Отпускные в пособии по безработице

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Отпускные в пособии по безработице". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Пособие по безработице

ImageFlow / Shutterstock.com

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

Примеры расчета среднего заработка для пособия по безработице в частных случаях

Вышеприведенный пример демонстрирует порядок расчета среднего заработка при условии, что сотрудник отработал отчетный период полностью, при этом на предприятии установлена 40-часовая рабочая неделя. Однако на практике подобные ситуации встречаются достаточно редко. В большинстве случаев расчетный период содержит исключаемые периоды (больничный, отпуск за свой счет, т.п.). Кроме того, нередки случаи, когда постановка на учет в ЦЗН производится сразу после выхода из декрета, когда доходы, начисленные за расчетный период, отсутствуют. Как рассчитать средний заработок для пособия по безработице в частных случаях, расскажем ниже.

Средний заработок при наличии исключаемых периодов

Представим, что сотрудник ООО «Лагуна» Никитин уволился 12.09.2020, а 01.10.2020 встал на учет в ЦЗН. В течение расчетного периода (с 01.07.2020 по 30.09.2020) сотрудник:

  • со 02.07.2020 по 31.07.2020 находился в командировке;
  • с 01.08.2020 по 17.08.2020 оформил отпуск за свой счет;
  • с 20.08.2020 по 31.08.2020 отсутствовал на работе в связи с болезнью на основании листка нетрудоспособности;
  • с 03.09.2020 по 11.09.2020 снова был направлен в командировку.

В день увольнения Никитину начислена зарплата за последний рабочий день 12.09.2020 в сумме 1.050 руб.

Так как расчетный период Никитина состоит из исключаемых периодов (командировка, больничный, отпуск за свой счет), средний заработок для пособия по безработицу определяется на основании зарплаты за один день, с учетом количества рабочих дней в сентябре:

1.050 руб. * 22 рабочих дня = 23.100 руб.

Средний заработок при суммированном учете рабочего времени

Для граждан, учет рабочего времени которых ведется суммированно, размер среднего заработка для пособия по безработице определяется пропорционально отработанному количеству часов с учетом нормативов рабочего времени, установленных в отчетном периоде.

Допустим, сотрудник ООО «Гигант» Шевелев уволился 31.07.2020, а 01.08.2020 встал на учет в ЦЗН.

Расчет сумм, начисленный Шевелеву за расчетный период (01.05.2020 – 31.07.2020), представлен в таблице:

Отчетный период

Количество отработанных часов в отчетном периоде 159 18.300 руб. 159 176 22.880 руб. 494 59.480 руб.

Определим размер среднечасового заработка Шевелева:

59.480 руб. / 380 часов = 156,52 руб.

Рассчитаем средний заработок для ЦЗН:

156,52 руб. * (494 часа / 3 мес.) = 25.772,58 руб.

Средний заработок после декретного отпуска

Определение среднего заработка для лиц, которые уволились с работы после декрета и встали на учет в ЦЗН, зависит от периода, в течение которого гражданин находился в отпуске по уходу за ребенком.

Если сотрудник пребывал в отпуске все время с момента рождения ребенка до исполнения ему 3-х лет и после окончания декрета уволился, то размер пособия в таком случае устанавливается в минимальном размере – 850 руб./мес. Обоснование данной позиции следующее: на основании Закона №1032-1 «О занятости населения», минимальное пособие назначается лицам, чей трудовой стаж за 12-ть месяцев, предшествующих дате постановки на учет в качестве безработного, составляет менее 26-ти недель. Период отпуска по уходу за ребенком в расчетный период не включается.

В случае, если в течение 12-ти месяцев, предшествующих обращению в ЦЗН, сотрудник не только находился в декрете, но и работал, то в таком случае расчет пособия производится на основании среднего заработка за рабочие периоды.

Рассмотрим пример. 01.02.2020 года сотрудница ООО «Знамя» Хохлова оформила отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет. 28.09.2020 Хохлова досрочно вышла из декретного отпуска и уволилась по собственному желанию. 01.10.2020 Хохлова встала на учет в центр занятости.

В 2020 году Хохловой выплачено пособие по беременности и родам, сумма которого не включается в расчет среднего заработка, а также зарплата за январь (10.030 руб. за 8 рабочих дней), на основании которого определяется средний заработок:

Расчет среднего заработка для центра занятости

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, причем на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). Если гражданин работал на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели), проводится пересчет, чтобы понять, составит ли общий период работы на таких условиях 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).

Читайте так же:  Отказ от льгот на проезд пенсионерам

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца – в размере 60% заработка;
  • в дальнейшем – в размере 45% заработка.

Но во всех случаях сумма не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины пособия по безработице (п. 1 ст. 33 закона о занятости).

Во втором 12-месячном периоде выплаты пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на районный коэффициент при наличии последнего.

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости вправе ограничить размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет, но при условии, что они потеряли родителей или остались без их попечения до 18 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Пособие не может выплачиваться более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Безработные граждане, которым так и не удалось устроиться на работу по истечении первого периода выплаты пособия, имеют право на повторное получение пособия по безработице. Общий период выплаты пособия для них не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев (п. 4-5 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Порядок расчета пособия по безработице

Как рассчитать средний заработок для пособия по безработице

Пособие по безработице назначается гражданам с первого дня постановки на учет в ЦЗН в качестве безработного. Срок выплаты пособия составляет 12-ть месяцев, но может быть прекращен досрочно, в следующих случаях:

  • официальное трудоустройство гражданина;
  • два отказа безработного т предложенной вакансии;
  • два отказа гражданина без стажа работы от предложенного обучения.

Сумма ежемесячной выплаты пособия по безработице рассчитывается по формуле:

ПособБезраб = СрДнЗ * Коэфф,

где СрДнЗ – среднедневной заработок, рассчитанный за отчетный период;
Коэфф – коэффициент выплаты, размер которого устанавливается в зависимости от периода начисления пособия.

Значение корректирующего коэффициента (Коэфф) определяется в следующем порядке:

№ п/п

За какой период начисляется пособие по безработице Показатель корректирующего коэффициента (Коэфф) 1 С 1-го по 3-й месяц пребывания на учете в центре занятости 0,75 2 С 4-го по 7-й месяц пребывания на учете в центре занятости 3 С 8-го по 12-й месяц пребывания на учете в центре занятости 0,45

В 2020 году максимальный размер пособия по безработице ограничен суммой 4.900 руб./мес., минимальная сумма пособия, выплачиваемая гражданам без трудового стажа, составляет 850 руб./мес.

Как рассчитать средний заработок для пособия по безработице

Основным показателем для расчета пособия по безработице является средний заработок гражданина, исчисленный за расчетный период – 3 месяца, предшествующих месяцу постановки на учет в ЦЗН. Документом, подтверждающим средний заработок, выступает справка, выданная последним работодателем безработного по его требованию. Бланк справки можно скачать здесь ⇒ Справка о среднем заработка для ЦЗН.

Как определить расчетный период для среднего заработка

В расчетный период для определения размера среднего заработка включается время, в течение которого сотрудник исполнял свои трудовые обязанности (присутствовал на работе), а также находился в оплачиваемом отпуске (основном или дополнительном).

При этом из расчета среднего заработка исключаются следующие периоды:

  • отпуск за свой счет;
  • больничный по беременности и родам;
  • период временной нетрудоспособности на основании больничного листа;
  • время отпуска в связи с необходимостью ухода за ребенком-инвалидом;
  • день отдыха, предоставленный донору;
  • период отсутствия на работе по причине простоя.

Определяя средний заработок для пособия по безработице, из расчета исключаются как вышеуказанные периоды сохранения среднего заработка, так и начисленные за это время доход.

Формула расчета

Порядок расчета среднего заработка для пособия по безработице зависит от того, отработал ли сотрудник расчетный период полностью, либо 3 месяца, предшествующие постановке на учета в ЦЗН, содержат исключаемые периоды.

Если расчетный период отработан гражданином полностью, то для расчета среднего заработка используется следующая формула:

СрЗарбез исключаемых периодов = Доход / 3 мес.,

где Доход – общая сумма дохода за отчетный период (оклад, премии, надбавки, прочие выплаты, начисленные из фонда оплаты труда);
КолРабДн – количество рабочих дней суммированно за каждый месяц отчетного периода.

Рассмотрим пример. 12.09.2020 Ульянов Д.В. уволился с ООО «Магнат», 01.10.2020 встал на учет в ЦНЗ.

Для расчета среднего заработка Ульянова учитывается период с 01.07.2020 по 30.09.2020. С 01.01.2020 Ульянову установлен оклад в размере 17.000 руб. Также в августе 2020 Ульянову выплачена премия в связи с перевыполнением плана – 2.800 руб. Информация о суммах, выплаченных Ульянову работодателем в расчетный период, представлена в таблице ниже:

Читайте так же:  Чтобы получить пособие по безработице необходимо
Количество рабочих дней в отчетном месяце Сумма начисленного вознаграждения в отчетном периоде
22 17.000 руб.
23 17.000 руб. + 2.800 руб. = 19.800 руб.
20 17.000 руб. / 20 * 8 = 6.800 руб.
65

53

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как рассчитать средний заработок для центра занятости

В п. 2 постановления № 62 указаны виды начислений, суммы по которым должны быть зачтены при расчете среднего заработка. Учитывать надо такие выплаты:

  • заработок, рассчитанный в пользу сотрудника на основании тарифной ставки и фактически отработанного времени;
  • в расчет средней заработной платы для центра занятости должны быть включены выплаты по сдельным расценкам, и в виде процентного вознаграждения от выручки;
  • доход сотрудника в неденежном виде;
  • начисленные в расчетном интервале времени надбавки, доплаты, которые могли быть назначены уволенному сотруднику за классность, мастерство, стаж, квалификацию, наличие ученой степени, допуска к секретным документам, за совмещение двух профессий;
  • когда определяется средний заработок для центра занятости, расчет должен учитывать и такие выплаты, как районные коэффициенты и надбавки;
  • суммы повышенной оплаты за привлечение работника к выполнению тяжелых работ, за выполнение трудовой функции на рабочих местах с опасными или вредными условиями;
  • оплата ночных часов, сверхурочных, за отработку смен в выходные и праздники;
  • в расчет среднего заработка для центра занятости обязательно входят премиальные выплаты, которые предусмотрены системой оплаты труда и премирования на предприятии.

Расчетная база формируется из доходных начислений сотрудника за три полных календарных месяца, предшествующих месяцу разрыва трудового договора. Расчет среднемесячного заработка для центра занятости не может содержать в базе дней и выплат за такие периоды:

  • время фактического отсутствия на рабочем месте при условии сохранения за человеком его среднего дохода;
  • дни болезни, подтвержденные больничным листом;
  • простоя, причиной которому послужила забастовка других работников;
  • периоды ухода за детьми;
  • дни освобождения от выполнения трудовых обязанностей без оплаты.

Как считать средний заработок для центра занятости, если в периоде, принятом за базу, нет начислений по заработной плате? За основу берется предшествующий диапазон времени, в котором были отработанные дни, начислялась зарплата. Если сотрудник проработал в компании менее 3 месяцев, то в расчет берутся дни со дня приема и до даты увольнения, фактически протабелированные рабочими.

Формула расчета среднего заработка для центра занятости:

Средний заработок = Среднее значение заработка за день х Среднемесячное число рабочих дней в базовом периоде.

Чтобы вычислить средний доход за 1 день, надо просуммировать заработки в расчетном периоде и полученную цифру разделить на дни, которые по табелю были для сотрудника в этом диапазоне дат рабочими.

Расчет среднего заработка для пособия по безработице при наличии в расчетной базе нескольких видов премиальных выплат осуществляется по такой схеме:

  • для ежемесячных премиальных вознаграждений действует правило одной выплаты – учитывать в одном месяце можно только одно значение однотипных выплат;
  • для годовых премий в расчет берется 1/12 начисленной величины за каждый месяц в базовом интервале.

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до трех месяцев. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более трех месяцев и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Расчет среднего заработка для центра занятости

Похожие публикации

Расчет среднего заработка для пособия по безработице производится по правилам постановления Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62. Документом утвержден порядок вычислений, формирования расчетной базы и приведен перечень выплат и периодов, которые должны быть учтены в усредненной величине дохода.

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.

Читайте так же:  Неполный рабочий день пенсионный стаж

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).

Как рассчитать средний заработок для пособия по безработице: примеры

Видео (кликните для воспроизведения).

Пособие по безработице выплачивается нетрудоустроенным гражданам, которые находятся на учете в территориальном центре занятости (ЦЗН). Основанием для определения суммы пособия является средний заработок гражданина за последние 3 месяца. В статье разберем, как рассчитать средний заработок для пособия по безработице в стандартном порядке и в частных случаях.

Средний заработок для пособия по безработице – пример расчета

Например, инженер решил уволиться 26 января 2018 года. Им была заказана справка для службы занятости о среднем уровне заработка. Бухгалтер рассчитывать усредненную величину доходов должен за три месяца, предшествующие январю (месяцу увольнения). Доходы в этот период были такими:

Месяц

Количество фактически отработанных дней

Начисленные доходы, руб.

Учтено в расчете дней

Принимается в расчет заработок, руб.

Статья 30. Порядок определения размеров пособия по безработице

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 30 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Действие изменений не распространяется на граждан, признанных в установленном порядке безработными до 1 января 2005 г.

ГАРАНТ:

Гражданам, признанным безработными до 1 января 2019 г., пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.)

Статья 30. Порядок определения размеров пособия по безработице

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 30 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

ГАРАНТ:

См. Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 62

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1.1. Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), предшествовавшему призыву на военную службу.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

2. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

4. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

5. Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

ГАРАНТ:

О порядке удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания органам государственной службы занятости см. указание ФСЗ РФ от 30 марта 1993 г. N П-7-10-307

Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ статья 31 настоящего Закона изложена в новой редакции

ГАРАНТ:

Действие статьи 31 настоящего Закона распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу Федерального закона от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Гражданам, признанным безработными до 1 января 2019 г., пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.)

Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 31 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

3. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы (службы) сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Читайте так же:  Субсидия на строительство жилья военнослужащим

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

4. Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

5. Утратил силу с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Статья 31 дополнена пунктом 5.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

5.1. Гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода.

6. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Пособие по безработице: поддержка тунеядцев или помощь нуждающимся?

Пособие по безработице – это финансирование отпетых лентяев, – уверяют радикальные неолибералы, – оно вредит экономике, и общество должно отказаться от этого навязанного агентами социализма камня на шее госбюджета, иначе в государстве закладываются основы несправедливости — можно быть тунеядцем и существовать за счет тех, кто трудится с утра и до ночи.

Пособие по безработице — это дань государства тем, кто не может найти работу в этой стране, возражают чиновники социальных служб, добавляя, что помощь нуждающимся необходима и самому обществу в целом для снятия напряженности в государстве и поддержке тех, кто временно не может найти работу.

Какая из двух этих позиций ближе к истине и какой путь решения выбрало российское Министерство труда, разбирались аналитики раздела «новости России» журнала Биржевой лидер».

Почему россиянам не увеличили пособие по безработице

В современном мире преобладает вторая позиция: ведущие государства (США и Россия, Великобритания и Украина, Беларусь и Казахстан и т.д.) предоставляют своим гражданам безусловно разные по размеру, но примерно одинаковы к уровню ВВП на гражданина, пособия по безработице:

— в США размер пособия по безработице колеблется в районе от 5 до 750 долларов;

— во Франции пособие для безработного выплачивается от 4 до 60 месяцев, в размере 60 процентов от выплачиваемой заработанной платы на предыдущем месте работы. Стимул для поиска нового места работы — понижение каждые 4 месяца пособия приблизительно на 15%, нижняя граница 480 евро в месяц (при курсе евро к доллару 1,25 пособие составляет 600 долларов США);

— в Великобритании пособие по безработице выплачивается лишь полгода. Тем, кто старше 25 лет получают 71 евро (приблизительно 88 долларов) в неделю, а те, кто моложе 56 евро (70 долларов) в неделю;

— в России размер пособия по безработице является неизменным: от 850 до 4900 рублей (по курсу рубля к доллару — это примерно 26 — 153 доллара США);

— на Украине размер пособия по безработице зависит от стажа работы:

1) если рабочий стаж до 2 лет расчет будет производиться в размере 50 процентов средней зарплаты за последние 6 месяцев;

2) от двух до шести лет – 55 процентов от средней зарплаты;

3) от шести до десяти лет – 60 процентов

4) если стаж больше десяти лет, то расчет будет в размере 70 процентов.

— пособие по безработице в Беларуси составляет 107 тысяч рублей (при курсе белорусского рубля к доллару США — 12,50 долларов)

Как власти России расчитывают размер пособия для россиян: пособие 850-4900 рублей правительство объясняет тем, что количество вакансий в России уже превышает количество зарегистрированных безработных. Таким образом, если каждый безработный согласился бы на вакансию, безработица в России исчезла бы как и в СССР.

Однако, чиновники Министерства труда объясняют, что данное соотношение свободных вакансий и количества безработных ни о чём не говорит:

определяющее значение имеет структура вакансий. Они могут не соответствовать квалификации и специальности безработных; следовательно, необходима переподготовка, в процессе которой человеку тоже необходимо за что-то жить. Кроме того, нельзя забывать о специфике структуры самой безработицы. Так, в России традиционно уровень безработицы выше в сельской местности. Если вакансии наличествуют в городе, то прямолинейная логика правительства стимулирует гипертрофированную трудовую миграцию и приведёт к окончательной гибели села;

непонятно, почему размер пособия ставится в зависимость от количества вакансий. От этого может зависеть сам факт выплаты пособия, но никак не его размер. Поскольку утверждается, что вакансий в стране больше, чем безработных, то задача правительства – трудоустроить безработных на эти вакансии, и тогда надобность в выплате пособия отпадёт сама собой (в любом случае пособие выплачивается только в течение года). Если же в министерстве считают, что безработица в России искусственно завышена, то не совсем ясно, кто её завышает.

Правительству России вторят представители профсоюзов заявляя, что на такие деньги прожить нельзя (прожиточный минимум превышает 7 тысяч рублей), и потребовали создания группы по разработке новых методов расчета величины пособия. Группу в министерстве создали, однако на 2013 год её решения уже вряд ли повлияют.

Читайте так же:  Условия досрочного выхода на пенсию для женщин

В любом случае, наличие безработицы – это признак несбалансированности рынка, пояснил в интервью «Биржевому лидеру» ведущий канадский эксперт Академии Masterfore-V Евгений Ольховский. Негативные последствия безработицы не ограничиваются уровнем личности. Можно говорить и о снижении темпов экономического роста, углублении социальных расколов. А в США, например, специалистами признаётся действие так называемого «закона Оукена». Согласно ему каждый процент роста безработицы над естественным уровнем увеличивает разрыв ВВП (снижает реальный ВНП) на 2%.

Эксперты: рост пособий на безработицу в США и Европе был вызван конкуренцией с СССР

Как «ползучий социализм» спасал капитализм. В своё время, когда в капиталистических государствах стали постепенно вводить различные социальные гарантии, в том числе и пособия по безработице, это объяснялось не только активизацией социальных требований. Конечно, в первую очередь капстраны испугались растущих симпатий собственных граждан к Советскому Союзу. Недаром классики неоконсерватизма фон Мизес и фон Хайек считали, что расширение социальных функций государства – это «ползучий социализм». Активность и агрессивность профсоюзов также повлияла на внедрение социальных гарантий. Однако и без этого экономические и социальные аналитики правительств пришли к выводу, что не только социальный климат, но и стабильность экономики лишь выиграют от введения пособия по безработице. Главный вопрос – в нахождении баланса. Пособие должно поддерживать ищущих работу граждан, но не должно стимулировать их бездействие. Многие экономисты утверждают, что капитализм не смог бы предотвратить убийственные социальные взрывы, если бы не ввёл целый ряд «социалистических» заимствований – в том числе и пособие по безработице.

В результате сегодня в большинстве государств мира существует та или иная форма пособия по безработице. Как правило, это регулярные денежные выплаты, условия и сроки назначения которых отличаются в разных странах. Отличаются и оценки экспертов относительно стимулирующего или дестимулирующего эффекта пособий.

Мировой опыт использования пособий по безработице

В Германии существует два вида пособий по безработице. Так называемое «базовое» ALG2 выплачивается человеку, ищущему работу, до тех пор, пока он её не найдёт. Цель этого пособия – обеспечение прожиточного минимума, финансируется оно за счёт налогов и по срокам не ограничено. Существует также ALG1, которое выплачивается в течение срока от полугода до двух лет, и составляет от 60% до 67% последнего заработка. Для его назначения необходимо выполнение большего количества условий, чем для ALG2, и формируется оно в значительной мере на основании страховых выплат. В Германии строго следят за соблюдением условий; получатели пособия, нарушившие какое-либо из условий, получают штрафы. При этом оба пособия могут выплачиваться одновременно.

По мнению специалистов, размеры пособий по безработице в Германии (особенно если учесть целый ряд дополнительных социальных выплат) находится на грани дестимулирующего. В стране более 3 миллионов безработных, и единого мнения, можно ли считать такой уровень естественным, не существует. Аналитики журнала «Биржевой лидер» отмечают, что процедура назначения пособия достаточно сложна, и мошенничать в этой сфере получателям практически невозможно.

В США пособие по безработице, считается дестимулирующим. Хотя оснований для таких оценок вроде бы и нет:

— во-первых, срок выплаты пособия – от 7 до 8 месяцев;

— во-вторых, количество обязательных (и не всегда легковыполнимых) условий для получения пособия больше, чем в той же Германии;

— в-третьих, размер пособия не превышает 47% от последней заработной платы.

К тому же, по статистике, четверть безработных при таком пособии переходят за черту бедности, и в общей сложности четверть всех безработных ежегодно не добиваются пособия, даже выполнив все условия. Если добавить к этому сложности в сфере страхования, то картина получается весьма критичной. Неудивительно, что при такой ситуации кандидат в президенты Ромни особое внимание уделил созданию рабочих мест. Другой вопрос, будут ли реализованы предвыборные планы. Ведь сегодня безработица в США увеличивается по причине нехватки образованных кадров – а к образованию Ромни политически равнодушен. Эксперты также напоминают, что в начале сентября глава ФРС Бен Бернанке заявил об угрозе «структурного ущерба экономике США», который способны причинить длительные периоды высокой безработицы. Его слова о готовности ФРС стимулировать экономический рост в США повлияли как на рост фондовых индексов США, так и на курс доллара.

Поиск методов борьбы с безработицей может привести… к советскому опыту

Каким бы ни был эффект пособий по безработице, стимулирующим или дестимулирующим, можно спорить лишь о конкретных параметрах этого пособия, отметил Евгений Ольховский, но не о его необходимости – она очевидна. Сегодня позиция неолиберализма относительно «бездельников и дармоедов» в большинстве стран мира считается неприемлемой, даже при учёте потенциально дестимулирующего эффекта пособий. Эксперты также напоминают, что безработица является неистребимым спутником рынка.

В ЕС максимальный уровень безработицы фиксируется уже более пятнадцати лет. И прогнозы крайне пессимистичны. Растёт безработица среди молодёжи, увеличивается длительность безработицы, ситуация приобретает совершенно новые характеристики. Очевидно, что необходимы структурные реформы экономики – но поможет ли проблемам современного капитализма предлагаемая организацией по экономсотрудничеству и развитию либерализация розничного рынка и торговли профуслуг? Может быть, есть смысл задать искать принципиально новые ответы на вызовы времени?

В СССР безработица была ликвидирована к 1936-му году, отмечают аналитики журнала «Биржевой лидер», хотя официально СССР объявил об этом в 1931-му. Успех был достигнут за счёт того, что структура производства строилась по принципу «от каждого по способности». Хозяйство было организовано таким образом, чтобы всем трудоспособным было обеспечено рабочее место. Конечно, это затрудняет существование свободного рынка рабочей силы. Однако негативные социальные и экономические эффекты неконтролируемой свободы этого рынка настолько значимы, что даже в зарубежных (например, французских) учебниках истории советский опыт рассматривается как положительный – при всех оговорках о скрытой безработице и долгосрочных отрицательных последствиях.

Видео (кликните для воспроизведения).

В фашистской Германии в 1936 году безработица была практически полностью ликвидирована за счет жесткого контроля государства по отношению к тунеядцам, а также за счет начала массового внедрения общественных работ (строительства автобанов (многие из которых работают до сих пор); объектов ЖКХ, уборки территорий, строительства социального жилья, сезонных сельхозработ (посевная, уборочная) и т.д.). Для тех кто не хотел добровольно идти трудиться, государство применяло жесткие методы наказания вплоть до концлагерей.

Источники

Отпускные в пособии по безработице
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here