Конституционные гарантии прав инвалидов

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Конституционные гарантии прав инвалидов". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

>
Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
Содержание
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Правовые гарантии государства, предоставляемые лицам с ограниченными возможностями

Социальная политика государства направлена в первую очередь на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, в независимости от его каких-либо ограничений по здоровью.

Важнейшим условием реализации прав и свобод человека и гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния при любой сложившейся жизненной ситуации: в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости.

Основным законодательным актом в Российской Федерации, гарантирующим реализацию прав и свобод граждан является Конституция Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации ориентирована на защиту и осуществления законных прав граждан вне зависимости от их физического, психического или материального состояния, расовой принадлежности. Так в ст.7 Конституции РФ, указывается, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. 1 Во исполнение Конституционных норм были приняты законодательные акты регулирующие отдельные правовые отношения граждан и государства, которые направлены на обеспечение правовой защиты, указанной категории лиц. Эти правоотношения затрагивают разнообразные сферы жизнедеятельности человека.

Отдельно в законодательстве Российской Федерации было уделено внимание правового закрепления прав лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Государство уделило отдельное внимание данной категории лиц, так как они нуждаются в наибольшем внимании со стороны общества.

Основными направлениями по оказанию инвалидам можно разделить на:

1. Оказание медицинской помощи: предоставление лекарственных препаратов, оказание бесплатной медицинской помощи, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

2. Оказание социальной помощипутём осуществления непосредственной финансовой поддержки: выплаты государственной помощи, предоставление дотаций, предоставление компенсаций и т.д.);

3. Оказание помощи в жилищной сфере;

4. Предоставление прав на получение преференций при обслуживании населения, предоставления разного вида услуг.

Основные положения, а также механизмы реализации прав инвалидов в Российской Федерации отражены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с указанным нормативным актом: «Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»[8].

Из выше указанного следует, что нормативная законодательная база в Российской Федерации содержит и специальные законодательные акты, которые должны отдельно регулировать права инвалидов, в разных сферах жизнедеятельности. А на органы власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности принимать дополнительно необходимые нормативные акты, которые должны быть направлены на усиление правовых гарантий инвалидам со стороны государства.

Конституция Российской Федерации также обязывает органы государственной власти постоянно совершенствовать законодательство Российской Федерации, в соответствии с новыми реалиями жизни, исходя из складывающихся потребностей из-за меняющейся экономической ситуации в стране, а также многих социальных показателей, оказывающих влияние на жизнь лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). В законодательных актах Российской Федерации, по направленности их применения, уделяется особое внимание инвалидам. В указанном выше Законе определяются основные гарантии предоставления прав инвалидам. В Законе указывается: «В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области»[9].

По обязательствам в части оказания медицинской помощи в Законе указывается: «Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программыгосударственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи»[10].

Особое внимание в Законе уделено восстановлению и поддержанию утраченного здоровья инвалидов. В Законе указывается: «Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество»[11].

При этом в Законе закреплены дополнительные правовые основы для реализации прав инвалидов при получении ими гарантированной помощи: «…использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов»[12].

В Законе так же обращено внимание на возможность лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) получать образование. Закон гарантирует: «Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования»[13]. Из указанного в Законе следует, что инвалиды имеют право, а органы исполнительной власти обязаны всячески содействовать, создавать условия для беспрепятственного и в полном объёме для получения образования по желанию инвалида, для того, чтобы он мог реализовать свои способности как полноправный член общества, в котором он живёт.

В соответствии со ст.17 Закона, инвалидам предоставляется особые льготные условия, для улучшения ими жилищных условий.

При этом инвалидам предоставляются льготные права по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% от их стоимости.

В Законе также указывается, что: «Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг»[14].

Читайте так же:  Подтвердить льготу по налогу на имущество

В Законе обращено особое внимание и на использование инвалидами

своего Конституционного права на труд. При этом Закон обязывает работодателя создавать специальные рабочие места для указанной категории лиц, а при необходимости оборудовать их.

Закон о защите прав инвалидов

Инвалиды в Российской Федерации считаются одной из наиболее незащищенных категорий граждан, поскольку они в силу ограниченных физических возможностей не могут полноценно реализовать свои права и наладить жизнь.

В этих целях законодательством предусмотрен закон о защите прав инвалидов, нарушение норм, которого влечет за собой ответственность. В данной статье мы рассмотрим, каким образом осуществляется социальная защита прав инвалидов, и как можно ее реализовать.

Федеральный закон 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: новые постановления и поправки

Федеральный закон №181 определяет политику государства в сфере социальной защиты инвалидов, целью которой является реализация прав данной категории лиц.

Согласно Конституции РФ «инвалид» — это лицо, которое имеет стойкие нарушения здоровья, вызванные травмами или патологиями, приводящие к ограничению полноценной жизнедеятельности и требующие необходимость в социальной защите.

Федеральный закон о защите прав и свобод лиц с ограниченными возможностями состоит из следующих глав:

  1. Общие положения – статьи с 1 по 6.
  2. Освидетельствование – статья 7 и 8.
  3. Реабилитация – статьи с 9 по 12.
  4. Обеспечение нормальной жизнедеятельности и достойного уровня жизни – статьи с 13 по 32.
  5. Общественные организации людей с ограниченными возможностями – статья 33 и 34.
  6. Заключение – статья 35 и 36.

Данный закон в РФ был принят в 95 году, с того времени в него внесено большое количество поправок. Рассмотрим их:

  • дано новое определение понятия «инвалид»;
  • введены понятия о защите прав людей с ограниченными возможностями;
  • определены обязанности законодательного и исполнительного органов государства (№116 от 07/07/17);
  • введено понятие МСЭ (№419 от 01/12/14 и №122 от 22/08/14);
  • установлена недопустимость относительно дискриминации по признаку ограниченных возможностей (№419 от 01/01/16);
  • определены меры поддержания данной категории людей;
  • установлены трудовые права людей этой категории.

Исключительно в 2019 году были внесены изменения в законодательство, согласно которым недееспособные имеют право на осуществление первоочередного ремонта в жилище.

Рассекая снег, мы пустились в бег

В субботу, 25 января, на стадионе «Темп» прошла ставшая традиционной лыжная гонка «День снега —

Декларация о правах инвалидов

Если возникает вопрос о том, каким документом устанавливаются права инвалидов во всем мире, то ответ будет един – декларация о правах такой категории граждан. Это один из главных документов, закрепляющих и защищающих права этих людей.

Декларация ООН о правах граждан инвалидов:

  • раскрывает термин лица, нуждающегося в социальной поддержке в силу состояния здоровья;
  • перечисляет общие принципы формирования привилегий рассматриваемых субъектов;
  • создает нормативно-правовую базу, гарантирующую социальные гарантии и защиту интересов недееспособных лиц.

Декларация о правах инвалидов принята в 1975 году. Особенность документа в том, что он не имеет должной юридической силы в части обязательного исполнения, при этом судебным органам разрешается делать ссылки на его статьи и положения. Суды воспринимают такие ссылки как законные и обоснованные.

В рамках общенационального масштаба узаконен международный день борьбы за права и интересы инвалидов – 31 мая.

Права инвалидов в области социального обслуживания

Каждый гражданин с ограниченными возможностями имеет право на получение услуг в части социального обслуживания. Такое право закреплено законом, в котором указывается и сам перечень социальных услуг.

К их числу относятся:

  • покупка и доставка на дом продуктов питания (за счет получателя социальной услуги);
  • помощь в приготовлении пищи;
  • организация ремонта жилья;
  • содействие в проведении платежей за квартиру (дом);
  • оформление подписок на периодические издания;
  • помощь в оформлении документов;
  • доставка на дом необходимого топлива;
  • консультирование;
  • обслуживание в рамках дневного стационара.

Это часть тех услуг, на которые могут рассчитывать граждане, имеющие отклонения в здоровье. Более подробный перечень доступен в местном органе социальной защиты.

Нормативно-правовые основы защиты прав инвалидов

Акты, закрепляющие законные права рассматриваемой категории лиц:

  • Резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН – подчеркивает, что категория граждан с ограниченными возможностями является полноправными членами общества.
  • ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Законодательство «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
  • Трудовой кодекс РФ в рамках статей 95, 98, 128 и пр.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Людям с инвалидностью закон гарантирует обеспечение беспрепятственного доступа к информации. Для этого каждая библиотека РФ должна обеспечить читальный зал книгами на шрифте Брайля. На проводимых в данных учреждениях мероприятиях должен присутствовать сурдопереводчик.

Граждане этой категории имеют право получать беспрепятственный доступ в общественные места. Это касается концертов, театров, в залах которых обязательно должны присутствовать пандусы и кнопка вызова персонала. Как правило, на такие концерты недееспособным предоставляется скидка на покупку билета.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Самым важным направлением закона про защиту является абилитация и реабилитация. Эти сферы направлены на устранение патологий, которые препятствуют нормальной жизнедеятельности.

Закон про абилитацию и реабилитацию включают в себя:

  • протезирование, хирургические операции и другие медицинские мероприятия;
  • обучение, содействие в устройстве на работу;
  • культурную, педагогическую и психологическую реабилитацию;
  • оздоровительные и физкультурные мероприятия.

Реализовывают эти направления техническими средствами реабилитации и созданием необходимых условий для обучения и нормальной работы.

Права инвалидов в гражданском и семейном законодательствах

Если возникает процедура передачи наследства, гражданин может рассчитывать на его получение в обязательном порядке даже при условии, что завещатель не упомянул о нем. Часть его наследства – не менее 2/3 от общей наследственной массы.

Конвенция о защите прав инвалидов

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», это означает, что нормы Конвенции распространяются на российских граждан, юридических лиц и на государство в целом.

Термин «Конвенция» используется для обозначения официального международного многостороннего договора, который открыт для подписания странами, не являющимися участниками Конвенции.

Это первый международный договор по правам человека (инвалидов), который ратифицировала наднациональная международная организация Европейский Союз. Конвенция имеет 147 подписей.

Конвенция состоит из преамбулы, 50-ти статей и факультативного Протокола к ней. Стоит отметить, что РФ ратифицировала только текст самой Конвенции, Протокол же так и остался нератифицированным.

Что определяет Конвенция:

    Минимальное определение инвалидности, например эпилепсии. Это лица “с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими”.

Комитет после изучения докладов выносит свои предложения, замечания, общие рекомендации, которые передаются соответствующему государству-участнику в виде заключительных замечаний.Для стран, которые ратифицировали Факультативный протокол (РФ к ним не относится), Комитет является независимым международным органом, который исполняет еще две дополнительные функции:

  • Принимает и рассматривает индивидуальные жалобы граждан и юр.лиц;
  • Проводит расследование в случае действительный грубых и систематических нарушений Конвенции.
  • Как уже было отмечено, россияне не могут обратиться в данный Комитет на незаконные действия РФ, в случае исчерпания всех внутренних средств защиты.

    Читайте так же:  При каком зрении можно получить инвалидность

    Обеспечение трудовой занятости инвалидов

    Федеральный закон о защите свобод и прав инвалидов предусматривает специальные условия труда для этой категории граждан. Люди, которые официально трудоустроены имеют право осуществлять трудовую деятельность меньше семи часов в сутки, нежели здоровые люди. Недельная продолжительность рабочих часов в среднем в этом случае составляет около тридцати пяти часов.

    Также частично недееспособное лицо имеет право на ежегодный тридцатидневный отпуск. Помимо этого человеку предоставляется каждый год тридцать дней бесплатно к отпуску. Рабочее место трудоустроенного гражданина с ограниченными возможностями должно быть обустроено надлежащим образом. Труд таких сотрудников категорически запрещено использовать в праздничные дни и сверхурочно, если нет соответствующего письменного согласия недееспособного.

    Чтобы частично недееспособный гражданин имел возможность трудоустроиться без проблем, закон обязывает работодателей организовывать рабочие места для них. В таком случае установлены специальные квоты. Согласно им, при сокращении штата таких сотрудников запрещено увольнять.

    Заключение

    Наивысшем актом по защите прав инвалидов (см. права инвалидов первой группы) является Конвенция ООН «О правах инвалидов».

    Этой программой предусмотрено принятие большого количества мер по созданию «безбарьерной среды», обеспечение мобильности инвалидов, создания для них специальных образовательных центров, вовлечение их в трудовую и общественную жизнь.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-83 (Москва)
    +7 (812) 425-67-01 (Санкт-Петербург)

    Правовое регулирование в сфере защиты прав инвалидов

    И.о. городского прокурора О.Н. Калинина

    ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Отменить ответ

    Свежие записи

    • Нижегородская область присоединится к Всероссийской акции «Сад памяти» Март 11, 2020
    • В честь 75-летия Победы стартует Всероссийский конкурс «Спасибо маленькому герою» Март 11, 2020
    • 30 активных участников акций по сдаче крови на типирование получили благодарственные письма Минздрава Март 11, 2020
    • В Нижегородской области выполнят подсветку 180 км дорог Март 11, 2020
    • Глеб Никитин: «Поправки в Конституцию обеспечивают незыблемость социальных гарантий» Март 11, 2020

    Свежие комментарии

    • Татьяна к записи «Сдай батарейку – спаси планету!»
    • Пронин Сергей к записи Мастерство Алексея Сергеева
    • Галина к записи Оборудования ступенек в аптеке «Ромашка»
    • Наталья к записи Дорога по улице Демократическая
    • Валентина Мусатова -внучка Сергея Ивановича, правнучка Ивана Мусатов к записи Малая Родина — частичка большой страны

    Мы молодые

    Образование инвалидов

    На законодательном уровне государство предусматривает защиту прав инвалидов в сфере образования. Непосредственно это выражается в возможности недееспособными студентами получать технические средства для осуществления обучения. Также для этих лиц предусмотрена специальная программа обучения и дополнительные средства к стипендии.

    Абитуриенты, которые признаны недееспособными, имеют возможность поступить в ВУЗ без конкурса. Это относится ко всем учебным заведениям Российской Федерации. Во время экзамена они имеют право рассчитывать на дополнительное время для подготовки и ответа.

    Инвалиды детства имеют право посещать дошкольные и школьные учреждения, которые специализированы относительно их физических и умственных способностей. Для этого родителям потребуется отправить ребенка на медицинское освидетельствование представить соответствующую справку в дошкольное или школьное учреждение.

    «Минутой славы» отметили День студента в политехническом техникуме

    25 января в Первомайском политехническом техникуме состоялся творческий конкурс среди учащихся «Минута славы», посвящённый Дню

    Законные права людей с ограниченными возможностями

    Меры социальной поддержки определяются как в международных актах, так и в национальных нормативных актах отдельных государств. Все они направлены на создание в каждой стране возможностей для построения нормального жизненного процесса и реализации конституционных прав.

    Внимание уделяется профессиональной ориентации малозащищенных слоев населения, их трудоустройству, обучению, занятости.

    Так, нормативный акт о социальной защите граждан с отклонениями в здоровье говорит о социальных услугах, доступных различным категориям лиц с ограниченными возможностями. Законодательство «О ветеранах» уделяет внимание участникам войн. Для них доступны льготы по пенсионному обеспечению, улучшению условий проживания и пр.

    Все это касается как возрастной категории граждан, так и прав детей-инвалидов. Для них предусмотрен ряд льгот, к числу которых относится первоочередное устройство в дошкольные, школьные учреждения, смягченный режим сдачи ЕГЭ и пр.

    Эрудиты, вперёд!

    В Центре дополнительного образования состоялась очень интересная и увлекательная встреча со знаниями – интеллектуально —

    Конституционные гарантии прав инвалидов

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Реализация инвалидами своих прав

    Инвалиды, как и любые другие граждане, реализовывают свои права посредством применения правовых норм через соблюдение их, исполнение и использование.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Граждане-инвалиды, в том числе дети, могут реализовывать права как непосредственно, т.е. лично, так и через своих законных представителей (на основании выданной доверенности или в силу недееспособности, т.е. когда инвалид не может самостоятельно приобретать и осуществлять свои права и обязанности).

    В настоящее время инвалиды могут реализовать и защищать свои права на основании следующих законов (список неисчерпывающий):

    • Конвенции ООН о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 г. резолюцией Генеральной Ассамблеeй ООН N 61/106);
    • Конституции РФ;
    • УК РФ;
    • ГК РФ;
    • ТК РФ;
    • КоАП РФ;
    • ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
    • ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
    • ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
    • ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
    • Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 «О занятости населения в РФ»;
    • ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
    • ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Конвенция по отношению к любому закону России, в том числе и по отношению к Конституции, имеет преимущественное значение (ст.15 Конституции РФ).

    Виды социальной защиты инвалидов в России

    Основной задачей представленного выше ФЗ является определение видов соцзащиты прав инвалидов РФ. Наряду с этим постановлением действует конвенция о защите прав людей с ограниченными возможностями. Она определяет следующие положения:

    • определение срока инвалидности при различных травмах и патологиях;
    • описывает основные свободы и права недееспособных граждан – личные, социальные, политические, право на равенство и жизнь, экономические культурные;
    • учреждает специальный комитет по правам этой категории лиц.

    Основными видами защиты людей с ограниченными возможностями является:

    • уменьшение рабочего дня до семи часов в сутки;
    • выплата заработной платы в полном объеме;
    • бесплатное образование;
    • льготы на коммунальные услуги и жилье;
    • право на тридцатидневный отпуск ежегодно;
    • право на бесплатный отгул ежемесячно;
    • обеспечение надлежащего оборудования на рабочем месте;
    • право на бесплатное медицинское обслуживание и реабилитацию;
    • беспрепятственный доступ к информации;
    • запрет на труд недееспособных лиц в праздничные дни;
    • льготы на пользование общественным транспортом и налоги.

    Рассмотрим эти виды социальной защиты прав инвалидов более детально в следующих пунктах.

    Права инвалидов в юридической сфере и налоговом законодательстве

    Помимо норм, содержащих права на социальную поддержку, лица с ограниченными возможностями должны обеспечиваться помощью в реализации своих прав и интересов. Речь идет о юридической помощи инвалидам. Большинство компаний и фирм, оказывающих услуги в сфере юриспруденции, помогают малозащищенным гражданам безвозмездно, включая бесплатную юридическую помощь инвалидам 3 группы, некоторые предоставляют скидки на отдельные виды услуг.

    Читайте так же:  Получение военной пенсии по смешанному стажу

    Юридическая консультация для инвалидов в бесплатной форме – это не новшество, а давно закрепленная практика многих уважающих себя и своих клиентов контор.

    В стороне не остаются и государственные структуры, к числу которых относятся:

    • прокуратура;
    • органы социальной защиты;
    • общества инвалидов;
    • комитет по правам инвалидов.

    Обращение в инстанции требуется при возникновении спорных моментов, нарушении прав, ущемлении интересов. Необходимо узнать, на какие виды помощи они могут рассчитывать.

    В части налогового законодательства наименее защищенные категории граждан получают следующие привилегии:

    • предоставление налогового вычета;
    • освобождение от уплаты транспортного, земельного и имущественного налога (для лиц с 1 и 2 группой);
    • скидка в размере 50 % при оплате государственной пошлины.

    Получение налоговых льгот закреплено в федеральном законодательстве и может дополняться в рамках принятия региональными властями отдельных законодательных актов.

    Инвалиды – это наименее защищенный слой населения. Без поддержки со стороны органов власти многим из них не выжить. Государство регулярно разрабатывает новые законодательные акты, усовершенствует действующие, тем самым обеспечивая граждан-инвалидов уверенностью в завтрашнем дне.

    Защита и ответственность за нарушение прав инвалидов

    В России, как и в большинстве стран мира инвалиды являются одной из самых незащищённых групп населения, которые в силу физических, психологических и иных причин не могут полноценно и в полном объеме реализовывать свои права. Если за последние 100 лет условия жизни человека в развитых странах намного улучшились, то к инвалидам это не относятся.

    Как правило, об их правах государство и общество думает в самую последнюю очередь. По данным ООН в мире насчитывается больше 650 млн. инвалидов, ежедневно от инвалидности страдают 2 млрд. человек, если добавить членов их семей и людей осуществляющих уход за ними.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

    • юрист;
    • автор юридической колонки газеты «Cyprus Expert»;
    • бакалавр Российского государственного института интеллектуальной собственности;
    • магистр Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

    Стаж юридической деятельности – 8 лет. Подробнее о наших экспертах вы можете узнать здесь.

    Зачастую инвалиды не могут свободно выбирать свой образ жизни, а некоторые из них и попросту лишены возможности учиться, создавать семью, работать, посещать магазины, культурно-массовые мероприятия и т.д.

    Материальное обеспечение инвалидов

    Матобеспечение людей с инвалидностью включает в себя финансовую помощь по определенным основаниям. Сюда входит страховая выплата, пенсия, компенсация согласно закону РФ и пособие.

    Основная часть финансов представляется данной категории граждан в виде пенсии. Граждане с ограниченными возможностями имею право на государственную и трудовую пенсию. Некоторые категории могут получать социальную пенсию.

    Социальное обслуживание

    Социальным обеспечением называется помощь категории лиц, которая не имеет возможности в полной мере самостоятельно обеспечить свои основные потребности. К ним относятся следующие формы:

    1. Помощь по хозяйству. Приобретение продуктов, уборка в доме, покупка предметов первой необходимости.
    2. Психологические и юридические консультации.
    3. Содействие в получении специализированного медицинского обслуживания.

    Для получения перечисленных услуг человек может обратиться в местный орган социальной защиты.

    Пенсия и налоги

    Законом предусмотрено большой спектр услуг в пенсионном обеспечении для людей с инвалидностью. Если такой человек не наработал требуемый стаж, то он имеет право получать социальные пенсионные выплаты до момента достижения пенсионного возраста. Помимо этого эта категория людей с хотя бы одним днем трудового стажа имеют право рассчитывать на определенную пенсию, размер которой будет определен в каждом конкретном случае отдельно.

    Граждане с 1 и 2 группой инвалидности освобождены от имущественных налогов и обеспечены льготами на транспортный и земельный налог. Право на вычеты также сохраняются. Данная категория лиц при подаче иска в суд не обязана платить госпошлину, а при обращении в нотариальную контору имеет скидку в пятьдесят процентов на предоставленные услуги.

    Жилье и коммунальные услуги

    Инвалиды и их близкие родственники имеют право рассчитывать на следующие услуги:

    1. Без очередного получения земли для постройки жилища.
    2. Улучшение условий проживания. Если жилище потребует капитального ремонта или количество метров меньше, чем количество проживающих на них человек, то дается возможность встать в очередь на жилье.
    3. Льготы на оплату коммунальных услуг. Размер скидки определяется индивидуально в зависимости от группы инвалидности.

    Транспортные льготы

    Каждый год граждане с инвалидностью обладают правом получить бесплатные билеты на поезд или самолет к месту лечения и назад. Их получение предполагает оформление специального талона в Фонд защиты. При этом бесплатный проезд обеспечивает закон не только на льготную категорию, но и на его сопровождающего.

    Также в РФ созданы специальные вагоны-купе, стоимость которых в два раза меньше, нежели обычных. Такая скидка отражается на портале РЖД при покупке билета.

    На городской и придорожный транспорт введены специальные проездные для людей с ограниченными физическими возможностями, которые дают возможность пользоваться любым общественным транспортом бесплатно.

    Если человек с инвалидностью обладает транспортным средством и сам пользуется им, то закон дает ему возможность получить бесплатное парковочное место. Для этого необходимо на стекло авто повесить соответствующую табличку.

    Выплаты и льготы

    Недееспособные всех категорий праве рассчитывать на социальную пенсию. В среднем такие выплаты на 2019 год составляют около тринадцати тысяч рублей. Некоторые категории имеют право на дополнительное пособие по уходу. Чтобы его получить потребуется найти трудоспособного гражданина, который не имеет официального дохода и обратиться в местный орган защиты. Размер такого пособия варьируется от 1,5 тыс. до 5,5 тысяч рублей.

    Родители ограниченных с детства имеют ряд привилегий:

    • дополнительные бесплатные выходные;
    • ранний выход на пенсию.

    Права людей с инвалидностью четко описаны в ФЗ и строго регулируются законом. При несоблюдении норм конвенции комитет обязан наказать виновную организацию или сотрудника госучреждения. Для этого необходимо обратиться в местный орган для написания жалобы, которая будет рассмотрена и урегулирована комитетом.

    Все о правах инвалидов

    Права инвалидов регулируются действующим законодательством РФ и международными актами, охраняющими их интересы. Принимая нормативные акты и определяя права, законодатель ориентируется на уже сложившуюся практику и социально-культурное положение в обществе.

    Медицинская помощь инвалидам

    Закон о защите людей с инвалидностью предполагает льготы в области здравоохранения. Любой гражданин с этой категории имеет право рассчитывать на обеспечение необходимыми лекарственными средствами, предметами гигиены. Список этих средств для каждой группы индивидуален.

    Если человек с инвалидностью нуждается в протезировании, то такая процедура производится за счет государства. Закон обязывает фонд страхования каждый год предоставить таким гражданам бесплатное санаторное лечение с питанием, проживанием и проездом.

    Права инвалидов в области жилищного законодательства

    В части жилищных нормативов закрепляются следующие права:

    • Скидки на оплату ЖКХ – размер такой льготы достигает 50 % от суммы, положенной к оплате. Скидка на оплату коммунальных услуг и на оплату жилья одновременно предоставляется в части государственной и муниципальной собственности. Если жилье находится в собственности, то владелец может получить только один вид скидки – на оплату ЖКХ.
    • Предоставление жилой площади вне очереди – лица, нуждающиеся в улучшении условий проживания, включаются в отдельные списки для обеспечения жильем в первоочередном порядке.
    • Предоставление или замена жилья по программе реабилитации – речь идет о переселении с верхних этажей домов на нижние, переезд ближе к родным, близким и пр.
    • Установка пандуса – согласно нормам закона, рассматриваемые субъекты общества имеют право на беспрепятственный доступ к социальным объектам, в число которых входят и жилые дома. Такой доступ подразумевает установку пандусов по нормам технических требований.
    Читайте так же:  Как происходит перерасчет пенсии при увольнении

    Указанные права закреплены в нормах действующего законодательства и не могут нарушаться. По многим спорным моментам имеется обширная судебная практика.

    «Голос молодых. Версия 2.0.»

    22 января на базе Центра дополнительного образования прошёл муниципальный молодёжный форум «Голос молодых. Версия 2.0.».

    Права инвалидов в области медицинского обслуживания

    В рамках такой социальной услуги граждане с ограниченными способностями вправе рассчитывать на:

    • льготное лекарственное обеспечение;
    • получение раз в год безвозмездной путевки с компенсацией проезда в обе стороны;
    • бесплатное протезирование;
    • получение безвозмездно технических, медицинских средств и предметов личной гигиены, согласно ИПР.

    Определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования — городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

    Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

    заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы муниципального образования — городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края, установил:

    1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации муниципальное образование — городской округ «Город Зеленогорск» Красноярского края оспаривает конституционность статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части возложения на органы местного самоуправления обязанности по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

    По мнению заявителя, оспариваемое законоположение в части, предусматривающей обязанность органов местного самоуправления обеспечить объекты социальной инфраструктуры средствами доступа инвалидов — вне зависимости от наделения этих органов в установленном законом порядке соответствующими государственными полномочиями, нарушает самостоятельность органов местного самоуправления и противоречит статьям 7, 12, 72 (пункт «ж» части 1), 132 и 133 Конституции Российской Федерации.

    2. Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

    Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

    Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, — их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

    Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

    Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.

    3. Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений — объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

    Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

    Читайте так же:  Справка подтвердить трудовой стаж

    Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, пункт «ж» части 1 статьи 72, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

    Таким образом, само по себе оспариваемое положение части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» конституционные права заявителя не нарушает, а потому данная жалоба, как не отвечающая критериям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, установленным статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не может быть принята им к рассмотрению.

    Проверка же законности и обоснованности судебных решений, вынесенных по делу заявителя со ссылкой на оспариваемое им законоположение, как и исследование фактических обстоятельств дела не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

    Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

    1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования — городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

    2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

    Председатель
    Конституционного Суда
    Российской Федерации
    В.Д. Зорькин

    Определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования — городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

    Принято: Пленум Конституционного Суда РФ

    Судья-докладчик: Кокотов А.Н.

    Текст Определения официально опубликован не был

    Нарушение прав инвалидов — это …

    Нарушение прав инвалидов, как и любое другое нарушение обусловлено следующим. Это противоправное деяние гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением.

    Противоправность имеет несколько признаков:

    1. Наличие деяния – т.е. может быть в виде активного действия или бездействия;
    2. Причинение вреда — направлено против общества;
    3. Наличие вины – психическое отношение лица к своему деянию и к последствиям. Вина бывает двух форм: в виде неосторожности и в виде прямого умысла.
    4. Ответственность за нарушение прав, кто и как защищает права инвалидов? (социальная защита инвалидов).

    За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности или нарушение иных прав инвалидов, виновные лица, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. В случае наличия правонарушения в отношение инвалида, следует понять, это преступление или проступок.

    Преступление

    Опасное правонарушение, запрещенное УК РФ, за которое следует уголовная ответственность.

    Проступок

    Общественно опасное правонарушение с меньшей степенью общественной опасности, за которое предусмотрена гражданская или административная ответственность.

    Уголовная ответственность Гражданская ответственность Административная ответственность По статьям против жизни и здоровья 111, 112, 113, 116, 117 УК РФ в результате чего человек стал инвалидом. Неправильное начисление пенсии (ФЗ о пенсиях). Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ). По статье халатность (ст.124), связанной с неисполнением должностным лицом норм, обеспечивающие инвалидам их права. Дискриминация при осуществлении инвалидом права на образование (ст.19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Незаконная парковка на месте для инвалидов (ч.2 ст.12.19 КоАП РФ).

    Если права инвалида были нарушены, то непосредственно сам инвалид, либо заинтересованные лица могут обратиться в суд за восстановлением его прав.

    Если заявителю не удалось восстановить свои права в российских судах Истец может обратиться в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает дела, связанные с нарушением прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., при условии исчерпания всех внутренних средств правовой защиты в течение 6 месяцев.

    ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено создание социальной защиты для инвалидов. Эти функции отведены общественным объединениям, которые создаются и действуют с целью защиты прав и законных интересов инвалидов. Эти объединения обеспечивают инвалидам равные с другими гражданами возможности.

    Государство обязано таким учреждениям оказывать всестороннюю помощь и содействие (материальную, техническую) вплоть до их финансирования. Представители общественных объединений инвалидов участвуют в законодательном процессе по вопросам, затрагивающим интересы инвалидов.

    Обзор документа

    Оспаривались нормы, возлагающие на муниципалитеты обязанность создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

    По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку предусматривают указанную обязанность вне зависимости от наделения муниципалитетов такими госполномочиями. Это нарушает их самостоятельность.

    КС РФ отклонил данные доводы и разъяснил следующее.

    Конституция РФ непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере соцзащиты инвалидов. Их установление относится к ведению законодателя.

    Закрепленная в оспариваемых нормах обязанность носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения (в т. ч. муниципалитетами). Она также не разграничивает ответственность за ее осуществление. Эти положения не ограничивают самостоятельность местных органов власти в выборе средств ее реализации. Они не предусматривает объем расходов местных бюджетов на такие мероприятия и сроки их выполнения. Конкретизация данных норм закрепляется, в частности, в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Одним из средств этой детализации является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений — объектов социнфраструктуры для инвалидов. Оно заключается в оборудовании в них пандусов. Необходимость установить такое предписание вытекает из Градостроительного кодекса РФ и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (вступил в силу в полном объеме с 1 июля 2010 г.).

    Публичная обязанность обеспечивать доступность зданий и сооружений для инвалидов возлагается, в частности, на собственников этой недвижимости. Применительно к таким объектам, находящимся в муниципальной собственности, она возлагается на муниципалитеты, если нормативно не установлено иное.

    Источники

    Конституционные гарантии прав инвалидов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here