Соотношение права социального обеспечения с экологическим правом

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Соотношение права социального обеспечения с экологическим правом". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Право, теория и понятие права

периода. При этом определяющим является такой фактор, как
монополия государственной собственности на природные ресурсы.
В условиях такой монополии земля и другие природные ресурсы изымались из гражданского оборота. Потому не было принципи­альных различий в правовом регулировании порядка использова­ния и охраны таких объектов. Наличие одного собственника обу­славливало единство хозяйственного и экологического направле­ний в пользовании и охране объекта.
Ликвидация государственной монополии на землю, появление многооб­разных форм использования природных ресурсов предопределили де­национализацию и приватизацию земель. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического эле­мента в земельных отношениях. Земельное право в этой части по­степенно сближается с гражданским, хозяйственным, предприни­мательским правом. В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регу­лируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

Право социального обеспечения как отрасль права: понятие, предмет, метод, система.

Виды социального обеспечения в России.

Социальная защита — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

удовлетворение жизненных потребностей стариков, инвалидов, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, больных, малоимущих;

охрана здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы.

Социальное обеспечение – предоставление нуждающимся гражданам денежных средств и натуральной помощи:

* Пенсии * Пособия * Компенсации * Субсидии * Дотации

Предметы первой необходимости

Социальное обслуживание – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг бесплатно или по льготным расценкам:

· Стационарное обслуживание престарелых, инвалидов и детей;

· Социальная помощь на дому;

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Государственный фонд занятости населения РФ; Фонд обязательного медицинского страхования;

Прямые ассигнования из бюджетов всех уровней.

Право социального обеспечения как отрасль права: понятие, предмет, метод, система.

Право социального обеспечения – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением граждан в денежной форме, предоставлением помощи в натуральной форме и социальных услуг, а также процедурные и процессуальные отношения.

· отношения, возникающие в связи с обеспечением граждан в денежной форме,

· отношения, возникающие в связи с предоставлением помощи в натуральной форме

· отношения, возникающие в связи с предоставлением социальных услуг,

· процедурные и процессуальные отношения.

· сочетание централизованного и локального способа установления прав и обязанностей;

· сочетание нормативного и договорного способа установления прав и обязанностей;

· специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений – почти все события;

· абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения: нет отношений власти-подчинения и отношений равенства.

· Общая часть – нормы, обслуживающие все институты отрасли: субъекты права социальной защиты, основания обеспечения, виды обеспечения, принципы права социальной защиты.

· Особенная часть – состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования: трудовой и страховой стаж, пенсионное обеспечение, пособия, компенсационные выплаты, медицинская помощь и лечение, стационарное и полустационарное обслуживание, обслуживание на дому, консультативная помощь, срочное социальное обслуживание.

Каждый из институтов делится на подинституты.

Источники права социальной защиты.

Источники права социальной защиты – это различные нормативно-правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли.

По юридической силе: законы (Конституция РФ и Федеральные законы) и подзаконные акты

По форме акта: законы, указы Президента, постановления Правительства, постановления и разъяснения Министерства труда и социального развития

По сфере действия: общефедеральные, субъектов РФ, муниципальные и локальные

По кругу лиц: единые и дифференцированные

· в зависимости от объективных производственных факторов (тяжелые, опасные, вредные условия труда);

· в зависимости от природно-климатических условий (районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы);

· с учетом субъективных особенностей (женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

· Всеобщая декларация прав человека

· Конвенции Международной организации труда (МОТ)

· Двусторонние и многосторонние договоры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10491 — | 7739 — или читать все.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ — в Российской Федерации со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих спе­ци­фическим ме­то­дом об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, в рам­ках ко­то­рых гра­ж­да­не реа­ли­зу­ют га­ран­ти­ро­ван­ное статьей 37 Кон­сти­ту­ции Российской Федерации пра­во на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние в ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном слу­ча­ях.

Право социального обеспечения как са­мо­стоя­тель­ная от­расль пра­ва сфор­ми­ро­ва­лось в об­щей сис­те­ме российского пра­ва от­но­си­тель­но не­дав­но, в середины 1960-х годов. В ус­ло­ви­ях ста­нов­ле­ния в Рос­сии ры­ноч­ных от­но­ше­ний, ко­гда на со­вер­шен­но иных прин­ци­пах фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, нор­мы право социального обеспечения за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в сис­те­ме российского пра­ва.

Пред­мет права социального обеспечения — пре­ж­де все­го от­но­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра — соб­ст­вен­но обес­пе­чи­тель­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду гра­ж­да­на­ми и упол­но­мо­чен­ны­ми ор­га­на­ми по по­во­ду реа­ли­за­ции прав гра­ж­дан на тот или иной вид со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (пен­сию, по­со­бие, ус­лу­гу и так далее). Про­из­вод­ны­ми от ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся но­ся­щие вспо­мо­гательный ха­рак­тер от­но­ше­ния про­це­дур­ные (по ус­та­нов­ле­нию юри­дических фак­тов) и про­цес­су­аль­ные (по рас­смот­ре­нию спо­ров).

Ме­тод права социального обеспечения ос­но­ван на со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го (фе­де­раль­но­го), ре­гио­наль­но­го (на уров­не субъ­ек­тов Российской Федерации), му­ни­ци­паль­но­го (на уров­не му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), ло­каль­но­го (на уров­не ра­бо­то­да­те­ля), нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го спо­со­бов ус­та­нов­ле­ния прав и обя­зан­но­стей субъ­ек­тов, с учё­том спе­ци­фи­ки юри­дических фак­тов, вле­ку­щих воз­ник­но­ве­ние, из­ме­не­ние и пре­кра­ще­ние пра­во­от­но­ше­ний, а так­же спо­со­бов за­щи­ты субъ­ек­тив­ных прав и обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей.

Право социального обеспечения со­сто­ит из Об­щей и Осо­бен­ной час­тей, вклю­чаю­щих в се­бя ряд ин­сти­ту­тов. В российской нау­ке по­ка нет един­ст­ва мне­ний учё­ных от­но­си­тель­но мес­та в сис­те­ме от­рас­ли ин­сти­ту­та тру­до­во­го (стра­хо­во­го) ста­жа. В дан­ный пра­во­вой ин­сти­тут вхо­дят нор­мы о стра­хо­вом ста­же (об­щем и спе­ци­аль­ном), об­щем тру­до­вом ста­же, вы­слу­ге лет во­ен­но­слу­жа­щих и других лиц, про­хо­дя­щих во­ен­ную ли­бо иную служ­бу с при­свое­ни­ем во­ин­ских (спе­ци­аль­ных) зва­ний, ста­же государственной гражданской служ­бы. К Об­щей час­ти право социального обеспечения, на­хо­дя­щей­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния, от­но­сят­ся нор­мы, за­кре­п­ляю­щие ос­но­во­по­ла­гаю­щие по­ло­же­ния и оп­ре­де­ляю­щие пред­мет и ме­тод от­рас­ли, за­да­чи, от­рас­ле­вые прин­ци­пы, пра­во­вой ста­тус субъ­ек­тов, ви­ды со­ци­аль­ных рис­ков, при на­сту­п­ле­нии ко­то­рых пре­дос­тав­ля­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

Читайте так же:  Социальная пенсия временная регистрация

В стра­нах, где сло­жи­лась мно­го­ук­лад­ная эко­но­ми­ка, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний в сфе­ре со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на трёх уров­нях. Пер­вый уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ус­та­нов­ле­ни­ем обя­за­тель­ной государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния). При­чём в не­ко­то­рых стра­нах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от уни­вер­саль­но­го прин­ци­па пре­дос­тав­ле­ния от­дель­ных ви­дов со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния к пре­дос­тав­ле­нию их толь­ко бед­ным (ма­ло­обес­пе­чен­ным) по­сле про­вер­ки ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния та­ких лиц. Вто­рой уро­вень со­став­ля­ют кор­по­ра­тив­ные сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (в рам­ках кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций). Как пра­ви­ло, соз­да­ние та­кой сис­те­мы яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным, хо­тя ино­гда и по­ощ­ря­ет­ся го­су­дар­ст­вом. Тре­тий уро­вень пред­став­ля­ет со­бой ин­ди­ви­ду­аль­ное доб­ро­воль­ное стра­хо­ва­ние и ча­ст­ные сбе­ре­же­ния.

В стра­нах «третье­го ми­ра» раз­ви­тие национальных сис­тем со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния за­ви­сит от уров­ня эко­но­мического раз­ви­тия, с учё­том ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ет тот или иной уро­вень пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и оп­ре­де­ля­ет­ся круг лиц, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ют­ся государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния).

Место экологического права в системе права. Соотношение экологического права с другими отраслями права.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, — земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д.

С учетом комплексного характера рассматриваемой отрасли права встают два принципиальных вопроса: какие иные отрасли права должны регулировать экологические отношения и в какой степени? Эти вопросы существенны потому, что их решение предопределяет масштабы и эффективность экологической функции государства.

Общее правило, касающееся экологизации «иного» законодательства, регулирующего общественные отношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом Конституция устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Одним из его элементов является применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, эти нормы касаются экологии, объединены задачей защиты окружающей среды.

Различные авторы рассматривают регулирование экологических правоотношений нормами иных отраслей права либо в контексте системы самой отрасли экологического права, либо в контексте соотношения экологического права с иными отраслями.

Основу развития экологического права как отрасли права составляет Конституция.

Экологическое право тесно связано с административным правом. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Так, например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает уполномоченный орган государственной власти РФ либо субъекта РФ. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право в отличие от административного определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды.

КоАП установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды.

Составы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК.

Требования в области охраны окружающей среды содержат также законодательные акты, регулирующие различные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, Федеральные законы от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Статьей 57 Закона об охране окружающей среды правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций приравнен к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. Правовое регулирование отношений в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права

Любая отрасль права не замыкается на регулировании общественных отношений, входящих в ее предмет, так как в праве не может быть абсолютно изолированных друг от друга отраслей. Несмотря на многообразие общественных отношений, различные их группы находятся в тесной взаимосвязи и соотношении между собой.

Право социального обеспечения, являясь составной частью единой системы российского права, в то же время имеет специфические особенности, собственный предмет правового регулирования, что позволяет выявить ее взаимосвязи, соотношение и отграничение от других отраслей российского права. Взаимосвязь и соотношение права социального обеспечения наблюдается со многими отраслями российского права.

Конституционное право регулирует комплекс общественных отношений, через которые обеспечиваются единство и стабильность общества как целостной системы, то есть основы конституционного строя, статус гражданина, федеративное устройство, система и порядок образования органов власти. Конституция РФ, являясь Основным законом, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина»[33] закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения, в ст. ст. 71, 72 определяет порядок координации вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Читайте так же:  Когда будут индексированы пенсии по инвалидности

Нормы конституционного права, объект регулирования которых составляют общие принципы статуса личности2: воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественных, неотчуждаемых прав человека; входят в сферу взаимоотношений государства и личности; предполагают подключение многих отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений1. Эти положения являются гарантом дальнейшей конкретизации социальных прав граждан уже в нормах права социального обеспечения.

Финансовое право регулирует общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Финансы (денежные средства) служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода и обслуживают многообразные потребности общества, в том числе и в сфере социальной деятельности государства2. Предоставление гражданам многообразных видов социального обеспечения, гарантированных в гл. 2 Конституции РФ, осуществляется через организационно-правовые формы социального обеспечения. Государство, предоставляя различные виды социального обеспечения, определяет источник их финансирования и, применяя нормы финансового права, финансирует расходы по предоставлению гражданам пенсий, пособий, социальных услуг как за счет внебюджетных финансово-кредитных учреждений (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ), так и за счет бюджетов всех уровней.

Административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входит деятельность по организации социальной защиты населения. Различные государственные органы и учреждения социальной защиты населения в пределах своей компетенции, исполняя положения, закрепленные в нормативно — правовых актах, предоставляют многообразные виды социального обеспечения гражданам. Таким образом, эти органы и учреждения непосредственно осуществляют реализацию социальной функции государства во взаимоотношениях с конкретным гражданином, имеющим право на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения может быть отграничено и от некоторых других отраслей права (трудового, гражданского, семейного, жилищного). Критерием для такого отграничения, как уже говорилось выше, является предмет правового регулирования той или иной отрасли.

Трудовое право – это отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ними связанные отношения, устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение1. Следовательно, в предмет трудового права входят трудовые и иные непосредственно связанные с ними общественные отношения.

В рамках отношений по занятости и трудоустройству регулируются отношения граждан, нуждающихся в помощи со стороны государственных органов в подыскании подходящей работы и трудоустройстве, в получении новой профессии, специальности, квалификации, в повышении квалификации и переквалификации, тогда как в праве социального обеспечения регулируются отношения по поводу предоставления указанным гражданам социальных гарантий со стороны государства в виде материального обеспечения (пособия по безработице, стипендии, иных компенсационных выплат).

Гражданин, вступая в трудовые отношения с работодателями всех организационно-правовых форм и форм собственности, включая работодателей – физических лиц, становится работником организации и подлежит обязательному социальному страхованию. Работодатель, в свою очередь, обязан застраховать работника и уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования). При наступлении страховых случаев (нетрудоспособности, рождении ребенка, безработицы, достижении пенсионного возраста и др.), гражданин имеет право на соответствующее материальное обеспечение (пенсию, пособие и др.), предоставляемое по нормам права социального обеспечения.

В процессе трудовой деятельности у работника формируется трудовой стаж, который имеет юридическое значение для приобретения права на пенсию или определенный размер пособия по нормам права социального обеспечения.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношений. Обязательства по оказанию услуг, являющиеся объектом гражданского права. В то же время предоставление социальных услуг может осуществляться также в той или иной форме социального обслуживания. Возникающие при этом общественные отношения также регулируются нормами права социального обеспечения. Социальные услуги (бесплатно или на условиях частичной оплаты) за счет средств общества предоставляются не всем гражданам, а только тем, которые прямо указаны в законе, с целью удовлетворения их специфических потребностей.

Нормы гражданского права регулируют обязательства по страхованию в различных формах: обязательное; условно-обязательное и добровольное. Одним из видов страхования является дополнительное пенсионное страхование, которое осуществляется негосударственными пенсионными фондами в интересах любого лица, заключившего договор негосударственного пенсионного обеспечения, поэтому данные отношения нормами права социального обеспечения не регулируются.

Предметом семейного права являются личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство), тогда как предметом права социального обеспечения является комплекс общественных отношений (материального, процедурно-процессуального характера), возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения для удовлетворения потребностей специфических субъектов (пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и др.). В рамках семейного права закреплены права и обязанности родителей и детей, в том числе усыновленных либо взятых в приемную семью. Право социального обеспечения, в свою очередь, регулирует отношения по поводу предоставления материального обеспечения семье (пенсий по случаю потери кормильца, страховых выплат в случае смерти кормильца в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пособий в связи с рождением и воспитанием детей, на содержание приемного ребенка, субсидий и компенсаций социально значимых расходов семьи, социальных услуг и медицинской помощи).

В настоящее время наблюдается связь права социального обеспечения с жилищным правом, которую следует рассматривать через отношения, складывающиеся по поводу предоставления нуждающимся гражданам специализированных жилых помещений, а также жилищных субсидий.

Нормы жилищного права закрепляют такой вид жилых помещений, как специализированные жилые помещения (дома системы социального обслуживания населения; дома для временного поселения вынужденных переселенцев, лиц, признанных беженцами и др.). В то время как в нормах права социального обеспечения определяется круг субъектов, имеющих право на проживание (постоянно или временно) в указанных помещениях.

На современном этапе активно развиваются отношения по поводу предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Субсидии предоставляются в соответствии с нормами, закрепленными в Жилищном кодексе РФ, гражданам, признанным нуждающимися в социальной поддержке со стороны государства.

Система права социального обеспечения.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права (схема 2).

Читайте так же:  Отпуск в мвд перед выходом на пенсию

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

• принципы права социального обеспечения;

• источники права социального обеспечения;

• правоотношения по социальному обеспечению;

• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам

различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид

пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются

по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

по старости; инвалидности; за выслугу лет; по случаю потери кормильца; социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

Видео (кликните для воспроизведения).

стаж; пособия; социальное обслуживание; медицинская помощь; социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты

в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения. Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов. 5.

Понятие, признаки и особенности метода права социального обеспечения

Понятие метода ПСО

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права. Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов. По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства. На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников. В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия. Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц. обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Читайте так же:  Сохраняется ли индексация пенсии работающим пенсионерам

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования. Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий. В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре. Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно. Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения). По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

Источники экологического права. Соотношение экологического права с другими отраслями права.

Предмет, метод, система экологического права. Экологическое право как комплексная отрасль права.

ЭП— это комплексная отрасль права РФ, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере охраны и рационального использования природных ресурсов, взаимодействия общества и природы с целью сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной ОС, биологического разнообразия и природных, укрепления правопорядка в области охраны ОС и обеспечения экологической безопасности.

Предметом ЭП являются общественные отношения, складывающиеся по поводу взаимодействия человека с окружающей средой (по поводу использования и охраны природных ресурсов), например:

— добыча полезных ископаемых;

— заготовка рыбных ресурсов;

— образование особо охраняемых природных территорий.

Использование – первая группа ОО, регулируемая ЭП.

Человек всегда использовал ресурсы ОС. Такое использование не всегда безопасно.

• Использование ОС осуществляется для обеспечения жизнедеятельность человека. Это первоочередная задача. Например, использование атмосферного воздуха, пресной воды и т.д. Этому аспекту Российский законодатель уделяет большое внимание. У нас есть естественные права, необходимые для надлежащей жизнедеятельности человека.

• Использование ОС носит экономический характер. Человек извлекает прибыль из ресурсов ОС. Сейчас это достигло своего апофеоза. Законодатель уделяет максимальное внимание.

• Иное использование. Чаще имеется ввиду эстетическое, культурное, спортивное и т.д. Есть уникальные природные ландшафты. Например, музеи заповедники. Они обладают эстетическим, воспитательным компонентом. Этому тоже уделяется большое внимание.

Т.е. использование это не однородное явление.

Третья форма ОО – охрана ОС. Возникла относительно недавно. В законодательстве России закрепилась в 1990 году. В законе «Об охране ОС»: охрана ОС – это, во-первых, обязанность государства, а только потом обязанность ЮЛ и физических лиц.

Охрана ОС – деятельность, осуществляющаяся государством, физическими и юридическими лицами, направленная на сохранение и восстановление природной среды. Необходимо понимать, что речь идет о понятии «рациональное природопользование».

Восстановление ОС очень интересный вопрос. Разработаны эффективные методы по восстановлению лесного хозяйства, придуманы способы опреснения воды.

Методология ЭП традиционна. Она подразделяется на:

1. Императивный. Примеры использования императивных методов в ЭП: система нормирования; государственный экологический надзор; платность недропользования; положение о государственной регистрации прав на недвижимость, имущество и сделок с ним

2. Диспозитивный. Примеры использования диспозитивных методов в ЭП: договор купли-продажи, аренды земельного участка, находящегося в частной собственности; информационное обеспечение о состоянии окружающей среды; отдельные положения договора водопользования, лесопользования и т.д.

Читайте так же:  Какая социальная пенсия положена инвалиду 3 группы

Преобладающим является императивный метод. Многие институты базируются на том, что государство обладает большими правами и функциями, т.к. 90% ресурсов находятся в государственной собственности. Юр. лица и физ. лица вынуждены считаться с правилами, установленными государством. Также у государства больше возможность контроля и обеспечения безопасности.

Система эк.права

1) Природоохранное право (фз об охране окружающей среды)

2) Природоресурсное право (лесное, горное, водное..)

3) Нормы из других отраслей права (гк, грк)

Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает и последовательность расположения правовых институтов.

Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:

1) общие положение экологического права (предмет, объект, принципы, источники)

2) право собственности на природные ресурсы (форма, вид права собственности, субъекты, объекты)

3) управление охраной окружающей природной среды природопользованием (система, вид органов, функции управления)

4) право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду

5) экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды

6) нормирование качества окружающей природной среды

7) правовые основы эколого-информационного обеспечения

8) право природопользования

9) юридическая ответственность за экологические правонарушения

Особенная часть экологического права объединяет следующие правовые институты:

1) правовой режим использования и охраны земель

2) правовой режим использования и охраны недр

3) правовой режим использования и охраны вод

4) правовой режим использования и охраны лесов и иной растительности

5) правовой режим использования и охраны животного мира

6) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя

7) правовой режим особо охраняемых природных территорий

8) правовой режим экологически неблагоприятных территорий

9) правовое регулирование обращения с опасными, радиоактивными веществами и твердыми отходами.

Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающее среды, характеристику объектов международно-правовой охраны, систему международной организации в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, — земельное, водное, горное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 8 — административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Налоговый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов.

Источники экологического права. Соотношение экологического права с другими отраслями права.

Источники ЭП представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы (совместное ведение)

— Конституция РФ (ст. 9, 15, 36, 72,76);

­- Междуародно- правовые акты и соглашения (международные договоры ООН, Парижское соглашение насчет озоновых дыр, Конвенция РИО)

— ФКЗ «О правительстве»

— ФЗ: земельный, водный, лесной кодексы;коап, ук, грк закон РФ о недрах; ФЗ об охране окружающей среды; ФЗ о животном мире; ФЗ об особо охраняемых природных территориях; ФЗ об экологической экспертизе; ФЗ об охране атмосферного воздуха; ФЗ об отходах производства и потребления и др. ФЗ;

— Указы Президента РФ (Указ Президента РФ 1994 года «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»);

— Постановления и распоряжения Правительства РФ (Постановление Правительства РФ «Об осуществлении государственного надзора в области охраны окружающей среды (государственного экологического надзора)»;

— Приказы федеральных министров (приказы Минприроды);

— Законы и подзаконные акты субъектов РФ (напр. Закон Тамбовской области 2002 г. «О природных ресурсах Тамбовской области»).

1.Экологическое право тесно связано с административным правом. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Так, например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает уполномоченный орган государственной власти РФ либо субъекта РФ. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право в отличие от административного определяет содержание деятельностиисполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды.

2. Ответственность за экологические правонарушения и преступления. КоАП установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды.Составы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК.

3.Экологическое право имеет также некоторые смежные с гражданским правом предметы регулирования. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности и имущественного оборота земли и иных природных ресурсов. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК и п. 3 ст. 3 ЗК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и о других природных ресурсах.

В ряде случаев природоресурсным законодательством предусмотрено заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела 2 «Общие положения о договорах» разд. III части первой ГК. Также, например, в соответствии со ст. 751 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и несет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда.

3.Налоговый кодекс – реализация принципа платности природопользования.

4. Градостроительный кодекс – территориальное планирование.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10931 — | 8175 — или читать все.

Источники

Соотношение права социального обеспечения с экологическим правом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here