Признание малоимущими для постановки на жилищный учет

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Признание малоимущими для постановки на жилищный учет". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

Напомню, в первой публикации мною были рассмотрены общие основания для того, чтобы граждане могли получить жильё из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату. Следующий необходимый этап для тех, кто на общих основаниях претендует на предоставление бесплатного жилья, – признание граждан малоимущими. Об этом в настоящей публикации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Правовое регулирование признания граждан малоимущими, изложенное в указанной статье, детализируется следующим образом: пороговые максимальные значения по величине доходов и стоимости имущества гражданина и порядок принятия граждан на учет определяются законами субъектов Российской Федерации, право определения конкретного размера доходов и стоимости имущества для целей принятия на жилищный учет, как и сам учет граждан, как правило, передается органам местного самоуправления.

Для этих целей Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Данным Приказом даны рекомендации об определении категорий граждан, доходы и имущество которых подлежат оценке при оценке граждан к категории малоимущих, примерный перечень доходов, видов имущества, учитываемых при принятии на учет. Приведен также примерный перечень документов необходимый для принятия граждан на учет, даны рекомендации по порядку расчетов доходов и стоимости имущества, разъяснены процедуры признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Учитывая сложность процедуры расчета доходов и стоимости имущества граждан для принятия их на жилищный учет, а также большой объем истребуемой для этих целей информации, приказом рекомендовано до начала расчетов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, т.е. определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека (п. 2.1 Приказа).

Например, порядок признания малоимущими жителей в Москве установлен Законом г. Москвы от 25 января 2006 года № 7 (далее – Закон). Так в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона малоимущими гражданами признаются жители столицы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчете имущественной обеспеченности включается расчетная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчетный период. Такой расчетный период не может превышать 20 лет. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (см. об этом п. 7 «Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

В следующей части будут рассмотрены правовые аспекты учета граждан для целей обеспечения жильем.

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Читайте так же:  Право социального обеспечения задания

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Читайте так же:  Индексация пенсий участникам боевых действий

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Приложение 1. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 6 июня 2006 г. N 362-ПП

Методика
расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

С изменениями и дополнениями от:

13 февраля 2007 г., 8 августа 2017 г.

1. Общие положения

1.1. Методика расчета имущественной обеспеченности для признания граждан малоимущими (далее — Методика) предназначена для расчета доходов семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина).

1.2. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы (семья (одиноко проживающий гражданин), обратившаяся с соответствующим заявлением), имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

2. Определение стоимости общей площади жилого помещения, необходимого семье

2.1. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека (Ст.пл.ж), устанавливается по формуле:

Указанная цена соответствует средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий, утверждаемой Межведомственной комиссией по определению величины средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для определения размера субсидий.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2017 г. N 519-ПП пункт 2.2 настоящего приложения изложен в новой редакции

2.2. Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека ( ), определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности либо является нанимателем по договору социального найма, по формуле:

— число членов семьи, определяемое в соответствии с пунктом 3.3 настоящей Методики;

— норма предоставления на одного человека (18 квадратных метров);

— общая площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых члены семьи обладают правом собственности либо являются нанимателями по договору социального найма.

В случае если размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности либо является нанимателем по договору социального найма, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме, установленной законом города Москвы на каждого члена семьи, выносится решение об отказе в признании малоимущими.

3. Определение имущественной обеспеченности

3.1. Имущественная обеспеченность (С) определяется по формуле:

3.2. Денежное выражение дохода всех членов семьи определяется по формуле:

3.3. Количество членов семьи (Числ.чл.сем) устанавливается исходя из состава семьи. В состав семьи входят:

а) супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства;

б) лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

В случае, если граждане, указанные в подпункте «б» пункта 3.3. настоящей Методики, считают себя разными семьями, то данное обстоятельство подтверждается документами, перечисленными в подпункте 5 пункта 3 приложения 4 к настоящему Постановлению.

3.4. Совокупный доход семьи устанавливается за два полных календарных года, предшествующих году подачи заявления о признании малоимущим. Доходы каждого члена семьи учитываются после вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.4.1. Доходы семьи, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения этих доходов.

3.4.2. Стоимость имущества, указанная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату обращения с заявлением о признании семьи (гражданина) малоимущей.

Читайте так же:  Изменения пенсий мвд

3.4.3. Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные системой оплаты труда, а также пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитываются в месяцах, за которые эта заработная плата или пособие начислены.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2017 г. N 519-ПП настоящее приложение дополнено пунктом 3.4.4

3.4.4. Доход от предпринимательской деятельности рассчитывается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 96-ПП в пункт 3.5 настоящего приложения внесены изменения

3.5. Стоимость имущества семьи, подлежащего налогообложению (И), определяется путем суммирования стоимости отдельных видов имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности:

3.5.1. Стоимость земельных участков (долей, паев), недвижимого имущества (строений, помещений, сооружений) (долей, паев) учитывается по кадастровой стоимости, при этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.

3.5.2. Стоимость транспортных средств, принадлежащих членам семьи на праве собственности, определяется на основании данных о средней рыночной стоимости транспортного средства соответствующей модели и года выпуска, содержащихся в открытых источниках данных (средствах массовой информации, периодических печатных изданиях, электронных источниках информации и прочих).

3.5.3. Стоимость паенакоплений в жилищно-строительных, гаражно-строительных, дачно-строительных кооперативах и иных потребительских специализированных кооперативах определяется на основании сведений, представленных заявителем и заверенных должностными лицами соответствующих кооперативов.

4. Принятие решения об отнесении жителей города Москвы к малоимущим

Для признания жителей города Москвы малоимущими сравнивается стоимость общей площади жилого помещения, необходимого семье, и имущественная обеспеченность. Если стоимость общей площади жилого помещения, необходимого семье, больше имущественной обеспеченности, выносится решение о признании заявителей малоимущими, если меньше или равна — решение об отказе в признании заявителей малоимущими.

Признание семьи или гражданина малоимущими во Владимире в 2020

Каковы условия признания семьи (одинокого гражданина) малоимущей (малоимущим), какие для этого необходимы документы, адреса отделений Управления социальной защиты населения во Владимире, сроки принятия решения и выдачи справки уполномоченным органом.

Дорогие владимирцы! Наши инструкции рассказывают о типовых способах решения данной задачи, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефону
8 (800) 500-27-29 доб. 693 (г.Владимир)
Юридическая консультация – быстро и бесплатно !

Условия

Получить статус малоимущей семьи (одинокого гражданина) можно при соблюдении ряда условий:

  • среднедушевой доход семьи (гражданина) ниже регионального прожиточного минимума;
  • члены семьи живут вместе и ведут общее хозяйство (для признания семьи малоимущей);
  • трудоспособные граждане семьи (трудоспособный одинокий гражданин) имеют (имеет) постоянное место работы или стоят (стоит) на учете в центре занятости населения;
  • отсутствие в пользовании жилого помещения, отвечающего установленным нормам (для постановки семьи/гражданина на учет в качестве нуждающейся/нуждающегося в жилом помещении).

Права и обязанности малоимущих граждан

Видео (кликните для воспроизведения).

Малоимущие граждане получают федеральную и региональную помощь. Предоставляется следующая социальная поддержка:

  • Денежная помощь: пособия, стипендии, субсидии, единовременные выплаты, налоговые льготы.
  • Натуральная помощь: лекарства, обувь, одежда, топливо и пр.
  • Социальные услуги: путевки, медицинское обслуживание, юридическая помощь.
  • Льготы в образовании.

Граждане, получившие статус малоимущих, могут рассчитывать на получение социального жилья от государства. Согласно ст. 49 ЖК РФ семья признается нуждающейся в жилье, если размер жилплощади на каждого ее члена меньше учетной нормы — минимума квадратных метров жилого помещения, рассчитанного на одного жильца. Каждый субъект РФ разрабатывает свою учетную норму. Все требования к претендентам на социальное жилье установлены в Жилищном кодексе РФ от 1 марта 2005 г.

Находясь в статусе малоимущего, граждане обязаны сообщать о происходящих в семье изменениях, которые могут быть основанием для отказа или продления государственной поддержки, в течение 2 недель. Это касается изменения состава семьи, увеличения доходов и т. д.

Как определить, является ли человек малоимущим

Чтобы определить, являются ли граждане малоимущими и нуждающимися в получении социального жилья, необходимо выяснить:

  • имущественную обеспеченность малоимущей семьи;
  • стоимость необходимой для проживания семьи жилплощади.

Имущественная обеспеченность (С) включает в себя совокупный доход семьи (Дсем), а также полную стоимость имущества, которое подлежит налогообложению (И):

И — это вся стоимость имущества семьи. К нему относятся транспортные средства, земля, гаражи, акции предприятий, паенакопления и пр. Стоимость жилья в этот перечень не включается. Земельные участки учитываются по кадастровой стоимости, а остальное имущество — по рыночной.

Общий доход семьи (Дсем) исчисляется по формуле:

Дсем = (Дсем.сов / Тдох – Числ.чл.сем x Пр.мин) х Т

Дсем.сов — совокупный доход всех работающих членов семьи (с вычетом налогов) за 2 предыдущих года.

Тдох — период (24 месяца), за который учтены доходы.

Числ.чл.сем — количество членов семьи. Ими считаются супруги, дети, родители супругов, усыновители и усыновленные, опекуны и подопечные, а также прочие лица, прописанные на жилплощади как члены семьи, проживающие все вместе, ведя общее хозяйство. При этом, если супруги не зарегистрированы в браке, они не признаются семьей и не могут рассчитывать на государственную помощь.

Пр.мин — величина установленного местными властями прожиточного минимума.

Т — это расчетный период, исчисляемый в месяцах (например, в Москве — это 240 месяцев).

Стоимость общей жилплощади, необходимой для проживания семьи исчисляется по формуле:

Ц1кв.м — цена, по которой рассчитывается безвозмездная жилищная субсидия. Как правило, эта цена равна рыночной стоимости 1 кв м в крупнопанельном доме типовой серии.

Пл.необх — это недостающая площадь, которая необходима семье. Она является разницей между жилой площадью, которую должна иметь семья по установленным местными властями нормативам, и общей жилой площадью, которой она владеет на настоящий момент. Она рассчитывается по формуле:

Пл.необх = (Пл.чел x Числ.чл.сем) — Пл.соб.сем

Пл.чел — норматив жилья на каждого члена семьи. Информацию о принятом в регионе нормативе следует искать на сайте регионального исполнительного органа власти.

Числ.чл.сем — количество членов семьи.

Пл.соб.сем — общая жилплощадь, являющаяся собственностью семьи.

Если по расчетам во владении семьи находится жилая площадь в большем объеме, чем по нормативу, такая семья не ставится на учет нуждающихся в получении бесплатного жилья.

Читайте так же:  Налоговые льготы ндфл

Список документов

Для признания семьи (одинокого гражданина) малоимущей (малоимущим) необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорта членов семьи;
  • свидетельства о рождении детей;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство о заключении брака – при наличии;
  • свидетельство о расторжении брака – при наличии;
  • справки о доходах всех членов семьи за последние 3 месяца (за последние 12 месяцев – для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях);
  • документы, подтверждающие доходы от имеющегося в собственности имущества (от аренды, продажи) – при наличии;
  • документы, подтверждающие доходы от плодов и продукции личного подсобного хозяйства – при наличии;
  • декларация 3-НДФЛ – для индивидуальных предпринимателей;
  • трудовая книжка – для неработающих граждан;
  • справки из образовательных учреждений о выдаче стипендии – при наличии;
  • справка из Пенсионного фонда о размере пенсии – при наличии;
  • выписка из результатов медико-социальной экспертизы – для инвалидов;
  • документы об усыновлении/удочерении – при наличии;
  • заверенная нотариусом доверенность (при обращении через представителя):
  • документы, подтверждающие право собственности на движимое и недвижимое имущество (если оно не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости) – для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • документы, подтверждающие стоимость движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности – для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • согласие на обработку персональных данных заявителя.

Дополнительно могут потребоваться другие документы, подтверждающие необходимость признания семьи (одинокого гражданина) малоимущей (малоимущим): справки из медицинских учреждений, решения суда, справки о размере алиментов/пособий, справки об оказании платных образовательных услуг, СНИЛС и т. д.

К каждому документу необходимо приложить его копию.

Госпошлина

Какой орган занимается данным вопросом

Пакет документов предоставляется в жилищный отдел при местной администрации. Решения жилищной комиссии придется ждать 30 дней. После этого срока в течение трех дней заявителю отправляется почтовое уведомление о признании семьи малоимущей и нуждающейся в жилье или же об отказе.

Хотите сдавать квартиру в аренду законно и вам нужно рассчитать налог? Полезная информация в этой статье.

При покупке квартиры официально работающий человек имеет право получить налоговый вычет. Подробнее об этом в статье по https://zakonometr.ru/nedvizhimost/pokupka/kak-poluchit-nalogovyj-vychet.html ссылке.

Необходимые документы

Чтобы получить статус малоимущего для постановки на учет нуждающихся в соцжилье, необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление по установленному образцу;
  • паспорта и другие документы, удостоверяющие личности всех членов семьи;
  • ИНН всех взрослых представителей семьи;
  • справка о составе семьи;
  • документы, по которым определяется состав семьи (свидетельство о браке, выписки из домовой книги, свидетельства о рождении, решение об удочерении либо усыновлении и т. д.);
  • справки, подтверждающие доходы и размер общего дохода семьи за год либо два года (период уточняется в местной администрации);
  • трудовые книжки взрослых членов семьи;
  • правоустанавливающие документы на жилплощадь, принадлежащую семье;
  • документы о наличии имущества, подлежащего налогообложению (выписка из Госреестра, свидетельства о праве собственности на машину и другие транспортные средства, справка из БТИ о стоимости принадлежащих семье дач, гаражей или других строений, кадастровый паспорт на землю и т. д.);
  • заключение независимых экспертов о стоимости имущества.

Адреса

Подать документы на признание гражданина и членов его семьи (или одинокого гражданина) малоимущими для получения государственной социальной помощи владимирцы могут отделение Управления социальной защиты населения.

Предоставление жилых помещений по договору социального найма

В едином списке нуждающихся в жилых помещениях значатся граждане, принятые на учет в рамках действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, а также граждане, вставшие на учет на основании введенного в действие 01.03.2005 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Признаются граждане малоимущими в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в соответствии с Законом Владимирской области от 08.06.2005 № 77-ОЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». Согласно ст.5 Закона заявление о признании малоимущими подается гражданами в органы местного самоуправления по месту жительства со следующими документами:

а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

б) документы о составе семьи (свидетельства о рождении, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения и др.);

в) копии налоговых деклараций о доходах за расчетный период, заверенных налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы гражданина и всех членов семьи;

г) документы, подтверждающие право собственности гражданина и членов его семьи на движимое и недвижимое имущество, подлежащее налогообложению;

д) копии документов из налоговых и иных органов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности гражданину и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества.

Признаются граждане нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 51 ЖК РФ основаниям:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Читайте так же:  Размер детского пособия малоимущим

Согласно ч.2 указанной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.05.2005 № 164 «Об учетной норме и норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии со статьей 52 ЖК РФ органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими по месту своего жительства либо через многофункциональный центр . С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 49-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

К документам, подтверждающим право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся:

1) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.);

2) решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим;

3) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:

а) выписка из домовой книги (поквартирной карточки) или похозяйственной книги;

б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.);

в) выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;

г) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;

4) документы, подтверждающие отношение гражданина к иной определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом Владимирской области категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Все документы предоставляются в копиях с одновременным предоставлением оригинала. Копия документа после проверки ее соответствия оригиналу заверяется лицом, принимающим документы. Оригиналы документов возвращаются гражданину.

Документы, указанные в пункте первом, подпункте «а» пункта третьего, пункте четвертом, заявитель предоставляет в орган, осуществляющий принятие на учет, или в многофункциональный центр самостоятельно.

Документы, указанные в пункте втором, подпунктах «б», «в», «г» пункта третьего могут быть предоставлены заявителем самостоятельно. В случае непредставления они запрашиваются органом, осуществляющим принятие на учет, или многофункциональным центром по межведомственным запросам.

В соответствии с пунктом 21 указанного Закона ежегодно проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Консультацию по вопросам признания малоимущими и принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможно получить в управлении по учету и распределению жилой площади по адресу: г.Владимир, ул.Горького, д.40 (остановка общественного транспорта «Всполье»), вход со двора, 2 этаж, каб.205, 206, 207, приемные дни: понедельник, вторник, четверг с 8.30 до 12.00 и с 13.00 до 17.00, телефоны: 53 35 89, 36 28 97.

Статус малоимущего и возможность получения социального жилья в этом качестве

Согласно российскому законодательству, граждане, оказавшиеся в затруднительном материальном положении, имею право рассчитывать на помощь государства. Малоимущие граждане получают субсидии, социальные пособия, льготы и возможность улучшить жилищные условия, то есть получить квартиру от государства бесплатно. Малоимущие имеют право получить квартиру по договору социального найма.

Порядок получения статуса малоимущего регулируется местными органами самоуправления, для чего в каждом субъекте РФ издается специальный закон. Чтобы приобрести данный статус, нужно доказать свою материальную несостоятельность. Для этого нужно собрать внушительный пакет документов и обратиться в соответствующие органы.

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург
  • Кто имеет право на статус малоимущего для получения социального жилья и других преимуществ

    Статус малоимущего присваивается одиноко проживающему гражданину либо семье в том случае, если доход на одного члена семьи ниже, чем прожиточный минимум, установленный местными органами власти.

    Чтобы рассчитать среднедушевой доход, нужно разделить сумму доходов всех работающих членов семьи за предыдущие три месяца на три, а затем разделить получившееся число на количество всех представителей семьи (ФЗ № 44 от 05. 04 2003 г). При расчете среднего дохода кроме заработной платы учитываются пособия, социальные выплаты, авторские вознаграждения, доходы от сдачи в наем имущества, дивиденды по акциям и пр.

    Обязательное условие получения статуса малоимущего — факт, что граждане попали в трудное материальное положение не по своей вине.

    Если хотя бы один из трудоспособных членов семьи сознательно не желает работать, она не может быть признана малоимущей. Все взрослые члены семьи обязаны работать, получать образование или быть зарегистрированными в службе занятости.

    Что делать в случае получения подтверждения или отказа

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При принятии положительного решения семья ставится на учет нуждающихся в социальном жилье с последующим его предоставлением. В случае отказа можно в течение 3 месяцев обжаловать решение жилищной комиссии в суде или обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию.

    • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 –Москва
  • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург
  • Источники

    Признание малоимущими для постановки на жилищный учет
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here