Понятие права социального обеспечения как научной дисциплины

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Понятие права социального обеспечения как научной дисциплины". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Право социального обеспечения: понятие, предмет и метод

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.

Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.

Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.

1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.

Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:

  • возраста;
  • стажа работы или выслуги лет;
  • инвалидности;
  • потери кормильца и др.

2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.

3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.

4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.

5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.

Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:

  1. общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
  2. особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

  1. всеобщность социального обеспечения;
  2. всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
  3. осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

http://be5.biz/pravo/p031/01.html

Вопрос Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины

Обособленные правовые образования в структуре ПСО:

1) комплекс норм, закрепляющих способы распределения ВВП через системы социального обеспечения в целях выравнивания доходов граждан;

2) комплекс норм, регулирующих отношения по поводу управления системой органов, на которые возложены функции аккумуляции средств и последующего их распределения на социальное обеспечение населения;

3) правовое образование, консолидирующее правовые нормы, определяющие:

а) круг обеспечиваемых;

б) виды социальных рисков, при наступлении которых предоставляется обеспечение;

в) виды социального обеспечения и условия их получения гражданами;

г) нормы предоставляемого социального обеспечения;

4) комплекс норм, устанавливающий способы защиты нарушенного права в сфере социального обеспечения;

5) нормы, регулирующие ответственность всех участников общественных отношений, возникающих в связи с функционированием социального обеспечения, в случае невыполнения своих обязанностей, в результате чего причиняется вред другому участнику общественного отношения.

Отрасль права – обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих специфическим методом определенную сферу общественных отношений.

Основные признаки ПСО:

1) однородность общественных отношений, возникающих в связи с распределением части ВВП путем предоставления населению соответствующих видов социального обеспечения по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также в связи с возмещением причиненного ущерба и защитой нарушенного права;

2) специфические приемы регулирования общественных отношений, учитывающие однородность и распределительный характер этих отношений, а также специфику их субъектов;

3) потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне отрасли

4) в основе распределения – отраслевые принципы, отражающие представления общества о социальной справедливости;

5) количественная достаточность правовых норм, позволяющая им приобрести признаки отраслевого образования;

6) наличие законодательного регулирования отношений, создающее предпосылки для формирования кодифицированного законодательства.

ПСО – совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части ВВП путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по норма и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

ПСО как наука – система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

Предмет отрасли – общественные отношения.

Предмет науки – общественные явления (предмет науки значительно шире предмета отрасли).

Явления, изучаемые наукой ПСО: 1) объект познания – сама отрасль как система права;

2) наука изучает историю возникновения и перспективы развития данной отрасли;

3) научный анализ международно-правовых норм позволяет составить представление об уровне международного стандарта в сфере социального обеспечения, закрепленного в международных конвенциях, пактах, договорах, соглашениях;

4) наука изучает общие закономерности и тенденции в становлении и развитии систем СО в других странах и особенности правового регулирования отношений по ПСО в них;

5) результаты научных исследований, их объективные, беспристранстные выводы призваны предопределять содержание правовых предписаний в сфере СО, как и в других сферах.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 450 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/16_126033_vopros-ponyatie-prava-sotsialnogo-obespecheniya-kak-otrasli-i-nauchnoy-distsiplini.html

Понятие права социального обеспечения

Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

Читайте так же:  Архивная справка о подтверждении трудового стажа

1. Понятие права социального обеспечения

2. Понятие социального страхования.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

5. Метод права социального обеспечения.

6. Система права социального обеспечения

Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно > С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

— необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

— осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

— установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

— закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции:

Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции. Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Читайте так же:  Вопросы по пенсии по инвалидности

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Следует различать понятия социального обеспечения и социального страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/10_237284_ponyatie-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Право социального обеспечения как отрасль права: понятие, предмет, метод, система.

Виды социального обеспечения в России.

Социальная защита — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

удовлетворение жизненных потребностей стариков, инвалидов, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, больных, малоимущих;

охрана здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы.

Социальное обеспечение – предоставление нуждающимся гражданам денежных средств и натуральной помощи:

* Пенсии * Пособия * Компенсации * Субсидии * Дотации

Предметы первой необходимости

Социальное обслуживание – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг бесплатно или по льготным расценкам:

· Стационарное обслуживание престарелых, инвалидов и детей;

· Социальная помощь на дому;

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Государственный фонд занятости населения РФ; Фонд обязательного медицинского страхования;

Прямые ассигнования из бюджетов всех уровней.

Право социального обеспечения как отрасль права: понятие, предмет, метод, система.

Видео (кликните для воспроизведения).

Право социального обеспечения – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением граждан в денежной форме, предоставлением помощи в натуральной форме и социальных услуг, а также процедурные и процессуальные отношения.

· отношения, возникающие в связи с обеспечением граждан в денежной форме,

· отношения, возникающие в связи с предоставлением помощи в натуральной форме

· отношения, возникающие в связи с предоставлением социальных услуг,

· процедурные и процессуальные отношения.

· сочетание централизованного и локального способа установления прав и обязанностей;

· сочетание нормативного и договорного способа установления прав и обязанностей;

· специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений – почти все события;

· абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения: нет отношений власти-подчинения и отношений равенства.

· Общая часть – нормы, обслуживающие все институты отрасли: субъекты права социальной защиты, основания обеспечения, виды обеспечения, принципы права социальной защиты.

· Особенная часть – состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования: трудовой и страховой стаж, пенсионное обеспечение, пособия, компенсационные выплаты, медицинская помощь и лечение, стационарное и полустационарное обслуживание, обслуживание на дому, консультативная помощь, срочное социальное обслуживание.

Каждый из институтов делится на подинституты.

Источники права социальной защиты.

Источники права социальной защиты – это различные нормативно-правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли.

По юридической силе: законы (Конституция РФ и Федеральные законы) и подзаконные акты

По форме акта: законы, указы Президента, постановления Правительства, постановления и разъяснения Министерства труда и социального развития

По сфере действия: общефедеральные, субъектов РФ, муниципальные и локальные

По кругу лиц: единые и дифференцированные

· в зависимости от объективных производственных факторов (тяжелые, опасные, вредные условия труда);

· в зависимости от природно-климатических условий (районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы);

· с учетом субъективных особенностей (женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

· Всеобщая декларация прав человека

· Конвенции Международной организации труда (МОТ)

· Двусторонние и многосторонние договоры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10491 — | 7739 — или читать все.

http://studopedia.ru/19_360289_pravo-sotsialnogo-obespecheniya-kak-otrasl-prava-ponyatie-predmet-metod-sistema.html

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, ОТРАСЛЬ НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Термин «право социального обеспечения» употребляется не только как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по социальному обеспечению граждан и составляющих самостоятельную отрасль права, но и как совокупность научных теорий, обобщающих данную область общественных отношений, урегулированных нормами права и представляющих собой отрасль правовой науки. Этот термин используется для наименования преподаваемой учебной дисциплины, содержанием которой является совокупность теоретических положений и фактических сведений об отношениях по социальному обеспечению, представленных в системе.

Право социального обеспечения как отрасль права — совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения, которые возникают при осуществлении государством за счет средств государственного бюджета, организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, колхозов и граждан, социально-экономических мероприятий по:

обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан денежными (пенсии, пособия) и натуральными материальными благами алиментарного (от англ. aliment [ælɪmənt] — материальная и моральная поддержка) характера (протезирование, средства передвижения инвалидов, ортопедические изделия);

1. предоставлению гражданам услуг, льгот и натуральных материальных благ при медицинском и санаторно-курортном лечении и социальном обслуживании;

2. содержанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах, детей в детских дошкольных учреждениях;

3. регулированию ряда вспомогательных общественных отношений, связанных с процессом реализации и оформления гражданами права на основные виды социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль науки есть наука о социальном обеспечении, его организационно-правовых формах и видах осуществления, о предмете, методах и системе права социального обеспечения, источниках и других теоретических проблемах.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина — совокупность теоретических положений и фактических сведений об отношениях по социальному обеспечению граждан, предусмотренных учебными планами и разработанных на основании типовых или базовых учебных программ.

Отрасль права, отрасль науки и учебная дисциплина носят одно и то же наименование потому, что имеют единый объект — общественные отношения, складывающиеся при осуществлении государством функций социального обеспечения граждан.

Право социального обеспечения, являясь самостоятельной отраслью права, находится на грани трудового, гражданского и административного права. Разграничение отраслей права производится по предмету и методу правового регулирования. У каждой отрасли они специфичны.

Читайте так же:  Кому положена выплата по потере кормильца

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10235 — | 7927 — или читать все.

http://studopedia.ru/9_139573_pravo-sotsialnogo-obespecheniya-kak-otrasl-prava-otrasl-nauki-i-uchebnaya-distsiplina.html

§ 5. Право социального обеспечения как научная дисциплина

От отрасли права социального обеспечения следует отличать научную дисциплину. В отличие от отрасли как совокупности правовых норм, регулирующих специфическим методом определенный комплекс общественных отношений, право социального обеспечения как наука — это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

Во-первых, объектом познания является сама отрасль как система права. Во-вторых, наука изучает историю возникновения и перспективы развития данной отрасли. В-третьих, научный анализ международно-правовых норм позволяет составить представление об уровне международного стандарта в сфере социального обеспечения, закрепленного в международных конвенциях, пактах, договорах, соглашениях, как ратифицированных, так и нератифицированных СССР либо Российской Федерацией. В-четвертых, наука изучает общие закономерности и тенденции в становлении и развитии систем социального обеспечения в других странах и особенности правового регулирования отношений по социальному обеспечению в них. В-пятых, результаты научных исследований, их объективные, беспристрастные выводы призваны предопределять содержание правовых предписаний в сфере социального обеспечения, как и в других сферах. Последнее весьма важно, однако на практике результаты научных исследований зачастую игнорируются властными структурами и содержание таких предписаний определяется «волевым» путем, вопреки рекомендациям исследователей.

Таким образом, предмет науки права социального обеспечения значительно шире предмета этой отрасли.

Изучение отрасли как системы права позволило теоретически обосновать: наличие самостоятельного предмета регулирования у данной отрасли; применение законодателем специфических приемов и способов правового регулирования данного комплекса отношений (т. е. разработать учение о предмете и методе данной отрасли); раскрыть специфику правоотношений по социальному обеспечению; на основе глубокого научного анализа норм этой .отрасли выявить основополагающие, руководящие идеи, пронизывающие их содержание, (т. е. обосновать учение о принципах права социального обеспечения). Благодаря научным знаниям составлено правильное и полное представление о системе источников данной отрасли, их состоянии на современном этапе; обоснованы предложения о дальнейшем совершенствовании правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения.

Учение о предмете и методе отрасли, впервые обоснованное советским ученым В. С. Андреевым, стало серьезным научным аргументом в теоретических дискуссиях для последующего признания самостоятельности данной отрасли в общей системе права.

Благодаря этому учению стало возможным решение проблемы соотношения права социального обеспечения с другими отраслями и отграничения ее от смежных отраслей, из недр которых она появилась.

Основными критериями для такого отграничения являются, как известно, предмет и метод правового регулирования. Прежде всего важно теоретически доказать необходимость отграничения права социального обеспечения от отраслей, к которым оно ближе всего примыкает.

Колыбелью отрасли права социального обеспечения стали трудовое и административное право, что обусловливает сохранение в праве социального обеспечения некоторой специфики этих отраслей. В то же время это обстоятельство не дает поводов для того, чтобы подвергать сомнению самостоятельность данной отрасли. Если сравнить предметы регулирования указанных отраслей, то сразу становится очевидным, что предмет права социального обеспечения не укладывается в «прокрустово ложе» предмета трудового и административного права. Предметом трудового права является комплекс общественных отношений, включающий собственно трудовые и тесно связанные с ними отношения, возникающие по поводу наемного труда на основе любой формы собственности в связи с заключением трудового договора (контракта) между работодателем (физическим или юридическим лицом) и работником. Предмет административного права — это управленческие отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в связи с практической деятельностью механизма реализации исполнительной власти [79] .

Отличительной чертой предмета права социального обеспечения является то, что это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового национального продукта через систему социального обеспечения. Такое распределение осуществляется путем материального обеспечения и социального обслуживания специфических субъектов: пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, граждан с доходом ниже прожиточного минимума. Следовательно, в отношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, имеются особые субъекты, объект и содержание по сравнению с отношениями, регулируемыми нормами трудового и административного права.

Говоря о соотношении этих отраслей, следует учитывать, что субъектами некоторых отношений, регулируемых разными отраслями права, могут быть одни и те же физические или юридические лица. Так, в случае социального обеспечения гражданина как работника в порядке социального страхования одним из субъектов отношения становится работник, т. е. лицо, подлежащее либо подлежавшее социальному страхованию (либо его семья). Это сближает данные отношения с трудовыми, одним из субъектов которых также является работник. Однако другой субъект такого отношения, объект и содержание правоотношения ничего общего не имеют с отношениями по социальному обеспечению. Аналогичное сближение имеет место и при сравнении субъектов административного права и права социального обеспечения, поскольку в качестве одного из субъектов и в том и в другом случае может выступать государственный орган, наделенный специальной компетенцией. Однако другие особенности, о которых говорилось выше, здесь также налицо.

Учение о методе права социального обеспечения позволяет завершить отграничение этой отрасли от трудового и административного права и по способам, применяемым законодателем в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению граждан. Главным отличительным признаком является способ возникновения правоотношения. В трудовом праве — это договор, в административном — обязательное предписание, а в праве социального обеспечения — это волеизъявление гражданина как один из юридических фактов в юридических составах, с которыми законодатель связывает возникновение, изменение либо прекращение отношения.

Сближение права социального обеспечения с трудовым и административным правом обнаруживается в применении законодателем таких общих для всех этих отраслей приемов регулирования, как сочетание централизованного установления прав и обязанностей субъектов отношений с региональным и муниципальным в силу разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами, закрепленного в Конституции РФ. Общим приемом регулирования для права социального обеспечения и административного права следует признать использование в основном императивного метода и исключение, как правило, договорного регулирования отношений по социальному обеспечению, в связи с чем и та, и другая отрасль относятся к публичному праву, в то время как трудовое относится к частному праву.

Читайте так же:  Госуслуги уход за престарелыми 80 лет

Учение о системе отрасли научно обосновывает деление системы отрасли на Общую и Особенную части и раскрывает структуру каждой из них, подчеркивая при этом, что системы отрасли не завершили еще своего формирования. Благодаря научному анализу системы законодательства о социальном обеспечении обоснованы перспективы его дальнейшего совершенствования и необходимость принятия кодификационных актов, законодательно закрепляющих систему отрасли.

Право социального обеспечения как научная дисциплина также имеет свою систему, состоящую, как и отрасль, из Общей и Особенной частей, однако структура системы науки внутри этих частей не совпадает со структурой отрасли, поскольку предмет науки значительно шире предмета отрасли.

В Общей части науки рассматривается понятие социального обеспечения как определенного социально-экономического явления, присущего всем странам, независимо от их общественно-экономического строя; раскрывается состояние российской системы социального обеспечения на современном этапе; анализируются формы социального обеспечения; дается понятие отрасли, ее предмета, метода, системы, принципов правового регулирования. В Общей части рассматриваются учения о правоотношениях в сфере социального обеспечения и его источниках; история возникновения права социального обеспечения, обосновываются перспективы его дальнейшего развития.

Особенная часть права социального обеспечения в целом совпадает с Особенной частью отрасли. Здесь знания распределены по определенным институтам, поскольку они являются результатом научного анализа норм соответствующих институтов отрасли, однако это знания не только о содержании правовых норм, но и о социальной эффективности правового регулирования отношений нормами того или иного правового института отрасли. В этой части содержится научная постановка проблем, требующих разрешения.

В Особенной части науки права социального обеспечения рассматривается международно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения, а также дается общая характеристика зарубежного законодательства о социальном обеспечении. Следовательно, Особенная часть науки, как и ее Общая часть, значительно шире соответствующих частей отрасли права социального обеспечения.

Отличие науки от отрасли проявляется и в методе. Для отрасли — это совокупность приемов и способов правового регулирования данного комплекса общественных отношений. Для науки — это приемы и способы научного познания общественных явлений.

В отличие от отрасли, которая отграничивается от других отраслей не только по предмету, но и по специфическому методу правового регулирования, наука применяет общенаучные методы познания. Прежде всего это диалектический метод познания, когда все явления действительности изучаются в их развитии и самодвижении. Как правовая наука право социального обеспечения использует общие для всех правовых наук методы исследования: системный анализ; обобщение нормативных, научных и практических материалов; исторический подход; частнонаучные методы — сравнительного правоведения, логический, технико-юридический и др.

Кроме того, данная наука заимствует методы, характерные для других, неправовых наук: социологический опрос, мониторинг, статистический анализ и другие методы, применяемые при исследовании различных социальных явлений, каковым, бесспорно, является социальное обеспечение населения.

http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/pravo-sotsialnogo-obespecheniya-kak-nauchnaya-116774.html

8. Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины

Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения как научная дисциплина – это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

В предмет науки входит, прежде всего, сама отрасль права как система правовых норм. Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Право социального обеспечения как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного познания. Она пользуется общим методом познания – диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический. Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.

Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей. Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования, источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли. Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

9. Предмет права социального обеспечения

Существует множество определений права социального обеспечения и как одно из них это – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств федерального, местных бюджетов лиц, достигших пенсионного возраста, инвалидов, безработных, семей с детьми и других социально слабых групп населения, по оказанию бесплатной медицинской помощи в рамках базовых программ обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию в пределах государственных стандартов. Указанные, а также некоторые другие отношения, образуют предмет самостоятельной отрасли права – права социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения. В настоящее время в предмет права социального обеспечения включаются следующие группы общественных отношений:

Читайте так же:  Индексация пенсий в феврале неработающим

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (медицинское обслуживание, социальное обслуживание инвалидов, престарелых и иных категорий людей и т.д.);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения (они обычно предшествуют материальным отношениям).

Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — это комплекс общественных отношений материального и процедурно—процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Таким образом, предмет ПСО составляет три блока отношений:

1.Отношения по поводу денежных выплат, их виды: по поводу обеспечения пенсиями; обеспечения пособиями; обеспечения компенсационными выплатами; обеспечения страховыми выплатами;

2.Отношения, возникающие по поводу натуральных видов социального обеспечения: по поводу представления бесплатной или на льготных условиях медицинской помощи; по поводу представления бесплатной или на льготных условиях социальной помощи на дому; по поводу представления протезно-ортопедической помощи; по поводу санитарно-курортного лечения; по поводу представления содержания детей в воспитательных и образовательных учреждениях; по поводу представления профессионального обучения и трудоустройства молодежи; по поводу предоставления транспортных средств инвалидам.

3.Отношения, процедурно-процессуального характера: по поводу установления юридических факторов; по поводу реализации права на отдельные виды социального обеспечения; по поводу защиты нарушенных прав.

10. Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения

Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права.

Особенности метода права социального обеспечения:

-сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

-специфические способы определения содержания правоотношений;

-отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;

-установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;

-специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

-cочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер. 2.Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ).

-cпецифика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.

-административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан.

Ст. 72Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия:

-в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.);

-в индивидуальном трудовом договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/4649581/page:6/

Понятие права социального обеспечения как научной дисциплины
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here