Конвенция оон о правах ребенка инвалида

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Конвенция оон о правах ребенка инвалида". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Конвенция о правах инвалидов

Глава 3. Закон на вашей стороне

Международное право в защиту детей-инвалидов
Конвенция о правах инвалидов

(Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ)

Извлечение

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

h) Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:

при разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление настоящей Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.

1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.

Свобода передвижения и гражданство

2. Дети-инвалиды регистрируются сразу же после рождения и с момента рождения имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу.

Уважение дома и семьи

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели равные права в отношении семейной жизни. Для реализации этих прав и недопущения сокрытия детей-инвалидов, их оставления, уклонения от ухода за ними и их сегрегации государства-участники обязуются с самого начала снабжать детей-инвалидов и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой.

4. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда поднадзорные суду компетентные органы в соответствии с применимыми законами и процедурами определяют, что такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка. Ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей.

5. Государства-участники обязуются в случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, прилагать все усилия к тому, чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников, а при отсутствии такой возможности – за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе.

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование.

В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды – из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:

а) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;

b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;

с) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.

4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования.

Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.

5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.

Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:

b) предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях – коррекцию и услуги, при- званные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;

Читайте так же:  Как узнать размер накопительной части пенсии умершего

Достаточный жизненный уровень и социальная защита

1. Государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

2. Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры:

c) по обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа к помощи со стороны государства с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход;

Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом

5. Чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, государства-участники принимают надлежащие меры:

d) для обеспечения того, чтобы дети-инвалиды имели равный с другими детьми доступ к участию в играх, в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ» (Заключена 13.12.2006)
Наименование документ «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ» (Заключена 13.12.2006)
Вид документа конвенция
Принявший орган оон
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 13.12.2006
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

Статья 24. Образование

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

a) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

c) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

a) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:

a) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;

b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;

c) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.

4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.

5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.

Конвенция о правах инвалидов и российское законодательство — сходства и различия

Конвенция о правах инвалидов и российское законодательство — сходства и различия.

13 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов. К декабрю 2007 г. 118 стран подписали Конвенцию и 12 стран ее ратифицировали.

Россия готовится присоединиться к данной Конвенции. Одним из первых шагов на пути ратификации Россией Конвенции является определение степени совпадения ее положений с нормами российского права. Это необходимо сделать для того, чтобы определить, какие изменения необходимо будет внести в российское законодательство, чтобы обеспечить его полное соответствие Конвенции.

В настоящее время активно ведется работа по сравнительно-правовому анализу Конвенции и российского законодательства. Первые результаты данного анализа позволяют сделать следующие предварительные выводы и предложения.

Цели Конвенции ООН о правах инвалидов и цели российского законодательства в области социальной защиты инвалидов общие и заключаются в обеспечении осуществления инвалидами всех прав и свобод человека наравне с другими людьми (см. статью 1 Конвенции и преамбулу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

При совпадении целей необходимо определить способы, с помощью которых и будут достигнуты данные цели. Способы, которые используются в Конвенции, мы определяем через принципы, лежащие в ее основе и перечисленные в статье З. Среди этих принципов следует выделить три основополагающих:

· полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

Все остальные принципы, так или иначе, являются производными от указанных выше. Рассмотрим более подробно перечисленные основополагающие принципы.

Дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (С1. 2 Конвенции).

Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве (ст., 5 Конвенции).

Читайте так же:  Входит ли тюремный срок в трудовой стаж

Таким образом, первым из основных способов достижения цели Конвенции является запрещение определенных действий (бездействий) в отношении инвалидов, предотвращающее их дискриминацию.

Полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество предполагает их абилитацию и реабилитацию. Это вытекает из статьи 26 Конвенции, в которой указано:

«Государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания».

Следовательно, организация реабилитации инвалидов является вторым основным способом достижения целей Конвенции (поскольку в российском законодательстве не проводится различие между абилитацией и реабилитацией, для обеспечения единства употребляемых терминов в целях сравнительно-правового анализа далее в данной статье вместо этих двух терминов используется один — реабилитация).

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Конвенции на достижение фактического равенства инвалидов с другими людьми могут быть направлены специальные меры. Под такими мерами понимается создание для инвалидов специальных условий для удовлетворения специфических дополнительных потребностей инвалидов, возникших у них в связи с инвалидностью (например, выделение пособия для пользования такси или квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов).

Таким образом, третьим основным способом достижения цели Конвенции является создание специальных условий для инвалидов.

Подводя итог, можно констатировать, что три основополагающих принципа Конвенции реализуются тремя разными способами:

· недискриминация — запрещение определенных действий (бездействий) в отношении инвалидов;

· полное и эффективное вовлечение и включение в общество — организация реабилитации инвалидов;

· равенство возможностей — создание специальных условий.

Перечисленные способы направлены на достижение основной цели Конвенции. С учетом этих способов строится содержание Конвенции.

Российское законодательство, специально адресованное инвалидам, базируется на идеологии социальной защиты инвалидов. Способы, используемые российским законодательством для достижения цели обеспечения равенства инвалидов, определяются через составные элементы системы социальной защиты инвалидов.

Учеными выделяется, с правовой точки зрения, два элемента системы социальной защиты инвалидов:

· комплекс мер обеспечения жизнедеятельности;

· комплекс реабилитационных мероприятий.

Понятие «реабилитация инвалидов» дано в СТ. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»:

«Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество».

Законодательство не определяет понятие «обеспечение жизнедеятельности инвалидов». На основе правового и лингвистического анализа обеспечение жизнедеятельности инвалидов можно определить как оказание инвалидам материальной помощи и отдельных видов услуг в целях предоставления им возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, обучение и трудовую деятельность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правоотношения по обеспечению жизнедеятельности инвалидов складываются, в основном, по поводу предоставления каких-либо денежных видов социальной защиты или натуральных благ. Также льготы следует рассматривать в качестве предоставления своего рода благ, поскольку таким образом сокращаются расходы гражданина.

Определение понятия «обеспечение жизнедеятельности инвалидов» и характеристика правоотношений, складывающихся по поводу данного элемента социальной защиты инвалидов, показывают, что обеспечение жизнедеятельности инвалидов достигается путем создания специальных условий для удовлетворения дополнительных потребностей инвалидов.

Таким образом, в сегменте российского законодательства, непосредственно адресованного инвалидам, из трех способов обеспечения равенства инвалидов, используемых в Конвенции, реализованы второй и третий — организация реабилитации и создание специальных условий.

Вместе с тем, следует отметить, что российское законодательство содержит нормы, направленные на защиту прав всех граждан нашего государства и содержащие соответствующие запреты. Инвалиды не изъяты из-под действия этих норм и не лишены защиты права на жизнь, права на доступ к правосуудию, права на личную неприкосновенность и т. п.

Например, в п. 2 ст. 18 Конвенции предусмотрено, что дети-инвалиды должны регистрироваться сразу после рождения. В российском законодательстве подобной нормы нет. Однако Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» обязывает родителей подать заявление о рождении ребенка не позднее одного месяца после его рождения (ст. 16); заявление о регистрации найденного ребенка подается не позднее семи дней после его обнаружения (ст. 19); а заявление о рождении мертвого ребенка подается не позднее трех дней после его рождения (ст. 20). Приведенные нормы распространяются на всех детей, в том числе и на детей-инвалидов.

Следовательно, российское законодательство содержит комплекс правовых норм, соответствующих первому способу обеспечения равенства инвалидов, используемому в Конвенции (те, запрещение определенных действий (бездействий) в отношении всех граждан, в том числе инвалидов, нарушающих их права). Предоставляя инвалидам правовую защиту, эти нормы, тем не менее, не акцентированы на специфике проблем, связанных с инвалидами, что снижает их эффективность.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кардинальных различий между Конвенцией и российским законодательством не существует.

Для обеспечения полного соответствия российского законодательства Конвенции после ее ратификации, в первую очередь, необходимо развивать тот сегмент российского права, который содержит нормы, запрещающие нарушение прав и свобод человека. Развитие этого сегмента должно идти путем отмены правовых норм, дискриминирующих инвалидов, и принятия правовых норм, запрещающих нарушение прав и свобод человека на основе имеющейся у лица инвалидности. Указанные изменения законодательства повысят эффективность уже существующей правовой защиты инвалидов.

Основным способом решений указанной выше задачи является принятие антидискриминационного законодательства, что будет направлено на реализацию статьи 5 Конвенции (Равенство и недискриминация). Как показывает мировой опыт, указанное законодательство должно содержать запрет дискриминации инвалидов в сфере образования, труда, в потребительской сфере, а также в отношениях с государством, начиная от оказания экстренной помощи и кончая сферой правосудия.

Эффективность защиты от дискриминации достигается путем закрепления в нормативном акте понятия прямой и косвенной дискриминации инвалидов; перечня действий и бездействий, являющихся дискриминирующими; механизма разумного приспособления как способа обеспечения равных возможностей для инвалидов; административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за дискриминацию инвалидов.

Правовые нормы, защищающие инвалидов от дискриминации, могут быть введены в российское законодательство следующими способами:

· путем внесения поправок в различные федеральные законы, либо

· путем принятия комплексного федерального закона, регулирующего все аспекты защиты инвалидов от дискриминации.

Читайте так же:  Налоговые льготы янао

Ратификация Конвенции повлечет также активизацию работы по решению ряда иных проблем российского законодательства, связанных с социальной защитой инвалидов.

Например, одним из направлений совершенствования российского законодательства является улучшение порядка сбора и обработки статистических данных. В настоящее время в России существует 34 статистические формы, касающиеся проблем инвалидности. Подавляющее большинство содержащихся в этих формах показателей не затрагивает социальный компонент инвалидности.

Вполне очевидно, что отсутствие адекватных статистических данных препятствует разработке высокоэффективной государственной политики в отношении инвалидов. Поэтому в целях реализации статьи 31 Конвенции (Статистика и сбор данных), необходимо принять меры, направленные на улучшение российской статистики, касающейся проблем инвалидов. В частности, при проведении Всероссийских переписей населения необходимо в опросные листы включать вопросы, рекомендованные отделом статистики ООН для выявления проблем инвалидов.

Конвенция оон о правах ребенка инвалида

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, и за 6 лет в России основательно переработано законодательство, затрагивающее права инвалидов.

За 6 лет в России основательно переработано законодательство, затрагивающее права инвалидов.

В 2017 году Российская Федерация подвела итоги пятилетней работы по выполнению Конвенции ООН о правах инвалидов, которая была ратифицирована в 2012 году.

За 6 лет российское законодательство в этой сфере основательно переработано в целях реализации идей безбарьерной среды, инклюзивности и разумного приспособления. Существенно дополнено законодательство, затрагивающее права инвалидов в важных сферах жизнедеятельности – в образовании, культуре, на транспорте, в спорте, а также в сфере трудовой занятости инвалидов.

Изменения в духе Конвенции внесены более чем в 40 федеральных и 750 региональных законов, в 2,5 тыс. административных регламентов предоставления государственных услуг.

С 2016 года начата реализация практических действий и в негосударственном секторе экономики.

Создана новая система показателей статистической отчётности, позволяющая оценивать выполнение наиболее важных для инвалидов норм Конвенции. Общее количество показателей, по которым ведётся мониторинг выполнения Конвенции, включает 248 параметров.

По государственной программе «Доступная среда» при участии общественных организаций инвалидов идёт приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в сферах здравоохранения, социальной защиты, спорта и физической культуры, информации и связи, культуры, на транспорте, в образовании.

За 6 лет оборудовано более 18 тыс. приоритетных объектов, что составляет 51,3% от общего количества приоритетных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов.

В 2016 году проведены репрезентативные социологические исследования, которые позволили определить, насколько сами инвалиды отмечают изменения в отношении к их проблемам, а также в формировании доступной среды. Доля инвалидов, отмечающих положительные сдвиги в отношении общества к их проблемам, составила 50,8%.

Выработан механизм создания адресно оборудованных (оснащённых) рабочих мест для инвалидов.

Ежегодно с 2013 года создаётся не менее 14,2 тыс. специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Всего за счёт федерального бюджета с 2013 по 2015 год создано 44,2 тыс. специально оборудованных рабочих мест.

Создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к специальным рабочим местам, позволило увеличить количество оборудованных (оснащённых) рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды-колясочники, в 6,5 раза.

В 2017 году Правительством утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы. Основные направления плана мероприятий предусматривают совершенствование механизма контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышение эффективности работы органов службы занятости, создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

В соответствии с Планом принят Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”» по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов.

— инициативный характер деятельности органов службы занятости в отношении инвалидов при их согласии (такое согласие инвалид может дать при освидетельствовании или в личном кабинете федерального реестра инвалидов);

— услугу по организации сопровождения при содействии занятости инвалида;

— оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду (в том числе в формировании пути его передвижения до места работы и обратно);

— организацию взаимодействия незанятого инвалида с работодателем.

Закон также предусматривает выделение при необходимости наставника инвалиду и оказание методической помощи работодателю со стороны служб занятости.

Начиная с 2017 года субъекты Федерации приступили к реализации региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В Реестре каждому инвалиду предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу. Реестр интегрирован с базой вакансий «Работа в России», что позволит информировать инвалидов о подходящих вакансиях.

К настоящему времени условия для инклюзивного образования созданы в 9341 школе (21,5% от общего количества школ). В школах создаётся универсальная безбарьерная среда, они оснащаются специальным оборудованием для обучения детей-инвалидов.

Растёт число коррекционных классов при общеобразовательных школах. В настоящее время в 39 944 подобных классах обучаются 270 514 детей-инвалидов. За 6 лет более 45 тысяч педагогических работников и специалистов базовых школ прошли повышение квалификации по программам, связанным с образованием детей-инвалидов.

Всё больше инвалидов и лиц с ограничениями по здоровью становятся студентами колледжей: в 2017 году их количество составило 50 736, что на 3,6% больше, чем в 2016 году. В 2016–2017 годах создано 80 базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в 74 субъектах Федерации.

Отмечается тенденция к включению большего числа детей-инвалидов в дополнительное образование. В 2016–2017 учебном году по программам дополнительного образования занималось 60 625 детей-инвалидов (на 11 765 детей больше, чем в 2015 году) и 83 413 детей с ограничениями по здоровью.

Обеспечивается доступность высшего образования для инвалидов и лиц с ограничениями по здоровью. Увеличивается численность лиц с инвалидностью, поступающих в вузы: в 2017 году – 6926 человек, в 2016 году – 6132 человека.

В 3,5 раза увеличилось число лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физкультурой и спортом (2012 год – 3,5% от числа таких граждан, 2016 год – 12,1%, 2017 год – 14,1%).

Разговор о возможностях
Изложение Конвенции о правах инвалидов (версия для учащихся)

Краткое изложение Конвенции о правах инвалидов

Оптимизм — девиз нашей жизни,
Слушай ты, мой друг, и вы все, мои друзья.
Пусть вашим девизом будут любовь и вера.
Милосердный Бог даровал жизнь
Всем существам на небесах и на земле.
Если у вас есть друзья-инвалиды,
Будьте рядом с ними, чтобы дать им защиту,
Вселяйте в них оптимизм и любовь к жизни,
Скажите им, что падают духом только трусы,
Храбрецы же упорны и настойчивы.
Мы живем ради надежды.
Добрая улыбка объединит нас.
В жизни нет места отчаянию и отчаявшись нельзя жить.

Читайте так же:  Стаж в ссср для пенсии

Джаван Джихад Медхат, 13 лет, Ирак

Конвенция содержит много обещаний. В 50 статьях Конвенции четко разъясняется, в чем суть этих обещаний. В дальнейшем под словом «правительство» будут подразумеваться правительства тех стран, которые ратифицировали Конвенцию (их называют также «государства-участники»).

Статья 1: Цель

Законы — это правила, которым обязан следовать каждый, чтобы люди жили во взаимном уважении и безопасности.

Правительства, ратифицировавшие Конвенцию, соглашаются делать все возможное, чтобы претворить в жизнь ее положения. Проверьте, ратифицировало ли ваше государство эту Конвенцию. Если это так, то вы можете напомнить представителям правительства об их обязательствах. Организация Объединенных Наций публикует список государств, которые подписали Конвенцию и согласились с ее положениями.

В этой статье излагается основная цель Конвенции, которая заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами, включая детей, всех прав человека и основных свобод.

Статья 2: Определения

В этой статье приводится список слов, у которых есть специальные определения в контексте данной Конвенции. Например, «язык» означает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков. «Общение» включает использование языков, текстов, азбуки Брайля (в которой для обозначения букв и цифр используются выпуклые точки), тактильного общения, крупного шрифта и доступных мультимедийных средств (таких, как сайты в интернете и аудио записи).

Статья 3: Основные принципы

Принципы (основные положения) данной Конвенции заключаются в следующем:

  • уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • недискриминация (равное отношение ко всем);
  • полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • равенство возможностей;
  • доступность (свободный доступ к транспортным средствам, местам и информации и невозможность отказа в доступе по причине инвалидности);
  • равенство мужчин и женщин (мальчики и девочки также имеют равные возможности);
  • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность (право на уважение ваших способностей и право гордиться собой).

Статья 4: Общие обязательства

Законодательство не должно включать законы, дискриминирующие инвалидов. При необходимости правительству следует разработать новые законы, защищающие права людей-инвалидов, и применять эти законы на практике. Если ранее принятые законы являются дискриминирующими, правительству следует изменить их. При разработке новых законов и стратегий правительствам следует консультироваться с инвалидами, включая детей-инвалидов.

Статья 5: Равенство и недискриминация

Если существуют законы, которые ограничивают возможности детей-инвалидов по сравнению с другими детьми, эти законы надо изменить. Правительству следует проконсультироваться с организациями по вопросам детей-инвалидов во время принятия поправок к таким законам и стратегиям.

Правительства признают, что все лица имеют право на защиту закона и равное пользование им в пределах страны, в которой они живут.

Статья 6: Женщины-инвалиды

Правительствам известно, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации. Они обязуются защищать их права человека и свободы.

Статья 7: Дети-инвалиды

Правительства принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Они также обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам. На первом месте всегда должно быть то, что лучше для каждого ребенка.

Статья 8: Просветительно-воспитательная работа

Мальчики-инвалиды и девочки-инвалиды имеют те же права, что и все дети. Например, у всех детей есть право ходить в школу, играть и быть защищенными от насилия, а также участвовать в принятии решений по затрагивающим их вопросам. Правительства должны предоставлять эту информацию, а также необходимую поддержку в реализации прав детей-инвалидов.

СМИ следует сообщать о несправедливости по отношению к детям и взрослым с ограниченными возможностями.

Правительствам следует проводить работу по обеспечению просвещенности всего общества в вопросах прав и достоинства инвалидов, а также их достижений и навыков. Они обязуются вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов. Например, в вашей школе следует поощрять уважительное отношение к инвалидам, и этому должны учиться даже маленькие дети.

Статья 9: Доступность

Правительства обязуются предоставить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и участвовать в жизни своей общины. Любое общественное место, включая здания, дороги, школы и больницы, должно быть доступно для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов. Если вы находитесь в общественном здании и нуждаетесь в помощи, в вашем распоряжении должен быть проводник, чтец или профессиональный переводчик-дактилолог, который поможет вам.

Статья 10: Право на жизнь

Каждый человек рождается с правом на жизнь. Правительства гарантируют инвалидам неотъемлемое право на жизнь наравне с другими.

Статья 11: Ситуации риска и чрезвычайные ситуации

Инвалиды, также как и все другие люди, имеют право на защиту и безопасность в случае войны, чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, например урагана. По закону вас нельзя не пустить в убежище или оставить одного при спасении других людей только на том основании, что вы инвалид.

Статья 12: Равенство перед законом

Инвалиды обладают такой же правоспособностью, что и другие люди. Это значит, что, когда вы вырастете, независимо от того, будете вы инвалидом или нет, вы сможете получить кредит на образование или подписать договор об аренде, чтобы снять квартиру. Вы также сможете быть владельцем или наследником собственности.

Статья 13: Доступ к правосудию

Телефоны, компьютеры и другие технические средства должны быть такими, чтобы инвалиды могли без труда ими пользоваться. Например, веб-сайты должны создаваться с учетом возможности использования содержащейся на них информации людьми, у которых есть проблемы с использованием клавиатуры, со зрением или слухом, в другом формате. Компьютер может быть оснащен клавиатурой с азбукой Брайля или синтезатором речи, который озвучивает слова, возникающие на экране.

Если вы стали жертвой преступления, видели, как пострадали другие, или вас обвинили в совершении противоправного поступка, вы имеете право на беспристрастное отношение при расследовании и рассмотрении вашего дела. Вам должны предоставить помощь, чтобы вы могли участвовать во всех стадиях судебного процесса.

Читайте так же:  Есть ли путинские выплаты на третьего ребенка

Статья 14: Свобода и личная неприкосновенность

Правительствам следует убедиться, что свобода инвалидов, также как свобода всех остальных людей, защищена законом.

Статья 15: Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению. Каждый человек имеет также право отказаться от проведения на нем медицинских или научных опытов.

Статья 16: Защита от насилия и надругательства

Детей-инвалидов следует защищать от насилия и надругательства. Они должны быть защищены от ненадлежащего обращения как дома, так и вне его. Если вы подверглись насилию или плохому обращению, у вас есть право на помощь в прекращении надругательства и восстановлении своего здоровья.

Статья 17: Защита личности

Никто не может с вами плохо обращаться из-за ваших физических или умственных особенностей. Вы имеете право на то, чтобы вас уважали такими, какие вы есть.

Статья 18: Свобода передвижения и гражданство

У вас есть право на жизнь. Это данное вам благо, и в соответствии с нормами права никто не может отнять его у вас.

Каждый ребенок имеет право на юридически зарегистрированное имя, гражданство, и, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу. Также нельзя запретить въезд или выезд человека из страны по причине его инвалидности.

Статья 19: Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество

Люди имеют право выбирать место своего проживания независимо от того, являются они инвалидами или нет. Когда вы вырастете, вы будете иметь право жить независимо, если вы захотите этого, а также право быть вовлеченными в местное сообщество. Вам также должны предоставить доступ к вспомогательным услугам, необходимым для поддержки жизни в местном сообществе, включая помощь по дому и персональную помощь.

Статья 20: Индивидуальная мобильность

Дети-инвалиды имеют право свободно и независимо передвигаться. Правительства должны оказывать им в этом содействие.

Статья 21: Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации

Люди имеют право выражать свое мнение, искать, получать и распространять информацию, а также получать информацию в пригодных для использования и понимания формах.

Статья 22: Неприкосновенность частной жизни

Никто не имеет права вмешиваться в частную жизнь людей, независимо от того, являются они инвалидами или нет. Людям, располагающим информацией о других, например информацией о состоянии здоровья, не следует разглашать эту информацию.

Статья 23: Уважение дома и семьи

Дети-инвалиды имеют право свободно и независимо передвигаться.

Люди имеют право жить в своих семьях. Если вы являетесь инвалидом, правительству следует оказывать поддержку вашей семье посредством компенсации затрат, связанных с инвалидностью, предоставления информации и услуг. Вас нельзя отделять от родителей по причине вашей инвалидности! Если вы не можете жить со своими ближайшими родственниками, правительству следует обеспечить вам уход с привлечением более дальних родственников или местного сообщества. Молодые люди с ограниченными способностями наравне с другими имеют право на получение информации о репродуктивном здоровье, а также право вступать в брак и заводить семью.

Статья 24: Образование

Все люди имеют право ходить в школу. Если вы — инвалид, это не значит, что вы не должны получать образование. Вам не нужно учиться в специальных школах. Вы имеете право ходить в ту же школу и изучать те же предметы, что и другие дети, правительство обязано оказать вам необходимую помощь. Например, оно должно предоставить вам возможность общаться, чтобы ваши учителя понимали, как реагировать на ваши потребности.

Статьи 25 и 26: Здоровье и реабилитация

Инвалиды имеют право получать медицинские услуги того же качества и уровня, что и остальные. Если у вас есть инвалидность, вы также имеете право на получение медицинских и реабилитационных услуг.

Статья 27: Труд и занятость

Инвалиды имеют равное право свободно выбирать место работы, не подвергаясь дискриминации.

Статья 28: Достаточный жизненный уровень и социальная защита

У инвалидов есть право получать питание, чистую воду, одежду и жилище без дискриминации по признаку инвалидности. Правительству следует помогать детям-инвалидам, живущим в бедности.

Статья 29: Участие в политической и общественной жизни

Инвалиды имеют право принимать участие в политической и общественной жизни. Когда вы достигнете возраста, установленного законодательством вашей страны, вы сможете создавать политические или общественные группы, служить обществу, иметь доступ к кабинам для голосования, голосовать и быть выбранным на правительственный пост, вне зависимости от того, являетесь вы инвалидом или нет.

Статья 30: Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом

Инвалиды наравне с другими имеют право заниматься искусством, спортом, принимать участие в различных играх, сниматься в фильмах и т.д. Поэтому театры, музеи, игровые площадки и библиотеки должны быть доступными для всех, включая детей-инвалидов.

Статья 31: Статистика и сбор данных

Государства-участники должны производить сбор данных об инвалидах, чтобы улучшать программы и обслуживание. Инвалиды, участвующие в исследованиях, имеют право на уважительное и гуманное отношение. Любая частная информация, поступающая от них, должна быть конфиденциальной. Собранные статистические данные должны быть доступны для инвалидов и других людей.

Статья 32: Международное сотрудничество

Государствам-участникам следует помогать друг другу в выполнении положений Конвенции. Государства, имеющие больше ресурсов (таких как научная информация, полезные технологии), делятся с другими государствами, с тем чтобы большее число людей могло пользоваться правами, закрепленными в Конвенции.

Статьи с 33 по 50: Положения о сотрудничестве, мониторинге и выполнении Конвенции

В общей сложности Конвенция о правах инвалидов состоит из 50 статей. В статьях 33–50 говорится о том, как взрослым, в особенности инвалидам и их организациям, и правительствам следует сотрудничать в целях обеспечения соблюдения в полном объеме прав всех инвалидов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Два мира…
Мир звуков и мир тишины,
Призрачные, и не способные объединиться…
Катятся слезы…
Не спрашивая, оба мира отвергают,
Принуждая чувствовать свою непричастность…
Катятся слезы…
Однако руки
Отталкивают, притягивают и поддерживают
Беспрестанно…
Катятся слезы, сквозь них видна улыбка…
Я все еще меж двух миров,
Но я любима…

Источники

Конвенция оон о правах ребенка инвалида
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here