Понятие правоотношений в праве социального обеспечения

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Понятие правоотношений в праве социального обеспечения". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Правоотношения по социальному обеспечению

Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли.

Все правоотношения по социальному обеспечению — это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения.

Правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, т.е. предписанное нормами права правомерное поведение субъектов права в определенных отношениях.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер , когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения:

  • процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;
  • основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
  • процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.
  • для назначения вида обеспечения;
  • для получения вида обеспечения;
  • для рассмотрения спора о социальном обеспечении;

2. по видам социального обеспечения:

  • пенсионные;
  • по поводу пособий и иных социальных выплат;
  • по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;
  • по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

3. по срокам правоотношений:

  • длящиеся постоянно;
  • до конкретного определенного срока (т.е. периодические);
  • разовые (единовременные);

4. по формам социального обеспечения:

  • государственное социальное страхование;
  • социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета;
  • дополнительные виды добровольного страхования.

Субъекты и объекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечени я, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение .
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

§ 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

Правоотношение — одно из важнейших звеньев правового механизма, обеспечивающего реальную жизнь права как регулятора общественных отношений. Правоотношения входят в систему общественных отношений (экономических, политических, социальных, нравственных и т.

Правоотношения представляют собой форму тех индивидуально-волевых общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию и «выражают особую общественную связь между лицами, связь через права и обязанности» [97] . Поскольку участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов, одной из важнейших предпосылок существования правоотношений является наличие трех элементов: нормативной базы, юридических фактов и субъектов права. Сочетание этих элементов необходимо не только для возникновения, но и для изменения и прекращения правоотношения.

Читайте так же:  Досрочная пенсия лесозаготовки

В теории права к признакам правоотношения относят также индивидуализацию, которая выражается в том, что участники правоотношения четко определены нормой права и ею же очерчено их поведение. При этом индивидуализация может быть как двусторонней, когда поименно определены обе стороны, так и односторонней. В последнем случае индивидуализирована лишь одна сторона — управомоченный субъект.

В зависимости от степени индивидуализации правоотношения делят на относительные и абсолютные. Правоотношения по социальному обеспечению безусловно являются относительными, поскольку все участники таких отношений четко определены законом и никакие другие лица (органы) прав и обязанностей в них не имеют [98] .

Правовые отношения всегда носят волевой характер, который выражается в том, что они связаны, во-первых, с государственной волей, выраженной в праве, и, во-вторых, с индивидуальной волей, поскольку правоотношение реализуется по воле его участников. Значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается именно по воле их субъектов.

Правоотношения по социальному обеспечению также носят волевой характер: в нормах права, регламентирующих распределение части валового внутреннего продукта в форме материальных благ и услуг через систему социального обеспечения, выражена воля государства, в связи с чем эти отношения им охраняются. Кроме того, для возникновения такого правоотношения необходимо, наряду с другими юридическими фактами, и волеизъявление. Причем в отличие от иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, для возникновения правоотношения по социальному обеспечению не требуется волеизъявления обоих его субъектов, а достаточно лишь волеизъявления гражданина, реализующего конституционное право на социальное обеспечение. Второй субъект на основании такого волеизъявления и при наличии соответствующих юридических фактов обязан предоставить требуемый вид социального обеспечения.

Специфической особенностью правоотношения по социальному обеспечению является существование его в реальной жизни лишь как конкретного видового правоотношения. В. С. Андреев отмечал, что правоотношение по социальному обеспечению — это научная абстракция, поскольку на практике не возникает «некоего» единого обеспечительного правоотношения, в котором гражданин реализует свои права на все виды социального обеспечения и обслуживания [99] .

Таким образом, видовое многообразие правоотношений по социальному обеспечению сочетается с их целевой общностью. Видов правоотношений по социальному обеспечению только же, сколько видов социального обеспечения, так как право на тот или иной вид такого обеспечения может быть реализовано только через соответствующее правоотношение. Объединенные целевой общностью эти правоотношения в совокупности представляют собой системное образование, каждый элемент которого (конкретное видовое правоотношение), с одной стороны, относительно самостоятелен, а с другой — вместе с другими элементами составляет единое целое, обладающее общими признаками, присущими каждому элементу данной системы в отдельности.

Несмотря на многообразие правоотношений по социальному обеспечению, они могут быть сгруппированы как части единого целого не только по видовому признаку, но и в зависимости от той цели, ради достижения которой они возникли. В основу такой классификации положено также содержание правовых норм, регулирующих эти отношения. На основании юридических норм одни правоотношения возникают лишь как необходимая предпосылка для возникновения другого — основного — правоотношения, позволяющего гражданину реализовать право на конкретный вид социального обеспечения, т. е. получать определенное материальное благо. В первом случае речь идет о правоотношениях процедурного характера, предшествующих, как правило, основному правоотношению, а во втором — о правоотношениях основных, которые по своему характеру являются материальными. Именно материальные отношения, будучи правовыми, опосредуют отношения экономические, связанные с распределением части валового внутреннего продукта по системе социального обеспечения.

В зависимости от функционального назначения правоотношений они подразделяются в теории права на регулятивные и охранительные. Указанные выше группы отношений как процедурного, так и материального характера относятся к числу регулятивных.

В систему правоотношений по социальному обеспечению входят также правоотношения, возникающие в связи с защитой гражданином нарушенного права: правоотношения по рассмотрению жалоб и споров по вопросам социального обеспечения. Это, безусловно, охранительные отношения.

Многообразие правоотношений материального характера обусловлено тем, что право на каждый вид социального обеспечения реализуется посредством конкретного правоотношения. В то же время это позволяет провести научно обоснованную классификацию этих отношений, имеющую как теоретическое, так и практическое значение. Критерии классификации могут быть нескольких уровней — от общего к частному, но все они связаны с таким элементом правоотношения, как его объект.

Общим объектом таких отношений, как уже отмечалось, является определенное материальное благо, на которое направлено правоотношение. Таким благом могут быть как денежные выплаты, так и различные социальные услуги (социальное обеспечение в «натуральной форме»). В связи с этим методом научной абстракции в общей системе материальных правоотношений можно выделить два относительно самостоятельных крупных блока правоотношений: 1) правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам денежных выплат по системе социального обеспечения; 2) правоотношения, возникающие по поводу «натуральных» видов социального обеспечения. Данная классификация необходима, но она не позволяет еще выявить особенности правоотношений, обусловленные видовым различием в денежных выплатах и социальных услугах. Поэтому крайне важен следующий уровень классификации также по объекту правоотношения в зависимости от вида денежной выплаты. По этому критерию первый блок правоотношений охватывает следующие их группы: а) пенсионные правоотношения; б) правоотношения по поводу пособий; в) правоотношения по поводу компенсационных выплат.

Виды денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации) имеют еще и внутривидовую дифференциацию (пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии; пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.; компенсации: за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, супругу военнослужащего, студенту за время академического отпуска по медицинским показаниям, учащимся на питание и др.), в связи с чем указанные выше группы правоотношений классифицируются на соответствующие виды, обусловленные видом пенсии, пособия, компенсации. Данный уровень классификации позволяет раскрыть особенности каждого вида правоотношения не в аспекте научной абстракции, а как реально существующего.

Читайте так же:  Учебный отпуск льготная пенсия

Комплекс «натуральных» видов социального обеспечения, в который с определенной долей условности включаются и льготы по системе социального обеспечения, также достаточно широк и охватывает многообразные виды социальных услуг и льгот. В связи с их предоставлением возникает множество правоотношений, соответствующих видам социальных услуг, право на которые граждане реализуют в качестве субъектов таких правоотношений.

Выше указывалось, что по целевому назначению все правоотношения по социальному обеспечению подразделяются на отношения материального и процедурного характера. Процедурные правоотношения в зависимости от конкретной цели, для достижения которой они возникли, классифицируются на следующие группы: 1) по поводу установления юридических фактов, необходимых для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению; 2) по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения; 3) в связи с рассмотрением жалоб и споров по вопросам, связанным с социальным обеспечением граждан. Таким образом, диапазон классификации процедурных правоотношений гораздо меньше, чем материальных.

В учебной литературе в качестве самостоятельного критерия классификации правоотношений по социальному обеспечению указывается срок их функционирования [101] . Этот критерий практического значения не имеет, поскольку в отрыве от вида и условий обеспечения он не является существенным признаком правоотношения.

На современном этапе представляется спорной и классификация правоотношений «по формам социального обеспечения» (государственное социальное страхование; социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета; дополнительные виды добровольного страхования [102] ). Во-первых, непонятно, о каких видах правоотношений в данном случае идет речь. Если о правоотношениях, возникающих по поводу финансирования и управления социальным обеспечением, то такая классификация правомерна, но в системе финансового и административного права. Правоотношения по социальному обеспечению граждан (как работников или как членов общества, без какой-либо связи с трудом) всегда своим объектом имеют конкретное материальное благо, в связи с чем подразделяются на виды, обусловленные видами обеспечения, независимо от того, в порядке какой именно организационно-правовой формы предоставляется данный вид социального обеспечения.

В перспективе, когда законодательно будут закреплены относительно обособленные системы социального обеспечения с учетом особенностей их организации и, главное, особенностей финансирования социального обеспечения, очевидно, возникнет необходимость в классификации правоотношений по социальному обеспечению на соответствующие блоки, с учетом финансовых источников, гарантирующих обеспечение.

Общая характеристика и виды правоотношений по социальному обеспечению.

Правоотношение по социальному обеспечению – это возникающие на основе юридических фактов отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите по независящим от них обстоятельствам, в которых граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, пособия, компенсации либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несет юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

Многие аспекты правоотношений советского социального обеспечения исследованы в трудах Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, Е.И. Астраханова, Р.И. Ивановой и др.

В зависимости от того, результатом реализации какой нормы являются правоотношения, их можно разделить на материальные, процедурные и процессуальные. Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности престарелых и нетрудоспособных лиц в материальных средствах, в охране здоровья, в содержании и воспитании детей.

Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.

В зависимости от видов обеспечения правоотношения по социальному обеспечению классифицируются на: а) пенсионные; б) по поводу пособий и компенсационных выплат; в) по поводу социального обслуживания. Такая классификация позволяет выявить лишь общие видовые различия правоотношений в сфере социального обеспечения, но не дает представления о конкретных их элементах (субъектах, объекте, содержании, основании возникновения, изменения и прекращения). Указанная выше классификация дополняется другой, позволяющей раскрыть признаки реально существующего в жизни правоотношения в зависимости от специфики юридических фактов, влекущих его возникновение. Так, например, пенсионные правоотношения в свою очередь классифицируются на виды, обусловленные видом самой пенсии.

Наиболее традиционной остается классификация материальных правоотношений по видам обеспечения на: 1) пенсионные; 2) по поводу пособий и компенсационных выплат; 3) по социальному обслуживанию. Но она является обобщенной и требует конкретизации. Это пенсионные правоотношения в связи: 1) с выплатой трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); 2) по выплате социальных пенсий, за выслугу лет и т.д.

Правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат охватывают многообразные отношения, возникающие в связи с предоставлением гражданину того или иного вида пособия (например, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице, на детей, ритуальные пособия и др.) либо той или иной компенсационной выплаты (матери или другому лицу, за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; студентам и аспирантам за время академического отпуска по медицинским показаниям; неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за престарелыми, инвалидами I группы, детьми-инвалидами до 16 лет и др.). Правоотношения по поводу социального обслуживания с свою очередь классифицируются также на виды в зависимости от вида той или иной социальной услуги, предоставляемой гражданину (медико-социальное обслуживание бесплатно либо на льготных условиях, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, содержание в учреждениях социальной защиты населения, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их транспортными средствами и средствами передвижения, протезирование и др.).

Читайте так же:  Условия получения инвалидности при онкологии

Указанную выше классификацию правоотношений в сфере социального обеспечения необходимо хорошо знать, поскольку не существует какого-либо единого сложного правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого гражданин был наделен субъективным правом на получение всех либо сразу нескольких видов социального обеспечения. В то же время, при наличии соответствующих юридических фактов, гражданин может быть субъектом одновременно нескольких, параллельно существующих правоотношениях (например, в пенсионном правоотношении по поводу трудовой пенсии по старости, в правоотношении по поводу пособия по временной нетрудоспособности, в правоотношении по поводу медико-социальной помощи и лечения и др.). Все эти отношения различаются по субъекту, обязанному предоставить тот или иной вид социального обеспечения; по объекту, по содержанию, по сроку действия, по основаниям возникновения.

По сроку действия правоотношения по социальному обеспечению являются, как правило, длящимися. При этом в зависимости от конкретной продолжительности времени, в течение которого они функционируют, их можно разграничить на существующее неопределенное время (например, пенсионное правоотношение в связи с пенсией по старости или по инвалидности, если инвалидность установлена без срока переосвидетельствования; правоотношение в связи с содержанием в учреждении социального обеспечения престарелого и др.) и существующие в течение определенного срока (например, пенсионное правоотношение в связи с пенсией по случаю потери кормильца на детей; правоотношение в связи с профессиональным обучением и трудоустройством инвалида и др.)

В некоторых случаях правоотношения, возникнув, тут же прекращаются, если они возникли, например, в связи с реализацией права на какую-либо единовременную выплату (например, пособие в связи с рождением ребенка; пособие на погребение и др.).

Субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения – это граждане и государственные (либо иные) органы, которые в силу норм права могут выступать как носители субъективных юридических прав и обязанностей. К числу граждан относятся: достигшие пенсионного возраста, временно нетрудоспособные, инвалиды, семьи с детьми; семьи, потерявшие кормильца, безработные, вынужденные переселенцы и беженцы и другие. К числу органов, осуществляющих социальное обеспечение и выступающих в качестве субъектов правоотношений, следует относить: органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, предоставляющие гражданам медико-социальную помощь и лечение; органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (министерств обороны, внутренних дел, службы занятости, органы муниципальной власти; органы профессиональных союзов либо конкретное предприятие, учреждение, организация, предоставляющие работающим социальную помощь на основании локальных норм права.

Объектом рассматриваемых правоотношений выступает определенное материальное благо, адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсационной выплаты, либо определенного рода социальной услуги.

Содержанием правоотношений по социальному обеспечению является совокупность субъективного права гражданина получить тот или иной вид социального обеспечения и соответствующей этому праву юридической обязанности управомоченного органа предоставить его. При этом правомочие гражданина предусматривает не только возможность получения определенного вида социального обеспечения, но и получение его в установленном законом порядке, размере, а в некоторых случаях и с определенной периодичностью (например ежемесячно). Обязанный субъект должен гарантировать реализацию субъективного права гражданина в полном объеме.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъектами процедурных и процессуальных отношений со стороны граждан являются те же категории, что и в материальных отношениях. Что касается другого субъекта – государственного или иного органа, то наряду с субъектами материальных отношений могут быть и другие (например, администрация предприятия, обязанная представить работника к назначению пенсии в связи с его обращением; экспертный орган, в компетенцию которого входит установление факта инвалидности и др.).

Объектом данного вида отношений является не материальное благо, а определенное юридическое действие (например, представление к пенсии; принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещений в дом-интернат, предоставление транспортного средства и т.д.).

Содержание процедурных и процессуальных отношений – это совокупность права гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанности такого органа его принять.

Основанием возникновения названных выше отношений является, как правило, соответствующее обращение гражданина, направленное на реализацию права на тот или иной вид социального обеспечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правоотношения по социальному обеспечению: понятие, виды

Понятие правоотношений

Правоотношениями по социальному обеспечению являются отношения государственных органов (различные организации или субъекты, наделенные полномочиями) и физических лиц, регулируемые правовыми нормами и связанные с оказанием услуг, льгот, денежных выплат.

Основой структуры таких правоотношений выступают финансовые правоотношения, так как непосредственно они позволяют удовлетворить нужды лиц, которые пострадали от социального риска в плане денежных средств, обеспечения неработоспособных, безопасности здоровья. Данные правоотношения условны, потому что права и обязанности возникают у обеих сторон.

Особенность таких отношений в том, что физические лица, состоящие в них, имеют право на предоставление им пенсий, субсидий, льгот или услуг, при условии соблюдения имеющихся законов, а государственные органы должны ими обеспечить.

Они являются имущественными, так как они образуются при необходимости предоставить субъектам пенсии, услуги и пособия, что осуществляется в пределах трех существующих организационно-правовых форм:

  • обязательного социального страхования;
  • социального обеспечения;
  • помощи на уровне государства.

Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из (иное толкование правосубъектности в соответствии с ТГП):

  1. правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);
  2. дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);
  3. деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).
Читайте так же:  Пенсия работающим пенсионерам последние изменения

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная , а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению , например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

  1. государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
  2. органы службы занятости (по пособиям по безработице);
  3. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
  4. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
  5. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
  6. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
  7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Виды социального обеспечения

В этих социально-правовых формах можно произвести разделение имущественных правовых отношений на виды:

  • пенсионные;
  • отношения в области:
    • пособий и других социальных выплат;
    • оказания бесплатной медицинской помощи;
    • бесплатного и льготного предоставления лекарств;
    • бесплатного и льготного социального обслуживания.

Данная система достаточно обобщена и нуждается в более конкретной детализации. Например, пенсионные правоотношения можно собрать в отдельные классы (тип которого зависит от особенности юридических фактов и видов материальных источников):

  • выплат трудовых, социальных пенсий (по возрасту, инвалидности, в случае утраты кормильца);
  • выплат пенсий по стажу и другие виды государственных пенсий, которые обеспечивают бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет.

Правовые отношения, связанные с выплатами пособий, могут быть разными. Их можно аналогично разделить, учитывая организационно-правовые формы, на следующие виды отношений:

  • социально-страховые;
  • социально-обеспечительные;
  • по предоставлению социальной помощи.

Первые из них можно разделить на несколько подвидов, в зависимости от типа страхования:

  • по краткосрочной неработоспособности;
  • по беременности и родам;
  • в связи с рождением ребенка;
  • на период декретного отпуска, до наступления возраста полутора лет.
Читайте так же:  Налоговые льготы по местным налогам могут устанавливаться

По причине заболевания, утраты работоспособности и по иным причинам ввиду ухудшения состояния здоровья могут возникать материально-правовые отношения по предоставлению следующих видов бесплатной медицинской социальной помощи гражданам:

  • диспансерное наблюдение;
  • первичная медико-санитарная помощь;
  • скорая медицинская помощь.

Также в нее входит лечение на дому, в государственных или муниципальных стационарах, частных клиниках по обязательному медицинскому страхованию, обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения бесплатно или по льготам и т.д.

По социальному обслуживанию правовые отношения существуют:

  • по предоставлению бесплатных или льготных социальных услуг на дому;
  • по содержанию в стационарах социальной защиты;
  • по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов;
  • по предоставлению транспортных средств инвалидам;
  • по протезированию и т.п.

На практике нет такого вида социального обеспечения, который бы наделял гражданина правом на получение всех видов выплат и услуг единовременно. Но при определенных юридических фактах, субъект может являться участником нескольких видов отношений единовременно.

Инвалиды ВОВ могут единовременно быть субъектом в двух и более правовых отношениях, касаемо выплаты трудовой пенсии по старости, инвалидности, по государственному пенсионному обеспечению, по протезированию, предоставлению транспортного средства.

Имущественные правоотношения могут быть разными по субъектам, объектам, содержанию, юридическим фактам и срокам. Многие правоотношения по социальному обеспечению образуются, видоизменяются и заканчиваются по причине сложного юридического состава, иными словами, комплекса юридических фактов (происшествий и действий). Это означает, что отсутствие хотя бы одного из важных фактов затрудняет появление или изменение правовых отношений.

Прекращение правовых отношений в случае единичного юридического факта (например, смерти субъекта).

Правовые отношения социального обеспечения по продолжительности действия можно разделить на три категории:

  • с единоразовым исполнением обязанностей (все виды правовых отношений касаемо единовременных пособий);
  • с известным сроком действия по времени:
    • пенсионные правовые отношения по причине утраты кормильца – до достижения субъектом совершеннолетия, учащимся – 23 лет;
    • все виды правовых отношений, связанных с назначением детских пособий и т.д;
  • с условно неизвестным сроком действия по времени:
    • пенсионные правовые отношения по старости, инвалидности;
    • с выплатой пособия по временной нетрудоспособности;
    • с содержанием инвалидов и престарелых в домах-интернатах и т.д.

В вопросах, связанных с предоставлением денежных выплат (пенсий, пособий и т.д) правовые отношения являются социально-обязательственными.

Появление и содержание правовых отношений по поводу выплат пенсий и пособий не относится к заключению договора.

Исключением с 2013 года являются правовые отношения, связанные с выплатами накопительной части трудовой пенсии между пенсионером и НПФ. Застрахованное лицо лично заключает с негосударственным пенсионным фондом договор пенсионного страхования, чтобы по достижению пенсионного возраста получать накопительную часть трудовой пенсии по старости.

Медицинские и социальные услуги в отличие от выплат, наоборот могут быть оказаны лишь на основании заключенного договора, который влечет за собой соответствующие социально-обязательственные правовые отношения.

Данные виды правовых отношений имеют точный правовой регламент, по причине того, что все права и обязанности их участников установлены законом и их изменение по соглашению сторон невозможно.

Даже в случаях с заключением договора или, если допустимо усмотрение государственного органа, пределы договорной свободы и разрешенные меры усмотрения строго ограничены законом. В рассмотренных правовых отношениях стороны имеют равные права, но, хоть одним из субъектов является государственный орган или его уполномоченное лицо, элементов власти и подчинения в них нет.

В правовых отношениях социального обеспечения государственный орган или иные уполномоченные субъекты выступает в качестве исполнителя социальных обязательств государства перед субъектами, которые пострадали от соц. риска.

Процедурные правовые отношения

Имущественные правовые отношения, связанные с предоставлением выплат ежемесячно или периодически, медицинских и социальных услуг носят длительный характер. Осуществлению имущественных правовых отношений предшествуют или возникают единовременно с ними процедурные правовые отношения. В них государственный орган или иной уполномоченный субъект решает по поводу назначения какого-либо точного вида социального обеспечения для обратившегося к нему субъекту.

Так, в имущественных правоотношениях, связанных с выплатами пенсий или пособий, государственный орган практически является исполнителем своего решения.

Процедурные правовые отношения делятся на следующие категории:

  • по установлению юридических фактов (например, группы и причины инвалидности, продолжительности стажа и т.д);
  • принятию решений об отказе или предоставлении конкретных видов соц. обеспечения.

Они правоприменительные и связаны с осуществлением материальных отношений. Юридическим фактом, который влечет за собой процедурные правовые отношения, является заявление субъекта или его представителя с прошением подтвердить какой-либо определенный факт и обеспечить ему определенный вид социального обеспечения.

Наряду с этим, субъект как в праве требовать рассмотрения его просьбы компетентными органами, так и должен нести обязательства по предъявлению доказательств наступления необходимых юридических фактов.

Процедурные отношения заканчиваются принятым постановлением, котором будет указано наличие или отсутствие обстоятельств, подкрепленных юридически, о предоставлении определенного вида соц. обеспечения или об отказе.

Главным моментом в этих отношениях являются сроки, в период которых обязаны осуществлять юридическую деятельность. Просрочки без уважительных оснований влекут отказ в соответственном виде социального обеспечения.

Субъект вправе оспорить вынесенное решение в вышестоящем органе или суде.

В период рассмотрения такого спора вышестоящим органом (например, здравоохранения или социальной защиты) образуются административно-процессуальные правовые отношения, а если он рассматривается судом, то отношения гражданско-процессуальные.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правоотношения, в которых разрешают споры в вышестоящем органе внебюджетных фондов значатся процессуально-правовыми отношениями в области социального обеспечения.

Источники

Понятие правоотношений в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here