Характеристика общеправовых принципов права социального обеспечения

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Характеристика общеправовых принципов права социального обеспечения". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Общеправовые принципы в сфере социального обеспечения граждан

В нашей стране действуют следующие общеправовые принципы, оказывающие наибольшее влияние на правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан. Это равноправие граждан, гарантированность их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность (универсальность), всесторонность, доступность, связь с уровнем оплаты труда.

Равноправие граждан – этот правовой принцип закреплен в статье Конституции РФ. Равноправие определяется обычно как равенство прав, обязанностей и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений или привилегий для каких-либо категорий граждан. Оно не тождественно равенству, которое представляет собой равные возможности для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый принцип является принципом прямого действия.

Все виды обеспечения в равной степени распространяются на всех граждан, расовая и национальная принадлежность, происхождение, социальное положение, образование, отношение к религии, место жительства и т.д. не имеют значения.

Гарантированность прав граждан реализуется в области социального обеспечения путем обоснования этих прав в Конституции РФ и др. нормативно-правовых актах, но их объем и реализация не должны быть в зависимости от решений должностных лиц и отдельных государственных органов.

Существенной гарантией для граждан является установление судебного порядка разрешения большинства споров, связанных с социальным обеспечением.

Шагом вперед стало введение норм о регулярном пересмотре размеров пенсии по мере изменения стоимости жизни, что гарантирует социальную защищенность населения.

Реализация гражданами своего права имеет смысл не сама по себе, а только если при этом достигается ожидаемый социальный эффект, цель законодательства. Главная цель всего законодательства в социальном обеспечении – содействие повышению благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставление средств в таком объеме, чтобы обеспечить населению достойное существование. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения показывает, что даже после повышения размеров многих видов обеспечения, далеко не всегда достигается их надлежащий уровень. В основу всех расчетов положен минимальный размер зарплаты, которая намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствует об отступлении от принципа гарантированности права граждан на материальное обеспечение в достаточных размерах.

Справедливость данного принципа является одинаково значимой для всех видов социальных норм, применительно к социальному обеспечению его можно трактовать, как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном сочетании данных подходов и кроется критерий справедливости: учет продолжительности трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей для развития личности независимо от трудового вклада на основе реальных потребностей, с другой.

Обязательным требованием этого принципа является соблюдение очередности при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых нет в достаточном количестве) с установлением льгот по социально значимым признакам получателей.

Принцип гуманизма – это уважение прав и достоинства личности, который составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизованного государства. Уже сам факт провозглашения и законодательного закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма.

Понимание гуманизма в нашем обществе со временем изменяется. Если до недавнего времени некоторые формы благотворительности – бесплатная столовая, льготное обеспечение продуктами питания и предметами первой необходимости, предоставление бесплатных мест для ночлега лицам без определенного места жительства и т.д. считались едва ли не оскорбляющими человеческое достоинство, то теперь отношение к этому совершенно другое.

Всеобщность обеспечения это проявление принципов равноправия и справедливости. Право на обеспечение имеют все категории трудящихся – рабочие и служащие, члены колхозов и других с/х предприятий, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, военнослужащие, безработные и т.д., т.е. представители всех социальных групп. Однако конкретный объем реализации этого права зачастую зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида. Особенно наглядно данный принцип проявляется в пенсионном обеспечении. Введение института социальных пенсий означает фактическую реализацию принципа всеобщности и в отношении тех нетрудоспособных, которые по различным причинам не смогли приобрести права на трудовую пенсию.

Пособия по своей природе таковы, что некоторые выплачиваются только работающим, а другие – только неработающим. Если в законодательстве принцип всеобщности проводится достаточно последовательно, то в применительной практике имеются отступления от него, и, прежде всего, в отношении тех видов обеспечения, которые продолжают оставаться дефицитными или не имеют достаточного финансирования, поэтому Е.Г. Азарова трактует данный принцип как «принцип-идею, цель, к которой стремится развитие законодательства о социальном обеспечении»[163].

Принцип всесторонности обеспечения обозначает, что необходимая материальная помощь и услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает соответствующая потребность. Это может быть в случае болезни, инвалидности, беременности и родов, по достижению определенного возраста (пенсионного) и т.д. За счет общественных фондов потребления реализуются потребности в услугах сферы образования, здравоохранения, предоставления жилья из муниципального фонда и т.д.

Этот принцип предполагает и наличие в законодательстве такого основания материального обеспечения как безработица. Законодательная база этого вида обеспечения была заложена в Законе Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

В целом, законодательство о социальном обеспечении предусматривает развитую систему видов обеспечения и обслуживания, которые соответствуют рекомендациям международно-правовых актов о социальном обеспечении, в частности Конвенции № 102 Международной организации труда 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения»[164], и по числу предусмотренных видов обеспечения даже превосходит их, что нельзя сказать о его размерах и качестве.

Принцип доступности социального обеспечения реализуется в трёх аспектах.

Читайте так же:  Когда можно воспользоваться накопительной частью пенсии

Во-первых, все условия обеспечения реально достижимы. Так, для приобретения права на пенсию по возрасту достаточно иметь стаж работы 20 лет для женщин и 25 – для мужчин.

Во-вторых, в ряде случаев обеспечение предоставляется без каких-либо условий. Например, пособие одинокой матери выплачивается независимо от других ее доходов.

В-третьих, законодательство возлагает на соответствующие государственные органы и администрацию предприятий обязанность оказывать грамотное содействие в сборе и оформлении необходимых документов. Это требование закона выполняется далеко не всегда и общеизвестны факты хождений пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей по различным инстанциям в поисках справок и других документов, бесконечные очереди, отказы, обращения в газеты с просьбой оказать содействие и т.д.

Такое положение во многом объясняется отсутствием надлежащего правового механизма реализации гражданами своих прав, в которых гражданин должен играть роль оператора, включающего механизм, а все прочие действия должны быть совершены государственными органами. Поэтому данный принцип нельзя отнести к полностью реализованным в законодательстве, его следует рассматривать как принцип-цель.

Принцип связи размеров денежных видов обеспечения с минимальным заработком появился в законодательстве сравнительно недавно. А до того не существовало единого подхода к определению размеров пенсий и пособий, в результате чего они оказывались малообоснованными и суммы неоправданно малыми. Кроме того, установление пособий в твердых размерах не давало возможности увязывать эти виды обеспечения с изменяющейся социально-экономической обстановкой.

В настоящее время в системе оплаты труда есть величина, достаточно стабильная, единая для всех категорий граждан и в то же время периодически изменяемая. Это минимальная заработная плата. С этой величиной связывается размер пенсий и пособий. Закон СССР от 15.05.1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» проводил эту зависимость в отношении трудовых пенсий всех видов двояко: во-первых, минимальный размер пенсий установлен на уровне минимального заработка, во-вторых, механизм определения среднего заработка, из которого начисляется пенсия, также строится на базе минимальной зарплаты. С минимальным заработком связан и размер надбавок к пенсиям, а также размер социальных пенсий, семейных пособий.

В современном пенсионном законодательстве достигнут следующий, более совершенный этап в реализации этого принципа, когда размер обеспечения связывается с прожиточным минимумом как величиной, более обоснованной и в большей степени отражающей необходимый минимум обеспечения, который может предоставить государство.

Конечно, размеры пенсий и пособий в большинстве своем нельзя назвать достаточно высокими, соответствующими уровню, необходимому для нормального удовлетворения потребностей человека, особенно если речь идет об одиноких престарелых людях, о многодетных семьях, для которых возможности получения дополнительных доходов весьма ограничены. Но есть тенденция к росту размеров обеспечения, что является результатом социальной политики, направленной на усиление защищенности населения.

Отношения по социальному обеспечению есть часть распределительных отношений по поводу распределения предметов потребления пропорционально потребностям, признаваемым обществом, и под влиянием действия целого ряда экономических факторов. По-разному решается вопрос о том, какие отношения охватываются понятием «социальное обеспечение». Можно говорить о трех основных концепциях:

1. сторонники первой рассматривают данное понятие в узком смысле – как обеспечение за счет общественных фондов потребления только нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых имеются несовершеннолетние дети;

2. авторы, придерживающиеся второй точки зрения, которую можно назвать традиционной, так как она является преобладающей, понимают под социальным обеспечением материальное обеспечение граждан в старости, при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществление охраны материнства и детства, медицинское обслуживание;

3. наиболее предпочтительной является третья концепция, которая основывается на наиболее широком понимании социального обеспечения как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого бесплатно на началах равного доступа к ним каждого гражданина. При таком подходе содержанием социального обеспечения будет не только собственно обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и предоставление лекарственных средств, обеспечение жильем, право на получение образования и на пользование достижениями культуры.

Таким образом, социальное обеспечение – это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны. Или необходимые средства предоставляются гражданами в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/17_104076_obshchepravovie-printsipi-v-sfere-sotsialnogo-obespecheniya-grazhdan.html

Общая характеристика принципов социального обеспечения

Оглавление

Глава 1 «Понятие принципов права социального обеспечения»

1.1Общая характеристика принципов социального обеспечения…………………6

1.2Понятие принципов в системе права………………………………………………………….7

Глава 2 «Структура принципов права социального обеспечения»

2.1 Всеобщность социального обеспечения…………………………………………………..13

2.2 Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение……………………………………………………………………………………………………..15

2.3 Гарантированность социального обеспечения…………………………………………17

2.4 Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни. 19

2.5 Дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств…………………………………………………………………………………………………..23

Глава 3 «Роль принципов права в системе социального обеспечения»

Список нормативно-правовых актов и использованной литературы……………31

Введение

Правовые принципы оказывают большое влияние на подготовку нормативно правовых актов, издания их, установления гарантий соблюдения требований права. Правовые принципы выступают в виде некой своеобразной несущей конструкции, в основе которой базируются и имеют свою реализацию не только нормы отрасли или институты, но и система в целом. Принципы в качестве основного ориентира всей правоприменительной, правотворческой и правоохранительной деятельности органов государства. От того как соблюдаются принципы, напрямую зависит уровень слаженности, эффективности и стабильности системы права. Имея общеобязательный характер, правовые принципы укрепляют единство внутри и взаимодействия разных его отраслей, а также институтов, норм права и отношений в области права, права объективного и субъективного.

Читайте так же:  Какие налоговые льготы планируют отменить

Выбор темы исследования курсовой работы «Принципы права социального обеспечения как отрасли права» был обусловлен её актуальностью:

■ Во-первых, принципы права социального обеспечения обуславливают сложившуюся в объективности закономерность развития общества;

■ Во-вторых, образуются из структуры социальной политики со стороны государства;

■ В-третьих, имеют обобщающую характеристику, характерную для данной отрасли права;

■ В- четвертых, отражают саму суть отрасли и указывают направления общественного развития.

Цель и задачи исследования данной темы.

Целью исследования курсовой работы является комплексный анализ правовых принципов социального обеспечения. Реализация цели, которая была поставлена обусловила необходимость выполнения задач:

R Изучение учебной литературы по данной тематике

R Ссылаясь на основу анализа теории собрать в систему знания о правовых принципах социального обеспечения

R Раскрыть суть понятия «Принципы права социального обеспечения»

R Характеристика различных правовых принципов социального обеспечения.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в представленной работе является право социального обеспечения. Предметом исследования являются принципы права социального обеспечения.

Методологической основой курсовой работы составляют следующие методы:

При написании работы были использованы общенаучные методы исследования:

R Формально – логический

Теоретическую основу работы составляют научные труды учёных в области права социального обеспечения: Гусовой К.Н., Тучковой Э.Г., Сулеймановой Г.В., Захарова М.Л., Шайхатдинова В.Ш. и других.

Информационную базу исследования составляют:

■ Конституция Российской Федерации

■ Федеральные законы, которые регулируют общественные отношения в сфере права социального обеспечения.

Глава 1 «Понятие принципов права социального обеспечения»

Общая характеристика принципов социального обеспечения

Самостоятельность данной правовой отрасли характеризует не только наличие собственного предмета, а также метода регулирования права общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, которые по своей сути объединяют отдельные нормы в отраслевую систему, которые в последствие выражают саму сущность норм этой отрасли, которые определяют положение правовых субъектов и присущие им систему прав и обязанностей.

При изучении вопроса, касающегося принципов права социального обеспечения, требуется знание общих теоретических положений, которые определяли бы понятие принципа права. В теории права под принципами права понимаются руководящие идеи, выражающие сущность, свойства и направленность развития норм права в рамках всей правовой системы или же каких-либо её отдельных отраслей или институтов.

Довольно долгое, продолжительное время данная формулировка о принципах права являлась традиционной, однако, если заметить, в последние годы взгляды учёных на этот счёт изменились. Споры в конечном итоге сводятся к тому, что, вообще являются ли правовые принципы только лишь «руководящими идеями» и вследствие этого будет достаточным вывести их из смысла норм права, или же они в обязательном порядке должны закрепляться в этих нормах. По мнению некоторого ряда учёных, определение принципа права только как некой основной, руководящей идеей без закрепления её в праве, перенесло бы эту категорию в область правосознания или, как вариант, в область правовой науки. Идеи права могут довольно сильно опережать право, находящееся в действии, и появиться за столетия до их реального воплощения в нормах права. Принципы права же- это принципы « права своего времени».[1]

1.2 Понятие принципов в системе права

Принципы права – это основополагающие идеи, так называемые руководящие начала, которые определяют саму суть и направление развития норм права в какой-либо определённой сфере общественных отношений, данные принципы закреплены в нормах права, или же исходят из их содержания. Может возникнуть вопрос: если в законодательстве закреплены принципы, то в чем есть отличие их от правовых норм? Отличие принципов от правовых норм состоит в том, что правовые принципы, которые устанавливают общее правило поведения, руководствуясь основными идеями, не содержат всех элементов правовой нормы, а это:

И вот поэтому, с помощью принципа нельзя урегулировать всесторонне какое-либо конкретное правоотношение, касающееся субъектов права. Так же принципы права являются более долговечны, нежели правовые нормы. Ведь они определяют саму сущность и содержание правовых норм не только тех, которые действуют, но и тех, которые будут действовать, таким образом, сами тенденции законодательного развития. В соответствии с принципами и осуществляется толкование норм, особенно в случаях, когда имеются в них противоречия или же пробелы. Принципы имеют своё проявление в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать принципам права.

Перейдем непосредственно к самим принципам.

По действию правовые принципы классифицируют на:

Перейдем к общеправовым принципам.

üОбщеправовые принципы представляют собой основополагающие идеи, начала, которые непосредственно определяют наиболее существенные черты права какой- либо конкретной страны. К их числу таких принципов, принято относить:

•принцип социальной справедливости

•принцип законности, а также некоторые другие. Данные принципы сформированы общепризнанными принципами и нормами международного права. Так же общеправовыми принципами являются:

■ Гарантированность и признание в Российской Федерации свобод и прав человека и гражданина

Видео (кликните для воспроизведения).

■ Неотчуждаемость основных свобод и прав человека, которые должны принадлежать каждому от рождения

■ права и свободы человека и гражданина признаются непосредственно действующими

■ Все равны перед законом и судом

■ Равенство свобод и прав женщины и мужчины, а также равенство возможностей для реализации их

■ Право человека и гражданина на объединение для защиты своих интересов

■ Гарантированность защиты со стороны государства защиты свобод и прав, включая судебную защиту и другую.

üМежотраслевые принципы — данные принципы характеры для ряда правовых отраслей, нормы межотраслевых принципов являются регулятором общественных отношений, которые связаны с реализацией предоставленных гражданам прав. Такие принципы относят к межотраслевым:

■ Обеспечение со стороны государства свободного развития человека и предоставление достойного уровня жизни

Читайте так же:  Льготы пенсионерам в кбр

■ Обеспечение со стороны государства поддержку семьи, детства, материнства, отцовства, недееспособных граждан и пожилых людей

■ Запрет на принудительный труд.

Вышеперечисленные принципы являются более характерными для таких отраслей права как: трудовое право, право социального обеспечения и семейное право.

üОтраслевые принципы характеризуют, как правило, наиболее существенные черты определённой отрасли права. Через данные принципы образуются общеправовые и межотраслевые принципы права.

По мнению Э.Г. Тучковой можно выделить следующие отраслевые принципы:

■ Социальное обеспечение в стране осуществляется за счёт платежей страховых, а так же и за счет средств Федерального бюджета

■ Дифференциация видов, уровня и условий обеспечения гражданина со стороны государства, которое зависит от трудового вклада, причин нуждаемости и других социально — значимых обстоятельств

■ Обязанность со стороны государства гарантировать уровень социального обеспечения, который составлял бы не ниже прожиточного минимума

■ Гарантированность со стороны государства социальной помощи человеку, которая ему необходима, в силу возникших обстоятельств, которые признавались бы социально значимыми

■ Участие объединений общественных, которые представляют интересы граждан, в принятии, разработке и осуществлении на деле их решений, вопросов касающихся социального обеспечения а также защиты их прав.1

То, какое имеют выражение принципы советского права социального обеспечения можно найти в трудах А.Д.Зайкина, В.С. Андреева, А.Н. Егорова, Р.И. Ивановой, В.А. Тарасовой. Рассматривались принципы отрасли права социального обеспечения, ученые указывали:

• Всеобщность социального обеспечения

•Многообразие видов и всесторонность социального обеспечения как отрасли права

•Обеспечение граждан за счет общественных и государственных средств.

•Высокий уровень обеспечения социальными средствами

•Дифференциация и единство правовых норм и условий о социальном обеспечении

•Участие граждан занимающихся трудовой деятельностью в осуществлении социального обеспечения
Внутриотраслевые принципы.

В законодательстве Российской Федерации, которое регулирует отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция, которая закрепила внутриотраслевые принципы в нормах права.

В послесоветский период сформулированные принципы права стали одним из направлений деятельности в сфере социального обеспечения. В Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» были закреплены принципы предоставляющие социальные услуги гражданам. В законе были указаны такие принципы социального обслуживания, это:

•Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

До принятия этого закона вышеперечисленные принципы были сформулированы в виде основных прав граждан пожилого возраста, а также инвалидов, при получении ими социальных услуг.
Ученые, которые занимаются исследованиями в области социального обеспечения, каждый по-новому находят формулирование к отраслевым принципам права социального обеспечения.

К числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе как раз таки относится право социального обеспечения. На сегодняшний день пока нет общего нормативного акта такого типа как Основ или Кодекса, где фиксировались бы сами принципы права социального обеспечения. Исходя из этого те, кто исследуют данную проблему вынуждены выводить их из сути правовых норм социального обеспечения. Важно учесть, как указано в статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права а также международные договоры Российской Федерации есть часть системы права России.

Проанализировав различные позиции, непосредственно можно отнести к принципам отрасли права, следующие принципы:
•Всеобщность социального обеспечения;
•Дифференциацию регулирования права, зависящую от условий труда (тяжелые, вредные работы), природно-климатические зоны, продолжительность трудового (страхового) стажа, причины нуждаемости, также факторов

• Гарантированность социального обеспечения в случае наступлении социальных рисков, установленных законом
•Ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Помимо общеполагающих принципов, еще есть принципы специфические, предназначенные для различных организационных и правовых форм социального обеспечения, это социальной помощи и социального страхования. В статье 4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплялись принципы, являющиеся основой осуществления этого закона, большая часть из которых отображает особенности управления обязательного социального страхования и финансирования. К принципам права социального обеспечения возможно отнести всеобщий обязательный характер страхования социального и гарантированность со стороны государства выполнения обязательств по обязательному социальному страхованию в независимости от финансового положения страховщика.1

http://megaobuchalka.ru/1/8953.html

Общеправовые принципы в сфере социального обеспечения граждан

В нашей стране действуют следующие общеправовые принципы, оказывающие наибольшее влияние на правовое регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан. Это равноправие граждан, гарантированность их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность (универсальность), всесторонность, доступность, связь с уровнем оплаты труда.

Равноправие граждан – этот правовой принцип закреплен в статье Конституции РФ. Равноправие определяется обычно как равенство прав, обязанностей и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений или привилегий для каких-либо категорий граждан. Оно не тождественно равенству, которое представляет собой равные возможности для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый принцип является принципом прямого действия.

Все виды обеспечения в равной степени распространяются на всех граждан, расовая и национальная принадлежность, происхождение, социальное положение, образование, отношение к религии, место жительства и т.д. не имеют значения.

Гарантированность прав граждан реализуется в области социального обеспечения путем обоснования этих прав в Конституции РФ и др. нормативно-правовых актах, но их объем и реализация не должны быть в зависимости от решений должностных лиц и отдельных государственных органов.

Существенной гарантией для граждан является установление судебного порядка разрешения большинства споров, связанных с социальным обеспечением.

Шагом вперед стало введение норм о регулярном пересмотре размеров пенсии по мере изменения стоимости жизни, что гарантирует социальную защищенность населения.

Реализация гражданами своего права имеет смысл не сама по себе, а только если при этом достигается ожидаемый социальный эффект, цель законодательства. Главная цель всего законодательства в социальном обеспечении – содействие повышению благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставление средств в таком объеме, чтобы обеспечить населению достойное существование. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения показывает, что даже после повышения размеров многих видов обеспечения, далеко не всегда достигается их надлежащий уровень. В основу всех расчетов положен минимальный размер зарплаты, которая намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствует об отступлении от принципа гарантированности права граждан на материальное обеспечение в достаточных размерах.

Читайте так же:  Что нужно для досрочного выхода на пенсию

Справедливость данного принципа является одинаково значимой для всех видов социальных норм, применительно к социальному обеспечению его можно трактовать, как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном сочетании данных подходов и кроется критерий справедливости: учет продолжительности трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей для развития личности независимо от трудового вклада на основе реальных потребностей, с другой.

Обязательным требованием этого принципа является соблюдение очередности при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых нет в достаточном количестве) с установлением льгот по социально значимым признакам получателей.

Принцип гуманизма – это уважение прав и достоинства личности, который составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизованного государства. Уже сам факт провозглашения и законодательного закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма.

Понимание гуманизма в нашем обществе со временем изменяется. Если до недавнего времени некоторые формы благотворительности – бесплатная столовая, льготное обеспечение продуктами питания и предметами первой необходимости, предоставление бесплатных мест для ночлега лицам без определенного места жительства и т.д. считались едва ли не оскорбляющими человеческое достоинство, то теперь отношение к этому совершенно другое.

Всеобщность обеспечения это проявление принципов равноправия и справедливости. Право на обеспечение имеют все категории трудящихся – рабочие и служащие, члены колхозов и других с/х предприятий, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, военнослужащие, безработные и т.д., т.е. представители всех социальных групп. Однако конкретный объем реализации этого права зачастую зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида. Особенно наглядно данный принцип проявляется в пенсионном обеспечении. Введение института социальных пенсий означает фактическую реализацию принципа всеобщности и в отношении тех нетрудоспособных, которые по различным причинам не смогли приобрести права на трудовую пенсию.

Пособия по своей природе таковы, что некоторые выплачиваются только работающим, а другие – только неработающим. Если в законодательстве принцип всеобщности проводится достаточно последовательно, то в применительной практике имеются отступления от него, и, прежде всего, в отношении тех видов обеспечения, которые продолжают оставаться дефицитными или не имеют достаточного финансирования, поэтому Е.Г. Азарова трактует данный принцип как «принцип-идею, цель, к которой стремится развитие законодательства о социальном обеспечении»[160].

Принцип всесторонности обеспечения обозначает, что необходимая материальная помощь и услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает соответствующая потребность. Это может быть в случае болезни, инвалидности, беременности и родов, по достижению определенного возраста (пенсионного) и т.д. За счет общественных фондов потребления реализуются потребности в услугах сферы образования, здравоохранения, предоставления жилья из муниципального фонда и т.д.

Этот принцип предполагает и наличие в законодательстве такого основания материального обеспечения как безработица. Законодательная база этого вида обеспечения была заложена в Законе Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

В целом, законодательство о социальном обеспечении предусматривает развитую систему видов обеспечения и обслуживания, которые соответствуют рекомендациям международно-правовых актов о социальном обеспечении, в частности Конвенции № 102 Международной организации труда 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения»[161], и по числу предусмотренных видов обеспечения даже превосходит их, что нельзя сказать о его размерах и качестве.

Принцип доступности социального обеспечения реализуется в трёх аспектах.

Во-первых, все условия обеспечения реально достижимы. Так, для приобретения права на пенсию по возрасту достаточно иметь стаж работы 20 лет для женщин и 25 – для мужчин.

Во-вторых, в ряде случаев обеспечение предоставляется без каких-либо условий. Например, пособие одинокой матери выплачивается независимо от других ее доходов.

В-третьих, законодательство возлагает на соответствующие государственные органы и администрацию предприятий обязанность оказывать грамотное содействие в сборе и оформлении необходимых документов. Это требование закона выполняется далеко не всегда и общеизвестны факты хождений пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей по различным инстанциям в поисках справок и других документов, бесконечные очереди, отказы, обращения в газеты с просьбой оказать содействие и т.д.

Такое положение во многом объясняется отсутствием надлежащего правового механизма реализации гражданами своих прав, в которых гражданин должен играть роль оператора, включающего механизм, а все прочие действия должны быть совершены государственными органами. Поэтому данный принцип нельзя отнести к полностью реализованным в законодательстве, его следует рассматривать как принцип-цель.

Принцип связи размеров денежных видов обеспечения с минимальным заработком появился в законодательстве сравнительно недавно. А до того не существовало единого подхода к определению размеров пенсий и пособий, в результате чего они оказывались малообоснованными и суммы неоправданно малыми. Кроме того, установление пособий в твердых размерах не давало возможности увязывать эти виды обеспечения с изменяющейся социально-экономической обстановкой.

В настоящее время в системе оплаты труда есть величина, достаточно стабильная, единая для всех категорий граждан и в то же время периодически изменяемая. Это минимальная заработная плата. С этой величиной связывается размер пенсий и пособий. Закон СССР от 15.05.1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» проводил эту зависимость в отношении трудовых пенсий всех видов двояко: во-первых, минимальный размер пенсий установлен на уровне минимального заработка, во-вторых, механизм определения среднего заработка, из которого начисляется пенсия, также строится на базе минимальной зарплаты. С минимальным заработком связан и размер надбавок к пенсиям, а также размер социальных пенсий, семейных пособий.

Читайте так же:  Мошенники добрались до фонда помощи инвалидам

В современном пенсионном законодательстве достигнут следующий, более совершенный этап в реализации этого принципа, когда размер обеспечения связывается с прожиточным минимумом как величиной, более обоснованной и в большей степени отражающей необходимый минимум обеспечения, который может предоставить государство.

Конечно, размеры пенсий и пособий в большинстве своем нельзя назвать достаточно высокими, соответствующими уровню, необходимому для нормального удовлетворения потребностей человека, особенно если речь идет об одиноких престарелых людях, о многодетных семьях, для которых возможности получения дополнительных доходов весьма ограничены. Но есть тенденция к росту размеров обеспечения, что является результатом социальной политики, направленной на усиление защищенности населения.

Отношения по социальному обеспечению есть часть распределительных отношений по поводу распределения предметов потребления пропорционально потребностям, признаваемым обществом, и под влиянием действия целого ряда экономических факторов. По-разному решается вопрос о том, какие отношения охватываются понятием «социальное обеспечение». Можно говорить о трех основных концепциях:

1. сторонники первой рассматривают данное понятие в узком смысле – как обеспечение за счет общественных фондов потребления только нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых имеются несовершеннолетние дети;

2. авторы, придерживающиеся второй точки зрения, которую можно назвать традиционной, так как она является преобладающей, понимают под социальным обеспечением материальное обеспечение граждан в старости, при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществление охраны материнства и детства, медицинское обслуживание;

3. наиболее предпочтительной является третья концепция, которая основывается на наиболее широком понимании социального обеспечения как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого бесплатно на началах равного доступа к ним каждого гражданина. При таком подходе содержанием социального обеспечения будет не только собственно обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и предоставление лекарственных средств, обеспечение жильем, право на получение образования и на пользование достижениями культуры.

Таким образом, социальное обеспечение – это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны. Или необходимые средства предоставляются гражданами в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д.

| следующая лекция ==>
История становления системы социальной защиты населения. Нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту населения | Виды социального обеспечения.

Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 275 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/9-47380.html

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8735 — | 7552 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/10_213567_klassifikatsiya-i-obshchaya-harakteristika-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Характеристика общеправовых принципов права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here