Применение налоговых льгот по налогам

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Применение налоговых льгот по налогам". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Налоговые льготы

Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.

Понятие и виды налоговых льгот

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Зачем нужны налоговые льготы

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Кто устанавливает льготы по налогам

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

Вывод отдельных объектов из-под налогообложения

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Полное освобождение от отдельных обязательных платежей

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Снижение налоговых ставок

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).
Читайте так же:  Порядок выплат пенсий пособий

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Перенос срока уплаты

Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.

  1. Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).

Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.

  1. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).

Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.

Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Всегда ли нужны льготы

В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.

Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.

Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.

Вывод

Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.

Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.

Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.

Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

ГАРАНТ:

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ в пункт 3 статьи 56 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Налоговые льготы по региональным налогам

Налоговые льготы, в том числе и по региональным налогам, зачастую становятся полем для обширных злоупотреблений. В связи с этим к налоговым льготам приковано пристальное внимание со стороны контролирующих органов. Даже добросовестному налогоплательщику нужно быть готовым доказывать свое право на применение налоговых льгот

Налоговый кодекс (далее — Кодекс) под льготами по налогам понимает преимущества одних налогоплательщиков перед другими (п. 1 ст. 56 НК РФ). В небезызвестном постановлении Пленума ВАС РФ уменьшение налоговой обязанности путем применения льгот отнесено к получению налоговой выгоды (п. 1 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Применять преференции нужно в строгом соответствии с требованиями законодательства о налогах. В его перипетиях порой разобраться не просто. О ряде проблем, с которыми может столкнуться компания при применении льгот по региональным налогам, мы расскажем в статье.

Признаки налоговых льгот

Льготы по налогу являются факультативным, то есть необязательным, элементом налогообложения. Они могут устанавливаться в необходимых случаях (п. 2 ст. 17 НК РФ). Следовательно, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (определение КС РФ от 05.07.2001 № 162-О).

Налоговые льготы должны быть предусмотрены законодательством о налогах (п. 1 ст. 56 НК РФ). Установление льгот — исключительная прерогатива законодателя (определения КС РФ от 14.10.2004 № 311-О, от 20.11.2003 № 392-О). Например, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 56, абз. 4 п. 3 ст. 12, ст. 356, п. 2 ст. 372 НК РФ).

Налоговые преференции могут иметь, в частности, форму освобождения от уплаты налога или его уплату в меньшей сумме. Предоставляются они отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Так, Конституционный Суд РФ поясняет, что принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории налогоплательщиков, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. При этом принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями плательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование. В таких предметных сферах налогового права, как предоставление льгот, законодатель, в силу Конституции, обладает достаточно широкой сферой усмотрения (определение КС РФ от 09.06.2005 № 287-О). При этом в индивидуальном порядке (например для отдельной компании) налоговые льготы предусмотрены быть не могут (п. 1 ст. 56 НК РФ). Также существует запрет и на их установление в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Читайте так же:  Надбавка к социальной пенсии

Еще одной чертой льгот является то, что от их применения можно отказаться либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ). Следовательно, применение льгот является правом, а не обязанностью.

Законы субъектов РФ и применение налоговых льгот

К региональным относятся налоги: на имущество организаций, транспортный, на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ). Учитывая существующие ограничения в сфере игорного бизнеса, остановимся в нашей статье на первых двух налогах.

Напомним, что налог на имущество организаций и транспортный налог устанавливаются Кодексом и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Кодексом региональными законами и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов (ст. 356, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Перечень категорий компаний и объектов, освобождаемых от налога на имущество организаций, приведен в статье 381 Кодекса. Кроме того, региональными законами о налоге могут быть предусмотрены льготы по нему и основания их применения (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ). Такие преференции являются дополнительными к указанным в статье 381 Кодекса. Данный подход разделяет Минфин России, а также суды (письмо Минфина России от 14.05.2010 № 03-05-04-01/29; определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).

Кодекс не содержит перечня льгот по транспортному налогу. Вместе с тем он предоставляет право введения льгот по налогу и оснований для их использования региональным законодателям (ст. 356 НК РФ).

Законодатели субъектов РФ порой устанавливают льготы по региональным налогам с нарушением требований Кодекса. Сразу же оговоримся, что не является ошибкой отсутствие в законе субъекта РФ о налоге на имущество организаций льгот, поименованных в статье 381 Кодекса. Льготы, установленные Кодексом, подлежат применению на всей территории РФ независимо от того, воспроизведены они региональными законами или нет (определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11). Не соответствуют Кодексу, в частности, льготы, изменяющие элементы налогообложения, которые установлены Кодексом и определять которые региональные законодатели не вправе (определения ВС РФ от 28.07.2010 № 1-Г10-14, от 12.12.2007 № 91-Г07-27, от 05.12.2007 № 16-Г07-28). Например, законодатели субъекта РФ не могут предусматривать льготы в виде изменения порядка определения налоговой базы по региональным налогам. Ведь установление налоговой базы и порядка ее формирования по ним является прерогативой федерального законодателя (п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 53, ст. 356, 359, п. 2 ст. 372, ст. 375-376 НК РФ). Подобные выводы сделаны и в письмах Минфина России (письма Минфина России от 10.03.2011 № 03-05-04-01/05, от 22.02.2011 № 03-05-04-01/03).

А что делать налогоплательщику, подпадающему под льготу по региональному закону в случае, если он сомневается в ее правомерности? Так, компания может попытаться признать в судебном порядке закон субъекта РФ не соответствующим Кодексу(п. 3 ст. 6 НК РФ). Однако это длительный процесс. Принимать же решение об использовании льготы по региональному налогу компании нужно своевременно. Самым осторожным и наименее рискованным подходом в таком случае является отказ от преференции. Ведь, как мы уже отмечали, налогоплательщик имеет на это право. Вместе с тем сомнения компании могут оказаться беспочвенными. Кроме того, исход судебного разбирательства (в случае его возбуждения) предугадать заранее невозможно. Более того, в соответствии с Кодексом налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). При этом законодательство о налогах включает в себя в том числе законы о налогах субъектов РФ. С учетом указанного, по нашему мнению, до признания положений закона субъекта РФ в части установленных льгот не соответствующими Кодексу компания вправе их применять. С данными выводами согласно и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 20.08.2008 № 03-02-07/1-352).

При принятии ею такого решения в случае признания закона субъекта РФ в указанной части нелегитимным в судебном порядке возможны последствия. Налоговые органы могут доначислить сумму недоимки по региональному налогу (как если бы организация не применяла льготу), а также пени и штраф. На наш взгляд, такие действия контролеров неправомерны. Правда, не исключено, что доказывать это придется в суде.

Защитить свое право на применение льготы до момента признания закона субъекта РФ не соответствующим Кодексу компания может так. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта (в т.ч. закона субъекта РФ) вступает в законную силу немедленно после его принятия (п. 4 ст. 195 АПК РФ). Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (п. 5 ст. 195 АПК РФ).

Неурегулированные моменты применения налоговых льгот

Компании могут столкнуться при применении льгот по региональным налогам также с тем, что ряд вопросов не урегулированКодексом.

Другая ситуация. Кодексом или законом субъекта РФ для целей применения льготы по налогу на имущество установлено целевое использование имущества. При этом по факту отдельные объекты используются компанией частично или полностью не по данному назначению. Вправе ли фирма воспользоваться льготой в отношении такого имущества?

Объект обложения и база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета основных средств (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ). Единицей бухучета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Следовательно, к тем объектам, которые полностью используются не по установленному целевому назначению, льгота по налогу не применяется. Такого же мнения придерживается Минфин России (письмо Минфина России от 15.12.2004 № 03-06-01-04/159).

Читайте так же:  Вопрос условие получение пенсий по потере кормильца

Столкнувшись с подобной ситуацией, компаниям придется самостоятельно принимать решение о применении (неприменении) льготы по налогу на имущество, оценивая все аргументы за и против. Учитывая, что она не урегулирована законодательно, а также в связи с отсутствием судебной практики, на наш взгляд, целесообразно придерживаться более осторожного подхода — не применять льготу по налогу. При принятии компанией противоположного решения следует быть готовым к повышенному вниманию к данной ситуации со стороны налоговых органов.

Понятие и виды налоговых льгот

Понятие и виды налоговых льгот

Похожие публикации

Льготы по налогам и основания для их применения устанавливаются налоговым законодательством (ст. 17. НК РФ). Налоговый кодекс РФ вводит и отменяет льготы по федеральным налогам и сборам. По региональным и местным налогам льготы вводятся и отменяются не только НК РФ, но и законами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными актами о налогах. Что включает в себя понятие льгот, и какие виды налоговых льгот существуют – об этом наш материал.

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

Видео (кликните для воспроизведения).

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Что такое налоговые льготы

Налоговые льготы — это преимущества, которые законодательство предоставляет определенным категориям плательщиков по сравнению с остальными, в том числе и возможность не платить налог вовсе, или платить, но в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Таким образом государство создает более благоприятный налоговый климат для налогоплательщиков.

Имея право на льготу, лицо применять ее не обязано: организации и граждане решают сами, подавать ли документы на льготу, могут совсем отказаться от ее использования, либо приостановить действие льготы на один и более налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Нормы о льготах по налогам индивидуального характера не имеют, что означает – льготы предоставляются не конкретному лицу, а целой категории налогоплательщиков, отвечающей установленным условиям. Льготы по некоторым налогам могут и вовсе отсутствовать, поскольку для установления налога их наличие не является обязательным, то есть налог может «работать» как со льготами, так и без них.

Виды налоговых льгот

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но в целом их можно распределить на: освобождение от налога, уменьшение налоговой базы и налоговый кредит.

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы — освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ);
  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку. К примеру, если до 01.01.2017 физлицо не получало от ИФНС уведомлений по налогу на имеющееся у него имущество и не платило налог, то заявив о таком имуществе до 01.01.2017, лицо платит налог с года, когда было сделано заявление, а за более ранние периоды налог с него не взимается;
  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
  • пониженная ставка налога — позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.
Читайте так же:  Когда назначается пособие по временной нетрудоспособности

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

  • налоговые вычеты — исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ (ст. ст. 218-220 НК РФ);
  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.
  • инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Зачастую к льготам также относят отсрочку или рассрочку уплаты налога, но это скорее послабление, не в полной мере соответствующее понятию и видам налоговых льгот, ведь налоговые обязательства при этом не уменьшаются. Уплата налога лишь переносится на более поздний срок, либо происходит разделение суммы к уплате на несколько частей с установлением срока платежа по каждой из них (ст. 64 НК РФ).

Вопрос 1.Налоговая льгота и виды налоговых льгот

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Налоговая льгота и виды налоговых льгот ………………………3
2. Земельный налог: сущность, назначение, основные элементы…9
Список литературы…………………………………………………14

Вопрос 1.Налоговая льгота и виды налоговых льгот

История развития любого государства представляет собой процесс последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику. Система общественных отношений в сфере налогообложения является одной из самых динамичных общественных систем. Вместе с развитием общества меняется и налоговое законодательство, любое изменение которого должно происходить на высоком качественном уровне, и при этом должны быть обеспечены гарантии участников налоговых отношений и определенная стабильность этих отношений[1].

Принятие Налогового Кодекса Российской Федерации ознаменовало собой очень важный этап развития не только российского налогового законодательства, но и российской налоговой системы в целом. В ряду основных направлений налоговой реформы, проходящей в настоящее время в России, на данном этапе можно выделить такие, как снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей; сокращение общего числа налогов; уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот.

Налог — это часть денежных средств, принадлежащих физическому лицу или организации на праве собственности и отчуждаемых в пользу государства. А право собственности не должно нарушаться. Возврат той части собственности, которая по закону должна оставаться у налогоплательщика, нельзя рассматривать как освобождение от уплаты налога[1].

Виды налоговых льгот

В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к понятию налоговых льгот как инструменту налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида:

Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут представляться:

— на постоянной основе и на ограниченный срок;

— как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.

Изъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы). Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульств на основе международных соглашенийнеоблагаемый налогом минимум дохода — то есть минимальная часть объекта, не облагаемая налогом[2].Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложения изымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из определённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и т. д.) – п. 28 ст. 217 НК РФ

Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

— лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);

— общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).

Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Основания, условия и порядок предоставления налогового кредита установлены в ст. 65,68 части первой НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит. Эта льгота состоит в предоставлении организациям, инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, создание новых технологий, а также выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, права уменьшать свои налоговые выплаты с последующей поэтапной уплатой этих сумм и начисленных процентов[9].

Если максимальный срок налогового кредита составляет один год, то инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В договоре об инвестиционном налоговом кредите определяется вид налога, сумма кредита, срок действия договора, размер процентов, порядок погашения, меры по обеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство), ответственность сторон[10].

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

— снижение ставки налога;

— вычет из налогового оклада (валового налога);

— отсрочка или рассрочка уплаты налога;

— возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

— зачёт ранее уплаченного налога;

— целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами.Отсрочка уплаты налога – это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога — распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты[2].

Согласно ст.52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо — налогового агента, например, при исчислении НДФЛ[4].

Читайте так же:  Ограничение права социального обеспечения

Вывод:В результате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можно сделать следующие выводы.

Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Выявлено, что благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11168 — | 7526 — или читать все.

НК РФ Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источники

Применение налоговых льгот по налогам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here