Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Статья 39 Конституции России

Текст Ст. 39 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Комментарий к Ст. 39 Конституции Российской Федерации

1. В статье 7 Конституции РФ предпринята попытка дать определение социального государства через направленность его политики, результатом проведения которой должно стать создание условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда следует невозможность выявления, корректировки степени или уровня социальности государства. И если Конституция РФ содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом фундаменте построить здание, именуемое «правовым государством», то для формирования «социального государства» таких «кирпичиков» явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем, конституционном уровне, но и в международном праве (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). Россия, как социальное государство, берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Социальное обеспечение как комплекс общественных отношений — понятие собирательное, оно включает все возможные правомочия гражданина в этой сфере. Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения (пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, различных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, предоставление им социальных услуг). Поэтому право на социальное обеспечение не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане, но не в практическом аспекте. Приведенный перечень рисков соответствует Конвенции МОТ «Минимальные нормы социального обеспечения» (1952), и положения ч. 1 ст. 39 должны быть отнесены к числу норм, регулирующих права и свободы человека и гражданина. В данном случае речь не идет о социальной защите (включая социальное обеспечение) в целом как комплексе вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Такой подход заложен и в положении Конституции об установлении федеральным законом минимального размера оплаты труда (хотя трудовое законодательство отнесено к совместному ведению).

Социальное обеспечение — одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории России, по общему правилу основано на ратифицированных международных и межправительственных договорах*(175).

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации — с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

Центральный субъект социальной защиты — государство. Человек, нуждающийся в социальной защите одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основными формами социальной защиты являются:

законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

регулирование доходов и расходов населения;

целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

1) поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;

2) заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

3) патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

2. Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с посл. изм. и доп.)*(176), граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению, имеют право на социальное обслуживание.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного*(177) и негосударственного секторов социального обслуживания. Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»*(178), функции по определению Перечня гарантированных государством социальных услуг переданы органам исполнительной власти субъектов РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территориях данных субъектов РФ.

Социальные пособия представляют собой денежные выплаты, предоставляемые в целях компенсации временно утраченного заработка либо дополнения трудовых и иных законных доходов лиц (семей) в целях социальной поддержки при повышенных расходах, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей. Установлены различные виды пособий, например:

по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т.п.);

по беременности и родам;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

единовременное пособие по случаю рождения ребенка;

пособия гражданам, имеющим детей;

пособие по безработице;

пособие на погребение.

В настоящее время регулирование социальных пособий не упорядочено, состоит из множества законов и иных нормативных правовых актов. Законодательная практика свидетельствует о возможности кодификации норм, составляющих такой институт социальной защиты, как пособия. Так, в 1995 г. были кодифицированы нормы, регулирующие вопросы предоставления пособий беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, путем принятия Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»*(179).

В настоящее время в России проводится реформирование системы пенсионного обеспечения в соответствии с Концепцией пенсионной реформы 1997 г., которая предусматривает меры развития существующих форм пенсионного обеспечения путем установления трехуровневой системы пенсионного обеспечения*(180).

Первый уровень — социальная пенсия, которая унифицирована по размерам и условиям и должна предоставляться за счет общих налоговых поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто не имел возможности накопить средства для проживания в старости и не располагает иными источниками существования.

Второй уровень — обязательная накопительная пенсия, выплачиваемая всем работавшим по найму. Она финансируется самим работником за счет отчислений от зарплаты и инвестиционного дохода; обязательна для всех работников моложе 30 лет.

Читайте так же:  Льготы после смерти ветерана вов

Третий уровень — дополнительные пенсионные системы, включающие обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и добровольные личные взносы работников.

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

Какие социальные права гарантирует Конституция

12 декабря отмечает 25-летие главный документ страны – Конституция Российской Федерации. «Солидарность» решила напомнить о фундаментальных социальных основах, заложенных в Конституции. Именно они позволяют говорить о том, что Россия – социальное государство.

Наиболее общее положение относительно прав и свобод гражданина сформулировано, пожалуй, во 2-й статье Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Первая часть статьи 7 определяет Россию как социальное государство. Это значит, что государственная политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Вторая часть статьи 7 более конкретна. В ней определено, что под охраной государства находятся труд и здоровье россиян. В стране устанавливается гарантированный МРОТ, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Кроме того, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии соцзащиты.

В статье 39 говорится, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. При этом каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституцией также поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Интересна также вторая часть статьи 38. В ней прописана ответственность трудоспособных детей, достигших 18 лет, за заботу о нетрудоспособных родителях.

Бесплатные для граждан здравоохранение и образование гарантированы Конституцией. Речь о здравоохранении ведется в статье 41, по которой каждый российский гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Причем медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Об образовательных гарантиях рассказывает статья 43. В ней подчеркивается, что право на образование в России имеет каждый. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. А на конкурсной основе каждый может получить высшее образование в госучреждениях.

Профессиональные союзы выделены в Конституции отдельной строкой, среди прочих общественных организаций. Вот что говорит на эту тему статья 30, часть 1: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».

Конституция гарантирует право на труд, причем во второй части статьи 37 прямо говорится о запрете принудительного труда. В первой части этой статьи прописаны условия труда, правда, в самом общем виде. Так, каждый гражданин вправе рассчитывать на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. А еще гарантировано право на защиту от безработицы и на отдых, включая выходные, праздничные дни и отпуск.

Важное значение для профсоюзов имеет еще одно положение статьи 37. В ней признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

В статье 31 прописаны практически все популярные формы протестных действий. Граждане РФ имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. О возможности защиты своих прав и свобод говорится и в статье 45. Там же отдельно подчеркивается, что государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в России.

Социальная пенсия

Социальная пенсия – один из трёх видов пенсионного обеспечения российских граждан. Данное понятие появилось сравнительно недавно – после реформы 2015 года. Рассмотрим, кому полагаются социальные выплаты, их размер, разберём процедуру назначения, а также ряд сопутствующих нюансов.

Сроки назначения социальной пенсии в России

Социальные выплаты пенсионерам назначаются с того месяца, в который он обратился в органы ПФ с соответствующим заявлением. Например, гражданин подал документы на рассмотрение 20 сентября, то и пенсия ему будет начислена с 1 числа того же месяца. Выплаты за ранее пропущенные месяцы, между обретением права на пенсию, и обращением за её назначением, законом не предусмотрены. Из этого правила есть два исключения.

Выплаты за прошедшие месяцы положены лицам:

  • Получавшим ранее пенсию по инвалидности, но её выплаты прекратились в связи с наступлением установленного пенсионного возраста.
  • Детям-инвалидам, если социальные выплаты прекращены по достижении ими совершеннолетия.

В перечисленных ситуациях, независимо от времени обращения гражданина в ПФ за назначением пенсии по новым мотивам, ему положены выплаты за истёкшие месяцы.

Способы доставки

Выплаты социальных пенсий производятся ежемесячно, в соответствии с установленным ПФ графиком. При заполнении пенсионных документов в офисе ПФ, гражданин указывает, какой способ доставки выплат для него предпочтителен.

  1. Перечисление положенной суммы на личный банковский счёт или пластиковую карту.
  2. Пересылка денежным переводом через почтовое отделение. При этом человек может получать пенсию лично в почтовом отделении, либо её будут приносить ему на дом.
  3. С помощью специализированной организации, занимающейся доставкой.
  4. Через своего официального представителя. Для этого он должен иметь нотариально заверенную доверенность от пенсионера.
Читайте так же:  Как увеличить пенсию по инвалидности 2 группы

Несовершеннолетним получателям социальных выплат деньги перечисляются на денежные счета в банке, либо выдаются на руки их опекунам.

Что такое социальная пенсия

В результате очередной реформы, которая была проведена в 2013-15 годах, все пенсионные выплаты в нашей стране были разделены на три вида:

Первая зависит от стажа работы и накопленных индивидуальных баллов ИПК. Накопительная формируется из отчислений на отдельный счёт в государственном ПФ или в частных фондах.

Социальная пенсия предназначается для материального обеспечения наиболее незащищённых слоёв населения. Она не зависит от величины стажа, размера отчислений в пенсионные фонды.

Для её назначения следует соответствовать иному критерию: иметь стойкую нетрудоспособность вследствие инвалидности, пожилого или несовершеннолетнего возраста.

Выплаты социальных пенсий производятся ежемесячно, в соответствии с установленным графиком. В отдельных случаях допускается одновременное начисление социальной пенсии совместно с другими разновидностями пенсионных выплат. На начало 2019 года получателями социальных пенсий в РФ являлись порядка 43 миллионов человек.

Оформление социальных пенсий

Исключительным правом назначать социальные пенсии обладает единственное госучреждение – Пенсионный фонд.

Необходимые документы

Для оформления выплат, человек, претендующий на них, должен предъявить сотрудникам ПФ документы, подтверждающие правомочность его обращения. Их полный перечень выглядит следующим образом:

Когда оформлением пенсионных документов занимается представитель будущего получателя выплат, он должен предъявить следующие документы:

  • Паспорт.
  • Документ, делегирующий ему право представления. Это документ, подтверждающий отцовство/материнство, усыновление, установление опёки.

Куда обращаться

Обращаться за оформлением пенсионных платежей следует в отдел пенсионного фонда, по месту регистрации гражданина. Если человек не имеет постоянной прописки, это не лишает его права на пенсию. Он может обратиться в отделение фонда по месту временной регистрации или фактического проживания. Сделать это можно в любые сроки, после наступления права на получение пенсии. На этот счёт законодательство не устанавливает никаких временных лимитов.

Подать заявление и все сопутствующие документы можно несколькими способами:

  1. При личном посещением отделения ПФ.
  2. Через официального представителя.
  3. Заказным почтовым отправлением.
  4. При помощи районного МФЦ.
  5. Через онлайн-портал «Госуслуги».

На что надо обратить внимание?

Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.

«Если повышение пенсионного возраста — мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, — то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.

Если повышение пенсионного возраста необходимо, то.

— Почему бюджет страны профицитный?

— Что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же — не более 30-35 процентов?

— Кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания.

— Кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?

— Лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?

Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Последние новости об индексации и повышении социальной пенсии в 2020 году

Индексация социальных пенсий планируется проводить и в дальнейшем. Так, по заявлению вице-премьера, отвечающего за социальную политику государства, Т. Голиковой, очередное повышение социальных выплат произойдёт в апреле 2020 года. На этот раз их размер вырастет на 7%. Повышение коснётся всех категорий пенсионеров – инвалидов, пенсионеров по старости и лиц, потерявших кормильца.

Что говорят юристы?

Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т. д. — ч. 2 ст. 39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону.

Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат — как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.

«В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания», — резюмировал Владимир Мазаев.

Что случилось?

Через четыре дня после объявления о повышении пенсионного возраста — 18 июня — по социальным сетям начали распространяться копии поста «юриста Виталия Михайловича Митина», в котором утверждается, что пенсионная реформа противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, где «четко и ясно предусмотрено (запрещено)»: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», — и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ («Все равны перед законом…»).

Автор утверждает, что право граждан на пенсию «отменяется в сторону ухудшения», а дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах. Действия правительства автор текста расценил как попытку «попутно серьезно изменить Конституцию».

Популярные вопросы

Рассмотрим несколько вопросов, возникающих у граждан относительно социальных платежей.

Какова сумма минимальной социальной пенсии?

Наименьшая величина социальных выплат, установленная законодательными нормативами – 40% от среднего размера пенсии. Она полагается членам семей сотрудников силовых структур (ВС, МВД, ФСБ, МинЧС), умерших от последствий травмы или болезни, полученной при исполнении служебных полномочий.

Когда повысят социальную пенсию?

Повышение социальных пенсий производится ежегодно, в апреле-месяце. Последнее повышение произошло 1.04.2020 года, а следующее планируется провести в апреле 2020.

Читайте так же:  Условия получения пособия по временной нетрудоспособности

Доставка пенсий несовершеннолетним пенсионерам

Перечисление пенсии детям несовершеннолетнего возраста осуществляется двумя основными способами:

  • Перечислением на банковский счёт, открытый на его имя.
  • Выдаются в виде наличности их официальным представителям, уполномоченным действовать от лица ребёнка. Это опекуны, родители, усыновители.

Размер социального пособия неработающим пенсионерам в Москве в 2020 году

Социальная пенсия в Москве, согласно действующему законодательству, начисляется по той же схеме, что и в остальных регионах. Однако, в столице действует региональная социальная доплата для неработающих пенсионеров, если их общая величина дохода менее установленного размера в 17,5 тысячи рублей. Доплата производится из муниципального бюджета, а её размер таков, чтобы пенсия гражданина не была ниже минимального порога в 17,5 тысячи. Право на доплату получает каждый пенсионер, проживший в столице свыше 10-ти лет.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом каким?

Конституция (статья 39). О каком законе идет речь?

Это не один Закон, это множество законов, гарантирующих реализацию прав граждан, закрепленных в ст. 39 Конституции РФ. Подробно можно читать комментарии к этой статье: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-39-krf (например, здесь).

Речь идет о следующих законах:

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ

«О страховых пенсиях»

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ

«О государственной социальной помощи»

Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ

«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

Закон РФ от 15.01.1993 N 4301-1

«О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»

Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ

«О погребении и похоронном деле»

Статья 10. Социальное пособие на погребение.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018)»О страховых пенсиях»

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ

(ред. от 07.03.2018)

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ

(ред. от 07.03.2018)

«О государственной социальной помощи»

Государственная пенсия – это ежемесячные денежные выплаты из средств федерального бюджета узким категориям граждан. Согласно ФЗ-166 «О государственном пенсионном обеспечении РФ», в первую очередь право воспользоваться такими привилегиями имеется у следующих групп:

жертв техногенных и радиационных катастроф;

других лиц, определенных законом. Далее Социальная выплата положена гражданам РФ от государства в определенных случаях и предназначена для материальной поддержки конкретного лица или членов его семьи.

Средства выделяются безвозмездно в следующих случаях:

Для частичного или полного возмещения временно утраченного дохода (пособие по безработице, по случаю временной утраты трудоспособности, по беременности и родам и др.).

Оказания финансовой поддержки при росте расходов (помощь по случаю рождения ребенка, на погребение, семьям с детьми до 16 лет, и др.).

Социальное пособие служит формой государственного соцобеспечения населения и регламентируется федеральным законодательством. Главная

Социальные выплаты и пособия

Что такое государственные социальные выплаты

Характерные признаки социальных пособий

Федеральные и региональные социальные выплаты

Кто может претендовать на пособия

Социальные выплаты в РФ

Виды пособий в России

Порядок оформления социальных выплат

В какие органы обращаться для оформления

Перечень необходимых документов

Видео (кликните для воспроизведения).

Размеры и порядок выплат

Изменения в 2018 году

Мгновенная консультация юриста

Что такое государственные социальные выплаты

Социальная выплата положена гражданам РФ от государства в определенных случаях и предназначена для материальной поддержки конкретного лица или членов его семьи.

Средства выделяются безвозмездно в следующих случаях:

Для частичного или полного возмещения временно утраченного дохода (пособие по безработице, по случаю временной утраты трудоспособности, по беременности и родам и др.).

Оказания финансовой поддержки при росте расходов (помощь по случаю рождения ребенка, на погребение, семьям с детьми до 16 лет, и др.).

Социальное пособие служит формой государственного соцобеспечения населения и регламентируется федеральным законодательством.

Характерные признаки социальных пособий

Пособие отличается от других видов социальных платежей тем, что денежные средства перечисляются льготнику напрямую и не зависят от вида соцподдержки или льготной категории заявителя.

Данный вид платежа обладает определенными особенностями:

это всегда государственные денежные выплаты;

предоставляется определенным категориям населения в случаях, указанных в законодательных актах РФ;

выплачивается из федерального или регионального бюджета;

назначается ежемесячно и выплачивается периодически или единовременно;

рассчитывается либо на основе индивидуального заработка, либо устанавливается в твердом размере;

имеет целевой характер выделения средств;

назначается по принципу нуждаемости заявителя. В случае, когда основания для постоянной поддержки больше нет, выделение денежных средств прекращается.

При назначении социальных выплат учитывают следующие факторы:

Состояние здоровья или определенные жизненные обстоятельства Болезнь, травма, беременность и др.

Особенности ведения быта Нуждаемость в жилплощади

Изменения в социальном статусе Увольнение, рождение детей и др.

Каждый из приведенных факторов может быть основанием для обращения за поддержкой от государства.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Федеральные и региональные социальные выплаты

Условия назначения федеральных выплат прописаны в федеральном законодательстве РФ. Право на получение средств имеют все указанные в федеральных законах категории льготников, независимо от региона проживания.

Во многих случаях федеральное пособие является существенным дополнением к основному доходу льготника, а иногда и единственным источником средств для жизни.

Федеральные выплаты в России назначаются:

Гражданам, имеющие определенные заслуги перед государством (звание или награды): Герой СССР, РФ, Почетный донор России.

Лица, получившие общегосударственный статус: ветераны и инвалиды труда, реабилитированные граждане, работники тыла, безработные и др.

Федеральные платежи финансируются из средств федерального бюджета. Деньги выделяются по целевому признаку соответствующим министерствам и ведомствам, которые распределяют бюджет на календарный год.

Региональные платежи устанавливаются в каждом регионе самостоятельно местной администрацией. Выделение средств происходит за счет бюджетов регионов и поэтому могут отличаться величиной или вообще отсутствовать в некоторых областях (крае).

Региональная помощь предназначена лицам, наиболее нуждающимся в дополнительных мерах соцподдержки органов власти. Например, пенсионеры, ветераны труда, граждане, имеющие большой трудовой стаж.

Отдельные виды поддержки выплачиваются непосредственно работодателем заявителя. В дальнейшем эти средства компенсируются за счет средств государства.

Кто может претендовать на пособия

Такая социальная выплата предназначена в основном для граждан, которые потеряли трудоспособность или кормильца.

К ним относят лица следующих льготных категорий:

одинокие пенсионеры, неспособные больше трудиться;

многодетные семьи, при наличии детей до 18 лет (или до 23 лет — студентов дневного отделения);

лица, получившие инвалидность, в том числе дети;

дети в возрасте до 18 лет, у которых есть родители-инвалиды или пенсионеры;

дети, воспитывающиеся без одного родителя (отца или матери);

дети-сироты и дети до 18 лет, оставшиеся без родителей;

граждане, имеющие государственные знаки отличия (звания, награды);

студенты дневного отделения, имеющие детей;

лица, ухаживающие за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом;

беременные женщины и находящиеся в декрете;

лица, попавшие под сокращение на предприятии.

Всем вышеуказанным категориям населения государство гарантирует выделение средств из федерального бюджета. Власти в регионах не могут отменять данные привилегии.

Социальные выплаты в РФ

Все социальные выплаты и пособия в РФ можно классифицировать по различным признакам:

Читайте так же:  Компенсационные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение

Исходя из целевой направленности

компенсируют полностью или частично потерю основного дохода;

предоставляются как дополнительная помощь

2. По продолжительности выделения средств

назначаются единоразово (единовременно);

выплачиваются ежемесячное (регулярно);

перечисляются один раз в год (выплаты донорам).

3. В зависимости от категорий получателей

для официально безработных граждан;

для граждан, имеющих работу.

Виды пособий в России

В целом можно говорить о трех основных видах соцподдержки от государства:

для граждан, имеющих основную работу;

для лиц, имеющих статус официального безработного;

для родителей, имеющих детей.

Пособие по безработице выплачивается граждан, которые официально зарегистрированы в центре занятости населения. Данный вид выплат назначается временно с целью ускорения трудоустройства граждан и ограничен по времени.

Размер платежей устанавливается индивидуально, государство определило только нижний и верхний пределы выплат. В 2018 году величина выплат составляет 850-4900 руб.

Пособие по временной трудоспособности назначается и выплачивается однократно при предъявлении листка нетрудоспособности. Трудоустроенный гражданин может получить деньги, только если работодатель платил взносы в ФСС. Официальным безработным возмещение назначают на бирже труда.

Пособие устанавливается в процентном соотношении к дневному заработку получателя средств. При расчете размера выплат учитывают срок страхового стажа заявителя.

Вообще это целый свод законов и подзаконных нормативных актов Как федерального так и регионального уровня. Для их ознакомления воспользуйтесь базой данных » Консультант плюс» Желаю удачи. В.

Вы бы написали, что вас конкретно интересует, т.к в указанной вами статье понимаются достаточно большое количество законов. Например касаясь вопроса о сущности социального обеспечения, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.12.1997 N 20-П* (486) отметил, что как таковое оно может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию.

В статье 39 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ речь идёт не о каком-то конкретном законе, ведь социальное обеспечение гарантируется государством целым рядом законов.

Речь идет об Основном законе российског о государства — Конституции РФ, а также ряде указанных ниже законах::

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ

«О страховых пенсиях»

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ

«О государственной социальной помощи»Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ

«О погребении и похоронном деле»

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Разбор: повышение пенсионного возраста против Конституции или нет?

Так противоречит ли Конституции России повышение пенсионного возраста, или нет? Об этом спорят на множестве форумов, в СМИ и в мессенджерах, рассылая публикацию юриста Виталия Митина «Увеличение пенсионного возраста против Конституции».

Давайте разберемся, что это — страшная правда, популизм или желание автора получить «хайп» на горячей теме, а у рассылающих это сообщение — желание показаться «самым умным» и «предупредить серый народ»?

Итак, «юрист Виталий Митин» пишет:

«В России началось бурное обсуждение законопроекта об увеличении пенсионного возраста для мужчин вместо 60 лет до 65 лет, а женщинам вместо 55 лет до 63 лет.

Чтобы обсуждать новый закон, то сначала нужно четко и ясно сказать, что новый закон это прямое нарушение Конституции РФ.

Читаем ч. 2 ст. 39 Конституции РФ: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Согласно п. 1 ст. 7 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено (предусмотрено): «Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет».

Но ведь согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ четко и ясно предусмотрено (запрещено): «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Безусловно, новым законом отменяются и умаляются права граждан России выходить на пенсию мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет. Подчеркиваю особо: отменяются эти права граждан в сторону ухудшения! А это уже не только прямое нарушение указанной ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о запрете отменять права граждан, но и прямое нарушение ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом…»

Оказывается, будущие пенсионеры, но граждане сегодняшней России будут, по новому закону, явно не равны сегодняшним гражданам-пенсионерам, что и есть прямое нарушение конституционных прав будущих пенсионеров о конституционном равенстве всех перед законом — новый антиконституционный закон серьезно (существенно) ущемляет права будущих пенсионеров.

Безусловно, нарушаются права человека, гарантированные в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Нарушается также и ч. 1 ст. 1 Конституции РФ о правовом государстве. Поэтому не должен быть принят новый закон без изменения Конституции РФ, то есть сначала надо изменить Конституцию — поотменять все указанные выше права граждан, а потом с чистого листа писать новый закон о пенсионном возрасте.

А согласно ст. 135 Конституции РФ парламент России (Федеральное Собрание) сам не может изменить указанные выше статьи Конституции из глав 1 и 2 Конституции, а в случае необходимости должно быть созвано Конституционное Собрание. А это уже очень серьезно!

В общем, получается, что правительство замахнулось попутно серьезно изменить Конституцию, но правду об этом скромно умалчивает, или вообще задумало обойти Конституцию, или даже само не замечает (что вполне вероятно, ведь юристов у нас не хотят даже слышать), что нарушает Конституцию.

Надеюсь, что на этот раз меня. юриста, услышат власти и Конституция РФ и права граждан России не будут нарушены!»

Так что же на самом деле — против Конституции такое решение правительства Медведева или все-таки нет?

На помощь нам приходят куда более продвинутые специалисты.

Читаем подробный разбор «Повышение пенсионного возраста противоречит Конституции».

«Почти сразу после объявления о грядущем повышении пенсионного возраста в России в социальных сетях появились посты с утверждениями, что объявленная правительством реформа противоречит основному закону Российской Федерации. Давайте разберемся, действительно ли это так.

Размеры социальной пенсии в России в 2020 году

Размер социальной пенсии в РФ устанавливается правительственным постановлением. Для разных категорий получателей различна и их величина, на январь 2020 года она составляла:

  • Инвалидам III группы полагается ежемесячная выплата 4 491,30 руб.
  • Инвалидам II группы, и людям, достигшим старческого возраста – 5 283,84 руб.
  • Инвалидам I группы – 10 567,73 руб.
  • Дети-инвалиды – 12 681,09 руб.
Читайте так же:  Педагоги дополнительного образования право на досрочную пенсию

Более сложен порядок исчисления пенсий по потере кормильца. За основу здесь берётся среднеустановленный размер выплат, который с 1 апреля составляет 5283 рубля.

  • Несовершеннолетний ребёнок сотрудника силовых структур, погибших при исполнении служебного задания, получают 200% от базовой величины страховой пенсии. Прочие члены семьи – 50%.
  • Несовершеннолетний ребёнок силовика скончавшихся вследствие болезни или травмы, полученной на службе – 150%. Прочие члены семьи – 40%.
  • Несовершеннолетние дети жертв техногенных катастроф получают 250%, при гибели обоих родителей. Остальные члены семьи погибшего – 125%.
  • Круглые сироты – 200% от базовой ставки социальной пенсии.

Индексация социальной пенсии

Размер социальной пенсии не является постоянной величиной, а ежегодно индексируется в соответствии с правительственными постановлениями. В последний раз индексация социальных пенсий производилась в апреле текущего, 2020 года. Постановлением №271 был утверждён коэффициент в размере 1,02 от базовой величины страховой пенсии.

В результате произведённой индексации, размер социальной пенсии в 2020 году был увеличен для разных групп получателей:

  • Инвалидов III группы – на 88 рублей.
  • Инвалидов II группы и лиц, достигших старости – на 103 рубля.
  • Инвалидов I группы – на 207 рублей.
  • Детей-инвалидов – на 248 рублей.

Условия назначения

Социальная пенсия в 2020 году носит заявительный характер. То есть, она не назначается автоматически, а только по итогам рассмотрения принятого заявления и документов, подтверждающих такое право.

Цель её назначения – оказание материальной поддержки наиболее уязвимым слоям общества: лицам, не имеющим возможности самостоятельного финансового обеспечения.

Перечень лиц, имеющих право получать социальную пенсию

Условия, необходимые для назначения выплат, зависят от их мотивов. Главное из них, общее для всех групп пенсионеров – постоянное проживание на территории России. Законодательство определяет перечень лиц, имеющих право на оформление социальных пенсий.

По инвалидности

  • Официально подтверждённая справкой МСЭ группа инвалидности.
  • У гражданина нет стажа, необходимого для страховой пенсии.

По старости

  • Достижение определённого возраста, предусмотренного законодательными нормативами.
  • Отсутствие страхового стажа.
  • Отсутствие официального трудоустройства.
  • Принадлежность к одному из 39 малых коренных народов, с проживанием на территории традиционного обитания. Данное условие актуально при досрочном оформлении пенсионных выплат по старости.

При потере кормильца

  • Возраст получателя меньше 18 лет.
  • Если лицо, потерявшее кормильца, обучается в образовательном госучреждении на очной форме, то его возраст не должен быть больше 23-х лет.

Значит, все гладко?

Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.

«Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является «абсолютным», то есть его можно ограничивать», — пояснил эксперт.

Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц, и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.

Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации. — Ред.). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).

Владимир Мазаев отметил, что обеспечение социальных прав в отличие от личных и политических имеет важную особенность — они тесно связаны с уровнем развития национальных экономик.

«Если российская экономика не в состоянии обеспечить действующее законодательное положение о сроке выхода на пенсию, то это является существенным основанием изменения правовой модели», — подчеркнул Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

«Главным в конституционной оценке повышения пенсионного срока являются необходимость и соразмерность!» — отметил правовед.

Виды социальной пенсии

Назначение социальной пенсии регламентировано положениями ФЗ №166, с внесёнными в него поправками и дополнениями. Согласно ему, в России действуют три разновидности социальных пенсий:

По старости – пенсионерам

Получают лица, достигшие возраста 65 (мужчины) и 60 лет (женская часть населения) при недостаточном стаже, необходимого для начисления страховой пенсии. Представители малочисленных народов Сибири, Севера и Дальневосточного региона (39 национальностей), проживающие в местах своего традиционного обитания, вправе оформить пенсию по возрасту, соответственно с 55 и 50 лет.

По инвалидности

Назначается лицам, имеющим любую группу инвалидности. Возраст человека значения не имеет: право на пенсию одинаково получают и совершеннолетние люди, и дети с инвалидностью. К последней категории причислены и несовершеннолетние лица, страдающие ВИЧ-инфекцией.

По случаю потери кормильца

Получателями этой разновидности социальных выплат являются несовершеннолетние дети, лишившиеся одного или обоих родителей, либо лиц, их замещавших. Также право на социальную пенсию получают лица совершеннолетнего возраста, лишившиеся кормильца, и обучающие в учебных заведениях. В этой ситуации должны соблюдаться три обязательных условия: учреждение имеет государственную аккредитацию, обучение производится по очной форме, а возраст ученика – не превышает 23-х лет.

После введения поправок к закону №166, правом на социальные пенсии наделены также подданные иностранных государств и апатриды, прожившие в РФ не менее 15 лет.

Откуда все началось?

Оригинал поста об антиконституционности повышения пенсионного возраста появился на ресурсе «Проза.ру» 18 июня. Этот сайт предназначен для бесплатной публикации литературных произведений, однако у его редакции нет возможности контролировать весь контент, размещаемый пользователями. Виталий Михин, автор поста о пенсионном возрасте, называет себя правоведом, специалистом по Уставу ООН и международному праву. Судя по его странице в соцсети «Одноклассники», ему 69 лет, он закончил Кемеровский госуниверситет, живет в Кемерове и не работает с 2013 года.

С сентября 2015 года он разместил на «Прозе.ру» 165 текстов — в основном политических деклараций о Курилах, Крыме, Донбассе, Косове и других конфликтных ситуациях в мире. За 2,5 года их прочитали около 28 тысяч человек.

Поиск Google выдает около 38 тысяч результатов по цитатам из «вирусного» поста о пенсиях.

С разбором текста выступил сетевой публицист Алекс Экслер, который отметил, что «можно до посинения рыться в Конституции — никакого указания на возраст выхода на пенсию там нет. Возраст выхода на пенсию регулируется федеральным законом».

Видео (кликните для воспроизведения).

Тезис о неконституционности пенсионной реформы на заседании Госдумы 21 июня высказал депутат от «Справедливой России» Олег Нилов. В своей речи он тоже упомянул норму о недопустимости умаления прав человека в России и предположил, что повышение пенсионного возраста нарушает ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

Источники

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here