Налоговые льготы для благотворителей юридических лиц

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Налоговые льготы для благотворителей юридических лиц". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Налоговые льготы при благотворительности

Дмитрий Червоткин

Дата рождения: 07.05.1985 г.

Карьера: 2005 г. — «Лифтремонт», юрист;
2008 г. — отдел защиты налогоплательщиков «Арсо-Аудит», руководитель.

— Когда-нибудь в России творить добро будет не только полезно, престижно, но и выгодно, — Дмитрий Червоткин, руководитель отдела защиты налогоплательщиков «Арсо-Аудит»

ДАЙ ЛЬГОТУ — НАЧНУТ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ

— Не многие задумываются, что от благотворительности до налоговой оптимизации — один шаг. Можно пожертвовать деньги, но при этом сберечь часть расходов на налоги. Да, льгот не так много, но давать больше чревато: в нашей стране свой менталитет. Увеличатся случаи уходов от налогов, распространится фиктивная благотворительность, появится огромное количество некоммерческих организаций. Поэтому налоговые льготы в благотворительности — это тот «сахар», которого не должно быть много.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ

ЕСЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬ — ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО

НДФЛ. Единственный налоговый стимул — социальный вычет по НДФЛ. Но он имеет ограничение: к вычету принимается не более 25% от общей суммы доходов, облагаемых по ставке 13%.

К примеру, если в течение года вы получили доход 2 миллиона рублей, из которых израсходовали на благотворительность 200 тысяч, можете подать декларацию на возврат из бюджета 26000 рублей (13% от 200000).

Налоговая льгота предоставляется, если помощь оказана благотворительной организации, НКО в области науки, культуры, спорта (кроме профессионального), образования, здравоохранения, защиты прав человека, охраны окружающей среды или религиозным организациям. Все они обязательно должны быть зарегистрированы как юридические лица. К примеру, если помощь выделяется спортивному клубу, который не имеет статуса юрлица, налоговых льгот не будет.

Нужно быть внимательным и в отношении религиозных организаций: в назначении платежа необходимо указывать «на ведение уставной деятельности». При формулировке «пожертвование на восстановление храма» в вычете будет отказано.

Если же вы решите передать помощь не в организацию, а непосредственно нуждающемуся в руки, льгот по налогам тоже не будет.

Какие документы нужны: к налоговой декларации необходимо приложить справку 2-НДФЛ, а также документы, подтверждающие расходы на благотворительность: квитанции к «приходнику», платежные поручения, банковские выписки, акты о приемке-передаче имущества, договоры о пожертвовании. Полный перечень документов до сих пор не установлен Налоговым кодексом, поэтому решать вопрос придется в каждом случае индивидуально.

ЕСЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬ — ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Налог на прибыль. Сейчас никаких льгот нет, но с 2014 года планируется ввести правило, по которому частные организации смогут отчислять на благотворительность до 10% прибыли без уплаты налога. Такая практика действует в США и Европе.

НДС. Уплата налога на добавленную стоимость зависит от того, в каком именно виде оказывается помощь.

Вариант 1. Самый удобный способ помощи — перечисление денежных средств, поскольку переводы НДС не облагаются.

Вариант 2. Когда вы помогаете, к примеру, больнице, детскому саду или музею не деньгами, а вещами. Цель, которая направлена на благотворительность, должна быть четко определена и не связана с предпринимательской деятельностью. Тогда эта операция не будет облагаться НДС. Но! Только если речь идет не о подакцизных товарах.

Какие документы нужны: льготу нужно будет подтвердить копией устава того, кто получает помощь, и договором на благотворительность. Также в качестве доказательств можно предоставить письма с просьбой оказать помощь.

Вариант 3. Оказывая благотворительную помощь конкретному человеку, получите точно такое же освобождение от НДС.

Какие документы нужны: чтобы исключить претензии от налоговой, составьте договор на оказание благотворительной помощи — отметьте в нем характер и цели передачи имущества, обязанность использовать его по назначению. И обязательно подпишите сам акт передачи-получения.

Вариант 4. Если вы не передаете деньги или имущество, а напрямую оплачиваете за кого-то товары, работы или услуги, НДС войдет в их стоимость. Принять его к вычету будет невозможно.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЕЙ

ЕСЛИ БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЬ — ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО

НДФЛ. Получая помощь до 4000 рублей в год, человек освобождается от уплаты с нее НДФЛ. Но с превышающей суммы уже придется заплатить в бюджет 13%. Законодатель не сделал никаких различий в подарках, даже если передаваться будут жизненно необходимые лекарства.

ЕСЛИ БЛАГОПОЛУЧИТЕЛЬ — ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Налог на прибыль. Получая благотворительную помощь, организация не платит с нее налог на прибыль.

НДС. Ни деньги, ни имущество, переданные безвозмездно, не облагаются НДС. Единственное условие — они должны использоваться в некоммерческих целях.

Также не будет никакого НДС, если организация, получившая помощь, передаст ее конкретному нуждающемуся.

Фискальное бремя

До 2005 года в России существовала практика, по которой средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль и давало маневр для появления «серых» схем. Сегодня компании-благотворители могут оказывать безвозмездную помощь только из средств чистой прибыли и не освобождаются от уплаты налога на прибыль. Эксперты отмечают, что потенциальные благотворители зачастую регистрируют благотворительные фонды не в России, а в странах с лояльным налоговым режимом и отсутствием административных издержек.

Благотворительная деятельность в России регулируется несколькими документами. Так, Конституция РФ провозглашает, что в стране «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Есть ряд специальных законов, такие как ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О меценатской деятельности», «О некоммерческих организациях», а ряд норм Гражданского кодекса определяет общие положения, например, ст. 582, поясняет Юлия Андреева, адвокат, соруководитель практики частных клиентов адвокатского бюро «S&K Вертикаль».

Льгота для благотворителя

В Налоговом кодексе содержатся нормы, регулирующие налогообложение благотворительной деятельности. По мнению Юлии Андреевой, налоговые льготы на благотворительность целесообразно разделить на три группы: налог на прибыль, НДС, благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ. Так, российское налоговое законодательство, по словам госпожи Андреевой, предписывает организациям-благотворителям оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. Они не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.

«Например, в силу ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей», а также «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности»»,— рассказывает госпожа Андреева.— Министерство финансов РФ в своих письмах высказывало мнение, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Однако статьей 284 Налогового кодекса РФ органам законодательной власти субъектов РФ дано право уменьшать ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (с 18 до 13,5%), для отдельных категорий налогоплательщиков».

Читайте так же:  Размеры и сроки пособия на погребение

Эксперт поясняет, что в силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС. Главное условие — такая деятельность должна вестись в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции», и не касаться подакцизных товаров.

Налоговое законодательство РФ также поддерживает физических лиц, решивших заняться благотворительной деятельностью. «Статьей 219 Налогового кодекса РФ предусматривается, что граждане, оказывающие благотворительную помощь, имеют право на социальный налоговый вычет в сумме, равной этой помощи,— комментирует госпожа Андреева.— Это означает, что налогоплательщику возвращают из бюджета часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то есть фактически 13% от суммы его расходов на благотворительность».

Наталья Иванова, учредитель и директор благотворительного фонда «Страна — детям», напоминает, что с 1 января 2019 года вступил в силу 426-ФЗ от 27.11.2018 «О внесении изменений в статьи 219 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который устанавливает льготы для физических и юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры. «Закон предусматривает для частных благотворителей увеличение размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с 25 до 30% от суммы дохода граждан, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению,— делится данными Наталья Иванова.— Бизнес получил возможность включать в состав инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций расходы (до 100%) в виде пожертвований». По остальным сферам благотворительной деятельности коммерческих организаций, не связанным с объектами культуры, Налоговый кодекс РФ специальных льгот не предусматривает.

Станислав Бойко, директор по юридическим и налоговым вопросам Moore Stephens Moscow, считает, что для коммерческих предприятий не предоставлено каких-либо существенных налоговых льгот. «Взять, к примеру, НДС: при передаче имущества в благотворительную организацию у компании сразу же возникает обязанность восстанавливать НДС, поскольку данная операция освобождена от НДС. Соответственно, с одной стороны, передача в виде пожертвований освобождена от НДС, но с другой стороны — благотворитель обязан заплатить НДС,— поясняет господин Бойко.— По налогу на прибыль у нас нет никаких льгот. Наоборот, все расходы, связанные с безвозмездной передачей, нельзя учитывать для целей налога на прибыль. По мнению контролирующих органов, предоставление вычетов по расходам на благотворительность приводит к тому, что помощь будет оказана за счет бюджета. Такое мнение высказал Минфин России. Однако совсем не учитывают тот факт, что существенную часть жертвований (80/100) несет именно благотворитель. Налоговый кодекс не предусматривает какой-либо процент дохода, который компания могла бы перечислить без налоговых последствий».

Валерия Голянова, партнер компании «Бизнес Развитие», считает, что фискальные послабления для компаний-благотворителей стимулируют не социальную ответственность, а развитие схем ухода от налогов. «Такая налоговая «оптимизация» была распространена у нас до 2005 года, когда расходы на благотворительность вычитались для целей налога на прибыль. То есть, по сути, 20% пожертвований оплачивалось из кармана государства, что становилось поводом для использования их для целей вывода и обналичивания денежных средств,— сокрушается госпожа Голянова.— Аналогичная практика распространена и за рубежом. Яркий пример — скандалы с благотворительными фондами Сороса, используемыми как в рамках налоговых схем по снижению корпоративного налога, так и для целей вывода активов, с целью их защиты от притязаний».

Юлия Андреева вспоминает, что в 2014 году активно проверяли фактическую деятельность благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда», так как, по мнению проверяющих органов, несмотря на заявленную благотворительность, основным видом деятельности компании было указано «прочее денежное посредничество», при этом благотворительность в перечне видов деятельности вообще не указана.

«Была еще одна нашумевшая история: волгоградский фонд «Наше будущее» по результатам проверки ФНС за период с 2013 по 2015 год был привлечен к ответственности в связи с неуплатой налогов. С 2013 по 2015 год фонд не предоставлял налоговые декларации: это объяснялось тем, что он якобы существовал за счет пожертвований и не вел никакой деятельности, требующей отчислений в бюджет,— рассказывает Юлия Андреева.— Оказалось, что в фонде весьма свободно трактовали налоговое законодательство. Организация, которая по документам занималась поддержкой детского музыкального творчества, фактически являлась довольно успешным бизнес-проектом. Фактически фонд представлял собой коммерческое предприятие: он получал от участников деньги, на которые проводил детские фестивали, и не занимался благотворительностью. Все средства перечислялись в рамках договоров, никаких взносов или спонсорской поддержки не предполагалось».

Наталья Иванова отмечает, что до 2005 года занимающиеся благотворительностью организации действительно получали определенную выгоду. «Средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль. Это и породило появление множества фиктивных некоммерческих организаций, которые под видом благотворительности прикрывали уход от налогов»,— поясняет она .

По словам Гиоргия Башинуридзе, юриста компании «Юристат», чаще всего злоупотребление налоговыми льготами происходит путем учреждения фиктивных благотворительных обществ. «А налоговые льготы и иные послабления, применяемые к ним вкупе со слабым контролем со стороны государственных органов, позволяют им не только укрывать имущество и деньги, но и активно переправлять их за границу под предлогом международной трансграничной благотворительной деятельности»,— констатирует господин Башинуридзе.

Павел Зюков, старший партнер, руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, говорит, что встречается построение налоговых схем с использованием фиктивных благотворительных фондов, в частности, в целях экономии на зарплатных налогах. «Например, коммерческая компания создает подконтрольную благотворительную организацию, в которую на основании гражданско-правовых договоров набираются сотрудники данной коммерческой организации в качестве волонтеров, которым выплачивается вся или часть заработной платы в виде необлагаемых НДФЛ и страховыми взносами выплат»,— рассказывает господин Зюков.

Читайте так же:  Права инвалидов на производстве

Стимул для добрых дел

По мнению директора по развитию благотворительного фонда «Дети наши» Натальи Петровой, пока российский бизнес с трудом «раскручивается» на системные проекты, с отложенным и не всегда легко оцифровываемым результатом. «Сейчас за счет благотворительности большинство российских компаний хочет решать собственные вопросы: усилить HR-бренд, повысить лояльность сотрудников к бренду, развить корпоративную культуру. И зачастую, что особенно грустно, бизнес видит в НКО не партнера, а исполнителя,— сетует госпожа Петрова. Например, к нам в фонд «Дети наши» как-то пришел запрос от компании: «Нам надо вывести 500 сотрудников на волонтерское мероприятие: заборы покрасить, деревья посадить. Завтра». По сути, это был запрос на организацию тимбилдинга с последующим пиаром. Однако никакого толчка для решения социальных проблем такое волонтерство не даст. Очень хочется, чтобы корпорации отчетливо понимали, что задача НКО — это решение конкретных социальных проблем, а не обслуживание бизнеса».

Юлия Андреева напоминает, что в России до конца 2019 года должна появиться обновленная Концепция развития благотворительности, которая разрабатывается по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Проект документа готовится Минэкономразвития с участием НКО и широко обсуждается в СМИ и на профильных площадках. Возможно, уже в ней мы увидим новые инструменты, говорит эксперт.

По мнению Станислава Бойко, на данный момент самым главным благотворителем выступает государство. А для того чтобы стимулировать частные компании, необходимо предоставить «стандартные» налоговые льготы. «К примеру, предусмотреть какой-либо порог от процентного дохода или суммы дохода, который можно учитывать в качестве расхода и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль,— комментирует господин Бойко.— В 2014 году в Госдуму был внесен законопроект о поощрении меценатства, который предусматривал установление максимальной суммы пожертвований в размере 5 млн рублей. К сожалению, законопроект был отозван».

Павел Кокорев, ведущий юрист Европейской юридической службы, напоминает, что Минфин России и ФНС России в своих письмах неоднократно высказывали следующую точку зрения: «Осуществление расходов в виде благотворительных пожертвований — это добровольное волеизъявление налогоплательщиков, преследующее общеполезные цели, которое не направлено на извлечение доходов в коммерческих целях».


По словам Маргариты Есиповой, руководителя проектов направления «Налоги и право» группы компаний SRG, вкупе с ограничениями, обусловленными правилами об иностранных агентах, мы на практике часто встречаемся с тем, что резиденты РФ, потенциальные благотворители, заинтересованные в развитии какого-либо направления на благотворительных началах, намеренно регистрируют благотворительные организации и фонды за рубежом, где соблюдается конфиденциальность и присутствует максимально благоприятный налоговый режим без излишних административных издержек.

В Европе пожертвования благотворительным организациям, которые являются плательщиками налога на прибыль, принимаются к вычету. Лимит на вычет, по словам Станислава Бойко, зависит от страны, но обычно составляет 10–20% своих налогооблагаемых доходов за соответствующий период.

«В Германии вычет ограничен 0,4% для юридических лиц и 20% для физических лиц. Существенные налоговые льготы предоставляются в Великобритании, сумма пожертвований применяется к вычету без ограничений. Согласно данным статистики, по количеству благотворительных организаций лидируют Германия и Великобритания»,— констатирует Юлия Андреева.

По словам Екатерины Кругловой, исполнительного директора фонда «Память поколений», в Европе существуют две формы налоговых льгот — это либо вычет из налоговой базы (освобождение от обложения суммы пожертвования), либо налоговый кредит (сумма пожертвования сокращает налог к уплате и используется реже). При этом максимальная величина пожертвований в странах ЕС разнится. «Во Франции, например, законодательно установлено право на снижение налога на доход донора на 50% от общей суммы пожертвования при ограничениях величины пожертвований в 6% облагаемой базы; в Испании предельная величина пожертвований — 10%»,— рассказывает госпожа Круглова. Этот опыт можно было бы перенять.

Льготы для юридических лиц. Налог на прибыль

С 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» вступила в действие глава 25 «налог на прибыль организаций» НК РФ и утратил силу Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (за исключением отдельных абзацев, которые утрачивают силу в особом порядке), которым предусматривались льготы по уплате налога на прибыль малым предприятиям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Действующий сегодня порядок налогообложения прибыли практически не оставил место для льгот. Как известно, сама глава каких-либо льгот налогоплательщикам не предоставляет. В то же время у налогоплательщиков возникает немало вопросов относительно применения льгот, которые были установлены до введения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

На основании статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в настоящее время сохранены следующие льготы по налогу на прибыль:

1) Льгота может быть предоставлена малым предприятиям, осуществляющим определенные виды деятельности.

Напомним, что критерии отнесения предприятий к малым установлены Федеральным законом 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в статье 3. Под такими субъектами понимаются коммерческие организации:

  • В уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов не превышает 25%;
  • Доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
  • Средняя численность работников за отчетный период не превышает:
    • в промышленности — 100 человек;
    • в строительстве — 100 человек;
    • на транспорте — 100 человек;
    • в сельском хозяйстве — 60 человек;
    • в научно — технической сфере — 60 человек;
    • в оптовой торговле — 50 человек;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
    • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Читайте так же:  Есть ли сейчас накопительная часть пенсии

При расчете средней численности работников учитываются также работающие по гражданско-правовым договорам и по совместительству, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Льгота может быть предоставлена малым предприятиям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  2. Производство продовольственных товаров;
  3. Производство товаров народного потребления;
  4. Производство строительных материалов;
  5. Производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  6. Строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Таким предприятиям льгота предоставляется в следующем порядке:

  • В первые два года работы — полное освобождение от уплаты налога при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70% общей выручки от реализации продукции. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации;
  • В третий год работы — налог уплачивается в размере 25% от установленной ставки (6 процентов), при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 90% общей выручки от реализации продукции;
  • В четвертый год работы — налог уплачивается в размере 50% от установленной ставки (12 процентов), при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 90% общей выручки от реализации продукции.

Данной льготой могут воспользоваться только те предприятия, которые имели на нее право до 1 января 2002 года. Льгота применяется до окончания срока, на который была предоставлена.

Из сложившейся на данный момент арбитражной практики следует, что правом на применение льготы обладают также и предприятия, созданные в период с 1 по 31 декабря 2001 года. Налоговые органы, как правило, предъявляли к таким организациям требование об уплате налога на общих основаниях без права на применение льготы. Основания для подобных требований следующие. Для организаций, созданных в период с 1 по 31 декабря, первым налоговым периодом является период с момента создания до конца следующего календарного года, соответственно, первая налоговая декларация была представлена только по окончании первого квартала 2002 года и, по мнению налоговых органов, поскольку льгота не применялась в течение 2001 года, она не может быть применена начиная с первого отчетного периода (с момента создания по 31 марта 2002 года).

Тем не менее, арбитражный суд считает, что право на применение льготы возникло у таких организаций с момента создания и начала работы. Таким образом, организации, созданные в период с 1 по 31 декабря 2001 года, могут применять льготу по налогу на прибыль при условии соответствия приведенным выше требованиям.

При предоставлении льготы следует учитывать Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 июня 2002 года №12037/01. Согласно Постановлению ВАС льгота по налогу на прибыль, установленная пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», предоставляется не только предприятиям, осуществляющим строительство объектов, поименованных в указанном пункте, но и выполняющим ремонтно-строительные работы на таких объектах.

Пример.

Малое предприятие зарегистрировано 1 ноября 2001 года, основным видом деятельности является производство продовольственных товаров. Выручка от иных видов деятельности составляет менее 15%.

Прибыль, полученная малым предприятием до 1 ноября 2003 года, налогом на прибыль не облагается.

В период с 1 ноября 2003 года по 1 ноября 2004 года фирма уплачивает налог по ставке 6% (24% х 25% / 100%).

Прибыль, полученная после 1 ноября 2004 года, будет облагаться по ставке 12% (24% х 50% / 100%).

Начиная с 1 ноября 2005 года налог на прибыль уплачивается в общем порядке. Обратите внимание: если до 1 ноября 2006 года малое предприятие прекратит свою деятельность, необходимо восстановить льготу и доплатить в бюджет налог.

Таким образом, стоимость субподрядных работ следует учитывать в общем показателе выручки от реализации строительных работ при определении права организации на рассматриваемую льготу в условиях 2002 года и последующих лет. Об этом говорится в Письме МНС Российской Федерации от 10 сентября 2002 года №02-5-11/202-АД088 «О применении норм главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии со статьей 249 НК РФ под общей суммой выручки от реализации продукции (работ, услуг) следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг), которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах. В общую сумму выручки не включаются внереализационные доходы, установленные статьей 250 НК РФ. А также согласно пункту 2 статьи 248 НК РФ при определении доходов от реализации из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг).

При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока со дня его госрегистрации, сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее ЦБ РФ) за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

2) Не облагается налогом прибыль предприятий, находящихся (передислоцированных) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, полученная от выполнения проектно-конструкторских, строительно-монтажных, автотранспортных и ремонтных работ, изготовления строительных конструкций и деталей:

  • Если объемы работ по ликвидации последствий радиационных катастроф составляют не менее 50 процентов от общего объема, освобождается от налогообложения вся прибыль;
  • Если объем указанных работ составляет менее 50 процентов от общего объема, не облагается налогом часть прибыли, полученная в результате выполнения этих работ.

Перечень регионов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1998 года №666 «Об утверждении перечня населенных пунктов в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф, на территории которых для находящихся (передислоцированных) там предприятий и организаций установлены льготы по налогу на прибыль».

Читайте так же:  В каком случае производится перерасчет пенсии

После 1 января 2001 года данная льгота может быть предоставлена только тем предприятиям, которые до этой даты начали осуществление программ по ликвидации последствий радиационных катастроф. Льгота предоставляется на период до завершения указанных работ.

3) Не подлежит налогообложению прибыль иностранных и российских юридических лиц, выполняющих строительно-монтажные работы и оказывающие консультационные услуги в рамках осуществления целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.

Данная льгота действуют до окончания осуществления целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Обязательным условием предоставления рассматриваемой льготы является финансирование указанных работ за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.

Налоговые льготы при благотворительности для юридических лиц

Какие льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность, предусмотрены действующим законодательством РФ, если они применяют общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Специальных льгот по налогам для коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью, НК РФ не содержит. По региональным налогам законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы в регионе. У жертвователя — юридического лица денежные средства, перечисленные в качестве пожертвования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Обязанности по уплате НДС не возникает, так как данная операция по безвозмездной передаче денежных средств не подлежит обложению НДС.

Налогообложение благотворителей Если благотворитель — физическое лицо Единственный налоговый стимул — социальный вычет по НДФЛ. Налоговая льгота предоставляется, если помощь оказана благотворительной организации, НКО в области науки, культуры, спорта кроме профессионального , образования, здравоохранения, защиты прав человека, охраны окружающей среды или религиозным организациям. Все они обязательно должны быть зарегистрированы как юридические лица. К примеру, если помощь выделяется спортивному клубу, который не имеет статуса юрлица, налоговых льгот не будет. Если же вы решите передать помощь не в организацию, а непосредственно нуждающемуся в руки, льгот по налогам тоже не будет. Полный перечень документов до сих пор не установлен Налоговым кодексом, поэтому решать вопрос придется в каждом случае индивидуально.

Минэкономразвития разработало дополнительные налоговые льготы для благотворителей

Налоговые льготы для участников благотворительной деятельности Налоговые льготы для участников благотворительной деятельности оказывают большое влияние на уровень привлеченного финансирования организаций культуры во многих странах.

Устанавливаемые государством налоговые льготы представляют собой разновидность косвенного государственного субсидирования сферы культуры и позволяют стимулировать физических и юридических лиц в непосредственном финансировании организаций культуры. В России, в отличие от зарубежных стран, существующие налоговые льготы не оказывают заметного влияния на рост поддержки некоммерческих организаций культуры со стороны физических и юридических лиц.

Согласно части второй Налогового кодекса РФ от 5 августа г. Отсюда следует, что применение данной налоговой льготы ограничено, с одной стороны, суммой, на которую уменьшается налогооблагаемая база благотворителя по налогу на доходы физических лиц, а с другой стороны, условием оказания благотворительной помощи только в денежной форме и исключительно бюджетным некоммерческим организациям.

Первое ограничение является новым, введенным Налоговым Кодексом. До 31 декабря г. Однако, несмотря на отсутствие в законе данного ограничения уровень благотворительности в сфере культуры все равно оставался крайне низким. Таким образом, можно утверждать, что новое ограничение вряд ли окажет существенное влияние на снижение объемов благотворительной деятельности в стране. Для сравнения приведем данные по США. Таким образом, в США критерием определения налоговых льгот для благотворителей выступает не наличие бюджетного финансирования некоммерческих организаций культуры, а их налоговый статус, что расширяет сами возможности получения льгот для частных лиц.

Кроме того, в США под льготу подпадают натуральные благотворительные взносы в некоммерческие организации культуры и сумма, на которую может уменьшаться налогооблагаемый доход физического лица, в два раза выше российского уровня. Для юридических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность в сфере культуры, согласно введенной в действие с 1 января г. До 1 января г. Однако отмененная льгота имела существенные количественные ограничения, что не увеличивало заинтересованность организаций в оказании благотворительной помощи в сфере культуры.

Так, на основе ст. Кроме того, по мнению юриста А. Толмасовой, до г. В соответствии со ст. Плательщиком НДС в этом случае являлась передающая сторона. Таким образом, законодательство до г. Благотворители должны были исчислить и заплатить НДС в том же размере, как если бы они продали свою продукцию или выполнили объем работ по рыночной стоимости. В результате, действующая налоговая политика снижала заинтересованность предприятий в натуральных формах благотворительных взносов и, в целом, оказывала отрицательный эффект на развитие благотворительности в стране.

Попытки реформирования российского налогового законодательства применительно к западному опыту уже имели место, но пока не привели к ожидаемым результатам. Так, с 1 января г.

Однако, из Налогового Кодекса следует, что НДС продолжают облагаться операции по льготной передаче имущества, предоставления услуг и добровольных работ, а также добавляются обороты по передаче подакцизных товаров в рамках благотворительной деятельности.

Таким образом, проблема уплаты НДС с натуральных благотворительных взносов решена законодательством лишь частично. О более ранних законодательных инициативах можно также с уверенностью утверждать, что они не решили проблем налогового стимулирования благотворительной деятельности в сфере культуры.

Например, в г. Однако введенная льгота носит крайне ограниченный характер, поэтому не оказывает заметного стимулирующего воздействия на расширение благотворительной деятельности в сфере культуры. К наиболее эффективным методам стимулирования благотворительной деятельности на уровне субъекта Федерации можно отнести действующие законодательные акты г.

Читайте так же:  Изменения льгот ветеранов боевых действий

Московское законодательство позволяет в большем объеме уменьшать налогооблагаемую прибыль предприятий, а также вводит жесткие требования к определению статуса благотворительной организации. Так, согласно Закону г. Кроме того, согласно Закону г. Другими словами, сумма взноса в денежной или натуральной форме , направленного на благотворительную программу с официальным статусом, вычитается из суммы налога на прибыль, подлежащего зачислению в столичный бюджет.

Таким образом, законодательство г. Москвы позволяет существенно уменьшать налоговые платежи в бюджет субъекта федерации. Однако опыт Москвы не получил большого распространения в других регионах. В целом по стране стимулирование благотворительности как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях осуществляется крайне неэффективно.

Из приведенных примеров видно, что система налоговых льгот, установленных для участников благотворительной деятельности в сфере культуры, не является достаточно гибкой и привлекательной. Актуальными остаются проблемы разработки стимулирующего механизма налоговых льгот для физических и юридических лиц, осуществляющих благотворительные взносы. Крайне важным является введение льгот по налогу на прибыль для юридических лиц, занимающихся благотворительной деятельностью, и расширение соответствующих налоговых льгот на доходы физических лиц.

В частности, необходимо определить четкие унифицированные критерии некоммерческих организаций, поддержка которых обеспечивает налоговые льготы как для физических, так и юридических лиц.

Крайне актуальным является также освобождение от НДС операций по передаче с частичной оплатой товаров, услуг, работ в рамках благотворительной деятельности. Вопросы для самопроверки: Какие налоговые льготы предусмотрены в России для физических лиц, оказывающих благотворительную помощь в сфере культуры? Действуют ли в России налоговые льготы на прибыль для юридических лиц, оказывающих благотворительную помощь в сфере культуры? Облагаются ли НДС операции по безвозмездной передаче товаров, услуг, работ в рамках благотворительной деятельности?

Какие налоговые льготы существуют для участников благотворительной деятельности за рубежом?

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Налоговые льготы для физических и юридических лиц

Благотворительность: учет и налогообложение

Эксперт-юрист Квалификация передаваемого объекта гражданских прав в качестве пожертвования благотворительного пожертвования имеет существенное значение для обоснованного применения налоговых льгот. В том числе, для применения налоговой льготы важно юридически правильно оформить документы по передаче пожертвования благотворительного пожертвования. Гражданский кодекс РФ рассматривает пожертвование как особый вид дарения. Дарение в общеполезных целях является обязательным условием пожертвования. Однако, что в законодательстве содержание понятия общеполезные цели не раскрыто.

Налоговые льготы для благотворителей – юридических лиц. Проект концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Для юридических лиц министерство предлагает распространить При этом, по словам замминистра, все дополнительные льготы и.

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от В настоящее время в соответствии с подпунктом 12 пункта 3 статьи главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации далее — НК РФ не подлежат налогообложению освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость далее — НДС операции по передаче товаров выполнению работ, оказанию услуг , имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа г.

Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется , , Федеральным законом от Кроме того, добровольные пожертвования разрешает статья Гражданского кодекса РФ.

Налоговые льготы при благотворительности в 2018 году

Западный опыт Понятие благотворительной деятельности Благотворительная деятельность — это бескорыстная помощь, оказанная тем, кому она необходима. Помощь может выразиться в деньгах или передаче какого-то определённого товара или подарка. На какие цели направлена благотворительная деятельность Цели: Оказание материальной поддержки. Социальная реабилитация граждан, которые не в состоянии своими силами отстоять права в силу сложившейся трудной ситуации. Помощь после стихийных бедствий и других подобных катастроф. Оказание помощи пострадавшим после военных действий, национальных конфликтов или репрессий. Мероприятия, связанные с укреплением связи народов разных стран или людей внутри одного государства. Формирование устоев роли семьи и семейных ценностей. Помощь детям-сиротам. Помощь различным организациям в культурном, научном или связанным с искусством просвещении общества.

Помощь может быть выражена в предоставлении денежных сумм, в бесплатном обслуживании, в передаче продовольственных и иных товаров в дар, в выполнении работ за свой счет. В этом же нормативном акте указаны цели благотворительной деятельности: Материальная помощь, социальная реабилитация и поддержка граждан, неспособных самостоятельно отстаивать свои права в силу различных жизненных обстоятельств.

Налоговые льготы для участников благотворительной деятельности Налоговые льготы для участников благотворительной деятельности оказывают большое влияние на уровень привлеченного финансирования организаций культуры во многих странах. Устанавливаемые государством налоговые льготы представляют собой разновидность косвенного государственного субсидирования сферы культуры и позволяют стимулировать физических и юридических лиц в непосредственном финансировании организаций культуры. В России, в отличие от зарубежных стран, существующие налоговые льготы не оказывают заметного влияния на рост поддержки некоммерческих организаций культуры со стороны физических и юридических лиц. Согласно части второй Налогового кодекса РФ от 5 августа г.

Интересные факты

Видео (кликните для воспроизведения).

На онлайн-совещании в Общественной палате он заявил, что концепция предлагает перечисление объёма социального налогового вычета НКО получателю пожертвования и налоговый вычет на пожертвования из дивидендов. Его хотят применять в сферах образования, здравоохранения, науки, социального обслуживания граждан, физической культуры, массового спорта, охраны окружающей среды. При этом, по словам замминистра, все дополнительные льготы и налоговые преференции ведомство планирует предоставить компаниям, которые будут отвечать требованию особого статуса. В частности, это подразумевает нахождение в компании специалиста с соответствующей квалификацией, компании должны раскрывать информацию о результатах деятельности, иметь собственный интернет-сайт. Тем не менее, как добавил Торосов, общие стандарты должны быть согласованы совместными усилиями. По его словам, это приводит и к чистоте отрасли, и к её популяризации. Таким образом, можно проанализировать и понять, кто более профессионально работает. Замминистра уточнил, важно, чтобы был конкурс и прозрачность управленческих команд, которые занимаются распределением денежных средств. Министерство ожидает, что проекты законов в рамках реализации концепции начнут принимать с года.

Источники

Налоговые льготы для благотворителей юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here