Медико социальная экспертиза специалисты

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Медико социальная экспертиза специалисты". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Система МСЭ в России: требуется перезагрузка

Фото: Элина Гаревская / Фотобанк Лори

На систему медико-социальной экспертизы возложена важнейшая задача – обеспечение социальной защиты людей с инвалидностью. Однако ее эффективность оставляет желать лучшего. Со многими задачами она не справляется или же решает их крайне неэффективно. Подтверждением тому является проверка Счетной палаты РФ, которая выявила многочисленные недостатки в работе системы МСЭ в России.

Счетная палата РФ провела проверку эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в 2016-2018 годах и истекшем периоде 2019 года на реализацию мероприятий по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы. О ее результатах на Коллегии Счетной палаты РФ рассказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Как показали результаты проверки, система медико-социальной экспертизы в России работает недостаточно эффективно: ей не хватает правового регулирования, контроля и межведомственного взаимодействия. В ходе проверки были выявлены многочисленные случаи несогласия пациентов с решениями бюро МСЭ, проблемы в правовом регулировании работы системы медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности детям, отсутствие единых требований к деятельности учреждений МСЭ. Аудиторы также указали на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы в региональных бюро МСЭ, труднодоступность услуг для инвалидов из-за отсутствия безбарьерной среды, неудовлетворительное оснащение учреждений МСЭ диагностическим оборудованием.

Правовое регулирование

В настоящее время в России насчитывается более 12 млн человек с инвалидностью. Почти треть из них – 3,5 млн человек – являются гражданами трудоспособного возраста. Еще 672 тысячи – это дети-инвалиды. Именно для этих категорий населения – трудоспособных инвалидов и детей-инвалидов – имеет важнейшее значение качество оказания медико-социальной экспертизы и ее доступность. «Минтруд должен обеспечить надлежащий контроль и правовое регулирование в этой сфере, однако, как показала наша проверка, пока этого не происходит», – заявила Светлана Орлова.

Одной из наиболее значимых проблем, по мнению аудиторов Счетной палаты, является отсутствие классификаций и критериев установления инвалидности детям, которые до сих пор не утверждены Минтрудом. В результате этого в настоящее время при установлении инвалидности детям используются общие критерии без учета специфики заболеваний в детском возрасте.

Не менее значимо проблемой является отсутствие актуальных документов, регулирующих установление профессиональной инвалидности. В настоящее время учреждения МСЭ используют при определении профинвалидности временные критерии, которые были установлены еще в 2001 году.

«Минтруду необходимо оперативно принять все документы, предусмотренные «дорожной картой» по совершенствованию медико-социальной экспертизы, и совместно с регионами и профессиональным сообществом организовать систему трудовой реабилитации инвалидов с учетом минимизации времени на их интеграцию в общество», – считает Орлова.

Регламентация работа учреждений МСЭ

В России до сих пор отсутствуют единые требования к организации деятельности учреждений МСЭ. В регионах РФ в настоящее время функционируют бюро МСЭ и экспертные составы общего, смешанного или специализированного профиля. Однако нет нормативных актов, регламентирующих их работу. Более того, даже эти термины не раскрываются существующими нормативными актами. Отсутствуют и документы, которые бы регламентировали состав и количество специалистов в бюро МСЭ и экспертных советах.

На Коллегии Счетной палаты в качестве примера была описана ситуация с работой некоторых бюро МСЭ в Московской области. На сегодняшний день в регионе не созданы специализированные бюро МСЭ для освидетельствования лиц до 18 лет и для больных туберкулезом. В результате этого все пациенты проходят освидетельствование в одном бюро – и дети, и взрослые, и больные туберкулезом, и ВИЧ-инфицированные. Для людей, и так уже имеющих проблемы со здоровьем, это создает дополнительные риски, связанные с возможностью заражения опасными заболеваниями.

Кадровые проблемы

Практически во всех регионах России отмечается дефицит кадров, особенно врачей. Эту проблему называют одной из самых острых и актуальных в системе медико-социальной экспертизы. Ее причина все та же – правовая неурегулированность. Так, к примеру, только в Подмосковье с начала этого года из-за неукомплектованности кадрами были временно закрыты 31 бюро МСЭ из 73.

Формально врачи МСЭ являются такими же медицинскими работниками, как и сотрудники лечебных учреждений, однако фактически находятся с ними в неравных условиях. К примеру, врач МСЭ не может досрочно выйти на пенсию, на него не распространяются нормативные правила, устанавливающие сокращенную продолжительность рабочего дня. Многие врачи и медицинские работники среднего звена просто увольняются и переходят на работу в лечебные учреждения.

Нехватка врачей приводит к тому, что существенно возрастает нагрузка на работающих сотрудников МСЭ, а это, в свою очередь, снижает качество медико-социальной экспертизы и доступность этих услуг для населения. «В таких условиях процесс принятия решения об установлении инвалидности зачастую сводится всего к одному экспертному мнению, – говорит Светлана Орлова, – соответственно, говорить о разработке качественных индивидуальных программ реабилитации достаточно сложно».

Качество экспертизы

Очень многие люди жалуются на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы. Жалобы поступают президенту России, в Минтруд, прокуратуру, об этом много пишут в средствах массовой информации.Об этом свидетельствуют и статистические данные. Подчеркнем, это данные официальной статистики, каковы реальные цифры, неизвестно.

По данным статистики, в 2018 году число граждан, не согласных с решением МСЭ, выросло на 7,8%. Их общее число составило 52,4 тыс. человек. При этом остаются крайне низкие показатели случаев, когда решение бюро МСЭ было пересмотрено. В 2018 году было пересмотрено лишь 12,2% заключений медико-социальной экспертизы. По регионам РФ этот показатель составляет около 20%, в некоторых случаях больше. Наибольшее число таких случаевотмечено в Мурманской области, где изменено решение по 48,6% обращений.

«За этими цифрами стоят неудовлетворенные, обиженные люди. Поэтому необходимо разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности», – отметиа Светлана Орлова.

Доступность учреждений МСЭ

Получить услугу по проведению медико-социальной экспертизы многие люди не могут по совершенно банальной причине – из-за недоступности зданий, где располагаются бюро МСЭ, для людей с инвалидностью, прежде всего, инвалидов-колясочников. Многие здания не имеют пандусов и подъемников на входе, а нередко учреждение МСЭ находится на втором этаже здания и выше, поэтому попасть в него многие люди не могут.

Нередки случаи, когда для получения заключения медэкспертов человеку надо проехать несколько сотен километров. К примеру, в некоторых случаях для получения решения МСЭ необходимо пройти определенные диагностические процедуры, а необходимое оборудование есть только в главном бюро МСЭ, которое находится в областном или краевом центре. Так, в Ставропольском крае расстояние от города Нефтекумск до главного бюро, которое находится в краевом центре, более 300 километров.

Читайте так же:  Судебная практика по досрочным пенсиям 37 лет

Аудиторы Счетной палаты РФ отмечают, что в программе «Доступная среда» есть показатель «Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по МСЭ». Они считают, что в таких условиях исполнение в 2018 году этого показателя на уровне 90%, как это указано в отчетах Минтруда, выглядит неубедительно. «Минтруду необходимо провести объективную оценку данного показателя, принимая во внимание всеобщий охват регионов, определить причины принятия неправильных решений и наметить пути их устранения», – констатировала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Напомним, ранее мы сообщали, что Минтруд упростил порядок подготовки документов для получения инвалидности. «Теперь гражданин будет направляться на медико-социальную экспертизу с его письменного согласия. Такое согласие будет браться у гражданина сразу в медицинской организации, – пояснил глава Минтруда России, – при этом направление на медико-социальную экспертизу с этим согласием, как и ранее, будет передаваться медицинской организацией в бюро МСЭ». Полученного направления будет достаточно для проведения медико-социальной экспертизы. Дополнительного заявления о ее проведении от гражданина не потребуется.

Мы также писали о том, что правительство России приняло постановление №339 от 29.03.2018, в котором определены случаи, когда инвалидность может быть установлена бессрочно уже при первичном обращении, а также при заочном освидетельствовании. Кроме того, в новых правилах предусмотрена возможность внесения изменений в ИПРА без пересмотра группы инвалидности или срока, на который она установлена.

О том, как не допустить ошибок при подготовке к медико-социальной экспертизе инвалидов, мы писали в материале «Страсти вокруг МСЭ накаляются».

Что такое медико-социальная экспертиза?

Определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Для проведения освидетельствования гражданин должен обратиться в бюро МСЭ по месту жительства.

На федеральные учреждения медико- социальной экспертизы возлагаются:

  1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  2. разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
  3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
  4. участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
  5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
  6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;
  7. выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  8. обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Гражданин (его законный представитель) в случае несогласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.

Медико-социальная экспертиза

В настоящее время в Российской Федерации рассмотрение вопросов установления инвалидности и определения потребности в предоставлении мер социальной защиты инвалидов возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Полнота, объективность и всесторонность рассмотрения вопросов обеспечивается функционированием трехуровневой иерархической системы проведения медико-социальной экспертизы, предоставляющей возможность все более углублённого изучения вопросов, затрагивающих интересы граждан на каждом последующем уровне высококвалифицированными специалистами.

Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, их функционал утвержден приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н.

Первичная медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном бюро по субъекту Российской Федерации медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Проведение медико-социальной экспертизы в главном и Федеральном бюро медико-социальной экспертизы осуществляется экспертными составами общего, смешанного и специализированного профиля и может производиться не только в вышеперечисленных случаях, но так же в рамках контроля за решениями вынесенными бюро либо экспертными составами главного бюро соответственно.

Базовым законодательным актом, раскрывающим основные понятия и определения социальной защиты инвалидов и компетенции различных уровней по её предоставлению, а так же определяющим понятие медико-социальной экспертизы, является Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Медико-социальная экспертиза осуществляется специалистами — врачами по медико-социальной экспертизе. Помогают специалисты по реабилитации, социальной работе и психологи исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) в соответствии с указанными в нем одной или несколькими целями.

Целями проведения медико-социальной экспертизы могут являться:

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее – Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее – главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее – бюро), являющимися филиалами главных бюро.

Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы утвержден приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н.

Проведение медико-социальной экспертизы в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы осуществляется экспертными составами общего, смешанного и специализированного профиля.

Осуществление медико-социальной экспертизы возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации статьей 60 закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Читайте так же:  Обучение в институте входит в трудовой стаж

Базовым законодательным актом, раскрывающим основные понятия и определения социальной защиты инвалидов и уровень её предоставления, а так же определяющим понятие медико-социальной экспертизы, является Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 7 которого медико-социальная экспертиза это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 8 вышеуказанного закона на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

  1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
  4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
  5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
  6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты

«Правила признания лица инвалидом», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, регламентируют порядок осуществления медико-социальной экспертизы.

В соответствии с п. 24 «Правил признания лица инвалидом» медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

В соответствии с п. 5 «Правил признания лица инвалидом», условиями признания гражданина инвалидом являются:

  1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  3. необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Согласно п. 6, наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих «Правил» условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

При соблюдении вышеуказанных условий проводится освидетельствование для установления структуры и степени ограничений жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала в соответствии с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 № 1013н.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий (п.1. приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1013н).

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид») (п.2 приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1013н).

В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 №17 утверждено Разъяснение №1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».

Гражданину, признанному инвалидом, выдается индивидуальная программа реабилитации, включающая в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Основные функции Федерального бюро медико-социальной экспертизы

  • Контроль работы учреждений МСЭ Российской Федерации, в том числе контроль работы Главных бюро: проведение по собственной инициативе повторных освидетельствований граждан, прошедших освидетельствование в Главном бюро, и при наличии оснований изменение либо отмена решений Главного бюро;
  • Освидетельствование граждан по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;
  • Осуществление комплексной экспертно-реабилитационной диагностики с применением новейших технологий и результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;
  • Внесение в Федеральное медико-биологическое агентство предложений по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе;
  • Проведение по поручению Федерального медико-биологического агентства научных исследований, в частности, изучение факторов, приводящих к инвалидности. Внесение в Федеральное медико-биологическое агентство предложений о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий экспертно-реабилитационной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы;
  • Участие в разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;
  • Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;
  • Методологическая и организационно-методическая помощь главным бюро;
  • Обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;
  • Статистическое наблюдение и статистическая оценка состояния инвалидности, наблюдение за демографическим составом инвалидов в Российской Федерации.

Основные функции главного бюро медико-социальной экспертизы

  • Координация деятельности бюро (филиалов главного бюро), обобщение опыта их работы на обслуживаемой территории;
  • Рассмотрение жалоб граждан, прошедших освидетельствование, на решения бюро;
  • Проведение освидетельствования граждан в экспертных составах главного бюро в порядке обжалования решений бюро, изменение решений бюро при наличие оснований;
  • Проведение по собственной инициативе повторных освидетельствований граждан, и, при наличии оснований, изменение либо отмена решений бюро;
  • Статистическое наблюдение и статистическая оценка состояния инвалидности на обслуживаемой территории; наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории.

Основные функции бюро медико-социальной экспертизы

  • Установление фактов наличия инвалидности у освидетельствуемых граждан, группы, причины, сроков и времени наступления инвалидности;
  • Определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
  • Разработка и коррекция индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР), в том числе определение видов, форм, сроков и объёмов реабилитационных мероприятий (которые включают медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию);
  • Определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
  • Разработка и коррекция программ реабилитации инвалидов и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и вследствие профессиональных заболеваний;
  • Определение причины смерти инвалидов в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
  • Учет граждан, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
  • Разработка программ профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
  • Разъяснение гражданам, проходящим освидетельствование, вопросов, возникающих в связи с медико-социальной экспертизой.
Читайте так же:  Пенсионный фонд как получить накопительную часть пенсии

Определение степени утраты профессиональной трудоспособности

Видео (кликните для воспроизведения).

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определение порядка возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору определены Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Освидетельствование гражданина осуществляется в соответствии с «Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 №789 с использованием временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.07.2001 №56.

При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и оформляется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Более подробно с нормативно-правовым регулированием осуществления медико-социальной экспертизы и предоставления мер социальной защиты, включая реабилитацию, Вы сможете ознакомиться на странице нормативные документы.

Медико социальная экспертиза специалисты

Версия для слабовидящих

Медико-социальная экспертиза — признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, включая различные виды медико-социальной реабилитации и определение показаний к обеспечению техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями

Специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь, направленная на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, оказывается в Клинике ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в стационарных и амбулаторных условиях. В консультативно-диагностическом центре работают высокопрофессиональные специалисты

Основные группы протезно-ортопедических изделий, изготавливаемых специалистами Центра проектирования и производства современных протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации

Для эффективного решения проблем инвалидности, улучшения работы учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Федеральном бюро МСЭ осуществляется разносторонняя научно-исследовательская деятельность

Осуществляется Учебно-методологическим центром с привлечением ведущих специалистов в области медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации в специально оборудованных аудиториях и лекционных залах с использованием мультимедийной техники и собственного обширного библиотечного фонда

Медико социальная экспертиза специалисты

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности в Федеральном бюро и главных бюро создаются следующие бюро или экспертные составы:

  • общего профиля
  • специализированного профиля, в том числе:
    • для освидетельствования больных туберкулезом,
    • лиц с психическими расстройствами,
    • заболеваниями и дефектами органа зрения,
    • лиц в возрасте до 18 лет,
  • смешанного профиля.

Источники

  • Инвалидность при различных заболеваниях).
  • Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с изменениями (Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и статьи 11 и 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
  • Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. М.В.Коробова, В.Г.Помникова. — Изд. 3-е, перераб. и дополн. — СПб.: Гиппократ, 2010
  • Медико-социальная экспертиза. Инвалидность при различных заболеваниях. Интернет-справочник

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Медико-социальная экспертиза» в других словарях:

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико социальная… … Официальная терминология

Медико-социальная экспертиза — (англ medico social examination) в РФ определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством… … Энциклопедия права

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА — в РФ один из видов медицинской экспертизы; устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству… … Юридический словарь

медико-социальная экспертиза — в РФ один из видов медицинской экспертизы; устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству… … Большой юридический словарь

Медико-социальная экспертиза — – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Осуществляется исходя… … Словарь терминов по социальной статистике

Медико-социальная экспертиза — – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Осуществляется исходя… … Социальная статистика. Словарь

медико-социальная экспертиза — учреждение («бюро», «главное бюро»), создаваемое для экспертизы длительной или постоянной утраты трудоспособности, то есть инвалидности … Энциклопедический словарь

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Федеральный закон от… … Словарь юридических понятий

ГОСТ Р 53930-2010: Медико-социальная экспертиза. Система информационного обеспечения медико-социальной экспертизы. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 53930 2010: Медико социальная экспертиза. Система информационного обеспечения медико социальной экспертизы. Основные положения оригинал документа: 3.1.1 база знаний: Базы данных, объединенные логическими связями. Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЭКСПЕРТИЗА, МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограниченной жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико социальная… … Большой экономический словарь

Медико-социальная экспертиза — пытка для инвалидов

В прошлом году в администрацию президента РФ поступило более 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на некомпетентность и необъективность специалистов, на коррупцию и участившиеся ошибки. Каждую неделю Общественные палаты регионов регистрируют десятки обращений граждан.

Читайте так же:  Права врача инвалида на труд

Cитуация в системе МСЭ вышла из-под контроля — по словам председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОПРФ Владимира Слепака. С этим согласна руководитель Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктор медицинских наук Светлана Данилова. Перед интервью Светлана Григорьевна прислала в редакцию письмо молодой женщины-инвалида, рассказывающей о своей поездке на очередную комиссию. Показала, чтобы журналисты понимали, с чем сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Там нет никаких обобщений и анализа проблем, но есть обида, откровенность, да просто настоящая жизнь… Мы сразу связались с автором: можно ли опубликовать? «Почему нельзя? Я не возражаю», — ответила колясочница из Башкирии Людмила Симонова.

Фото: Александр Петросян/aleksandrpetrosyan.com

«Бабушка – инвалид, у неё сахарный диабет, а она 7 часов в очереди…»

«У меня I группа инвалидности с 2008 года. Травма шейного отдела позвоночника, нарушение функций тазовых органов, – поясняет Людмила Симонова. — Живу в селе. Сходила недавно к своему лечащему врачу, сдала анализы. Он написал посыльный лист и отправил в город к урологу, неврологу и так далее.

Еду в город Белорецк за сто километров. Врачи принимают в разное время и в разные дни — кому как повезет записаться. Мне пришлось неделю жить в городе, чтобы всех обойти. Проктолога не нашла, поехала в следующий город – Магнитогорск. Еще сто километров… Здание не приспособлено для колясочников, помещение старое, штукатурка отваливается, внутри сыро и холодно. Люди ждут своей очереди часами. С часа дня до семи вечера мы сидели с мыслью: «Когда же нас пригласят?». Одна бабушка пришла в 11 и ушла через восемь часов. Сказала: «Как смену отпахала». Другая плакала, умоляя ее принять. Старушка – инвалид, у неё сахарный диабет, ей кушать хотелось, а она 7 часов в очереди стояла. Работники МСЭ ходили мимо с каменными лицами и делали вид, что ничего не замечают.

В Белорецке с недавнего времени нет МСЭ, к нам приезжают эксперты из Уфы в определенные дни. Пришлось жить в Белорецке, ждать, когда приедут специалисты. Хорошо, родственники пустили, и хорошо, что у меня есть друг, который затаскивал меня на 3 этаж. А так не представляю, сколько пришлось бы мотаться из села в город по бездорожью (асфальта у нас нет), нанимать машину, потому что наши автобусы не оборудованы для колясочников.

В этот раз к нам приехали работники бюро МСЭ №6 Уфы. По моим представлениям, меня должны были пригласить в назначенное время в кабинет. Спросить, какие у меня проблемы, дать советы и рекомендации по поводу всего списка технических средств реабилитации, которые облегчили бы жизнь и помогли приспособиться, адаптироваться. Не зря же в индивидуальную программу реабилитации добавили слово «абилитация». Считала, что МСЭ должна работать для инвалидов, но ошиблась. Отсидела я в очереди, вызвали, посмотрели на меня и заявили: «Если переделываем ИПР, то половину того, что у тебя вписано, убираем, тебе это по новым правилам не положено. Лучше оставь старую программу и иди домой».


Как убирают? По какому закону? Оказалось, что мне не положена электроколяска, но я «шейница», руки плохо работают. Да, я передвигаюсь на активной коляске по дому, её легко складывать в багажник, поднимать со мной на третий этаж по ступенькам, когда бываю в городе у сестры, однако для прогулок по моей деревне без асфальта с ямами и кочками необходима электрическая коляска. И в 2012 году мне ее вписали в программу. Сейчас заявили: «Нас не волнует, где ты живешь».

Эксперты не согласились со многими решениями лечащих врачей, проигнорировали их рекомендации. Обращались со мной и другими инвалидами так, будто мы пришли к ним милостыню просить, хамили. Комиссия дала знакомой группу инвалидности, а потом вызвала ее в Уфу на повторное обследование. Мне дали месяц на обжалование решения в главном бюро региона. Но это будет огромная проблема — придется ехать уже не сто, а триста километров, тратить свои деньги, нанимая машину. Вот так помогают в нашей стране жить инвалидам, всё для них».

«Когда впервые услышала, что II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила»

Беседуем с руководителем Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктором медицинских наук Светланой Даниловой.

— Светлана Григорьевна, всё, о чем пишет Людмила Симонова, — правда?

— Конечно. Российские инвалиды преодолевают столько препятствий, чтобы пройти комиссию, оформить статус или получить льготные препараты, что мама не горюй. Сейчас ведь невозможно попасть на прием к узкому специалисту, минуя терапевта, — он дает направления. Сначала идешь к нему, потом по врачам, дальше – снова к нему с результатами. Инвалид едет за 100 километров в один город, еще за сто – в другой. А, по идее, должен обследоваться и получать помощь по месту жительства. Задача МСЭ – не оспаривать диагнозы, установленные клиницистами, а определиться с ограничениями жизнедеятельности. У нас же эксперты меняют диагнозы, отменяют рекомендации врачей, говорят: «У пациента нет выраженных нарушений».

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидность трактуется как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты». В соответствии с этим, кроме экспертного освидетельствования, на учреждения МСЭ возложены обязанности по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов и определению их потребностей в мерах социальной защиты.

— Это по закону, а как в жизни?

— А в жизни основная проблема медико-социальной экспертизы — длительность и сложность получения группы инвалидности и реабилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями через процедуру освидетельствования в учреждениях МСЭ. В настоящее время инвалиды часто отказываются от прохождения бюрократических процедур и решают проблемы за счет собственных средств. Законные права инвалидов ущемляются. МСЭ заставляет людей проходить ненужные обследования, собирать ненужные анализы, аргументируя это тем, что они якобы дисциплинируют инвалида: «Хоть раз в год он пройдет врачебную комиссию, иначе не заставишь». Но, по сути, бюро МСЭ сегодня – это сложный бюрократический аппарат, создающий различные препятствия и проблемы для инвалидов.

Вступление в силу приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» поставило под сомнение необходимость существования самой МСЭ как отдельной структуры.

Читайте так же:  Где находится мвд

Согласно пункта 4 данного закона необходимым условием формирования состава бюро является наличие не менее одного врача по МСЭ. При этом специальность врача не указывается…

— Неужели в бюро включен всего один медик, а остальные эксперты кто? Чиновники.

— Когда были ВТЭК, в комиссии было три врача. Потом пробовали включать 5 специалистов. Сейчас работают три эксперта, один из них – по медико-социальным вопросам. Причем, из документации убрали уточнения о специализации врача. Специалисты в МСЭ не идут, так как невозможно получить категорию, она не учитывается.

Бюро МСЭ общего профиля освидетельствуют граждан с самыми разными заболеваниями, и каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо ориентироваться во всех нозологических формах практически невозможно. А входящие в состав бюро психолог и специалист по реабилитации в вопросе установления инвалидности вообще не компетентны.

Кроме того, согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95 решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе принимается большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ. При наличии одного врача по медико-социальной экспертизе сомнительна объективность такого голосования — основным условием признания лица инвалидом по сей день остается вид и степень выраженности нарушенных функций организма, которые может определить только врач по МСЭ (за исключением психических функций).

Иными словами, бюро МСЭ превращается в бюро по выписке справок об инвалидности, что значительно увеличивает коррупционную составляющую и существенно уменьшает объективность вынесенного решения.

— Инвалиды жалуются на низкий профессиональный уровень специалистов МСЭ в регионах. Говорят, что те даже диагнозы путают. Мама ребенка с тяжелым заболеванием недавно показала копию документа, в котором адреногенитальный синдром эксперты называют… сахарным диабетом. Где их готовят?

— В России экспертов готовят в интернатуре в Санкт-Петербурге — там есть институт усовершенствования врачей. И в федеральном бюро МСЭ. Уровень действительно низкий. Профессионалов мало: и руководители слабые, иногда бывает стыдно их слушать – не знают нормативных документов, плохо ориентируются в законодательстве, и экспертам в регионах не хватает знаний и компетенций для понимания и исполнения приказов Минтруда РФ. Это печально, потому что система МСЭ — абсолютная монополия. Ее решения невозможно оспорить. В досудебном порядке обжалование проводится в самой службе: одним составом, другим и далее надо обращаться в федеральное бюро, где зачастую присланные документы вообще не открываются. Я там защищала кандидатскую, докторскую и неоднократно видела, как проходят заседания, как эксперты не видят больного, не изучают документацию, а сразу берут за основу решения главного бюро региона. Решения меняются крайне редко. Иногда суды, рассматривая иски инвалидов, постановляют: проходите экспертизу в любом регионе по вашему выбору. А какой регион изменит решение после федерального бюро?

Никакой независимый эксперт не может подойти к службе, так как нет по закону независимой МСЭ – лицензия дается лишь федеральным учреждениям. Поэтому, сколько бы ни было заключение независимого эксперта объективным и справедливым, на изменение решения федерального учреждения МСЭ оно не повлияет.

— Общественная палата РФ предлагает рассматривать «ошибки МСЭ с точки зрения Уголовного Кодекса России» и приводит примеры коррупции в Ульяновской, Волгоградской областях…

— И коррупция есть, и, к сожалению, в регионах есть свои ставки. Я, наверное, тарифы на карту скоро повешу — много жалоб от инвалидов. Помню, когда мне впервые сказали, что в Воркуте II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила. А потом люди подтвердили. В той же Воркуте врача-хирурга взяли с поличным. Особенно страшно, когда вымогают деньги у настоящих инвалидов. Увы, это тоже часть системы. Ее нужно менять, но я уже не верю разговорам о реорганизации МСЭ. Три года назад такой вопрос уже поднимался, Минэкономразвития РФ просили подсчитать, во сколько обойдутся реформы. Насчитали много, написали много и ничего конкретного не предложили.

Никакая реорганизация МСЭ на данном этапе не сможет решить проблему. Примеры — крупнейшие регионы, такие как Краснодарский край, Ростов-на-Дону. Руководители несколько лет назад были сняты, а на местах специалисты первичных бюро как работали, так и работают. В службе ничего не изменилось. Монополия была и осталась.

Полагаю, что определением групп инвалидности может заниматься врачебная комиссия медицинской организации по представлению лечащего врача на основании данных первичной медицинской документации, без заполнения направления на МСЭ. В настоящее время лечащий врач представляет на врачебную комиссию пациента с временной нетрудоспособностью, инвалида с ухудшением состояния с целью назначения и коррекции лечения, лечебно-диагностических мероприятий. Поэтому председатель комиссии обычно осведомлен об особенностях течения заболевания таких пациентов. А специалисты бюро МСЭ определяют группу инвалидности, ничего не зная о пациенте (если речь не идет о переосвидетельствовании) и полагаются только на представленные медицинские документы и однократный осмотр пациента в течение нескольких минут.

Считаю целесообразным упразднить службу МСЭ, а проведение МСЭ возложить на врачебные комиссии организаций здравоохранения, тем более, что большую часть функций в той или иной степени врачебная комиссия выполняет в настоящее время. Реформирование потребует изменения порядка лечебных учреждений по проведению экспертизы нетрудоспособности, пересмотра функциональных обязанностей врачебных комиссий лечебных организаций первичного звена. Зато оно позволит сократить маршрут движения граждан с ограниченными возможностями, упростит процедуру освидетельствования, повысит качество и расширит объемы предоставляемых инвалидам медико-социальных реабилитационных услуг.

Ликвидация службы МСЭ путем передачи ее функций врачебным комиссиям медицинских организаций позволит:

снизить социальную напряженность среди инвалидов и граждан, первично направляющихся на МСЭ (будет исключена долгая процедура заполнения направлений на МСЭ и последующего освидетельствования в бюро);

сократить расходы федерального бюджета на содержание службы МСЭ;

снизить нагрузку на специалистов врачебной комиссии и врачей медицинской организации за счет исключения необходимости заполнения направления на МСЭ;

увеличить доступность экспертизы для населения, ведь врачебные комиссии существуют во всех медицинских организациях, тогда как бюро МСЭ создается из расчета 1 бюро на 90 000 человек, и граждане небольших населенных пунктов вынуждены за свой счет преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до бюро МСЭ;

исключить коррупционную составляющую со стороны специалистов бюро МСЭ;

Видео (кликните для воспроизведения).

законодательно утвердить независимую МСЭ.

Источники

Медико социальная экспертиза специалисты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here