Право ребенка на социальное обеспечение

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Право ребенка на социальное обеспечение". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Право ребенка на пользование благами социального обеспечения

После рождения ребенка его семье требуется дополнительная социальная поддержка, поскольку необходимость осуществления ухода за детьми предполагает дополнительные семейные затраты. В этой связи государством предусмотрена выплата пособий лицам, осуществляющим уход за ребенком.

Лучшие условия обеспечения некоторыми пособиями установлены для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Необходимость социального страхования связана в первую очередь с риском временной утраты заработка или иных аналогичных выплат по социально значимым причинам, признанным законодателем. Причиной обеспечения пособием может быть также недостаточность текущего заработка для повышенных разовых расходов, требуемых, в частности, при рождении ребенка. 1

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию, в частности, признаются:

  • рождение ребенка;
  • уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Страховым случаем является также временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы, а также следующие случаи, касающиеся лиц с семейными обязанностями:

  • утрата трудоспособности в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;
  • необходимость осуществления ухода за больным членом семьи;
  • карантин застрахованного лица, а также карантин ребенка в возрасте до семи лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным.

Перечисленным страховым случаям соответствует страховое обеспечение в виде пособий по временной нетрудоспособности либо в связи с материнством.

Выплата пособий гражданам, имеющих детей

Социальное обеспечение детей, воспитываемых в семье, осуществляется в виде государственных (социальных) пособий различных видов и назначения. Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды пособий:

  1. Пособия по беременности и родам:
    1.1. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
    1.2. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  2. Единовременные пособия при рождении ребенка или при передаче ребенка на воспитание в семью;
  3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  4. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  5. Ежемесячное пособие на ребенка.

Выплата пособия в связи с материнством

Согласно действующему законодательству, страховым случаем является уход за больным членом семьи. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления такого ухода выплачивается застрахованному лицу в определенных, установленных законодателем случаях и в течение установленного им периода. Как предусмотрено частью 5 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», пособие выплачивается в случае ухода за больным ребенком:

В остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении – не более чем за семь календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

Законодательством предусмотрены и иные меры социальной помощи. Разъяснения экспертов по вопросам социального обеспечения вы можете узнать, посетив сайт для родителей www.ya-roditel.ru.

В этом выпуске своей авторской передачи «Правовой четверг для родителей» Михаил Красильников рассказывает о правах ребенка, установленных законодательством Российской Федерации.

Михаил Красильников,
юрисконсульт

1 Материал подготовлен по работе Азаровой Е.Г. «Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография». М.: Контракт, 2012.

Статья 12. Права ребенка на социальное обеспечение и социальную защиту

Статья 12. Права ребенка на социальное обеспечение и социальную защиту

1. На территории Республики Тыва ребенок независимо от расовой принадлежности, национальности, языка и социального положения имеет право на социальную защиту и обеспечение со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для удовлетворения своих основных потребностей.

2. В Республике Тыва, ребенок из семьи признанной многодетной, в соответствии с установленным критерием многодетности, пользуется льготами, предусмотренными законодательством Республики Тыва и Российской Федерации, а также другими льготами и пособиями, установленными органами государственной власти и местного самоуправления для многодетных семей.

3. В случаях наступления инвалидности, потери родителей или их безработицы ребенок имеет право на социальное обеспечение согласно законодательств Республики Тыва и Российской Федерации.

4. Государство устанавливает родителям единую систему государственных пособий в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечивая поддержку материнства, отцовства и детства.

5. Дети имеют право получить государственную поддержку в центрах социальной реабилитации для несовершеннолетних.

>
Право ребенка на жилище
Содержание
Закон Республики Тыва от 18 июня 1996 г. N 577 «О правах ребенка» (утратил силу)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

КАКИЕ ПРАВА ИМЕЕТ РЕБЕНОК В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ?

Ответ: в соответствии с нормами действующего законодательства РФ ребенок обладает следующими правами в области социального обеспечения:

— на получение пенсий, пособий, социально-бытовых льгот со стороны государства при наличии законных оснований;

— на получение пенсии по случаю потери кормильца;

— дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, — на получение социальной пенсии;

— ежемесячные пособия в семьях, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Пенсионное и социальное обеспечение детей-инвалидов и их законных представителей

Выплата пособия по уходу за ребенком до полутора лет

Одной из основных форм поддержки родителей в России являются ежемесячные выплаты по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет. Право на получение данных выплат имеют не только родители малыша, но и лица, осуществляющие непосредственный уход за ребенком и его воспитание до полутора лет. Законодательство предусматривает возможность получения пособия родственниками, опекунами, фактически осуществляющими уход за ребенком.

При этом право на ежемесячное пособие сохраняется даже в том случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, продолжает обучение.

Читайте так же:  Льготы ветеранам труда законодательство

Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначается на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющими уход за ребенком. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется только одному из указанных лиц.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка работника. В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия суммируется и не может быть меньше суммы минимального размера пособия.

Правила социального обеспечения детей-инвалидов

В современное время социальное обеспечение детей с ограниченными возможностями состоит в следующем:

  • получение социальных пенсий детьми-инвалидами и членами семей, обеспечивающим уход;
  • транспортные льготы;
  • жилищные льготы – право на дополнительную площадь, 50% скидка на оплату коммунальных услуг, первоочередное право на получение жилья;
  • льготы при оплате налогов;
  • льготное медицинское обслуживание – отпуск бесплатных лекарств, санаторно-курортное лечение, проведение реабилитации, предоставление необходимых технических средств – кресла-коляски, сурдоприборы и другие технические устройства;
  • социальная защита в области воспитания и образования;
  • организация специальных учреждений.

Необходимо отметить, что социальная помощь детям в нашем государстве достаточно развита и находится на должном уровне. Система защиты прав ребенка постоянно развивается и совершенствуется, но при этом родителям и опекунам необходимо следить за соблюдением этих прав на местах и уверенно добиваться их выполнения.

Введение.……………………………………………………………. 3

Глава 1. Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка.….7

1.1. Российское законодательство……………………………………….-

1.2. Международные нормативно-правовые акты…………………….14

Глава 2. Основные направления реализации социальных прав

2.1. Социальное обеспечение ребенка…………………………………..-

2.2. Социальная защита и социальная защищенность ребенка….…. 22

Список использованной литературы…………………………………. 32

Дети – особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они – тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.

Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям – неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей.

В социальные права детей входят права на социальное обеспечение, социальную защиту и страхование. Социальное обеспечение включает реализацию мер по осуществлению, в основном, материальной поддержки населения, в том числе и детей. Целью социальной защиты является предоставление различных услуг, способствующих нормальному развитию детей. Это могут быть услуги по психологической, педагогической и другой поддержке детей в школах, детских домах, приютах и других учреждениях. Социальное страхование предусматривает компенсацию в денежной или материальной форме, при наступлении определенных событий (страховых случаев) лицам заключившим страховой договор.

Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав

Целью данной работы является изучение социальных прав детей в России.

Задачей данной работы является изучение социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты детей в России.

Объектом данной работы являются дети в России.

Предметомявляются социальные права детей. То есть социальное обеспечение, социальная защита и страхование.

Если социальные права детей в России будут четко установлены, то общее положение детей улучшится, при условии, что эти права будут исполняться, и дети будут знакомы с этими правами.

Критический анализ литературы

В данной работе использовались, в основном различные нормативно-правовые акты. Такие как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Конвенция ООН по правам ребенка, а так же Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Конституция Российской Федерации наиболее четко отражает права и обязанности граждан России. Здесь, конечно, закреплены и права детей. Однако, в Семейном Кодексе эти права рассмотрены в более крупном масштабе. Здесь, кроме права на социальное обеспечение или права на образование рассмотрены такие права, как имущественные, право на имя и фамилию, право на общение с родителями и другими родственниками и т.д. Семейный Кодекс хорошо изложен в книге Пчелинцевой Л. М. «Комментарии к Семейному Кодексу Российской Федерации». Здесь кроме статей кодекса, имеются и комментарии к каждой.

Что касается международных документов, то, как уже было сказано, здесь использовались Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей и Конвенция по правам ребенка. В Декларации, в основном, содержатся права, связанные с семьей ребенка. Такие, как право ребенка находиться в семье, право на имя и фамилию; так же здесь указаны основные правила передачи ребенка на воспитание в другую семью или усыновление. Тем не менее, Конвенция по правам ребенка является самым «всеобъемлющим» документом среди всех подобных. Здесь, как и в Декларации рассматриваются права ребенка на семью, правила передачи ребенка на воспитание или усыновление. Так же, здесь рассмотрены права детей на жизнь, на сохранение своей индивидуальности. Права детей на собственное мнение и на отстаивание своих интересов в суде и другие права.

Для работы над второй частью использовались следующие источники: право социального обеспечения, государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации, 1993г.» и другие источники.

В книге «Право социального обеспечения», достаточно широко отражает новейшие положения законодательства в области социального обеспечения. Здесь изложены основные виды социального обеспечения: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и др.

В Государственном докладе «Положение детей в России» изложены не только проблемы детей в России, но и так же права детей, основные нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение прав ребенка, приводятся статистические данные по различным аспектам жизнедеятельности детей в России.

При работе над параграфом «Социальная защита детей» была использована книга «Основы социальной работы» под редакцией П.Д. Павленка. Социальная защита детства здесь рассматривается как социальная защита школьников, социальная защита детей являющихся воспитанниками детских домов, а так же правовая и материально-экономическая база социальной зашиты детства.

Помимо этого здесь использовались некоторые материалы сети интернет. Использовались такие сайты как, например, www.un.org,а так жеwww.seprava.ru.На первом сайте полностью изложены все статьи Конвенции ООН по правам ребенка, кроме этого там находится и вводная часть к Конвенции и приложение к ней.

На сайте www.seprava.ruполностью рассмотрены основы социального обеспечения, включая социальное страхование детей в России.

Права детей так же хорошо изложены в различных нормативно-правовых актах, которые, в свою очередь, изложены в «Антологии социальной работы», составленную Фирсовым М.В.

Читайте так же:  Пособие по безработице предпенсионерам

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

28 октября 2014 10:42

Ежемесячная денежная выплата

Размер ЕДВ подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом прогнозного уровня инфляции. По состоянию на 1 октября 2014 года получателями ЕДВ являются 2750 детей-инвалидов. Размер ЕДВ для детей-инвалидов без учета стоимости НСУ равен 1242 руб.29 коп, с учетом стоимости НСУ — 2123 руб.92коп.

Ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом

ГУ-Отделение ПФР по Смоленской области
28.10.2014 года.

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

· ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

· дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

· жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

· помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

· при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

· право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

· право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

· каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федера­ции от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);

· несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воин­ского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);

· в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову воен­ного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);

· в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Фе­дерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);

· после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призы­ву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника про­тиворечит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гумани­тарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права прини­мать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни­тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);

· контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

· лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллек­ционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бу­меранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 114 ;

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей и дошкольного образования в Российской Федерации

Статья просмотрена: 4895 раз

Библиографическое описание:

Романова-Шалыгина Т. С. Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей и дошкольного образования в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 404-406. — URL https://moluch.ru/archive/51/6661/ (дата обращения: 11.03.2020).

Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научной дефиниции. Однако, несмотря на то, что разработка данного понятия ведется в различных отраслях знания с начала ХХ века, в науке и сегодня нет единства взглядов по вопросу о его основных признаках и содержании. Причина этого кроется в неоднозначности и многогранности понятия «социальное обеспечение»:

    Читайте так же:  Кто выплачивает пособие на погребение умершему работнику

    с социологической точки зрения, это социальный институт, посредством которого удовлетворяются потребности граждан, нуждающихся в поддержке со стороны общества;

    с экономической точки зрения, это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения доходов для поддержки нетрудоспособных членов общества.

    Исходя из этого, под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

    Право социального обеспечения, являясь сложным системным образованием, не застраховано от внутренних противоречий и дефектов. Динамика общественных отношений и ошибки правотворческих органов во многом обуславливают количественный и качественный характер логико-структурных дефектов или, иными словами, пробелов в праве.

    Главным источником в регулировании отношений по социальному обеспечению является Конституция РФ. Она закрепляет права человека в области социального обеспечения, каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).

    В рамках трудового законодательства (ст. 256 ТК РФ) по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На данный период за работником сохраняется место работы и должность.

    Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Так Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», определяет выплаты пособия во время отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Однако в Трудовом кодексе РФ речь идет об отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет не оговаривается. То есть, граждане, имеющие детей, получают материальную поддержку государства только во время первой половины отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, государство вынуждает женщину, находящуюся в самом трудоспособном возрасте, начать участвовать в экономической жизни страны, а для ребенка, достигшего возраста 1,5 лет, предоставляет дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ). Эти два процесса находятся в прямой зависимости друг от друга.

    В России сложилась система законодательства в области образования, включающая нормы нескольких уровней:

      нормы Конституции РФ;

      нормы, регулирующие отношения в области образования (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ);

      нормы федеральных законов;

      нормы законов субъектов РФ.

      Решающим правообразующим фактором в области образования стали положения Конституции РФ. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ, в том числе, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ).

      Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей Конституции РФ.

      В ДОУ принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, но подавляющее большинство ДОУ имеют условия содержания только для детей с 1,5 лет.

      В настоящий момент, одной из самых острых проблем российской системы образования являются очереди в ДОУ. По данным мониторинга Высшей школы экономики, не обеспечены местами в детских садах 40 % детей, проживающих в РФ. Более 2 миллионов детей ожидают места в детский сад, большинство из них в возрасте старше 1,5 лет [7,с.8]. Наибольшие сложности выявлены с устройством детей от года до трех лет — мест в яслях и детских садах хватает лишь для 30 % малышей.

      Вместе с тем, принятые в субъектах Российской Федерации законы, а их перечень насчитывает несколько сотен, заметно дополняют и обогащают федеральное законодательство в области образования с учетом национальных, социально-экономических, культурных и других особенностей регионов, устанавливают дополнительные, по отношению к федеральным, гарантии реализации конституционного права граждан на образование. К таким нормам относится, например, определение возраста ребенка на 1-ое сентября текущего года.

      Таким образом, можно обозначить ряд условий, выполнение которых необходимо для осуществления конституционного права ребенка на образование, а его родителям права на труд:

        Ребенку должно быть 1,5 года.

        Ребенок должен достигнуть этого возраста на 1 сентября текущего года.

        В ДОУ должно быть свободное место.

        При невыполнении хотя бы одного из этих условий, родители лишаются возможности не только участвовать в экономической жизни страны и трудиться, а также социального обеспечения со стороны государства. Согласно Федеральному закону № 81-ФЗ выплаты производятся строго до достижения ребенком возраста 1,5 лет, причем, когда этот день наступит (на 1 сентября или нет) не оговорено.

        Постановлением Правительства РФ от 03.11.94 № 1206 предусмотрена компенсация в размере 50 рублей ежемесячно по достижении ребенком 3 лет. Но она не является обязательной, т. к. не возмещается организации-работодателю из средств Фонда социального страхования. А при достижении ребенком возраста более 3-х лет, гражданин, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, теряет свое рабочее место.

        Предоставляя гражданам тот или иной вид социального обеспечения, государство преследует определенные цели. При обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью государства является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед родами или после них. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечная цель — воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны.

        Помимо демографической цели, государство преследует и экономическую цель, фактически ограничивая период пребывания в отпуске по уходу за ребенком полутора годами. Большая часть родителей относится к категории граждан, находящихся в самом благоприятном для экономического развития страны возрасте.

        Таким образом, рассинхронизация процесса социального обеспечения граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, трудового законодательства и процесса организации предоставления дошкольного образования неблагоприятно сказывается не только на одной конкретной семье, но и на государстве в целом.

        О компенсации родителям за отсутствие места в детском саде заговорили с появлением Законопроекта № 556611–5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», который бы гарантировал родителям компенсацию за отсутствие места в детском саду. Это был лишь проект федерального закона, который отклонили 05.09.2011 года ввиду не выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы.

        Но и он бы решил проблему только в части социального обеспечения.

        Согласно Закону РФ «Об образовании» основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (п. 2 ст. 9). К общеобразовательным программам относится и дошкольное образование (п. 3 ст. 9). При этом в п. 3 ст. 17 указано, что образовательные программы дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей. Таким образом, процесс получения дошкольного образования нельзя исключать из общего процесса получения образования.

        Читайте так же:  Входит ли больничный в льготную пенсию

        Предоставление обеспечения обычно обуславливается наличием трудового стажа определенной продолжительности либо состоянием в трудовых (служебных) отношениях, а размер пенсий и пособий соизмеряется с заработной платой. Это свидетельствует о том, что осуществление в отрасли принципа связи обеспечения происходит, как правило, с трудом, поэтому для разрешения рассмотренной юридической коллизии необходимо синхронизировать трудовые отношения, процесс социального обеспечения и процесс получения дошкольного образования.

        Для достижения этой цели необходимо предпринять следующее:

          Сохранять рабочее место за гражданином, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им возраста 3-х лет, после 3-х — до момента начала посещения ДОУ, при условии отсутствия письменного отказа от получения путевки.

          Выплачивать ежемесячные пособия до момента посещения ребенком ДОУ, при условии отсутствия письменного отказа от получения путевки.

          Выдавать путевки в ДОУ при достижении ребенком 1,5 лет.

          Предусмотреть ответственность должностных и юридических лиц за неисполнение своих обязанностей в части обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

          Указанные мероприятия позволят синхронизировать процессы социальной сферы, дошкольного образования и труда, помогут государству в реализации демографической, социальной и экономической целей.

          Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ от 26.12.2009 г. № 4. ст. 445. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

          Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1993 г. № 3266–1 — ФЗ (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 года № 185-ФЗ)

          Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 года № 133-ФЗ)

          Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 года № 280-ФЗ) — М.: Эксмо, 2013. — 272 с.

          Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1206 ((в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2012 № 494).

          Проект № 556611–5 Федерального закона о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании».

          Мониторинг экономики образования. Потоки обучающихся и финансовые потоки в системе образования России// Высшая школа Экономики Научно-исследовательский университет. Информационный бюллетень № 2 [56] 2012.

          Право на защиту – социальное обеспечение детей

          Видео (кликните для воспроизведения).

          Дети – это категория населения, которая наиболее остро нуждается в защите. Наряду с пенсионерами, они не могут самостоятельно зарабатывать средства на существование и содержать себя. Социальное обеспечение детей – один из самых ключевых вопросов в жизни общества и его решение напрямую связано с уровнем экономики страны и социальным благополучием как работающих, так и неработающих граждан.

          Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

          Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

           ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

           дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

           жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

           помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

           при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

          В каких случаях ребенок имеет право на социальное обеспечение

          Главным правовым актом, устанавливающим права ребенка на защиту, является Конституция РФ, ст. 39 гарантирует социальную помощь в случае наступления инвалидности, болезни, потери кормильца и прочих условиях, предусмотренных законом. Кроме этого, в России принят Семейный Кодекс, где понятие о правах ребенка, раскрываются более широко.

          В правовых актах четко определены категории нуждающихся в социальной помощи государства, это:

          • дети, оставшиеся без родителей;
          • дети-инвалиды;
          • жертвы насилия;
          • дети, проживающие в малоимущей семье;
          • дети беженцев и переселенцев;
          • дети с отклонением в развитии.

          Этот список далеко не полный. Существует множество непростых ситуаций, в которых может оказаться ребенок. И прямой обязанностью социальных служб является оказание ему материальной и моральной помощи на основании действующих в России законов.

          Какими имущественными правами обладает ребенок?

          Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

           право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

           право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

          При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

          За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

          Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области

          По всем вопросам защиты прав детей обращайтесь к Уполномоченному по правам ребенка в Саратовской области Татьяне Николаевне Загородней.

          Телефон: 8(845-2) 21-00-58; 8 (845-2) 21-09-48;

          Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116;

          Заполнить эл. форму обращения на сайте: Обращение

          Основные тематики обращений граждан к Уполномоченному:

          1. Право на жизнь:

          1.1. Обеспечение безопасности детей на объектах социальной инфраструктуры, являющейся государственной и муниципальной собственностью;

          1.2. Обеспечение безопасности детей на водоемах;

          Читайте так же:  Государственное пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца

          1.3. Обеспечение безопасности детей на дорогах;

          1.4. Обеспечение безопасности детей в детских учреждениях образовательной, медицинской, социальной сферы, отдыха и оздоровления;

          1.5. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в семье;

          1.6. Обеспечение права на защиту от информации, причиняющей вред здоровью и развитию.

          1. Право на свободу и личную неприкосновенность:

          2.1. Жестокое обращение с детьми;

          2.2. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних;

          2.3. Причинение вреда жизни и здоровью детей;

          2.4. Причинение вреда жизни и здоровью членам семьи в присутствии детей.

          1. Семейные права:

          3.1. Право ребенка жить и воспитываться в семье:

          3.1.1 порядок осуществления родительских прав;

          3.1.2 определение места жительства ребенка;

          3.1.3 определение порядка общения с ребенком;

          3.1.4 осуществление прав близких родственников в отношении детей

          3.2. Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей:

          3.2.1 по воспитанию и содержанию детей;

          3.2.2 алиментные обязательства;

          3.2.2.1. Жалобы на действия (бездействия) судебных приставов в рамках в исполнительного производства в части взыскания алиментов;

          3.2.3 лишение родительских прав;

          3.2.4 ограничение родительских прав;

          3.2.5. восстановление в родительских правах;

          3.3. Вопросы форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:

          3.3.1 опека и попечительство;

          3.3.2 усыновление (удочерение);

          3.3.3 приемная семья;

          3.4. Назначение и выплата опекунского пособия;

          3.5. Незаконное изъятие детей из семьи.

          1. Право на социальное обеспечение:

          4.1. Содействие в получении мер социальной поддержки и адресной социальной помощи многодетными семьями:

          4.1.1 получение земельного участка;

          4.1.2 получение и реализация материнского капитала;

          4.1.3. получение детских пособий;

          4.2. Содействие в получении мер социальной поддержки и адресной социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов:

          4.3. Содействие в получении мер социальной поддержки и адресной социальной помощи семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

          4.4. Установление инвалидности;

          4.4.1. несогласие с решением бюро МСЭ;

          4.5. Оформление пенсии по потери кормильца;

          4.6. Право на получение пособий гражданам, имеющих детей (детские пособия: федеральные, региональные);

          4.7. Содействие в получении мер социальной поддержки и адресной социальной помощи малообеспеченным семьям, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

          4.8. Обращения взыскания на пособия граждан, имеющих детей.

          1. Право на образование:

          5.1 Дошкольное образование, в том числе:

          5.1.1. постановка на учет для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении;

          5.1.2. отказ в постановке на учет, в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении;

          5.1.3 перевод в другое дошкольном образовательном учреждении;

          5.1.4. Оплата за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении;

          5.2. Основное общее образование;

          5.3. Среднее (полное) общее образование;

          5.4. Среднее профессиональное образование;

          5.5. Высшее профессиональное образование;

          5.6. Образование в учреждениях интернатного типа;

          5.7. Дополнительное образование;

          5.8. Конфликтные ситуации в образовательных учреждениях, в том числе:

          5.8.1. унижение чести и достоинства ребенка в ходе образовательного процесса;

          5.8.2. нарушение норм и стандартов нахождения и обучения детей в образовательных учреждениях;

          5.8.3. незаконные сборы денежных средств с родителей в образовательном учреждении;

          5.9. Право детей-инвалидов на инклюзивное образование;

          5.10. Право на получение стипендии;

          5.11. Несогласие с заключением медико-психолого-педагогической комиссии.

          1. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь:

          6.1. Лечение и оказание медицинской помощи:

          6.1.1. детей, воспитывающихся в семьях;

          6.1.2. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

          6.2. Оказание высокотехнологической медицинской помощи:

          6.2.1. детям, воспитывающимся в семьях;

          6.2.2. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;

          6.3. Реабилитация детей, имеющие нарушения здоровья:

          6.3.1. реабилитация детей, воспитывающихся в семьях;

          6.3.2. реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

          6.3.3. реабилитация детей-инвалидов;

          6.4. Ненадлежащее качество оказания медицинской помощи;

          6.5. Лекарственное обеспечение.

          1. Право на жилище:

          7.1. Право собственности;

          7.2. Право пользования жилым помещением;

          7.2.1. Право на получение качественных жилищно-коммунальных услуг;

          7.3. Вступление в наследство;

          7.4. Улучшение жилищных условий;

          7.5. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

          7.6. Выселение из жилых помещений;

          7.7. Отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма;

          7.8. Постановка на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе:

          7.8.1. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

          7.8.2. семей, воспитывающих детей-инвалидов;

          7.8.3. многодетных семей;

          7.8.4. малоимущих семей;

          7.9. Ухудшение жилищных прав детей в результате действия третьих лиц;

          7.10. Отказ в регистрации ребенка по месту жительства, пребывания.

          1. Вопросы привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних:

          8.1. Необоснованное привлечение несовершеннолетних к уголовной или административной ответственности;

          8.2. Жалоба на действия (бездействие) правоохранительных органов;

          8.3. Нарушение прав несовершеннолетних в ходе уголовного (административного) судопроизводства, предварительного расследования;

          8.4. Нарушение прав детей в исправительных учреждениях;

          9.1. Труд несовершеннолетних 14 лет;

          9.2. Труд несовершеннолетних 16 лет;

          1. Защита детей от информации, причиняющей вред здоровью:

          10.1. Обеспечение защиты детей от негативной информации в сети Интернет;

          10.2. Право на защиту от информации, пропаганды и агитации.

          1. Право на приобретение и прекращение гражданства:

          11.1 . Приобретение гражданства РФ;

          11.2. Права беженцев и вынужденных переселенцев.

          1. Право на отдых и оздоровление:

          12.1. Организация и функционирование летних оздоровительных лагерей;

          12.2. Санаторно-курортное лечение;

          12.3 . Безопасность детских площадок.

          1. Право на благоприятную окружающую среду:

          13.1. Право на экологическую безопасность;

          13.2. Сохранение, благоустройство скверов, парков, детских площадок.

          1. Потребительские права.
          1. Право на обращение:

          15.1. О ходе рассмотрения обращения;

          15.2. О представлении Уполномоченным по правам ребенка интересов несовершеннолетних в суде;

          15.3 . О предоставлении Уполномоченным по правам ребенка ходатайства о применении уголовно-правовой нормы об отсрочке отбывания наказания осужденным (ст. 82. УК РФ).

          1. 16. Иное.

          Свои двери гостеприимно распахнула приемная семья Илюшиных, воспитывающая 8 детей. 6 девочек и 2 мальчика…

          Сегодня в Саратовской области начинается очередная, 7-я по счету, сессия по выбору кавалеров почетного знака…

          Глава региона обсудил с Уполномоченным вопросы текущего взаимодействия, а также реализацию проектов,…

          26 декабря 2017 года состоялось плановое заседаний Рабочей группы при Уполномоченном по правам ребенка в…

          Помните, прежде всего, именно вы в ответе за жизнь своего ребенка!

          — не оставляйте детей без присмотра;

          — контролируйте, чем они занимаются в свободное время;

          — чаще напоминайте ребенку об опасности игры с огнем;

          — не оставляйте на виду спички, зажигалки;

          — научите детей правильно пользоваться бытовыми электроприборами;

          — расскажите им, как правильно действовать при экстремальной ситуации, ведь очень часто у ребенка срабатывает пассивно-оборонительная реакция и место того, чтобы убежать от огня, дети прячутся, забиваются в угол;

          — если ваш ребенок иногда остается дома один, то обязательно напишите на листке бумаги все необходимые телефоны экстренной помощи.

          Видео (кликните для воспроизведения).

          Если вы будете выполнять эти несложные правила, беда не придет в ваш дом!

          Источники

          Право ребенка на социальное обеспечение
          Оценка 5 проголосовавших: 1

          ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

          Please enter your comment!
          Please enter your name here