Содержание
- 1 Понятие ПСО как отрасли права.
- 2 Право социального обеспечения: понятие, предмет и метод
- 3 Краткий курс лекций по праву социального обеспечения (стр. 2 из 32)
- 4 Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники псо
- 5 Предмет права социального обеспечения РФ как отрасли права, науки, учебной дисциплины (стр. 1 из 2)
- 6 ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
Понятие ПСО как отрасли права.
Понятие ПСО как отрасли права.
Право социального обеспечения как отрасль права это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются с соответсвующей категорией граждан и управомоченными государством органами по поводу обеспечения этих граждан и их семей различными видами социального обеспечения, методов аккумуляции и распределения средств на эти нужды, а также – процедуры предоставления указанных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на социальное обеспечение, и разрешения споров.
Система отрасли права состоит:
1) общая часть – правовые нормы, содержащие сущностную характеристику отрасли права, задачи, принципы.
2) особенная часть – регулирует порядок предоставления и размер всех видов обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль имеет свои принципы – это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие внутреннее единство и направление развития системы правовых норм о социальном обеспечении.
Выделяют три группы принципов: 1) общие; 2) межотраслевые; 3) отраслевые; 4) внутриотраслевые.
Понятие ПСО как отрасли науки.
Право социального обеспечения как наука – это совокупность взглядов, теорий, положений об основных институтах права социального обеспечения, истории формирования и развития отрасли права, о практике применения норм о социальном обеспечении, опыте зарубежных стран в данной сфере, сравнительном правоведении, а также выработанных на их основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства о социальном обеспечении.
В отличие от отрасли целью права социального обеспечения как отрасли правовой науки является не регулирование, а изучение общественных отношений, возникающих при обеспечении граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения. Система науки о социальном обеспечении шире, чем система соответствующей отрасли.
3. Понятие права социального обеспечения как учебной дисциплины.
Право социального обеспечения как учебная дисциплина – это совокупность знаний о праве социального обеспечения как отрасли права и науки, включающая в себя учение о социальном обеспечении в Республике Беларусь, правовых формах и видах данного обеспечения, учение о предмете, методе и системе права социального обеспечения, его принципах и источниках, учение о правоотношениях, возникающих при реализации норм права о социальном обеспечении, их субъектах, объектах и содержании.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина формируется под влиянием права социального обеспечения, с одной стороны, как отрасли права и отрасли законодательства, а с другой – как отраслевой юридической науки.
Право социального обеспечения как учебная дисциплина состоит из двух частей: Общей и Особенной. Общая часть включает в себя знания о: понятии, правовых формах социального обеспечения; принципах права социального обеспечения; источниках права социального обеспечения; правоотношениях по социальному обеспечению. Особенная часть посвящена отдельным видам социального обеспечения и трудовому стажу.
Понятие правоотношений по социальному обеспечению. Структура правоотношений.
Правоотношения по социальному обеспечению – это волевые общественные отношения, урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие по поводу обращения и предоставления гражданам различных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на соответствующий вид социального обеспечения, и разрешения споров.
Структура правоотношений по социальному обеспечениюсостоит изследующих элементов: 1) объекты; 2) субъекты; 3) содержание; 4) юридический факт; 5) нормы права социального обеспечения.
Субъекты правоотношений по социальному обеспечению – это участники отношений по социальному обеспечению, имеющие определенный правовой статус.
Правовой статус каждого субъекта предполагает наличие следующих 4 элементов: 1) правосубъектность; 2) права и обязанности; 3) юридические гарантии прав и обязанностей; 4) юридическая ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей.
Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают, с одной стороны, граждане Республики Беларусь и их семьи, наделенные общей и отраслевой правосубъектностью, с другой, – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Объектом правоотношений по социальному обеспечению являются действия государственных органов по социальному обеспечению, материальные (пенсии, пособия, компенсационные выплаты) и нематериальные блага (социальные услуги, льготы).
Содержание правоотношений по социальному обеспечениюсоставляют взаимные права и обязанности субъектов данных правоотношений.
Сущность материальных правоотношений по социальному обеспечению.
Материальные правоотношения поповоду отдельных видов обеспечения (по выплате пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказания услуг).
Для возникновения материальных правоотношений необходим юридический состав из трех звеньев: юридический факт, волеизъявление гражданина, решение страхователя о назначении пенсии.
Объектом материальных правоотношений являются денежные выплаты (пенсии, пособия, услуги и другие виды социального обеспечения.
Содержанием материальных правоотношений является субъективное право на конкретный вид социального обеспечения в установленном законе размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного органа принять решение о его предоставлении или об отказе в предоставлении.
В зависимости от видов социального обеспечения материальные правоотношения можно классифицировать подвиды:
· отношения по поводу пособий и компенсационных выплат;
· отношения по поводу предоставления различных социальных услуг.
1) пенсионные правоотношения можно классифицировать на виды, обусловленные видами пенсий. Например, правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением по возрасту, по инвалидности.
2) правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат можно классифицировать в связи с многообразием видов пособий. Например, правоотношения по поводу предоставления пособий по безработице, по временной нетрудоспособности.
3) правоотношения по поводу социального обслуживания классифицируются в зависимости от вида той или иной социальной услуги, предоставляемой гражданину. Например, правоотношения по бесплатному социальному обслуживанию на дому.
В зависимости от времени функционирования материальные правоотношения в области социального обеспечения можно классифицировать на:
· длящиеся неопределенное время (это правоотношения, связанные с пенсией по возрасту, инвалидности без переосвидетельствования, содержание в социальных учреждениях престарелого);
· длящиеся определенный период (пенсионные правоотношения в связи с потерей кормильца, выплатой пособий по нетрудоспособности);
· одномоментные (выплата пособия на погребение).
Понятие ПСО как отрасли права.
Право социального обеспечения как отрасль права это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются с соответсвующей категорией граждан и управомоченными государством органами по поводу обеспечения этих граждан и их семей различными видами социального обеспечения, методов аккумуляции и распределения средств на эти нужды, а также – процедуры предоставления указанных видов социального обеспечения, установления юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения права на социальное обеспечение, и разрешения споров.
Система отрасли права состоит:
1) общая часть – правовые нормы, содержащие сущностную характеристику отрасли права, задачи, принципы.
2) особенная часть – регулирует порядок предоставления и размер всех видов обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль имеет свои принципы – это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие внутреннее единство и направление развития системы правовых норм о социальном обеспечении.
Выделяют три группы принципов: 1) общие; 2) межотраслевые; 3) отраслевые; 4) внутриотраслевые.
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы
http://infopedia.su/4x117b.html
Право социального обеспечения: понятие, предмет и метод
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
- возраста;
- стажа работы или выслуги лет;
- инвалидности;
- потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
- общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
- особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
- всеобщность социального обеспечения;
- всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
- осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
http://be5.biz/pravo/p031/01.html
Краткий курс лекций по праву социального обеспечения (стр. 2 из 32)
16.Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия»,
17.Московский центр технических средств реабилитации.
Тема 2. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.
Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Виды социальной защиты:
1. обеспечение пенсиями;
2. обеспечение пособиями;
3. бесплатное медицинское обслуживание;
4. предоставление санаторно-курортного лечения;
5. социальная помощь семьям, имеющим детей;
6. обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.
Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:
— Отношения по пенсионному обеспечению;
— Отношения по социальному обслуживанию;
— Отношения по выплате пособий;
— Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.
Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:
процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;
процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).
Метод права социального обеспечения — совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.
Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:
1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);
2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.
3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;
4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).
Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.
А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.
Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением — в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
СИСТЕМА ПСО — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.
ПСО можно разделить на 3 части:
К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.
Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.
Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:
— трудовые пенсии — по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;
— по государственному пенсионному обеспечению — за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).
В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.
Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:
— социальное обслуживание и т.д.
В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.
Источники права социального обеспечения:
Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.
Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.
В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.
Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:
1. по юридической силе (по степени важности и субординации),
2. по сфере их действия;
3. по органам, принявшим нормативный акт;
4. по форме акта;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
5. по правовым институтам.
При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.
1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.
Законы делятся на:
Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
http://mirznanii.com/a/184924-2/kratkiy-kurs-lektsiy-po-pravu-sotsialnogo-obespecheniya-2
Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники псо
1. Понятие и виды соц. защиты
Соц. защита– это система мер, осуществляемая обществом и гос-вом по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Виды соц. защиты:
1. обеспечение пенсиями;
2. обеспечение пособиями;
3. бесплатное мед. обслуживание;
4. предоставление санаторно-курортного лечения;
5. соц. помощь семьям, имеющим детей;
6. обеспечение жильем за счет гос. фондов и т.д.
2. Понятие, предмет, метод и система ПСО
ПСО– это самост. отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые др. отношения по материальному обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а т/ж тесно связанные и ними процессуальные отношения по разрешению споров и процедурные отношения по установлению юр. фактов.
Предмет ПСО – это совокупность общ. отношений, урегулированных данной отраслью права:
— отношения по пенсионному обеспечению;
— по соц. обслуживанию;
— по выплате пособий;
— по бесплатному мед. обслуживанию;
Метод ПСО– это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании.
— сочетание централизованного и локального способов установления прав обязанностей субъектов;
— права и обязанности могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем;
— все права и обязанности субъектов определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;
— характеризуется спецификой санкций, применяемых к правонарушителям и способы защиты нарушенного права.
Система ПСО– это внутренняя структура, выражающаяся в единстве согласованности составляющих ее норм, а т/ж в их дифференциации на институты:
1. Общая часть раскрывает предмет и принципы ПСО;
2. Особенная часть состоит из 2 институтов, имеющих самост. объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условиях, размеры предоставления гражданам различных видов соц. обеспечения (пенсий, пособий и т.д.);
3. Спец. часть состоит из норм, регулирующих межд.-правовые аспекты соц. обеспечения.
Принципы– это руководящие, отправные начала, в соотв. с кот. осущ-ся правовое регулир. общ. отношений.
В общем виде не сформулированы ни в КРФ, ни в иных н/п-а, регулирующих сферу соц. обеспечения. Они м/б выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания норм права в обл. соц. защиты:
1. всеобщностьозначает, что право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, военнослужащие, беженцы, переселенцы, безработные независимо от пола, возраста, расы и вероисповедания;
2. всесторонностьозначает, что необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность;
3. доступность. Этот принцип реализуется в 2-х аспектах:
— заключается в том, что условие соц. обеспечения реально достижимо;
— гос-во возлагает на соотв. гос. органы, а в ряде случаев и на работодателей обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых док-тов;
4. принцип различия условий и уровня соц. обеспечения;
5. многообразие видов обеспечения:
— мат. помощь– оказывается в форме ден. выплат и выражается в форме пенсий, пособий, компенсаций.
Пенсия– это регулярная ден. выплата (в расчете на месяц), которая производится в уст. законом порядке опред. категориям лиц из внебюджетных фондов и др. источников, предназначенных для опред. целей.
Пособия– это ден. выплаты, назначенные гражданам ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной мат. помощи.
— соц. обслуживание– заключается в оказании мат. поддержки в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос. органов или общ. орг-ций в пользу обеспечиваемого. Соц. обслуживание вкл. в себя:
— предоставление ср-в передвижения инвалидов;
— содержание в домах-интернатах и престарелых инвалидов;
— бесплатное проф. обучение инвалидов;
— обслуживание на дому и т.д.
4. Источники ПСО
— ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе гос. пенсионного страхования»;
— ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»;
— ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ»;
— ФЗ «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
— ФЗ «О гос. пособиях гражданам, имеющих детей»;
— ФЗ «О гос. соц. помощи»;
— ФЗ «О доп. мат. обеспечении гр-н РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ»;
— ФЗ «Об обязательном мед. страховании в РФ»;
— ФЗ «О погребении и похоронном деле»;
— ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;
— ФЗ «О соц. гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний»;
— ФЗ «О соц. защите инвалидов в РФ»;
— ФЗ «О соц. обслуживании гр-н пожилого возраста и инвалидов»;
— ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
— Закон Самарской области от 16.07.2004 г. № 122-ГД «О гос. поддержке гр-н, имеющих детей».
http://studfile.net/preview/4200823/
Предмет права социального обеспечения РФ как отрасли права, науки, учебной дисциплины (стр. 1 из 2)
Предмет права социального обеспечения РФ как отрасли права, науки, учебной дисциплины
Право социального обеспечения – совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.
Предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.
Предмет права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права разделяется на три блока отношений:
I. Отношения, возникающие по поводу денежных выплат. Данные отношения в зависимости от вида денежных выплат подразделяются на следующие виды:
1.по поводу обеспечения пенсиями;
2.по поводу обеспечения пособиями;
3.по поводу обеспечения компенсационными выплатами;
4.по поводу обеспечения страховыми выплатами;
II. Отношения, возникающие по поводу натуральных видов социального обеспечения. Данные отношения в зависимости от вида социального обеспечения подразделяются на следующие виды:
1. по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях медицинской (лекарственной) помощи;
2. по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях социальной помощи на дому;
3. по поводу предоставления бесплатной или на льготных условиях протезно-ортопедической помощи;
4. по поводу санаторно-курортного лечения;
5. по поводу содержания детей в воспитательных и образовательных учреждениях;
6. по поводу профессионального обучения и трудоустройства молодежи;
7. по поводу предоставления транспортных средств инвалидам;
III. Отношения процедурно-процессуального характера, основной целью которых является обеспечение оптимального функционирования первых двух видов отношений по социальному обеспечению. В зависимости от объектов, на которые они направлены, отношения процедурно-процессуального характера подразделяются на следующие виды:
1. по поводу установления юридических фактов;
2. по поводу реализации права на отдельные виды социального обеспечения;
3. по поводу защиты нарушенных прав.
Наука права социального обеспечения как отраслевая юридическая наука несколько отличается от отрасли права социального обеспечения и ее системы. Предмет отрасли права — определенный комплекс отношении, а предмет науки — нормы отрасли права в их развитии, совершенствовании и сопоставлении с аналогичным правом зарубежных стран (см. также Социальное обеспечение. Пенсия государственная. Пенсия за выслугу лет. Пенсия по инвалидности. Пенсия по старости. Пенсия по случаю потери кормильца. Социальная пенсия).
Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.
Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов.
В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией указанных материальных отношений. Это — отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения. Процедурные отношения могут: — предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов); — существовать одновременно с ними (например, по изменению группы инвалидности); — приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).
Что касается предмета науки права социальною обеспечения, то он шире предмета отрасли. Наука обобщает накопленные о предмете права социального обеспечения знания, изучает генезис развития отрасли права в целом, а также ее отдельных институтов и норм, формулирует отраслевые понятия предмета и метода, исследует особенности правоотношений, наиболее оптимальные варианты их правового опосредования, разрабатывает концептуальные положения, определяющие перспективу развития как отрасли в целом, так и ее отдельных институтов. Кроме того, наука изучает не только российское право, но и право социального обеспечения зарубежных стран, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения.
1. Определить продолжительность страхового, общего трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ Минькина С.И.:
· 5 лет – учеба в университете — учёба в страховой стаж не включается,
· 12 лет – преподаватель истории в средней школе №140 г. Свердловска – общий трудовой – 12 лет. После 10 лет непрерывного преподавательского стажа у педагога появляется право на длительный отпуск сроком до 1 года. Длительный отпуск педагогического работника — это отпуск без сохранения заработной платы, но с сохранением места, должности, нагрузки. Следует обратить внимание, что время нахождения в длительном отпуске не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии педагогов, так как за этот период учреждение не уплачивает за работника страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
· 3 года – отпуск без сохранения заработной платы. В стаж работы (страховой), который дает право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года (ст. 121 ТК РФ). Таким образом, если у работника общая продолжительность отпусков без сохранения заработной платы в течение рабочего года составила, например, 16 календарных дней, то при расчете стажа, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск, календарные дни начиная с 15-го дня не учитываются. Время отпуска без сохранения заработной платы во всех случаях засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работника.
· 8 лет – заместитель директора по методической работе средней школы №1 г.Ивделя. Трудовой и страховой стаж – 8 лет. Порядок назначения трудовых пенсий в РФ установлен Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данный закон устанавливает виды трудовых пенсий, общие и льготные условия назначения пенсий. Согласно подпункту 1.1 Списка («Список должностей и учреждений…») в стаж работы засчитывается работа в должности заместителя директора общеобразовательной школы любого наименования. При этом в силу подпункта «б» пункта 8 сопровождающих данный Список Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в стаж засчитывается работа, выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебно-воспитательной, воспитательной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом общеобразовательных учреждений любых наименований. При этом она засчитывается независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
· 12 лет – преподаватель негосударственного учреждения «Наше будущее – дети» в г.Екатеринбург. В настоящее время не принят подзаконный акт, обстоятельно регламентирующий порядок предоставления дополнительного отпуска работникам коммерческих учебных заведений. Однако законодательство не лишает педагогов частных организаций права на него, закрепляя, что порядок и условия предоставления длительного отпуска должны определяться учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. Статья 335 ТК РФ и ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» не делают различий между работниками бюджетных и коммерческих образовательных учреждений.
Таким образом получаем, что трудовой стаж Минькина С.И. – 35 лет, а страховой – 32 года. Так как Минькин С.И. является педагогическим работником и его стаж составляет более 25 лет, то он имеет право на досрочное назначение пенсии по старости., в соответствии с п.19 ст.27 ФЗ О трудовых пенсиях РФ: Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
2. Расчёт пенсии при полном трудовом стаже
В соответствии с п.1-2 главы второй ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Поэтому гр. Купеченцева, год рождения которой 1952, стаж 21 год, имеет право на назначение пенсии по старости. Пенсия назначается с момента подачи заявления, то есть с 2 окт. 2007г.
1. Определим расчетный размер пенсии на 01.01.2002 год по следующей формуле:
а) РП= СК х ЗР/ЗП х СЗП, где:
СК = 0,55 + 0,01 (т.к. стаж = 21 полных лет)
РП = 0,56 х 1,2 х 1671 = 1122 руб.91 коп.
б) РП = ЗП * СК, где
РП = 2314*0,56 = 1295,84
Предпочтительнее расчет РП по варианту б).
2. Определим расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 г.
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ — в Российской Федерации совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения, в рамках которых граждане реализуют гарантированное статьей 37 Конституции Российской Федерации право на материальное обеспечение в установленных законом случаях.
Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в общей системе российского права относительно недавно, в середины 1960-х годов. В условиях становления в России рыночных отношений, когда на совершенно иных принципах формируется система социальной защиты населения, нормы право социального обеспечения занимают особое место в системе российского права.
Предмет права социального обеспечения — прежде всего отношения материального характера — собственно обеспечительные отношения, возникающие между гражданами и уполномоченными органами по поводу реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения (пенсию, пособие, услугу и так далее). Производными от материальных отношений являются носящие вспомогательный характер отношения процедурные (по установлению юридических фактов) и процессуальные (по рассмотрению споров).
Метод права социального обеспечения основан на сочетании централизованного (федерального), регионального (на уровне субъектов Российской Федерации), муниципального (на уровне муниципальных образований), локального (на уровне работодателя), нормативного и договорного способов установления прав и обязанностей субъектов, с учётом специфики юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений, а также способов защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей.
Право социального обеспечения состоит из Общей и Особенной частей, включающих в себя ряд институтов. В российской науке пока нет единства мнений учёных относительно места в системе отрасли института трудового (страхового) стажа. В данный правовой институт входят нормы о страховом стаже (общем и специальном), общем трудовом стаже, выслуге лет военнослужащих и других лиц, проходящих военную либо иную службу с присвоением воинских (специальных) званий, стаже государственной гражданской службы. К Общей части право социального обеспечения, находящейся в стадии формирования, относятся нормы, закрепляющие основополагающие положения и определяющие предмет и метод отрасли, задачи, отраслевые принципы, правовой статус субъектов, виды социальных рисков, при наступлении которых предоставляется социальное обеспечение.
В странах, где сложилась многоукладная экономика, правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется на трёх уровнях. Первый уровень характеризуется установлением обязательной государственной системы социального обеспечения (социального страхования). Причём в некоторых странах осуществляется переход от универсального принципа предоставления отдельных видов социального обеспечения к предоставлению их только бедным (малообеспеченным) после проверки материального положения таких лиц. Второй уровень составляют корпоративные системы социального обеспечения (в рамках конкретных организаций). Как правило, создание такой системы является добровольным, хотя иногда и поощряется государством. Третий уровень представляет собой индивидуальное добровольное страхование и частные сбережения.
В странах «третьего мира» развитие национальных систем социального обеспечения зависит от уровня экономического развития, с учётом которого преобладает тот или иной уровень правового регулирования и определяется круг лиц, на которых распространяются государственной системы социального обеспечения (социального страхования).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
http://w.histrf.ru/articles/article/show/pravo_sotsialnogo_obiespiechieniia
Собираю информацию в сети и из своей практики и размещаю на сайте.
Имею 22 летний опыт работы юристом.