Налоговые льготы научная статья

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Налоговые льготы научная статья". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

студент, кафедра Экономической теории, налогообложения, предпринимательства и права КемГУ,

доц. кафедры Экономической теории, налогообложения, предпринимательства и права КемГУ,

В последнее время налоговые льготы являются неотделимой частью налоговой системы. Если говорить о справедливой налоговой политике в настоящее время, то нельзя не учитывать значимость такого важного её элемента как налоговые льготы.

Актуальность темы данной статьи определена тем, что на сегодняшний день условия ведения своего дела довольно жёсткие, не у всех организаций получается успешно выйти на рынок и закрепиться на нём в долгосрочной перспективе, благополучно выдерживая скоростной темп экономического развития. Налоговые льготы в данных случаях считаются мощнейшим стимулом развития деятельности таких производителей. Но при этом их стимулирующей ролью нужно уметь грамотно пользоваться.

Налоговые льготы в условиях современной рыночной экономики являются одним из элементов налоговой политики страны и преследуют социальные и экономические цели. Как правило, налоговое регулирование государства, которое предусматривает налоговые льготы, непосредственно влияет на все стадии воспроизводственного процесса и стимулирует предпринимательскую, инвестиционную и трудовую активность, и кроме того, приводит к накоплению капитала в более значимых отраслях экономики, развития социальной сферы, прикладной науки и техники.

Экономисты отмечают, что налоговые льготы являются более эффективным средством поддержки малого и среднего бизнеса, чем бюджетные субсидии. Помимо этого также существует мнение, что налоговые стимулы не оказывают значительного влияния на развитие инвестиционных процессов, но, несмотря на это, они способны оказать решающее воздействие на макроэкономическую ситуацию в стране в целом. Анализируя влияние налоговых льгот и освобождений на экономическую ситуацию, нужно для начала определить их роль в налоговой системе и ее соответствие необходимым качественным характеристикам. [4]

Эффективность функционирования экономики непосредственно зависит от эффективности налоговой системы и системы налоговых льгот и освобождений.

На современном этапе развития одним из самых приоритетных направлений считается внедрение высокотехнологичных производств, привлечение инвестиций и модернизация экономики. Исходя из этих целей и вводится значительное количество новых налоговых льгот, а так же совершенствуются уже существующие. [2]

Внешние эффекты и иные факторы, которые приводят к провалам рынка, являются основой для применения значительного числа налоговых льгот и освобождений. Обычно в качестве аргументов приводится следующее: нужно поощрять деятельность, которая сопровождается положительным внешним эффектом. Льготы, которые применяются к определенной деятельности, равноценны выплате субсидий и могут привести к повышению активности деятельности организаций и увеличению их эффективности. [6] Например, сокращение налогового бремени при высоких налоговых ставках в Российской Федерации доступно для большей части предприятий, хотя и носит избирательный характер. В частности, имеются специальные льготы для организаций, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены некоторых налогов.

При этом считается необходимым принимать во внимание, что в итоге налоговые льготы и освобождения могут оказать отрицательный эффект на экономический рост. Они приводят к рентоориентированному поведению предприятий, которые не имеют права получить выгод от действующих налоговых стимулов, но которые хотят создать свои стимулы в налоговой системе, а также предприятий, получающих преференции в настоящее время и желающих их сохранить. Такая ситуация увеличивает экономические и социальные издержки от применения налоговых льгот. При использовании дополнительных льгот уменьшается эффективная налоговая база, а экономические искажения увеличиваются. Государство может оказаться в ситуации, при которой будет необходимо увеличить основные ставки налогов для того, чтобы возместить упущенные доходы. Вместе с тем повышаются эффективные ставки налогообложения по отношению к таким категориям налогоплательщиков, для которых недоступны льготы и освобождения [1].

Таким образом, существующая система предоставления налоговых льгот оказывает стимулирующее влияние на развитие ограниченного количества субъектов предпринимательской деятельности определенной сферы. Это является противоречием по отношению к идее общего экономического роста применением значительных преимуществ отдельным субъектам предпринимательства. Но, независимо от этого, в последнее время наблюдается стремление к росту налоговых расходов, особенно статей, связанных с решением задач в сфере пенсионного обеспечения, образования, жилищной области, здравоохранения, развития определенных секторов экономики, а также поддержки населения с низкими доходами. Это способствует появлению видимости снижения и бюджетных расходов, и налогов и в то же время создает социально ориентированную политику. Социальные соображения используют в пользу необходимости предоставления налоговых льгот и освобождений.

На сегодняшний день одной из проблем применения налоговых льгот является то, что юридические лица и индивидуальные предприниматели начинают злоупотреблять ими. То есть они пытаются уменьшить налоговую базу путем незаконного применения налоговых вычетов. Решить эту проблему можно лишь с помощью повышения налоговой культуры населения.

Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов. Если каждый гражданин будет знать, какая ответственность перед всем государством возлагается на него вместе с обязанностью по уплате налогов, то это будет являться крепким фундаментом для построения справедливой эффективной налоговой системы. [3]

В настоящее время необходимо систематизировать и оптимизировать существующий перечень льгот, а также устранить имеющиеся пробелы и противоречия законодательства, которые приводят к неоднозначному толкованию норм. Необходимо выработать четкую систему оценки выпадающих доходов бюджета, связанных с предоставлением различных льгот и освобождений, а также оценки социальной и экономической эффективности определенных льгот. Ведь наблюдаются потери бюджетной системы нашей страны из-за использования льгот, но никто не учел выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей функции. Поэтому необходимо еще раз отметить неприемлемость преобладания действующих фискальных интересов страны над стратегией экономического роста.

Применяемые в действующей налоговой системе России налоговые льготы необходимо подвергнуть тщательному реформированию, систематизированию, упорядочиванию, расчету их экономического эффекта и контролю избирательного характера и целевого использования льготируемых средств.

В рамках процесса анализа налоговых льгот по всем налогам следует составить список льгот, которые плательщики налогов применяют или имеют право применять. Этот процесс даст возможность раскрыть все льготы, которые налогоплательщики применяют или имеют право применять, но не применяют. Получив данный перечень льгот, необходимо провести анализ полноты и правильности их применения. [5]

Предоставление налоговых льгот и освобождений часто направлено на решение определенных социальных и распределительных задач, стимулирование конкретных видов экономической деятельности, экономического роста, в том числе в отдельных отраслях.

Предоставление налоговых льгот и освобождений помимо прямого эффекта, выражающегося в уменьшении налоговых доходов бюджета, имеет и косвенные эффекты, которые являются более сложными и не всегда, хотя и часто, сводятся к потерям для населения. Оценка косвенного эффекта не может быть однозначной, ведь при применении или отмене какой-либо налоговой льготы или освобождения поведение плательщиков налогов может поменяться таким образом, что коснется сферы действия иных мер налоговой политики. Для достижения какой-либо цели необходимо применить комплекс мер, а одна и та же мера может служить для разных целей.

Читайте так же:  Льготы по потере кормильца кроме пенсии

С одной стороны, налоговые льготы являются одним из элементов налогообложения, а, с другой стороны, одним из важнейших инструментов налоговой политики, целью которого является стимулирование отдельных видов деятельности и поддержки определённых социальных групп.

Список литературы:

  1. Калаков Р.Н. Практика предоставления налоговых льгот в зарубежных странах // Налоги и налогообложение. — 2014. — № 9.
  2. Корф Д.В. Налогообложение в сфере образования: опыт США // Налоги и налогообложение. — 2015. — № 12.
  3. Корчагина И.В., Куклина К.А. Развитие налоговой культуры в России на начальном и среднем этапе воспитательно-образовательного процесса // Наука молодых: сборник материалов международной научной конференции. — 2015. — с. 266-276.
  4. Кулина М.В. НДС // Финансовая газета. — 2014. — № 10.
  5. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. М.: ГроссМедиа, 2014. — 416 с.
  6. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. [Текст] / В.Г. Пансков. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 478 с.

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ «НАЛОГОВЫХ КАНИКУЛ» С СПЕЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОВЫМ РЕЖИМОМ И НАЛОГОВЫМИ ЛЬГОТАМИ

студент 3 курса, Юридический институт ЮУрГУ,

канд. юрид. наук, доц. кафедры ПКиЭП ЮУрГУ,

На сегодняшний день довольно остро стоит проблема стимулирования малого и среднего бизнеса. Основной инструмент государственной политики в этом направлении – формирование благоприятных налоговых условий. В качестве мер применяют специальные налоговые режимы и налоговые каникулы.

Понятие «налоговые каникулы» было введено в действующий Налоговый кодекс РФ Федеральным законом № 477-ФЗ (вступил в силу 01 января 2015 года) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [5]. Содержание данного понятия в ч. 4 ст. 346.20 НК РФ [2] определяется как возможность установления законами субъекта РФ налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Предполагается, что «налоговые каникулы» будут действовать с 1 января 2015 года и по 1 января 2021 года [4], т.е. у индивидуальных предпринимателей есть 6 лет для того, чтобы воспользоваться данной льготой.

«Налоговые каникулы» обладают рядом признаков, касающихся их непосредственного применения. К таковым относятся:

  1. «налоговые каникулы» применяются только к отдельным категориям субъектов налогообложения, которые зарегистрированы впервые;
  2. «налоговые каникулы» применяются на определённых территориях – на это указывает Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ, который не ввел налоговые каникулы на всей территории РФ, а предоставил данное право субъектам РФ, при этом Законами субъектов РФ могут быть установлены следующие ограничения:

− ограничения средней численности работников,

− ограничение предельного размера доходов [5];

  1. область распространения «налоговых каникул» ограничена – «налоговые каникулы» применяются в отношении определенных видов деятельности: в производстве, услугах и научной деятельности. Более привлекательными для ИП является деятельность в оптово-розничной торговле и по оказанию бытовых услуг, это связано с тем, что такая деятельность требует наименьшего количества затрат для «старта» и положительный результат достигается в кратчайшие сроки [6, с.1095]. Поэтому следует отметить, что торговая деятельность не является основанием для применения «налоговых каникул»;
  2. «налоговые каникулы» применяются только в отношении отдельных категорий субъектов налогообложения, при выполнении ими определённых налоговых обязательств.

В то же время специальный налоговый режим представляет собой режимы, которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. В связи с этим определением, которое закреплено в ст. 18 НК РФ [3], возникает вопрос о возможности отнесения «налоговых каникул» к специальным налоговым режимам.

Проанализировав данные категории, мы пришли к выводу о том, что между ними есть как общие, так и отличительные черты. К общим относятся:

  1. назначение специального налогового режима и «налоговых каникул» – это развитие и стимулирование малого и среднего бизнеса;
  2. специальные налоговые режимы и «налоговые каникулы» предоставляют преимущества определенным категориям налогоплательщиков.

Несмотря на наличие общих особенностей специальных налоговых режимов и «налоговых каникул», имеются отличительные черты.

  1. данные правовые явления имеют различный уровень нормативно-правовой регламентации;
  2. существуют различия в сроках применения специальных налоговых режимов и «налоговых каникул»;
  3. специальный налоговый режим и «налоговые каникулы» имеют различный круг субъектов;
  4. данные правовые явления отличаются по способу реализации.

Изучив общие и отличительные черты специального налогового режима и налоговых каникул, мы пришли к выводу о том, что «налоговые каникулы» – это самостоятельный налоговый режим, предполагающий освобождение индивидуальных предпринимателей, организаций от исполнения налоговых обязательств в течение определённого периода времени.

Поскольку «налоговые каникулы» были задуманы как льгота, направленная на поддержание и дальнейшее развитие малого бизнеса, мы решили провести анализ на соотношение данного правового явления и такой категории налогового права как налоговые льготы.

Налоговая льгота – это преимущество, которое предоставляется федеральными органами власти, а в некоторых случаях органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определённой группе налогоплательщиков, тем самым, ставя их в более выгодное положение по отношению к другим налогоплательщикам.

Налоговой льготе характерны следующие особенности:

  1. область распространения налоговой льготы ограничена, то есть её использование связано с определенным налогом, сбором, который предполагает её применение;
  2. налоговая льгота имеет стимулирующую направленность, то есть налоговая льгота предполагает либо уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика, либо создание налогоплательщику, в отношении которого применятся определённая налоговая льгота привилегированных условий налогообложения по сравнению с остальными налогоплательщиками;
  3. экстерриториальность налоговой льготы, то есть её использование не имеет каких-либо ограничений по территориальному признаку: она применяется на всей территории РФ, с которой взимается соответствующий налог, сбор;
  4. мобильность налоговой льготы, то есть подразумевается возможность в определенной ситуации изменить условия налогообложения посредством данного действия обеспечивается эффективная реализация регулирующей функции налогообложения [1, с. 134].

Таким образом, «налоговые каникулы», как самостоятельный налоговый режим, не в полной мере удовлетворяют всем признакам налоговой льготы, но, тем не менее, носят льготный характер, поэтому данное правовое явление можно считать одним из видов такой категории налогового права как налоговые льготы.

Проблемы использования налоговых льгот

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.06.2015 2015-06-04

Статья просмотрена: 2119 раз

Библиографическое описание:

Богданова Г. А. Проблемы использования налоговых льгот // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 759-761. — URL https://moluch.ru/archive/91/19816/ (дата обращения: 11.03.2020).

Сущность налоговых льгот заключается в закреплении налоговым законодательством права на предоставление отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Для государства и налогоплательщиков наиболее важен ответ на вопрос: кому дается преимущество, в чем оно заключаются, каковы цели его применения. Введение или отмена налоговых льгот, непременно, сопровождается глубоким анализом теории и практики их применения [2, 3, 5].

Читайте так же:  Будет ли повышаться пенсия работающим пенсионерам

Опыт зарубежных стран показывает, что использование льгот в качестве инструмента регулирования экономики было связано с провозглашением концепции необходимости государственного вмешательства в экономику после мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. и с распространением ее применения в последующие годы [1].

В наиболее развитых государствах, с помощью налоговых льгот решают проблемы повышения эффективности национальной экономики:

— осуществляя дифференцированное налогообложение;

— реализуя стратегию стимулирования развития приоритетных сфер экономики;

— модернизируя структуры экономики;

— осуществляя выравнивание социально-экономического развития регионов.

В России предоставление отдельных льгот в переходный период (1990-е гг.) не дало ожидаемых результатов. Реформа налоговой системы в 2000-х гг. отменила или сократила льготы по разным видам налогов, установила единую, независимую от величины дохода пропорциональную налоговую ставку по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

На сегодняшний день, Налоговый кодекс РФ устанавливает общий и пять специальных режимов налогообложения. Общий режим включает федеральные, региональные и местные налоги, по которым применяются льготы (за исключением налога на прибыль и акцизов). Четыре специальных режима представляют, по сути, налоговые льготы:

— единый сельскохозяйственный налог;

— упрощенная система налогообложения;

— патентная система налогообложения;

— система налогообложения при выполнении

— соглашений о разделе продукции.

Пятый специальный режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности решает проблему уклонения от уплаты налогов, используя заниженную или нулевую налоговую базу.

Введение в России нескольких специальных режимов в качестве льготного регулирования, дает возможность учесть не только тип организации (малые и микро предприятия — при упрощенной и патентной системе налогообложения), но и отраслевую специфику и проблемы вида экономической деятельности (сельское хозяйство, обслуживающие сферы — торговля, общественное питание и т. п., добывающая промышленность). Пятый специальный режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности решает проблему уклонения от уплаты налогов, используя заниженную или нулевую налоговую базу [6].

Налоговые льготы устанавливаются с учетом особенностей отдельных видов налогов и назначения их использования, исходя из сказанного, их можно классифицировать по следующим видам:

— полное или частичное освобождение от налога отдельных категорий налогоплательщиков или объектов налога;

— налоговые каникулы (освобождение от уплаты налога на определенный период отдельных категорий налогоплательщиков);

— налоговый вычет из налоговой базы;

— пониженная или нулевая ставка налога;

— перенос срока уплаты налога на более поздний срок в виде отсрочки или рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Налоговые каникулы предоставлялись по налогу на прибыль организаций вновь созданными малыми предприятиями в течение двух лет с момента создания. С первого января 2002 года все льготы по этому налогу были отменены (гл. 25 Налогового кодекса РФ). На сегодняшний день, когда особенно остро стоит вопрос о поддержке малого предпринимательства, снова ставиться вопрос о восстановлении налоговых каникул для вновь создаваемых субъектов малого бизнеса.

Инвестиционный налоговый кредит (установлен ст. 64–68 первой части Налогового кодекса РФ) считается одной из наиболее перспективных форм налогового стимулирования. Основным преимуществом для организаций является его относительная «дешевизна» по сравнению с банковским кредитом. «Инвестиционный налоговый кредит» представляет собой обратную форму бюджетного финансирования на условиях возвратности, срочности и платности. Данная мера широко применяется в странах с развитой экономикой преимущественно с целью стимулирования капитальных вложений. Величина инвестиционного налогового кредита, как правило, определяется в установленном проценте от стоимости приобретаемых машин и оборудования. Механизм его использования предполагает уменьшение суммы платежа по налогу на прибыль с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов, то есть льгота в виде отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита предоставляется на платной основе. Это, безусловно, снижает значимость данной налоговой льготы.

Налоговые льготы — необязательный элемент налога и, в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик имеет право отказаться или приостановить действие льготы на один или несколько налоговых периодов, руководствуясь собственной выгодой. Например, применение льготы по НДС в виде освобождения от налога не дает права вычитать НДС по приобретенным товарам, работам, услугам и выставлять в счетах-фактурах НДС при реализации товаров, работ, услуг, что ведет к потере клиентов, имеющих право на вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) [7].

Налоговые льготы уменьшают налоговую базу и сумму конкретного налога, подлежащую уплате, тем самым увеличивая доходы, остающиеся в распоряжении налогоплательщика, которые он может использовать для дальнейшего развития своего бизнеса. В то же время льготы по налогам в краткосрочный период уменьшают налоговые поступления в бюджет государства, сокращают его доходную часть и финансовое обеспечение выполнения государственных функций.

В долгосрочной перспективе экономически обоснованные налоговые льготы при вложении сэкономленных средств от их применения в предпринимательскую деятельность способствуют и развитию экономики, и расширению налоговой базы, и росту налоговых доходов бюджетов и финансовых возможностей реализации государством поставленных задач.

1. Зарубежный опыт, тенденции и предпосылки развития в России налогового стимулирования НИОКР / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, Г. А. Грачева [и др.] // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 10. — С. 27–28.

2. Майбуров И. А. Теория и история налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. 495 с.

3. Налоговая политика в социально-экономическом развитии стран с переходной экономикой /под ред. Р. С. Гринберга, З. Н. Кузнецовой. СПб.: Алетея. 2011. 392 с.

4. Основные статистические показатели. URL:http://www.gks.ru.

5. Пансков В. Г. О некоторых теоретических аспектах содержания понятия «налоговая льгота» //Финансы и кредит. 2014. № 4. С. 43–49.

6. Сидорова Н. И. Индикаторы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства // Финансы и кредит. 2012. № 18.С. 2–9.

7. Сидорова Н. И. Специфика и функции НДС //Финансы. 2008. № 2. С. 36–40.

Оценка использования налоговых льгот инновационными предприятиями

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 05.06.2014

Статья просмотрена: 609 раз

Библиографическое описание:

Воскобойник В. О. Оценка использования налоговых льгот инновационными предприятиями [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 59-62. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5765/ (дата обращения: 11.03.2020).

Видео (кликните для воспроизведения).

Сегодня мы живем в удивительное время — это время совершенных технологий, искусственного разума и достижений в области медицинских исследований, которые спасают тысячи, а иногда и миллионы жизней. После кризиса, именно инновационная деятельность позволила вновь выйти на траекторию экономического роста. Результаты, приносимые инновационной деятельностью, сопоставимы с теми результатами, что можно получить от электроэнергетики или нефтяных отраслей промышленности. Однако, если достижение результатов двух последних направлений связано в большинстве случаев с использованием определенного сырья, то инновационная деятельность основана на новых знаниях.

Читайте так же:  Таблица размеров детского пособия

В первую очередь, одним из основных факторов, поддерживающим инновационное развитие в любой стране, является государственная поддержка. Как правило, она выражается в виде различных налоговых льгот или преференций. В мировой практике используют следующие виды налоговых льгот [1, с.162]:

— исследовательский и инновационный налоговый кредит;

— возможность применения налоговых каникул на некоторый срок;

— льготы при налогообложении прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензии, ноу-хау;

— вычет из налоговой базы по налогу на прибыль взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

Одним из основных пробелов при применении налогового стимулирования в РФ является недостаток четких приоритетов. Инновационная деятельность в части предоставления льгот стоит наряду с отраслями народного хозяйства и не имеет никаких преимуществ. Также налоговые льготы в Российской Федерации в основном предоставляются инновационным предприятиям, находящимся в особых экономических зонах, что ограничивает территориальную распространенность инновационных предприятий.

В Российской Федерации инновационные предприятия могут получить инвестиционный налоговый кредит на срок от 1 до 5 лет, льготы по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль и т. д. Однако, нельзя сказать, что на сегодняшний день все эти льготы идеальны. Каждая из них нуждается в совершенствовании.

Предоставление государством инвестиционного налогового кредита на срок от 1 до 5 лет недостаточно для появления первых признаков окупаемости. Инновационная деятельность — долгосрочная деятельность, для получения первых результатов должно пройти определенное время, которое больше чем 5 лет. Предоставление же льгот по налогу на добавленную стоимость усложняет отношения между организациями — торговыми партнерами [2, с. 36], которые не пользуются льготами по данному налогу, поскольку приводит к повышению налоговой нагрузки и отсутствию возможности предъявить НДС к вычету.

Говоря об инновационных предприятиях необходимо выделить основное направление расходования средств, а именно расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Из года в год сумма расходов увеличивается, при этом растет и доля расходов, не давших положительного результата. Данная динамика объяснима особенностью инновационной деятельности: среди 10 инновационных проектов 3 удавшихся уже можно считать хорошим результатом. Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность эффективного налогового учета расходов на НИОКР. Во-первых, инновационные предприятия могут признавать расходы на НИОКР в отчетном налоговом периоде, в котором они были произведены [3]. Во-вторых, согласно НК РФ расходы на определенные виды НИОКР подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.

Еще одна проблема заключается не в отсутствии льгот, а в сложности их использования. Предприятиям намного проще работать без использования льготного режима, чем каждый месяц доказывать налоговым органам право на использование льгот. Соотношение выгод от возможного применения льгот и рисков дополнительных проверок, а также прохождения через различные бюрократические процедуры вынуждает компании отказываться от использования налоговых льгот. Таким образом, на сегодняшний процесс получения льготы в пропорции время-выгода себя не оправдывает.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки являются обширной территорией, для разработки налоговых льгот. Среди них можно выделить капитализацию затрат на НИОКР в течение 5 лет, вычитание из налоговой базы затрат на НИОКР в течение 2 лет по определенному нормативу либо полное вычитание затрат на НИОКР в течение 1 года, а также налоговый кредит на прирост НИОКР [4, с. 14]. Применение данных льгот позволит инновационным предприятиям получить дополнительное время для достижения результата, а налоговый кредит на прирост НИОКР может быть эффективен для предприятий, зависящих от создания нового технического знания.

Для того, чтобы оценить эффективность каждого из предложенных вариантов воспользуемся методикой, разработанной еще в 90х годах Гарри Уотсоном и в последствии модернизированной Карахотиным С. Н. и Дмитриевым Л. В. С помощью данной методики рассчитаем такие показатели как рентная оценка, социальная отдача и эффективная налоговая ставка. Подобный анализ Карахотин С. Н. и Дмитриев Л. В. проводили в 2005 г. [4, с.15]. Рассчитав значения показателей за 2013 г., проведен сравнительный анализ влияния льгот на эффективность налогообложения (табл.1).

Влияние льгот на эффективность налогообложения за 2005 г. и 2013 г.

Понятие, признаки налоговых льгот

Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

Статья просмотрена: 947 раз

Библиографическое описание:

Белисова А. В. Понятие, признаки налоговых льгот // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1241-1243. — URL https://moluch.ru/archive/115/30582/ (дата обращения: 11.03.2020).

В статье анализируются разнообразные научные подходы к пониманию правовой природы налоговых льгот. Автор приходит к выводу о том, что льготы по налогам и сборам представляют собой правомерные исключения из общих правил налогообложения, строящиеся на основе принципа справедливости.

Ключевые слова: налог, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик.

В юридической науке правовые льготы являются самостоятельным объектом исследования. Сформировалось несколько подходов к определению их сущности.

Представители теории государства и права советского периода времени рассматривали правовые льготы в основном как особую разновидность субъективных прав отдельных категорий населения [1, с. 198]; как поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей [2, с. 66].

Современная наука исследует правовые льготы в разрезе функционального и информационного подходов.

Так, по мнению А. В. Малько правовые льготы есть «правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей» [3, с. 391].

С. В. Мирошник определяет правовые льготы как вторичное, субсидиарное право на облегченные условия исполнения обязанности или сокращение числа обязанностей [4].

Мы считаем обратить внимание на то, что правовые льготы представляют собой межотраслевой правовой институт. То есть с точки зрения функционального подхода правовые льготы можно определить как совокупность правовых норм, закрепляющих дополнительные субъективные права отдельных категорий субъектов российского права.

Правовые льготы весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от территории действия можно различать правовые льготы, действующие в пределах всей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Целевая направленность позволяет классифицировать правовые льготы на экономические и социальные.

В зависимости от выполняемых функций правовые льготы могут иметь компенсаторный или стимулирующий характер.

Предмет правового регулирования позволяет выделять льготы, содержащиеся в нормах конституционного, финансового, административного, иных отраслей права. Следовательно, налоговые льготы являются одной из разновидностей правовых льгот.

Читайте так же:  Для назначения компенсационной выплаты необходимы следующие документы

Многие ученые обращают внимание на то, что льготы по налогам и сборам являются составным элементом специального правового статуса лица. Они расширяют правовые возможности налогоплательщика, представляя собой правомерные исключения, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с демократическими процедурами правотворчества [5].

Некоторые ученые исследуют налоговые льготы в разрезе теории правового стимулирования. Правовые льготы сегодня являются признанной разновидностью правовых стимулов [6].

Д. В. Булгак определяет налоговые льготы как выгодные условия, предоставляемые налогообязанным лицам для сокращения объема налоговых обязательств на правовой основе, создания благоприятного режима осуществления экономической деятельности [7].

С данной позицией принципиально не согласен Е. А. Еременко, считающий, что налоговые льготы по своей сути противоречат налогам, поскольку являются дополнительным источником финансирования определенных категорий налогоплательщиков [8].

Интересную точку зрения высказал Э. Цыганков. Оценивая правовые условия осуществления инвестиционной деятельности, налоговые льготы ученый рассматривает через призму публичного договора. Отношения между налогоплательщиком и государством, по его мнению, строится на основе принципа инвестиции в обмен на налоговые преимущества [9, с.4].

Б. А. Назаренко отождествляет налоговые льготы и налоговую оптимизацию [10]. А. И. Бабкин оценивает как синонимы налоговые льготы и налоговые преференции [11]. С их позицией принципиально не согласен О. Ю. Горбачева. Она справедливо подчеркивает, то термин преференции является категорией таможенного права, он не используется наукой финансового права и законодателем [12].

Статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации признает льготами по налогам и сборам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [13].

В течение длительного периода времени налоговая льгота рассматривалась как элемент налогообложения, позволяющий налогоплательщику получить определенную экономическую выгоду.

Новый акцент в понимании налоговой льготы сделала судебная практика. По мнению ВАС Российской Федерации, с которым согласилось Министерство финансов Российской Федерации [14], освобождение от уплаты налога относится к категории льгот только в том случае, если оно нацелено на предоставление преимуществ одних категорий лиц по сравнению с другими. Если же налоговые преимущества являются частью специальных правил налогообложения, налоговыми льготами они не являются [15].

Мы разделяем позицию ряда ученых, которые рассматривают льготы как право на облегченное выполнение обязанностей или освобождение от них [16]. Таким образом, налоговая льгота — это правовой институт, который носит вторичный характер. Сначала законодательно закрепляется налоговая обязанность, только затем может появиться у налогообязанного лица дополнительные преимущества, выражающиеся либо в уменьшении налогового бремени, либо в любом ином облегчении выполнения налоговой обязанности (например, в освобождении от подачи налоговых деклараций).

Поскольку налоговая льгота представляет собой разновидность субъективного права, то налогоплательщик вправе отказаться от ее использования на один или несколько налоговых периодов. Однако в ряде случаев законодатель может ограничить право налогоплательщика не применять налоговую льготу. Это обусловлено тем, что налоговая льгота — это часть юридической конструкции налога. В некоторых случаях отказ лица от использования налоговой льготы может создавать трудности для осуществления налогового контроля, нормального стабильного функционирования экономической и социальной сферы жизни общества. В частности, согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации по общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомления об использовании права на освобождение от уплаты НДС, не могут отказаться от использования данного права до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Выводы: налоговая льгота представляет собой право лица на освобождение от уплаты фискального платежа при соблюдении законодательно закрепленных условий либо право на облегченное исполнение данным лицом возложенной на него налоговой обязанности. Льгота носит вторичный, производный характер от налоговой обязанности. Она является составным элементом правового режима налогообложения, для которого характерно гармоничное сочетание интересов многих участников налоговых правоотношений.

Налоговая льгота обладает как общими признаками, свойственными всем разновидностям правовых льгот, так и специфическими, позволяющими выделять их в самостоятельную группу, а именно:

а) налоговые льготы — это правомерные исключения из общих правил налогообложения являющиеся:

‒ одной из форм выражения принципа справедливости;

‒ составным элементом проявления действия регулирующей и стимулирующей функции налогов;

б) налоговые льготы являются основанием для дифференциации налогоплательщиков на льготные и общие категории налогоплательщиков, выделения льготного и общего режимов налогообложения;

в) налоговые льготы могут содержаться только в актах законодательства о налогах и сборах;

г) налоговые льготы — субъективное право налогоплательщика, использование которого обусловлено его волей. Содержательно оно выражается в уменьшении налогового бремени либо предоставлении иных налоговых преимуществ.

Налоговые льготы для малого бизнеса: шпаргалка

Какие льготы могут применять субъекты малого предпринимательства? Какие преференции могут получить бизнесмены, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики?

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);
  • патентная система налогообложения (была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г.) в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/[email protected], Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2019 года, если по итогам девяти месяцев 2018 года доходы не превысили 112,5 млн рублей (ст.346.12 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Читайте так же:  Калькулятор расчета досрочной пенсии

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов,плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.

Условием применения льготной ставки 10% является соотношение выручки, которая должна составлять по указанным видам деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% от общей суммы.

Налоговые каникулы

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Например, Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков — ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ). При этом регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное страхование ограничивается только тем налоговым периодом, в котором они были уплачены (пп.1 п.2 ст.346.32 НК РФ). Соответственно, сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, которая фактически уплачена в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (Письма Минфина РФ от 24.10.2018 г. №03-11-11/76242, от 24.10.2018 г. №03-11-06/3/76236).

Льготы для плательщиков, работающих на патенте

Патентная система налогообложения (далее по тексту — ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производства кожи и изделий из кожи;
  • производства молочной продукции;
  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

Суть льготы состоит в том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Компании уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

  • для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;
  • научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Источники

Налоговые льготы научная статья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here