Налоговые льготы научным организациям

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Налоговые льготы научным организациям". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Ответы на вопросы

Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.

Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога — налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду — внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.

Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).

Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.

Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.

Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Читайте так же:  Возможность досрочного выхода на пенсию

Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:

· уточненной налоговой декларации;

· заявления — в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);

· заявления — при уплате налога на основании налогового уведомления.

Ответ дан по состоянию законодательства на 31.05.2017

Предусмотрены ли действующим российским законодательством какие-либо льготы для образовательных учреждений по налогу на имущество организаций?

Ответ дан по состоянию законодательства на 31.10.2014

Налоговые льготы для организаций, осуществляющих научно-техническую и внедренческую деятельность (Е. Голикова, «Финансовая газета», N 17, апрель 2008 г.)

Налоговые льготы для организаций, осуществляющих научно-техническую
и внедренческую деятельность

С целью стимулирования научно-технической и внедренческой деятельности организаций законодатель расширил налоговые льготы, внеся соответствующие изменения и дополнения в налоговое законодательство.

Научно-техническая деятельность — это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы (ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп. от 1.12.07 г.).

Внедренческая деятельность определена в письме Инновационного совета при Председателе Совета Министров РСФСР от 19.04.91 г. N 14-448 и Минфина России от 14.05.91 г. N 16/135В как деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

Ссылки на Закон N 127-ФЗ нередко встречаются в отдельных главах НК РФ, в то время как ссылка на определение внедренческой деятельности в главах НК РФ отсутствует, что создает прецеденты для споров между фискальными органами и налогоплательщиками, осуществляющими внедренческую деятельность при использовании последними предусмотренных НК РФ налоговых льгот.

С целью перехода экономики на инновационный путь развития с 1 января 2008 г. вступили в действие отдельные положения Федерального закона от 24.07.07 г. N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29.11.07 г.) и Федерального закона от 19.07.07 г. N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», расширяющие перечень налоговых льгот для организаций, осуществляющих научно-техническую и внедренческую деятельность.

С 1 января 2008 г. налоговые льготы для организаций, осуществляющих указанную деятельность, расширены в части налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций.

Налог на добавленную стоимость

С 1 января 2008 г. п. 2 ст. 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ дополнен п.п. 26. В означенном подпункте определено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (ст. 3 Закона N 195-ФЗ).

Научную и (или) научно-техническую деятельность осуществляют научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации.

До 1 января 2008 г. освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость предоставлялось научным организациям и учреждениям образования только в случае, если выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществлялось за счет средств бюджетов и фондов (внебюджетных фондов). С 1 января 2008 г. ст. 3 Закона N 195-ФЗ дополнила п. 3 ст. 149 НК РФ п.п. 16.1, согласно которому с 1 января 2008 г. в перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации, законодатель включил выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий. При этом законодатель предусмотрел перечень научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, при выполнении которых в случае их отнесения к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий осуществляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость. В состав названных работ включаются:

разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

разработка новых технологий;

создание опытных (не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Организациям, осуществляющим как научно-техническую, так и иную предпринимательскую деятельность, следует помнить, что осуществление операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению, приводит к обязанности ведения раздельного учета таких операций.

С 1 января 2008 г. изменен налоговый период по налогу на добавленную стоимость с месяца (в общем случае) на квартал для всех налогоплательщиков. Такое изменение является косвенным стимулированием к развитию всех организаций: обновлению парка оборудования (приобретению и введению в эксплуатацию новой техники), разработке и внедрению новых техники и технологий.

Налог на прибыль организаций

В п.п. 14 ст. 251 НК РФ ст. 3 Закона N 195-ФЗ расширен перечень фондов, поступления из которых относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются в качестве доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. До 1 января 2008 г. к средствам целевого финансирования относилось имущество в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.

С 1 января 2008 г. к целевому финансированию, кроме перечисленного, использованному по целевому назначению, будет относиться имущество в виде средств, полученных также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

После 1 января 2008 г. расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ, признаваемые в качестве расходов в целях налогообложения прибыли, увеличены с 0,5 до 1,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика (данное изменение внесено ст. 3 Закона N 195-ФЗ).

Читайте так же:  Образец отказа в назначении досрочной пенсии

Анализируя нормы ст. 262 и п. 36 ст. 270 НК РФ до 1 января 2008 г., можно было обозначить некоторые несоответствия в налоговом законодательстве. Так, п. 36 ст. 270 НК РФ исключал из состава расходов сверхнормативные затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, не давшие положительного результата, предусмотренные ст. 262 НК РФ. Вместе с тем нормы для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не давших положительного результата, ст. 262 НК РФ не были определены. С 1 января 2008 г. указанные несоответствия устранены, поскольку в соответствии со ст. 4 Закона N 216-ФЗ п. 36 ст. 270 НК РФ утратил силу.

Как известно, амортизация является источником простого воспроизводства. В последние 10-15 лет организации остро ощущают нехватку в амортизационных средствах. В соответствии со ст. 3 Закона N 195-ФЗ с 1 января 2008 г. законодатель разрешил организациям в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не более 3.

Законодатель в соответствии со ст. 3 Закона N 195-ФЗ также расширил перечень расходов, которые налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и признающие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 1 января 2008 г. признают в качестве расходов. Пункт 1 ст. 346.16 НК РФ дополнен п.п. 2.3, согласно которому налогоплательщик полученные доходы с 1 января 2008 г. уменьшает на расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

Таким образом, произведено «точечное» реформирование налогового законодательства относительно научно-технической и внедренческой деятельности. Введение с 1 января 2008 г. новых налоговых льгот, к сожалению, не соответствует масштабам бедственного положения, в котором оказались организации, деятельность которых направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем.

Проведенное реформирование налогового законодательства не устранило, к сожалению, и ряд неточностей в формулировках, а порой и их отсутствие.

Необходимо добиваться того, чтобы между фискальными органами и налогоплательщиками не возникало расхождений во мнениях при трактовке понятий, в частности, «внедренческая деятельность», «инновационная деятельность», «научная и научно-техническая деятельность», «совершенствование технологий», «интеллектуальная собственность». Для этого необходимо четко определить и сформулировать в рамках НК РФ перечень работ и услуг, их результатов, которые законодатель включает в состав деятельности, направленной на экономическое и техническое развитие, по которой он предоставляет налоговые льготы. Кроме того, открытым остается и вопрос о сходстве и отличии перечисленных видов деятельности.

Неопределенность в понятиях, сформулированных в НК РФ, порождает проблему непредставления организациям, деятельность которых направлена на познание и развитие, инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ).

руководитель отдела аудита и консалтинга

Международного центра по изучению и развитию

«Финансовая газета», N 17, апрель 2008 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета «Финансовая газета»

Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала «Проблемы теории и практики управления»

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Налогообложение организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью

Налогообложение организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью

Специалисты АКГ «ИНТЕРЭКСПЕРТИЗА»

1. Документы, необходимые для получения статуса научно-исследовательской организации

Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон N 127-ФЗ) научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (часть III), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, виды научно-технической деятельности классифицируются в группе 73 «Деятельность в области исследований и разработок».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 127-ФЗ научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном данным Законом, физическими лицами — гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, что научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 127-ФЗ научно-исследовательская организация представляет собой одну из форм научной организации. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Порядок государственной аккредитации и выдачи свидетельств о государственной аккредитации научных организаций определяется Правительством РФ, в частности Положением о государственной аккредитации научных организаций, утвержденным постановлением от 11.10.1997 N 1291.

Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, если:

— научная и (или) научно-техническая деятельность организации является основной;

— объем этой деятельности составляет в среднем не менее 70 % общего объема выполненных работ за последние три года (или за весь период деятельности, если организация существует менее трех лет);

Видео (кликните для воспроизведения).

— в уставе организации предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.

Согласно п. 4 Положения о государственной аккредитации научных организаций организация, желающая получить государственную аккредитацию, представляет в Минпромнауки России следующие документы:

Читайте так же:  Перечень документов для получения инвалидности по онкологии

— заявление на выдачу свидетельства о государственной аккредитации научной организации;

— основные показатели, характеризующие деятельность организации, включая филиалы, за последние три года (или за весь период деятельности, если организация существует менее трех лет);

— копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

— копию устава организации.

При рассмотрении вопроса о государственной аккредитации научной организации должны учитываться научная значимость и уровень проводимых исследований и разработок, квалификация работников этой организации, координация проводимых исследований и разработок с другими научными организациями и наличие соответствующей материально-технической базы.

Таким образом, согласно действующему законодательству для признания организации научно-исследовательской необходимо выполнение следующих условий:

— научная и (или) научно-техническая деятельность должна быть предусмотрена учредительными документами;

— организация должна иметь свидетельство о государственной аккредитации.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 127-ФЗ свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.

Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности, однако отсутствие свидетельства не позволяет организациям пользоваться льготами (в том числе налоговыми), которые предоставлены законодательством для организаций, имеющих статус научных.

2. Налог на прибыль

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в настоящее время регулируется нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Для организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в том числе имеющих статус научной организации, особенностей налогообложения не предусмотрено.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что особенности налогового учета расходов на НИОКР, установленные ст. 262 НК РФ для организаций, выполняющих НИОКР в качестве исполнителя (соисполнителя), не распространяются. Вышеуказанные расходы рассматриваются для них как расходы на осуществление обычной деятельности, направленной на получение дохода.

3. Налог на добавленную стоимость

Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:

— за счет средств бюджетов;

— за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

— учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Под учреждением образования, выполняющим освобожденные от налогообложения НИОКР, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налогообложения НИОКР, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления.

При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 % общего объема выполняемых указанной организацией работ. Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие НИОКР на основе хозяйственных договоров, от уплаты НДС не освобождаются (п. 6.14 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447).

Поскольку наличие свидетельства о государственной аккредитации как условие для получения научными организациями льгот по налогам установлено Законом N 127-ФЗ, не являющимся актом о налогах и сборах, а НК РФ непосредственно не связывает право на использование льготы по НДС с наличием такого свидетельства, его отсутствие, по нашему мнению, не является препятствием научным организациям для использования вышеуказанной льготы*1.
_____
*1 См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2003 N А56-14657/03.

При выполнении НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров от уплаты НДС освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, если они также являются учреждениями образования и науки.

4. Налог на имущество организаций

В соответствии с п. 15, 16 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются имущество государственных научных центров, а также научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. При этом п. 16 ст. 381 НК РФ, устанавливающий льготу для научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, утрачивает силу с 1 января 2006 года (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов»).

Отметим, что ранее (до 1 января 2004 года) согласно п. «к» ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» налогом на имущество не облагалось также имущество научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляли не менее 70 %. В настоящее время эта льгота отменена. Однако законодательные органы субъектов Российской Федерации наделены правом предоставлять дополнительные налоговые льготы (п. 2 ст. 372 НК РФ).

5. Единый социальный налог

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, освобождаются от уплаты данного налога с сумм выплат и иных вознаграждений своим работникам, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.

Читайте так же:  Льготы получения жилья ветеранам боевых действий

Льготы, предусмотренные при исчислении единого социального налога, не распространяются на взносы на обязательное пенсионное страхование, установленные Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Что касается других налогов, то организации, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, облагаются ими в общем порядке, кроме земельного налога, от уплаты которого освобождены некоторые категории организаций, приведенных в п. 3, 11 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю».

Когда разработки освобождаются от НДС

Организации, выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеют право на применение льготы по НДС. О том, в каком порядке могут воспользоваться этой льготой организации, заключившие гражданско-правовые договоры с Фондом перспективных исследований, и рассказали специалисты ФНС России в своем письме. (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 27.09.13 № ЕД-16-3/186)

Общие правила определения налоговой базы по НДС

Переход с УСН на ОСНО и ставку 0% по налогу на прибыль

Если образовательная организация, применяла УСН и в течение года утратила право на его применение. В этом случае, за текущий год организация должна начислить налог на прибыль по ставке 20% и только с начала следующего налогового периода, при выполнении условий, предусмотренных п. 3 ст. 284.1 НК РФ можно начать применять ставку налога 0%.

Порядок применения нулевой ставки для образовательной деятельности

Чтобы пользоваться данной льготой для этого нужно не позднее, чем за месяц до начала налогового периода, с которого хотите применять ставку 0%, подать в налоговый орган по месту регистрации заявление и приложить копию лицензии на образовательную деятельность.
Организации, применяющие ставку 0% по окончании налогового периода не позднее 28 марта следующего года вместе с декларациями по налогу на прибыль должны сдавать в налоговые инспекции сведения по форме КНД 1150022:

  1. об удельном весе льготируемой продукции;
  2. о численности сотрудников;

Применение льготы не зависит от источника финансирования

Напомним, что если организация выполняет НИОКР на основании хозяйственных договоров, то для применения освобождения от налогообложения она должна иметь статус учреждения образования или научной организации.

Как сообщают в своем письме специалисты налоговой службы, если работы, которые выполняются разработчиком в соответствии с заключенным договором, поименованы в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ, то организация-разработчик имеет право не облагать налогом стоимость выполненных работ.

Таким образом, в данном случае освобождение от налогообложения НИОКР и технологических работ предоставляется организациям (исполнителям) независимо от источника финансирования этих работ, при условии что в состав таких НИОКР и технологических работ включаются определенные виды деятельности.

Особенности заключения договоров на НИОКР предусмотрены статьей 769 Гражданского кодекса РФ.

Согласно указанной норме, по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на опытно-конструкторские и технологические работы- разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

При этом условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).

Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 21, ноябрь 2013 г.

Налоговые льготы для организаций

Если организация утратила право на применение нулевой ставки, когда можно применять снова?

Согласно п. 8 ст. 284.1 НК РФ образовательная организация, утратившая право на нулевую ставку налога на прибыль, может вновь применять эту ставку не раньше чем через пять лет.

Доходы сельхозпроизводителей облагаются по ставке 0%

Условия применения льготы: доля льготируемой продукции должна быть не менее 70% от общего объема реализации (п.2, п.2.1 ст.346.2 НК РФ)

Может ли организация, производящая сельхозпродукцию и имеющая право на льготу, отказаться от нее?
В соответствии с п.1 ст.17 НК РФ ставка налога является обязательным элементом налогообложения. Изменять ее по своему выбору организация не вправе. Если организация — сельхозпроизводитель находится на общем режиме и соответствует критериям, указанным в п. 2 статьи 346.2 НК РФ, то отказаться от ставки 0% и перейти на уплату 20% налогоплательщик не имеет права так гласит п. 1.3 ст. 284 НК РФ.

На какие виды работ распространяется освобождение от НДС

Первое закреплено в подпункте 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, согласно которому научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы освобождаются от уплаты НДС, если они:

  • осуществляются за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
  • выполняются учреждениями образования и научными организациями на основании хозяйственных договоров.

Таким образом, эта льгота применяется в зависимости от источника финансирования НИОКР. То есть, если работы выполняются за счет средств бюджетов либо вышеуказанных фондов, освобождение от обложения НДС применяется как их исполнителями, так и соисполнителями, при условии что оплата таких работ производится за счет средств бюджетов или средств Российского фонда фундаментальных исследований.

Второе основание- льгота по НДС, установленная подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Данная норма предусматривает возможность использования льготного режима налогообложения организациями, выполняющими НИОКР, относящиеся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Однако воспользоваться льготой можно лишь в том случае, если в состав данных работ включаются следующие виды деятельности:

  • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
  • создание опытных (то есть не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Такую льготу могут применять организации-разработчики, осуществляющие любой из указанных видов деятельности, перечисленных в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Следует отметить, что данные операции включены в пункт 3 статьи 149 НК РФ. Это означает, что организации вправе отказаться от льготы, подав заявление в свою налоговую инспекцию (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Читайте так же:  Налоговые льготы научная статья

Порядок применения ставки налога 0% для медицинской деятельности

Чтобы пользоваться данной льготой для этого нужно не позднее, чем за месяц до начала налогового периода, с которого хотите применять ставку 0%, подать в налоговый орган по месту регистрации заявление и приложить копию лицензии на образовательную деятельность.
Организации, применяющие ставку 0% по окончании налогового периода в срок, установленный для сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль, обязаны подать сведения в налоговый орган об удельном весе льготируемой продукции и о численности работников в штате организации и о количестве работников, имеющих сертификат специалиста.

Если медицинское учреждение кроме основной деятельности оказывает образовательные услуги и занимается социальным обслуживанием населения, ограничение по доходам в 90 % нужно считать– только по медицинской деятельности.
Согласно Письма Минфина России от 17.07.2015 № 03-03-10/41223, если организация одновременно занимается всеми тремя видами деятельности: образовательная, медицинская, социальное обслуживание, то чтобы применять ставку налога на прибыль в размере 0% необходимо хотя бы по одному из данных видов деятельности были на 100% соблюдены условия для применения данной ставки. Если условия выполняются в целом по всем видам деятельности, и ни по одному в отдельности, то в этом случае ставка 0% не применяется.

Что такое налоговые льготы?

Это снижение уплачиваемых налогов, предусмотренное НК РФ, либо иное смягчение: например, отсрочка и рассрочка платежа.

Различные системы налогообложения: общий или специальный, применяются в соответствии с налоговым законодательством. К специальным режимам налогообложения относятся: УСН, ЕНВД, ЕСХН. Их применение возможно малому и среднему бизнесу. Они имеют меньшую налоговую нагрузку и упрощенный и упрощенный бухгалтерский и налоговый учет по сравнению с общим режимом.

Спецрежимы применяются для того, чтобы легче было работать малым предприятиям. Это своего рода льготные системы налогообложения для организаций малого бизнеса. Любой спецрежим заменяет несколько основных налогов одним единым налогом.

Если образовательная организация создана в течение года, может ли она сразу применять ставку налога на прибыль 0%?

Нет, не может. Согласно Письма Минфина России от 15 .03. 2012 г. № 03-03-10/23 образовательные организации, созданные в течение года, могут начать применять ставку налога 0% только с начала следующего налогового периода. Переход на ставку 0% осуществляется путем подачи заявления в налоговый орган за месяц до начала года, с которого хотите применять данную ставку налога и приложить необходимый пакет документов.

Пониженные ставки по видам доходов

Перечень доходов, облагаемых по пониженным ставкам, приведен в ст. 284 НК РФ.
Вот некоторые из них:

  1. Дивиденды могут облагаться по разным ставкам: 0%, 9%, 13% и 15%.
  2. Доходы от продажи долей в других компаниях облагаются по ставке 0 %.
  3. Проценты по государственным и муниципальным ЦБ могут облагаться также по разным ставкам: 15%, 9% и 0%. и т.д.

Условия получения нулевой ставки по налогу на прибыль для медицинских организаций

  1. Наличия лицензии на медицинскую деятельность;
  2. Если доходы от медицинской деятельности, , а также от выполнения научных исследований и ОКР составляют не менее 90% от общих доходов организации;
  3. Если в штате организации числятся не менее 15 работников в течение налогового периода (года);
  4. Если в штате количество работников, имеющих сертификат специалиста составляет не менее 50% от общей численности работников.
  5. Если организация не совершает в налоговом периоде операции с векселями и с финансовыми срочными сделками.

Условия получения нулевой ставки для образовательных организаций

  1. Наличие лицензии на образовательную деятельность;
  2. Если доходы от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми, а также от выполнения научных исследований и опытно-конструкторских разработок ( далее ОКР) составляют не менее 90% от общих доходов организации;
  3. Если в штате организации числятся не менее 15 работников в течение (года);
  4. Если организация не совершает в налоговом периоде операции с векселями и с финансовыми срочными сделками.

Льготы по НДС

Так, статья 149 НК РФ устанавливает перечень операций, которые освобождаются от обложения НДС. К ним, в частности, относится проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Рассмотрим более подробно условия, при которых правомерно применение освобождения.

Льготы по налогу на прибыль

Основная ставка налога -20%, распределяется между бюджетами так:

  1. 2%- в федеральный бюджет;
  2. 18%- в региональный бюджет РФ.

Ставка налога в региональный бюджет местными законами может быть снижена до 13,5 % по отдельным категориям налогоплательщиков.

Так на примере Тульской области местным законом от 13.07.2015 г. № 2336-ЗТО ставка налога на прибыль в бюджет Тульской области снижена на 4,5% и составляет 13,5%.
Льгота распространяется на учреждения уголовно-исполнительной системы, на учебно-производственные организации ВОС при численности инвалидов в них не менее 50%, на организации народных промыслов, производящих баяны и гармони и т.д. Полный перечень льготников указан в ст.1 Закона Тульской области от 13.07.2015 г. № 2336-ЗТО.

Далеко не все регионы РФ ввели такую льготную ставку налога на прибыль, так как это существенно уменьшает доходы региональных бюджетов.
Информацию о принятии местного закона “О снижении ставки налога в региональный бюджет” можно узнать в налоговой инспекции по месту регистрации юридического лица, а также, самостоятельно на официальном сайте правительства субъекта.

Доходы организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, облагаются по ставке налога на прибыль 0%

Условия перехода и применения ставки налога 0 % аналогичны образовательным организациям. Перечень услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 638. Организация должна быть включена в региональный реестр поставщиков социальных услуг. Правила включения организаций в этот реестр определяются соответствующими ведомствами субъекта РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ если организация добровольно или вынужденно отказалась от применения нулевой ставки налога на прибыль, то повторный переход на нее невозможен.

Источники

Налоговые льготы научным организациям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here