Пособие по безработице является элементом какой политики

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Пособие по безработице является элементом какой политики". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

ЕГЭ. Экономика. Тема 24. Безработица

Безработица – это социально-экономическое явление, которое характеризуется наличием лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.

Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Рабочая сила страны = занятые + безработные

Причины безработицы:

  • внедрение новых технологий, оборудования, что приводит к излишеству рабочей силы или необходимости принимать на работу более квалифицированных специалистов
  • экономический спад, депрессия, что вынуждает работодателей снижать количество работников
  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимальной заработной платы снижает рост спроса на рабочую силу
  • особенности сезонных работ
  • демографическая ситуация в стране
  • добровольный уход с работы
  • первое появление на рынке труда и др.

Безработный и неработающий – это разные понятия. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвали­ды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

  • не имеют работы (доходного занятия);
  • занимаются поисками работы, т.е. обратились в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • готовы приступить к работе.

Виды безработицы

  • Вынужденная возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.
  • Добровольная связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.
  • зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу, официально взято на учет.
  • маргинальная — безработица слабо защищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов, так как их берут на работу в последнюю очередь.

экономические науки

  • Юсупова Елизавета Александровна , студент
  • Дальневосточный федеральный университет
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
  • ЗАНЯТОСТЬ

Внешние формы проявления безработицы:

Открытая – ситуация на рынке труда, при которой индивид осознает, что он лишен работы, и официально регистрируется в службе занятости (на бирже труда )или не регистрируется (часть активного населения, предпочитающая работать на себя, то есть неофициально, скрывая свои доходы от государства, или, так называемые, тунеядцы, люди, не жалующие работать по своим жизненным убеждениям).

Скрытая – характеризуется неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день;

Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

Застойная – длительная безработица( более 18 месяцев), чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

Ловушка бедности – ситуация, при которой безработный, получающий пособие по безработице, прекращает поиски работы, так как возможная зарплата меньше пособия по безработице.

Пособие: первые три месяца 75%, последующие четыре- 65 %, затем – 45%. Платится не больше 12 месяцев.

Негативные экономические и со­циальные последствия безработицы:

  • Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества
  • Снижение налоговых поступлений
  • Снижение уровня жизни насе­ления
  • Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
  • Ухудшение психологического состояния безработного, моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании,
    росту преступности

Позитивные последствия безработицы:

  • Формирование мобиль­ного «резерва» рабочей си­лы, который можно задей­ствовать при расширении производства
  • Сдерживание требова­ний профсоюзов в части по­вышения заработной пла­ты, что снижает предпола­гаемый уровень инфляции
  • Усиление трудовой мотивации работающих, так как появляется опасение потерять ра­боту

Пути преодоления безработицы

Фрикционная

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целее

Структурная

  • создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются
  • повышение квалификации работников

Маргинальная

  • социальная защита слабо защищённых слоёв населения;
  • борьба с преступностью.

Циклическая

  • проведение стабилизационной политики;
  • создание дополнительных рабочих мест государством.

Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наёмными работниками. Биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест.

Направления деятельности государственных бирж труда:

  • помощь в поиске работы
  • изучение спроса и предложения рабочей силы
  • предоставление информации о требующихся профессиях
  • профессиональная ориентация молодёжи
  • учёт безработных
  • выплата пособия по безработице.

В России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения.

Документы для регистрации в Центре занятости

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • документы об образовании и профессиональной квалификации;
  • справка о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий ее (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости);

Безработными не являются:

  • лица, не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, кому назначена трудовая пенсия по старости , в том числе досрочно, либо пенсия за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера;
  • впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности) и отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов профподготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • если установлен факт представления гражданином при регистрации документов, содержащих заведомо ложные или недостоверные сведения;
  • если в период до признания безработным гражданин без уважительных причин не явился в службу занятости для предложения ему подходящей работы.

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Читайте так же:  Гарантии пенсионного обеспечения

Пособие не может выплачиваться более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Безработные граждане, которым так и не удалось устроиться на работу по истечении первого периода выплаты пособия, имеют право на повторное получение пособия по безработице. Общий период выплаты пособия для них не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев (п. 4-5 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).

Пособие по безработице является элементом какой политики

Какие два показателя макроэкономической нестабильности указывает автор в своем тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните, почему безработица является противоречивым явлением.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24.

Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Также безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве. Она как сложное и противоречивое макроэкономическое явление остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Думается, сказанному трудно возразить, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый “индекс нищеты”, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально-экономического развития общества, безработица неминуемо влечет за собой такие экономические последствия как: снижение объема ВВП, которое приводит к снижению налогов, поступающих государству, увеличение расходов государства по мере своего роста, утрата квалификации, сокращение производства, снижение жизненного уровня.

Следует отметить, что проблемы социального характера, вызванные безработицей — это очень важная проблема. Для каждого человека безработица заключается в потере постоянно получаемого дохода, усилении социальной напряженности, снижении трудовой активности, увеличении социальной дифференциации, обострении криминогенной ситуации. Очевидно, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему и выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство должно предпринимать меры для борьбы с ней. Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.

Влияет ли, по мнению автора, безработица на человека? Укажите три примера подобного влияния, указанных автором в тексте.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

— без­ра­бо­ти­ца пред­став­ля­ет собой мак­ро­эко­но­ми­че­скую про­бле­му, ока­зы­ва­ю­щую наи­бо­лее пря­мое и силь­ное воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка.

2) Приведены примеры:

— для каж­до­го че­ло­ве­ка без­ра­бо­ти­ца за­клю­ча­ет­ся в по­те­ре по­сто­ян­но по­лу­ча­е­мо­го до­хо­да;

— для каж­до­го че­ло­ве­ка без­ра­бо­ти­ца за­клю­ча­ет­ся в уси­ле­нии со­ци­аль­ной на­пря­жен­но­сти;

— для каж­до­го че­ло­ве­ка без­ра­бо­ти­ца за­клю­ча­ет­ся в сни­же­нии тру­до­вой ак­тив­но­сти;

— уве­ли­че­ние со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции;

— обостре­ние кри­ми­но­ген­ной си­ту­а­ции;

— по­те­ря ра­бо­ты для боль­шин­ства людей озна­ча­ет сни­же­ние жиз­нен­но­го уров­ня;

— по­те­ря ра­бо­ты на­но­сит пси­хо­ло­ги­че­скую трав­му;

— оче­вид­но, что без­ра­бо­ти­ца яв­ля­ет­ся фак­то­ром, по­ни­жа­ю­щим за­ра­бот­ную плату.

Пособие по безработице является элементом какой политики

Кто может претендовать на получение пособия по безработице?

1) строитель, утративший трудоспособность в результате производственной травмы

2) многодетная мать, которая не работает и не ищет работу

3) бухгалтер, который не работает, но ищет работу

4) электромонтер, работающий неполный рабочий день

Только при вынужденной безработице человек получает по ней пособие от государства.

Строитель из варианта 1 получит не пособие по безработице, а пособие по нетрудоспособности.

Правильный ответ указан под номером 3.

Если чис­лен­ность занятых в стра­не равна 29 млн человек, чис­лен­ность рабочей силы — 30 млн человек, то уро­вень безработицы равен

Расчет безработицы происходит по следующей формуле

Уровень безработицы = Количество безработных / рабочая сила * 100%

Количество безработных = численность рабочей силы — численность занятых = 30 — 29 = 1 млн

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Если численность безработных в стране равна 5 млн человек, численность занятых — 45 млн человек, то уровень безработицы равен

Читайте так же:  Средняя пенсия мвд в россии

Рассчитывается по формуле: u= (U / L)*100%

u — уровень безработицы

U — число безработных

L — рабочая сила (занятые + безработные)

u= (5 / (45+5))*100% = 10%

Правильный ответ указан под номером 1.

Кто из пе­ре­чис­лен­ных ниже граж­дан является струк­тур­ным безработным?

1) уво­лив­ший­ся учитель, рас­счи­ты­ва­ю­щий найти более лег­кую работу

2) женщина, на­хо­дя­ща­я­ся в от­пус­ке по уходу за ребенком

3) шахтер, уво­лен­ный в связи с за­кры­ти­ем нерентабельной шахты

4) медсестра, пе­ре­ехав­шая с мужем в дру­гой город

Структурная без­ра­ботица возникает из-за структурных сдвигов экономике, которые приводят к закрытию предприятий и исчезновению профессий, в данном примере — это шахтер.

УМК экономика

8. Дана зависимость AD и AS отВВП: AD = 1000 – 0,3 Y , AS = 200 +

+ 0,5 Y . Укажите величину равновесного ВВП.

9. Для условной макроэкономической системы объем ВНП составляет 11 млн ден. ед., потребительские расходы – 6 млн ден. ед., государственные расходы – 1 млн ден. ед., объем экспорта – 2 млн ден. ед., объем импорта – 1 млн ден. ед.

Рассчитаете объем инвестиций в экономику.

10. Для экономической системы характерна следующая зависимость потребительских расходов С от национального дохода Y : C = 100 + 0,8 Y. При объеме инвестиций I , равном 50 млрд ден. ед., определите равновесный уровень национального дохода.

Тема 12. Макроэкономическая нестабильность : экономические циклы , безработица и инфляция

1. Характеристика экономического цикла. Механизм циклических колебаний.

2. Безработица и ее формы.

3. Социально-экономические последствия безработицы.

4. Инфляция и ее виды.

5. Причины и последствия инфляции.

6. Антиинфляционная политика государства.

7. Проблемы безработицы и инфляции в России.

1. Раскрыть понятие экономического цикла и охарактеризовать его фазы.

2. Изучить формы безработицы.

3. Проанализировать социально-экономические последствия безработицы.

4. Рассмотреть понятие и виды инфляции, охарактеризовать ее причины.

5. Раскрыть взаимосвязь безработицы и инфляции.

6. Проанализировать роль государства в стабилизации экономических процессов.

Выберите правильный ответ и обоснуйте его.

1. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а) структурной безработицей; б) фрикционной безработицей; в) циклической безработицей;

г) все предыдущие ответы неверны.

2. Фазу подъема среднесрочного цикла характеризует рост:

а) цен; б) безработицы;

в) уровня производства; г) заработной платы.

3. К таким фазам классического экономического цикла, как кризис, депрессия, оживление, подъем, относится:

а) стремительное падение цен; б) незначительное повышение уровня производства; в) перепроизводство товаров;

г) приостановлениепаденияцен, стабилизация товарныхзапасов; д) повышение цен и сокращение безработицы.

4. Государство в фазе спада экономики:

а) повышает налоговые ставки; б) повышает процентные ставки по ссудам;

в) увеличивает государственные расходы; г) осуществляет ограничения в области проведения амортиза-

5. Фрикционная безработица связана:

а) со спадом производства; б) с введением новых технологий; в) с поисками новой работы;

Видео (кликните для воспроизведения).

г) с временной нетрудоспособностью.

6. Естественный уровень безработицы – это:

а) общая величина структурной и фрикционной безработицы; б) общая величина структурной и циклической безработицы; в) общая величина фрикционной и циклической безработицы; г) не ускоряющий инфляцию уровень безработицы.

7. Согласно закону Оукена двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического объема ВВП от реального составляет:

а) 2 %; б) 4 %; в) 3 %; г) 5 %;

д) больше 5 %; е) меньше 5 %.

8. При развертывании инфляционных процессов:

а) рост денежной массы предшествует росту цен; б) рост цен предшествует росту денежной массы;

в) формирование адаптивных инфляционных ожиданий предшествует статистическим ожиданиям;

г) рациональные ожидания предшествуют не ускоряющему инфляцию уровню безработицы.

а) при повышении уровня инфляции коэффициент монетизации увеличивается;

б) при повышении уровня инфляции коэффициент монетизации уменьшается;

в) при повышении уровня инфляции коэффициент монетизации не изменяется;

г) не существует никакой связи между уровнем инфляции и коэффициентом монетизации.

10. Величина инфляционного налога зависит:

а) от ставки прогрессивного налогообложения доходов физических лиц;

б) от темпа инфляции; в) от величины спроса населения на реальные кассовые остатки;

г) от темпа роста реального ВВП.

11. Взаимосвязь занятости и темпов роста товарных цен отражает:

а) кривая Лаффера; б) кривая Лоренца; в) кривая Филлипса;

г) коэффициент Оукена; д) коэффициент (индекс) Джини.

Упражнения и задания

1. Укажите, к каким формам безработицы относятся следующие

а) увольнение с работы в связи с уходом за детьми; б) увольнение в период кризиса перепроизводства; в) увольнение в связи с началом учебы;

г) увольнение шахтеров в связи с использованием альтернативных источников энергии.

2. Рассчитайте уровень безработицы, если численность занятых – 85 млн чел., безработных – 15 млн чел. Определите численность занятых, безработных и уровень безработицы, если через месяц было уволено 0,5 млн чел., а из числа официально зарегистрированных безработных прекратил поиск работы 1 млн чел.

3. И при инфляции спроса, и при инфляции издержек наблюдается повышение общего уровня цен в стране. Существует ли какойнибудь способ разграничения этих двух разновидностей инфляции? При каких ежегодных темпах инфляции можно проводить разграничение между инфляцией спроса и инфляцией издержек? Какой из указанных типов, на ваш взгляд, был характерен для российской инфляции 1992–1996 гг.?

4. Зная, что в базовом году количество экономически активного населения составляло 85 тыс. 500 чел., число занятых равнялось 80 тыс. 700 чел., а в последующем году соответственно 95 тыс. 300

и 87 тыс. чел., рассчитайте в каждом из них численность безработных и уровень безработицы. Как можно объяснить одновременный рост занятости и безработицы?

5. Укажите, чем отличается кризис перепроизводства от нарушения равновесия между спросом и предложением на определенный товар или в определенной отрасли.

6. Объясните, означает ли понятие «полная занятость» абсолютное отсутствие безработных.

7. Разъясните, что входит в понятие «естественный уровень безработицы». Разве безработица – это «естественное» явление для нормальной экономической ситуации?

8. Перечислите особенности структурного кризиса. Чем структурный кризис отличается от циклического?

Тема 13. Бюджетно — налоговая ( фискальная ) политика

1. Государственный бюджет и его структура.

2. Налоги и их виды. Кривая Лаффера.

3. Бюджетный дефицит и государственный долг.

4. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты. Ее особенности в России.

Читайте так же:  Документы для получения инвалидности по здоровью

1. Уяснить роль государственных финансов в развитии национальной экономики.

2. Раскрыть проблемы дефицита бюджета и государственного долга.

3. Выявить особенности бюджетно-налоговой политики государ-

4. Исследовать основные элементы налоговой системы. Проанализировать кривую Лаффера.

Выберите правильный ответ и обоснуйте его.

1. Если государство будет ежегодно стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет будет:

а) сглаживать колебания в пределах экономического цикла; б) усиливать колебания в рамках экономического цикла; в) способствовать ослаблению инфляции; г) стимулировать совокупный спрос.

2. При наличии дефицита государственного бюджета можно утверждать, что:

а) государство проводит стимулирующую фискальную политику; б) государство осуществляет фискальную политику любого типа; в) государство проводит сдерживающую фискальную политику; г) все перечисленное неверно.

3. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом:

а) сокращает частные инвестиции; б) приводит к увеличению ставок процента;

в) ведетксокращениюпроизводственного потенциала вбудущем;

г) все варианты верны.

4. Если в экономике действует пропорциональная система налогообложения (ставка налога 20 %), то область АВС на рисунке (G – государственные расходы; T – налоговые поступления; Y – доход, или реальный ВВП) показывает:

а) бюджетный дефицит 120 млн руб.; б) бюджетный профицит 200 млн руб.; в) сбалансированный бюджет; г) правильного ответа нет.

Государственная политика занятости и оценка её эффективности

Закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.91

Закон определяет сущность государственной политики занятости.

Методы государственное регулирование занятости и рынка труда

  • экономические — сохранение, развитие, создание рабочих мест с помощью финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики;
  • законодательные — принятие законов о труде и занятости, о гарантиях соблюдения прав граждан и ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство
  • организационные
  • социальная поддержка на период трудоустройства (пособия по безработице; материальная помощь семьям безработных; общественные оплачиваемые работы; стипендии на период обучения);
  • профессиональное обучение, переобучение, переквалификация органами по труду и занятости (система высшего, среднего и начального профессионального образования; система повышения квалификации и переподготовки кадров на производстве);
  • перераспределение работников и трудоустройство населения (межрегиональное перераспределение рабочей силы; работа на различных предприятиях).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. N 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год»

Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. N 1375
«О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год»

ГАРАНТ:

См. справку об изменении минимального и максимального размеров пособия по безработице

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить на 2019 год:

минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 8000 рублей — для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»;

минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 11280 рублей — для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Минимальный и максимальный размеры пособия по безработице не менялись с 2009 г. и составляют сегодня 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. С 1 января 2019 г. их повысят до 1 500 руб. и 8 000 руб. соответственно. При этом для граждан предпенсионного возраста максимальное пособие по безработице составит 11 280 руб. Это соответствует величине прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. N 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год»

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.

Пособие по безработице

ImageFlow / Shutterstock.com

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Формы безработицы

  • Фрикционная — поиск работником лучшей работы с лучшими условиями труда, это период от увольнения до следующего устройства на работу или поиск работы впервые.
  • Структурная – связана со структурными изменениями производства, усовершенствованием его, в результате чего работнику недостаточно знаний и умений

Фрикционная + структурная = естественная безработица

  • Циклическая связана с особенностями экономического цикла — спадами и подъёмами.
  • Сезонная – связана с сезонными особенностями той или иной деятельности (сельхозработы, туристический бизнес)
  • Институциональная – это вид безработицы, созданный государственными структурами, отвечающими за рынок труда, и факторами, воздействующими на распределение рабочей силы:
    • несовершенство в налоговой системе (например, пониженная ставка налога на доход неработающих физических лиц);
    • социальные гарантии для неработающего населения (например, установление правительством высокого уровня пособия по безработице);
    • недостаточная информированность центров занятости о возможных вакансиях.

Похожие материалы

В последнее время во многих странах остро встала проблема безработицы, которая имеет многочисленные последствия. Это не только такие экономические последствия как снижение доходов населения, потеря квалификации и отставание фактического ВВП от потенциального, но также различные психологические и социальные последствия: потеря работы часто приводит к психологическим стрессам, ухудшению криминогенной обстановки, нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Поэтому решение проблем занятости населения является одной из важнейших задач государства.

Несмотря на широкую исследованность вопроса специалистами различных профилей, остаются проблемные аспекты. В этой статье будет предпринята попытка изучить эти пробелы.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход. Регулирование занятости населения, поиск путей снижения и сглаживания последствий безработицы является одной из главных функций органов исполнительной власти, так как рабочая сила – основной ресурс экономики. [1]

Государственная политика занятости – это комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Политика занятости неразрывно связана со структурной, инвестиционной, кадровой политикой, политикой доходов и политикой в сфере трудовых отношений, которые в итоге определяют характер модели рыночной экономики.

Она носит многоуровневый характер: общегосударственный, региональный и локальный. Каждый их уровней состоит из четырех блоков: аналитического, программно-целевого, организационно-координирующего и ресурсно-обеспечивающего.

Читайте так же:  Сколько лет платят пособие по безработице

Политика занятости бывает двух видов: активная и пассивная.

Активная представляет собой совокупность мер (экономических, правовых, организационных), принимаемых государством для снижения уровня безработицы. Сюда входят активный подбор и поиск рабочих мест, переподготовка и обучение лиц, ищущих работу, финансирование и организация новых рабочих мест.

Пассивная политика занятости в основном сглаживает различные негативные последствия безработицы путем выплат пособий, доплат на иждивенцев и иных видов помощи.

Хотя с точки зрения текущих государственных расходов оба варианта экономичны, пассивная политика занятости оправдывает себя только при позитивных экономических перспективах, когда высока вероятность самостоятельного трудоустройства. В противном случае такая политика может оказаться недейственной и ухудшить ситуацию.

Существует система социальных амортизаторов, применяемых государством для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Эта система включает социальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. [2]

Первый элемент – регулирование занятости. Государство предпринимает следующие действия:

  1. Сокращает установленную продолжительность рабочего для и недели в период массовой безработицы;
  2. Рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками;
  3. Досрочное увольнение на пенсию работников государственного сектора, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
  4. Создание новых рабочих мест и организация общественных работ;
  5. Ограничение миграции и стимуляция репатриации.

Государство организует биржу труда, которая занимается учетом и трудоустройством безработных, изучает состояние рынка рабочей силы и предоставляет информацию о нём. Обычно отказ от работы, предложенной биржей труда, влечёт за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом является введение института страхования по безработице, оказывающего материальную помощь тем, кто потерял работу. Фонды страхования по безработице в основном образуются за счет вычетов из зарплаты работающих. В разных странах сроки выплат и их размер отличаются.

Также правительства развитых стран предпринимают следующие меры:

  1. осуществление программ по профессиональной подготовке работающих;
  2. помощь фирмам в переподготовке работающего персонала, потребность в труде которого фирма уже не имеет, но фирма имеет другие свободные места;
  3. обеспечение минимума заработной платы;
  4. субсидирование и квотирование занятости [3].

Однако недостаточно внедрить программы политики занятости, нужно также контролировать их и оценивать эффективность.

Оценка программ – периодический независимый и объективный обзор программ с целью определения их соответствия поставленным целям и анализ результатов. Оценка эффективности программ призвана выявить их рациональность, социальное влияние и финансовую эффективность в сравнении с альтернативными источниками. [4]

Оценка эффективности программ осуществляется в соответствии с четырьмя основными принципами:

  1. Целесообразность программы;
  2. Эффект и результаты;
  3. Выполнение задач;
  4. Альтернативы .

Целесообразность программы отвечает на вопрос «имеет ли данная программы смысл?» вопросы о целесообразности программы направлены на то, чтобы сохранить актуальность программы в текущей социально-экономической ситуации и политике правительства. При оценке эффективности программ политические решения определенного уровня принимаются как данность. Целесообразность программы можно оценить, сравнивая конкретные проводимые в её рамках предприятия с той деятельностью, которую поручено осуществлять службу занятости и проверив, соответствуют ли полученные результаты задачам программы.

Анализ эффекта и результатов программы рассматривает, что именно произошло в результате реализации данной программы. Необходимо учитывать как запланированные, так и непреднамеренные результаты. Этот анализ включает эффект на другие программы в данной области и наоборот – воздействие других программ на оцениваемую.

Анализ выполнения задач позволяет определить, как и в какой степени были достигнуты поставленные программой цели. Чтобы адекватно оценить, насколько успешно задачи программы были выполнены, требуется всесторонне проанализировать её эффекты и результаты.

Анализ альтернатив даёт возможность оценить относительную ценность программы. Несмотря на то, что цели и задачи были выполнены, причем без каких-либо отрицательных последствий, не исключено, что имелись более эффективные способы добиться таких же результатов.

Подводя итоги, можно говорить о том, что практиками и теоретиками осознается несомненная важность поднятых проблем. Анализ существующих положений показывает, что они не остаются незамеченными, создан и применяется комплекс мер по оценке эффективности программ политики занятости, а также анализ и контроль непосредственно этих программ. Как бы то ни было, государственная политика занятости по-прежнему остается одним из достаточно острых и болевых вопросов современной экономики. Дальнейшее изучение и разработка темы обнажит более глубинные проблемы и даст возможность попытки их анализа и решения.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, причем на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). Если гражданин работал на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели), проводится пересчет, чтобы понять, составит ли общий период работы на таких условиях 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

Читайте так же:  Льготы на проезд пенсионерам

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца – в размере 60% заработка;
  • в дальнейшем – в размере 45% заработка.

Но во всех случаях сумма не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины пособия по безработице (п. 1 ст. 33 закона о занятости).

Во втором 12-месячном периоде выплаты пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на районный коэффициент при наличии последнего.

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости вправе ограничить размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет, но при условии, что они потеряли родителей или остались без их попечения до 18 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до трех месяцев. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более трех месяцев и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Список литературы

  1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика: пер.с англ.М.:МГУ, 1994, С.83
  2. Е.Ф. Борисов Экономическая теория. — М.: Юристъ, 1997, С.432
  3. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебное пособие/ кол. Авторов; под ред. В.М.Соколинского. — М.: КНОРУС, 2010. С. 144-145
  4. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. — М.: Теис, 1999. С.171

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источники

Пособие по безработице является элементом какой политики
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here