Какие налоговые льготы планируют отменить

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Какие налоговые льготы планируют отменить". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Минфин обнародовал предложения по отмене налоговых льгот

Отчет, опубликованный на официальном сайте Минфина, содержит 13 глав. Каждая посвящена оптимизации той или иной затратной статьи расходов федерального бюджета и расчетами по выгодам в случае их отмены. Расчетами занимались эксперты из РАНХиГС, ВШЭ и других аналитических центров.

13 глава, в частности, посвящена инвентаризации налоговых льгот и возможным последствиям. Подробнее о ней рассказывает Газета.ру:

Эксперты отмечают, что в российском законодательстве размыто само понятие налоговой льготы — прямо наличие льгот предусмотрено только для земельного налога и налога на имущество организаций.

Кроме того, налоговые льготы работают эффективно только при условии развитой конкуренции. Если они распространяются на компании, занимающие доминирующее положение на рынке, то «существенны риски имитаций и замещения», говорится в докладе.

В итоге экономисты предложили провести ревизию действующей системы налоговых льгот.

В частности, предлагается отменить льготную ставку НДС для СМИ и пересмотреть список продукции, для которой предусмотрена ставка по НДС 10%. Действующая ставка без учета льготы составляет 18%.

В числе товаров, облагающихся по льготной ставке, значатся молочные продукты, растительное масло, мясо, яйца, сахар, хлеб и ряд других товаров.

Отмена льгот по НДС приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 123 млрд рублей, посчитали в Центре развития Высшей школы экономики. Сборы НДС составят 4,4 трлн рублей (плюс 176 млрд рублей по сравнению с базовым вариантом).

При этом эксперты предупреждают, что в случае увеличения ставки НДС до 18% по товарам, которые сейчас облагаются по льготной ставке, цены на них вырастут на 7,3%. В итоге объемы потребления снизятся. ВВП сократится на 0,2%, товарооборот — на 0,81%. Замедление роста ВВП будет смягчено тем, что одновременно с сокращением товарооборота снизится импорт (на 1%), потому что немного укрепится курс рубля.

Эти оценки являются максимально возможными. Основой для расчета послужили прогнозы ВШЭ на 2014 год. Базовый сценарий предполагает, что при сохранении стабильных внешних условий продолжится замедление темпов роста российской экономики.

Ранее мы писали, что Минфин нашел 13 способов сэкономить бюджетные средства. Урезать предлагается, в основном, расходы на социальную сферу: это сокращения индексации базовой части пенсии с двух раз в год до одного, отмена материнского капитала, сокращение числа государственных вузов, привлечение к финансированию науки частных денег, перевод работников культурной сферы на «эффективный контракт» и так далее. Кроме того, предполагается на ближайшие шесть лет отменить ряд налоговых льгот, что должно пополнить бюджет на 1,3 триллиона рублей.

Как мы писали ранее, с предложением провести инвентаризацию и отменить неэффективные налоговые льготы выступил также Совет Федерации. Сенаторы считают, что это важный резерв расширения и укрепления региональных и местных бюджетов.

Кроме того, мы сообщали, что Минфин подготовил проект «Основных направлений налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов». Как следует из документа, Правительство не намерено менять структуру налоговой системы в ближайшие три года и вводить новые налоги, кроме уже внесенных в Госдуму. В то же время россиян ждет повышение ставок, изменение правил исчисления и уплаты некоторых налогов, совершенствование процедур их сбора. Так, гражданам придется платить новый налог, только один — на имущество физических лиц. Исчисление старых будет изменено ради расширения круга налогоплательщиков. Это должно увеличить доходы региональных бюджетов.

В частности, с 2014 года регионы начнут переходить на новую систему исчисления налога на имущество физических лиц. Населению придется платить за квартиры, дома, дачи и землю больше — налог будет высчитываться из кадастровой стоимости. Она в разы выше, чем действующая инвентаризационная. Введение налога на имущество Минфин решил начать именно с частных лиц. Предприятия тоже будут платить этот налог, но не ранее 2018 года.

Кроме того, министерство изменило подход к введению налога на депозиты в банках. Налогом на депозиты (35% от прироста капитала) будет облагаться процентный доход по вкладам, у которых ставка превысит установленный уровень.

Еще один способ повышения доходов бюджетной системы — увеличение акцизов на алкоголь, табак и бензин. Повышать их Минфин планирует с учетом реально складывающейся экономической ситуации

В конце прошлого года власти пообещали россиянам в течение шести лет не повышать налоги. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что изменения налоговой системы возможны, однако в результате преобразований нагрузка на налогоплательщиков может только снизиться.

Добавим, весной 2012 года Министерство финансов представило Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. Как гласит документ, в трехлетней перспективе приоритеты правительства в области налоговой политики остаются прежними. Это создание эффективной и стабильной налоговой системы, поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности. Планируется снижение нагрузки на труд и капитал и её повышение «на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов». Кроме того, намечен переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

Напомним, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».

66% налоговых льгот хотят отменить

Что случилось?

Минфин России проанализировал и в первый раз тщательно оценил эффективность налоговых льгот для бизнеса. Для этого была применена специально разработанная Правительством РФ методология. Как сообщают «Известия», в результате этого исследования эффективными оказались лишь 34% преференций, а неэффективными чиновники признали остальные 66% налоговых льгот. Какие именно преференции попали в немилость?

Цель отмены налогов на Дальнем Востоке

Освобождение граждан, ИП и российских организаций от федеральных налогов благотворно скажется на уровне жизни жителей Дальневосточного федерального округа, считает автор законопроекта. При этом объем федерального бюджета в виде выпадающих доходов уменьшится незначительно. Взамен появится реальная мотивация для граждан и представителей бизнеса из других регионов переселиться в Дальневосточный регион, в том числе для создания новых российских организаций, чья деятельность будет направлена на повышение экономического потенциала страны в целом.

В каких регионах РФ хотят отменить налоги

Законопроект направлен на освобождение граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций Дальневосточного региона России от налогов и сборов. Депутат в пояснительной записке к законопроекту отмечает, что Дальний Восток — это наиболее удаленный от центра регион России и самый депопулирующий. Здесь по состоянию на 2019 год проживает всего 5% населения России (6,5 млн человек), а территория огромная. За последние годы демографические потери в регионе достигли 22%. Здесь, кроме удаленности от центра, присутствуют суровые климатические условия, ограниченность инфраструктуры (дорожной, энергетической и т. п.).

Поэтому отмена налогов может стать стимулом для открытия бизнеса и переезда граждан из других регионов РФ и даже стран. К тому же, как сказано в пояснительной записке:

Все регионы Дальнего Востока являются дотационными, из которых, согласно данным Росстата, четыре дальневосточных субъекта Российской Федерации входят в десятку самых дотационных субъектов РФ. Это означает, что направляемые в федеральный бюджет налоги потом возвращаются обратно в виде трансфертов или иным способом, и то не в полном объеме.

Речь идет об одиннадцати субъектах Российской Федерации:

  1. Республика Саха (Якутия).
  2. Бурятия.
  3. Приморский край.
  4. Хабаровский край.
  5. Забайкальский край.
  6. Амурская область.
  7. Камчатская область.
  8. Магаданская область.
  9. Сахалинская область.
  10. Еврейская автономная область.
  11. Чукотский автономный округ.
Читайте так же:  Увеличение пенсии по потере кормильца

Что будет с неэффективными льготами

Льготы по налогам на прибыль и на имущество в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставляются только определенным категориям налогоплательщиков, к которым, в частности, относятся:

  • фармакологические компании;
  • инновационные организации;
  • резиденты ОЭЗ или ТОР;
  • исполнители специнвестконтрактов;
  • социальные организации (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги).

У местных властей есть право уменьшать региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальная ставка по налогу на имущество составляет 2,2% от стоимости актива. У регионов есть право снижать ставку до 0%. Минфин называет практику расширения налоговых преференций одним из основных внутренних рисков для бюджетной системы России. За последние 5 лет налогоплательщики получили право на более 100 новых льгот, что привело к недополучению бюджетной системой РФ около 720 млрд рублей.

Всего, по подсчетам Минфина, в настоящее время в России действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. И пока чиновники не знают, как повысить их эффективность. Ясно только, что сделанные выводы будут учтены в межбюджетных отношениях. Скорее всего, уже к 2021 году объем льгот должен будет сократиться на 35% — до 165 млрд рублей. То есть бизнесу придется платить больше налогов.

Регионам придется отменить часть налоговых льгот

Идея оценивать эффективность налоговых льгот регионов при распределении дотаций обсуждалась в пятницу на правительственной комиссии по региональному развитию. В целом она одобрена, говорят два федеральных чиновника. Но окончательного решения пока нет, уточняет представитель вице-премьера Дмитрия Козака (отвечает за региональную политику): до 1 декабря регионы должны направить предложения, а Минфин – до конца года их обобщить и доложить. Представитель Минфина не ответил на запрос.

Регионам, налоговая политика которых окажется неэффективной, Минфин предлагает сокращать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это около 2 трлн руб. на ближайшие три года – более 40% трансферта из федерального бюджета. Половину всех дотаций получат 13 регионов, больше всего – Дагестан.

Регионы много теряют из-за неэффективных льгот, объясняет один из чиновников. Минфин предлагает разделить все льготы на стимулирующие (например, пониженная ставка), социальные и оптимизирующие бюджетные потоки (для госучреждений). Их общая сумма – около 330 млрд руб., писал «Коммерсантъ» и подтверждает чиновник. Большая часть приходится на стимулирующие льготы – около 70%, 8% на социальные и остальное на оптимизирующие. Последние Минфин предлагает отменить, социальные – включать в расходы модельного бюджета региона (учитывать как расходы), а для стимулирующих ввести оценку эффективности. Если за пять лет доходы от льготы не превысили потери, она неэффективна и при расчете дотации такие расходы учитываться не будут. Регион сможет ее сохранить, но помощь ему сократится, объясняет чиновник.

Примеров неэффективных льгот много, рассказывает партнер налоговой и таможенной практики Dentons Василий Марков, прежде всего это те, которые выполняют роль подарка, а не стимула. В нескольких регионах подать заявку на льготу можно, только профинансировав все инвестиции, приводит он пример, а какой смысл давать льготу, если компания уже все построила? Некоторые регионы сокращали налог на прибыль для всех компаний (например, Пермский край на 4,5 п. п.), но стать центром притяжения для бизнеса не удается – зато долг вырос, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин.

Федеральные налоговые льготы, навязанные регионам (на них приходится более 60% потерь от льгот), учитываться не будут, поясняет чиновник. Выполнять майские указы президента сокращение дотаций на бюджетную обеспеченность не помешает, на них регионы получают другие дотации – на сбалансированность.

Отмена оптимизирующих льгот увеличит конкуренцию между частными и госуслугами, поддерживает идею Редькин. Социальные же льготы лучше заменить прямыми субсидиями нуждающимся, считает Марков. По методике они считаются априори эффективными, но круг их получателей широк, считает эксперт, участвовавший в их обсуждении: регион освободил всех людей от налога на одно транспортное средство небольшой мощности, выпадающие доходы огромные, а социального эффекта нет – пользоваться льготой могут и бедные, и богатые.

Не оценивая эффективность стимулирующих льгот, федеральный бюджет просто финансирует компании, согласен Редькин, но подходить к их оценке надо более комплексно. Делить все льготы всего на три категории неверно, как и связывать их эффективность только с налоговыми поступлениями, согласен эксперт, участвовавший в обсуждениях, ситуация в экономике может измениться и у компании начнет падать выручка. Многие компании льготируются не для роста доходов, а для решения других задач, например развития отрасли. Оценку же льгот лучше привязать к госпрограммам, как Минфин предлагает для федеральных льгот: оценивать достижение конкретных целей, предлагает собеседник «Ведомостей».

Федеральная политика не способствуют росту бюджетного потенциала регионов, предупреждала Счетная палата. Ключевая проблема – федеральные льготы по налогам, отмечает Карен Вартапетов из S&P, без их снижения или учета их последствий проблему выпадающих доходов регионов решить будет достаточно сложно. Предложение Минфина может побудить регионы отказаться от неэффективных льгот, но оно может еще больше ограничить регионы в выборе инструментов, необходимых для развития, заключает Редькин, скорее цель – решить фискальную задачу.

Минфин предлагает отменить три вида налоговых льгот в рамках реформы

В рамках налоговой реформы Министерство финансов РФ предлагает отменить льготную ставку взносов в Пенсионный фонд для ряда отраслей и с зарплат выше 860 тыс. рублей в год. Также под отмену может попасть так называемый специнвестконтракт (СПИК) — инструмент, который субъекты федерации применяют для привлечения производителей.

О планах Минфина по отмене налоговых льгот «Известиям» рассказали источники, знакомые с ходом обсуждения налоговой реформы. Ведомство предлагает отменить льготную ставку взносов в ПФР, которая сейчас составляет 10% с зарплат, превышающих 860 тыс. рублей в год. «Отмена льготной ставки взносов в Пенсионный фонд упакована Минфином в общее предложение по снижению страховых взносов с 30 до 22%», — сообщил один из них.

Другой добавил, что ведомство также предлагает отменить льготную ставку взносов в ПФР вне зависимости от уровня зарплат для ряда отраслей, в которых она действует. Сейчас льготная ставка в 10% вместо 22% действует почти для 40 сфер деятельности — это, например, производство пищевых продуктов, мебели, машин и оборудования, проката фильмов, — а также для сфер здравоохранения и образования. В частности, Минфин предлагает отменить льготу для видов деятельности, связанных с торговлей фармацевтическими изделиями.

При этом скорее всего сохранится льгота по ставке взноса в ПФР для IT-отрасли. Президент России Владимир Путин отметил ее эффективность и предложил продлить льготу до 2023 года.

Кудрин предупредил об опасности маневра 22/22 для пенсионной системы

Что касается еще одной планируемой к отмене льготы — СПИКа, то он был введен совсем недавно, в 2015 году. Специнвестконтракт — это соглашение между государством и бизнесом, которое призвано развивать производство в России. Он предусматривает частные инвестиции в обмен на преференции со стороны государства. В частности, бизнесу обещают льготы по налогу на прибыль, освобождение от налога на имущество и земельного налога на срок до 10 лет, а также получение статуса российского производителя.

Читайте так же:  Право на получение регионального материнского капитала возникает

«Обсуждается отмена неэффективных льгот, труднодоступных, с целью их замены на универсальные. Сейчас идет речь о том, чтобы сделать меньше индивидуализированных льгот», — рассказал источник.

Глава РСПП Александр Шохин поддержал предложение отменить СПИК, поскольку «механизм доступа к нему довольно сложный».

Правительство анонсировало обсуждение налоговой реформы в течение 2017 года. Предполагается, что все принятые решения вступят в силу в 2019 году, когда закончится срок действия президентского моратория.

Минфин допустил отмену неэффективных налоговых льгот

«На основании этой методики оценим и те льготы, которые сегодня предоставлены. Согласен с вами, что значительная часть из них не работает, не является эффективной, и может быть по ним принято решение о ликвидации этой льготы», — сказал Силуанов (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, методика оценки эффективности налоговых льгот уже подготовлена на региональном уровне, она будет применяться в рамках межбюджетных отношений.

В начале сентября глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров на Московском финансовом форуме предложил представителям бизнеса подготовить в октябре список неэффективных налоговых льгот. По словам главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, множество плохо администрируемых и не востребованных бизнесом льгот искажают конкурентную среду.

Минфин вводит систему расчета эффективности региональных налоговых скидок

Правительство утвердило общие требования к порядку и критериям оценки налоговых расходов субъектов РФ и муниципалитетов. Концепция Минфина в сфере контроля объемов и эффективности налоговых льгот, сформулированная в 2017 году, запускается по временной схеме. С 2020 года уже в постоянном режиме предоставление неэффективных льгот, анализировать которые будут с привлечением ФНС, может стоить увлекающимся скидками регионам части федеральных субсидии.

Требования, зафиксированные постановлением Белого дома №796 от 22 июня, де-факто реализуют «тонкую настройку» бюджетных отношений, анонсированную Минфином еще в 2017 году. Тогда замглавы ведомства Владимир Колычев описывал ее как внедрение применительно к налоговым льготам концепции «налоговых расходов»: «Мы хотим создать реестр налоговых расходов, в котором будут фиксироваться в том числе изначальные цели их введения и далее отслеживаться достижение целевых показателей» (см. “Ъ” от 7 сентября 2017 года). Всего Минфин заявлял о 1,5 тыс. льгот гражданам и юрлицам годовым объемом в 330 млрд руб. (см. “Ъ” от 3 ноября 2017 года).

В реестрах льготы будут разделены по специализации на социальные (их 8%), стимулирующие (72%) и технические (20%), а также по направлениям — в рамках каких госпрограмм субъекта или их структурных элементов, на основании каких нормативных документов и кем они предоставляются. Необходимо указывать общие суммы предоставляемых регионом или муниципалитетом налоговых скидок и оценку эффективности их использования. Для этого управления ФНС должны будут предоставлять региональным и местным администрациям подробную детализацию (фискальные характеристики) налоговых расходов — выборку данных, демонстрирующих объем предоставленных льгот, количество получателей и объем налогов, задекларированных ими для уплаты в региональный или местный бюджет. Для стимулирующих налоговых льгот, кроме того, УФНС будут предоставлять ретроспективные данные за шесть предшествующих лет.

Оценка эффективности проводится их кураторами (региональными и местными чиновниками, ответственными за их предоставление) по двум параметрам — соответствию целевому назначению и эффективности.

Сверять данные, полученные от регионов и ФНС, будет Минфин — в обязательном порядке целевое назначение и корректность расчетов эффективности министерство будет проверять для льгот, общий объем которых превышает 0,05% налоговых доходов консолидированного бюджета региона. Будет, в частности, проверяться соответствие льгот целям федеральных субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности — это означает возможность их снижения.

Обязаны кураторы будут проводить и сравнительный анализ результативности предоставления льгот и альтернативных методов достижения их целей (субсидий, госгарантий или снятия контрольно-надзорных ограничений), а также бюджетную самоокупаемость льгот, исходя из рассчитываемого Минфином номинального темпа прироста налоговых доходов (с учетом обслуживания госдолга субъектов, инфляции и реальной процентной ставки). Неэффективные льготы (бюджетный эффект от которых будет ниже расходов) предполагается учитывать при оценке эффективности исполнения госпрограмм и заменять альтернативной господдержкой — или же нужно закладывать их отмену в основные направления региональной бюджетной политики.

За что губернаторов накажут рублем

Очевидно, что немедленно Минфин не будет использовать новое бюджетное оружие против регионов, увлекающихся бюджетными скидками,— скорее, речь действительно идет об обязательной оценке региональной властью размеров предоставляемых льгот и о формировании рациональной региональной и муниципальной бюджетной политики, которая сейчас зачастую произвольна. Идея региональных «кураторов» при этом явно исходит из того, что подобная информация, которую ФНС и Минфин вполне могли бы получать централизованно, в первую очередь нужна региональным правительствам и мэрам.

Видимо, достаточно важно в происходящем включение в общую систему анализа льгот на региональном уровне социальных льгот — Минфин, заявляя о систематизации льгот в 2017 году, имел в виду в основном региональные льготы по налогу на прибыль, но не что-либо имеющее отношение к социальной сфере. Отметим, налоговые льготы в отношении населения в РФ распространены очень слабо, в перспективе такая информация может быть, по крайней мере в теории, использована и для формулировки более рациональной социальной налоговой политики. Сейчас большинство расчетов в этой сфере довольно произвольно.

Как регионы отложили профицит «про запас»

Отметим, что на федеральном уровне аналогичные правила оценки эффективности налоговых льгот уже действуют — они введены постановлением правительства 439 от 12 апреля. Для регионов в 2019 году Минфин предусмотрел временную схему реализации правил, которая сменится жестким расписанием, привязанным к налоговому и бюджетному календарю, с 2020 года. Тогда же схема заработает в муниципалитетах. Обратная сторона этого процесса при успешности создаваемой Минфином таким образом системы контроля налоговых расходов — с одной стороны, перемещение субсидируемых бизнесов в схемы работы с менее прозрачным контролем (например, государственно-частного партнерства), с другой — в схемы «неформальных партнерств» убыточных государственных компаний, в том числе ГУП и МУП, с частным бизнесом по схеме национализации убытков и приватизации прибылей: бюджетный контроль стимулирующих мер в любом случае не в состоянии прямо влиять на бизнес-климат.

В 11 регионах РФ предложили отменить НДС, НДФЛ и другие федеральные налоги

Эффективные и неэффективные налоговые льготы

Оказывается, чиновники ждут от налоговых льгот реальную прибыль и оценивают их именно по этим показателям. Это значит, что те налогоплательщики, которые какое-то время пользовались льготами, должны в идеале потом платить больше налогов. Такое инвестирование в развитие предприятий дало свой эффект во многих областях. Например, в Ленинградской области бывшие льготники: табачная фабрика «Филипп Моррис Ижора» и завод Nokian Tyres сейчас платят налоги, объем которых значителен в региональном бюджете.

Эффективными по итогам 2018 года Минфин признал региональные льготы по налогам на прибыль и имущество организаций на сумму 87 млрд рублей. Чиновники отметили их положительное влияние на местные бюджеты. При этом они оказались эффективными не во всех регионах, ведь общий объем льгот по этим двум видам налогов обошелся субъектам РФ в 253 млрд рублей. Таким образом, эффективными оказались только 34% всех преференций по этим налогам.

Самыми эффективными в этом плане регионами были признаны:

  • Ханты-Мансийский автономный округ — 15,7 млрд рублей;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ — 12,3 млрд рублей;
  • Ленинградская область — 4,4 млрд рублей.
Читайте так же:  Кому положена федеральная социальная доплата к пенсии

В общей сложности все налоговые преференции обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей соответственно, следует из статистики Минфина. А вот в Москве и еще 37 российских регионах налоговые льготы не принесли местным бюджетам дополнительных доходов. В остальных положительный эффект от льгот оказался незначительным. При этом лидирует по льготам именно Москва, там их объем составил 44 млрд рублей.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество являются стимулирующими льготами и должны ускорять рост экономики и инвестиций. Именно по этим показателям они оцениваются в методологии Правительства. Это значит, что налогоплательщики, которые пользуются преференциями, должны увеличивать свои обороты, повышать приток капиталовложений, привлекать инвестиции, открывать новые направления и создавать рабочие места. Только при таких условиях можно ожидать дополнительные доходы в казну, которые должны быть выше, чем расходы на стимулирование экономической деятельности. Как отметил заместитель финансов РФ Владимир Колычев, при оценке целесообразности налоговых льгот нужно обязательно учитывать затраты на их администрирование, а также соответствие преференций задачам развития экономики государства. В случае неэффективности их нужно заменять альтернативными мерами государственной поддержки бизнеса, например, субсидиями.

От каких налогов могут освободить бизнес и граждан в 11 субъектах РФ

В законопроекте идет речь об отмене на Дальнем Востоке восьми федеральных налогов:

  • НДС;
  • уплаты акцизов;
  • НДФЛ;
  • налога на прибыль организаций;
  • налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • водного налога;
  • уплаты госпошлины;
  • сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Региональные налоги и сборы депутат предлагает оставить. Также он не хочет отменять такие льготные режимы налогообложения, как упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения, особенно популярные у ИП.

Шансы на принятие и вступление в силу

На проект получено отрицательное заключение правительства РФ в его старом составе. Возможно, что обновленный Кабмин имеет другую позицию по налоговым льготам. Если чиновники разрешат, а депутаты поддержат, то поправки в НК РФ могут вступить в силу с начала 2021 года.

Транспортный налог в 2020 году: отменят или нет

Отменить транспортный налог и поднять акцизы на бензин — эта идея давно витает в информационном поле. Но в 2020 году транспортный налог останется. А вот сдавать декларацию за 2020 год будет не нужно.

Новости о том, что грядет отмена транспортного налога, появляются в информационном пространстве не первый год. Так отменяют налог на транспорт с 1 января или нет, и откуда вообще берутся такие данные? Мы приготовили ответ, основанный на фактах.

Транспортный налог 2020: отменят или нет

Видео (кликните для воспроизведения).

Транспортный налог с 1 января 2020 года отменять не планируют. В Госдуме периодически обсуждают вероятность отмены налога в том виде, в котором он есть сейчас, и включения его в акциз на бензин. Однако глава 28 НК РФ, которая регулирует порядок уплаты налога и прочие касающиеся его вопросы, до сих пор в силе.

Налог могут отменить в будущем, но будьте внимательны — если в новости об отмене нет ссылки на закон или хотя бы проект закона, отмена скорее всего по–прежнему только слух.

Что случилось?

На рассмотрение Государственной думы поступил законопроект № 886255-7 о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ , направленный на установление масштабных льгот для жителей и организаций нескольких российских регионов. Его автор — депутат Госдумы от партии ЛДПР Андрей Андрейченко — фактически предлагает освободить граждан и бизнес от уплаты всех налогов.

Транспортный налог 2020: что изменится

Налог на транспорт нужно платить, а вот декларацию отменили со следующего налогового периода. То есть за 2020 год отчитываться не нужно.

Важно: по итогам 2019 года крайний срок подачи декларации — 1 февраля 2020 года.

Также решено отменить беззаявительный порядок предоставления льгот по уплате налога на транспорт. Теперь о праве на применение льготы нужно уведомить налоговый орган. Для этого в ИФНС направляют заявление и подтверждающие документы. Их можно представить в налоговую через МФЦ.

Если в налоговой дадут добро на льготу, налогоплательщик получит уведомление. В документе будут указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и льготные периоды.

Отказ в предоставлении льготы должен содержать основания отказа, объекты налогообложения и период, начиная с которого налоговую льготу решено отменить.

На рассмотрение заявки и ответ у налоговиков есть 30 дней. Этот срок может быть продлен еще на 30 дней, о чем налогоплательщика предупредят.

По новым правилам организации должны уплатить транспортный налог в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 2020 года нужно платить транспортный налог с небольших моторных лодок с мощностью двигателя до 5 л. с.

В 2020 году налогоплательщики сами рассчитывают размер транспортного налога. Для этого налоговую базу умножают на ставку налога. Базой считается мощность автомобиля в лошадиных силах. Чем больше мощность, тем выше налог.

Базовые ставки налога приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ, однако региональные власти вправе уменьшить или увеличить их, но не более чем в 10 раз.

Ст. 2 закона №325-ФЗ от 29.09.2019 года содержит поправки в НК, которые и вносят перечисленные изменения.

Подробнее о расчете налога, а также о повышающих коэффициентах, читайте в статье «Транспортный налог: изменения в 2020 году».

Рассчитать налог на ваш автомобиль и узнать о наличии льгот можно в сервисе ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Как изменятся налоговые льготы в СПИК 2.0

В рамках новых специнвестконтрактов (СПИК 2.0) инвесторы смогут претендовать на ряд налоговых льгот. Среди региональных налогов это обнуление ставки налога на прибыль, снижение налогов на землю, имущество и транспорт, среди федеральных — только ставки налога на прибыль.

Подход к обнулению ставки налога на прибыль, как и ранее, предполагает, что претендовать на это инвестор может только в случае, если более 90% доходов — от предмета СПИК. При этом добавляется и новый вариант, предполагающий раздельный учет доходов от продукции в рамках СПИК (к ней будет применяться обнуление ставки) и остальной деятельности компании. Выбрать вариант инвесторам разрешается только один раз. Срок получения льгот по налогу на прибыль теперь не ограничен 2025 годом. При этом одновременно изменения, за исключением проектов в отдельных субъектах РФ, закрывают доступ обнулению ставки для региональных инвестпроектов, оставляя лишь возможность снизить ее до 10%. То есть фактически любые региональные проекты теперь необходимо будет оформлять как СПИК 2.0, чтобы претендовать на такую льготу.

Как рассказывают источники “Ъ” в автопроме, претендовать на льготу по налогу на прибыль сейчас фактически невозможно из-за ограничения, что доходы от реализации СПИК должны составлять не менее 90% от общих: дело в том, что большинство проектов направлены не на создание новых, а на модернизацию или расширение старых производств.

Вопрос раздельного учета налоговой базы должен позволить допустить к праву на льготу инвесторов, которые не создают новые производства в рамках СПИК, поясняет партнер Taxology Алексей Артюх, хотя формально и ранее не было запретов считать, что продукция, производимая в рамках проекта по модернизации, считается результатом инвестиций, этой возможностью никто не пользовался. В целом льгота по налогу на прибыль существенна для компаний, тем более с учетом отмены ограничения по сроку ее получения, продолжает он, потому как проекты по созданию производств по СПИК могли даже не выйти на прибыль к установленному сейчас на 2024 год сроку конца предоставления льготы.

Читайте так же:  Стаж для пенсии как доказывать

В части раздельного учета собеседники “Ъ” все равно видят ряд сложностей, в том числе риски разногласий с налоговыми органами, а также высокой трудоемкости такого учета для организаций с большим количеством технологических переделов.

В целом предполагается, что СПИК 2.0 будет «общим» преференциальным режимом для инвесторов, которые не готовы вести раздельный учет производства, на которое распространяются льготы, и остальных. Согласие же на такое разделение дает им возможность претендовать на заключение более мощного инструмента господдержки — соглашений о защите и поощрении капвложений. Этот режим, в отличие от СПИК, предполагает более широкое использование стабилизационных оговорок и инфраструктурной поддержки производств, но потребует раскрытия перед Минфином детализированных данных об использовании льгот и бюджетных средств в таких проектах.

Свое возьмут

«Налоговые споры не утихают, предложения выдвигаются и бизнесом, и экспертами, свои взгляды есть и у ведомств. Именно поэтому открытый формат обсуждений очень важен», — начал совещание в правительстве министр по связям с Открытым правительством Михаил Абызов. Его темой стали основные направления налоговой политики минфина на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

По мнению министра финансов Антона Силуанова, который выступал основным докладчиком, налоговая политика последнего времени не преследовала фискальных целей. Он напомнил, что в России не планировалось повышать налоги до 2017 года, поэтому «основной упор был сделан на совершенствование порядка взимания налогов, на стимулирование экономики с их помощью».

Совершенствование, считают в минфине, включает в себя инвентаризацию льгот по налогам. «Анализ показывает, что льготы забирают из бюджета около двух триллионов рублей и больше триллиона из этой суммы — по региональным и местным налогам. Мы предлагаем провести инвентаризацию этих льгот, проверить их эффективность. А предоставление новых налоговых преференций должно сопровождаться отменой ранее предложенных льгот. И к каждой льготе должны применяться определенные сроки. Если льгота неэффективна, то ее надо отменять», — сказал он.

Далее — налог на имущество физлиц. Антон Силуанов поделился с собравшимися тем, что в течение пяти ближайших лет предлагается перейти на кадастровую основу налогообложения. Министр заметил, что сегодняшняя система приводит к злоупотреблениям. «Предлагаем сохранить право на получение льготы по одному жилью. Может быть, даже для льготников стоит определить социальные нормативы площади, которые не будут облагаться налогом», — обрисовал он позицию минфина.

Еще одна инициатива ведомства — в налогообложении дохода от продажи квартиры. Сегодня, напомним, если квартира продается после трех лет владения, то собственник не платит налог. Минфин же предлагает распространить эту норму только на «единственное жилье». Пользуясь сегодняшней льготой «некоторые граждане выстраивают целые бизнес-процессы», напомнил Силуанов. И предложил разрешить жилье продавать без налога сразу по получении документов. Но оно должно быть единственным, а не очередным пунктом в списке личных квартир.

Но с таким предложением согласны не все. «Вводить выражение «единственное жилье» неправильно. Никакого злоупотребления льготой не существует — трехлетнее ожидание это не бизнес. Можно рассмотреть увеличение до 4, до 5 лет, но понятие «единственное жилье» — оставить нельзя», — считает председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров.

Свои новации предлагает и Федеральная налоговая служба. Среди них, например, «законодательное закрепление понятия «личный кабинет» как официального канала связи с налогоплательщиком, отметил глава ФНС России Михаил Мишустин. Второе — внедрение института налогового консультирования и института предварительного разъяснения, который до заключения контракта или соглашения может дать в налоговой консультации о том, к чему приведет сделка. «Нужно ввести новую форму налогового контроля — горизонтального мониторинга, когда компания открывает информацию, становится прозрачной и ее снимают со многих проверок», — резюмировал Мишустин.

Для россиян могут отменить налоговые льготы

Минфин предложил отменить налоговые льготы, если они окажутся неэффективными.

Что за закон?

Ведомство хочет создать единый перечень “налоговых расходов”, то есть выпадающих доходов бюджета из-за преференций, льгот по налогам и всевозможных мер поддержки. С текстом законопроекта, который пока находится в стадии общественного обсуждения, можно ознакомиться на портале нормативно-правовых актов.

Также предлагается создать механизм оценки их эффективности. Если меры господдержки покажут себя неэффективными, то их необходимо будет пересматривать или отменить вовсе.

В документе не приводится конкретный перечень льгот, однако в общих положениях сказано, что налоговые расходы могут быть социальными, то есть направленными на поддержку населения, техническими (финансовыми), которые направлены на сокращение расходов налогоплательщиков, а также стимулирующими, которые предоставляются предпринимателям для повышения экономической активности.

Фактически, авторы хотят систематизировать все налоговые льготы, какие есть: как для граждан, так и для бизнеса.

Эффективность льготы будут проверять через сравнение результативности расходов с альтернативными механизмами господдержки — субсидиями, госгарантиями и совершенствованием надзора. Кроме того, каждый налоговый расход проверят на самоокупаемость. Интересно, что кураторами налоговых расходов станет не независимая сторона вроде Счётной палаты, а сами ведомства, которые и предоставляют льготы. Поэтому насколько будет объективен такой контроль – не ясно.

Предполагается, что закон заработает с 1 января 2019 года, а механизмы оценки эффективности создадут 1 июля 2019 года.

Что не нравится Минфину?

Налоговые вычеты и льготы до сих пор никак не систематизированы. Они разбиты по отдельным нормативным актам, и о многих граждане и бизнес даже не подозревают. Несмотря на то, что многие из них реализуются в рамках госпрограмм, которые предполагают некие целевые ориентиры, понять, была ли польза от предоставления конкретных льгот, сейчас невозможно.

Такая практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения дефицитных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния – предупреждали в министерстве в докладе о необходимости инвентаризации налоговых льгот.

Налоговые расходы действительно намного больше, чем могут показаться. Если в 2015 году на это тратилось 1,9 трлн рублей, то в 2018 году – 3,1 трлн рублей – следует из “Основных направлений бюджетной налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 году и плановый период 2020 и 2021 год” Минфина.

Больше всего налогов недополучает государство не от граждан, а от крупного бизнеса. Львиная доля налоговых расходов приходится на раздел «Национальная экономика» — более 85%, или 2,6 трлн руб. В разрезе госпрограмм самая большая статья – “Воспроизводство и использование природных ресурсов”, на которые тратится 1,2 трлн рублей налоговых расходов в 2018 году. Ещё 450 млрд рублей тратится на “Развитие сельского хозяйства”. Более 1,5 трлн рублей приходится на льготы по уплате НДС и ввозной таможенной пошлине.

Игра в преференции: из-за льгот для бизнеса регионы потеряли 211 млрд

Послабления по налогам признали неэффективными в 25 субъектах, но их власти готовы с этим поспорить.

Льготы для бизнеса по налогу прибыль абсолютно неэффективны в 15 регионах. Об этом говорится в письме первого замглавы Минфина Леонида Горнина к руководителям субъектов (есть у «Известий»). В целом по стране результат не дают более 30% таких преференций. Другой вид послаблений — по налогу на имущество — непродуктивен в 12 регионах (при средней неэффективности по стране на уровне 43%). В письме первого замминистра главам субъектов рекомендуется исключить нерациональное использование бюджетных денег. По оценке Минфина, в прошлом году регионы недополучили 211 млрд рублей из-за льгот по обоим видам налогов. Их власти готовы пересмотреть только часть преференций — ведь такая практика помогает привлекать инвестиции.

Читайте так же:  Мгсу социальная стипендия

От Петербурга до Камчатки

Минфин оценил рациональность использования регионами двух главных фискальных стимулов для бизнеса: льгот по налогам на прибыль и на имущество. Преференции первого вида «в полном объеме признаны неэффективными» в 15 регионах, говорится в письме Леонида Горнина к главам субъектов.

В их числе Брянская, Владимирская, Воронежская, Костромская, Новгородская, Астраханская и Оренбургская области, республики Карелия, Тыва, Бурятия и Карачаево-Черкесия. Также в этот список попали Краснодарский, Камчатский и Красноярский края и Чукотский АО. В среднем по всей стране субъекты нерационально используют более 30% таких преференций из их общего объема.

Льготы по налогу на имущество абсолютно непродуктивны в 12 регионах: Воронежской, Новгородской, Тверской, Магаданской, Саратовской и Новосибирской областях, республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Марий Эл, Забайкальском крае и Санкт-Петербурге. Средний по стране показатель неэффективности этого типа стимулов составил чуть более 43%.

Таким образом, в общей сложности в 25 субъектах абсолютно неэффективно предоставляются льготы либо по налогу на прибыль, либо по налогу на имущество.

Не до льгот

В письме первого замминистра главам регионов рекомендуется постоянно анализировать эти льготы и отменять неэффективные. В общем из-за снижения ставок для бизнеса по этим двум налогам в 2018 году бюджеты субъектов недополучили 211 млрд рублей, оценили в Минфине по просьбе «Известий».

В ответ на дополнительный вопрос о том, как планируется простимулировать регионы к отмене неэффективных послаблений, в пресс-службе ведомства сообщили, что масштаб недополученных из-за преференций доходов будет учитываться при составлении рейтинга регионов по качеству управления финансами. Кроме этого, субъекты обязаны до 1 августа 2020 года самостоятельно оценить эффективность льгот и представить в Минфин программу по отмене нецелесообразных. Конкретные дедлайны по очищению бюджетов от непродуктивных преференций регионам не ставят.

«Известия» опросили российские субъекты, попавшие в списки Минфина. В пресс-службе администрации главы Марий Эл сообщили, что в 2017 году ставка по налогу на имущество была понижена для двух организаций, реализующих в республике инвестпроекты на сумму 100 млн рублей. Льгота обошлась местному бюджету в 28,3 млн рублей. Формально, она действительно неэффективна, однако на практике преференция позволяет наращивать инвестиции в регион, поэтому отменять ее в ближайшее время не планируется, добавили в пресс-службе.

В правительстве Магаданской области сказали, что основная масса неэффективных преференций была отменена в 2017-2018 годах. Оставшаяся льгота по налогу на имущество для резидентов Территорий опережающего развития истекает в конце 2021 года, однако регион откажется от нее на год раньше.

Общий объем предоставленных Санкт-Петербургом стимулирующих налоговых льгот по налогам на прибыль и на имущество организаций в 2018 году составил порядка 15 млрд рублей. В Петербурге проведен мониторинг правоприменения действующего регионального налогового законодательства. Отдельные льготы были признаны неэффективными. Правительство Санкт-Петербурга разработало законопроект, на основании которого они подлежат отмене или замене на субсидии.

В Костромской области объём льгот за 2018 год составил 414,4 млн рублей. По оценке местного департамента экономического развития, в бюджет области на 1 рубль преференций поступает 10 рублей доходов от инвестпроектов. По новой методике Минфина, утвержденной в июне, правительство пока преференции не оценивало.

«Известия» также обратились в другие субъекты с просьбой прокомментировать эффективность налоговых льгот, действующих на их территории. В Нижегородской области заявили, что общая сумма преференций по налогам на прибыль и на имущество в 2018 году составила 3,7 млрд рублей. С начала года было отменено четыре льготы в связи с их неэффективностью.

В Пермском крае сказали, что по итогам 2018 года из общего объёма льгот на сумму 10,2 млрд рублей неэффективными признаны две льготы: для организаций в отношении имущества авиационной инфраструктуры и для потребительских кооперативов в сфере жилищного строительства.

В Томской области за тот же период было предоставлено стимулирующих льгот на 390 млн рублей. Четыре из них на сумму 108 млн рублей имели по итогам 2018 года положительный бюджетный эффект.

Cамарская область предоставляет льготы по налогу на прибыль на сумму 3,5 млрд рублей и на имущество — на 2,3 млрд. Ряд льгот признаны неэффективными, их планируется заменить адресной поддержкой предприятий.

В Ханты-Мансийском АО — Югра 74,29% льгот по налогу на прибыль (на сумму 12,5 млрд рублей) признаны эффективными с точки зрения окупаемости для бюджета. По налогу на имущество аналогичные показатели составляют 99% или 3 млрд рублей.

В ЯНАО, Алтайском крае, Калининградской, Челябинской, Иркутской, Волгоградской, Орловской и Ростовской областях сообщили, что неэффективных льгот у них нет.

В остальных субъектах РФ не ответили на вопросы «Известий».

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

Внутренний риск

Три года назад неэффективных льгот в субъектах было гораздо больше, уверена замдиректора группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Однако с тех пор Минфин значительно ужесточил контроль за финансами. В частности, ведомство установило жесткие критерии долговой нагрузки. Она рассчитывается относительно общего объёма налоговых и неналоговых доходов региона. Чем больше он предоставляет преференций, тем ниже поступления в казну субъекта, тем, соответственно, выше показатель долговой нагрузки, объяснила эксперт. О том, что регионы стремятся активнее урезать льготы, свидетельствует снижение их веса в налогооблагаемой базе. Например, в Пермском крае — одном из «антилидеров» условного рейтинга самых щедрых на льготы регионов, вес преференций сократился с 3,8% в 2016 до 2,3% в 2018-м, в Оренбургской области — с 2,6% до 1,7% и так далее, заключила Елена Анисимова.

Впрочем, 30% и 43% непродуктивных льгот по налогам на прибыль и на имущество соответственно — это все ещё довольно существенный показатель, полагает главный экономист группы БКС Владимир Тихомиров. Дело в том, что около трети российских регионов дотируются из федерального центра. Фактически, это означает, что одни субъекты платят за неэффективное управление других.

Видео (кликните для воспроизведения).

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчётам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей.

Источники

Какие налоговые льготы планируют отменить
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here