Компенсационные выплаты государственным гражданским служащим

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Компенсационные выплаты государственным гражданским служащим". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Компенсации госслужащим в 2020 году

Несмотря на то, что заработная плата и перечень преференций у государственных служащих значительно отличается от обычных граждан в большую сторону, им также положены различные льготы. Чиновникам привилегии устанавливаются на законодательном уровне. Давайте выясним, на какие компенсации госслужащим могут рассчитывать граждане, решившие построить карьеру чиновника в 2020 году.

Кто относится к государственным служащим

Когда речь идет о государственных служащих, имеются в виду исключительно гражданские лица (Правительство РФ, Администрация Главы государства, федеральные и региональные органы исполнительной власти, суды, члены Совета Федерации, депутаты гос. думы). Это могут быть гражданские служащие следующих ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Госслужащие могут иметь различные по значимости полномочия, отвечать за разные сферы деятельности, быть в разной степени ответственными за определенные действия. Госслужащие могут действовать на уровне страны или региона (субъекта России). Заработная плата, соответственно, также выплачивается из средств федерального или регионального бюджета.

Субсидии на покупку жилья госслужащим

Госслужащим не запрещено принимать участие в жилищных программах, которые финансируются из федерального бюджета, если они соответствуют их условиям.

Государственные служащие, помимо указанных выше преференций, получают также безвозмездную государственную субсидию на приобретение жилого помещения единожды за все время несения службы. Величина выплаты будет зависеть от субъекта РФ, в котором работает госслужащий, или от федерального закона, если речь идет о чиновнике федерального уровня.

Трудовые льготы

Законодательство о труде предусматривает для госслужащих более продолжительную длину отпуска. Это предусмотрено ст. 46 закона от 27.07.94 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Во-первых, основной отпуск госслужащих составляет не 28, а 30 календарных дней.

Во-вторых, они имеют право на дополнительный отпуск в зависимости от стажа:

Стаж госслужбы от 1 до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 15 лет более 15 лет
Дополнительный отпуск в календарных днях

Кроме того, при ненормированном рабочем дне госслужащий получает еще три дополнительных дня к отпуску.

В случае сокращения штатов или ликвидации государственной структуры госслужащий имеет преимущественное право занять вакантную должность в других государственных учреждениях (ст. 31 закона № 79-ФЗ).

Также в определенном смысле «трудовой» льготой можно считать и более высокий в среднем уровень оплаты труда. Порядок начисления вознаграждений госслужащих прописан в ст. 50 закона № 79-ФЗ. Кроме оклада они имеют право на следующие дополнительные выплаты:

  1. Надбавка за выслугу лет. В зависимости от стажа она может составлять от 10 до 30% оклада.
  2. Надбавка за особые условия гражданской службы в размере до 200% оклада.
  3. Надбавка за работу с государственной тайной.
  4. Различные премии (за выполнение особо важных и сложных заданий и т. п.)
  5. Ежемесячное денежное поощрение для отдельных категорий госслужащих в соответствии с указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763.
  6. Единовременная выплата к отпуску в размере двух месячных окладов.

Как видно, форм материального поощрения госслужащих достаточно много. Неудивительно, что их заработная плата существенно превышает средний уровень по стране.

За 2017 год средняя заработная плата федеральных чиновников составила около 119 тыс. руб., региональных – около 59 тыс. руб. При этом средняя зарплата по России была в разы меньше – порядка 39 тыс. руб.

Дополнительные преференции госслужащим

Помимо того, что льготы распространяются на самих чиновников, члены их семей также могут пользоваться преференциями:

  1. Если госслужащий погиб во время исполнения служебных обязанностей, его иждивенцам будет полагаться пенсия.
  2. При смерти госслужащего его семье полагается компенсация на погребение.
  3. Дети госслужащих зачисляются в детские сады без очереди.

(?) Видео-советы. Как изменился порядок пенсионного обеспечения госслужащих?

В видео раскрывается информация о том, как изменился по закону порядок пенсионного обеспечения госслужащих в России и как изменился пенсионный возраст для них⇓

Статья 20. Компенсационные выплаты и пособия государственному гражданскому служащему

Статья 20. Компенсационные выплаты и пособия государственному гражданскому служащему

Государственному гражданскому служащему, имеющему детей производятся дополнительные компенсационные выплаты:

— на оплату посещения детьми государственного гражданского служащего детских дошкольных учреждений и обучение в начальных общеобразовательных учреждениях всех форм собственности — в полном размере, но не свыше 1/4 должностного оклада государственного гражданского служащего в месяц на каждого ребенка;

— на оплату отдыха в летних лагерях детей служащего — в полном размере, но не свыше 1/4 должностного оклада областного государственного гражданского служащего в год на каждого ребенка.

Дополнительные компенсационные выплаты и пособия производятся за счет средств областного бюджета.

>
Отпуск государственного гражданского служащего
Содержание
Закон Тюменской области от 15 апреля 1996 г. N 38 «О государственной гражданской службе в Тюменской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Какие льготы полагаются государственным служащим: список

Работа госслужащих обеспечивает деятельность государственного аппарата и выполнение им всех необходимых функций. От их профессионализма во многом зависит развитие государства, а в некоторых случаях – и само его существование. Неудивительно, что законодательство практически всех стран предусматривает для них различные привилегии. Рассмотрим, какие льготы полагаются государственным служащим в РФ.

Другие льготы

Для госслужащих установлены и другие гарантии, предусмотренные законом 79-ФЗ, а также иными федеральными, региональными и ведомственными нормативными актами:

  1. Возможность профессионального обучения с сохранением должности и денежного содержания.
  2. Транспортное обслуживание или компенсация за использование личного автотранспорта (в зависимости от занимаемой должности и служебных обязанностей).
  3. Возможность проходить лечение в ведомственных лечебных учреждениях.
  4. Отдых в ведомственных санаториях по льготным ценам.

I. Основные положения о предоставлении государственных гарантий гражданским служащим

I. Основные положения о предоставлении государственных гарантий гражданским служащим

Прочие споры, в т.ч. по стажу государственной гражданской службы для целей государственного пенсионного обеспечения

Жилищные льготы

Пресловутый «квартирный вопрос» всегда беспокоил и продолжает беспокоить многих россиян. Не являются исключением и чиновники. Государство здесь также приходит им на помощь. Для госслужащих законом предусмотрено два варианта решения этой проблемы – предоставление служебного жилья или помощь в приобретении собственного.

Читайте так же:  Размер компенсационной выплаты по уходу

Служебное жилье предоставляется в связи с возникновением трудовых отношений с органом государственной власти либо при избрании на выборные должности (ст. 93 ЖК РФ).

Срок предоставления определяется длительностью трудовых отношений с государством либо продолжительностью пребывания на выборной должности. При увольнении госслужащий должен освободить служебное жилое помещение (ст. 104 ЖК РФ).

Однако отдельные категории лиц, не являющиеся собственниками или нанимателями других жилых помещений, не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого (п. 2 ст. 103 ЖК РФ). К ним, в частности относятся:

  1. Пенсионеры по старости.
  2. Члены семьи умершего госслужащего.
  3. Инвалиды 1 и 2 групп, если инвалидность возникла в результате профессионального заболевания
  4. Семьи с детьми-инвалидами или инвалидами с детства.

Если предоставить жилье по новому месту работы (службы) нет возможности, то госслужащему возмещаются затраты на его аренду. Если госслужащий переведен в другой регион в порядке ротации, то договор социального найма по прежнему месту работы не может быть расторгнут по требованию наймодателя до окончания срока действия контракта на новом месте (пп. 9.2 п. 1 ст. 52 закона № 79-ФЗ).

Вторым вариантом решения квартирного вопроса для госслужащих является получение единовременной субсидии на приобретение жилья. Она может быть выдана один раз за весь период гражданской службы (п.4 ст. 53 закона № 79-ФЗ). Порядок предоставления этой выплаты определяется постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63.

Выплата может быть предоставлена, если госслужащий отвечает одному из критериев, перечисленных в п. 2 постановления № 63:

  1. Не является нанимателем (собственником), либо членом семьи нанимателя (собственника) жилого помещения.
  2. Является нанимателем (собственником) или членом семьи указанных лиц, но общая площадь жилья составляет менее 15 кв. м на одного члена семьи.
  3. Проживает в помещении, не соответствующем установленным требованиям (независимо от площади).
  4. Проживает в коммунальной квартире или в общежитии.
  5. Проживает в однокомнатной квартире в составе двух семей и более.
  6. Проживает в жилом помещении со смежными неизолированными комнатами, если количество проживающих в нем семей равно или превышает количество комнат.

Решение о выплате субсидии принимает руководитель государственного органа на основании заключения специальной комиссии.

Размер выплаты определяется, исходя из рыночной стоимости жилья в регионе и установленных нормативов общей площади:

  • на 1 человека – 33 кв. м;
  • на семью из двух человек – 42 кв. м.
  • на семью из трех и более человек – 18 кв. м на человека

Сумма выплаты может быть увеличена в зависимости от стажа госслужбы, но не более чем в 1,5 раза.

Также для отдельных категорий госслужащих может быть предусмотрен особый порядок выплаты субсидий. В частности, речь идет о гражданах, имеющих стаж госслужбы свыше 10 лет на территории комплекса «Байконур» и подлежащих переселению (Указ Президента РФ от 18.05.2018 № 219).

Вывод

Государство предоставляет своим служащим обширный перечень льгот. Они охватывают все основные сферы жизни человека – обеспечение жильем, трудовую деятельность, лечение, отдых и пенсионное обеспечение. Конкретный объем предоставляемых привилегий зависит от должности и трудового стажа на госслужбе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Компенсационные выплаты государственным гражданским служащим

Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

Куда обращаться, чтобы были назначены компенсации госслужащим

За большей частью льгот обращаться придется к непосредственному руководителю государственного служащего. На основании его приказа будут:

  • выписаны направления на прохождение обучения;
  • начислены оклады к пенсионным выплатам;
  • компенсированы расходы на ГСМ;
  • начислены премии.

Некоторые льготы предоставляются просто при предъявлении удостоверения. К примеру, медицинское учреждение будет оказывать услуги после того, как госслужащий докажет, что является таковым – никаких особых документов оформлять не потребуется.

Для получения субсидии на покупку жилого помещения нужно подать заявление и документы в государственные органы соответствующего органа. Потребует доказать, что семья госслужащего нуждается в улучшении жилищных условий.

Типичные ошибки

Ошибка: Государственный служащий регулярно использует личный транспорт в служебных целях и за свой счет оплачивает бензин и ремонт.

Комментарий: Если государственный служащий эксплуатирует личный автомобиль в служебных целях, ему полагается компенсация расходов на содержание транспорта.

Ошибка: Чиновник, владеющий комфортным домом, претендует на субсидию для покупки квартиры.

Комментарий: Государственные служащие, также как и обычные граждане, имеют право на получение дотации на покупку жилья только в том случае, если они нуждаются в улучшении условий проживания.

Компенсации госслужащим в сфере медицины

Преференции в сфере медицинского обслуживания закрепляются за госслужащим не только в период службы, но и после выхода на пенсию.

Абсолютно всем госслужащим полагается бесплатное медицинское обслуживание в любом учреждении здравоохранения любой аккредитации. На безвозмездной основе госслужащий может сделать хирургическую операцию, пройти полное обследование, сдать любые лабораторные анализы. Полный список медицинских услуг, предоставляемых без оплаты, утвержден Правительственным актом.

Зубное протезирование также проводится бесплатно, но за протезы, изготовленные из драгоценных металлов и металлокерамики, нужно будет доплачивать.

Какие полагаются компенсации госслужащим, льготы и прочие преференции

Перечень преференций для госслужащих может быть расширен в рамках субъекта РФ.

Все компенсации и льготы, о которых рассказывается в статье, не распространяются на представителей военных ведомств и правоохранительных органов – в отношении указанных лиц будут действовать другие законодательные акты.

Госслужащие, несмотря на свой высокий пост, являются и обычными гражданами страны, в связи с чем они также могут пользоваться различными социальными гарантиями. Но им полагаются и особые льготы, право на которые возникает в связи с несением государственной службы.

Во-первых, закон гарантирует госслужащим безопасность, для них самих и их семей, а это уже считается обоснованной льготой. Кроме того, госслужащим полагаются следующие виды преференций:

  1. Ежегодная единовременная премия.
  2. Дополнительный оклад при выходе на пенсию (рассчитывается на основании предшествующих 10 лет службы).
  3. Безвозмездная субсидия на покупку квартиры или дома.
  4. Пребывание в кадровом резерве на вышестоящую должность.
  5. Пенсия, размер которой будет зависеть от выслуги лет.
  6. Прохождение обучения с сохранением места службы с оплатой из средств бюджета.
  7. Более длительный отпуск, за каждый год увеличиваемый на 1 день (но продлеваемый не более чем на 10 дней в общей сложности).
  8. Бесплатное лечение в любом учреждении здравоохранения.
  9. Компенсация расходов на ГСМ при эксплуатации личного автомобиля в служебных целях.
Читайте так же:  Льготы ветеранам вов

Ответы на распространенные вопросы о том, какие полагаются компенсации госслужащим

Вопрос №1: Могут ли государственные служащие участвовать в жилищной программе “Молодая семья”?

Ответ: Если госслужащий соответствует условиям программы, закон не запрещает ему принять участие в программе.

Вопрос №2: Может ли госслужащий получить субсидию на покупку дома, если он владеет собственной квартирой?

Ответ: В том случае, если квартира удовлетворяет условиям комфортного проживания, отвечает санитарным и техническим нормам, а также нормативам площади, госслужащий не имеет права на получение выплаты.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе РФ” О социальных гарантиях для государственных служащих

Дополнительная пенсия

Государство заботится о своих служащих не только во время работы, но и после ухода на заслуженный отдых. Госслужащие кроме «обычной» страховой пенсии имеют право еще на пенсию по выслуге лет. Порядок ее назначения установлен ст. 7 закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

Основным условием является установленная продолжительность стажа госслужбы. Она определяется согласно приложению к закону № 166-ФЗ и в 2018 году составляет 16 лет.

Также для получения дополнительной пенсии имеет значение основание увольнения с госслужбы и возраст пенсионера. В общем случае пенсия за выслугу может быть назначена только при достижении возраста выхода на страховую пенсию. В 2018 году для госслужащих это – 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. В дальнейшем предполагается поэтапное повышение этого возраста до 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно.

Однако, если стаж госслужбы составляет более 25 лет, то такой пенсионер может получить выплату по выслуге лет и до достижения «обычного» пенсионного возраста (п. 1.1 ст. 7 закона № 166-ФЗ). Для этого он должен быть уволен по собственному желанию и занимать федеральные государственные должности не менее 7 лет перед увольнением.

В период прохождения госслужбы пенсия за выслугу лет не выплачивается, даже если уже имеются все условия для ее назначения.

Размер пенсии за выслугу лет составляет, в зависимости от стажа, от 45% до 75% среднемесячного заработка госслужащего, за вычетом суммы страховой пенсии (п. 1 ст. 14 закона № 166-ФЗ).

II. Выводы судов по спорным вопросам предоставления государственных гарантий гражданским служащим

Споры по предоставлению гарантий, связанных с оплатой труда, денежными выплатами и компенсациями

1. Гражданским служащим гарантируется своевременная выплата денежного содержания в полном объеме..

1. Гражданским служащим гарантируется своевременная выплата денежного содержания в полном объеме, при этом компенсационные, стимулирующие и иные выплаты включаются в состав денежного содержания и их выплата может быть прекращена только в случаях, установленных законодательством. Премия не является гарантированной постоянной частью денежного содержания, и ее выплата является правом, но не обязанностью нанимателя (работодателя).

Исковые требования:

о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, взыскании денежного поощрения.

Решение суда:

Требования удовлетворены.

Позиция суда:

Истец был лишен премиальной выплаты в связи с наличием неснятого дисциплинарного взыскания. Применение к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания произведено с нарушением процедуры, признано незаконным, следовательно, незаконным является и отказ в выплате премии. Гражданским служащим гарантируется выплата денежного содержания в полном объеме, включая премию, поэтому с ответчика подлежат взысканию недополученные истцом премиальные выплаты.

Исковые требования:

о взыскании денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, квартальной премии, выходного пособия, компенсации за просрочку выплаты, морального вреда.

Решение суда:

Отказано во взыскании премии, доплаты денежного содержания.

Позиция суда:

Апелляционная коллегия пришла к выводу, что премиальные выплаты являются частью денежного содержания гражданского служащего, но их выплата не гарантируется служащему на постоянной регулярной основе, т.к. не является обязательной составной частью денежного содержания. Выплата премии осуществляется на основании анализа работы служащего за выполнение особо важных и сложных заданий, т.е. премия за выполнение особо важных и сложных заданий носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, и разрешение вопроса о ее выплате относится к исключительной компетенции работодателя.


Истцом в спорный период не выполнялось работ и поручений, носящих особо важный и сложный характер, потому оснований для выплаты премии коллегия не усмотрела, решение суда первой инстанции о взыскании премии отменила.

1.3. Апелляционное определение Приморского краевого суда от 25.05.2015 по делу N 33-4158

Исковые требования:

о взыскании премии и компенсации морального вреда.

Решение суда:

Отказано в удовлетворении требований.

Позиция суда:

Премиальные выплаты хотя и включаются в состав денежного содержания гражданских служащих, но не являются постоянной гарантированной к выплате частью содержания; решение о выплате принимается в установленном законодательством, локальными актами порядке. Премирование федеральных государственных гражданских служащих производится в премируемом периоде за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом результатов работы.

Таким образом, премия является дополнительной выплатой стимулирующего характера, назначение которой связано с оценкой качества исполнения должностных обязанностей, а также уровня профессионализма государственного гражданского служащего. Поскольку в акте плановой комплексной проверки деятельности управления по результатам 2013 года и за 1 и 2 кварталы 2014 года было указано на неудовлетворительную работу государственного органа, отмена приказа о премировании признана судом соответствующей закону.

Исковые требования:

Видео (кликните для воспроизведения).

признать незаконными действия ответчика по привлечению его к выполнению дополнительных работ без заключения письменных соглашений; признать незаконным отказ от оплаты дополнительно выполненных работ, не связанных с исполнением должностных обязанностей; взыскать часть неначисленной и невыплаченной премии за особо важные задания и дополнительно выполненные работы.

Решение суда:

В удовлетворении требований отказано.

Позиция суда:

Суд отказал в удовлетворении требований поскольку истцом выполнялись работы в рамках должностного регламента и должны оплачиваться в общем порядке. Премия является дополнительной стимулирующей выплатой, не относится к гарантированной части денежного содержания гражданского служащего, и, учитывая особенности правовой природы премии как стимулирующей выплаты, определение порядка и условий назначения которой является прерогативой нанимателя, судебная коллегия указала на то, что ее невыплата либо выплата в размере меньшем, чем за предыдущий период, не могут рассматриваться как снижение уровня правовых гарантий истца и не являются ни злоупотреблением правом со стороны нанимателя в сфере оплаты труда, ни дискриминацией истца по сравнению с другими государственными служащими.

Читайте так же:  Право на обучение детей инвалидов

Премия выплачивается с учетом степени участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, при этом учитываются показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и эффективность исполнения им своих должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы в течение периода, за который производится премирование.

Верховный Суд разъяснил, как определять размер компенсации госслужащему при сокращении

Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2014 г. № 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС. Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н. Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

Читайте так же:  Военная кафедра входит в трудовой стаж

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г. по делу № 33-4449/2019.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.

Компенсационные выплаты государственных гражданских служащих

Сохраняется ли за работником-государственным гражданским служащим право на компенсационные выплаты в размере четтырёхмесячного денежного содержания (выходное пособие — по ТК РФ) при увольнении ввиду сокращения его должности до истечения двухмесячного срока Уведомления, выданного работнику администрацией?

Или же после получения Уведомления работник обязан работать в течение двух месяцев для того, чтобы не потерять право на компенсационные выплаты (выходное пособие) на время трудоустройства после увольнения?

Вопрос о работе в отношении гражданского служащего не ставится. закон устанавливает просто основание увольнения, и в зависмости от оснований выплату определенных сумм. При увольнении по указанному основанию просто производится эта выплата, а выходное пособие не выплачивается.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ

(с изменениями от 2 февраля 2006 г.)

«Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы

1. При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

2. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

3. При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

4. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

5. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

6. В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

7. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

8. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

9. При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается».

Статья 50. Оплата труда гражданского служащего

ГАРАНТ:

Положения статьи 50 настоящего Федерального закона вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно с вступлением в силу Указа Президента РФ о денежном содержании федеральных гражданских служащих — с 1 августа 2006 г.

Статья 50. Оплата труда гражданского служащего

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 50 настоящего Федерального закона

См. справку о денежном содержании государственных служащих федеральных органов исполнительной власти РФ

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 31 июля 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 99-ФЗ

Читайте так же:  Новые требования для получения инвалидности

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее — должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее — оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее — оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее — дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

ГАРАНТ:

О надбавках и других дополнительных выплатах государственным служащим см. справку

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы

от 1 года до 5 лет

от 10 до 15 лет

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

ГАРАНТ:

Действие части 11 статьи 50 настоящего Федерального закона было приостановлено:

с 6 апреля 2015 г. до 1 января 2018 г. Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 350-ФЗ

с 1 января 2011 г. до 1 января 2012 г. Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ (в редакции Федерального закона от 6 ноября 2011 г. N 301-ФЗ)

с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г. Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ) действие части 12 статьи 50 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2018 г.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждается соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

Видео (кликните для воспроизведения).

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Источники

Компенсационные выплаты государственным гражданским служащим
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here