Конституционные гарантии местного самоуправления

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Конституционные гарантии местного самоуправления". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Гарантии местного самоуправления

Правовое регулирование гарантий местного самоуправления

Под гарантиями местного самоуправления следует понимать совокупность фактически сложившихся условий, предпосылок, обеспечивающих становление и развитие местного самоуправления. Условия эти имеют и субъективный, и объективный характер.

Гарантии местного самоуправления определены Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г., 2003 г.), «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», Налоговым и Бюджетным кодексами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о собраниях и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и т. д.

Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

Виды гарантий местного самоуправления и их реализация

В статье 133 Конституции Российской Федерации закреплены такие важнейшие гарантии, как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Из этого следует, что гарантии местного самоуправления можно разделить на политические, экономические, организационные и правовые.

Политическая гарантия состоит в том, что в Конституции РФ выражена политическая воля о признании местного самоуправления как института общества, обеспечивающего участие граждан в управлении общественными и государственными делами с использованием форм прямой и непосредственной демократии.

Политический характер имеют, например, ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции РФ, устанавливающие нормы о народовластии и формах его осуществления, ч. 2 ст. 8, признающая и защищающая муниципальную собственность, ст. 12, гарантирующая местное самоуправление, и т. д.

Как раз в политической воле и заложена политическая гарантия, т. е. условие, при котором возможны становление и развитие местной публичной власти. Из этого следует, что и нормы муниципального права, призванные регулировать отношения в системе местной публичной власти, обусловлены политической волей, закрепленной в Конституции РФ.

Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.

Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении и другими нормативными правовыми актами.

Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.

Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.

Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления, обязательностью их выполнения и ответственностью за их невыполнение или ненадлежащее исполнение.

Статья 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.) устанавливает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 7; ч. 7 ст. 24; ч. 7 ст. 25 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.).

Такой подход ставит всех физических и юридических лиц в рамки правового поля, определяемого местным самоуправлением на основе действующего законодательства.

Одной из правовых гарантий является обязательность рассмотрения органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и принятия по ним решений.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.), законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении наделяют представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Законодательная инициатива гарантирует решение задач местного значения путем принятия законов, приближенных к интересам граждан и жизненной ситуации и учитывающих местные условия и национальные особенности.

Не менее важной в условиях становления правового государства является гарантия судебной защиты местного самоуправления.

Согласно ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Действуют ли в этой части правовые гарантии местного самоуправления? Изучение практической деятельности органов местного самоуправления свидетельствует о том, что они действуют там, где используются нормы Конституции РФ и Закона «Об общих принципах…».

Читайте так же:  Нет ветеранских выплат за январь

Так, Иркутский областной суд 31 мая 1995 г. удовлетворил иск депутата Иркутской городской Думы и мэра г. Иркутска по вопросу недействительности частично ст. 32 Закона Иркутской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Иркутской области».

Недействительными признаны следующие положения названного Закона:

«1… Главное финансовое управление и финансовые управления в городах и районах области составляют систему органов управления финансами области. Главное финансовое управление: а) направляет деятельность финансовых органов в городах и районах на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сферы, создание финансовой базы для комплексного социально-экономического развития городов и районов области.

2. В целях обеспечения проведения единой финансовой политики на территории области Главное финансовое управление осуществляет координацию деятельности финансовых управлений в городах и районах области.

Начальник Главного финансового управления области назначает на должность и освобождает от должности начальников Финансовых управлений городов и районов области по представлению исполнительно-распорядительных органов городов и районов области.

Начальник Главного финансового управления области определяет предельную численность работников финансовых управлений городов и районов в пределах установленной Министерством финансов РФ численности работников и фонда оплаты труда, сметы расходов на содержание областного аппарата и аппаратов финансовых управлений городов и районов области в пределах выделенных ассигнований.

Главы местного самоуправления городов и районов области вправе увеличивать численность работников финансовых органов за счет средств местных бюджетов.

4. Положения о финансовых управлениях городов и районов соответствующих территорий утверждаются начальником Главного финансового управления области по согласованию с главами исполнительно-распорядительных органов соответствующих территорий».

Законодательный орган области принял закон, противоречащий Конституции РФ. Своевременная реакция органа местного самоуправления по направлению иска в областной суд имела положительный результат.

Общеизвестным с точки зрения обеспечения гарантий местного самоуправления является постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике». На основе указанного Закона в Удмуртской Республике были ликвидированы избранные населением на 4 года органы местного самоуправления, нарушены конституционные гарантии граждан на осуществление местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционными положения гл. 4 названного Закона Удмуртской Республики, согласно которой полномочия представительных органов местного самоуправления передавались объединенным Советам депутатов, а избранные главы администраций назначались и освобождались Президиумом Государственного Совета. Нарушенное право было восстановлено Конституционным Судом.

Выполнение всех названных гарантий открывает широкий простор для реализации местного самоуправления.

Конституционные гарантии правомочий местного самоуправления

Система гарантий прав местного самоуправления охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и защиту.

Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить пра­вовыми средствами:

а) организационную и материально-финансовую самостоятель­ность органов местного самоуправления в решении вопросов местного уровня;

б) защиту права местного самоуправления и создание благоприят­ных возможностей для их наиболее полной реализации.

Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в преде­лах своих полномочий самостоятельно. В ст. 133 фиксируется запрет на ограничение конституционных прав местного самоуправления. Конституция РФ устанавливает, что:

органы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственной власти (ст. 12);

изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответству­ющих территорий (ст. 131);

органы местного самоуправления самостоятельно управляют муни­ципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст. 132);

структура органов местного самоуправления определяется населе­нием самостоятельно (ст. 131).

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благо­приятных возможностей для их наиболее полной реализации Консти­туция РФ (ст. 133) гарантирует:

судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления;

компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Гарантии местного самоуправления более детально закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Конституционные гарантии местного самоуправления

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным га­ран­ти­ям мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в Рос­сий­ской Федерации? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) право вно­сить про­ек­ты фе­де­раль­ных законов

2) право на су­деб­ную защиту

3) право на самоопределение

4) неподотчётность ор­га­нам го­су­дар­ствен­ной власти

5) за­прет на огра­ни­че­ние прав мест­но­го самоуправления

1) право вно­сить про­ек­ты фе­де­раль­ных за­ко­нов — нет, неверно, не имеют та­ко­го права.

2) право на су­деб­ную за­щи­ту — да, верно.

3) право на са­мо­опре­де­ле­ние — нет, неверно, не имеют та­ко­го права.

4) не­под­отчётность ор­га­нам го­су­дар­ствен­ной вла­сти — нет, неверно, не имеют та­ко­го права.

5) за­прет на огра­ни­че­ние прав мест­но­го са­мо­управ­ле­ния — да, верно.

Конституционные гарантии местного самоуправления

Конституция РФ в ст. 133, а также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают систему гарантий местного самоуправления:

1) судебная защита прав местного самоуправления . Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, а также общественных объединений;

2) гарантия компенсации дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти . Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов в пределах средств, переданных им в качестве компенсации (ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»);

3) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституции РФ и федеральными законами . Данный запрет означает, что законодательное регулирование местного самоуправления субъектами Российской Федерации не может сужать объем прав местного самоуправления, прав граждан на осуществление местного самоуправления, определенный федеральным законодательством;

4) обязательность решений местного самоуправления . Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;

Читайте так же:  Социальная стипендия в магистратуре

5) обязательное рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления . Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Федеральное законодательство устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Данная ответственность реализуется в принятии населением решения о расформировании органа местного самоуправления, отзыве должностного лица местного самоуправления.

Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ и иного федерального законодательства, конституции (устава) и иного законодательства субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если факты нарушений органами и выборными должностными лицами местного самоуправления законодательства, устава муниципального образования установлены судом, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в соответствующий суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа или выборного должностного лица местного самоуправления законодательству и уставу муниципального образования. Такое заключение суда является основанием для рассмотрения законодательным органом субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа или выборного должностного лица местного самоуправления. Данное решение законодательный орган субъекта Российской Федерации принимает в форме закона.

Конституционные гарантии местного самоуправления

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъ­являть в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного само­управления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объеди­нений, нарушающих права местного самоуправления.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на ком­пенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых орга­нами государственной власти. Компенсация дополнительных расходов, возникших в ре­зультате выполнения решений, принятых органами государственной власти, осуществ­ляется за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Органы местно­го самоуправления имеют право на получение полной компенсации за ущерб и в случа­ях, когда отчуждаются в государственную собственность объекты муниципальной собст­венности.

3. Конституцией Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется также запретом на ограничение прав местного са­моуправления установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Правовой статус органов местного самоуправления, установленный Конститу­цией Российской Федерации и федеральными законами, не может быть ограничен орга­нами государственной власти. Акты этих органов, нарушающие права органов местного самоуправления, подлежат отмене.

4. Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отне­сенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и сво­бод граждан1.

Какие виды избирательных систем вы знаете?

Каковы структура и порядок формирования Правительства Российской Фе­дерации?

Тренировочные задания
3.

Какие органы местного самоуправления вы знаете?

5. Конституционные гарантии местного самоуправления

Жизнеспособность местного самоуправления в Российской Федерации во многом определяется его гарантиями.

Статья 133 Конституции Российской Федерации закрепляет основные федеральные гарантии местного самоуправления. Они носят общий характер и обеспечивают как право населения на самоуправление и составляющие его территориальные, финансовые, организационные и иные права, так и права муниципальных органов, уполномоченных на ведение местных дел.

Гарантии местного самоуправления сформулированы в Законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 12 августа 1995 г. и от 6 октября 2003 г. где закреплено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления. Этот запрет, прежде всего, означает, что органы государственной власти Российской Федерации (ее субъекта) не вправе вмешиваться в осуществление деятельности местных сообществ, их органов (органов местного самоуправления) и должностных лиц, в том числе принимать правовые акты, выходящие за пределы их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, конституциями и иными законодательными актами ее субъектов.

Решения органов местного самоуправления являются обязательными. Согласно Федерального Закона, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления влекут ответственность в соответствии с законами.

Гарантией местного самоуправления выступает также особый порядок рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления — они подлежат обязательному рассмотрению государственными органами и их должностными лицами.

Органам местного самоуправления обеспечивается судебная защита.

Граждане, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суды общей компетенции и арбитражные суды иски о признании недействительными актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений во всех случаях нарушений прав и интересов муниципальных образований, а также их органов и должностных лиц.

Органы местного самоуправления также вправе обжаловать в суд отказ соответствующего органа государственной власти зарегистрировать устав муниципального образования. Суд рассматривает и споры о том, является ли то или иное действие, тот или иной акт государственного органа вмешательством в дела местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации также может быть гарантом прав местного самоуправления. В этом качестве он выступает, осуществляя проверку конституционности соответствующих нормативных правовых актов и договоров, вынося решения по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов в связи с проверкой конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, давая толкование Конституции Российской Федерации.

Читайте так же:  Образец доверенности от родственника для получения пенсии

Государство гарантирует местное самоуправление комплексом правовых актов, призванных обеспечить эффективное функционирование всей его системы. В России, пока еще действуют Федеральный закон от 12 августа 1995 г. (в ред. ФЗ от 22.04.1996, от 26.11.1996, от 17.03.1997, от 04.08.2000, и от 21.03.2002 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 25 сентября 1997 г. — Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а с 8 января 1998 г. — Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил систему муниципальных правовых актов, куда актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Конституционные гарантии местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления в РФ имеет конституционные гарантии

Осуществление местного самоуправления в РФ имеет конституционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности МС и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций.

Согласно Конституции (ст. 133), местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Защита прав МС в судебном порядке осуществляется в ряде случаев, предусмотренных законодательством. Так, в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает при невыполнении решений органов местного самоуправления. На должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от 1-5 установленных законом МРОТ в порядке административной ответственности за невыполнение решений представительного органа местного самоуправления и местной администрации, принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в семидневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.

Граждане, проживающие на территории МО, органы МС вправе обращаться в суд или АС с требованиями о признании недействительными актов государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории, подведомственной этим органам местного самоуправления, или права самих органов местного самоуправления. До принятия судебными органами решения исполнение опротестованных актов может быть приостановлено органами местного самоуправления. В судебном порядке решаются имущественные споры между органами местного самоуправления (рассм. в АС).

Судебная защита местного самоуправления осуществляется и тогда, когда граждане обращаются с исками в суды о восстановлении нарушенных прав на участие в МС в случае, если допускается какое-либо ограничение прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии и т.д.

Только в судебном порядке, согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», могут быть отменены решения органов местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 133) местное самоуправление в РФ гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Местное самоуправление, несмотря на свою самостоятельность и независимость, обязано выполнять решения органов гос. власти. При этом органы МС вынуждены нести дополнительные затраты, связанные либо с возложением на них дополнительных полномочий, либо в связи с неправомерными действиями. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате выполнения решений, принятых органами гос. власти, осуществляется за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Органы МС имеют право на получение полной компенсации за ущерб и в случаях, когда отчуждаются в гос. собственность объекты муниципальной собственности.

Конституцией РФ (ст. 133) установлено, что местное самоуправление в РФ гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и ФЗ. Правовой статус органов местного самоуправления, определенный Конституцией и ФЗ, не может быть ограничен органами гос.власти. Акты этих органов, нарушающие права органов местного самоуправления, подлежат отмене.

Органы гос. власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов МС, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением гос. и общ. безопасности, общ. порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.

К числу других правовых гарантий местного самоуправления ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 44), а также рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 45).

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов МС и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами МС и гражданами. Решения органов МС и должностных лиц МС могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

Обращения органов и должностных лиц МС подлежат обязательному рассмотрению органами гос. власти, гос. должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

Представительные органы МС обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Читайте так же:  Федеральный закон трудовой стаж

Тема 21. Местное управление и самоуправление в РФ

3. Конституционные гарантии местного самоуправления

Местное самоуправление в России, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны государства.

В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти; запрещается ограничение кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией России и федеральным законом. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления” дополняет указанный перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления государственными органами и их должностными лицами.

Важнейшей правовой гарантией местного самоуправления является судебная защита прав местного самоуправления. Субъектами обращения в суд могут быть как сами органы местного самоуправления и их должностные лица, так и граждане, проживающие на территории муниципального образования. Предметом обращения в суды общей компетенции или арбитражные суды могут быть, по общему правилу, решения (акты) органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Кроме рассмотрения исков о признании таких решений (актов) недействительными, суды обязаны рассматривать жалобы органов местного самоуправления на отказ соответствующего органа государственной власти зарегистрировать устав муниципального образования. И, наконец, суды рассматривают споры о том, является ли какое-либо действие (акт) органа государственной власти вмешательством в дела местного самоуправления.

Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти, возмещается местному самоуправлению также по постановлению судебных органов. При этом следует иметь в виду, что право органа местного самоуправления на обращение в суд с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба (расходов) не зависит от того, был ли такой ущерб причинен решениями, принятыми в рамках закона или с его нарушениями, а также реальными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц.

Сущность запрета на ограничение прав местного самоуправления состоит в том, что ни один государственный орган не имеет права вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления как путем принятия решений вместо них, так и путем наложения запрета на осуществление ими своих полномочий.

Решения, принятые прямым волеизъявлением граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории соответствующего муниципального образования предприятиями, учреждениями и их организациями (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм) и гражданами.

Следует отметить, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены либо ими самими, либо признаны недействительными решением суда. Дополнительной гарантией обязательности решений органов и должностных лиц местного самоуправления является указание Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (п. 3 ст. 44) на ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение таких решений.

В качестве гарантии местного самоуправления выступает и особый порядок рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления. В соответствии с нормами Федерального закона (ст. 45) такие обращения подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, их должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

К гарантиям местного самоуправления следует отнести установленную Федеральным законом ответственность его органов и должностных лиц. Такую ответственность указанные субъекты несут:

1) перед населением муниципального образования;

3) физическими лицами (гражданами);

4) юридическими лицами.

При этом основания ответственности могут быть различными. Так, ответственность органов местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Условия и порядок такой ответственности определяются уставами соответствующих муниципальных образований.

Основаниями ответственности местного самоуправления перед государством является нарушение Конституции России, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Федерации, а также устава муниципального образования. Такое нарушение должно быть установлено решением суда. В случае, если суд определил деятельность органа местного самоуправления или его должностного лица, несоответствующей Конституции России и другим правовым актам, то решение суда является основанием для рассмотрения органами государственной власти вопроса о прекращении их полномочий.

Органы местного самоуправления и их должностные лица могут нести ответственность перед государством за осуществление отдельных, переданных им государством, полномочий, но только в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Основания и порядок привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к ответственности перед физическими и юридическими лицами устанавливается соответствующими федеральными законами (кодексами), законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Определенной гарантией соблюдения органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательства служит осуществление прокурорского надзора за исполнением ими Конституции России, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований.

Конституционные гарантии местного самоуправления

§ 2. Полномочия и конституционные гарантии
местного самоуправления

Кроме того, необходимо учитывать, что судебная защита прав местного самоуправления обеспечивается конституционным правосудием. Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к рассмотрению вопросов местного самоуправления (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области ; от 30 мая 1996 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ; от 24 января 1997 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»; от 3 ноября 1997 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда» и др.).
———————————
СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 700.
СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2811.

Читайте так же:  Гарантия установка

При этом необходимо учитывать, что закрепленные в ст. 133 Конституции РФ гарантии составляют правовую основу обеспечения развития в Российской Федерации местного самоуправления и задают на федеральном уровне некую планку, ниже которой не могут опускаться законодатели субъектов Федерации при регламентации вопросов, затрагивающих права местного самоуправления.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

студент Института права, Волгоградского государственного университета,

студент Института права, Волгоградского государственного университета,

CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF LOCAL GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Bokov Jury Aleksandrovich,

candidate of Science, assistant professor at the Institute of Law, Department of Constitutional and Municipal Law, Volgograd State University,

Fetisova Anastasiya Vladislavovna,

student at the Institute of Law, Volgograd State University,

АННОТАЦИЯ

В данной статье перечислены гарантии местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также проведен их подробный анализ. Опираясь на ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9], сформулированы ограничения прав местного самоуправления согласно конституционным целям.

ABSTRACT

This article outlines the guarantee of local self-government in accordance with the Constitution of the Russian Federation and carried out their detailed analysis. Based on part 3 of article 3 of the Federal law from 06.10.2003 №131-FZ «On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation» restrictions of the rights of local self-government under the constitutional order.

Ключевые слова: конституционные гарантии, местное самоуправление, Российская Федерация.

Keywords: constitutional guarantees, local self-government, the Russian Federation.

Особая роль, которая отводится органам местного самоуправления в процессе решения вопросов местного значения, определяет потребность установления конституционных гарантий их деятельности.

Конституционные гарантии местного самоуправления представляют собой созданные государством необходимые условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав муниципальных образования [10, с.130]. Следует согласиться также с мнением Конституционного суда Российской Федерации, определяющим конституционные гарантии местного самоуправления в качестве «основы реализации народом своей власти через органы местного самоуправления» [6].

Система конституционных гарантий местного самоуправления закрепляется в статье 133 Конституции Российской Федерации и включает [4]:

1) право на судебную защиту;

2) право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти,

3) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Следует отметить открытый характер конституционной системы гарантий местного самоуправления, позволяющий субъектам Российской Федерации устанавливать повышенный объем гарантий местного самоуправления по отношению к Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Представляется целесообразным рассмотреть конституционные гарантии подробно.

Судебная защита прав местного самоуправления обеспечивается также конституционным правосудием. Несмотря на отсутствие у органов местного самоуправления права на обращение в Конституционный суд РФ, часть 4 статьи 125 Конституции РФ позволяет гражданам и их объединениям при нарушении прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан обжаловать конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле [4].

К конституционным гарантиям местного самоуправления относится также право местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Следует отметить, что указанная компенсация возможна только в случае изменения расходов органов местного самоуправления в виду принятия органами государственной власти решений, расширяющих объем финансовых обязательств органов местного самоуправления, но не решений, связанных с финансированием делегированных органам местного самоуправления полномочий. На этот факт указывает также Конституционный суд РФ [7].

Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, должна быть осуществлена в полном объеме. В случае невыполнения федеральными либо региональными органами государственной власти РФ указанной конституционной гарантии органы местного самоуправления вправе требовать ее предоставления в судебном порядке.

Существенной конституционной гарантией местного самоуправления является запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Указанная норма адресована неопределенному кругу субъектов, которые могут ограничить права местного самоуправления. Например, нормативные акты Губернатора Волгоградской области не могут содержать норм, сужающих установленные законодательством Российской Федерации права местного самоуправления.

Однако частью 3 статьи 3 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] закрепляются случаи, когда ограничение прав местного самоуправления становится возможным на основании соответствующего федерального закона. Установление ограничений должно быть обусловлено следующими конституционными целями:

1) защита конституционного строя;

2) защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

3) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

При этом ограничение прав местного самоуправления должно быть «соразмерным и адекватным названным конституционным целям, что, в частности, исключает их посягательство на существо конституционных прав местного самоуправления» [8, с. 108].

Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации составляет важнейшую часть механизма управления, позволяющую оптимально сочетать права человека и местные, региональные, общегосударственные интересы, требующие дальнейшего развития и совершенствования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Местное самоуправление в России, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны государства. В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации [4] ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти; запрещается ограничение кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией России и федеральным законом. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» дополняет указанный перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления государственными органами и их должностными лицами [9].

Источники

Конституционные гарантии местного самоуправления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here