Ограничение права социального обеспечения

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Ограничение права социального обеспечения". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Санкции

В праве социального обеспечения существует два вида санкций. В ситуации, когда происходит невыполнением получателями пенсий и пособий возложенных на них обязанностей в составе семьи, на которую выплачивается пенсия по какому-либо определенному случаю, например, потери кормильца, то виновные лица обязаны полностью возвратить полученные ими средства, на которые они не имеют права. Но также стоит отметить, что несмотря на причиненный имущественный вред, виновные лица не несут никакого материального ущерба.

Поэтому из вышесказанного можно подвести итог, что санкции данного вида относятся к числу правовосстановительных, а не штрафных.

Санкции второго вида используются в специальной области предоставления пособий по временной нетрудоспособности. Лицам, которые нарушили конкретный режим, установленный для них врачом, или не являющимся без определенных уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр, или на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, происходит снижение пособия с того момента, как было допущено одно из нарушений. В данной ситуации, нет вреда имущественной направленности, что означает, и нет обязанности загладить этот вред. Тем не менее в показанных случаях виновные получатели пособий несут имущественный ущерб в результате применения к ним каких-либо санкций.

В случае же, предоставления других , кроме пенсий, пособий, видов обеспечения, происходит применение специфических для каждого из них санкций. Например, к гражданам, которые достаточно часто нарушают правила внутреннего распорядка в домах-интернатах, может быть применена такая мера, как выписка из данного учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода контроля правовой направленности является определенный порядок разрешения споров. В праве соц. обеспечения есть два основных порядка по решению споров — судебный, а также внесудебный. Поэтому, по вопросам назначения, выплаты и исчисления пенсий споры разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения, а при несогласии одной или обеих сторон уже судебным органом.

В самих судах происходит процесс решения споров между гражданами и органами, которые предоставляют обеспечение, об установлении фактов, которые имеют определенное юридическое значение для разрешения вопрос обеспечения социальной направленности, о причинении ущерба материального характера и о праве на какие-либо отдельные виды обеспечения.

У основных элементов есть своя определенная специфика отраслевого метода, которая находит свое выражение в специальных приемах и способах правового контролирования.

В праве обеспечения социальной направленности имеет место сочетание четырех типов нормативно-правового регулирования отношений общественного характера: муниципально (на уровне образования муниципальной направленности), централизованного (федерального), локального (на уровне каких-либо организаций), региональное (на уровне субъектов Российской Федерации).

Стоит отметить, что преобладающим способом контролирования в праве соц. Обеспечения является дозволением, а основным видом норм — нормы управомочивающего порядка, которые в свое время содержат в своих диспозициях правомочия граждан на получение различных видов обеспечения во время наличия предусмотренных в гипотезах норм условий.

Чаще всего, диспозиции данных норм определенны и не предусматривают никакой возможности изменения условия возникновения прав и обязанностей сторон. Такими являются нормы о возрасте для назначения пенсии, стажа работы, размера пособия и пенсии. Но при этом у дозволительных норм, диспозиции от части считаются определенными. К их числу можно отнести такие нормы, которые имеют в себе определенные возможности для граждан выбирать наиболее оптимальный вариант обеспечения: какой-то один вид пенсий из нескольких, заработок среднемесячного характера для исчисления пенсии за период, когда он был наиболее высоким. В тоже время вышеперечисленные нормы носят специальный обязывающий характер для иных участников правоотношений — органов, предоставляющих обеспечение.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Читайте так же:  Пенсия по потере кормильца в ленинградской области

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права

Любую самостоятельную отрасль права необходимо отграничивать от других отраслей, регулирующих смежные отношения. Для права социального обеспечения таковыми являются трудовое, административное, финансовое и гражданское право.

Трудовое право. Право социального обеспечения хотя и связывает определенные виды обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений в настоящем или прошлом, однако в их содержание не вмешивается, а следовательно, может существовать параллельно. Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем — общим, специальным, страховым непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей данным видам трудового стажа придается различное юридическое значение.

Административное право. Отношения между различными органами государственного управления (в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по организации социального обеспечения) включаются в предмет административного права.

Читайте так же:  Социальные пенсии устанавливаются гражданам

Финансовое право. Отношения, связанные с образованием и расходованием средств различных государственных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), не являются предметом права социального обеспечения, а относятся к финансовому праву.

Гражданское право.В последние годы в России наблюдается значительный рост числа негосударственных пенсионных фондов, что создает предпосылки для формирования разветвленной сети дополнительного пенсионного обеспечения. Исключительным видом деятельности негосударственных пенсионных фондов является негосударственное пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. Таким образом, указанные отношения следует считать гражданско-правовыми и не имеющими отношения к праву социального обеспечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10931 — | 8175 — или читать все.

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Читайте так же:  Имеет ли вальщик леса на досрочную пенсию

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система права социального обеспечения

Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.

Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части (Приложение. Рис.6.).

Рисунок 6. Система права социального обеспечения

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения.

В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:

1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм;

2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий).

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Контрольные вопросы

1. Кто и когда обосновал наличие права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права?

2. Какие отличительные признаки отношений по социальному обеспечению выделены советскими учеными?

3. Какие отношения образуют предмет права социального обеспечения в современных условиях? Сформулируйте понятие предмета.

4. Входят ли в предмет права социального обеспечения отношения по предоставлению дополнительных пенсий, пособий и услуг, возникающие на основании коллективных договоров?

5. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения вы можете назвать?

6. Какие меры ответственности применяются к получателям выплат или услуг в случае злоупотреблений с их стороны?

7. Несут ли государственные органы (или учреждения) ответственность за несвоевременную выплату пенсий или пособий?

8. Из каких компонентов складывается система отрасли права социального обеспечения?

9. Какие институты составляют Общую часть права социального обеспечения?

10. Какие институты образуют Особенную часть права социального обеспечения?

Читайте так же:  Предельный возраст выхода на пенсию в мвд

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8735 — | 7552 — или читать все.

Метод права социального обеспечения: черты, правовой статус, функции

Метод регулирования правового характера является одним из самых важных дифференцирующих критериев обособления отрасли правовой направленности. Данный метод представляет собой определенную совокупность конкретных приемов юридического воздействия на поведение.

Стоит отметить, что важнейшие черты метода права социального обеспечения, как и какой-либо другой основной отрасли, выражаются в специальном правовом положении субъектов, основаниях формирования правоотношений, способах, которые в свое помогают определить содержание правоотношений, а также способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей.

Волеизъявление граждан

Активное положение граждан, о котором говорилось ранее, влечет за собой такой факт юридической направленности, как волеизъявление граждан. Такое волеизъявление людей сочетается в данном случае с документами органов, предоставляющих обеспечение.

Для формирования определенных отношений правовой направленности по социальному обеспечению характерно также и то, что состав фактов юридического характера и время появления правоотношений, чаще всего, не могут определяться по соглашению сторон. Что же касается правоотношений по предоставлению конкретных видов обеспечения в связи с волеизъявлением граждан, они прекращаются, а также появляются в конкретно установленный нормами правового характера срок.

Правовому методу обеспечения присущи специальные специфические способы определения содержания каких-либо правоотношений. Обязанности и права субъектов в данной отрасли, зачастую, устанавливаются непосредственно именно нормами права, а не соглашением сторон.

Помимо этого, содержание отношений правового характера в большинстве ситуаций не может измениться по соглашению их участников.

Способы охраны прав субъективного порядка и обеспечения исполнения обязанностей в праве социального обеспечения обычно характеризуется следующими особенностями.

Взыскания имущественного характера в социальном праве обеспечения может быть обращено только на самих людей, которые в результате своей вины получили больше денег, чем им положено. Что же касается органов, которые занимаются предоставлением обеспечения, если происходит невыплата по их вине каких-либо денежных сумм гражданам, то процесс восстановления прав граждан производится путем выплаты причитающихся им средств. Данную выплату принудительного характера нельзя считать санкцией, так как орган соц. защиты населения не несет никакого материального ущерба, а только исполняет обязанности, которые на него возложены.

Правовой статус

Правовой статус субъектов в праве социального обеспечения порядка характеризуется такими чертами. Граждане в нем выступают в роли носителей правомочий, которые имеют связь с применением материальных благ, а также услуг из фондов, которые являются федеральной собственностью, государственной собственностью субъектов Российской Федерации, собственностью муниципальной направленности, частной собственностью лиц юридического характера. Поэтому, в данном случае по существу нет определенного равенства сторон (граждан, и органов, предоставляющих обеспечение), которое в свое время давало бы им возможность своим положением определять объем их прав. Тем не менее мы не видим в данных отношениях правового характера и подчиненности граждан по отношению к органам социальной защиты населения. Помимо этого, их положение по отношению к последним можно считать активным. Далее, какой-либо свободой распоряжения правами обладают только граждане, в то время как имущественные обязанности в большинстве случаев, возлагаются на органы социальной защиты населения. Для положения органов защиты социальной направленности населения считается характерным также определенное ограничение диспозитивности, а также усмотрения.

Отсюда можно сделать вывод, что есть все необходимые основания для того чтобы можно было говорить о специфическом правовом статусе субъектов в праве социального обеспечения — о главной черте метода отрасли в целом. Такая черта выражается в отсутствии как равенства, так и подчиненности между ними.

Функцию фактов юридической направленности в праве обеспечения социального характера исполняют такие жизненные обстоятельства и состояния, как достижения возраста, когда начинается получение пенсии, наличие определенного трудового стажа конкретной продолжительности, наступление постоянной или же временной потери трудоспособности, беременность, роды, рождение ребенка.

Отношения правовой направленности по соц обеспечению в своей основе появляются во время наличия специальной совокупности юридических фактов (а точнее фактического состава). При этом наступлению каких-то отдельных обстоятельств в жизни, имеющих юридическое значение, сопутствуют определенные специфические последствия: утрата дохода или же заработка, расходы, которые можно считать повышенными, понижение способности к труду за который собственно происходит оплата.

Особенность правовых норм

Особенность правовых норм содержания социального обеспечения кроется в том, что их подавляющее большинство содержит в себе только правомочия граждан на получение обеспечения, а также подразумевает определенные обязанности соответствующих органов предоставить данное обеспечение. Число же норм, которые предусматривают обязанности граждан в каких-либо правоотношениях по социальному обеспечению, крайне ограничено. Это нормы о выплате различных видов обеспечения и нормы, которые включают в себя конкретные правила поведения лиц, находящихся в учреждениях соц. защиты населения.

Но сказанное не означает, что в праве соц. обеспечения нет норм, которые содержали бы какие-либо правомочия иной стороны органов, предоставляющих обеспечение. Активные правомочия такие органы имеют во время решения вопросов так называемого факультативного обеспечения (что означает определенную материальную помощь, какое-либо помещение в домах-интернатах, помощь за счет средств организаций).

По форме выражения содержащихся в них правил нормы права соц. обеспечения в большинстве своем являются категорическими. Гражданские права на отдельные виды обеспечения реализуются императивно, их ограничение волей участников правоотношений, как правило не допускается.

Определенные рекомендательные нормы содержатся в составе права социального обеспечения. Их назначение служебной направленности заключается в предложении субъектам, а также органам, которые предоставляют обеспечение, наиболее целесообразного с точки зрения государства варианта поведения (то есть каких-либо доплат, компенсаций).

Среди норм права управомочивающего характера соц. Обеспечения достаточно таких, чьи диспозиции содержат льготный режим обеспечения. Такие нормы об обеспечении инвалидов и участников ВОВ, лиц, которые пострадали от радиационных воздействий, реабилитированных, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми трудовыми условиями. В роли льгот тут выступает определенное снижение пенсионного возраста, а также повышение размера самой пенсии.

В праве социального обеспечения регулирование имеет достаточно важное место, так как именно при помощи такого способа происходит своего рода воздействие на поведения людей, как позитивное обязывание. В нормах такой отрасли есть обязывания, которые в свое время адресованы именно органам, предоставляющим обеспечение. Из-за этого способ запрещения в данной ситуации применяется очень редко, а число норм запрещающего характера ограничено.

Читайте так же:  Гарантии отдельным категориям граждан

Опираясь на эту информацию, можно выделить следующие черты метода права обеспечения социальной направленности.

Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения (Е. А. Исайчева, 2009)

Настоящее издание содержит примерные вопросы и ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения, составленные в соответствии с программой курса «Социальное обеспечение». В книге даны основы организации деятельности органов социального обеспечения, основные понятия этой деятельности и порядок обращения граждан и организаций в эти органы, а также особенности прав и обязанностей органов социального обеспечения. Предлагаемое издание рассчитано на студентов средних специальных, а также высших учебных заведений, в которых предусмотрено изучение курса «Социальное обеспечение».

Оглавление

  • Вопрос 1. Понятие права социального обеспечения, его функции, современное состояние, формы
  • Вопрос 2. Понятие права социального обеспечения, его предмет, метод и система
  • Вопрос 3. Источники права социального обеспечения. Международное правовое регулирование вопросов социального обеспечения
  • Вопрос 4. Нормы права социального обеспечения: понятие, структура и классификация
  • Вопрос 5. Понятие и субъекты социального страхования
  • Вопрос 6. Понятие и субъекты медицинского страхования
  • Вопрос 7. Понятие и субъекты пенсионного страхования
  • Вопрос 8. Понятие и виды трудового стажа
  • Вопрос 9. Понятие страхового стажа, порядок его исчисления
  • Вопрос 10. Подтверждение страхового стажа
  • Вопрос 11. Понятие и виды пенсий
  • Вопрос 12. Общий порядок назначения и исчисления пенсий
  • Вопрос 13. Понятие и организация индивидуального (персонифицированного) учета
  • Вопрос 14. Пенсия по старости: понятие, условия назначения и размер

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения (Е. А. Исайчева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Вопрос 4. Нормы права социального обеспечения: понятие, структура и классификация

Норма права социального обеспечения – это общеобязательное, санкционируемое государством в соответствующих нормативно-правовых актах в сфере социального обеспечения и обеспечиваемое его принудительной силой правило поведения, регулирующее отношения, возникающие по поводу материального обеспечения и социального обслуживания социально незащищенных слоев населения.

Таким образом, норма права социального обеспечения представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей в сфере социального обеспечения и социальной защиты нуждающихся в этом категорий граждан.

Структура нормы права социального обеспечения, как и нормы других отраслей права, состоит из следующих взаимосвязанных необходимых элементов:

– гипотеза, которая представляет собой элемент нормы права, описывающий условия, при которых данная норма действует;

– диспозиция, т. е. элемент нормы права, устанавливающий правила поведения субъектов в форме прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе условий;

санкция – это элемент нормы права, закрепляющий определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию, как негативные – в виде мер наказания, так и позитивные – в виде мер поощрения.

Особенность структуры норм права социального обеспечения заключается в том, что зачастую в одной норме встречаются только гипотеза и диспозиция, санкция же содержится в другой норме либо в другом нормативно-правовом акте.

Классификация норм права социального обеспечения проводится по различным основаниям:

1) по содержанию выделяют следующие виды правовых норм:

– материальные, которые закрепляют фактическое содержание юридических прав и обязанностей участников правоотношений по социальному обеспечению;

– процессуальные, выражающиеся в непосредственной юридической регламентации реализации прав и обязанностей в сфере социального обеспечения и процессуальных форм судебной защиты этих прав;

2) по характеру воздействия на субъектов правоотношений правовые нормы бывают:

– обязывающие, которые в категоричной форме устанавливают обязанность лица придерживаться определенного поведения и совершать определенные действия;

– запрещающие, т. е. устанавливающие обязанность лица воздерживаться от совершения определенных действий;

– управомочивающие, которые закрепляют возможность участников правоотношений по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы права социального обеспечения;

3) в зависимости от методов правового регулирования нормы делятся на:

– императивные (содержащие обязательные правила поведения, поддерживаемые мерами государственного принуждения);

– диспозитивные (предусматривающие возможность выбора);

– поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

– рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

4) в зависимости от объема действия нормы права социального обеспечения нормы права подразделяются на:

– общие (распространяющиеся на несколько категорий отношений по социальному обеспечению);

– специальные (распространяющиеся на конкретную категорию правоотношений по социальному обеспечению);

5) в зависимости от времени действия различают нормы права:

Классификация норм права таким образом позволяет четче обозначить их роль и место в системе правового регулирования отношений по социальному обеспечению и социальной защите отдельных категорий граждан, а также глубже познать их природу и назначение.

Оглавление

  • Вопрос 1. Понятие права социального обеспечения, его функции, современное состояние, формы
  • Вопрос 2. Понятие права социального обеспечения, его предмет, метод и система
  • Вопрос 3. Источники права социального обеспечения. Международное правовое регулирование вопросов социального обеспечения
  • Вопрос 4. Нормы права социального обеспечения: понятие, структура и классификация
  • Вопрос 5. Понятие и субъекты социального страхования
  • Вопрос 6. Понятие и субъекты медицинского страхования
  • Вопрос 7. Понятие и субъекты пенсионного страхования
  • Вопрос 8. Понятие и виды трудового стажа
  • Вопрос 9. Понятие страхового стажа, порядок его исчисления
  • Вопрос 10. Подтверждение страхового стажа
  • Вопрос 11. Понятие и виды пенсий
  • Вопрос 12. Общий порядок назначения и исчисления пенсий
  • Вопрос 13. Понятие и организация индивидуального (персонифицированного) учета
  • Вопрос 14. Пенсия по старости: понятие, условия назначения и размер
Видео (кликните для воспроизведения).

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения (Е. А. Исайчева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Источники

Ограничение права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here