Налоговые льготы религиозным организациям

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Налоговые льготы религиозным организациям". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Земельный налог религиозных организаций

Минфин России в письме от 31.05.2017 № 03-05-04-02/33582 разъяснил порядок применения льготы по земельному налогу религиозными организациями.

Пунктом 4 ст. 395 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения земельным налогом религиозных организаций в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

В рассматриваемом письме специалисты финансового ведомства обратили внимание, что к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.

По мнению Минфина России, норма п. 4 ст. 395 НК РФ распространяется на религиозные организации, которым земельные участки принадлежат на праве собственности и на этих земельных участках расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, принадлежащие как религиозным организациям, так и другим организациям. При этом данная льгота предоставляется религиозным организациям вне зависимости от вида разрешенного использования земельного участка при наличии на нем здания религиозного и (или) благотворительного назначения.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Энциклопедия решений. Льготы по земельному налогу для религиозных организаций

Льготы по земельному налогу для религиозных организаций

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон N 125-ФЗ) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот.

Согласно п. 4 ст. 395 НК РФ религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, освобождаются от обложения земельным налогом.

Исходя из п. 1 ст. 16 Закона N 125-ФЗ и п. 1 Положения «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490, религиозные организации вправе основывать и содержать здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности.

Также религиозные организации на основании п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Понятие и цели благотворительной деятельности определены в ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ). Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности, предусмотренной Законом N 135-ФЗ.

Специалисты Минфина России в письме от 24.05.2005 N 03-06-02-02/41 разъяснили, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. См. также письма Минфина России от 18.08.2006 N 03-06-02-02/114, УФНС России по Иркутской области от 28.02.2011 N 16-26/[email protected]

При этом если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке (см. письмо ФНС России от 11.10.2011 N ЗН-4-11/[email protected]). Это касается и ситуации, когда на таком участке расположено только жилое здание (см. письмо Минфина России от 12.08.2013 N 03-05-05-02/32556).

Представители финансового ведомства уточнили, что также не применяется льгота в отношении земельных участков, на которых не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения (см. письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-05-04-02/31).

Минфин уточнил, какие налоги должны платить религиозные организации

Минфин не планирует изменять порядок уплаты налогов для религиозных организаций. Такой вывод можно сделать из письма от 27.02.2018 N 03-01-11/12101, в котором Минфин уточнил, какие налога уплачиваются религиозными организациями.

В ведомстве отмечают, что религиозные организации создаются для удовлетворения духовных потребностей граждан и являются одной форм некоммерческих организаций.

При этом все НКО признаются плательщиками налога на прибыль на общих основаниях.

Вместе с тем, НКО платят налог только с прибыли, полученной в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Средства целевого финансирования и целевых поступлений в базу по налогу на прибыль не включаются.

В Минфине считают, что налогообложение налогом на прибыль некоммерческих организаций в достаточной степени урегулировано главой 25 НК РФ и в дальнейшем изменении не нуждается.

Соответственно, в министерстве намерены сохранить действующий порядок уплаты налогов для таких организаций.

Кроме того, религиозные организации являются плательщиками транспортного налога, налога на имущество и земельного налога.

Между тем, учитывая социальный характер осуществляемой религиозными организациями деятельности, им предоставлены следующие налоговые льготы:

  • по налогу на имущество организаций — в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;
  • по земельному налогу — в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

В отношении иного имущества, а также транспортных средств религиозные организации платят налоги в общем порядке. При этом о планах изменить порядок уплаты имущественных налогов для религиозных НКО Минфин не сообщает.

Минфин разъяснил, какие налоги платить религиозным организациям

Минфин подготовил информационную справку в связи с обращением религиозной организации, интересовавшейся:

  • акцизами и ценами на бензин и дизтопливо;
  • размерами ставок НДС;
  • необходимостью оплаты налога на прибыль, транспортного, земельного налогов, налога на имущество, а также налога на добавленную стоимость.

Акцизы


Благодаря акцизам на нефтепродукты формируются федеральные и региональные дорожные фонды. Их средства финансируют дорожное хозяйство. Размеры акцизных ставок установлены в ст. 193 НК РФ. Поскольку они определяются в твердой сумме, их размеры ежегодно индексируются с учетом грядущего уровня инфляции.

Цены на нефтепродукты формируются не только исходя из ставок акцизов, но из множества факторов:

  • спроса и предложения;
  • количества участников рынка;
  • их торгово-сбытовых надбавок;
  • соотношения внутренних цен с мировыми.

С начала текущего года уже работает механизм, стабилизирующий цены на энергоносители. Помимо него, Законом от 30.07.2019 № 255-ФЗ внесены поправки в НК РФ, которые уменьшают зависимость внутренних цен на бензин, дизтопливо от мировых цен на нефть. Для этого предусмотрен ряд мер:

  • снижение средних оптовых цен на бензин АИ-92 в 2019 году с 56 до 51 тыс. рублей за тонну, дизтоплива — с 50 до 46 тыс. рублей за тонну;
  • продление индексации оптовых цен на 5 процентов до 2024 года, а не до 2021-го, как было запланировано ранее;
  • увеличение компенсационного коэффициента (по бензину — с 0,6 до 0,75 в 2019 году).
Читайте так же:  Пенсионный фонд отчет сзв стаж

НДС

Что касается НДС, ставки налога увеличены с 18 до 20 процентов. Но сохранены:

  • льготы по освобождению от НДС;
  • льготная ставка в размере 10 процентов на товары соцназначения, некоторых продовольственных товаров, детских товаров, печатных изданий и книг по образованию, науке и культуре, а также лекарств и медицинских изделий.

Ведомство разъяснило, плательщиками каких налогов являются религиозные организации.

ТАБЛИЦА: «Налоги религиозных организаций»

Вид налога Норма Особенности

Налог на прибыль

П. 1 ст. 246 НК РФ

Являются одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, признаваемых плательщиками налога. Ст. 247 НК РФ Объект обложения: доходы, уменьшенные на расходы, определяемые в порядке гл. 25 НК РФ. Ст. 251 НК РФ

Не учитываются в доходах:

— доходы в виде имущества, включая денежные средства в виде имущественных прав, полученных на ведение уставной деятельности, а также в связи с осуществлением религиозных обрядов;

— от продажи религиозной литературы и предметов культа;

Иные доходы облагаются по общим правилам

Транспортный налог Гл. 28 НК РФ По общеустановленным правилам Налог на имущество Гл. 30 НК РФ Льготы по имуществу, используемому в религиозной деятельности

Земельный налог

Гл. 31 НК РФ Льготы по участкам, на которых находятся здания религиозного и благотворительного назначения

НДС

П. 1 ст. 143 НК РФ Признаются плательщиками НДС П. 1 ст. 146 НК РФ

— реализация товаров, работ, услуг на территории РФ;

— передача товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету в том числе через амортизационные отчисления при исчислении прибыльного налога;

— выполнение СМР для собственных нужд;

— ввоз товаров на территорию РФ и иные, находящиеся под ее юрисдикцией территории

П. 2 ст. 146 НК РФ и ст. 149 НК РФ Перечни операций, не признаваемых объектом обложения НДС Пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ

Не облагается НДС:

— реализация, передача для собственных нужд предметов культа и религиозной литературы по перечню Правительства РФ, производимых религиозными организациями с учетом предъявляемых к таким организациям требований, в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья;

— организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов или других культовых действий.

Осуществление операций, не указанных в перечне, подлежит налогообложению в общем порядке

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Налоговые льготы религиозным организациям

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 июня 2011 г. N 03-05-05-01/37 О применении религиозной организацией налоговой льготы по налогу на имущество организаций в случае использования здания для осуществления уставной (религиозной) деятельности и в иных целях

Вопрос: На балансе Местной религиозной организации (далее — Центр) имеется недвижимое имущество (здание), приобретенное за счет целевого финансирования и используемое исключительно для осуществления уставной (религиозной) деятельности: совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний.

Просим Вас разъяснить:

1. Потеряет ли религиозная организация льготу по налогу на имущество (здание) полностью или частично, и обязана ли она будет начислять амотризацию в случае, если часть площади здания (менее 1% от общей площади) будет передана по договору безвозмездного пользования (аренды) другой организации под кафе для оказания соответствующих услуг для прихожан и гостей церкви, в т.ч. для малоимущих?

2. Потеряет ли религиозная организация льготу по налогу на имущество (здание) полностью или частично, и обязано ли она будет начислять амортизацию в случае, если религиозная организация заключит договор оказания услуг по размещению оборудования (антенн связи) коммерческой организации на крыше здания, принадлежащей религиозной организации?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Местной религиозной организации от 26.05.2011 N 17 о порядке применения религиозной организацией налоговой льготы по налогу на имущество организаций в случае использования здания для осуществления уставной (религиозной) деятельности и в иных целях и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно обращаем внимание, что религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 21 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон N 125-ФЗ) в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Согласно пункту 2 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) освобождаются от налогообложения религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

К религиозной деятельности относится вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ).

К имуществу религиозного назначения относятся культовые здания и сооружения, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, имущество профессионального религиозного образования, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей), имущество, отнесенное к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации (пункт 1 статьи 16 Закона N 125-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 N 490).

В соответствии со статьей 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Читайте так же:  Размер детского пособия на второго ребенка

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах некоммерческой организации, в том числе оценки и обобщения информации о суммах износа основных средств установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01», утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Согласно ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Деление указанного объекта для целей налогообложения пропорционально каким-либо показателям (выручке, площади и т.д.) указанной главой Кодекса не предусмотрено.

Таким образом, если один и тот же объект основных средств используется для осуществления льготируемого и не льготируемого по налогу на имущество организаций виду деятельности, то налоговая льгота применяется в целом по объекту.

Объекты основных средств религиозного назначения, используемые полностью в иных видах деятельности, а также имущество религиозной организации, не относящееся к религиозной деятельности, облагаются налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Кроме того, отмечаем, что по объектам основных средств некоммерческих организаций в целях бухгалтерского учета амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 ПБУ 6/01. Начисленные суммы износа на основные средства некоммерческой организации учитываются при определении остаточной стоимости основных средств для целей налогообложения.

Что касается начисления амортизации на имущество религиозной организации в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса отмечаем, что в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 256 Кодекса имущество, полученное некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет целевых поступлений, амортизации не подлежит.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 июня 2011 г. N 03-05-05-01/37

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Религиозным организациям предоставляется льгота по налогу на имущество. От него освобождаются объекты, используемые для религиозной деятельности. Если одно и то же имущество используется для осуществления как указанной, так и иной деятельности, то льгота применяется в целом по объекту.

Объекты основных средств религиозного назначения, используемые полностью в иной деятельности, облагаются указанным налогом. Это также касается имущества, которое не относится к религиозной деятельности.

По объектам основных средств некоммерческих организаций в целях бухгалтерского учета амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете обобщается информация о суммах износа. Последние учитываются при определении остаточной стоимости основных средств.

Имущество, полученное некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений или приобретенное на них, не амортизируется.

Льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность

Какие льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность, предусмотрены действующим законодательством РФ, если они применяют общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Специальных льгот по налогам для коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью, НК РФ не содержит. По региональным налогам законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы в регионе.
У жертвователя — юридического лица денежные средства, перечисленные в качестве пожертвования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Обязанности по уплате НДС не возникает, так как данная операция по безвозмездной передаче денежных средств не подлежит обложению НДС.

Расходы организации на благотворительность не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН.

Обоснование вывода:

Гражданско-правовые аспекты

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ определены цели, для реализации которых осуществляется благотворительная деятельность. Таковыми целями являются:

— социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

— подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

— содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

— содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействие защите материнства, детства и отцовства;

— содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

— содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

— охрана окружающей среды и защита животных;

— охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

— подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

— социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

— содействие добровольческой деятельности;

— участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

— содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

— поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

— содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

— содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Видео (кликните для воспроизведения).

Законодательно установлено предоставление благотворительной помощи только некоммерческим организациям, к которым, в частности, относятся благотворительные фонды (п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В ст. 5 Закона N 135-ФЗ благотворители определены как лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Также установлено, что они могут определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Договор пожертвования, в соответствии с п. 1 ст. 252 ГК РФ, является особым видом договора дарения, а именно дарением вещи или права в общеполезных целях. В свою очередь, ст. 128 ГК РФ к вещам относит и деньги.

Читайте так же:  Пособие на погребение ребенка сотрудника

Пожертвования делаются гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 582 ГК РФ установлено, что пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

В письме Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42 по вопросу предоставления льгот коммерческим организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, указано, что рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.

Аналогичную позицию высказывали и налоговые органы (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).

Налог на прибыль

Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, исчисленная как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (пп. 1 ст. 247 НК РФ).

В п. 16 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. При этом в целях применения НК РФ денежные средства относятся к имуществу (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).

Также не учитываются в целях налогообложения прибыли целевые отчисления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к коим относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, денежные средства, перечисленные в рамках благотворительной деятельности, в расходах при исчислении налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/40, УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825, от 15.11.2005 N 20-12/85449, от 30.06.2004 N 26-12/43525).

Минфин России в письме от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13800, ссылаясь на главу 25 НК РФ, на п. 1 ст. 582 ГК РФ, на Закон N 135-ФЗ, указал следующее. «. пожертвования (благотворительные пожертвования) являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования. Следовательно, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным главой 25 Кодекса. Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Концепция главы 25 Кодекса разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлось сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. В этой связи льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены.»

В то же время согласно положениям абзаца 4 п. 3 ст. 12 НК РФ в отношении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 284 НК РФ законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

То есть в региональном законодательстве могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, несущих расходы на благотворительность (смотрите, например, Закон Новгородской области от 31.10.2013 N 373-ОЗ «О налоговых ставках на территории Новгородской области», п. 3 ст. 8 Проекта Закона Тверской области «О благотворительной деятельности в Тверской области»).

НДС

Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

В пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты.

Значит, при передаче денежных средств в рамках благотворительной деятельности у организации, передающей эти средства, объекта обложения НДС не возникает, поскольку передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112).

Налог при применении УСН

В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы расходов, указанных в данной норме.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов, приведенный в указанной норме, является закрытым (письмо ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932).

Ни п. 3.1 ст. 346.21, ни п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержат расходов в виде благотворительной помощи.

Поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ни с объектом налогообложения «доходы», ни с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

То есть для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в зависимости от их категории, законами субъектов РФ могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ.

При этом НК РФ не определено содержание понятия «категория налогоплательщиков».

Как указано в письме Минфина России от 02.06.2009 N 03-11-11/96, «вместе с тем, исходя из сущности этого понятия, следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях».

Читайте так же:  Надбавка к пенсии за вредность

О применении пониженных ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», например, в Московской области, смотрите письмо ФНС России от 16.08.2012 N ЕД-4-3/[email protected]

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет безвозмездной передачи материалов;

— Энциклопедия решений. Учет перечисления денежных средств на благотворительные цели.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

О льготе по земельному налогу в отношении зданий, строений религиозного и благотворительного назначения

Сообщается, в частности, что в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.

С учетом изложенного, норма пункта 4 статьи 395 НК РФ распространяется на религиозные организации, которым земельные участки принадлежат на праве собственности и на этих земельных участках расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, принадлежащие как религиозным организациям, так и другим организациям. При этом, по мнению Минфина России, данная льгота предоставляется религиозным организациям вне зависимости от вида разрешенного использования земельного участка при наличии на нем здания религиозного и (или) благотворительного назначения.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 2 июня 2017 г. N БС-4-21/[email protected]

О ПОРЯДКЕ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе копию письма Министерства финансов Российской Федерации от 31.05.2017 N 03-05-04-02/33582 (прилагается) о порядке предоставления налоговой льготы по земельному налогу в соответствии с пунктом 4 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации религиозным организациям в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Доведите вышеуказанные разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование земельного налога.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 мая 2017 г. N 03-05-04-02/33582

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) освобождаются от налогообложения земельным налогом религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ) религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, (пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 125-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Согласно статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.

Учитывая изложенное, полагаем, что норма пункта 4 статьи 395 Кодекса распространяется на религиозные организации, которым земельные участки принадлежат на праве собственности и на этих земельных участках расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, принадлежащие как религиозным организациям, так и другим организациям. При этом, по мнению Департамента, данная льгота предоставляется религиозным организациям вне зависимости от вида разрешенного использования земельного участка при наличии на нем здания религиозного и (или) благотворительного назначения.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Еще со времен СССР церковь жила своей жизнью, отдельно от государства. Какие налоги платит церковь в России, если она сама по себе, и вносит ли вообще какие-либо отчисления в государственный бюджет?

Около десяти лет решается вопрос о налогообложении доходов религиозных организаций. Большинство людей считают, что церковь должна платить налоги, как и все граждане, так как собирает очень большие суммы пожертвований с людей и тратит эти деньги на свои нужды. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с информацией о прибыли данной организации.

Прибыль религиозных организаций

Так как церковь — это некоммерческая организация, то, по закону, она должна сама себя обеспечивать. Цель существования некоммерческой организации заключается не в приобретении прибыли. Основные доходы церкви:

— продажа церковных принадлежностей;
— пожертвования прихожан;
— плата за поминовения и венчание,
— крещение и другие обряды;
— кружечные сборы.

Кроме того, православная церковь в России владеет несколькими коммерческими предприятиями, с дохода которых полностью обеспечивает около 19 тысяч приходов. По законам РФ, такой вид деятельности религиозным организациям не запрещен. РПЦ владеет 10 цехами по изготовлению свечей. Себестоимость свечей и цена изделий в церкви существенно разнятся. Розничная стоимость превышает во много раз расходы на изготовление.

Патриарх Кирилл на последнем собрании сообщил о том, что РПЦ содержит 34,5 тыс. храмов и 293 епархий. Каждый месяц пожертвования в церкви переводятся в епархию. От таких взносов освобождаются (на некоторое время) только объекты, которые находятся в процессе восстановления или строительства. Сборы пожертвований производятся главным епископом каждой церкви. В свою очередь он лично ведет отчет для патриархии. Около трех миллионов рублей составляет ежемесячный доход храмов в России.

Бухгалтерия РПЦ ведется по такому принципу: после службы вскрывается коробка с пожертвованиями от прихожан, которые передаются в церковную казну. Каждый месяц в епархию передается бухгалтерская отчетность, где четко расписано количество служб, крещений, венчаний т. д. и указано, какой процент был перечислен в епархию. Этот процент может колебаться в диапазоне от 10 до 50 %.

Читайте так же:  Бланк производственной характеристики для оформления инвалидности

Зарплаты священников в России на 2016-2017 годы

В Российской Федерации все происходит не совсем так, как в остальных странах. Для ведения экономического управления церковных организаций в 2009 году было создано Финансово-хозяйственное управление. Сегодня священники в России имеют такие документы:

— трудовая книжка, где указана должность;
— медицинская страховка;
— номер в Пенсионном фонде.

Зарплаты служителей церкви устанавливаются настоятелем в виде фиксированной суммы. Она равняется средней заработной плате сотрудника государственной сферы (учителей, медиков, психологов и т. д.). В 2013 году был принят закон, на основании которого священники, нуждающиеся в финансовой помощи, могут обратиться за помощью к епархии. Также в этом законе прописано, что духовные служители имеют право на социальную защиту, поэтому была создана комиссия по попечению тех, кто в этом нуждается.

Российское законодательство по отношению к РПЦ

Платит ли церковь налоги в России? Так как церковь — это некоммерческое организация, то, в соответствии с законом, принятым в апреле 2006 года, она должны подавать ежемесячную финансовую отчетность Федеральную регистрационную службу (ФРС). В течение года патриархи добивались упрощения условий отчетности, и в апреле 2007 года в закон были внесены поправки. Целью такого действия стало облегчение церковной финансовой отчетности.

В соответствии с внесенными поправками, отчетность должна вестись по четырем статьям:

1. Согласно уставу, должны быть отчеты основных видов деятельности.
2. Служителям следует отмечать поступления финансовых средств как от российских, так и от заграничных юридических лиц.
3. Необходимо также указывать средства от пользования другим имуществом.
4. Следует вести отчетность о расходах денежных средств, которые были получены от граждан РФ (организаций, зарегистрированных на территории РФ), от лиц без гражданства и от заграничных организаций.

Какие налоги платит церковь в России?

Для религиозных организаций законодательством РФ предусмотрены льготы на оплату налогов. Церкви были освобождены от следующих оплат (льготы на налоги ст. 381 НК РФ):

— налога на землю;
— налога на имущество, которое используется в религиозных целях (согласно ст. 381 НК РФ); налога на церковные обряды и продажи церковных предметов (закон гласит, что церковь не оплачивает
— налоги на добавочную стоимость с продажи религиозных предметов).

Льготы на налоги с продажи церковных предметов

В 2001 году Правительством РФ был установлен полный список религиозных предметов, которые не попадают под налогообложение.

Список содержит пять исключений:

1. Предметы религиозного поклонения, в том числе иконы, рамки икон, престолы, жертвенники, конические изображения, облачения и так далее.
2. Убранство храмов и элементы архитектуры.
3. Атрибутика церковная, в том числе кресты, ладанки, медальоны, ордена, памятные знаки и другое.
4. Предметы для богослужения и для совершения обрядов.
5. Одежда религиозного назначения: мантии, фелони, стихари, поручи, пояса и так далее.

Льготы по налогу на имущество

В Налоговом кодексе РФ РПЦ освобождена от оплаты налогов на имущество, которое используется в религиозных целях. Льготы по налогу на имущество не учитываются, если объекты не подпадают под религиозное использование (например, общежития или братские корпуса). В соответствии с законом ст. 372 НК, налог на имущество является налогом региональным, поэтому органы отдельных субъектов РФ вправе установить на территории собственные льготы для некоторых некоммерческих организаций. Вследствие чего религиозные организации платят нулевой процент налогообложения.

Налоги на землю

Какие налоги платит церковь в России за земельные владения? По закону РФ, церкви освобождены от налогов на земельные участки, если на этих участках размещены религиозные сооружения. К таковым относятся:

— объекты для богослужения (часовни, храмы и др. культовые здания);
— объекты религиозных почитаний (паломнические центры, которые принадлежат Православной Церкви);
— духовные объекты образования (семинарии, школы духовенства, училища и общежития);
— здания, которые служат для другой деятельности церкви (строения для благотворительных целей).

Платит ли церковь налоги в России за сооружения на своей территории, которые не относятся к религиозным объектам? РПЦ использует такие льготы на землю и строит на своих территориях здания, которые не предназначены для религиозных целей. За такие постройки налог в государственную казну также не оплачивается.

Налоги на прибыль

Еще какие налоги платит церковь в России? РПЦ является налогоплательщиком на прибыль. Но это не распространяется на такие виды доходов:

— доходы от имущества;
— целевые поступления, к которым причисляются деньги на содержание некоммерческих организаций (взносы, благотворительные доходы, полученные средства от физических лиц, финансирования из бюджета РФ, имущество, переходящее по наследству).

Данные денежные поступления должны использоваться для осуществления основной деятельности храмов. Для того чтобы по закону использовать такие денежные средства, они должны соответствовать требованиям:

— средства предназначены только для содержания церквей, храмов и религиозных объектов;
— должен вестись полный финансовый учет прихода и расхода;
— по окончании налогового периода церковь должна предоставить в налоговую службу свой денежный отчет, где будет расписано целевое использование полученных средств.

Если вышеперечисленные требования не будут выполнены, то денежные поступления будут расцениваться как нереализованный доход.

Налоги на транспорт

Большой интерес у граждан вызывает такой вопрос: «Какие налоги платит религиозная организация за использование автомобилей?» В соответствии с законом 357 НК, налог на транспортное средство оплачивает человек, на которого зарегистрирована машина. Льготы в этом случае власти РФ не предоставляют. Поэтому с транспортных средств, которые принадлежат духовным организациям, налог нужно уплачивать в полном размере. Но по факту льготы на автомобили вводятся законами субъектов РФ.

Мнение граждан об уплате налогов РПЦ

Многие считают, что оплата в государственный бюджет не производится со стороны Православной Церкви. На счетах таких организаций находятся миллиардные состояния, которые никем не контролируются. Граждан возмущают не только льготы на налогообложение, но и государственные бонусы от правительства РФ:

— избавление от уплаты всех коммунальных услуг;
— бесплатное использование электроэнергии.

Не только экономический вопрос, но и политика православной церкви волнует жителей страны. Например, прихожане жалуются на такие объявления в церкви: «Ставить свечки в храме можно только собственного производства, чужие свечи ставить запрещено». Активисты считают, что Русская православная церковь должна вести свою деятельность на основании законов страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

А вот в сети собрали подборку того, как церковь ведет бизнес — «Ничего святого, просто бизнес»

Источники

Налоговые льготы религиозным организациям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here