Метод права социального обеспечения это совокупность

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Метод права социального обеспечения это совокупность". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Понятие, предмет, метод и система ПСО

1. Предмет ПСО составляют несколько групп общественных отношений:

— материальные правоотношения – возникают по поводу предоставления гражданам определенных материальных благ в виде пособий, пенсий, компенсирующих выплат.

— Процедурные правоотношения – по назначению конкретных видов социального обеспечения, а также по установлению юридических фактов, имеющих значение для возникновения основных (материальных) правоотношений.

— Процессуальные правоотношения – возникают в связи с разрешением спора о праве на определенный вид социального обеспечения.

Если орган, осуществляющий назначение пенсий либо ее перерасчет отказал гражданам в назначении конкретного вида пенсий или в ее перерасчете, то его решение может быть обжаловано в вышестоящем органе социальной защиты, а в случае несогласия с решением этого органа спор разрешается в судебном порядке.

Предмет ПСО образуют имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы по предоставлению денежных выплат, медицинских, социальных и санаторно-курортных услуг, льгот, другой медицинской поддержки лиц, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законодательстве, а также процедурные отношения по их назначению. Комплекс отношений в сфере ПСО не является однородным.

В нем можно выделить:

1) отношения по пенсионному обеспечению по достижению пенсионного возраста, в связи с наступлением инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой, социальная пенсия.

2) отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей.

3) отношения по оказанию денежной и натуральной помощи малообеспеченным гражданам.

4) отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, сирот, бездомных, малообеспеченных граждан, безработных лиц, безнадзорных; лиц вернувшихся из мест лишения свободы; лиц, страдающих токсикоманией, наркоманией, алкоголизмом, престарелые.

5) отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечению, а также санаторно-курортному лечению.

6) отношения по установлению и предоставлению льгот в сфере социального обеспечения отдельным категориям граждан.

2. Методы:

— Дозволение – дозволяя гражданам при наступлении социально-значимых обстоятельств вступают в конкретные отношения по поводу тех или иных видов социального обеспечения, государство предписывает органам осуществляющих социальное обеспечение объем и меру должного поведения;

— Предписание – для органов;

— Запрет – путем установления запретов государство устанавливает круг действий недозволительных со стороны граждан и органов социального обеспечения
Характерно преобладание дозволения над предписанием и запретом.

При регулировании отношений, входящих в предмет ПСО применяются 2 приема:

— Диспозитивный – метод юридического равенства.

Субъектами социального обеспечения выступают с одной стороны государственные органы, с другой – гражданин, при этом государственный орган является обязанной стороной при наличии у граждан оснований на конкретный вид социального обеспечения, а граждане при наличии установленных законом условий являются управомоченой стороной.

3. Совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений, объединенных в единое целое, образуют соответствующие правовые институты.

В системе ПСО выделяют следующие правовые институты:

1) институт правового регулирования материального обеспечения граждан в старости и при нетрудоспособности.

2) институт правового регулирования обеспечения граждан бесплатным медицинским и санаторно-курортным лечением и обслуживанием.

3) институт правового регулирования предоставления гражданам услуг, льгот и натуральных материальных благ.

Каждый правовой институт регулирует лишь одно типичное правоотношение: одни нормы регулируют общие положения, другие – часть этих отношений.

В соответствии с этим выделяют:

1) основные и генерируемые правовые институты, отрасли ПСО (совокупность их норм объединяет в единое целое с целью регулирования общественных отношений по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности).

2) функциональные и предметные (совокупность норм непосредственно регулирующих поведение субъектов правоотношений по поводу каждого вида и размера социального обеспечения, устанавливает основания их возникновения, изменения и прекращения).

3) процессуально-предметные (совокупность их норм регулирует порядок обращения граждан за назначением пособий, пенсий, других видов социального обеспечения, их назначение и выплаты).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9778 — | 7480 — или читать все.

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения (стр. 2 из 32)

16.Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия»,

17.Московский центр технических средств реабилитации.

Тема 2. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.

Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты:

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное медицинское обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. социальная помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

— Отношения по пенсионному обеспечению;

— Отношения по социальному обслуживанию;

— Отношения по выплате пособий;

— Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения — совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

Читайте так же:  Закон продления детских пособий до 3 лет

2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением — в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

— трудовые пенсии — по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

— по государственному пенсионному обеспечению — за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

— социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Читайте так же:  Особенности метода права социального обеспечения кратко

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопросы к дифференцированному зачету по праву социального обеспечения (3 курс, 6 семестр)

Определите понятие, виды и функции социального обеспечения. Соотнесите понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита».

Читайте так же:  Сколько больничных нужно для оформления инвалидности

Социальное обеспечение — это:

1. форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

2. некая форма помощи, со стороны государства, для определенного круга лиц, оказываемая при наступлении определенных юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания в социальном положении граждан

Виды социального обеспечения

Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах

— денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);

— натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);

— льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

— компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;

— единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан;

По субъектам социального обеспечения можно выделить:

1) граждане нетрудоспособного возраста:

• пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;

• дети, включая подростков;

2) граждане трудоспособного возраста:

Функции социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в следующих функциях:

Экономическая функция социального обеспечения заключается в том, что она замещает зарплату или иной доход, утраченный в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, или в оказании помощи малоимущим.

Политическая функция социального обеспечения заключается в поддержании социальной стабильности и ослаблении социальной напряженности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Социальная функция социального обеспечения заключается в поддержке социально незащищенных, наиболее нуждающихся категорий граждан путем выделения им дополнительных средств.

Трудовая функция социального обеспечения выражается в том, что источником средств для всех видов социального обеспечения являются трудовые отношения в данном обществе. От их уровня развития зависят все звенья системы социального обеспечения

Реабилитационная функция социального обеспечения заключается в создании нормальных условий для восстановления общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, что позволяет им ощущать себя полноценными членами общества.

Демографическая функция социального обеспечения направлена на стимулирование воспроизводства народонаселения страны, что необходимо для нормального развития государства.

Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».

Социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В системе социальной защиты выделяют социальные выплаты и социальное обслуживание одиноких, престарелых людей, инвалидов. Социальная защита распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий. Социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств внебюджетных фондов и государственного бюджета в целях социальной поддержки граждан в страрости, в случае болезни, потери трудоспособности, для воспитания детей при потере кормильца и иных случаев.

Статья 7 конституции объявляет РФ социальным государством, что означает-в РФ охраняется труд и здоровье, устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), обеспечивается государством поддержка семьи, инвалидом и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия.

Предмет ПСО- это круг общественных отношений, регулирующих его нормы. Предмет носит комплексный характер и связан с:

1) обеспечением граждан пенсиями, пособиями, компенсациями;

2) представлением помощи в натуральной форме (медицинская помощь, социальная помощь инвалидам, санаторно-курортное лечение, подготовка и переподготовка профессионального обучения).

Метод ПСО- это совокупность приёмов и способов воздействия на общественные отношения. Он имеет комплексный характер и представлен в виде административно-правового и гражданско-правового метода воздействия на субъект.

Метод ПСО– это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании

Система ПСО — представляет собой совокупность правовых норм, которые группируются внутри отрасли в определенные правовые институты.

Правовые институты — это обособленные взаимосвязанные группы правовых норм,, регулирующих конкретные виды отношений.

ПСО состоит из двух частей общей и особенной.

В общую входят: общие задачи и принципы права граждан в области социального обеспечения, источники ПСО. В особенную включены: определенные институты ПСО (трудовой стаж, инвалидность и т. д.)

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1679 ;

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ — в Российской Федерации со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих спе­ци­фическим ме­то­дом об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, в рам­ках ко­то­рых гра­ж­да­не реа­ли­зу­ют га­ран­ти­ро­ван­ное статьей 37 Кон­сти­ту­ции Российской Федерации пра­во на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние в ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном слу­ча­ях.

Право социального обеспечения как са­мо­стоя­тель­ная от­расль пра­ва сфор­ми­ро­ва­лось в об­щей сис­те­ме российского пра­ва от­но­си­тель­но не­дав­но, в середины 1960-х годов. В ус­ло­ви­ях ста­нов­ле­ния в Рос­сии ры­ноч­ных от­но­ше­ний, ко­гда на со­вер­шен­но иных прин­ци­пах фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, нор­мы право социального обеспечения за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в сис­те­ме российского пра­ва.

Пред­мет права социального обеспечения — пре­ж­де все­го от­но­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра — соб­ст­вен­но обес­пе­чи­тель­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду гра­ж­да­на­ми и упол­но­мо­чен­ны­ми ор­га­на­ми по по­во­ду реа­ли­за­ции прав гра­ж­дан на тот или иной вид со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (пен­сию, по­со­бие, ус­лу­гу и так далее). Про­из­вод­ны­ми от ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся но­ся­щие вспо­мо­гательный ха­рак­тер от­но­ше­ния про­це­дур­ные (по ус­та­нов­ле­нию юри­дических фак­тов) и про­цес­су­аль­ные (по рас­смот­ре­нию спо­ров).

Ме­тод права социального обеспечения ос­но­ван на со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го (фе­де­раль­но­го), ре­гио­наль­но­го (на уров­не субъ­ек­тов Российской Федерации), му­ни­ци­паль­но­го (на уров­не му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), ло­каль­но­го (на уров­не ра­бо­то­да­те­ля), нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го спо­со­бов ус­та­нов­ле­ния прав и обя­зан­но­стей субъ­ек­тов, с учё­том спе­ци­фи­ки юри­дических фак­тов, вле­ку­щих воз­ник­но­ве­ние, из­ме­не­ние и пре­кра­ще­ние пра­во­от­но­ше­ний, а так­же спо­со­бов за­щи­ты субъ­ек­тив­ных прав и обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей.

Читайте так же:  Повышение пенсии по случаю потери кормильца

Право социального обеспечения со­сто­ит из Об­щей и Осо­бен­ной час­тей, вклю­чаю­щих в се­бя ряд ин­сти­ту­тов. В российской нау­ке по­ка нет един­ст­ва мне­ний учё­ных от­но­си­тель­но мес­та в сис­те­ме от­рас­ли ин­сти­ту­та тру­до­во­го (стра­хо­во­го) ста­жа. В дан­ный пра­во­вой ин­сти­тут вхо­дят нор­мы о стра­хо­вом ста­же (об­щем и спе­ци­аль­ном), об­щем тру­до­вом ста­же, вы­слу­ге лет во­ен­но­слу­жа­щих и других лиц, про­хо­дя­щих во­ен­ную ли­бо иную служ­бу с при­свое­ни­ем во­ин­ских (спе­ци­аль­ных) зва­ний, ста­же государственной гражданской служ­бы. К Об­щей час­ти право социального обеспечения, на­хо­дя­щей­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния, от­но­сят­ся нор­мы, за­кре­п­ляю­щие ос­но­во­по­ла­гаю­щие по­ло­же­ния и оп­ре­де­ляю­щие пред­мет и ме­тод от­рас­ли, за­да­чи, от­рас­ле­вые прин­ци­пы, пра­во­вой ста­тус субъ­ек­тов, ви­ды со­ци­аль­ных рис­ков, при на­сту­п­ле­нии ко­то­рых пре­дос­тав­ля­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

В стра­нах, где сло­жи­лась мно­го­ук­лад­ная эко­но­ми­ка, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний в сфе­ре со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на трёх уров­нях. Пер­вый уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ус­та­нов­ле­ни­ем обя­за­тель­ной государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния). При­чём в не­ко­то­рых стра­нах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от уни­вер­саль­но­го прин­ци­па пре­дос­тав­ле­ния от­дель­ных ви­дов со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния к пре­дос­тав­ле­нию их толь­ко бед­ным (ма­ло­обес­пе­чен­ным) по­сле про­вер­ки ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния та­ких лиц. Вто­рой уро­вень со­став­ля­ют кор­по­ра­тив­ные сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (в рам­ках кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций). Как пра­ви­ло, соз­да­ние та­кой сис­те­мы яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным, хо­тя ино­гда и по­ощ­ря­ет­ся го­су­дар­ст­вом. Тре­тий уро­вень пред­став­ля­ет со­бой ин­ди­ви­ду­аль­ное доб­ро­воль­ное стра­хо­ва­ние и ча­ст­ные сбе­ре­же­ния.

В стра­нах «третье­го ми­ра» раз­ви­тие национальных сис­тем со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния за­ви­сит от уров­ня эко­но­мического раз­ви­тия, с учё­том ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ет тот или иной уро­вень пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и оп­ре­де­ля­ет­ся круг лиц, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ют­ся государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния).

Предмет и метод права социального обеспечения

Отношения в сфере права социального обеспечения

Процессуальные и процедурные отношения могут представлять как отношения, которые примыкают к ядру, так и те, которые являются производными. Подобные отношения способствуют проявлению и развитию материальных отношений, обеспечивая их нормальную охрану и функционирование.

В состав процедурных правоотношений можно включить:

  • отношения в области установления специальными органами (ПФ РФ, региональные отделения и управления ПФ РФ в районах и городах, российский Фонд обязательного социального страхования и др.) фактов, обладающих юридическим значением (например, решение вопросов, касающихся прав граждан на социальное обеспечение);
  • отношения в области принятия решений, касающихся социального обеспечения;
  • отношения, касающиеся предоставления субъектам социального обеспечения.

Что касается процессуальных отношений, то они возникают в процессе решения;

  • спора, касающегося социального обеспечения в судах и в вышестоящих учреждениях и органах в порядке подчиненности;
  • вопроса, связанного с правовой ответственностью сторон правоотношений.

Выделяют и некоторые отношения, схожие с социально-правовыми правоотношениями, но не являющиеся таковыми:

  1. формирование и распределение денежных фондов, которые требуются для социального обеспечения (предмет финансового права);
  2. управление социальным обеспечением (отношения наделены всеми признаками административных отношений, поэтому представляют собой предмет административного права);
  3. трудовые (служебные) отношения между сотрудниками предприятий (служащими учреждений, органов государства). Они предоставляют обеспечение и включены в состав предмета трудового и административного права.

Предмет права социального обеспечения

Понятие, предмет и метод права социального обеспечения, как и его объект, характеризуют самостоятельную отрасль права.

С помощью права регламентируется далеко не вся система фактически существующих общественных отношений, а только их определенная доля. Она разная для каждой стадии общественного и государственного развития. По этой причине предмет права социального обеспечения представлен относительно обособленной группой отношений в обществе, которые проявляются в процессе реализации гражданином прав на социальное обеспечение.

Для рассматриваемых отношений характерно несколько черт:

  1. жизненная важность для гражданин, включая членов их семьи;
  2. целенаправленность (разумность) отношений;
  3. устойчивость, повторяемость и типичность;
  4. наличие поведенческого аспекта (эти отношения можно контролировать).

Структура предмета права социального обеспечения включает ядро и отношения, которые к нему примыкают.

Ядро формируется с помощью материальных отношений:

  • отношения, касающиеся предоставления гражданам социального обеспечения в денежной форме:
    • пенсия, которую выдают при наступлении инвалидности, старости, смерти кормильца, выслуги лет; социальная пенсия;
    • пособия, выдаваемые лицам, имеющим детей; пособие по временной нетрудоспособности и безработице;
    • компенсационные выплаты;
  • отношения в области оказания различных услуг:
    • медицинская помощь;
    • социальное обслуживание;
    • социальная помощь;
    • социальная поддержка.

Метод права социального обеспечения

Метод права представляет собой совокупность приемов. В него включены способы правового регулирования отношений в обществе.

В числе особенностей метода права социального обеспечения выделяют несколько пунктов.

В соответствии с характером установления прав и обязанностей:

  • сочетание локального и государственно-правового регулирования (общее правило определяет права граждан и обязанности органов с помощью норм права, их нельзя менять по соглашению сторон, но в системе локально-правового регулирования органы социального партнерства вправе осуществить установку дополнительных видов социального обеспечения для персонала).

По правовому положению сторон правоотношений:

  • стороны в правовых отношениях в области социального обеспечения не считаются равными (гражданское право характеризуется тем же), но они и не подчиняются друг другу (административное право аналогично).

В зависимости от степени свободы деятельности правовых субъектов:

  • для того чтобы получить социальное обеспечение, граждане должны обращаться в соответствующие органы (к своим работодателям) с заявлением или прочими документами, иначе обеспечение не предоставляется;
  • усмотрение органов соц. защиты населения имеет ограничения (если лицо предоставляет все законодательно предусмотренные документы, то орган обязан предоставить соц. обеспечение.

В соответствии со способом защиты субъективных прав и обеспечения выполнения обязанностей:

  • для защиты собственных прав гражданин обращается в вышестоящий орган (организацию) в порядке подчиненности или в суд (для разрешения споров используется судебный и внесудебный порядок);
  • санкции обладают правовосстановительный характером (граждане, которые получили социальное обеспечение обманом или в бо́льших объемах, полностью возмещают причиненный вред, также они могут быть привлечены к уголовной ответственности за мошеннические действия;
  • использование специфических санкций (сумма пособия по временной нетрудоспособности снижается, если получатель нарушает режим лечащего врача без уважительных причин).

Если обратить внимание на приемы и способы правового регулирования, то в рамках права социального обеспечения наблюдается сочетание 4 типов нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный (уровень субъектов РФ), муниципальный (города, районы и др.) и локальный (уровень предприятий).

Цели, задачи и функции права социального обеспечения

Цель

Читайте так же:  Оформление инвалидности недееспособному

права социального обеспечения – использование правового механизма для достижения благополучного существования нуждающихся в пределах стандартов, определяемых государством от имени общества, которые обеспечивают достойный человека жизненный уровень.

К числу задач отрасли относятся:

1) эффективная защита прав и законных интересов субъектов социально-обеспечительных отношений;

2) профилактика и предотвращение состояний нуждаемости, развитие и стимулирование способностей граждан к самообеспечению;

3) типизация состояний нуждаемости;

4) стандартизация алиментарных потребностей нуждающихся с учетом характера состояния нуждаемости;

5) установление адекватных мер государственного реагирования на состояние нуждаемости, необходимых и достаточных для их преодоления;

6) повышение покупательной способности денежных предоставлений в связи с инфляционными процессами;

7) обеспечение равных возможностей для доступа к социально-обеспечительным предоставлениям;

8) правовое регулирование отношений по аккумулированию и расходованию средств фондов социального обеспечения;

9) правовое регулирование отношений, возникающих между государственными органами по организации функционирования системы социального обеспечения[7].

Функции права социального обеспечения

Мнения ученых по данному вопросу различны как по числу функций, так и по их наименованию[8], но наиболее оптимальным будет выделить следующие функции:

1) основная — демографическая, поскольку существование государства напрямую зависит от народонаселения, его благосостояния и обеспечение за счет общества нуждающихся граждан является прямой обязанностью государства, которое признало себя социальным;

2) социально-политическая. Суть этой функции в том, что качественное социальное обеспечение гарантирует лояльность общества к государственным институтам, нормализует обстановку в общественной жизни, и как следствие отражается на состоянии экономики (обеспечивает социальный покой в обществе);

3) защитная (превентивно-гарантийная) – борьба с бедностью, охрана здоровья граждан, оказание помощи семьям с детьми, реализация интересов людей пожилого возраста и инвалидов.

1.4. Предмет, метод и система права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения

составляют 2 группы общественных отношений:

1.Социально-обеспечительные отношения, которые делятся на материальные и процедурные.Материальные возникают в связи с предоставлением и получением отдельных видов соцобеспечения (пенсии, пособия и т.п.). Процедурные – это вспомогательные отношения, тесно связанные с материальными, суть которых заключается в определенном порядке поведения (деятельности) субъектов.

2.Отношения, непосредственно связанные с социально-обеспечительными:

а) по формированию (аккумулированию) средств фондов социального обеспечения, их управлению и инвестированию;

б) отношения между государственными органами (учреждениями) по организации функционирования системы соцобеспечения[9].

Процедурные отношения бывают двух видов:

1. Отношения, связанные с обращением нуждающихся за предоставлением отдельных видов обеспечения, его рассмотрением органом социального обеспечения и принятием решения по конкретному случаю. Эти отношения носят обслуживающий характер и самостоятельного значения вне связи с материальными отношениями они не имеют.

2. Отношения, связанные с установлением юридических фактов, имеющих значение для определения или подтверждения права на отдельные виды социального обеспечения (подсчет и подтверждение стажа, установление (подтверждение) группы инвалидности и др.).

Процессуальные отношения, т.е. правоотношения по разрешению споров, связанных с рассмотрением жалоб граждан и споров в области социального обеспечения, не входят в предмет данной отрасли права, поскольку в ней нет собственных процессуальных норм и институтов. Эти отношения регламентируются нормами гражданско-процессуального и административного права.

Метод права социального обеспечения

совокупность специфических приемов и способов, используемых при регламентации отношений, включаемых в предмет права социального обеспечения. Это метод публичных (социально-алиментарных) обязательств[10].

Оригинальность и самостоятельность этого метода выражается в:

1) всеобщности и объективной дифференциации данных обязательств;

2) в законодательном установлении оснований их возникновения (юридических фактов);

3) бесспорном исполнении перед обществом;

4) недопустимости одностороннего отказа со стороны государства в предоставлении социального обеспечения без эквивалентной замены.

Таким образом, метод права социального обеспечения характеризуется:

1) сохранением алиментарности;

2)относительной стабильностью системы юридических фактов, порождающих соответствующие правоотношения;

3) единством целей и механизмов регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.

Норма права социального обеспечения

исходящее от государства и обеспечиваемое системой принудительных мер, общеобязательное, формально определенное правило поведения, направленное на регулирование социально-обеспечительных и непосредственно связанных с ними отношений[11].

Отличительные особенности этих норм:

1) как правило, они исходят непосредственно от государства;

2) особенность структуры норм ПСО – существование абстрактных санкций, которые носят право восстановительный характер.

Право социального обеспечения имеет в своей структуре Общую и Особенную части.

К элементам структуры Общей части следуетотнести:

1) основной институт – нормы, отражающие предмет, метод, цели, задачи и принципы, юридический механизм обеспечения прав и обязанностей субъектов, включая формы, средства и способы защиты их прав и интересов, понятия и категории;

2) институт правосубъектности – нормы, закрепляющие виды и правовой статус нуждающихся, общие условия приобретения ими социально-обеспечительной правоспособности -и дееспособности, статус органов социального обеспечения;

3) институт финансовой системы социального обеспечения – включает нормы, регламентирующие отношения по аккумулированию, управлению финансовыми ресурсами, а также их распределением для целей права социального обеспечения;

4) институт оснований и условий социального обеспечения (юридических фактов) — нормы, устанавливающие обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение социально-обеспечительных правоотношений, а также процедурные нормы об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

5) институт социально-обеспечительных предоставлений –нормы, закрепляющие виды и признаки (пенсий, пособий), юридические определения указанных категорий, их структуру;

6) институт коллизионного регулирования – включает нормативные положения технико-юридического характера, касающиеся сферы, пределов и условий действия норм по юридической силе, компетенции нормотворческого органа, во времени, в пространстве, по кругу лиц, а также закрепляющие порядок применения тех или иных норм в случае возникновения правовых коллизий[12].

Нормы Особенной части закрепляют частные основания и условия, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, а также права и обязанности субъектов и процедура реализации права на отдельные виды предоставлений.

Особенная часть состоит из следующих блоков правовых норм:

1) о пенсионном обеспечении;

2) об обеспечении пособиями;

3) о социально-обеспечительных льготах;

4) о социально-обеспечительных компенсациях;

5) о социально-обеспечительных услугах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 3263 ;

Источники

Метод права социального обеспечения это совокупность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here