Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Бизнесу будет проще воспользоваться налоговыми льготами

В августе бизнес наконец дождался отмены налога на движимое имущество. Но споры о льготе на него за прошлые периоды продолжаются. 16 октября Верховный суд разрешил спор, тянувшийся с 2015 г., когда в силу вступили поправки, не позволяющие пользоваться освобождением от налога при передаче нового оборудования взаимозависимым лицам. Верховный суд льготу признал.

Налоговики проверяли уточненные декларации компании «Азот» (входит в холдинг «Еврохим») за 2015 г. и I квартал 2016 г. Компания захотела вернуть уплаченные 744 524 руб. налога на оборудование, которое изготовило ее «сестринское» предприятие «Новомосковск-ремстройсервис». Налоговики отказали, компания обратилась в суд, проиграла процесс в трех инстанциях, но Верховный суд встал на ее сторону. Взаимозависимость не является основанием для более обременительного налогового режима компаний, входящих в единую группу и имеющих «длительные экономически и исторически обусловленные хозяйственные отношения», указано в определении Верховного суда. Ограничение в Налоговом кодексе не распространяется на ситуации, которые не приводят к уклонению от уплаты налогов.

До этого дела налоговые органы всегда отказывали в применении льготы в таких случаях, рассказывает юрист «Щекин и партнеры» Евгения Миронова. Норма, которую оспаривал бизнес, по сути, «поставила крест» на внутрихолдинговых перепродажах имущества, говорит партнер Taxology Алексей Артюх, который представлял «Азот» в суде: «Жертвой такого «сплошного» регулирования стали добросовестные налогоплательщики, это касается каждого холдинга». Такие ситуации широко распространены, подтверждает Миронова. С подобными спорами «Еврохим» сталкивался и раньше, говорит его представитель.

Проблемы движимого имущества

Летом власти решили отменить налог на движимое имущество с 2019 г. Однако бизнес столкнулся с проблемой – налоговики переквалифицировали оборудование в недвижимое имущество (ставку по нему устанавливают регионы, она не может превышать 2,2%) и ретроспективно облагали компании налогом, в отдельных случаях – до половины оборудования. Основные пострадавшие – компании нефтегазового, химического и металлургического секторов, энергетики, говорил Артюх. В сентябре Минэкономразвития подготовил законопроект, который должен определить, какое имущество считается движимым, а какое – нет, для целей налогообложения. В недвижимом появляется новый критерий – это объекты капитального строительства, что проведет четкую границу в спорах, сходятся опрошенные «Ведомостями» юристы.

Бизнес может злоупотреблять этой льготой, но в рассмотренном деле факты злоупотреблений не были установлены, признает представитель ФНС. В целом практика применения данной нормы не является массовой, это единичные случаи, указывает он. Подобных споров меньше десятка, подтверждает Артюх, но это связано с тем, что большинство налогоплательщиков обреченно платили налог, понимая абсурдность ситуации. Или закупали новое оборудование по агентской схеме, добавляет руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

Верховный суд впервые призвал налоговиков смотреть на экономическую цель в каждом случае, говорит старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. Дело может стать началом применения налоговых льгот исходя из экономического смысла, подтверждает партнер EY Алексей Нестеренко. Теперь компании смогут подать заявление о возврате излишне уплаченного налога за три года с момента уплаты, добавляет Зарипов, и попытаться оспорить формальный подход и в других ограничениях льгот. Налоговики скорее всего будут и дальше отказывать в льготе из-за аффилированности, рассуждает Миронова, но налогоплательщик теперь получает шанс отстоять свое право на нее.

Россия ограничит получение международных налоговых льгот для бизнеса

Федеральная налоговая служба (ФНС) получит новые возможности для оспаривания применения льготных налоговых ставок в рамках международных соглашений. Госдума приняла в трех чтениях законопроект о ратификации Конвенции против злоупотреблений соглашениями об избежании двойного налогообложения (MLI). Изменится 71 соглашение об избежании двойного налогообложения.

Зачастую компании используют соглашения об избежании двойного налогообложения для вывода прибыли из-под налогов. Например, регистрируя техническую компанию на Кипре и выплачивая налог с дивидендов и процентов по займам по ставкам всего 5 и 0% вместо 15 и 20%.

Россия присоединилась к подавляющему большинству положений конвенции, ужесточающих правила получения льгот. Изменения обернутся серьезными проблемами для бизнеса. «Холдинговые компании уже под ударом. Теперь у налоговых органов будет больше оснований для оспаривания сделок. Ратификация MLI затруднит применение льготных налоговых ставок, и жизнь бизнеса станет более обременительна с точки зрения расходов на налоги», — прокомментировала РБК партнер EY Ирина Быховская.

В частности, компании придется доказать, что иностранная структура ведет реальную предпринимательскую деятельность, а не создана исключительно для налоговой оптимизации. Один из инструментов проверки — «тест на основную цель». «Необходимо доказать, что структурирование в качестве основной своей цели имело бизнес-причины, а налоговая льгота была лишь приятным бонусом. Например, страна субхолдинга может быть более гибкой с точки зрения правового регулирования», — пояснил РБК директор группы по оказанию услуг в области международного налогообложения КПМГ в России и СНГ Александр Токарев.

Получить льготы не смогут холдинговые компании, юрлица, предоставляющие информационно-консультационные услуги, групповое финансирование (включая кэш-пулинг) и управление инвестициями, за исключением банков, страховых компаний или зарегистрированных дилеров ценных бумаг.

Станет труднее снижать налоговую нагрузку с помощью выплаты дивидендов. Воспользоваться пониженной ставкой налога по дивидендам смогут только лица, владеющие акциями или долями минимум год.

Изменения должны вступить в силу с 1 января 2020 года. Компании, ведущие деятельность в иностранной юрисдикции, должны всесторонне оценить влияние MLI на свой бизнес, подчеркивает директор департамента по налогообложению и праву Deloitte Олег Трошин. Исходя из результатов оценки, нужно подготовить дополнительные документальные обоснования вовлечения в структуру иностранных компаний. В случае высокого риска отказа в применения льгот нужно провести реструктуризацию, рекомендует Александр Токарев.

Как доказать, что иностранная структура создана для бизнеса, а не только для оптимизации, — в материале «РБК Pro».

Бизнес получил отсрочку на год в отказе от международных налоговых льгот

Конвенция против злоупотреблений соглашениями об избежании двойного налогообложения (MLI) сведет к нулю налоговую экономию для многих холдинговых компаний. Однако из-за затягивания формальных процедур она начнет применяться в России не ранее 2021 года, сообщил Минфин. Ожидалось, что в отношении налога на доходы у источника выплаты MLI заработает с 1 января 2020 года. Это позитивная новость для бизнеса, поскольку многие не успели оперативно среагировать на ужесточающийся налоговый контроль, рассказали опрошенные РБК юристы.

Отсрочка на год

Читайте так же:  Перерасчет пенсии женщинам в этом году

Как пояснил Минфин, старт MLI в России отложен по формальным причинам. Перед началом применения конвенции страны, между которыми есть соглашения об избежании двойного налогообложения, должны обменяться уведомлениями о завершении внутренних процедур. При этом MLI может вступить в силу только с 1 января года, следующего за тем, в котором улажены все формальности.

Россия не направила такие уведомления, как и ее партнеры по налоговым соглашениям, отмечается в сообщении Минфина. Основная работа завершится в 2020 году, заверили в министерстве. Следовательно, применение MLI начнется не ранее 1 января 2021 года.

Что такое конвенция MLI

Конвенция MLI даст налоговым органам больше оснований для оспаривания налоговой выгоды, автоматически изменив сразу 71 международное соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН).

Нередко компании используют эти соглашения для ухода от налогов. Например, регистрируя техническую компанию на Кипре и выплачивая налог с дивидендов и процентов по займам по ставкам 5 и 0% вместо 15 и 20% в России.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в год бюджеты стран теряют $100–240 млрд, из-за того что корпорации переносят прибыль в низконалоговые юрисдикции, а это 4–10% мировых поступлений налога на прибыль. Россия присоединилась к подавляющему большинству положений MLI, ужесточающих правила получения льгот.

Перенос начала применения MLI — это, безусловно, положительная новость для международных групп, прокомментировал РБК директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Александр Токарев: «Значение MLI не стоит недооценивать, и, исходя из нашей практики, не все группы в полной мере подготовились к его введению».

Характерным стало дело X5 Retail Group (включает 39 компаний, управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Группе доначислили 1,4 млрд руб. налогов, и суд (пока первой инстанции) поддержал решение. Группа начала реструктуризацию в 2013 году и рамках одной из сделок вывела деньги в Кипр и Люксембург, не уплатив налог ни в России, ни за рубежом, отмечается в решении суда. В итоге компании «Агроаспект» (входит в ГК «Перекресток») доначислили налог на прибыль, увеличив прибыль на проценты, а все выплаты в пользу иностранных компаний переквалифицировали в дивиденды, обложив налогом по стандартной ставке 15%.

Бизнес по-прежнему функционирует по принципу «оттока» капитала за рубеж для налоговой экономии, констатировала юрист практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Дарья Каменская.

MLI должна кардинально ограничить применение льготных налоговых ставок. Например, иностранные холдинговые, управляющие и финансирующие компании прямо исключены из перечня компаний, при выплате дохода которым можно будет применить льготы, рассказала юрист.

По ее словам, отсрочка MLI по меньшей мере до 2021 года позволит компаниям серьезнее подготовиться — оценить ее влияние на свой бизнес, и если налоговая экономия сведется к нулю, провести реструктуризацию.

При этом для компаний, которые хотят выйти на зарубежные рынки, ситуация кардинально не изменится, но значительно возрастет бремя доказывания ведения реальной деятельности, пояснила Каменская.

Экономить на налогах все сложнее

В то же время не стоит забывать, что налоговые органы уже активно применяют схожие с MLI инструменты проверки, предупредил Александр Токарев из КПМГ. Например, концепция фактического получателя дохода (ФПД) предполагает, что при выплате пассивного дохода из России в пользу иностранной компании и применении льгот по соглашению об избежании двойного налогообложения нужно обосновать бизнес-цель создания такой иностранной компании. По сути, это и есть одно из основных положений MLI — «тест на основную цель» (principal purpose test), указал Токарев.

Более того, еще один схожий инструмент — ст. 54.1 Налогового кодекса (против необоснованной налоговой выгоды) — позволяет налоговикам доказать отсутствие деловой цели создания фирмы или проведения операций и также оспорить применение льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения, рассказал эксперт.

Налоговые органы все тщательнее проверяют трансграничные сделки и реструктуризации бизнеса на предмет «искусственности», отметил Токарев. Поэтому компаниям необходимо как можно лучше подготовиться к обоснованию наличия в сделке или реструктуризации реальной деловой цели.

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Ускоренный порядок начисления амортизации.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 259.3 НК РФ разрешено применение специального коэффициента, но не выше 2 к норме амортизации в отношении основных средств, включенных в первую – седьмую амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК. Правила отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями СПИК утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.04.2017 № 484.

Льготы по налогу на имущество организаций.

Региональным законодательством в отношении участников СПИК могут предусматриваться льготы по налогу на имущество. Например, в Пермском крае обнулена ставка налога на имущество организаций на срок действия СПИК начиная с налогового периода, в течение которого заключен СПИК. При выбытии объектов основных средств в течение трех лет со дня применения по отношению к ним налоговой ставки 0 % налог подлежит уплате в общеустановленном порядке (см. Закон Пермского края от 08.10.2015 № 549-ПК).

Субъекты РФ спешат закрепить налоговые льготы на предстоящий (2020) год. Так, в Тюменской области на 2020 год продлено действие ставки налога на имущество в размере 0 % в отношении имущества, созданного или модернизированного в рамках реализации СПИК (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 05.11.2019 № 62 «О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов отдельным категориям налогоплательщиков»).

Читайте так же:  Сколько платят по уходу за престарелым человеком

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Льготы по налогу на прибыль.

Для организаций – участников СПИК ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0 % (п. 1.14 ст. 284 НК РФ). Ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов РФ может быть снижена до 0 % (п. 3 ст. 284.9 НК РФ)[4]. Пониженная (вплоть до нуля) налоговая ставка действует начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК, до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика – участника СПИК. При этом размер льготы по налогу на прибыль имеет лимит в виде величины, равной 50 % объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК[5].

Участник СПИК имеет право применять пониженные ставки по налогу на прибыль:

ко всей налоговой базе, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, составляют не менее 90 % всех доходов;

к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности[6].

При этом выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен СПИК.

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Новации законодательства о СПИК.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) путем добавления в НК РФ ст. 25.16 «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных контрактов» и 284.9 «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта» введено раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.

Кроме структурных изменений, названным законом внесен ряд принципиальных новшеств. В частности, исчезло ранее действовавшее временное ограничение (до 2025 года) в применении льгот. Теперь ч. 2 ст. 18.2 Закона № 488-ФЗ для заключения СПИК установлен срок до 31.12.2030. Также сняты требования к размеру инвестиций. Дополнительно к этому у участников СПИК появилась возможность (при условии ведения раздельного учета) воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении той части прибыли, которая получена в рамках СПИК. Ранее пониженные ставки налога действовали лишь при условии, что доля доходов от реализации продукции по СПИК составляла не менее 90 % всех доходов.

Из неприятных изменений – сокращение потенциального размера господдержки со 100 до 50 %, что снижает привлекательность статуса участника СПИК по сравнению с участниками региональных инвестиционных проектов и прочими налогоплательщиками, которые воспользовались инвестиционным налоговым вычетом.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Льготы по земельному налогу.

Право предоставлять преференции в отношении земельного налога принадлежит муниципалитетам. В частности, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной СПИК, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 % суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (то есть снижение земельного налога превышает 99 %). Решением Думы г. Костромы от 20.10.2005 № 84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» на срок действия контракта полностью освобождены от налогообложения участки, используемые для осуществления инвестиционного проекта, включенного в реестр инвестиционных проектов Костромской области.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Читайте так же:  Вшэ социальная стипендия

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

Видео (кликните для воспроизведения).

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Игра в преференции: из-за льгот для бизнеса регионы потеряли 211 млрд

Послабления по налогам признали неэффективными в 25 субъектах, но их власти готовы с этим поспорить.

Льготы для бизнеса по налогу прибыль абсолютно неэффективны в 15 регионах. Об этом говорится в письме первого замглавы Минфина Леонида Горнина к руководителям субъектов (есть у «Известий»). В целом по стране результат не дают более 30% таких преференций. Другой вид послаблений — по налогу на имущество — непродуктивен в 12 регионах (при средней неэффективности по стране на уровне 43%). В письме первого замминистра главам субъектов рекомендуется исключить нерациональное использование бюджетных денег. По оценке Минфина, в прошлом году регионы недополучили 211 млрд рублей из-за льгот по обоим видам налогов. Их власти готовы пересмотреть только часть преференций — ведь такая практика помогает привлекать инвестиции.

От Петербурга до Камчатки

Минфин оценил рациональность использования регионами двух главных фискальных стимулов для бизнеса: льгот по налогам на прибыль и на имущество. Преференции первого вида «в полном объеме признаны неэффективными» в 15 регионах, говорится в письме Леонида Горнина к главам субъектов.

В их числе Брянская, Владимирская, Воронежская, Костромская, Новгородская, Астраханская и Оренбургская области, республики Карелия, Тыва, Бурятия и Карачаево-Черкесия. Также в этот список попали Краснодарский, Камчатский и Красноярский края и Чукотский АО. В среднем по всей стране субъекты нерационально используют более 30% таких преференций из их общего объема.

Льготы по налогу на имущество абсолютно непродуктивны в 12 регионах: Воронежской, Новгородской, Тверской, Магаданской, Саратовской и Новосибирской областях, республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Марий Эл, Забайкальском крае и Санкт-Петербурге. Средний по стране показатель неэффективности этого типа стимулов составил чуть более 43%.

Таким образом, в общей сложности в 25 субъектах абсолютно неэффективно предоставляются льготы либо по налогу на прибыль, либо по налогу на имущество.

Не до льгот

В письме первого замминистра главам регионов рекомендуется постоянно анализировать эти льготы и отменять неэффективные. В общем из-за снижения ставок для бизнеса по этим двум налогам в 2018 году бюджеты субъектов недополучили 211 млрд рублей, оценили в Минфине по просьбе «Известий».

В ответ на дополнительный вопрос о том, как планируется простимулировать регионы к отмене неэффективных послаблений, в пресс-службе ведомства сообщили, что масштаб недополученных из-за преференций доходов будет учитываться при составлении рейтинга регионов по качеству управления финансами. Кроме этого, субъекты обязаны до 1 августа 2020 года самостоятельно оценить эффективность льгот и представить в Минфин программу по отмене нецелесообразных. Конкретные дедлайны по очищению бюджетов от непродуктивных преференций регионам не ставят.

«Известия» опросили российские субъекты, попавшие в списки Минфина. В пресс-службе администрации главы Марий Эл сообщили, что в 2017 году ставка по налогу на имущество была понижена для двух организаций, реализующих в республике инвестпроекты на сумму 100 млн рублей. Льгота обошлась местному бюджету в 28,3 млн рублей. Формально, она действительно неэффективна, однако на практике преференция позволяет наращивать инвестиции в регион, поэтому отменять ее в ближайшее время не планируется, добавили в пресс-службе.

В правительстве Магаданской области сказали, что основная масса неэффективных преференций была отменена в 2017-2018 годах. Оставшаяся льгота по налогу на имущество для резидентов Территорий опережающего развития истекает в конце 2021 года, однако регион откажется от нее на год раньше.

Общий объем предоставленных Санкт-Петербургом стимулирующих налоговых льгот по налогам на прибыль и на имущество организаций в 2018 году составил порядка 15 млрд рублей. В Петербурге проведен мониторинг правоприменения действующего регионального налогового законодательства. Отдельные льготы были признаны неэффективными. Правительство Санкт-Петербурга разработало законопроект, на основании которого они подлежат отмене или замене на субсидии.

В Костромской области объём льгот за 2018 год составил 414,4 млн рублей. По оценке местного департамента экономического развития, в бюджет области на 1 рубль преференций поступает 10 рублей доходов от инвестпроектов. По новой методике Минфина, утвержденной в июне, правительство пока преференции не оценивало.

«Известия» также обратились в другие субъекты с просьбой прокомментировать эффективность налоговых льгот, действующих на их территории. В Нижегородской области заявили, что общая сумма преференций по налогам на прибыль и на имущество в 2018 году составила 3,7 млрд рублей. С начала года было отменено четыре льготы в связи с их неэффективностью.

В Пермском крае сказали, что по итогам 2018 года из общего объёма льгот на сумму 10,2 млрд рублей неэффективными признаны две льготы: для организаций в отношении имущества авиационной инфраструктуры и для потребительских кооперативов в сфере жилищного строительства.

В Томской области за тот же период было предоставлено стимулирующих льгот на 390 млн рублей. Четыре из них на сумму 108 млн рублей имели по итогам 2018 года положительный бюджетный эффект.

Cамарская область предоставляет льготы по налогу на прибыль на сумму 3,5 млрд рублей и на имущество — на 2,3 млрд. Ряд льгот признаны неэффективными, их планируется заменить адресной поддержкой предприятий.

Читайте так же:  Льготы пенсионерам фсин по выслуге лет

В Ханты-Мансийском АО — Югра 74,29% льгот по налогу на прибыль (на сумму 12,5 млрд рублей) признаны эффективными с точки зрения окупаемости для бюджета. По налогу на имущество аналогичные показатели составляют 99% или 3 млрд рублей.

В ЯНАО, Алтайском крае, Калининградской, Челябинской, Иркутской, Волгоградской, Орловской и Ростовской областях сообщили, что неэффективных льгот у них нет.

В остальных субъектах РФ не ответили на вопросы «Известий».

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

Внутренний риск

Три года назад неэффективных льгот в субъектах было гораздо больше, уверена замдиректора группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Однако с тех пор Минфин значительно ужесточил контроль за финансами. В частности, ведомство установило жесткие критерии долговой нагрузки. Она рассчитывается относительно общего объёма налоговых и неналоговых доходов региона. Чем больше он предоставляет преференций, тем ниже поступления в казну субъекта, тем, соответственно, выше показатель долговой нагрузки, объяснила эксперт. О том, что регионы стремятся активнее урезать льготы, свидетельствует снижение их веса в налогооблагаемой базе. Например, в Пермском крае — одном из «антилидеров» условного рейтинга самых щедрых на льготы регионов, вес преференций сократился с 3,8% в 2016 до 2,3% в 2018-м, в Оренбургской области — с 2,6% до 1,7% и так далее, заключила Елена Анисимова.

Впрочем, 30% и 43% непродуктивных льгот по налогам на прибыль и на имущество соответственно — это все ещё довольно существенный показатель, полагает главный экономист группы БКС Владимир Тихомиров. Дело в том, что около трети российских регионов дотируются из федерального центра. Фактически, это означает, что одни субъекты платят за неэффективное управление других.

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчётам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей.

Бизнес без барьера: общественные организации получат налоговые льготы

Правительство разработало поправки к законопроекту, которые гарантируют общественным организациям, где работают инвалиды, включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Как сообщили «Известиям» в аппарате кабинета министров, Минэкономразвития подготовило соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта «О внесении изменений в закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Это позволит организациям получить налоговые льготы и воспользоваться надзорными каникулами.

Согласно документу, к субъектам МСП будут относиться организации, созданные общероссийскими объединениями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из собственных вкладов. Численность инвалидов должна составлять не менее 50% от общего количества работников. Попав в реестр, подобные компании смогут претендовать на налоговые послабления и надзорные каникулы.

Проблемы по включению организаций инвалидов в списки малых и средний предприятий изначально связаны с изменением закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в 2016 году. Тогда законодательно не были исправлены отсылочные нормы в законе о социальной защите инвалидов. Это вызвало неоднозначное толкование норм налоговыми органами.

В большинстве случаев общественные организации инвалидов не включали в реестр МСП. В 2018 году ряд депутатов подготовили законопроект, который был призван исправить ситуацию. Он прошел первое чтение в Госдуме. Сейчас же правительство готово поддержать документ, но с некоторыми условиями.

Как рассказали «Известиям» в аппарате правительства, по мнению Минэкономразвития, Минфина, Минтруда, Минюста и ФНС, в действующей редакции парламентского законопроекта недостаточно регуляторных мер. Именно поэтому были подготовлены правительственные поправки.

Например, в настоящее время в информационных ресурсах налоговых служб отсутствует оперативная информация о структуре занятости в организациях, созданных общероссийскими общественными объединениями инвалидов. Законодательно такая норма не предусмотрена. Правительство предлагает проводить ежегодную актуализацию сведений по таким организациям и предусмотреть переходный период для уточнения этого перечня предприятий МСП.

Также Минэкономразвития предлагает гармонизировать статьи федеральных законов «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Ведомство считает, что необходимо предусмотреть неукоснительное распространение механизмов по включению таких организаций в перечень МСП при соблюдении всех необходимых условий.

— В России примерно миллион инвалидов трудоспособного возраста сегодня не имеют работы. Конечно, мы приветствуем любые меры поддержки людей с ограниченными возможностями, потому что фактически речь идет о создании предприятий малого и среднего бизнеса, — считает эксперт ОНФ по социальным вопросам и делам инвалидов, генеральный директор Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко. — В системе госзакупок для малых предприятий существуют специальные тендеры. Поэтому компании, в которых работают инвалиды, смогут в них участвовать. А привлекая таких сотрудников, они обеспечат их работой, благодаря чему уровень их занятости может повыситься.

По его словам, в целом необходимо стимулировать работодателей, чтобы они брали инвалидов на работу, потому что это более широкий рынок. А от правительства ждут комплексного подхода к решению проблемы трудоустройства и занятости людей с ограниченными возможностями здоровья.

Льготы для участников специальных инвестиционных контрактов

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

С 2020 года участники специальных инвестиционных контрактов приобретают статус самостоятельной категории налогоплательщиков, которым в особом порядке прописаны правила льготирования инвестиционной деятельности. Одновременно изменена содержательная часть системы налогового поощрения. Например, снят ряд ограничений, что делает этот способ инвестирования более выгодным и доступным. Грядущие изменения дают весомый повод заострить внимание на особенностях налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов.

Что такое специальный инвестиционный контракт?

Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ)[1].

Участниками специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) выступают, с одной стороны, инвестор, с другой – совместно Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование. Инвестор обязуется, вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, в предусмотренный СПИК срок реализовать инвестиционный проект по внедрению (разработке и внедрению) технологии, применение которой позволяет осуществлять производство промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. Освоение серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии[2] должно осуществляться на территории РФ, и (или) на континентальном шельфе РФ, и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Вторая сторона контракта – Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование – обязуется в пределах своих полномочий в течение срока действия СПИК обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные СПИК в соответствии с действующим законодательством.

Читайте так же:  Ведомственная пенсия мвд

Таким образом, СПИК – это сделка, в результате которой инвестор приобретает налоговые преференции и другие меры государственной поддержки в обмен на обязательство произвести конкурентоспособную промышленную продукцию. СПИК заключается по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Лицо приобретает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня включения сведений о заключении СПИК в реестр, указанный в п. 7.3 ч. 1 ст. 6 Закона № 488-ФЗ[3].

Статус участника СПИК дает право претендовать на льготы в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. С учетом установленной НК РФ классификации налогов льготы по налогу на прибыль принимаются на федеральном и региональном уровнях, в отношении иных налогов – на уровне субъекта РФ и муниципального образования соответственно.

Для использования льгот в качестве участника СПИК нельзя быть:

участником консолидированной группы налогоплательщиков;

резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;

участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток;

налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы.

В случае прекращения действия СПИК инвестор утрачивает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня прекращения действия контракта, при расторжении СПИК – со дня включения сведений о его расторжении в реестр.

В случае расторжения СПИК в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения принятых обязательств налоги, не уплаченные в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежат доначислению и уплате в бюджет. В частности, в силу п. 4 ст. 284.9 НК РФ исчисление налога на прибыль производится без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором СПИК был расторгнут, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период.

Стабильность налоговых условий для инвестора.

На срок действия СПИК ст. 18.4 Закона № 488-ФЗ и п. 4.1 ст. 5 НК РФ гарантируется стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, под чем подразумевается следующее. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, предусмотренных для налогоплательщиков – участников СПИК, и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты утраты налогоплательщиком статуса участника СПИК;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта, если указанные даты наступают ранее даты утраты статуса налогоплательщика – участника СПИК.

Вышеобозначенные гарантии распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов и применяются при условии соответствующей оговорки в СПИК.

Как полагает Минфин (Письмо от 10.08.2017 № 03-03-05/51254), исходя из смысла ст. 5 НК РФ и ее задачи – обеспечить стабильность налоговых условий исполнения СПИК на весь срок его реализации – вопрос о неприменении норм, ухудшающих положение налогоплательщиков – участников СПИК, необходимо решать для каждого такого контракта в отдельности, с учетом даты его заключения. В частности, норма о неприменении отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах, установленная п. 4.1 ст. 5 НК РФ, действует для каждого СПИК в отношении актов, принятых после его заключения и ухудшающих положение соответствующего участника по сравнению с состоянием на дату вступления в силу такого контракта с этим налогоплательщиком.

В результате обособления участников СПИК в специальную категорию налогоплательщиков правовые нормы по поощрению их деятельности стали компактнее, проще и понятнее. Само по себе совмещение в Налоговом кодексе льгот как налогового, так и инвестиционного характера создает затруднения в толковании норм. Особенно страдали участники СПИК, регулирование деятельности которых производилось главным образом путем ссылок и оговорок. С 2020 года данная методологическая уязвимость в НК РФ устранена, что на фоне отмены ограничения по сумме проекта и сроков льготирования позволит увеличить число лиц, заинтересованных в получении статуса участника СПИК

[1] До 13.08.2019 регулирование СПИК осуществлялось в соответствии со ст. 16 Закона № 488-ФЗ. Нормы данной статьи продолжают распространяться на СПИК, действующие на 13.08.2019.

[2] Перечень современных технологий утверждается Правительством РФ.

[3] Участниками СПИК признаются также лица, которые подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в реестр в порядке, установленном п. 2 ст. 25.16 НК РФ.

[4] Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные для организаций, заключивших СПИК без участия Российской Федерации до 01.01.2019, действуют до налогового периода, в котором действие контракта прекращено либо он расторгнут (п. 6 ст. 3 Закона № 269-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.08.2019 № 03-03-05/59410).

[5] Порядок расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов, образующихся в связи с применением мер стимулирования, устанавливается методикой, указанной в п. 8 ч. 2 ст. 18.3 Закона № 488-ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

[6] Право на использование льгот к базе от деятельности, осуществляемой в рамках СПИК, распространяется на участников, заключивших контракт с 02.09.2019 (даты вступления в силу Закона № 269-ФЗ), а также с 01.01.2017 до 02.09.2019, если он в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль.

Источники

Препятствия не позволяющие бизнесу воспользоваться налоговыми льготами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here