Правоотношений социальной пенсии

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Правоотношений социальной пенсии". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Пенсионное правоотношение

Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основе решения комиссии по назначению пенсии, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимоти от видов пенсии различают и виды правоотношений: 1)по старости; 2)за выслугу лет; 3)по инвалидности; 4)по случаю потери кормильца; 5)по поводу социальной пенсии. Все эти виды правоотношений определяются основным юридически фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении, — правом гражданина (семьи) на определенный вид и размер пенсии (позиция А.Д.Зайкина и В.А.Тарасовой).

В.С.Андреев полагает, что «назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Мы считаем, что он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение только устанавливает наличие у гражданина или семьи этого права и назначает пенсию.

Выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина или семьи такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позже, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет права одновременно по двум или трем видам пенсий. В пенсионное правоотношение он может вступить только по одному виду пенсии по его выбору.

С назначением пенсии комиссией по назначению пенсий процедурное правоотношение трансформируется в пенсионное, а гражданин именуется пенсионером.

Правомочные субъекты пенсионного правоотношения — это пенсионеры, кото­рые различаются в зависимости от вида пенсии.

В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца. В правоотношении с социальной пенсией правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий страхового стажа, или семья при смерти такого кормильца.

Вторым субъектом всех указанных 5 видов пенсионный правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган социального обеспечения. Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное правоотношение.

Содержание пенсионного правоотношения — это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении у него новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах. Обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10490 — | 7739 — или читать все.

Тема 3 Общая характеристика принципов ПСО. Правоотношения по социальному обеспечению

Вопросы к теме:

1. Понятие и принципы ПСО.

2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.

3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению.

1. Понятие и принципы ПСО:

Принципы ПСО – это основополагающие идеи, на которых базируется ПСО.

1. принцип всеобщности социального обеспечения, ко­торый проявляется в том, что благами социального обеспе­чения пользуются все граждане Республики Беларусь, инос­транные граждане и лица без гражданства. Этот принцип закреплен в статье 47 Конституции, которая предусматри­вает, что граждане имеют право на социальное обеспечение при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
Право на социальное обеспечение возникает независимо от причины нетрудоспособности. Особо наглядно этот при­нцип проявляется в пенсионных правоотношениях, в связи с введением социальных пенсий;

2.принцип осуществления социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов и средств бюджета, т.е. средства на социальные выплаты сконцентрированы в Фонде социальной защиты населения. Средства Фонда образуются из обязательных страховых взносов нанимателей и наемных работников. Эти средства расходуются на выплату пенсий, пособий, оказание материальной помощи, но есть виды пенсий, которые выплачиваются из средств бюджета (пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь). Социальное обслуживание также осуществляется из средств местного и республиканского бюджета. Государственный
фонд содействия занятости, из которого выплачиваются пособия по безработице, формируется также из средств на­нимателей и средств государственного бюджета;

3.принцип дифференциации видов, условий и уровней обеспечения. Основанием дифференциации является:

– трудовой вклад работника (все виды трудовых пенсий, в т.ч. пенсии на льготных условиях, назначаются с учетом трудового вклада работников);

– причина нетрудоспособности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, травма, полученная в период прохождения военной службы, воен­ная травма);

– нуждаемость (лицо считается нуждающимся, если оно получает пенсию в минимальном размере);

– иные социальнозначимые обстоятельства (одиночест­во, достижение 80-летнего возраста);

4.принцип многообразия видов социального обеспече­ния. При наступлении того или иного социального риска государство оказывает поддержку различными способами: денежными выплатами, социальными услугами. В денеж­ной форме выплачиваются пенсии и пособия, наряду с тра­диционными пенсиями по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца выплачиваются досрочные пен­сии безработным и социальные пенсии. Семьям, Воспиты­вающим детей, выплачивается более десяти видов пособий. В случае нетрудоспособности выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

Читайте так же:  Пенсии работающим пенсионерам реформа

2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению:

Правоотношения по социальному обеспечению

– это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие на основе юридических фактов по поводу предоставления денежных вы­плат (пенсий, пособий, компенсаций), социальных услуг и льгот между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами, имею­щими на них право.

Юридические факты – это обстоятельства, предусмотренные законодательством, на основе которых возникают правоотношения.

В качестве юридических фактов выступают:

¨ возраст и трудовой стаж;

¨ беременность и рождение ребенка;

¨ инвалидность и трудовой стаж;

¨ временная нетрудоспособность и др.

Правоотношения по праву социального обеспечения возникают, как правило из совокупности юридических фактов, которая называется юридическим составом.

Правоотношения по ПСО подразделяются:

1.материальные – право­отношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания.

Материальные правоотношения составляют ядро систе­мы правоотношений, поскольку именно в них удовлетво­ряются объективные потребности престарелых и нетрудос­пособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др. Они являются сложными, так как правами и обязанностями наделяются оба субъекта.

2.процессуальные – возникают при рассмотрении споров между сторонами, в основном при обжаловании гражданами решений государственных и иных органов, связанных с назначением пенсий, пособий и других социальных выплат. Однако в праве социального обеспечения отсутствуют нормы, регулирующий процедуру рассмотрения и разрешения споров. Поэтому судебное раз­бирательство осуществляется по нормам гражданско-про­цессуального законодательства.

3.процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Право на тот или иной вид социального обеспечения появляется, как правило, с мо­мента возникновения процедурного правоотношения при его положительном окончании (например, продолжитель­ности трудового стажа, установления инвалидности). Юри­дическим фактом, порождающим процедурные правоотно­шения, служит обращение гражданина или его представи­телей для удостоверения конкретного факта.

Процедурные правоотношения являются правопримени­тельными, связанными с реализацией материальных отно­шений.

Отличие процедурных правоотношений от процессуаль­ных в социальном обеспечении определяется спецификой их содержания. В процедурных правоотношениях законо­дательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения затрагивает не все, а лишь спорные обстоятельства.

В зависимости от срока действия правоотношения делят­ся на:

– правоотношения, прекращающиеся однократным ис­полнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий: по протезированию, по
поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности, в связи с предоставлением инвалидам специальных транс­портных средств и др.);

– правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери кормильца — до достижения несовершеннолетним ижди­венцем 18 лет, учащимся — 23 лет, по поводу назначения по­собий на детей, по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до трех лет и др.);

– правоотношения с относительно неопределенным сро­ком существования во времени (пенсионные по возрасту, инвалидности, в связи с выплатой пособий по временной
нетрудоспособности, по содержанию инвалидов и преста­релых в домах-интернатах и др.).

3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по праву социального обеспечения:

Субъектами правоотношений по праву социального обеспечения являются граждане. Гражданин должен обладать правоспособностью (возможностью обладать правами и нести обязанности) и дееспособностью (способностью гражданина своими дейс­твиями приобретать и осуществлять гражданские права, со­здавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). В некоторых случаях субъекты ПСО не могут совершать самостоятельно необходимые действия. В таких случаях их интересы представляют родители либо опекуны (попечители).

Другим субъектом правоотношений является государс­твенный или иной орган (органы Министерства труда и соц. защиты, органы здравоохранения, органы Министерства обороны, МВД, органы занятости и др.)

Объектами материальных правоотношений

в связи с предоставлением отдельных видов обеспечения являются пенсии, пособия, услуги и т.д.

Объектом процедурных и процессуальных правоотно­шений

является либо само юридически значимое обстоя­тельство или группа таковых (назначение пенсии, пособия и т.п.), либо оспариваемое право.

Субъекты ПСО выступают носителями субъективных прав и обязанностей, которые составляют содержание.

Для правоот­ношений по социальному обеспечению характерно то, что один субъект — гражданин — обладает правами на получе­ние определенных видов обеспечения, а другой обязан пре­доставить ему соответствующее социальное обеспечение определенного вида.

Содержанием материального правоотношения

, с одной стороны, является право гражданина на определенный вид социального обеспечения, размер, сроки и порядок кото­рого устанавливаются законом, а с другой — обязанность государственного или иного органа принять решение о его предоставлении или отказе.

Содержанием процедурного правоотношения

являются право гражданина установить в предусмотренном законодательством порядке факты, имеющие юридическое значение, и обязанность государственного органа провести про­верку и принять соответствующее решение по обращению гражданина.

Содержанием процессуальных правоотношений

являются право гражданина на рассмотрение в установленном порядке его жалобы на действия должностных лиц, органов ис­полнительной власти и обязанность государственного орга­на принять решение по существу обращения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Пенсионные правоотношения: понятие и виды

Любой тип правоотношений считается разновидностью общественных в фактическом аспекте, регулирование которых происходит посредством норм соответствующей правовой отрасли. Так, пенсионные правоотношения возникают тогда, когда осуществляется право непосредственно на пенсионное обеспечение. Если учесть тот факт, что сегодня актуальная пенсионная система Российской Федерации охватывает всех граждан, являющихся нетрудоспособными или достигшими конкретного возраста, можно отметить: абсолютно каждый индивид – это потенциальный либо реальный участник данного вида правоотношений. А значит, эта тема касается каждого из нас, потому и не теряет актуальности.

Понятие пенсионного правоотношения

Правоотношения по пенсионному обеспечению – это урегулированные посредством правовых норм в плане социального обеспечения общественные отношения. Как правило, возникновение их непосредственно связано с материальной поддержкой граждан, которые достигли возраста, установленного в законодательном порядке, а также тех, кто признаны потерявшими кормильца или же инвалидами. Подобные правоотношения имеют место при наличии определенной фактической системы.

Читайте так же:  Порядок индексации пенсий уволившихся пенсионеров

Важно отметить, что пенсионные правоотношения, так же, как и иные правоотношения в плане социального обеспечения, в соответствии со своим смыслом носят распределительный характер. Посредством их существования происходит удовлетворение потребностей определенных категорий граждан, в числе которых пожилые люди, инвалиды, нуждающиеся семьи, а также лица, потерявшие кормильца посредством материальной поддержки за счет денежных средств пенсионных фондов целевой направленности либо за счет средств бюджета. Так, субъекты пенсионных правоотношений – это представленные выше категории граждан.

Классификация пенсионных правоотношений

В полной мере рассмотрев понятие пенсионных правоотношений , целесообразным будет перейти к следующему не менее важному вопросу. Так, для предельно глубокого изучения характеристик и непосредственной сущности пенсионного обеспечения в науке о праве была аргументирована необходимость разделения пенсионных правоотношений. Так, они были классифицированы по определенным видам в соответствии с конкретными критериями. Ниже представлены актуальные на сегодняшний день виды пенсионных правоотношений :

  • Во-первых, правоотношения по обеспечению граждан пенсиями классифицируются на отношения страхового и нестрахового характера. Данная классификация поставила начальную точку своему существованию только на современном этапе существования права по причине того, что обеспечение пенсионной поддержки производится за счет денежных средств социального страхования обязательной направленности (то есть, пенсионных фондов) и средств государственного бюджета. Кроме того, правоотношения обязательного пенсионного страхования так или иначе регулируются посредством норм права в плане социальной поддержки.
  • Вторым критерием разделения правоотношений по поводу пенсионных выплат являются разновидности назначаемых пенсий. Таким образом, в соответствии с ним можно выделить отношения, касательные различных видов пенсий. Среди них пенсионные правоотношения , возникшие в связи с выплатами по старости, за выслугу определенного количества лет, по инвалидности, по потере кормильца, а также пенсии социального характера.

Правоотношения по обеспечению пенсиями граждан

Кстати, процесс развития и совершенствования правоотношений пенсионного характера, а также обогащение в плане их содержания пребывают в прямой взаимозависимости с общественными и государственными возможностями экономической природы абсолютно на каждом из исторических этапов качественного роста и развития.

Как отмечалось выше, субъекты пенсионных правоотношений находятся в некоторой взаимосвязи. Так, данная связь граждан и непосредственно государства в лице определенных органов по осуществлению пенсионного обеспечения выражается, как правило, посредством их субъективного юридического права, связанного с получением пенсионного обеспечения при условии наличия необходимых актов юридической природы. Кроме того, выражение осуществляется и через юридические обязанности соответствующего органа государственного управления (или же иного, который уполномочен государством). Данное право может обеспечивать людям некоторые гарантии поддержки по конкретным нормам и на определенных законодательством условиях. Именно правовое и обязательственное единство формирует реальную возможность внедрить в жизнь общества в пределах правоотношения по пенсионному обеспечению непосредственно ту поведенческую установку, которая включается в нормы пенсионного законодательства.

Добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Важно отметить, что в соответствии с законодательством, добровольным образом вступить в правоотношения в плане обязательного пенсионного страхования имеют право:

  • Граждане России, которые осуществляют трудовую деятельность непосредственно за пределами государства, в целях уплаты взносов страховой природы в Пенсионный фонд.
  • Индивиды для того, чтобы обеспечивать уплату взносов страхования за иное лицо, если за второго не уплачиваются взносы страховой природы страхователем по настоящему Федеральному закону и законодательству в плане налогов и сборов.
  • Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию актуально для застрахованных лиц, которые платят страховые взносы в конкретном размере.
  • Индивиды в целях уплаты страховых взносов дополнительно. Важно дополнить, что они идут на накопительную пенсию по соответствующему Федеральному закону.
  • В правоотношения по обязательному пенсионному страхованию добровольного характера вступают индивиды в целях уплаты взносов непосредственно в Пенсионный фонд за себя, которые на постоянных или временных условиях проживают в России. Важно дополнить, что в отношении их обязательное пенсионное страхование не имеет никакого значения по настоящему Федеральному закону.

Другие критерии

Помимо представленной выше классификации, важную роль играет и наличие иных критериев. Так, содержание пенсионных правоотношений предполагает наличие следующего разделения:

  • В соответствии с характером условий, по причине которых производится назначение пенсионных выплат, возникновение правоотношений по пенсионному обеспечению происходит как на общих основания, так и на льготных или в связи с неравными (особыми) обстоятельствами в процессе рабочей деятельности.
  • В соответствии с периодом актуальности пенсионные отношения рассматриваются как длящиеся. Кроме того, в зависимости от определенного периода, в течение которого они существуют, их можно классифицировать на актуальные лишь конкретный отрезок времени и на неопределенные в этом плане. К последним относятся отношения по причине выплаты пенсий, которые составляют объект пенсионного правоотношения , по старости, за выслугу лет, по инвалидности (тогда, когда они установлена бессрочным образом), а также по потере кормильца (тогда, когда член семьи, на которого назначаются пенсионные выплаты, достиг пенсионного возраста или был признан инвалидом при исключении процедуры переосвидетельствования, осуществляющейся после). При уместности перечисленных случаев прекращение правоотношения пенсионной направленности может вызываться только таким событием, как смерть непосредственно получателя пенсионных выплат, либо вовсе отказом от их получения.

Возникновение пенсионной правоспособности и дееспособности

Целесообразным будет рассмотреть вопрос о возникновении пенсионной правоспособности и дееспособности в отношении гражданина. Кроме того, важно узнать, каким образом она отличается непосредственно от гражданской.

В процессе определения видового назначения правоспособности лиц в качестве потенциальных участников правоотношений по пенсионному обеспечению основополагающим фактом является то, каким образом предоставлено соответствующее право: как сотрудникам определенной организации, учитывая их трудовую деятельность, или же как общественным деятелям, невзирая на их трудовой стаж. Так, в первом случае индивидам предоставляется трудовая пенсия, а во втором – социальная. При выплате трудовой пенсии обязательной предпосылкой для участия в соответствующих правоотношениях служит специальная правосубъектность в качестве неразрывного единства данной правоспособности, носящей пенсионный характер, и аналогичной дееспособности, которые абсолютно точно совпадают с правосубъектностью трудовой природы в отношении времени их появления, то есть с пятнадцати лет (для учащихся же – с четырнадцати), но при обязательном условии осуществления такого рода трудовой деятельности, по причине которой индивид подлежал процедуре обязательного социального страхования.

Читайте так же:  Доверенность на получение пенсии заверенная работодателем

Дополнительные сведения

Кроме того, подобная возможность поддерживается посредством принудительной государственной силы. Так, абсолютно каждому гражданину, являющемуся носителем юридического права субъективной природы на определенную разновидность социальной поддержки, со стороны государства предоставляются гарантии реализации данного права через принудительное обеспечение в соответствующих ситуациях исполнения обязанности юридической направленности по его предъявлению органам власти. Именно поэтому пенсионные правоотношения предполагают недопущение отказа в плане удовлетворения права на тот или иной вид пенсии по причине отсутствия, к примеру, в распорядительной документации соответствующего исполнительного органа, который обязан предоставить материальную поддержку, денежных средств. Важно дополнить, что подобный отказ так или иначе приведет к принятию принудительных мер в целях исполнения данным органом возложенных на него обязанностей.

Срок действия пенсионных правоотношений

Важно отметить, что период актуальности целого ряда правоотношений по пенсионному обеспечению установлен посредством законодательных актов через определение конкретного срока. К примеру, пенсионные выплаты в случае потери кормильца для несовершеннолетних лиц совершаются исключительно до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, а тем, кто получает профессиональное образование – до двадцати трех лет. Кроме того, срок действия правоотношений рассматриваемого типа может быть связан непосредственно с потерей определенных фактов юридической природы, которыми обуславливается право на пенсионную поддержку. К примеру, трудоустройство индивида, который получает пенсию долгосрочного характера выплат по старости; абсолютное восстановление в отношении трудоспособности лица, которому назначалась пенсия по инвалидности на конкретный период времени, и так далее.

Важно дополнить, что представленные в предыдущих главах основания для разделения пенсионных правоотношений не служат исчерпывающими. Они могут использоваться как самостоятельным образом, так и в различного рода сочетаниях с другими критериями, которые непосредственно отражают самые значимые характеристики правоотношений пенсионной направленности, или друг с другом.

Понятие субъектов пенсионных правоотношений

Под субъектами пенсионных правоотношений следует понимать граждан и органы государственной власти, которые по причине определенных правовых норм имеют возможность выступать носителями юридических прав и обязанностей субъективной природы.

В предыдущих главах отмечалось, субъект правоотношений в обязательном порядке должен обладать необходимым свойством юридического характера. То есть, как правило, он наделен способностью нести определенные обязанности (другими словами, правоспособностью) и обладать конкретными правами. Кроме того, очень важно, может ли то или иное лицо осуществлять в полной мере данные права и обязанности (другими словами, способен ли он быть дееспособным).

Заключение

В заключение важно отметить, что в отличие от правосубъектности гражданина трудовой направленности, которая напрямую связана исключительно с достижением конкретного возраста, специального рода правосубъектность, так или иначе, содержит в себе не само право участвовать в правоотношении трудовой направленности, а факт вступления в это отношение. Так, являющимся участником иного правоотношения трудовой природы, индивид в любом случае подлежит процедуре обязательного пенсионного страхования. Так, у людей, которые начали собственную трудовую деятельность с пятнадцати лет, пенсионная правосубъектность специального типа появляется непосредственно с этого возраста, несмотря на их несовершеннолетие. При признании у индивидов инвалидности они имеют абсолютное право участвовать в пенсионном правоотношении по поводу выплаты трудовых пенсий, а также самостоятельным образом осуществлять право на данные пенсии, что очень важно на сегодняшний день.

Таковы особенности функционирования системы пенсионных взаимоотношений в РФ. Их следует знать, чтобы обеспечить себе достойную пенсию в преклонном возрасте или в случае потери трудоспособности.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

Субъектом правоотношений по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъекты – это участники правоотношений, наделенные субъективными правами и несущие обязанность.

В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных компетентных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.

Субъекты материальных социально-обеспечительных правоотношений по социальному обеспечению в силу распределительного характера складывающихся отношений делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:

1) лица – получатели благ по социальному обеспечению,

2) лица – представители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц — это граждане – физические лица, по общему правилу как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Никакие юридические лица получать блага по социальному обеспечению не имеют право.

Чтобы стать участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемой законом способности иметь права и обязанности), дееспособности (признаваемой законом способности своими действиями реализовывать права и обязанности), деликтоспособности (признаваемой законом способности нести ответственность за правонарушения в сфере социального обеспечения). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь прав на социальные услуги, пособия, пенсии, но они недееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению выступают их законные представители, а при их отсутствии государственные или муниципальные органы.

Как указывается в теории права, правосубъектность есть условие возможности правоотношения, это есть система вышеуказанных способностей субъекта. При этом важно отличать способность к правообладанию и самообладание. Ведь субъект может не стать субъектом определённого правоотношения в сфере права социального обеспечения, и реального правообладания не возникает.

Обыкновенно выделяется общая, отраслевая и специальная правосубъектность. То есть субъект, обладая соответствующей правосубъектностью, может стадийно становиться субъектом права вообще, субъектом конкретной отрасли и, наконец, субъектом конкретных видовых правоотношений.

Читайте так же:  Как получить выплату за рождение третьего ребенка

Очевидно, что формулировка ст. 39 и 41 Конституции РФ дают основание полагать, что потенциально право на социальное обеспечение и медицинскую помощь имеет любой человек с рождения. То есть отраслевая правосубъектность вытекает из общей, поскольку данная отрасль права обуславливает возможное приобретение благ социально значимой нуждаемостью лица и определяемыми законом социальными рисками.

Но, так как социальное обеспечение предоставляется в основном в рамках двух организационно-правовых форм, можно выделить такую же, как и отраслевую, широкую, всеохватывающую суботраслевую правосубъектность в отношениях по вспомоществованию любому члену общества, и в отличие от этого более узкую суботраслевую правосубъектность в блоке отношений по обязательному социальному страхованию в основном наемных работников и их семей.

То есть субъектами последних указанных отношений могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному социальному страхованию.

Некоторые ученые связывают возникновение правоотношений по выплате страховых пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и иных выплат по обязательному социальному страхованию исключительно с заключением индивидуального трудового договора. Имеется в виду, что правоотношения по поводу этих выплат возникают не при наступлении страхового случая и дополнительных юридических фактов, а одновременно с возникновением трудовых отношений. Выпячивание связи некоторых отношений по социальному обеспечению с трудовыми не оправдывает указанное предположение о моменте начала отношений, связанных с выплатой пособий по социальному страхованию.

Здесь происходит подмена понятий субъективного права на пособие и специальной праводееспособности гражданина. Законодатель в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» установил, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, а у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов. Но имеется в виду финансовый аспект отношений по социальному страхованию.

Начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет специальную правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид пособия и прекращается вместе с окончанием этого права.

Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может выступать в двух случаях:

— в случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей, имеющих детей;

— в случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.

Вторым субъектом — представителем благ по социальному обеспечению является, как правило, государство (в лице своих уполномоченных органов и организаций), а также в случае делегирования или разрешения с его стороны иные лица – муниципальные образования, работодатели, соответствующие образовательные учреждения, учреждения социального и медицинского обслуживания.

Со стороны государства могут выступать следующие государственные органы:

— Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

— Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;

— Окружные управления социальной защиты населения

— Районные управления социальной защиты населения;

— Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;

— Учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения;

— Пенсионные службы силовых министерств и ведомств;

— Предприятия, учреждения, организации;

— Органы службы занятости;

В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности ит.д.); клинико-экспертные комиссии; лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности); администрации организаций, помогающие в сборе доказательств, подтверждающих юридический факт, дающий право на определенный вид социального обеспечения, а также компетентный орган, управомоченный выносить решение о предоставлении этого вида социального обеспечения и в его отказе.

В процессуальных отношениях участвуют следующие субъекты:

— вышестоящий орган в отношении органа, принявшего спорное решение (например, областной Пенсионный фонд РФ, главное бюро медико-социальной экспертизы), и гражданин оспаривающий это решение (административный порядок разрешения спора),

— гражданин, оспаривающий решение компетентного органа, сам компетентный орган, суд общей юрисдикции, а в некоторых случаях прокуратура (судебный порядок разрешения спора).

Момент возникновения у компетентного органа (второго субъекта) его правосубъетности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем ит.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечении являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров они являются юрисдикционными правоохранительными, правовостановительными органами.

Объект – это конкретное материальное благо или действие, по поводу которого, возникают конкретные правоотношения.

В процедурных правоотношениях объектом выступают юридические действия по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта – сбор доказательств, подтверждающих юридический факт, дающий право на определенный вид социального обеспечения; вынесение компетентным органом решения о предоставлении этого вида социального обеспечения или решения об отказе.

В основных материальных социально-обеспечительных отношениях объектом выступает реализация права на данный вид социального обеспечения, те есть получение его деньгами или в натуральном виде (пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание).

В процессуальных отношениях объектом выступает юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Объекты правоотношений по социальному обеспечению.

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, т.е конкретный вид социального обеспечения. В процедурных правоотношениях объектом выступают действия — решение государственных органов о назначении конкретного вида социального обеспечения, без которого невозможна реализация материальных правоотношений.

Читайте так же:  Калькулятор расчета досрочной пенсии

Объектом материальных правоотношений является конкретное благо в виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и прочее), услуг или льгот. Причём льготы могут распространяться как на выплаты, так и на услуги.

Каждый вид социального обеспечения (пенсии, пособия и др.) имеет ряд признаков, которые позволяют как отграничивать их от других выплат и услуг, не регулируемых нормами права социального обеспечения, так и проводить различия между ними. Существует три наиболее существенных признака пенсий:

Во-первых, они назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает средства на содержание, имеющие алиментарное значение.

Во-вторых источником выплат служит государственная казна или специальные фонды, созданные государством или при его содействии.

В-третьих, необходимым условием для предоставления пенсий является прошлая служба или иная деятельность.

Названные признаки пенсий не утратили своего значения и сегодня. Несмотря на создание пенсионного фонда и обязанности наёмных работников и других категорий занятых граждан вносить страховые пенсионные взносы трудовая пенсия остаётся социально-алиментарной выплатой, предоставляемой на безэквивалентной основе, а не в обмен на затраченный труд или на внесённые страховые взносы.

Возможность одновременного получения любого вида пенсии и заработной платы является отступлением от целевого назначения пенсий и принципа солидарности поколений при формировании финансовой основы пенсионного страхования. Концепция пенсионной реформы 1995 года предусматривает, что в случае продолжения оплачиваемой работы пенсия по общему правилу выплачиваться не должна. При новой системе работа без получения пенсии будет вознаграждаться увеличением размера пенсии за каждый год такой работы после достижения пенсионного возраста. Вместе с тем, учитывая интересы низкооплачиваемых пенсионеров, не исключается возможность выплаты пенсий при невысоком совокупном доходе работающего пенсионера. Однако это вынужденная мера, которая обусловливается не существом пенсии, а уровнем доходов.

Таким образом, пенсия — это ежемесячная пожизненная выплата, назначаемая в связи с достижением пенсионного возраста при установлении инвалидности, потери кормильца и в других случаях, установленных законом, в размерах, пропорциональных трудовому (страховому) стажу и прошлому заработку, либо в твёрдых размерах с учётом минимальной оплаты труда или другого установленного государством стандарта.

Это определение характеризует пенсии как родовой объект.

( по случаю потери кормильца;

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью замещения утраченного по уважительной причине заработка :

( пособия по временной нетрудоспособности;

( пособия по беременности и родам;

( пособия по безработице.

Другие — с целью социальной поддержки:

( единовременное пособие при рождении ребёнка;

( ежемесячное пособие на ребёнка;

( единовременное пособие на погребение и др.

Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно классифицировать как:

Как и пенсии, пособия предоставляются на безэквивалентной основе. Этому не противоречит, в частности, факт, что право на пособие по временной нетрудоспособности зависит от того, когда наступила нетрудоспособность — в период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов или нет. Не меняет алиментарной природы пособий и разница в источниках финансирования (одни пособия выплачиваются из государственных внебюджетных фондов социального назначения, другие — из бюджетов различных уровней), а также разлиычия при исчислении их размеров (одни пособия рассчитываются пропорционально прошлому заработку, другие в твёрдых суммах или в процентах от минимальной оплаты труда).

В последнее время система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы введены пособия по безработице. Упорядочение системы государственных пособий для граждан, имеющих детей, привело к установлению нового вида пособий.

Учитывая вышеизложенного пособия можно определить как выплаты, назначаемые в целях замещения утраченного заработка в размерах, соотносимых с ним, либо в целях оказания социальной поддержки в строго определённых законом случаях, как правило, в твёрдых размерах.

Также видом социального обеспечения являются компенсационные выплаты. Они могут служить основным источником средств существования либо назначаться с учётом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и других обстоятельств. Компенсационные выплаты предоставляются:

( неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1-й группы либо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребёнко-инвалидом в возрасте до 16 лет;

( работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации;

( лицам, пострадавшим от радиационного воздействия;

( пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги и в некоторых других случаях.

Источником финансирования компенсационных выплат являются государственные внебюджетные фонды социального назначения или средства бюджетов различных уровней.

Удовлетворение потребностей граждан осуществляется не только с помощью назначения различных выплат, но и путём предоставления услуг. Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утверждённых государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам, т.е на возмездно-неэквивалентной основе.

Виды услуг могут быть самыми разными:

1) Полезные действия:

( медицинское обслуживание и лечение;

( экспертиза временной нетрудоспособности;

( установление причин и группы инвалидности;

( социальное обслуживание на дому и др.

2) Натуральное содержание:

( детей в детских дошкольных учреждениях;

( престарелых и инвалидов — в домах-интернатах;

Видео (кликните для воспроизведения).

( лиц, не имеющих места жительства — в домах ночного пребывания и пр.

Источники

Правоотношений социальной пенсии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here