Налоговые льготы регионов

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Налоговые льготы регионов". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Ставки и льготы по региональным и местным налогам

В справочнике «Налоговые ставки и льготы по региональным и местным налогам» можно найти сведения по имущественным налогам для организаций и физлиц по всем регионам России.

  1. Выбираете нужный регион, например Адыгея.
  2. Выбираете один из четырех имущественных налогов и год, по которому нужна информация. Например, земельный налог, 2018 год
  3. Получаете список всех муниципальных образований, которые утвердили ставки налога и льготы. Если вы знаете ОКТМО (ОКАТО по старым годам), то можно указать его в соответствующем поле для быстрого поиска нужной информации. Если налог региональный (налог на имущество организаций и транспортный налог), то ОКТМО указывать не надо
  4. Заходите на страницу выбранного решения МО и видите ставки и льготы, которые установлены в этом образовании

Данные для нового справочника получены из открытых данных ФНС.

Региональному бизнесу помогут налоговые льготы

Целый блок проектов законов, касающихся налогов на бизнес, был принят на комитете по бюджетной и налоговой политике регионального Заксобрания.

Так, комитет рассмотрел ряд законопроектов, относящихся к поддержке малого бизнеса Владимирской области. В частности, сообщает пресс-служба ЗС, депутаты предлагают снизить ставку по упрощенной системе налогообложения с 6 до 4 процентов для тех организаций и предпринимателей, которые в качестве налогооблагаемой базы используют общий объем доходов. Для отдельных видов деятельности: производственной, социальной и научной — эти ставки будут снижены до 4 процентов.

Также предлагается расширить право и определить критерии для предпринимателей, по которым они смогут воспользоваться налоговыми каникулами. Здесь речь идет о предпринимателях, которые впервые открыли свое дело, в том числе в сфере бытового и социального обслуживания. Теперь они смогут воспользоваться каникулами в том случае, если в их бизнесе занято до 15 человек включительно. Как пояснил председатель комитета Максим Васенин (на снимке) , это позволит большему количеству предпринимателей воспользоваться данной прерогативой. Кроме того, планируется расширить перечень видов предпринимательской деятельности, по которым применяется патентная система налогообложения.

Что касается бюджетного процесса, то с 2016 года планируется установить дополнительный норматив для доходов, которые будут передаваться из областного бюджета в бюджеты муниципальных районов. В первую очередь, речь идет о доходах от уплаты упрощенного налога. Как отметил председатель профильного комитета, со следующего года предлагается 15 процентов данного налога, который собирается на конкретной территории, отдавать непосредственно в бюджет этих территорий. Причем данная цифра в будущем, возможно, будет и увеличиваться – предположил Максим Васенин . Он пояснил, что таким образом можно будет сократить разницу в бюджетной обеспеченности и налоговом потенциале между крупными городами и муниципальными районами. Кроме того, нововведение будет стимулировать территории к развитию своей экономики и налогового потенциала.

Другое изменение в бюджетной сфере коснется корректировки сроков внесения проекта областного бюджета на будущий год. А это напрямую зависит от сроков рассмотрения бюджета федерального. Так как бюджет государства в этом году будет рассматриваться на 15 дней позже, то также поступят и с бюджетом Владимирской области. Его обсуждение будет перенесено с 1 на 15 ноября.

Также депутаты бюджетного комитета пересмотрели некоторые льготы по уплате транспортного налога. Теперь для многодетных семей на одного из родителей будет установлена 50-ти процентная льгота на один легковой автомобиль или автобус. В то же время парламентарии считают нужным отменить 50-ти процентную льготу для владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя не более 100 л.с., если с года его выпуска прошло более 13 лет. Эта мера позволит пополнить областной бюджет на сумму до 30 миллионов рублей. Причем, как заметил Максим Васенин, все социальные льготы для малоимущих категорий граждан, пенсионеров и инвалидов все равно сохранятся.

С 2019 года изменится порядок налогообложения объектов недвижимости организаций

С 1 января 2019 года вступают в силу законодательные изменения в порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций.

Из объектов налогообложения исключается движимое имущество . Налог необходимо будет уплачивать только в отношении недвижимости, в том числе переданной во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенной в совместную деятельность или полученной по концессионному соглашению, учитываемой на балансе в качестве объектов основных средств ( п. 1 ст. 374 НК РФ ).

С 1,9 до 2,2% увеличиваются (пп. 1, 3 ст. 380 НК РФ) предельные налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов .

К 70 субъектам РФ , в которых в соответствии с региональными законами действует порядок налогообложения объектов недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости, добавятся ещё четыре: Чувашская Республика – Чувашия, Иркутская, Курская, Смоленская области. Соответствующие перечни объектов недвижимости публикуются до 1 января 2019 года на сайте уполномоченных органов исполнительной власти регионов или на официальном сайте субъекта РФ.

Также в этих регионах меняется порядок применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы :

  • корректировка кадастровой стоимости из-за изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения (уточнения его площади, назначения и т.п.) будет учитываться при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • если кадастровая стоимость изменяется на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии при управлении Росреестра или суда, то сведения о ее вновь установленном значении, внесенные в ЕГРН, будут учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.
  • К перечню организаций, освобождаемых от уплаты налога, дополнительно будут отнесены фонды, управляющие компании и их дочерние общества, признанные таковыми в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах. Организации, получившие статус участника проекта, освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, учитываемого на балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем его постановки на учет (п. 28 ст. 381 НК РФ).

    Начиная с отчетности за первый квартал 2019 года организациям необходимо будет представлять в инспекцию налоговые расчеты по новым формам . Они позволяют исчислить налог, если кадастровая стоимость объекта была изменена в течение налогового периода из-за корректировки его качественных и (или) количественных характеристик. Налоговая декларация и расчет авансовых платежей дополнены полем «Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации». Оно заполняется для объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости, если у них отсутствуют кадастровый и условный номера, но есть адрес, присвоенный с указанием муниципального деления.

    Читайте так же:  Единовременные пособия в честь победы

    Для централизации представления налоговых расчетов можно воспользоваться разъяснениями ФНС России от 21.11.2018 № БС-4-21/ [email protected] «О рекомендациях по вопросам представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, начиная с налогового периода 2019 года».

    Изменения также могут произойти на региональном уровне, так как органы государственной власти субъектов РФ имеют полномочия устанавливать ставки и льготы по налогу, особенности уплаты авансовых платежей, а также утверждать результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Подробную информацию можно получить с помощью « Справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам ».

    Налоговые льготы

    Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

    Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

    Формы налоговых льгот

    Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

    пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

    освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

    уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

    Налоговые освобождения

    Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

    налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

    налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

    полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

    изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

    пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

    Порядок отмены налоговых льгот

    Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

    Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

    Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

    Итоги

    Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

    Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Налоговые льготы для инвесторов: вопросов больше, чем ответов

    Депутаты комитета по бюджетной и налоговой политике продолжают работу над проектом закона об установлении пониженной ставки налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов.

    В частности, депутаты предложили снизить ставку налога на прибыль для участников специальных инвестконтрактов с 10% до 5% (сейчас ставка равна 13,5%). Это особая категория инвесторов, число которых достаточно ограничено и для них есть серьезные ограничения по видам инвестпроектов. Народные избранники решение о понижении ставки считают целесообразным, тем более что Налоговый кодекс сделать это регионам позволяет.

    Правда, разработчиком закона одновременно с введением пониженной налоговой ставки предлагается упразднить льготы, которые уже предоставляются законодательством для всех остальных категорий инвесторов. У депутатов возникли вопросы – что будет в целом с существующей сейчас системой мер поддержки инвесторов, если с упразднением льгот сложившийся порядок будет нарушен.

    Председатель комитета по бюджетной и налоговой политике ЗС Максим Васенин в связи с этим отмечает: «Не надо забывать, что эффективность вот этих налоговых льгот у нас была 1 к 2. То есть на 1 рубль предоставленных инвестору налоговых льгот в консолидированный бюджет мы получали 2 рубля. Эта система объективно работает».

    На заседании профильного комитета у парламентариев возникли вполне обоснованные опасения: без поддержки могут остаться такие важные сферы предпринимательства, как информационные технологии, транспортно-логистическая инфраструктура, технопарковые зоны, а также промышленные проекты, связанные с расширением уже действующих производств.

    Между тем, разработчик закона ссылается на указания Минфина для «бюджетодефицитных» регионов, рекомендующие территориям избавляться от «неэффективных налоговых льгот». Однако на вопрос, какое же в этом случае будущее ожидает инвесторов в нашей области – пойдут ли к нам предприниматели, если в соседних регионах льготная система налогообложения будет более доступной и гибкой – ответа депутаты пока не получили. Депутаты опасаются, что отмена налоговой поддержки основной категории инвесторов неизбежно затронет фундаментальные основы экономической политики области.

    Председатель профильного комитета Максим Васенин, подводя итоги заседания, констатировал: «Это вопрос на сегодняшний день открытый. Мне кажется, необходимо провести еще консультации, составить список налоговых льгот, оценить их эффективность и неэффективность, и только потом принимать решение об отмене либо сохранения тех или иных льгот. К этому вопросу нужно подходить очень взвешенно».

    Читайте так же:  Порядок деятельности учреждений медико социальной экспертизы

    Счетная палата в этом вопросе поддержала депутатов Заксобрания. Вероятнее всего, второе чтение законопроекта на ближайшее заседание Законодательного Собрания вынесено не будет. Сейчас депутаты совместно с администрацией продолжают прорабатывать возможные пути решения возникшей проблемы.

    Налоговые льготы для частных лиц

    Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

    Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

    Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

    Кто может использовать налоговые льготы

    Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

    Кто имеет право на федеральные налоговые льготы?

    Какими бывают налоговые льготы?

    • Снизить объем налогов;
    • Отсрочить обязательный платеж;
    • Получить рассрочку на платеж.

    Существуют разные формы налоговых льгот:

    • налоговые вычеты,
    • пониженные ставки налогов,
    • освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц,
    • уменьшения суммы налога к уплате. Так владельцы грузовых автомобилей могут уменьшить сумму транспортного налога.

    Налоговые льготы иногда заключаются в полном освобождении от определенных видов налогообложения:

    • налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
    • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
    • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, людям с инвалидностью).
    • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей.
    • пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

    Существуют и особые виды налоговых льгот — это вычеты.

    • налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ; Человек, который приобрел недвижимость на собственные средства может обратиться на следующий год после покупки за налоговым вычетом.
    • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

    Информацию о налоговых льготах лучше уточнять в соответствующих государственных органах, так как некоторые из них могут появиться или, наоборот, утратить актуальность. Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

    Льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

    Что такое налоговые льготы?

    Налоговые льготы — это определенные преимущества одних налогоплательщиков перед другими. Предоставляются они на некоторых основаниях. Налоговые льготы предоставляются не всем категориям плательщиков.

    Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

    Налоговые кредиты

    Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

    Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

    Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

    Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

    Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

    Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

    Уровни применения налоговых льгот

    На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

    Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

    налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

    необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

    Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

    НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

    освобождении от налога;

    уменьшении налоговой базы;

    предоставлении налогового кредита.

    Как получить налоговые льготы?

    Обратиться в налоговый орган пос заявлением о предоставлении льготы (если ранее налоговая льгота не оформлялась) и документами, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу. Причем сделать это надо до 1 ноября текущего года, то есть до начала нового налогового периода.

    Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом:

    • через «Личный кабинет налогоплательщика» (для пользователей Личного кабинета налогоплательщика);
    • почтовым сообщением в налоговую инспекцию;
    • путем личного обращения в любую налоговую инспекцию;
    • через уполномоченный МФЦ, с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги.
    Читайте так же:  Действие источников права социального обеспечения

    Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения.

    Предоставление налоговых льгот инвесторам во Владимирской области дает хороший результат

    Во Владимирской области для инвесторов, реализующих крупные инвестиционные проекты, действует эффективная государственная поддержка, в том числе в форме налоговых льгот.

    Так, по данным отчётности Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области за 2018 год, совокупный объём возможных налоговых льгот, установленных областным законодательством (де-юре), составил 1,43 млрд рублей. Из них льготы по налогу на прибыль – 1,25 млрд рублей, по налогу на имущество организаций – 1 млрд рублей. Основную часть этой суммы составляют льготы инвестиционного характера.

    По информации департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности областной администрации, в 2018 году государственную поддержку в виде налоговых льгот (де-факто) получили 15 организаций, осуществляющих в регионе инвестиционную деятельность. В их числе – ЗАО «Завод «Ковровский доломит молотый», ООО «Ютекс Ру», ПАО ВКХ «Мукомол», ООО «ДЦ Яндекс Владимир», ООО «Нестле Россия », ООО «Элит Кроус», ОАО « НПО «Наука». Фактическая сумма налоговых льгот для этих инвесторов в прошлом году составила 0,49 млрд рублей. Вместе с тем специалисты департамента финансов, бюджетной и налоговой политики областной администрации подсчитали, что эти организации в 2018 году уплатили налогов в бюджеты всех уровней на сумму 1,78 млрд рублей. Таким образом, предоставление льгот для инвесторов оказалось выгодным для бюджета: объём уплаченных ими налогов в бюджеты всех уровней в 3,6 раза превысил сумму налоговых льгот.

    В настоящее время инвесторы получают поддержку в соответствии с Законами Владимирской области от 12.11.2015 № 157-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для организаций, являющихся получателями государственной поддержки инвестиционной деятельности» и от 12.11.2003 № 110-ОЗ «О налоге на имущество организаций».

    Указанными льготами могут воспользоваться те инвесторы, которые реализуют инвестиционные проекты на территории региона в соответствии с Законом от 02.09.2002 № 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области». Причём проекты должны быть направлены на создание новых и модернизацию действующих производств.

    В соответствии с областным законодательством инвестпроекты , которым оказывается поддержка, могут быть реализованы в таких сферах, как сельское хозяйство, развитие индустриальных (промышленных) парков или технопарков, транспортно-логистической инфраструктуры, электронных коммуникаций, промышленного производства (машиностроение, легкая, химическая и текстильной промышленность, строительная индустрия, пищевая промышленность и другие отрасли). Минимальный объём инвестиций в проект, подпадающий под льготное налогообложение – 100 млн рублей, для резидентов промпарков и индустриальных парков этот размер понижен до 50 млн рублей. Для таких инвесторов ставка по налогу на прибыль может быть понижена до 13,5 процента, по налогу на имущество – до 0 процентов.

    За последние 3 года государственную поддержку инвестиционной деятельности в виде налоговых льгот получили 28 организаций области, на которых создано более 1000 новых рабочих мест.

    Учет и вычет

    Для владельцев квартир, комнат, домов законом предусмотрен налоговый вычет. По всем жилым домам, независимо от их количества, налогом не облагаются 50 квадратных метров общей площади. Применительно к квартире и части жилого дома налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров, в отношении комнаты или части квартиры — 10 квадратных метров. Эти налоговые вычеты учитываются автоматически.

    С 2018 года многодетные родители получили право на дополнительные вычеты по налогу на имущество. Они уменьшают размер налога на кадастровую стоимость 5 квадратных метров общей площади квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома в расчете на каждого ребенка. Если у многодетных родителей есть и квартира, и дом, налоговый вычет будет предоставлен по каждому из них.

    Кроме того, многодетные родители получили право уменьшать платежи по земельному налогу. Для одного из их земельных участков теперь применяется вычет на шесть соток. Если участок площадью 600 квадратных метров, налог платить вообще не придется.

    Важная новация касается введения коэффициента, ограничивающего ежегодный предельный рост земельного налога 10% по сравнению с предшествующим годом. По аналогии с ним действует 10-процентный ограничитель и в отношении налога, который граждане платят за свои дома и квартиры. В этом году ФНС применила его для 49 субъектов.

    С 2019 года заработала новая норма, которая касается запрета на перерасчет местных налогов. Она действует для налогоплательщиков, у которых нет долгов по налогу на землю и имущество. Если человек получил налоговое уведомление для уплаты земельного налога или налога на имущество и оплатил его вовремя, перерасчет этого налога в большую сторону в связи с какими-то новыми обстоятельствами налоговиками проводиться не будет.

    Еще одно нововведение: для пенсионеров, инвалидов, многодетных, владельцев хозпостроек не более 50 метров на садовых, огородных и дачных участках налоговая служба в этом году впервые применила автоматический порядок предоставления налоговых льгот. Их получили 5,6 миллиона граждан. Такой механизм со следующего года будет распространен на владельцев транспортных средств. Им также не придется подавать заявление на льготу, если у налоговиков уже имеется информация о льготнике, полученная в рамках межведомственного взаимодействия.

    Также вступили в силу изменения, связанные с налогообложением погибших или уничтоженных объектов. Если дом разрушен, полностью сгорел, уничтожен в результате наводнения, для прекращения налогообложения не требуется снимать объект с кадастрового учета, не нужно обращаться в органы Росреестра. Достаточно написать заявление в налоговую инспекцию, приложив к заявлению (по желанию) документ-основание, подтверждающий факт уничтожения или гибели объекта.

    Бизнес может получить налоговые льготы за строительство на Дальнем Востоке

    Компании, построившие инфраструктуру общего пользования на Дальнем Востоке, могут получить льготы по налогу на прибыль, НДПИ, земельному и имущественному налогам. Такое предложение содержится в проекте национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 г. и на перспективу до 2035 г. («Ведомости» ознакомились с копией, содержание подтвердил представитель Минвостокразвития). Программа будет обсуждаться на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который начнется в среду во Владивостоке.

    Экономика Дальнего Востока среди аутсайдеров – по большинству показателей занимает предпоследнее место в стране, признают авторы аналитического обзора InfraOne «Инвестиции в инфраструктуру. Дальний Восток». Даже появление в составе округа двух новых регионов – Бурятии и Забайкальского края – ситуацию не изменило, а только увеличило потребности в инвестициях, особенно в инфраструктуру.

    В развитии инфраструктуры Дальний Восток также отстает от других регионов страны. Индекс ее развития за 2018 г. опустился ниже среднероссийского (5,44 и 5,59 соответственно), оценивают аналитики InfraOne. По их подсчетам, за 2019–2021 гг. в инфраструктуру региона нужно вложить минимум 150–180 млрд руб. (или 5–6% необходимых инвестиций в инфраструктуру всей России). А для развития округу нужно около 350–355 млрд руб. вложений до 2022 г.

    Читайте так же:  Справки подтверждающие трудовой стаж

    Механизмы поддержки инвестиций в инфраструктуру региона уже есть. С 2015 г. бизнес может получить субсидии из федерального бюджета на создание инфраструктуры, необходимой для запуска новых производств на территории Дальнего Востока. Взамен инвестор должен сам построить инфраструктурные объекты и запустить новое предприятие. Инфраструктура остается в собственности инвестора, бюджет не тратит деньги на эксплуатацию. За счет этого механизма в инфраструктуру региона было привлечено 234 млрд руб. от 14 компаний, сообщил представитель Минвостокразвития.

    Новый механизм предлагает стимулировать инвестиции не с помощью субсидий, а налоговых льгот.

    Законопроект готовится к внесению в правительство, говорит представитель Минвостокразвития. Минфин проект поддерживает, говорит его представитель. Минвостокразвития рассчитывает, что новый механизм может заработать уже в 2020 г.

    По проекту инвесторы, самостоятельно построившие необходимую для предприятия инфраструктуру, будут получать льготы по основным налогам. Регионы сами смогут решить, предоставлять ли льготы, по каким налогам и для каких проектов, уточняет представитель Минвостокразвития. Для этого компания и регион должны будут заключить соглашение о строительстве объекта, после его ввода в эксплуатацию регион оценит стоимость объекта (в том числе изучит, не использовались ли материалы и работы по завышенным ценам), объясняет представитель Минфина. Затем компания и регион должны подписать документ, где будут указаны сумма и налоги, по которым недоплачивает компания, уточняет он.

    На Дальнем Востоке уже действуют разные льготные налоговые режимы. Например, для резидентов региона (за исключением нефтегазовых и финансовых проектов) первые пять лет обнуляется налог на прибыль, имущественный и земельные налоги, а также снижается НДПИ и страховые взносы (в течение 10 лет). Также на льготы могут претендовать участники региональных инвестпроектов, они не платят налог на прибыль в федеральный бюджет 10 лет, а в региональный платят лишь 10% в течение пяти лет, хотя регион может и обнулить свою часть. Такие региональные проекты есть на Дальнем Востоке, рассказывает партнер Dentons Василий Марков.

    Всего за 2018 г. на льготы по ненефтегазовым расходам (без учета льгот по НДС) бюджет потратил 781,3 млрд руб., оценивал Минфин в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 гг.». Налоговые расходы на льготы по НДПИ за 2018 г. превысили 1,2 трлн руб.

    Предложение Минвостокразвития – важная новация, считает вице-президент ООО УК «Полюс» Сергей Журавлев. Большинство золоторудных месторождений находятся в отдаленных и труднодоступных участках местности: без дорог, линий электропередачи, рассказывает он, компаниям зачастую проще и быстрее их построить самостоятельно, чем ждать, пока это сделает государство. Сейчас такие затраты могут быть компенсированы за счет бюджетных субсидий, но их лимиты ограничены, рассказывает Журавлев. Компенсация расходов на инфраструктуру за счет налоговых льгот – более прогрессивный механизм, который также снижает нагрузку на бюджет, объясняет Журавлев.

    Налоговые льготы лучше прямого субсидирования, считает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Механизм может сказаться на росте инвестиций в инфраструктуру Дальнего Востока, но вряд ли за счет этих мер они станут массовыми, считает она.

    Сам по себе механизм возврата инвестиций через освобождение от налогов удачный, полагает и Марков. Но он не всегда работает, напоминает он, например, инвестиционный налоговый вычет (компании могут вычесть из налога на прибыль до 50% расходов на инфраструктуру. – «Ведомости») пока на практике так и не заработал, признает он. А для Дальнего Востока льгота будет менее интересна, ведь первые годы ставка по многим налогам и так обнулена. Вряд ли подобные льготы – это то, с чего нужно начинать привлечение инвестиций на Дальний Восток, заключает Марков.

    Налоговые льготы по региональным налогам

    Налоговые льготы, в том числе и по региональным налогам, зачастую становятся полем для обширных злоупотреблений. В связи с этим к налоговым льготам приковано пристальное внимание со стороны контролирующих органов. Даже добросовестному налогоплательщику нужно быть готовым доказывать свое право на применение налоговых льгот

    Налоговый кодекс (далее — Кодекс) под льготами по налогам понимает преимущества одних налогоплательщиков перед другими (п. 1 ст. 56 НК РФ). В небезызвестном постановлении Пленума ВАС РФ уменьшение налоговой обязанности путем применения льгот отнесено к получению налоговой выгоды (п. 1 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

    Применять преференции нужно в строгом соответствии с требованиями законодательства о налогах. В его перипетиях порой разобраться не просто. О ряде проблем, с которыми может столкнуться компания при применении льгот по региональным налогам, мы расскажем в статье.

    Признаки налоговых льгот

    Льготы по налогу являются факультативным, то есть необязательным, элементом налогообложения. Они могут устанавливаться в необходимых случаях (п. 2 ст. 17 НК РФ). Следовательно, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (определение КС РФ от 05.07.2001 № 162-О).

    Налоговые льготы должны быть предусмотрены законодательством о налогах (п. 1 ст. 56 НК РФ). Установление льгот — исключительная прерогатива законодателя (определения КС РФ от 14.10.2004 № 311-О, от 20.11.2003 № 392-О). Например, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 56, абз. 4 п. 3 ст. 12, ст. 356, п. 2 ст. 372 НК РФ).

    Налоговые преференции могут иметь, в частности, форму освобождения от уплаты налога или его уплату в меньшей сумме. Предоставляются они отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Так, Конституционный Суд РФ поясняет, что принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории налогоплательщиков, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. При этом принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями плательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование. В таких предметных сферах налогового права, как предоставление льгот, законодатель, в силу Конституции, обладает достаточно широкой сферой усмотрения (определение КС РФ от 09.06.2005 № 287-О). При этом в индивидуальном порядке (например для отдельной компании) налоговые льготы предусмотрены быть не могут (п. 1 ст. 56 НК РФ). Также существует запрет и на их установление в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

    Читайте так же:  Трудовой стаж в ркс

    Еще одной чертой льгот является то, что от их применения можно отказаться либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ). Следовательно, применение льгот является правом, а не обязанностью.

    Законы субъектов РФ и применение налоговых льгот

    К региональным относятся налоги: на имущество организаций, транспортный, на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ). Учитывая существующие ограничения в сфере игорного бизнеса, остановимся в нашей статье на первых двух налогах.

    Напомним, что налог на имущество организаций и транспортный налог устанавливаются Кодексом и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Кодексом региональными законами и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов (ст. 356, п. 1 ст. 372 НК РФ).

    Перечень категорий компаний и объектов, освобождаемых от налога на имущество организаций, приведен в статье 381 Кодекса. Кроме того, региональными законами о налоге могут быть предусмотрены льготы по нему и основания их применения (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ). Такие преференции являются дополнительными к указанным в статье 381 Кодекса. Данный подход разделяет Минфин России, а также суды (письмо Минфина России от 14.05.2010 № 03-05-04-01/29; определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).

    Кодекс не содержит перечня льгот по транспортному налогу. Вместе с тем он предоставляет право введения льгот по налогу и оснований для их использования региональным законодателям (ст. 356 НК РФ).

    Законодатели субъектов РФ порой устанавливают льготы по региональным налогам с нарушением требований Кодекса. Сразу же оговоримся, что не является ошибкой отсутствие в законе субъекта РФ о налоге на имущество организаций льгот, поименованных в статье 381 Кодекса. Льготы, установленные Кодексом, подлежат применению на всей территории РФ независимо от того, воспроизведены они региональными законами или нет (определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11). Не соответствуют Кодексу, в частности, льготы, изменяющие элементы налогообложения, которые установлены Кодексом и определять которые региональные законодатели не вправе (определения ВС РФ от 28.07.2010 № 1-Г10-14, от 12.12.2007 № 91-Г07-27, от 05.12.2007 № 16-Г07-28). Например, законодатели субъекта РФ не могут предусматривать льготы в виде изменения порядка определения налоговой базы по региональным налогам. Ведь установление налоговой базы и порядка ее формирования по ним является прерогативой федерального законодателя (п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 53, ст. 356, 359, п. 2 ст. 372, ст. 375-376 НК РФ). Подобные выводы сделаны и в письмах Минфина России (письма Минфина России от 10.03.2011 № 03-05-04-01/05, от 22.02.2011 № 03-05-04-01/03).

    А что делать налогоплательщику, подпадающему под льготу по региональному закону в случае, если он сомневается в ее правомерности? Так, компания может попытаться признать в судебном порядке закон субъекта РФ не соответствующим Кодексу(п. 3 ст. 6 НК РФ). Однако это длительный процесс. Принимать же решение об использовании льготы по региональному налогу компании нужно своевременно. Самым осторожным и наименее рискованным подходом в таком случае является отказ от преференции. Ведь, как мы уже отмечали, налогоплательщик имеет на это право. Вместе с тем сомнения компании могут оказаться беспочвенными. Кроме того, исход судебного разбирательства (в случае его возбуждения) предугадать заранее невозможно. Более того, в соответствии с Кодексом налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). При этом законодательство о налогах включает в себя в том числе законы о налогах субъектов РФ. С учетом указанного, по нашему мнению, до признания положений закона субъекта РФ в части установленных льгот не соответствующими Кодексу компания вправе их применять. С данными выводами согласно и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 20.08.2008 № 03-02-07/1-352).

    При принятии ею такого решения в случае признания закона субъекта РФ в указанной части нелегитимным в судебном порядке возможны последствия. Налоговые органы могут доначислить сумму недоимки по региональному налогу (как если бы организация не применяла льготу), а также пени и штраф. На наш взгляд, такие действия контролеров неправомерны. Правда, не исключено, что доказывать это придется в суде.

    Защитить свое право на применение льготы до момента признания закона субъекта РФ не соответствующим Кодексу компания может так. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта (в т.ч. закона субъекта РФ) вступает в законную силу немедленно после его принятия (п. 4 ст. 195 АПК РФ). Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (п. 5 ст. 195 АПК РФ).

    Неурегулированные моменты применения налоговых льгот

    Компании могут столкнуться при применении льгот по региональным налогам также с тем, что ряд вопросов не урегулированКодексом.

    Другая ситуация. Кодексом или законом субъекта РФ для целей применения льготы по налогу на имущество установлено целевое использование имущества. При этом по факту отдельные объекты используются компанией частично или полностью не по данному назначению. Вправе ли фирма воспользоваться льготой в отношении такого имущества?

    Объект обложения и база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета основных средств (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ). Единицей бухучета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Следовательно, к тем объектам, которые полностью используются не по установленному целевому назначению, льгота по налогу не применяется. Такого же мнения придерживается Минфин России (письмо Минфина России от 15.12.2004 № 03-06-01-04/159).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Столкнувшись с подобной ситуацией, компаниям придется самостоятельно принимать решение о применении (неприменении) льготы по налогу на имущество, оценивая все аргументы за и против. Учитывая, что она не урегулирована законодательно, а также в связи с отсутствием судебной практики, на наш взгляд, целесообразно придерживаться более осторожного подхода — не применять льготу по налогу. При принятии компанией противоположного решения следует быть готовым к повышенному вниманию к данной ситуации со стороны налоговых органов.

    Источники

    Налоговые льготы регионов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here