, национальные и иные местные традиции.

В) Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные акты, исполнительные и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных на защиту нарушений прав местного самоуправления и предупреждение таких нарушений.

В соответствии со ст.133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации наделено правом на судебную защиту.

Деятельность суда в сфере местного самоуправления имеет два направления:

1. Судебный контроль при решении вопросов об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, а также физическими и юридическими лицами;

2. Защита местного самоуправления от неправомерных действий государственных и иных органов власти, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, а также юридических и физических лиц.

Основания обращения в суд:

1. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

2. В случае не достижения согласия при передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность спор по заявлению сторон разрешается судом ;

3. Необоснованный отказ государственных органов в регистрации уставов муниципальных образований по жалобе гражданина или органа местного самоуправления решается в судебном порядке

4. При нарушении конституционного права граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, суд отменяет незаконный акт органов и должностных лиц и восстанавливает нарушенное право:

— в суд могут быть обжалованы решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, такие дела рассматриваются в 5 –дневный срок, если требуется дополнительная проверка – в 10-дневный срок, а поступившие в день выборов – незамедлительно (ст.5.1-5.25 КоАП РФ);

— дела о проведении предвыборной агитации в период ее запрещения; распространении анонимных материалов и другие нарушения избирательных прав граждан – ст.ст.40 1 –40 13 КоАП РФ – рассматриваются судьей единолично;

— ст.ст.141, 142 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за соответственно воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и за заведомо неправильный подсчет голосов.

5. Неисполнение решения по вопросам местного значения, принятого на местном референдуме, а также на собраниях (сходах) граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий ( ст.193 3 КоАП РФ – штраф – до 20 МРОТ).

Иные правовые формы защиты прав местного самоуправления:

1. Право обращения органов и должностных лиц местного самоуправления к органам и должностным лицам государственной власти по вопросам защиты прав местного самоуправления. Эти обращения подлежат обязательному рассмотрению с мотивированным ответом.

Органы МС могут обращаться также к администрациям предприятиям, учреждениям, организациям, которые обязаны рассматривать эти обращения.

2. Обращения в правоохранительные органы, так как правовая защита МС гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов, которые осуществляют это в силу своих полномочий:

— Прокуратура РФ- надзор за соблюдением законодательства о МС;

— Министерство Юстиции РФ — юридическая экспертиза правовых актов по вопросам МС, принимаемых по вопросам местного самоуправления.

3. Право муниципальных образований объединятся в ассоциации и союзы, главная цель которых координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление прав и интересов МС.

4. Правовая защита МС осуществляется также путем принятия федеральных и региональных программ развития МС.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 2689 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/17_120835_ponyatie-i-sistema-garantiy-mestnogo-samoupravleniya.html

Государственная гарантия местного самоуправления

Местное самоуправление согласно Европейской хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя.

Принцип местного самоуправления, гласит ст. 2 Хартии, должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.

Конституция РФ, определяя Российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма.

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Конституция РФ, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.

Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления.

Читайте так же:  Проверить начисления компенсационных выплат

Принцип местного самоуправления должен быть закреплен в конституциях (уставах) субъектов Федерации, которые, признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории и определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления.

http://be5.biz/pravo/m023/90.html

Гарантии местного самоуправления

Одно из важнейших условий оптимального развития местного самоуправления – законодательное закрепление гарантий осуществления права на местное самоуправление. Гарантии местного самоуправления — это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту прав на местное самоуправление. Запрещается любое ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другими федеральными законами.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» федеральные гарантии избирательных правграждан являются основополагающими в системе гарантий местного самоуправления и включают в себя основные права граждан РФ:

  1. на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
  2. избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
  3. на равный доступ к муниципальной службе;
  4. обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

В рамках ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлены организационно-правовые гарантии местного самоуправления.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в пределах их полномочий обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ.

http://be5.biz/pravo/m021/33.html

Гарантии местного самоуправления

Правовое регулирование гарантий местного самоуправления

Под гарантиями местного самоуправления следует понимать совокупность фактически сложившихся условий, предпосылок, обеспечивающих становление и развитие местного самоуправления. Условия эти имеют и субъективный, и объективный характер.

Гарантии местного самоуправления определены Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г., 2003 г.), «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», Налоговым и Бюджетным кодексами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о собраниях и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и т. д.

Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

Виды гарантий местного самоуправления и их реализация

В статье 133 Конституции Российской Федерации закреплены такие важнейшие гарантии, как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Из этого следует, что гарантии местного самоуправления можно разделить на политические, экономические, организационные и правовые.

Политическая гарантия состоит в том, что в Конституции РФ выражена политическая воля о признании местного самоуправления как института общества, обеспечивающего участие граждан в управлении общественными и государственными делами с использованием форм прямой и непосредственной демократии.

Политический характер имеют, например, ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции РФ, устанавливающие нормы о народовластии и формах его осуществления, ч. 2 ст. 8, признающая и защищающая муниципальную собственность, ст. 12, гарантирующая местное самоуправление, и т. д.

Как раз в политической воле и заложена политическая гарантия, т. е. условие, при котором возможны становление и развитие местной публичной власти. Из этого следует, что и нормы муниципального права, призванные регулировать отношения в системе местной публичной власти, обусловлены политической волей, закрепленной в Конституции РФ.

Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.

Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении и другими нормативными правовыми актами.

Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.

Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.

Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления, обязательностью их выполнения и ответственностью за их невыполнение или ненадлежащее исполнение.

Статья 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.) устанавливает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 7; ч. 7 ст. 24; ч. 7 ст. 25 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.).

Читайте так же:  Отказ в признании малоимущими
Видео (кликните для воспроизведения).

Такой подход ставит всех физических и юридических лиц в рамки правового поля, определяемого местным самоуправлением на основе действующего законодательства.

Одной из правовых гарантий является обязательность рассмотрения органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и принятия по ним решений.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.), законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении наделяют представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Законодательная инициатива гарантирует решение задач местного значения путем принятия законов, приближенных к интересам граждан и жизненной ситуации и учитывающих местные условия и национальные особенности.

Не менее важной в условиях становления правового государства является гарантия судебной защиты местного самоуправления.

Согласно ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Действуют ли в этой части правовые гарантии местного самоуправления? Изучение практической деятельности органов местного самоуправления свидетельствует о том, что они действуют там, где используются нормы Конституции РФ и Закона «Об общих принципах…».

Так, Иркутский областной суд 31 мая 1995 г. удовлетворил иск депутата Иркутской городской Думы и мэра г. Иркутска по вопросу недействительности частично ст. 32 Закона Иркутской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Иркутской области».

Недействительными признаны следующие положения названного Закона:

«1… Главное финансовое управление и финансовые управления в городах и районах области составляют систему органов управления финансами области. Главное финансовое управление: а) направляет деятельность финансовых органов в городах и районах на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сферы, создание финансовой базы для комплексного социально-экономического развития городов и районов области.

2. В целях обеспечения проведения единой финансовой политики на территории области Главное финансовое управление осуществляет координацию деятельности финансовых управлений в городах и районах области.

Начальник Главного финансового управления области назначает на должность и освобождает от должности начальников Финансовых управлений городов и районов области по представлению исполнительно-распорядительных органов городов и районов области.

Начальник Главного финансового управления области определяет предельную численность работников финансовых управлений городов и районов в пределах установленной Министерством финансов РФ численности работников и фонда оплаты труда, сметы расходов на содержание областного аппарата и аппаратов финансовых управлений городов и районов области в пределах выделенных ассигнований.

Главы местного самоуправления городов и районов области вправе увеличивать численность работников финансовых органов за счет средств местных бюджетов.

4. Положения о финансовых управлениях городов и районов соответствующих территорий утверждаются начальником Главного финансового управления области по согласованию с главами исполнительно-распорядительных органов соответствующих территорий».

Законодательный орган области принял закон, противоречащий Конституции РФ. Своевременная реакция органа местного самоуправления по направлению иска в областной суд имела положительный результат.

Общеизвестным с точки зрения обеспечения гарантий местного самоуправления является постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике». На основе указанного Закона в Удмуртской Республике были ликвидированы избранные населением на 4 года органы местного самоуправления, нарушены конституционные гарантии граждан на осуществление местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционными положения гл. 4 названного Закона Удмуртской Республики, согласно которой полномочия представительных органов местного самоуправления передавались объединенным Советам депутатов, а избранные главы администраций назначались и освобождались Президиумом Государственного Совета. Нарушенное право было восстановлено Конституционным Судом.

Выполнение всех названных гарантий открывает широкий простор для реализации местного самоуправления.

http://be5.biz/pravo/m002/14.html

Гарантии местного самоуправления

Государственная гарантия МСУ.

Сочетание коллегиальности и единоначалия в МСУ.

Гласность МСУ.

Гласность – важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечиваются демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Реализация принципа гласности в работе органов МСУ означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

К формам обеспечения гласности в работе ОМСУ относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т. п.

Для обсуждения ВМЗ, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц МСУ могут проводиться собрания граждан. Публичные слушания.

Руководство местной администрацией осуществляет глава местной администрации на принципах единоначалия.

В организации и деятельности представительного органа МСУ проявляются коллегиальные начала: данный орган является коллегиальным, численный состав его определяется уставом МО, и свои решения принимает в коллегиальном порядке.

Как уже говорилось, в РФ признается и гарантируется МСУ (ст. 12 Конституции РФ). Гарантии осуществления МСУ определяются в Законе № 131-ФЗ, других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов Федерации.

Реализация рассматриваемого принципа означает, что:

– государство берет на себя обязанность обеспечить осуществление МСУ на всей территории РФ (в городских, сельских поселениях и в других МО);

– государство гарантирует самостоятельность МСУ в решении вопросов, отнесенных к его ведению;

– государство создает необходимые финансово-экономи-ческие, организационно-правовые и иные условия и предпосылки формирования и развития МСУ и его правовой защиты.

Гарантия в переводе с французского garantir означает «обеспечивать».

Система гарантий прав МСУ,

закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает в себя:

Читайте так же:  Нет ветеранских выплат за январь

Общие гарантии Специальные гарантии

Экономические Собственно юридические, правовые

В качестве общих гарантий прав МСУ можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:

– служат предпосылками стимулирования развития МСУ;

– обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов МСУ;

– создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов МСУ.

Экономической гарантией МСУ служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы: свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические гарантии МСУ – это политико-правовой режим нашего государства: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы МСУ; самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.

Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др.

Специальные (юридические, правовые) гарантии МСУ представляют собой систему правовых средств, установленных Конституцией РФ, федеральными и региональными законами, уставами МО для обеспечения надлежащего осуществления МСУ, соблюдения и защиты прав граждан на его осуществление.

Среди них можно выделить:

Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность МСУ:

1) закрепляемое статьей 12 Конституции РФ положение о том, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти;

2) самостоятельность определения населением структуры органов МСУ (ст. 131 Конституции РФ);

3) организационная самостоятельность МСУ, его обособление в системе управления;

4) собственная компетенция органов МСУ, которой они наделяются в целях самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач;

5) право МО иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции;

6) учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется МСУ (ст. 131 Конституции РФ).

Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность МСУ:

1) органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности;

2) органы МСУ вправе в соответствии с законом создавать организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации;

3) соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть переданы органам МСУ;

4) органы МСУ вправе самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, кроме того, они устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате;

5) органам МСУ принадлежит право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты.

Судебная и иные правовые формы защиты МСУ.

Конституционное право МСУ на судебную защиту играет особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту МСУ.

Роль суда в сфере обеспечения правовой защиты МСУ двояка:

– во-первых, защита МСУ от неправомерных действий государственных органов власти, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, юридических и физических лиц;

– во-вторых, судебный контроль при решении вопросов об ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11168 — | 7526 — или читать все.

http://studopedia.ru/2_20701_garantii-mestnogo-samoupravleniya.html

Гарантии местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется государством.

Обеспечение гарантий прав местного самоуправления является важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления. Целевое значение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами: организационную и экономическую, финансовую и имущественную самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения; защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их реализации.

Система гарантий прав местного самоуправления, закреп­ляемая муниципальным правом, охватывает всю совокуп­ность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и пра­вовую защиту. Она включает: общие гарантии, к которым отно­сятся экономические, политические и специальные (собственно юридические) гарантии.

Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономичес­ких, политических условиях, которые, выступая в качестве важ­нейших основ жизнедеятельности граждан в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на про­цесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономичес­кие, политические отношения, духовные устои и ценности обще­ства, которые:

– служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;

– обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;

– создают реальные возможности для наиболее полной реали­зации норм, устанавливающих компетенцию органов мест­ного самоуправления.

Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринима­тельства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические гарантии: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей; народовластие, осуществляемое непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий и др.

Духовные гарантии: система духовных ценностей и ориентаций; уровень культуры и правосознания.

Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления: правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления как федерального уровня и уровня субъектов Федерации, так и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

1) Закрепляемое ст. 12 Конституции РФ положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2) Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ).

Население вправе непосредственно, например, путем референдума, а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.

3) Организационная самостоятельность местного самоуправ­ления, его обособление в системе управления государством и обществом. Это означает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, формирование органов местного самоуправления, кадровая политика нахо­дятся в ведении муниципальных образований (с учетом особенностей назначения глав местных администраций, установленных новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Читайте так же:  Юристы по правам инвалидов

Правовая регламентация муниципальной службы, включаю­щая требования к должностям, статусу муниципального служаще­го, уставу и порядку прохождения муниципальной службы, управлению службой, которые определяются уставом муниципального образова­ния в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов Федерации.

4) Собственная компетенция органов местного самоуправле­ния, которой они наделяются в целях самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач.

5) Право муниципальных образований иметь собственную сим­волику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исто­рические, культурные, социально-экономические, нацио­нальные и иные местные традиции.

6) Учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции РФ). При этом в Федеральном законе уста­навливаются процедуры получения согласия населения при решении во­просов изменения границ муниципального образования.

К числу гарантий самостоятельности местного самоуправления следует отнести и пределы контроля органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления, которые обусловлены организационной самостоятельностью органов местного самоуправления. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Досроч­ное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выбор­ного должностного лица возможно по ре­шению законодательного (представительного) органа государст­венной власти субъекта Федерации с соблюдением особой процеду­ры, установленной Федеральным Законом «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления».

Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется соответственно федеральными законами и зако­нами субъектов Федерации.

Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного само­управления

Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих материальных, финансовых ресур­сов, которые должны быть соразмерны тем полномочиям, которые законодательно закрепляются за органами местного самоуправления.

К гарантиям финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления отно­сятся:

1) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственно­стью;

2) органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, а также ликвидировать и реорганизовывать их;

3) органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;

4) органы государственной власти обязаны финансировать отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления;

5) право органов местного самоуправления выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена правовая основа местного самоуправления; обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления; полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления; порядок осуществления исполнительно-распорядительных и контроль­ных полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления, который допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Также установлено, что права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления населения или органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, – уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены гарантии в отношении уставов муниципальных образований, порядок их регистрации в органах юстиции и основания для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено фундаментальное право местного самоуправления на судебную защиту.

Правовая защита гарантируется деятельностью прокуратуры РФ, которая осуществляет надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении и права населения на местное самоуправления, и Министерством юстиции РФ, которое проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственно власти субъектов РФ, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

Обеспечению правовой защиты местного самоуправления слу­жит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных) – координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов.

Для обеспечения их взаимодействия с фе­деральными органами государственной власти и международны­ми организациями органов местного самоуправления советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Вступление России в 1996 г. в Совет Европы и ратификация в 1998 г. Европейской хартии местного самоуправления дают до­полнительные международные гарантии прав местного само­управления в Российской Федерации. Российская делегация, в состав которой входят представители органов местного самоуправления, участвует в работе Конгресса местных и региональных властей Европы, который осуществляет, в том числе, и мониторинг реализации положений Европейской хартии местного самоуправления.

Таким образом, гарантии местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом органами государственной власти гарантируется право на судебную защиту, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; право на муниципальную собственность, местный бюджет, местные налоги и сборы, составляющие его экономическую основу.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://3ys.ru/munitsipalnoe-pravo-rossii/garantii-mestnogo-samoupravleniya.html

Гарантия органов местного самоуправления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here