Налоговые льготы образовательные организации

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Налоговые льготы образовательные организации". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Содержание

  • Механизм использования налоговых льгот образовательными учреждениями

    юридические науки

    • Хакимов Ильвир Венерович , бакалавр, студент
    • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
    • НАЛОГИ
    • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    • НАЛОГОВОЕ ПРАВО
    • ДОХОДЫ

    юридические науки

    • Логинова Ксения Геннадьевна , магистр, студент
    • Бисенгулова Альфия Рашитовна , магистр, студент
    • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
    • Единый социальный налог

      В соответствии со ст.239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого отдельного работника, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Данные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов; российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

      Налог на добавленную стоимость

      В пп.14 п.2 ст.149 НК РФ установлено, что не облагаются НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными учреждениями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

      Реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

      При применении пп.14 п.2 ст.149 НК РФ следует иметь в виду, что под некоммерческим образовательным учреждением понимается государственное (или муниципальное), а также негосударственное образовательное учреждение, созданное в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и осуществляющее образовательную деятельность при наличии лицензии на право ее ведения.

      При оказании указанными некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от уплаты налога предоставляется независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.

      При оказании услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса иными образовательными организациями, в том числе созданными в виде обособленных или структурных подразделений организаций, не являющихся некоммерческими, или индивидуальными предпринимателями освобождение от уплаты налога не предоставляется.

      Если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от налога услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных п.4 данной статьи. Этот порядок освобождения от уплаты налога распространяется на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.

      Услуги некоммерческих образовательных учреждений по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

      При оказании услуг некоммерческими образовательными учреждениями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества либо имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями — некоммерческими образовательными учреждениями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органа местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления, уплату налога в бюджет осуществляют данные некоммерческие образовательные учреждения независимо от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату — на счет балансодержателя имущества (некоммерческого образовательного учреждения), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.

      При оказании услуг некоммерческими образовательными учреждениями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами, балансодержателями — некоммерческими образовательными учреждениями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) и органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, применяется порядок определения налоговой базы и уплаты налога в бюджет, указанный в п.3 ст.161 гл.21 НК РФ.

      Похожие материалы

      Вместе с тем в части определения доходов и расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций имеются особенности, обусловленные статусом государственной образовательной организации как бюджетных учреждений:

      • к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относится имущество, полученное в рамках целевого финансирования (условие: ведение раздельного учета доходов (расходов), полученное (произведенное) в рамках целевого финансирования) и безвозмездно полученное (условие: наличие у образовательного учреждения лицензии на право ведения образовательной и уставной деятельности) (пп. 14 и 22 п. 1 ст. 251 НК РФ);
      • при формировании налоговой базы согласно п. 2 ст. 251 НК РФ (в ред. от 29.11.2007) также не учитываются целевые поступления, например целевые поступления на содержание образовательных учреждений и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению;
      • в соответствии с п. 2 ст. 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание образовательной организации и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

      Следует отметить, что согласно ст. 284 НК РФ для отдельных категорий налогоплательщиков ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Федерации, законами субъектов Федерации может быть понижена (но не ниже 13,5%). Многие регионы вводят данную льготу для учреждений бюджетной сферы независимо от вида деятельности. Однако в трех регионах Российской Федерации данная налоговая льгота введена конкретно для образовательных учреждений (включая автономные и бюджетные учреждения) (Московская область, Тюменская область, Новосибирская область).

      Помимо рассмотренных выше федеральных налогов в систему налогообложения образовательных организаций входят региональные налоги, такие как транспортный налог и налог на имущество организаций. Льготы по ним для образовательных учреждений на федеральном уровне не предусмотрены. С момента вступления в силу 1 января 2005 г. гл. 31 НК РФ образовательные организации являются также плательщиками земельного налога (местный налог). Ранее земельные участки закреплялись за ними в бессрочное бесплатное пользование (п. 1 ст. 39 Закона об образовании). Но льготы для образовательных учреждений на федеральном уровне не предусмотрены.

      Однако почти во всех регионах не уплачивают налог на имущество бюджетные организации, в том числе образовательные учреждения, в частности, деятельность которых финансируется из регионального и/или местного бюджетов (Сахалинская область, Ленинградская область, Тюменская область, Калужская область, Республика Северная Осетия — Алания, Смоленская область и др.). Также наблюдается дифференциация условий применения налоговых льгот в виде налоговых изъятий в зависимости от вида и характера использования имущества.

      Например, в Красноярском крае некоммерческие организации, финансируемые из регионального и (или) местного бюджетов, освобождены от уплаты налога в отношении объектов, используемых для предоставления населению услуг образования. Таким образом, налоговые условия функционирования образовательных организаций высшего образования, с одной стороны, достаточно жесткие, поскольку на них распространяются общие принципы налогообложения коммерческих доходов, но с другой стороны, имеет место принципиальная возможность использования налоговых преференций. В определенной мере можно заметить акцент налоговых освобождений в пользу бюджетных организаций, в том числе по принципу их поддержки для решения социальных задач.

      В целом налоговым законодательством предусмотрены следующие виды льгот по налогам на разных уровнях бюджета, которыми могут воспользоваться как вузы, так и коммерческие структуры, инвестирующие в образовательный процесс:

      • введение дифференцированных ставок по одному и тому же налогу для различных категорий налогоплательщиков;
      • освобождение от уплаты налогов (полное и частичное, например для отдельных видов деятельности, или полученных доходов, инвестиций);
      • особый порядок расчета налоговой базы для льготных категорий налогоплательщиков (увеличение размера и видов допустимых вычетов из налоговой базы, отнесение на затраты, применение понижающего коэффициента);
      • снижение по решению регионов непосредственно налоговой ставки налога для юридических и физических лиц — инвестиционных партнеров вуза;
      • применение ускоренной амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
      • инвестиционный налоговый кредит.

      Однако их эффективному применению препятствует целый ряд барьеров (законодательные, организационные, экономические, технические), среди которых:

      • неточности налогового законодательства, приводящие к вероятности двоякой трактовки норм, особенно в отношении применения налоговых льгот, в т.ч. регионального уровня; экономическая непривлекательность вузов вследствие низкой материальной, научно-исследовательской, учебно-методической базы, что приводит к низкому качеству подготовки выпускников, не востребованных работодателями — потенциальными инвесторами;
      • необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов в случае применения тех или иных механизмов налогового стимулирования привлечения инвестиций в вузы, причем как образовательных организаций, так и у организаций-инвесторов;
      • ограниченность бюджетных средств, «заложенных» в бюджетах, для реализации права регионов предоставлять инвестиционный налоговый кредит;
      • барьеры, связанные с реализацией человеческого фактора — технические ошибки, обусловленные необходимостью переработки, проверки и анализа большого объема данных (отчетности, форм, заявлений и пр.) для принятия решений о предоставлении налоговых льгот инвесторам в сфере высшего профессионального образования.

      Все это в совокупности приводит к низкому уровню эффективности реализации налоговых преференций в сфере инвестирования в профессиональное образование по сравнению с международной практикой. При этом имеет место и недостаточность налоговых льгот, отсутствие их связи с другими мерами экономического и организационного характера. В результате отсутствие комплекса механизмов налогового стимулирования существенно ограничивает экономический интерес частных инвесторов к участию в развитии и вузов по сравнению с международной практикой. Ежегодно крупные западные корпорации тратят 2 — 5% своего бюджета на обучение и развитие работников. В США значительную часть финансирования высшего образования составляют инвестиции корпораций — примерно 20%. 12 ведущих корпораций США создали совместно с 15 университетами, объединенными с Ассоциацией непрерывного инженерного обучения, новый тип учебного заведения — национальный технологический университет. Общий бюджет сферы образования в США превышает 200 млрд долл. в год. В ряде стран существуют особые льготы, которые позволяют фирмам вычитать из налогооблагаемой базы более 100% средств, израсходованных на научные исследования и разработки.

      Использование зарубежного опыта, а также опыта других регионов Российской Федерации, стимулирующих развитие образование с помощью использования налоговых льгот должно использоваться также и в Ростовской области, что позволит не только повысить качество образования в регионе, но и стимулировать инвестиционный процесс, привлекая зарубежных инвесторов в развитие системы образования региона.

      Налог на прибыль организаций

      В соответствии с пп.22 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

      Список литературы

      1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
      2. Гончаренко Л.И., Журавлева И.А., Липатова И.В. Налоговые стимулы привлечения инвестиций в образовательный процесс вузов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2016, №4.

      Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      Минэкономразвития России предлагает предоставить налоговые льготы для лиц, участвующих в пополнении материальной базы образовательных организаций и системе независимой оценки квалификации выпускников

      Проект дополняет НК РФ новыми положениями, предусматривающими (при соблюдении определенных условий) отнесение в состав расходов налогоплательщика затрат в виде:

      сумм денежных средств, перечисленных специализированным организациям управления целевым капиталом образовательных организаций на формирование или пополнение целевого капитала в целях его использования в сфере образования;

      стоимости имущества, необходимого для реализации образовательных программ, передаваемого безвозмездно;

      стоимости имущества, необходимого для проведения профессиональных экзаменов, передаваемого безвозмездно центрам оценки квалификации, наделенным полномочиями на ее проведение;

      расходов, осуществленных на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ (это расходы на содержание помещений и оборудования налогоплательщика, используемого для обучения, оплата труда и иные расходы в рамках указанных договоров).

      К условиям для признания таких расходов для целей налогообложения проект относит, в частности, заключение трудового договора на срок не менее одного года хотя бы с одним из выпускников такой образовательной организации, проведение независимой оценки квалификации хотя бы одного из работников налогоплательщика.

      Особенности налогообложения в российской сфере образования

      Список литературы

      1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. №32. С.3340.
      2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
      3. Кудрявцева Н.М., Постол М.Е. Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российский федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Международная студенческая научно-практическая конференция. 2018. № 1(47). С.125-128.
      4. Шарова М.А. Налообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. 2015. №3. С.33-46.
      5. Шестакова Е.В. Налогообложение и экономика в образовании // Юрист ВУЗа. 2014. №4. С.14-20.

      Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      Некоммерческие образовательные организации не платят налог на прибыль и НДС

      Mangostar / Shutterstock.com

      В рассмотренном примере планируется создание общественной организации в форме ассоциации или некоммерческого партнерства, которая будет заниматься образовательной деятельностью в области экологии. Получение выручки не планируется, так как финансирование деятельности будет осуществляться путем получения грантов. Организация предполагает использование ОСН. В связи с этим возник вопрос: какие льготы по налогообложению предусмотрены действующим законодательством для ассоциаций и некоммерческих партнерств?

      В ответе эксперты службы Правового консалтинга компании «Гарант» пояснили, что в общем случае некоммерческие организации, в том числе ассоциации и некоммерческие партнерства, платят те же налоги и сборы, что и коммерческие организации. Установленные законодательством налоговые льготы привязаны к отдельным операциям или видам деятельности, но не к статусу налогоплательщика как НКО.

      Вместе с тем полученные некоммерческой организацией суммы целевого финансирования и целевых поступлений на осуществление уставной деятельности, в частности, в виде полученных грантов, не облагаются ни налогом на прибыль, ни НДС (подп 14 п. 2 ст. 149, подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса). Аналогичный подход закреплен и в разъяснениях финансового ведомства (письмо ФНС России от 29 сентября 2008 г. № ШТ-15-3/[email protected], письмо Минфина России от 22 июля 2010 г. № 03-03-06/1/481, письмо Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/23, письмо Минфина России от 15 декабря 2011 г. № 03-03-06/4/147).

      В данном случае организация может воспользоваться правом на применение нулевой ставки по налогу на прибыль в случае выполнения требований ст. 284.1 НК РФ. К ним относятся, в частности, следующие ограничения:

      • деятельность организации должна соответствовать Перечню видов образовательной и медицинской деятельности;
      • наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;
      • доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, должны составлять не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы, либо организация за налоговый период не имеет доходов;
      • в штате организации непрерывно в течение налогового периода должно числиться не менее 15 работников;
      • организация не должна совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

      При соблюдении данных требований налоговая ставка 0% будет применяться ко всей налоговой базе организации (п. 2 ст. 284.1 НК РФ).

      Добавим, что в ответе эксперты не рассматривали исчисление НДФЛ, страховых взносов и других платежей, начисляемых на оплату труда.

      Статья 26.7. Льготы, предоставляемые образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, и организациям, обеспечивающим функционирование образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам

      Информация об изменениях:

      Законом Московской области от 30 декабря 2013 г. N 171/2013-ОЗ наименование статьи 26.7 настоящего Закона изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

      Статья 26.7. Льготы, предоставляемые образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, и организациям, обеспечивающим функционирование образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам

      Информация об изменениях:

      Законом Московской области от 30 декабря 2013 г. N 171/2013-ОЗ пункт 1 статьи 26.7 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

      1. Действие настоящей статьи распространяется на образовательные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительному профессиональному образованию специалистов, имеющих высшее образование, по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)», в выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг которых выручка от реализации услуг по обучению по указанной программе (MBA) составляет не менее 50 процентов (далее в настоящей статье — образовательные организации), и на организации, в выручке от использования объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры которых выручка от деятельности по обеспечению функционирования образовательных организаций составляет не менее 50 процентов.

      Информация об изменениях:

      Законом Московской области от 30 декабря 2013 г. N 171/2013-ОЗ в пункт 2 статьи 26.7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

      2. В целях настоящей статьи:

      под деятельностью по обеспечению функционирования образовательных организаций понимается:

      — предоставление образовательным организациям во владение и (или) пользование объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры для осуществления и (или) обеспечения образовательного процесса;

      — предоставление иным организациям во владение и (или) пользование объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры для обеспечения образовательного процесса образовательных организаций в виде предоставления такими иными организациями услуг общественного питания, услуг физической культуры и спорта, жилищно-коммунальных и бытовых услуг;

      — оказание организациями, на балансе которых учтены объекты недвижимости и инженерной инфраструктуры, услуг общественного питания, услуг физической культуры и спорта, жилищно-коммунальных и бытовых услуг для обеспечения образовательного процесса образовательных организаций;

      под объектами недвижимости понимаются здания и сооружения, используемые для осуществления и (или) обеспечения образовательного процесса, — здания с аудиториями, лекционными залами, библиотеками и точками питания; спортивные комплексы для обучающихся и преподавателей; здания и помещения, используемые для предоставления услуг по временному проживанию обучающихся и преподавателей;

      под объектами инженерной инфраструктуры понимается система коммуникаций и объектов водоснабжения, канализации, тепло-, электро- и газоснабжения, связи, обслуживающие названные в настоящем пункте объекты недвижимости.

      Информация об изменениях:

      Законом Московской области от 30 декабря 2013 г. N 171/2013-ОЗ в пункт 3 статьи 26.7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

      3. Образовательным организациям и организациям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются следующие налоговые льготы:

      1) освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимости и объектов инженерной инфраструктуры, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Льгота не распространяется на объекты недвижимости и инженерной инфраструктуры, сдаваемые в аренду иным организациям, если иное не установлено настоящей статьей;

      2) освобождение от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств.

      Информация об изменениях:

      Законом Московской области от 30 декабря 2013 г. N 171/2013-ОЗ в пункт 4 статьи 26.7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      4. Условием использования налоговых льгот, установленных настоящей статьей, является направление высвобожденных средств на развитие образовательных организаций, а также содержание объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры, определенных в пункте 2 настоящей статьи, в соответствии с пунктами 10, 11 статьи 4 настоящего Закона.

      >
      Льготы, предоставляемые многодетным семьям
      Содержание
      Закон Московской области от 24 ноября 2004 г. N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (принят.

      Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

      Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

      Налоговые льготы для образовательных учреждений

      «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 27, 2004

      Статья 40 Закона «Об образовании» предусматривает наличие и иных налоговых льгот. В п.п.4 — 6 данной статьи говорится о том, что в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации.

      Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Российской Федерации. Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.

      Однако многие образовательные учреждения фактически применять налоговые льготы, установленные Законом «Об образовании», не могут. Дело в том, что большинство этих льгот не установлены законодательством о налогах и сборах, в частности НК РФ. Соответственно не определены размеры льгот и порядок их применения. Единственной реальной льготой, закрепленной в Законе «Об образовании», является льгота, освобождающая все образовательные учреждения от уплаты любых налогов в отношении непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Однако право на применение и этой льготы не раз оспаривалось налоговыми органами (Письмо МНС России от 31.07.2001 N ВГ-6-03/[email protected] «По вопросу предоставления льгот по налогам образовательным учреждениям» (с изм. и доп. от 21.10.2002).

      Таким образом, предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам возможно только после внесения соответствующих изменений в законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

      Однако арбитражные суды при рассмотрении споров, связанных с применением налоговой льготы, содержащейся в Законе «Об образовании», исходят из того, что налоговые льготы применяются независимо от того, в какой закон включена такая норма, а решение вопроса о том месте, куда включена та или иная правовая норма, находится в компетенции законодателя, а не суда. Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 06.02.2004 N А19-13814/03-5-Ф02-161/04-С3 указал, что правовая норма Закона «Об образовании», освобождающая образовательные учреждения от налогообложения, устанавливает налоговые льготы, регулирует налоговые правоотношения, следовательно, входит в систему налогового законодательства и подлежит применению в отношении конкретных налогов до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ.

      Налоговые органы пришли тогда к решению впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ руководствоваться правовой нормой, закрепленной в п.3 ст.40 Закона «Об образовании», предусматривающей освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов, за исключением налогов, введенных частью второй НК РФ, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений.

      Согласно п.15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам рекомендовано применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

      Таким образом, если налоговая льгота по конкретному налогу не предусмотрена соответствующей главой НК РФ, которая уже вступила в силу, образовательное учреждение должно уплачивать этот налог на общих основаниях. Проблема заключается в том, что по своей сути Закон «Об образовании» освобождает образовательные учреждения от уплаты налогов в части их основной (некоммерческой) деятельности. А сейчас все федеральные и некоторые региональные налоги взимаются в соответствии с уже действующими главами части второй НК РФ. В этих главах льготное налогообложение образовательных учреждений если и предусмотрено, то в крайне незначительной степени. Мы рассмотрим вопрос о том, какие налоговые льготы для образовательных учреждений предусмотрены главами части второй НК РФ.

      Похожие материалы

      Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

      Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

      Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

      В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

      • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
      • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
      • Прибыль;
      • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
      • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

      Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

      1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

      Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

      • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
      • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

      При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

      Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

      • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
      • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

      Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

      2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

      В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

      В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

      • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
      • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

      В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

      Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

      • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
      • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

      Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

      3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

      4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

      В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

      Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

      Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

      Налог на имущество организаций

      Согласно п.7 ст.381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются:

      организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

      имущество государственных научных центров (согласно Федеральному закону от 11.11.2003 N 139-ФЗ это положение утрачивает силу с 1 января 2006 г.);

      научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

      Кроме того, образовательные учреждения могут применять льготу по земельному налогу. Так, в соответствии с п.11 ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

      Ответы на вопросы

      Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.

      Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

      Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога — налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду — внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.

      Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).

      Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.

      Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.

      Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

      Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).

      Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

      Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:

      · уточненной налоговой декларации;

      · заявления — в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);

      · заявления — при уплате налога на основании налогового уведомления.

      Ответ дан по состоянию законодательства на 31.05.2017

      Предусмотрены ли действующим российским законодательством какие-либо льготы для образовательных учреждений по налогу на имущество организаций?

      Ответ дан по состоянию законодательства на 31.10.2014

      Контактная информация
      © 2020 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

      Источники

    Читайте так же:  Стаж в ссср для пенсии
    Налоговые льготы образовательные организации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here