Педагоги дополнительного образования право на досрочную пенсию

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Педагоги дополнительного образования право на досрочную пенсию". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Педагоги дополнительного образования право на досрочную пенсию

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Пенсионного фонда России от 27 мая 2019 г. N СЧ-25-24/10565 “Разъяснения по вопросу включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов участия педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации. Письмо ПФР направлено для учета и использования в работе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, письмом Минпросвещения России от 03.07.2019 N 08-403”

Пенсионный фонд Российской Федерации по вопросу включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов участия педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) с учетом приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 234 «О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»» (далее — приказ Минпросвещения России N 234) и по согласованию с Минтрудом России сообщает.

В соответствии с пунктом 4 Правил N 516 в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, засчитываются периоды работы на соответствующих видах работ (в должностях и в учреждениях), выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за которые уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами.

Пунктами 3 и 4 Правил N 781 установлено, что периоды выполнявшейся после 1 сентября 2000 г. педагогической работы в должностях в учреждениях, предусмотренных Списком N 781, засчитываются в соответствующий стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

С учетом норм трудового и отраслевого законодательства работа, выполняемая в течение полного рабочего дня в должности в учреждении, предусмотренном Списком N 781, означает непосредственное выполнение трудовых обязанностей для соответствующей должности на основании трудового договора в течение рабочего времени, норма которого устанавливается за ставку заработной платы (должностной оклад).

В рабочее время педагогических работников наряду с учебной (преподавательской) и воспитательной работой включается и другая педагогическая работа (статья 333 Трудового кодекса Российской Федерации; часть 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [далее — Федеральный закон N 273-ФЗ]; приказы Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени [нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы] педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» [далее — приказ N 1601], от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени [норме часов педагогической работы за ставку заработной платы] педагогических работников»).

Приказом Минпросвещения России N 234 в пункт 1 примечания приложения 1 к приказу N 1601, которым регламентирована другая часть педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и(или) индивидуальным планом, внесено дополнение, с учетом которого к такой работе отнесена педагогическая работа педагогических работников, участвующих по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденных от основной работы на период проведения ГИА, за которую выплачивается соответствующая компенсация.

С учетом внесенных в приказ N 1601 изменений указанная работа включается педагогическим работникам в их рабочее время наравне с учебной (преподавательской) работой и иной педагогической работой, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и(или) индивидуальными планами (подготовительная, организационная и др.).

В этой связи периоды участия по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ГИА, в том числе в форме ОГЭ и ЕГЭ, могут включаться соответствующим педагогическим работникам, освобожденным от основной работы, в стаж, дающий право на досрочную пенсию. При этом установленные законодательными и нормативными правовыми актами особенности оформления отношений между педагогическими работниками, образовательной организацией и организатором ГИА, связанные с обеспечением соблюдения порядка проведения ГИА и основного принципа такой аттестации — объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся, не меняют указанных выше правовых норм, регулирующих рабочее время педагогических работников.

Кроме того, учитывая, что до внесения изменений в законодательство об образовании в части изменения порядка проведения ГИА (Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена») время участия в проведении итоговой аттестации включалось в рабочее время педагогических работников по соответствующим должностям (в норму часов рабочего времени за ставку заработной платы) и засчитывалось в стаж, дающий право на досрочную пенсию, рассматриваемые периоды подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ за все периоды деятельности педагогических работников, в том числе за период до вступления в силу приказа Минпросвещения России N 234.

Вопрос — ответ

Входит ли отпуск по уходу за ребёнком в льготный педагогический стаж?

Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком будет учитываться в льготном педагогическом стаже, если он был оформлен до 6 октября 1992 года. В этом случае не имеет значения, когда этот отпуск завершился — если он был предоставлен не позднее 06.10.1992 г., то в льготный стаж будет включен весь период отпуска.

Читайте так же:  Социальная пенсия в январе

После принятия закона № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06.10.1992 г., длительность отпуска по уходу за ребенком больше не включается в стаж для досрочного оформления пенсии (в том числе и в льготный педагогический).

Льготная пенсия для педагогов в 2020 году (досрочная пенсия учителям)

По закону педагоги обладают правом уйти на пенсию раньше, чем это положено остальным гражданам. Это устанавливается пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу уже в 2015 году. В соответствии с указанной нормой, льготная пенсия для педагогов назначается при условии осуществления ими педагогической деятельности в течение 25 и более лет. При этом не учитывается возраст лица на момент назначения пенсии. Однако в связи с новой пенсионной реформой некоторые изменения в досрочном выходе «по выслуге лет» в 2020 году учителей все-таки ожидают.

Согласно Постановлению Правительства № 665 от 16 июля 2014 г. в отношении педагогических работников продолжат действовать правила исчисления периодов работы и список должностей и учреждений, утвержденные Постановлением Правительства № 781 от 2002 г.

Педагогические должности

В соответствии с указанным выше списком, право на досрочное назначение пенсии имеют педагоги, работавшие в должностях директоров и их заместителей, заведующих учебной частью, преподавателей, воспитателей, учителей и т.д. Также в указанном списке подробно указаны учреждения, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам.

Поэтому важно, чтобы должность и место работы, записанные в трудовой книжке, четко соответствовали должностям и учреждениям, указанным в списке, иначе Пенсионный фонд может отказать в назначении льготной пенсии.

Для зачета в стаж руководителей учебных заведений периодов педагогической работы, выполнявшейся до 1 сентября 2000 г., не имеет значения, была ли выработана в эти периоды норма рабочего времени преподавательской работы. Указанная норма, которая определяется как педагогическая или учебная нагрузка за ставку заработной платы, стала учитываться лишь после 1 сентября 2000 г. Согласно установленным правилам исчисления периодов работы, досрочная пенсия руководителям учебных заведений может быть назначена при условии ведения преподавательской деятельности не менее 6 часов в неделю или 240 часов в год. Руководителям средних профессиональных учреждений минимальный объем учебной нагрузки устанавливается в 360 часов в год.

Что касается педагогических работников учреждений, предназначенных для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также учреждений социального обслуживания, периоды их работы засчитываются в стаж только в случае выполнения установленной нормы рабочего времени. При этом не важно, осуществлялась эта работа до 1.09.2000 г. или после. То же относится к музыкальным руководителям.

Работа в учреждениях дополнительного образования

Должности и учреждения дополнительного образования предусмотрены во втором разделе списка, утвержденного Постановлением Правительства № 781.

Для того, чтобы была назначена льготная пенсия педагогам дополнительного образования, с 2001 года необходимо наличие одновременно нескольких условий:

  1. по состоянию на 1 января 2001 года у них должен быть стаж работы в соответствующих должностях и учреждениях, составляющий не менее 16 лет 8 месяцев;
  2. в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. должен иметься факт работы в должностях в учреждениях дополнительного образования.

Периоды, включаемые в стаж работы

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии включаются:

  • периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • периоды ежегодных отпусков;
  • периоды отпусков по беременности и родам.

Зачет периодов работы осуществляется в календарном порядке.

По новым правилам в стаж работы, на основании которого может быть назначена льготная пенсия для педагогов в 2020, также будут включаться периоды обучения в учебных заведениях. Единственным условием включения данного периода в стаж работы является факт осуществления педагогической деятельности до и после обучения.

Кроме того, периоды работы, которая осуществлялась до 2020 года, могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, с учетом законодательства, действующего в период выполнения такой деятельности.

Хотя 25-летний стаж остался неизменным, в законодательстве появилось понятие отсрочки — от полутора до 5 лет. Это означает, что даже при наличии «выслуги лет» учитель не сможет сразу же отправиться на заслуженный отдых.

Сроки назначения страховой пенсии для учителей по новому закону представлены в таблице:

Год выработки 25-летнего стажа Срок назначения пенсии Год выхода на пенсию по новому закону
2020 2020+1,5 года II половина 2021 — I половина 2022
2021 2021+3 года 2024
2022 2022+4 года 2026
2023 и последующие года 2023 и далее+5 лет 2028 и далее

Более подробно о периодах действия и действующем на тот момент законодательстве вы можете ознакомиться ниже.

Список действующего законодательства

Если у Вас остались вопросы и желание самостоятельно разобраться в назначении досрочной пенсии педагогическим работникам, предлагаем ознакомиться с законодательными актами, актуальными в 2020 году:

  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 01.10.2019), статья 30
  • Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (ред. от 05.12.2018) «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Консультация: «О пенсии педагогам дополнительного образования»

Обзор документа

ПФР указал, что участие педагогических работников в проведении ГИА (в т. ч. в форме ОГЭ и ЕГЭ) включается в их рабочее время и в стаж, дающий право на досрочную пенсию. При этом особенности оформления отношений по привлечению педагога к проведению итоговой аттестации роли не играют.

Читайте так же:  Получаю пенсию по потере кормильца выйду замуж

Льготная пенсия для педагогов в 2020 году (последние новости)

Для россиян, осуществляющих педагогическую деятельность в детских образовательных организациях (педагогов, учителей, воспитателей, методистов и т.п.), пенсионным законодательством РФ предусмотрена возможность оформить льготную пенсию по выслуге лет. Право на досрочное оформление такой пенсии предоставляется при наличии определенного количества лет стажа профессиональной (педагогической) деятельности, рассчитываемого в определенном порядке, и независимо от общего страхового стажа и возраста.

Выйти на пенсию досрочно гражданам этой категории можно при наличии:

  • Не менее 25 лет педстажа (согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»). В качестве педагогического стажа, дающего право на досрочное оформление пенсии, учитываются только периоды работы согласно установленному списку должностей и учреждений.
  • Минимально необходимого количества пенсионных баллов (ИПК), установленных ч. 3 ст. 8 вышеуказанного закона. Например, в 2020 году требуется 18,6 баллов, а в 2021 году будет нужно 21 и т.д. с ежегодным увеличением на 2,4 балла до тех пор, пока в 2025 году закрепится окончательное значение — 30 баллов.

Льготная пенсия учителям по выслуге лет — будут ли изменения в 2020 году?

Пенсионная реформа для учителей будет заключаться в введении периода отсрочки для оформления положенной им льготной пенсии по выслуге лет. Согласно принятому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. возможность стать пенсионером педагогическим работникам будет отложена на 5 лет после выработки льготного стажа.

Такие изменения будут производить постепенно, с поэтапным увеличением предусмотренной отсрочки:

  • Ежегодно этот норматив будет увеличиваться на 1 год, пока в 2023 г. не закрепится окончательная величина (5 лет).
  • В 2019 и 2020 годах будут действовать льготные условия по выходу на пенсию — предусмотрено оформление выплат на полгода раньше предусмотренных сроко. Это значит, что для выработавших стаж в 2020 году получение пенсии будет отложено только на полтора года вместо двух.

Определить, в каком году учителям и педагогам можно будет оформить досрочную пенсию в зависимости от года приобретения специального педагогического стажа, можно по таблице, представленной ниже:

Дата выработки льготного стажа I п. 2019 II п. 2019 I п. 2020 II п. 2020 2021 2022 2023
На сколько будет отложен ВП + 0,5 + 1,5 + 3 + 4 + 5
Дата ВП II п. 2019 I п. 2020 II п. 2021 I п. 2022 2024 2026 2028

Используемые в таблице сокращения: п. — соответствующее полугодие указанного года; ВП — выход на пенсию.

Например, если учитель во втором полугодии 2019 года будет иметь 25 лет педагогического стажа, то оформить пенсионные выплаты он сможет через 6 месяцев после даты выработки специального стажа (т.е. во первом полугодии 2020 года). Для тех, у кого необходимое количество лет выслуги будет достигнуто в 2023 г. и позже, получение пенсии будет отложено уже на 5 лет.

Основные условия льготного выхода на пенсию педагогов по выслуге лет можно изобразить следующим образом:

Инфографика: условия выхода на пенсию педагогических работников по новому закону

Выслуга лет для учителей в 2020 году

Учителя, воспитатели и другие граждане, осуществляющие педагогическую деятельность смогут оформить пенсию досрочно, независимо от их возраста, проработав 25 лет по профессии. Как уже было отмечено ранее, новая пенсионная реформа для учителей не затронет норматив стажа, позволяющего оформить льготную пенсию — он по-прежнему будет составлять 25 лет.

Для досрочного оформления пенсии педагогам учитывается только стаж работы в учреждениях и должностях, предусмотренных следующими нормативными документами в зависимости от периода работы:

Период профессиональной деятельности Законодательный акт
до 01.01.1992 Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 г.
с 01.01.1992 до 31.10.1999 Постановление Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991 г.
с 01.11.1999 по 31.12.2001 Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г.
с 01.01.2002 Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Согласно Постановлению Правительства № 665 от 16.07.2014 г. перечень должностей, учреждений, а также порядок расчета педагогического стажа остаются прежними — установленными Постановлением № 781. Изменилось только наименование пенсии — трудовая была заменена страховой по старости.

Для оформления учителям льготной пенсии по старости необходимо, чтобы должность и место работы, указанные в трудовой книжке, соответствовали наименованиям должностей и учреждений, определенным вышеуказанными законодательными актами.

Какие должности входят в педагогический стаж (перечень)

Для того, чтобы период работы был включен в педагогический стаж, занимаемая в это время должность должна совпадать с наименованием, предусмотренным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г. Определить место работы и наименование занимаемой должности, период работы на которых будет включен в льготный стаж, можно по таблице ниже:

Как считать педстаж для выхода на пенсию по выслуге лет?

Периоды работы на соответствующей должности (см. таблицу выше) учитываются в специальный (льготный педагогический) стаж в календарном порядке. При этом при подсчете педагогического стажа есть ряд ограничений:

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

31 августа 2015 16:02

В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Необходимо отметить, что пенсия в связи с педагогической деятельностью не зависит от возраста и предоставляется не за определенный род и характер деятельности, а в связи с педагогической деятельностью в определенных Правительством Российской Федерации учреждениях. Работа в таких учреждениях отличается по характеру, профессиональной (учебной) и прочей нагрузке, а также по условиям труда, заработной плате и т.д., даже если она протекает в одинаковых по названию должностях. Перечень таких учреждений реализуется через «Список должностей и учреждений», работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781.

Читайте так же:  Пособие по беременности и родам нпа

Список состоит из двух разделов: «Наименование должностей» и «Наименование учреждений». Составлен он по принципу исчерпывающих перечней должностей и учреждений и расширенному толкованию не подлежит. Идеология Списка исходит из соответствия фактических наименований должностей наименованиям, предусмотренным названным Списком.

Неодинаковый подход к решению вопроса об определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью обусловлен различным характером деятельности педагога дополнительного образования в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении.

Масштабы деятельности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования и в отдельно взятых общеобразовательных учреждениях несопоставимы по объему, психоэмоциональной нагрузке, интенсивности. Работа педагога в центрах дополнительного образования для детей, домах детского творчества и других учреждениях осуществляется по обязательной программе и отличается большей интенсивностью и ответственностью, чем в секциях, студиях, кружках при школах, посещение которых для детей не носит обязательного характера.

Правовую основу для различного подхода к отдельным категориям педагогических работников по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготный стаж представляют нормы федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, которые право на досрочное назначение трудовой пенсии связывают не с любой работой в определенной сфере, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда.

Таким образом, Вы как педагог дополнительного образования работающий, во Дворце детского творчества можете осуществить право выхода на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, т.к. соблюдены основные требования, предусмотренные Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781:

  • 1) Педагогическая деятельность осуществляется во внешкольных учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка;
  • 2) На 1 января 2001г. имеется стаж работы в любых должностях и учреждениях Списка, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
  • 3) Факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. в предусмотренных Списком должностях в учреждениях дополнительного образования детей.

Отделения Пенсионного фонда РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

по Кабардино-Балкарской республике

Педагоги дополнительного образования право на досрочную пенсию

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Определение Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2012 г. N 237-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галактионовой Валентины Александровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и положениями Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, . «

Определение Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2012 г. N 237-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галактионовой Валентины Александровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и положениями Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки В.А. Галактионовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

Кроме того, заявительница оспаривает конституционность пункта 2 раздела «Наименование должностей» и пункта 2 раздела «Наименование учреждений» этого Списка, а также выражает несогласие с тем, что должность социального педагога не включена в пункт 2 раздела «Наименование должностей».

Как следует из представленных материалов, судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда со ссылкой на оспариваемые нормы отказала заявительнице в иске о зачете в специальный стаж ее работы в должности педагога дополнительного образования в Лебяжьевском доме пионеров и школьников, поскольку отсутствовал факт работы в этой должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

По мнению заявительницы, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 19 и 39 ( часть 1 ) Конституции Российской Федерации, поскольку при реализации пенсионных прав ставят лиц, на которых распространяется действие оспариваемой нормы, в неравное положение с другими лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.А. Галактионовой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Читайте так же:  Защита прав инвалидов 2 группы в днр

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом ( статья 19, часть 1 , Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение ( статья 39, часть 1 , Конституции Российской Федерации).

Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067» работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года — при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности. Оспариваемая заявительницей норма фактически воспроизводит это положение постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождается установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение граждан, поступивших на работу в учреждения дополнительного образования детей на должность педагога дополнительного образования после 1 января 2001 года.

Что касается расширения пункта 2 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за счет включения в него должности социального педагога, то разрешение этого вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галактионовой Валентины Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации

Как получить досрочную пенсию педагогу дополнительного образования?

Сегодняшняя статья вряд ли кого обрадует, так как несёт в себе массу негатива. Но от существующих реалий не убежать, голову в песок не спрятать, а знать необходимо не только свои права, но и то, что в некоторых ситуациях… прав-то этих и нет.

Может ли педагог дополнительного образования для детей (ДОД) рассчитывать на досрочную педагогическую пенсию? Этот вопрос стал актуальным именно сейчас, так как «мина замедленного действия», заложенная Правительством РФ в 2002 году, благополучно сработала в 2009 году – на радость чиновникам ПФР и к великому разочарованию педагогов.

Дело в том, что по ныне действующему Постановлению Правительства РФ № 781 Список профессий, должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочную пенсию педагогам, содержит два пункта. В пункт 1 входят общеобразовательные учреждения, работа в которых даёт право на получение досрочной педагогической пенсии по старости при достижении выслуги 25 лет, независимо от возраста.

А вот учреждения ДОД включили в пункт 2 Списка:

Пункт 2 Списка включает в себя профессии и должности:

2. Директор (начальник, заведующий); заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом; преподаватель; тренер – преподаватель; старший тренер – преподаватель; тренер – преподаватель по адаптивной физической культуре; старший тренер – преподаватель по адаптивной физической культуре; педагог дополнительного образования.

А Правила назначения досрочной пенсии тем, кто включён в п. 2 Списка следующие:

12. Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование должностей” списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование учреждений” списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

Читайте так же:  Увеличение пенсии работающим пенсионерам

— на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

— у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование должностей” и в пункте 2 раздела “Наименование учреждений” списка.

Важно: два перечисленных условия обязательны, и нехватка даже нескольких дней стажа 16 лет 8 месяцев на 1 января 2001 года означает отказ в назначении досрочной пенсии.

И вот, после 1 мая (это ОНИ там, наверху, хорошо с датой подгадали) 2009 года стало выясняться, что у педагогов, имеющих стаж 25 лет… нет стажа 16 лет 8 месяцев на 1 января 2009 года.

То есть, теоретически может сложиться ситуация, когда учитель (преподаватель, педагог дополнительного образования) детской музыкальной школы (школы искусств), принятый на работу 30 апреля 1984 года – уйдёт на пенсию после 25 лет выслуги, то есть в 45-47 лет. А принятый на работу 1 мая 1984 года – уйдёт на пенсию в «общем порядке» – то есть в 55 или 60 лет.

Конституционный Суд РФ полагает: очень даже СПРАВЕДЛИВО. Конституция – не нарушается.

«…право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение…

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях в Российской Федерации”).

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 “Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 “О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067″ работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года – при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Основанное на анализе объективных данных исключение должности педагога дополнительного образования из категории должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, произведено Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него законодателем полномочий.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождается установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение граждан, поступивших на работу в учреждения дополнительного образования детей на должность педагога дополнительного образования после 1 января 2001 года”…

Теперь попробуем сделать выводы из правовой позиции, изложенной выше.

1. Правительство установило льготу, оно же, правительство – и отняло. Всё по закону.

2. Правительству лучше знать, труд какого педагога сопряжен с повышенными психофизиологическими нагрузками, а какого – нет.

3. Правительство подарило Вам уникальную возможность адаптироваться и с 1 января 2001 года перейти на другую работу. Работали в музыкальной школе? – Переходите учителем физики, химии; сольфеджио Вам в помощь…

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Вы не знали об изменениях в законодательстве? Кто не спрятался – Правительство не виновато.

Источники

Педагоги дополнительного образования право на досрочную пенсию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here