История пенсии за выслугу лет

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "История пенсии за выслугу лет". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

История пенсионного
обеспечения
в России

Нечто похожее на пенсионное обеспечение, существовало еще в Древней Руси. Правда, тогда это касалось в основном воинов, которые не могли уже служить полученных в боях увечий или старости. Но, конечно, никакой пенсионной системы и никаких законов не существовало, все зависело только от доброй воли правящих особ.

В XVII веке царь Алексей Михайлович Романов, человек просвещённый и милосердный, впервые ввёл денежные выплаты для отставных воинов — так называемые «лечебные», причем сумма выплат зависела от тяжести полученного в бою увечья. Впрочем, чаще уходящим на покой воинам предоставлялась во владение земля — с неё и следовало кормиться. Царь Алексей Михайлович

Но основы пенсионного законодательства на территории нашей страны были заложены только при знаменитом младшем сыне Алексея Михайловича — Петре Первом. В 1720 году он подписал «Устав Морского Русского Военного Флота», где помимо прочего говорилось и о том, как следует поступать с моряками, ставшими негодными к службе по инвалидности или старости. Им полагалось списание с корабля, устройство в наземную, более спокойную, службу с повышением в чине. Если же человек оказывался негоден уже ни к какой службе, ему полагалось до конца жизни бесплатно жить и питаться в гошпитале, а не захочет — получить годовое жалование и самому устраивать свою судьбу. Вдовам и сиротам погибших моряков тоже выплачивалась пенсия — как сказали бы сейчас, «по потере кормильца». Устав Морского Военного Флота 1720 Петр I

При Екатерине II появилось понятие, до сих пор используемое в трудовом и пенсионном законодательстве — выслуга лет (трудовой стаж). Теперь для получения пенсии требовалось отслужить не менее 20 лет. Екатерина II

Сын Екатерины, Павел I, добавил новые правила: пенсия назначалась только за «беспорочную» службу (то есть, без взысканий), а военным пенсионерам при поступлении на гражданскую службу полагались государственные надбавки, чтобы содержание было не меньше пенсии. Павел I

Все это время пенсия оставалась особой милостью власти. Лишь в годах XIX столетия появилась идея о том, что пенсия… Нет, не неотъемлемое право, как считается сейчас, а заслуженное вознаграждение за достойную службу.

В 1827 году был принят первый российский Пенсионный устав. Тогда же в стране был основан единственный Пенсионный фонд — часть пенсий покрывалась отчислениями от жалования, хотя большую часть расходов на пенсии несла казна. В те годы и вплоть до революции 1917 года размер пенсии зависел от того, к какому разряду был причислен гражданский или военный служащий.

Размер пенсии в дореволюционной России

1828 1867
Количество
служащих
на 1 пенсионера
Доля пенсии
от жалованья
служащего

В дореволюционной России с первой трети XIX века все гражданские и военные служащие разделялись на 9 разрядов — это была четкая иерархическая лестница, подняться по которой хотя бы на несколько ступенек удавалось не каждому.

От принадлежности к определенному разряду зависел размер жалованья. И за каждым разрядом закреплялась определенная пенсия. Система была построена таким образом, что чиновникам низших разрядов, и без того получавшим очень скромную зарплату, пенсия назначалась совсем уж мизерная.

Часто выход на пенсию главы семьи означал полный финансовый крах для всего семейства. Зато пенсия представителям двух высших классов — крупным госслужащим — назначалась специальным решением императора.

Число пенсионеров, получающих государственную пенсию, стало расти, росли расходы казны. Но размер пенсий не менялся, и на фоне растущих цен пенсии постепенно обесценивались. Нужны были средства на пенсионное обеспечение, нужна была новая идеология: к тому времени пенсия воспринималась обществом не как особая милость, и не как награда для лучших, а как неотъемлемое право человека, отдавшего большую часть своей жизни служению обществу. Исходя из этого, в 1853 году
в Российской Империи был принят новый Пенсионный Устав.

К годам стало очевидно, что государственная казна не в состоянии обеспечить всех пенсионеров. Поэтому было принято решение, что казна оставит за собой расходы на пенсионное обеспечение тех, кто нуждается в пенсии по причине болезни или несчастного случая, а также на часть военных и гражданских служащих. Для остальных существовали эмеритальные кассы — своего рода негосударственные пенсионные фонды, куда сами служащие платили взносы в течение своей службы, а после выхода в отставку получали из этой кассы пенсию. Такие кассы обязательно существовали в стратегически важных для государства отраслях, например в компаниях, строящих железные дороги. К началу 1870-х годов экономика России находилась на 15-м месте в мире. На пенсии страна расходовала меньше 4% своего бюджета (у передовых держав эта цифра доходила до 6%). Таким образом, сумма, которую страна тратила на выплату пенсий, оставалась недостаточной.

Но и к концу XIX века пенсионное обеспечение в России оставалось избирательным, пенсию получали менее 1/3 населения, достигшего пенсионного возраста, нуждающегося в пенсии по инвалидности или потере кормильца. Пенсия за выслугу лет полагалась некоторым офицерам, ученым, учителям и преподавателям, рабочим казенных заводов, врачам и фельдшерам казенных предприятий.

В конце XIX века в стране активно развивались негосударственные пенсии: открывались горнозаводские и страховые товарищества, пенсионные кассы, сберегательно-вспомогательные кассы. Даже крестьяне, работая на производстве, могли заработать себе пенсию. Работодатель делал вычеты из их заработка в сберегательно- вспомогательную кассу, закрепляя средства на лицевых счетах работников. Создание цельной и стройной системы пенсионного страхования не было завершено — Первая Мировая война и Октябрьская революция полностью изменили ситуацию в стране. Во второй половине XIX века пролетариата — то есть, рабочих, занятых только в промышленности — в России практически не существовало. На предприятиях работали крестьяне. Обычно в осень они уходили на заработки в город, устраиваясь на заводы и фабрики, а весной, когда приходило время сева, вновь возвращались в деревню, чтобы отработать весь сельскохозяйственный сезон на своем наделе.

После 1917 года с установлением советской власти был взят курс на то, чтобы сделать пенсии массовыми, обязательными для всех. Получилось это не сразу, хотя с первых лет после революции начали выплачиваться пенсии по инвалидности и потере кормильца. В 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям », в 1918 году — постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

Читайте так же:  Сколько лет платят пособие по безработице

В годы НЭПа снова стало возрождаться пенсионное обеспечение по принципу страхования. В годы расширялся круг лиц, которым полагалась пенсия за выслугу лет: в 1924 году в него вошли ученые и преподаватели вузов, в 1925 году — школьные учителя. Размер пенсий назначался исходя из уровня заработной платы, условий труда и состава семьи.

В 1930 году в СССР было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию, которое заменяло систему государственного пенсионного обеспечения системой социального страхования.

Краткая история пенсионной системы России

Социальное содержание может быть в форме пособия на период временной нетрудоспособности, или в форме пенсии для возрастной категории граждан, которые уже не могут работать и находятся в так называемом возрастном или пенсионном возрасте.

У каждой цивилизованной страны был свой путь развития пенсионной системы. Сегодня, в рамках основ финансовой грамотности, я расскажу как образовывалась и развивалась пенсионная система в России, от истоков до наших дней.

Пенсионная система России в царское время

Практика наделения своих воинов появилась еще в древние времена. В старинных летописях можно встретить сведения о наделении князьями и воеводами своих подданных, участвовавших в военных походах или охраняющих владения князя, пожизненным денежным довольствием или земельным наделом.

Со временем такая практика становилась все более популярной, и стала распространяться не только на военных, но и на государственных служащих.

С развитием промышленного производства, строительством многочисленных заводов и железных дорог, многочисленными увечьями рабочих при строительстве, появилась и необходимость уплаты пособий. Во второй половине 19 века был принят закон, обязывающий владельцев частных заводов и частных железных дорог формировать отчисления из заработной платы рабочих, и за счет этих денег, в случае получения увечья или профессионального заболевания, выплачивать пособия.

С приходом советской власти все накопленные деньги были национализированы в бюджет молодой социалистической республики, «в общий котел».

Пенсионная система России 1990 — 2001 годов

История пенсионной системы России после 1990 года началась с принятия закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в котором пенсионное обеспечение было определено как автономная система, были установлены и принципы государственного пенсионного страхования.

Однако, уже в 1991 году стало понятно, что действовавшие ранее принципы формирования пенсий не работают при рыночной экономике. И пенсионная система, действовавшая в социалистический период времени страны полностью исчерпала свои возможности. У государства просто не было денег для выплаты пенсий. А на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, ситуация в стране становилась просто критической.

Многочисленные задержки в выплатах пенсий, которые, я думаю, помнят наши бабушки и дедушки, ярко характеризовало состояние не только пенсионной системы, но и всей страны в целом.

Более того, расчеты показывали, что к 2010 — 2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90 годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного слоя населения, соответственно и пенсионная систему может ожидать полный крах.

В результате многочисленных споров и расчетов, в декабре 2001 года, были приняты законы, устанавливающие кардинально новый подход формирования пенсионной системы.

Пенсионная система при социализме

Установившаяся советская власть также понимала необходимость пенсионного обеспечения граждан страны. Собственно, одним из факторов лояльности новой власти было внедрение новой пенсионной системы. В результате, после революции 1917 года, установлении в стране советской власти, были утверждены постановления:

  • в 1917 году утверждено Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно — увечных;
  • в 1918 году — Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся»;
  • в 1924 году — утверждено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабочих факультетов;
  • в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ.

Размер пенсии в тот период зависел от размера среднемесячного заработка получателя пенсии, условий труда и состава семьи.

В тот же период, в 1920 годах, действовавшая система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования. Формирование социального фонда осуществлялся за счет уплаты всеми предприятиями и организациями страны налогов в общий бюджет страны, из которого выделялись деньги и на выплату пенсий гражданам.

Ближе к 1931 году появились новые понятия в пенсионной системе: пенсия по старости, пенсионный возраст. Был установлен и размер заработной платы, исходя из которой начислялась пенсия — 300 рублей.

Также в 30 годах 19 века был установлен и пенсионный возраст, при достижении которого гражданин получал право на получение пенсии: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Данный возраст был основан на многочисленных медицинских обследованиях рабочих, показавших, что состояние здоровья рабочих при достижении указанного возраста, не позволяет в дальнейшем полноценно трудится, и большая часть женщин и мужчин не может продолжать работать.

К этому же времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были дополнительные (повышающие) пенсии за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.

Также на пенсию можно было выйти на 10 — 15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях или на вредном для здоровья производстве.

Были и существенные перекосы в пенсионной системе социалистического периода. Так, законодательством того времени не была предусмотрена индексация пенсий. И получалось, что на фоне постепенного увеличения средних размеров заработных плат трудящихся, люди, вышедшие на пенсию несколькими годами, или даже десятилетиями раньше, получали заведомо меньшую пенсию, чем пенсионеры вышедшие на пенсию позже. В пенсионном обеспечении не было учтено и изменение уровня жизни, включая подорожание основных продуктов питания.

В результате такого перекоса получилось, что к 1980 годам пенсионеры от 70 лет и старше были самым бедным слоем населения, особенно старший возраст.

В целях исключения такого перекоса, 15 мая 1990 года был утвержден Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», предполагавший введение доплат и надбавок, так называемой индексации, пенсионерам страны.

Но, в том же 1990 году кардинально изменилось государственное устройство страны, повлекшее и существенное изменение пенсионной системы.

Пенсионная система России 2001 — 2014 годов

В декабре 2001 года, были приняты законы: от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Утвержденные законы предполагали кардинально новую систему пенсионного обеспечения, включающую в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Основной идеей данных законов было установление гарантий и дальнейшей уверенности работающих граждан России о том, что взносы работодателя либо самостоятельные взносы гражданина в пенсионную систему, вернутся гражданам в виде пенсий при наступлении пенсионного возраста.

Читайте так же:  Вопросы по пособию по безработице

Пожалуй, с уверенностью можно утверждать, что в данный вариант пенсионной системы люди поверили. Об этом говорит активное развитие негосударственных пенсионных фондов, самостоятельные отчисления в накопительную систему, а также многочисленные вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии.

Данный формат пенсионной системы просуществовал более десяти лет. В декабре 2012 года правительством были подведены итоги действующей системы, в результате которых были выявлены возможные проблемы дальнейшего пенсионного обеспечения.

В частности:

  1. действующая пенсионная система не обеспечивает долгосрочное функционирование и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда страны;
  2. не дает возможности поддержания на приемлемом уровне пенсий сегодняшним пенсионерам (попросту, не хватает денег на индексацию);
  3. установленная максимальная планка для выплаты пенсий существенно ограничивает права среднего класса, то есть людей, получающих доход на уровне существенно выше среднего (то есть даже если вы получаете большую официальную заработную плату, с которой платите все налоги и пенсионные отчисления, в расчет пенсии включается только ограниченная сумма, все остальное идет в «общий котел»);
  4. проблемы с финансовой устойчивостью и банкротством негосударственных пенсионных фондов (то есть если вы выбрали негосударственный пенсионный фонд, который впоследствии обанкротился, вы теряете все накопления);
  5. отсутствие источника сохранности пенсионных накоплений на государственном уровне, и т.п.

В результате нарастающих проблем, на фоне очередного финансового кризиса, все отчисления в накопительную часть государственной пенсии, были «национализированы» государством. Решением Правительства страны, все отчисления за 2014, 2015, 2016 годы были направлены на формирование страховой части пенсии, то есть на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам.

Необходимость существенной модернизации существующей пенсионной системы, включая обеспечение финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов, создания системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений, привели к необходимости очередной пенсионной реформы.

Пенсионная система России с 2015 года

С 1 января 2015 года вступили в силу очередные, причем — существенные, изменения в пенсионной системе России.

Согласно новой пенсионной системы, пенсия назначается при соблюдении следующих условий:

Достижение пенсионного возраста. Пенсионный возраст пока сохранен в обычном размере (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Установлен минимальный страховой стаж (рабочий стаж). Если раньше он был не менее 5 лет, то начиная с 2015 до 2024 года он постепенно увеличивается до 15 лет.

Наличие индивидуального пенсионного коэффициента. Новая «фишка», переводящая все «зарплатные» платежи, то есть платежи, направляемые вашим работодателем в уплату социальные платежей (в адрес Пенсионного фонда, а с 2017 в адрес Налоговой службы), из которых формируются пенсионные накопления, в некие баллы, именуемые «индивидуальный пенсионный коэффициент». То есть пенсионные накопления формируются не в рублях, а в баллах. А вот цена накопленного балла будет определяться Правительством, и ежегодно пересматриваться.

Для того, что бы стать «счастливым обладателем пенсии», вам необходимо набрать определенное количество баллов. Например, для выхода на пенсию в 2017 году необходимо иметь не менее 8 лет трудового стажа и 11,4 баллов; в 2020 году — не менее 11 лет трудового стажа и 18,6 баллов; в 2025 году — не менее 15 лет трудового стажа и 20 баллов.

Размер начисляемых баллов зависит от размера вашей официальной заработной платы: чем выше заработная плата, разумеется, с полноценными пенсионными отчислениями, тем больше баллов вы получите.

Рассчитать количество начисляемых баллов в зависимости от вашей заработной платы можно на сайте Пенсионного фонда РФ.

В качестве примера приведу небольшой расчет: если вы получаете официальную заработную плату в размере 7 800 рублей в месяц, то есть сумму, соответствующую размеру минимальной оплаты труда, количество пенсионных баллов будет составлять всего 1,07 балла в год.

При такой официальной заработной плате, если на пенсию вы будете выходить после 2025 года, вам нужно работать не менее тридцати лет!

К слову, уже сейчас многим людям, планировавшим выйти на пенсию в 2016 — 2017 годах, предлагают поработать еще 5 — 7 лет, так как им не хватает пенсионных баллов.

И наоборот, чем выше ваша официальная заработная плата, тем меньше вам нужно будет работать. То есть, к примеру, при официальной заработной плате 70 000 рублей и больше, вам достаточно проработать всего 15 лет, если, конечно, на пенсию вы соберетесь после 2025 года.

На сколько будет совершенной этот вариант пенсионной системы — покажет время. Но, исходя из частоты кардинальных изменений пенсионного законодательства, почему то кажется, что это далеко не последний вариант.

Пенсионная система России: продолжение следует.

Вы спросите, зачем нужно знать историю пенсионной системы?!

Ответ один: для того, что бы понимать, что для достойного проживания на пенсии выплат от государства не достаточно, и необходимо формировать собственные финансовые запасы. Надеюсь, наш сайт Sizhu-doma.ru поможет вам в вопросах накопления денежных средств и формирования взвешенного семейного бюджета.

И пока наши «монетарные» власти выдумывают новые способы обеспечить финансирование настоящих и будущих пенсионеров, нам стоит позаботиться о своем будущем: научиться копить, откладывать денежные средства на будущую пенсию, или иным способом обеспечить для себя проживание в преклонном возрасте.

Задумываться о будущей пенсии нужно не за пять лет до выхода на пенсию, а гораздо раньше, как минимум в 40 — 45 лет.

За 15 — 20 лет до наступления пенсионного возраста можно сформировать для себя неплохой пенсионный капитал, если, конечно, с умом относится к своим деньгам, и рационально распределять свои доходы.

Законы о пенсиях. Кратко

Пенсионное удостоверение: история, практика

История пенсий в России

  • 1720, 24 января — Морской устав Петра Первого
  • 1758, 9 января — Указ императрицы Елизаветы Петровны «О регулах для комиссариатского правления»: аналогичные Морскому уставу нормы (в том числе и пенсионного обеспечения) предусмотренны и для чинов сухопутных войск.
  • 1765 — Екатерина II распространила сферу действия норм пенсионного обеспечения военных и на гражданских чиновников, которым назначались выплаты из государственной казны за выслугу лет
  • 1820, 8 февраля — первое заседание состоящего из министров различных ведомств — военного, морского, финансового и т. д. Особого комитета, созданного Александром I, которому вменялось в обязанность в том числе создание единого нормативного акта, содержащего в себе все нормы, регулирующие пенсионное обеспечение.
  • 1827, 6 декабря — Николаем Первым подписан «Устав о пенсиях и единовременных пособиях». Он включал в себя правила для назначения пенсий и пособий; раздел о пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников; условия выплаты пенсий и пособий. В Уставе впервые был определен орган, осуществляющий выплату пенсий и пособий — Государственное Казначейство.
  • 1853, 6 ноября — Указ Николая Первого о внесении изменений в «Устав о пенсиях и единовременных пособиях» 1827 года. Изменены сроки за выслугу лет. Теперь выслуга лет составляла двадцать пять и тридцать пять лет. При этом выслуга лет сроком в двадцать пять лет давала право только на половину оклада, а в тридцать пять лет — полный оклад.
  • 1888 — закон, обязывающий владельцев частных железных дорог и горнодобывающих заводов создавать пенсионные кассы, которые обеспечивали бы выплатами работников, ушедших с работы по болезни и по инвалидности. Финансовую основу таких касс составляли постоянные фиксированные отчисления из зарплат работников
  • 1896 — Новый универсальный указ о пенсиях, все бессрочно прослужившие 35 лет чиновники получали при отставке пенсию в размере полного годового оклада
  • 1912, 23 июня — Николаем II утверждены Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни»
  • 1918, август — введены пенсии для инвалидов Красной армии
  • 1918, 31 октября — В. И. Лениным подписано «Положение о социальном обеспечении трудящихся»
  • 1923 — введены пенсии для «старых большевиков»
  • 1927–1930 — введены пенсии по старости для работников промышленности (текстильная, тяжелая и транспортная промышленность) и государственных служащих
  • 1930, 13 февраля — Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию»
  • 1940, 16 июля — СНК СССР утвердил постановление «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего состава срочной службы и их семьям»
  • 1941, 5 июня — постановление «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям».
  • 1941, 26 июня — Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в военное время».
  • 1956, 14 июля — Закон СССР «О государственных пенсиях». Статья 8: Право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие:
    мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет
  • 1990, 15 мая — Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». Новинкой была девятая статья, где говорилось о добровольном страховании дополнительной пенсии.
  • 1990, 22 декабря — учреждён Пенсионный фонд России (ПФР)
  • 2001, 15 декабря — федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установил в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения
  • 2013, 28 декабря — Федеральный закон «О страховых пенсиях» N 400-ФЗ выработал условия, размеры, финансовое обеспечение страховых пенсий, обозначил необходимый страховой стаж для назначения страховых пенсий
  • 2018, 16 июня — законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»
Читайте так же:  Государственные гарантии качества

*возник в Устьянских волостях Подвинья и имел значение кодекса правовых норм («судебной книги») только для Севера и Северо-Востока Европейской части России. Не был официально утверждён, при этом признавался приказами действующим
кодексом актуальных норм процессуального, гражданского, поземельного, уголовного и административного права.

История пенсии за выслугу лет

ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ — ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая в связи с определенными видами профессиональной деятельности, т.е. при наличии специального стажа — выслуги лет и без учета фактического состояния трудоспособности. Некоторым категориям граждан П. за в.л. может быть назначена независимо от возраста. В соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях» право на на эту пенсию имеют следующие категории граждан: а) занятые на подземных и открытых горных работах: б) в связи с работой на судах флота рыбной промышленности. морского и речного флота;

в) работавшие в гражданской авиации:

г) в связи с работой в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях: д) в связи с педагогической деятельностью в школах и иных детских учреждениях: е) в связи с лечебной и иной деятельностью в с(|)ере здравоохранения: ж) в связи с творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах. Списки соответствующих профессий и должностей, с учетом которых назначается П. за в.л., утверждаются Правительством РФ.

Условие, определяющее право на пенсию граждан, занятых на подземных и открытых горных работах, — наличие стажа по соответствующей работе не менее 25 лет. а для работников ведущих профессий на этих работах — не менее 20 лет (назначение пенсии не зависит от возраста). Пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет и не зависит от возраста. Пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения зависит от того. где проходила эта деятельность: выслуга должна быть не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет — в городах.

Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах П. за в.л. устанавливается при выслуге 15, 20, 25, 30 лет в зависимости от ее характера. Условия назначения П. за в.л. в связи с работой в гражданской авиации дифференцируются в зависимости от конкретного рода деятельности. Если право на пенсию в связи с работой в летном и лет-но-испытательном составе возникает только при наличии определенного специального стажа, то назначение П. в связи с работой по управлению воздушным движением и работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов зависит также от общего стажа и возраста.

При выслуге, равной требуемой, размер пенсии составляет 55% заработка;

за каждый полный год выслуги сверх требуемой размер пенсии увеличивается на 1 % заработка (предел — 75%). Пенсия работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, устанавливается в размере 75% заработка. Минимальный размер этой пенсии определяется на уровне минимального размера пенсии по старости. Максимальный — на уровне общего максимального размера пенсии по старости (3 минимальных пенсии по старости), а для летного состава гражданской авиации — на уровне 31/2 минимальных размеров.

П. за в.л. выплачивается при условии оставления работы, с учетом которой она назначена (при выполнении любой другой работы она выплачивается в полном размере). Работникам.занятым на подземных и открытых горных работах, а также работникам образования, занятым педагогической деятельностью, работникам здравоохранения (в сельской местности) такая пенсия выплачивается в полном размере независимо от характера работы.

Читайте так же:  Куда пропал стаж в пенсионном фонде

. В соответствии с Законом РФ от 12 декабря 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. и их семей» правом на П. за в.л. обладают: а) лица. имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в ОВД 20 и более лет (при наличии требуемого стажа пенсия им назначается независимо от возраста на день увольнения со службы): б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе либо по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.если они достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой

стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная (или в ОВД) служба. Размер такой пенсии может быть увеличен для лиц, являющихся инвалидами. Для некоторых категорий граждан установлены надбавки.

Пенсии в России от Николая II
до Путина

20 — 40% от последней месячной зарплаты (военные, чиновники, врачи, учителя, рабочие).

Военные и чиновники, вне зависимости от возраста выхода в отставку, а лишь от выслуги лет и чина, получали 20 — 40% последней зарплаты. Рабочие государственных заводов — 1,5% от населения страны — получили право на пенсию перед самым началом Первой мировой войны. Но не по старости, а лишь по инвалидности — около 25% зарплаты. Аналогичные пенсии были и на отдельных частных заводах.

5 — 10% от последней месячной зарплаты (рабочие и служащие).

К этому году сталинская пенсионная система сложилась окончательно. В 1932 году был установлен пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но выйти на заслуженный отдых можно было лишь при стаже не менее 20 и 25 лет соответственно. Заметный скачок вперед по тем временам. Выплаты по старости полагались большей части рабочих и городских жителей. А вот колхозников обошли стороной. У сталинской пенсии оставалось два больших недостатка. Прожить на нее было невозможно. А получить ее — только при наличии свидетельства о рождении, справок с мест работы о стаже и зарплате. Но во время разрухи и войн терялись документы — доказать свои права и заслуги многим не удавалось.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 — 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие).

Средние пенсии по стране составляли около 70 руб. (в пересчете на деньги после денежной реформы 1961 года). Максимальная пенсия не превышала 120 рублей. При этом в 55 и 60 лет можно было оставить работу и без стажа 20 и 25 лет. Но тогда полагалась лишь минималка — 35 руб. Прожить на нее было невозможно. Колхозники же в пенсионную систему снова включены не были. Лишь 10% деревенских жителей получали пособия (ветераны, механизаторы, председатели), но и у них пенсия составляла 31 руб., что не превышало 4 — 6% от общего дохода семьи. Но и им деньги платило не государство, а сельхозартели — фактически сами же крестьяне.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 — 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие); 15% (колхозники) (1) .

В России за всю ее историю появилось первое поколение деревенских стариков, которое формально уже не зависело от молодого поколения. Вот только на пенсию они могли выйти на 5 лет позже городских: в 60 и 65 лет. 12 руб., которые получало большинство сельских пенсионеров, едва хватало на жизнь за городом. Учитывая, что большую часть еды они получали от подсобного хозяйства и огородов.

В 1973 году государство вспомнило об инвалидах и семьях, потерявших кормильца. Если до 1973 года выделяемые им пособия оставались совсем мизерными, то теперь стали приравнены к средним пенсиям по старости.

33% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Забавно, но окончательно классовая дискриминация исчезает лишь на самом закате советской власти: селянам позволяют выйти на пенсию одновременно с городскими — вводится единый пенсионный возраст для всех, 55 и 60 лет. Так же уравнивают и размер пенсий колхозников с рабочими и служащими. В трудовой стаж, который остается 20 и 25 лет, включили учебу (если до вуза или техникума ты успел потрудиться), службу в армии, декретный отпуск. Изменился принцип расчета пенсии. Стали учитывать зарплату не за один последний год, а за два либо за любые пять лет непрерывного стажа.

34% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Началась разработка предпоследней российской пенсионной системы, которая заработала с 2001 года. Родившиеся до 1967 года получают пенсию по старым правилам. Учитываются советский, российский стаж и зарплата за последние несколько лет. За большой советский стаж дается солидная прибавка. Появившиеся на свет после 1967 года уже копят на свою пенсию — учитывается не зарплата за последние трудовые годы, а доход за весь стаж. Причем не только на основном месте работы, а любые официальные выплаты по трудовым договорам.

Формально заявлено о 37% от последней месячной зарплаты (все граждане страны), но в действительности это фикция (2) .

Нынешний вариант пенсионной системы. Теперь в копилку идут и трудовой стаж, и официальные зарплатные выплаты. Все это переводится в баллы, число которых в момент выхода на пенсию и определяет ее размер. Стоимость балла каждый год устанавливается правительством. Как это выглядит на практике, узнать, видимо, не удастся — правительство обещает предложить новую систему без всяких баллов.

КАК ЭТО БЫЛО

Расчет по пятилетке

В советское время сумма пенсии привязывалась к зарплате на основном месте работы в последний год. Теоретически всю жизнь можно было проработать дворником, в последний момент стать большим начальником — обеспечить себе приличную пенсию. Другой вариант: по желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней. То есть можно было получать пенсию за то, что ты работал большим начальником когда-то раньше. К 1980 году из-за увеличения продолжительности жизни количество пенсионеров заметно увеличилось. Но государство продолжало платить пособия — средняя пенсия на момент проведения Московской Олимпиады составляла 67 рублей — половину зарплаты молодого инженера в НИИ.

Читайте так же:  Гарантийные и компенсационные выплаты в трудовом праве

В 1985 году средняя пенсия в СССР достигла 72 рублей у городских жителей и 47 рублей у сельских: пиковый уровень в России за всю историю.

ВАЖНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

1. О пенсиях при «развитом социализме»

В реальности 50% от последней зарплаты получали далеко не все пенсионеры, а лишь самые малооплачиваемые. Если твоя зарплата была, например, 250 рублей (как у высококвалифицированного рабочего), ты мог рассчитывать на пенсию максимум 80 — 90 рублей. Северяне, зарабатывавшие 800 — 900 и даже 1200 рублей в месяц, получали пенсию максимум в 120 рублей. Одновременно появилась система так называемых персональных пенсий — местного (областного и республиканского) и союзного значения — от 110 до 130 рублей.

2. О пенсиях в наше время

Т. н. балльная система исчисления пенсий привела к колоссальной путанице, и в итоге 37% от последней зарплаты превратились в полную фикцию и тотальную уравниловку: будь ты хоть дворником, хоть миллиардером из списка «Форбс», но при расчетах ваши пенсии окажутся примерно одинаковыми — в пределах максимум 20 тысяч рублей в месяц с разницей в 1 — 2 тысячи рублей между нижней и верхней границами.

Подготовил Сергей ПОНОМАРЕВ.

История пенсии по выслуге лет

У меня вопрос: Моей жене (учителю истории) остался 1 год до выхода на пенсию по выслуге лет. В школе проходит сокращение штата, и администрация школы из двух учителей истории должна сократить одного человека, причем оба учителя не имеют преимуществ по ст. 179 ТК. Но в школьном коллективном договоре записано: «Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата при равной производительности труда и квалификации помимо лиц, указанных в ст. 179 ТК РФ, имеют также: лица предпенсионного возраста (за два года до пенсии по старости)…» Является ли эта запись преимуществом для оставлении на работе моей жены?

Согласно статьи 179 Трудового кодекса РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При р а в н о й производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию );

— лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

— работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое

увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Ве ликой Отечествен-

ной войны и инвалидам боевых действий по защите Оте чества;

— работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя

без отрыва от работы.

Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Кроме того, Ваша жена имеет возможность выйти раньше также и на пенсию в указанной ситуации.

В дополнение на Ваш вопрос по эл. почте могу добавить следующее.

В данном случае возможно будет при сокращении оформление досрочной пенсии Вашей жене согласно статьи 32 32 Закон РФ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( см. ниже выписку из этой статьи):

досрочного выхода на пенсию

1. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и

имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные

недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной

продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24

календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

2. По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо

сокращением численности или штата работников организации, с их согласия

может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на

трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой

частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О

трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом пункты 6, 7, 9, 10 и 11 статьи

14 указанного Федерального закона не применяются.

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по

старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости,

получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе

осуществить переход на трудовую пенсию по старости ( часть трудовой пенсии по

старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.

К пенсии, назначаемой в соответствии с настоящим пунктом, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального

закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

3. При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая

предусмотрена статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в

Российской Федерации», выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 4 статьи 22 указанного Федерального закона.

4. Расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2

настоящей статьи, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда

Видео (кликните для воспроизведения).

Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.

Источники

История пенсии за выслугу лет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here