Принципы и источники права социального обеспечения

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Принципы и источники права социального обеспечения". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Принципы и источники права социального обеспечения

Принципы права социального обеспечения, так же как и принцип^ других отраслей и подотраслей права, делятся на общеправовые, о 1 » раслевые, межотраслевые и институциональные. К общим приниИ’ пам традиционно относятся такие принципы, как справедливость»

Глава I. Общая характеристика права социального обеспечения421

законность, гуманизм, равноправие и др. Непосредственно к прин­ципам права социального обеспечения относятся:

— принцип всеобщности социального обеспечения;

— приоритетного обеспечения отдельных категорий граждан;

— принцип связи обеспечения с трудовой деятельностью;

— периодической индексации и др.

Среди институциональных принципов социального обеспечения важную роль играют принципы:

— обязательного социального страхования — всеобщий обяза­тельный характер социального страхования, государственная гарантия соблюдения права застрахованных лиц, обязательная уплата страховых взносов и др.;

— пенсионного обеспечения — принцип обязательного установле­ния пенсии независимо от наличия других источников средств к существованию, установление размеров пенсии в твердом ис­числении, наследование накопительной части пенсии;

— оказания государственной социальной помощи;

К источникам права социального обеспечения следует отнести в пер­вую очередь Конституцию РФ. Право на социальное обеспечение «по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», за­креплено в ч. 1 ст. 39; ч. 3 этой статьи поощряет «добровольное со­циальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Статья 38 гарантирует защиту материнства, детства и семьи. Часть 1 ст. 41 устанавливает право каж­дого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая «оказыва­ется гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Источниками права социального обеспечения являются также федеральные законы, как, например: «О государственном пенсион­ном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г., «О государственных по-тобиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г., «Об обязатель­ном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» от 24 июля 1998 г., «О медицин­ам страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991 г. и др. К источни­ками права социального обеспечения относятся также указы Прези­дента РФ, постановления Правительства РФ, акты государственных ^ебюджетных фондов. Субъекты РФ вправе принимать норматив­ные акты по вопросам социальной помощи гражданам. В частности, ЗКтами субъектов РФ регулируются вопросы предоставления государ-

422 • , Право социального обеспечения

ственных пособий на ребенка, социальное обслуживание, меры соци­альной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и др. Органы местного самоуправления могут участвовать в социальных програм­мах по социальной поддержке населения и за счет средств муници­пального образования оказывать дополнительную социальнуюпо­мощь отдельным категориям граждан.

Правоотношения в системе социального обеспечения

В качестве такого рода правоотношений выступают урегулиро­ванные с помощью норм правоотношения, возникающие в процессе реализации гражданами прав на социальное обеспечение.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению делят­ся на две категории — субъекты, обязанные предоставить социальное обеспечение, и субъекты, имеющие право на его получение. К первой —категории относятся юридические лица (за исключением работодате­лей) — Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы. Фонд обязательного медицинского страхования. Фонд обязательного со­циального страхования, органы здравоохранения, органы социальной защиты населения. К субъектам, имеющим право на получение соци­ального обеспечения, относятся пенсионеры, инвалиды, несовершенно­летние, нетрудоспособные граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, лица, получающие пенсии в случае потери кормильца и др.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению явля­ются материальные блага и услуги, а именно — пособия, различные виды пенсий, компенсирующие выплаты и другие меры социальной поддержки населения. Основаниями возникновения, измененияилИапрекращения правоотношений по социальному обеспечению явля-Я ются юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, события (достижение определенного возраста) или действия (обр щение за пособием).

Одним из важных понятий права социального обеспечения я ляется понятие трудового стажа. Он представляет собой суммарна продолжительность трудовой деятельности, объединяющей все вщ стажа. В настоящее время выделяют страховой стаж, общий трудовой стаж, непрерывный трудовой стаж, выслугу лет.

Основные виды пенсионного обеспечения

Основным видом пенсионного обеспечения является пенсия старости. Она является периодической денежной выплатой, котор

г„два I. Общая характеристика права социального обеспечения423

устанавливается в соответствии с нормами законодательства, гаран­тируется государством, назначается по достижении определенного возраста.

Пенсия за выслугу лет назначается:

— федеральным государственным гражданским служащим;

— гражданам из числа космонавтов;

— военнослужащим, проходившим военную службу по контракту;

— сотрудникам правоохранительных органов.

И другая пенсия за выслугу лет устанавливается в соответствии с нормами законов, на время жизни получателя, гарантируется государ­ством, зависит от прежнего денежного вознаграждения.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Она также:

— является периодической денежной выплатой;

— может устанавливаться на время нетрудоспособности ижди­венца или пожизненно. Цель этого вида пенсии:

— компенсация утраты доходов в связи с потерей кормильца;

— выплачивается семьям пострадавших в результате катастроф, семьям военнослужащих, семьям граждан из числа космонав­тов и др.

Пенсия по инвалидности устанавливается после определения груп­пы инвалидности; устанавливается на определенный срок; гаранти­руется государством и является периодической денежной выплатой.

Пособие по безработице — еще один вид социального обеспечения, ежемесячно предоставляемый гражданам, признанными в установ­ленном порядке безработными. Таковыми считаются

— граждане, не имеющие заработка;

— трудоспособные, зарегистрированные в органах службы заня­тости, готовые приступить к работе.

Самостоятельным видом социального обеспечения являются меры социальной поддержки государства отдельным категориям граж­дан, имеющим особые заслуги перед Родиной, ранее претерпевавшие лишения и т. д.

Читайте так же:  Льготы ветеранам боевых действий по подоходному налогу

Социальная поддержка может предоставляться как в денежной, так и в натуральной формах; устанавливается на определенный срок или бессрочно; выплачивается периодически и гарантируется госу­дарством.

Граждане, имеющие право на социальную поддержку, делятся на две группы: федеральные льготники и региональные льготники.

424. Право социального обеспечени

К первым относятся герои России, инвалиды ВОВ, лица переживши блокаду и проч. Вторую группу составляют ветераны труда, тружен» ки тыла, лица, пострадавшие от репрессий.

Социальная помощь как вид социального обеспечения рассчита­на на малоимущие семьи и малоимущих граждан. Она заключается в предоставлении социальных пособий, доплат к пенсиям, жизненно необходимых товаров для поддержания уровня жизни. При опреде­лении права на социальную помощь государство учитывает все вв доходов.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Глава I ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Читайте так же:  Правоотношений социальной пенсии

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.
Читайте так же:  Справка о стаже для пенсии образец

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Тема 2 Принципы и источники права социального обеспечения

Задача 1.На примере социального обеспечения инвалидов проиллюстрируйте реализацию принципов социального обеспечения. Для этого используйте следующие законы:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого государства. Принципы ПСО – это основополагающие идеи, которые отражают сущность данной отрасли права. В Конституции РФ, в ст.7, закреплено, что РФ является социальным государством, а это в свою очередь означает, что политика такого государства направлена, прежде всего, на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и инвалидов. Поэтому мы говорим о том, что принципы, которые пронизывают всю отрасль ПСО, непосредственно находят свое отражение при предоставлении социального обеспечения инвалидам.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Принцип всеобщности – применительно к данным субъектам отношений (инвалидам) он выражается в том, что право на социальное обеспечение, в частности, к примеру, право на получение пенсии, предоставляется любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу инвалидности (пункты 1,2 ч.1 ст.11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; ч.1 ст.9 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ»; ст.27 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»). Кроме того, каждому инвалиду, независимо от причин получения инвалидности, а также группы инвалидности, государство гарантирует предоставление в равном объеме мер социальной защиты, таких как проведение реабилитационных мероприятий (ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), предоставление технических средств реабилитации (ст.11.1 упомянутого выше закона), оказание квалифицированной медицинской помощи (ст. 13 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») и предоставление различных других видов обеспечения.

2. Принцип осуществления социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета – в соответствии с данным принципом инвалиды вправе получать социальное обеспечение как за счет средств федерального бюджета и бюджетов других уровней (проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, оказание квалифицированной медицинской помощи, поддержание получения инвалидами образования и гарантии создания инвалидам необходимых условий для его получения, обеспечение занятости, установление квот для приема инвалидов на работу, социально-бытовое обслуживание инвалидов- ст. 10, 11.1, 13, 19-21, 28 ФЗ «О социальной защите инвалидов») а так же за счет средств государственных внебюджетных фондов (получение страховой пенсии по инвалидности – ст. 9 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ»; право на получение одновременно двух пенсий – ч.3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).

3. Принцип дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств – т.е. предоставление социальной помощи зависит от ряда критериев, в частности, в данном случае причиной предоставления социального обеспечения инвалидам являются физиологические особенности — состояние здоровья – инвалидность. Так, размер обеспечения, предоставляемого в денежной форме, зависит от группы инвалидности (к примеру, размер ежемесячной денежной выплаты – ч.2 ст. 28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов»; размер пенсии по инвалидности – ст. 18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). В зависимости от состояния здоровья инвалида, степени нуждаемости ему предоставляется возможность участия в различных мероприятиях по реабилитации, обеспечиваются необходимые технические средства ( ст. 10-11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов») и предоставляются другие виды обеспечения.

4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума — т.е. пенсия, различные ежемесячные выплаты и другие виды материальной помощи, которые предоставляются инвалидам, должны поддерживать уровень жизни инвалида не ниже установленного законом прожиточного минимума. На сегодняшний день размер прожиточного минимума составляет величину в целом по РФ за II квартал
2015 г. на душу населения 10 017 рублей (для трудоспособного населения – 10 792 рубля, пенсионеров – 8 210 рублей, детей – 9 806 рублей — Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 902). При этом размер социальной пенсии по инвалидности для инвалидов III группы составляет 4 053.75 руб.; для инвалидов II группы – 4 769.09 руб.; для инвалидов I группы – 9 538.20 руб. (ст. 18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и данные о размерах социальной пенсии в результате индексации с сайта ПФР http://www.pfrf.ru/ ). Таким образом, видим, что данный принцип не реализован на сегодняшний день в полной мере, однако это не освобождает государство от соответствующей обязанности.

Читайте так же:  Как начисляется пенсия муниципальным служащим

5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми – т.е. должен присутствовать определенный социальный риск, в данном случае у государства возникает обязанность предоставить социальное обеспечение в связи с нарушением здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты, т.е. инвалидность. Мы говорим о том, что в связи с наличием определенных жизненных обстоятельств, обретающих форму юридических фактов, у инвалида возникает право на тот или иной вид обеспечения (гарантированность получения пенсии – ст. 3, 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; гарантированность получения страховой пенсии – ст. 9 ФЗ «О страховых пенсиях»; гарантированность социальной защиты инвалидов и предоставление им различной материальной, медицинской, технической помощи, с целью поддержания их жизнедеятельности – ст. 11,13 – 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

6. Многообразие видов социального обеспечения – т.е. в случае признания лица инвалидом государство оказывает социальную поддержку различными способами, в том числе:

— Выплата социальной пенсии – ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

— Выплата страховой пенсии – ст. 9 ФЗ «О страховых пенсиях»

— Материальная помощь, а также ежемесячные выплаты инвалидам

— Оказание квалифицированной мед.помощи

— Предоставление мер по реабилитации

— Предоставление необходимых технических средств

— Обеспечение различными льготами (улучшение жилищных условий; образование инвалидов; обеспечение занятости; квоты при устройстве на работу; специальные рабочие места для инвалидов) – ст. 10, 11, 13, 17, 19-22, 27, 28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты прав – данный принцип также реализован и в отношении инвалидов. В данном случае речь идет о праве инвалидов на создание общественных объединений (ст. 33 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей. При этом государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Понятие и классификация источников права социального обеспечения.

Правовые источники, регулирующие отношения по социальному обслуживанию, являются составной частью источников права социального обеспечения. Источники права составляют предмет фундаментальных исследований как общей теории права, так и любой отраслевой правовой науки.

От их уяснения зависит определение действительного места и роли этой отрасли права в обшей системе отраслей

Источники права в юридическом смысле — это внешние способы выражения правовых норм и придание им общеобязательного значения, т.е. по своей сути это синоним понятия «форма права».

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.

Ввиду того что источники права социального обеспечения весьма многочисленны и многообразны, они классифицируются по различным основаниям (схема 6):

• по юридической силе (законы и подзаконные акты);

• сфере действия (федеральные, региональные, принимаемые органами местного самоуправления);

• времени действия (постоянные, временные);

• порядку принятия (акты международного права и акты национального права социального обеспечения);

• субъектам правового регулирования (нормативные акты по материальному обеспечению и социальному обслуживанию инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих детей, и т.д.).

• предмету правового регулирования (комплексные акты и акты, регулирующие отдельные виды социального

• издающим их органам (акты органов представительной и акты органов исполнительной власти): указы Президента РФ; постановления (распоряжения) Правительства РФ;

акты министерств и ведомств РФ: — межведомственные акты (например, Министерства здравоохранения и социального развития РФ);

— ведомственные акты; и т.д.

Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина»[6]

Всеобщая декларация прав человека 1948 года[7]

Конвенции и рекомендации международной организации труда (МОТ). Например, конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения, 1952» 1952 года [8] № 131 «О минимальной заработной плате, 1970».[9]

От 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования»[10].

От 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании»[11].

От 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[12].

Читайте так же:  Пенсия с учетом индексации

От 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»[13].

Постановления Правительства. Они устанавливают порядок применения ФЗ по отдельным видам социального обеспечения, а также могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты

От 30 декабря 2006 года «Об утверждении положения о назначении выплаты пособий гражданам, имеющим детей»[14].

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития является центральным органом федеральной власти, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области социальной защиты.

Понятие, предмет, метод, система, принципы и источники псо

1. Понятие и виды соц. защиты

Соц. защита– это система мер, осуществляемая обществом и гос-вом по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды соц. защиты:

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное мед. обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. соц. помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет гос. фондов и т.д.

2. Понятие, предмет, метод и система ПСО

ПСО– это самост. отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые др. отношения по материальному обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а т/ж тесно связанные и ними процессуальные отношения по разрешению споров и процедурные отношения по установлению юр. фактов.

Предмет ПСО – это совокупность общ. отношений, урегулированных данной отраслью права:

— отношения по пенсионному обеспечению;

— по соц. обслуживанию;

— по выплате пособий;

— по бесплатному мед. обслуживанию;

Метод ПСО– это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании.

— сочетание централизованного и локального способов установления прав обязанностей субъектов;

— права и обязанности могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем;

— все права и обязанности субъектов определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

— характеризуется спецификой санкций, применяемых к правонарушителям и способы защиты нарушенного права.

Система ПСО– это внутренняя структура, выражающаяся в единстве согласованности составляющих ее норм, а т/ж в их дифференциации на институты:

1. Общая часть раскрывает предмет и принципы ПСО;

2. Особенная часть состоит из 2 институтов, имеющих самост. объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условиях, размеры предоставления гражданам различных видов соц. обеспечения (пенсий, пособий и т.д.);

3. Спец. часть состоит из норм, регулирующих межд.-правовые аспекты соц. обеспечения.

Принципы– это руководящие, отправные начала, в соотв. с кот. осущ-ся правовое регулир. общ. отношений.

В общем виде не сформулированы ни в КРФ, ни в иных н/п-а, регулирующих сферу соц. обеспечения. Они м/б выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания норм права в обл. соц. защиты:

1. всеобщностьозначает, что право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, военнослужащие, беженцы, переселенцы, безработные независимо от пола, возраста, расы и вероисповедания;

2. всесторонностьозначает, что необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность;

3. доступность. Этот принцип реализуется в 2-х аспектах:

— заключается в том, что условие соц. обеспечения реально достижимо;

— гос-во возлагает на соотв. гос. органы, а в ряде случаев и на работодателей обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых док-тов;

4. принцип различия условий и уровня соц. обеспечения;

5. многообразие видов обеспечения:

мат. помощь– оказывается в форме ден. выплат и выражается в форме пенсий, пособий, компенсаций.

Пенсия– это регулярная ден. выплата (в расчете на месяц), которая производится в уст. законом порядке опред. категориям лиц из внебюджетных фондов и др. источников, предназначенных для опред. целей.

Пособия– это ден. выплаты, назначенные гражданам ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной мат. помощи.

соц. обслуживание– заключается в оказании мат. поддержки в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос. органов или общ. орг-ций в пользу обеспечиваемого. Соц. обслуживание вкл. в себя:

— предоставление ср-в передвижения инвалидов;

— содержание в домах-интернатах и престарелых инвалидов;

— бесплатное проф. обучение инвалидов;

— обслуживание на дому и т.д.

4. Источники ПСО

— ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе гос. пенсионного страхования»;

— ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»;

— ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ»;

— ФЗ «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— ФЗ «О гос. пособиях гражданам, имеющих детей»;

— ФЗ «О гос. соц. помощи»;

— ФЗ «О доп. мат. обеспечении гр-н РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ»;

— ФЗ «Об обязательном мед. страховании в РФ»;

— ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

— ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;

— ФЗ «О соц. гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний»;

— ФЗ «О соц. защите инвалидов в РФ»;

— ФЗ «О соц. обслуживании гр-н пожилого возраста и инвалидов»;

— ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

Видео (кликните для воспроизведения).

— Закон Самарской области от 16.07.2004 г. № 122-ГД «О гос. поддержке гр-н, имеющих детей».

Источники

Принципы и источники права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here