Социальная защита детей право социального обеспечения

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Социальная защита детей право социального обеспечения". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Социальная защита детей

Автор: Ирина Нестерова ✔ 11.12.2018

Нестерова И.А. Социальная защита детей // Энциклопедия Нестеровых

Проблема социальной защиты детей дошкольного возраста стоит очень остро. Причинами этого являются как политика государства, так и гражданская позиция людей по отношению к насилию в семье, алкоголизму, наркомании и растлению малолетних в семье. Спасательным кругом для таких семей является корректная работа социальных служб и педагогов психологов.

Понятие социальной защиты детей

Усиление внимания к социальной защите населения в Российской Федерации можно объяснить повышенной гуманизацией и развитием гражданского общества, которое не может существовать без социальной защиты. Отдельно следует подчеркнуть тот факт, что социальная защита детства как таковая в современном мире и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Под социальной защитой в широком смысле подразумевается совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей и так далее.

Отдельно следует выделить социальную защиту детей, так как это важнейший элемент социальной защиты в целом. В настоящее время социальная защита ребенка представляется системой которая базируется на действующую нормативно-правовой базе, международных нормативных актах и работе сложной системы органов социальной защиты населения.

Крупные выдающиеся педагоги и психологи внесли значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта вопроса социальной защиты детей. Это такие специалисты в сфере педагогики, как: Д.М.Андреева, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, Е.Н.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн итак далее.

Социально-педагогический подход к вопросу социальной защиты детей предполагает построение системы защиты и поддержки детства в контексте современных обществ, обуславливающих соответствующий им тип воспитания, анализ и учет факторов, определяющих реабилитацию и защищенность личности; выявление сущности, признаков духовно-нравственного развития личности.

В современном российском законодательстве социальная защита базируется на ряде нормативно-правовых актов представленных ниже.

Правовое регулирование социальной защиты

Помимо российских нормативно-правовых актов, социальная защита детей регулируется нормами международного права. На сегодняшний день международное право по защите детей включает в себя Конвенцию ООН «О правах ребенка» от 1989 года.

Несмотря на принятые государством меры по правовому посвящению родителей по вопросу защиты прав и свобод детей, многие по-прежнему не сведущи в этом вопросе. К сожалению для современных родителей характерны две крайности: полное не знание законов или же наоборот повышенное внимание правам ребенка, что черевато нарушениям поведения у детей.

Для того, чтобы повысить уровень социальной защиты в РФ государство реализует систему мер при помощи органов государственного управления. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена В.А. Варывдиным и И.П. Клемантович. Прежде всего, нужно остановиться на сфере социальной защиты детства.

Государственное регулирование социальной защиты детства

Немаловажным инструментом социальной защиты являются государственные программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Не менее важны планы мероприятий по социальной защите детства. Например, план действий по преодолению семейного насилия, разработанный на региональном уровне.

Очень важным элементом социальной защиты детства можно назвать создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства. Материальная база является необходимым элементом социальной защиты детства и включает в себя следующие составляющие: финансовую базу, многочисленные здания, сооружения, систему государственных пособий на детей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальное страхование

Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Читайте так же:  Реестр компенсационных выплат отзывы

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Категории детей, нуждающихся в социальной защите

Будучи одним из наименее зачищенных слоев населения дети нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. В настоящее время существует общепринятое деление детей на категории по особенностям оказания социальной защиты.

Категории детей, нуждающихся в социальной защите

Первой категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дезадаптированные дети. Особенность данной группы состоит в том, что у детей нарушены социальные ориентиры и замедлено социальное развитие.

Для дезадаптированных детей характерна особенность: их называют «ничьими». Данное состояние формируется посредством разрушения внутрисемейных связей и отношений, отсутствием со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности.

Одним из видов детской дезадаптации является безнадзорность. Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом. Безнадзорные дети остро нуждаются в социальной помощи. Она направлена непосредственно на борьбу с состянием безнадзорности и отсутствием необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей.

К группе дезадаптированных детей также относятся брошенные дети.

В этой группе находятся дети разных возрастов, в том числе и дошкольники. Однако наиболее часто встречаются новорожденные, которые родились с отклонениями или же которые страдают неизлечимыми болезнями. К числу причин, по которым родители отказываются от детей, относится следующее:

  • пьянство
  • наркомания и тунеядство
  • аморальный или преступный образ жизни
  • несовершеннолетие родителей.

Брошенные дети нуждаются в социальной помощи которая обычно заключается в оказании своевременной медицинской помощи, помещение ребенка в специализированное учреждение, а также психологическая реабилитация.

Второй категорией детей нуждающихся в социальной защите можно назвать беспризорных детей. Они не имеют государственного или родительского попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Существует множество мифов касающихся количества беспризорных детей, различные авторы трактуют это количество по своему, кто-то превышает эти числа в разы, кто-то говорит, о сильном завышении этих данных. К сожалению, официальная статистика по количеству беспризорников в России скрыта от общего доступа или же практически отсутствует – по той простой причине, что беспризорного ребенка отдают родителям или помещают в специальное учреждение. Увеличение числа детских учреждений не спасают ситуацию. В настоящее время, необходимо бороться не только с последствиями, но и с причинами возникновения негативных ситуаций, в процессе которых дети начинают убегать из семей на улицу.

В данном случае роль социальной защиты обусловлена её целями к числу которых относится следующее:

  • изъятие ребёнка из негативного социального окружения;
  • первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;
  • восстановление или компенсация утраченных социальных связей;
  • возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.

Отдельно следует выделить тот факт, что та помощь, которая оказывается беспризорным детям не является оружием борьбы с беспризорностью в целом. Однако, социальная поддержка помогает стабилизировать ситуацию.

Третьей категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дети-сироты. Причиной роста числа детей-сирот в современной России можно объяснить рядом факторов, к числу которых относятся: слабое снижение смертности трудоспособных граждан, пренебрежение родительскими обязанностями, низкий уровень работы органов опеки и попечительства.

Четвертной группой детей нуждающихся в социальной защите являются дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых. К сожалению, получение точной информации о числе таких детей осложнено. Это обусловлено латентностью жестокости по отношению к детям. Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей, а именно со стороны родителей, родственников, педагогов и друзей.

В процессе работы, направленной на социальную защиту таких детей, необходимы чуткость, терпение и настойчивость. Кроме того, необходимо создать такие условия, при которых жестокое обращение с ребенком будет полностью исключено. Для преодоления жестокого обращения с детьми применяются следующие основные методы социальной защиты:

  • выявление фактов жестокого обращения с ребёнком;
  • ограждение его от насилия и жестокости;
  • оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;
  • рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

Пятой категорией детей нуждающихся в социальной защите несомненно являются дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества.

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2017.
  2. Аввакумова Л.П. Организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении – М.: ЭКСМО, 2014.
  3. Бибикова Н.В. Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка // Сборник: Православная культура в современном обществе: проблемы и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. – 2015. – С. 56-59.
  4. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. –М.: Педагогическое общество России, 2014.
  5. Горовая М.С. Социально-правовая защита детей в детском саду // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 34-36.
  6. Защита прав и достоинства маленького ребёнка (пособие для работников ДОУ). – М.: «Просвещение», 2006.
  7. Кочубей А. Визит в семью, или Практика работы с семьями – Псков: Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 2012.

Анализ законодательства о социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей

Дата публикации: 16.12.2018 2018-12-16

Статья просмотрена: 284 раза

Читайте так же:  Инвалидность по зрению диагнозы

Библиографическое описание:

Верховина Д. Л. Анализ законодательства о социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 224-226. — URL https://moluch.ru/archive/236/54846/ (дата обращения: 11.03.2020).

Автором дается характеристика институту социальной защиты и пособиям детей-сирот.

Ключевые слова: социальная защита, пособия для детей-сирот.

Российской Конституцией (часть 1 статьи 39) гарантируется социальное обеспечение по достижению 80 лет, при болезнях и инвалидности, в случае потерь кормильцев, в целях воспитания детей и при безработице. Список социальных рисков открыт и предусматривает возможности дополнения его законодателем. Например, ясно, что поддержка материнства (ст. 7 и 38 Конституции) включают и социальное обеспечение при материнстве. К социальным рискам в данный момент закон относит, например, приобретение статуса безработного, вынужденное переселение, бедность и т. п. [4, с. 26]

Конституция не раскрывает названные в ней основания социального обеспечения. Она передает их определение законодателю, прямо предусматривая, например, (ч. 2 ст. 39). Законодателем устанавливается условие для данных выплат, что требует и определения соответствующих дефиниций.

Так как социальное обеспечение гарантировано всем, невозможно, чтобы данные гарантии касались только взрослых. Социальное обеспечение должно быть гарантировано и каждому ребенку. Это обусловлено положением части 2 статьи 17 Российской Конституции касательно того, что фундаментальные свободы и права даны всем от рождения.

Путаница в понимании конституционных принципах социального обеспечения негативно сказывается на развитии законодательства, ведет к негативным последствиям разного рода, к примеру, к неудовлетворенности потребностей. Все это не просто отражается на здоровье и уровне жизни, но также побуждает многих вообще отказаться от желания заводить ребенка, и далее — к снижению населения. При условии сохранения нынешнего уровня рождаемости и смертности в ближайшее время численность Российского населения резко упадет — с 143 до 138,5 миллионов к 2020 году и до 112,4 миллионов к 2050 году [2].

Также, вместе с возрастом и инвалидностью в качестве основания социального обеспечения выступает потеря кормильца. Под этим подразумевается смерть или же просто отсутствие лиц, которые содержали бы ребенка и прочих членов семьи или были бы должны содержать вследствие закона. При условии потери кормильцев социальное обеспечение может, к примеру, реализовываться в обеспечении совершеннолетних иждивенцев, когда те занимаются уходом за ребенком, который еще не достиг возраста четырнадцати лет. Иными словами, законодательно признается уход за ребенком, гарантируя осуществляющим его лицам компенсацию.

Конституцией гарантировано социальное обеспечение и с целью воспитания ребенка. Так как при этом подразумевается каждый, справедливо считать, что на соцобеспечение могут рассчитывать все. Думается, здесь подразумеваются запросы родителей, выполняющих свой долг, к примеру, пребывающих в отпуске для ухода за детьми и т п. Едва ли стоит понимать это в качестве возможности получения пособий и другую помощь, которая необходима для удовлетворения личных желаний. Когда под «воспитанием ребенка» понимается поддержка детей (посредством поддержки родителей), это бросает тень сомнения на гарантии социального обеспечения по критерию возраста, искажает понятие «каждого человека» при исключении из него детей, и это не соответствует конституционному положению, согласно которому, базовые права свойственны всем с рождения.

Следует учесть часть 2 и 3 статью 18 Конвенции о правах детей, согласно которым страны оказывают опекунам и родителям помощь при осуществлении и ими своего родительского долга и способствуют развитию учреждений для детей, принимают меры для того, чтоб ребенок, родители которого работают, могли пользоваться соответствующими службами для ухода за ребенком. В ст. 5 Конвенции сказано о принятии мер для развития и содействия развитию частных или государственных служб, например учреждений для ухода за ребенком и т. п. Здесь имеется ввиду помощь трудящимся родителям в форме услуг по уходу и воспитанию. Данные заведения удовлетворяют запросы детей, но они необходимы они в большей степени родителям, так как для самих детей предпочтительнее семейное воспитание.

В ст. 3 Конвенции о правах детей отмечено, что страны должны обеспечивать детям заботу, которая требуется для их благополучия, учитывая права и долг опекунов, родителей и прочих лиц, ответственных за детей, и для этого осуществляют все административные и законодательные меры. Таким образом, роль государства в обеспечении детей является первичной, а осуществление долга и прав родителя просто учитывается. В отечественном законодательстве права и свободы ребенка, защита его интересов есть прерогатива родителя и только при его недобросовестности, государство должно выполнять родительскую функцию [3].

Государство заботится о детях, не имеющих семьи или лишенных родителей. Сироты пребывают на полноценном государственном обеспечении в соответствующих заведениях. Однако, как считает, к примеру, О. Синякина, такая система негативно сказывается на жизни детей.

В последнее время осуществляются попытки устройства сирот в опекунские семьи. Увы, нередко учитываются не интересы ребенка, а экономия госрасходов на содержание таких детей. К примеру, в 2013 году отменили 5746 заключений касательно передачи детей семьям, ранее данная цифра была выше [5]. Естественно, детям нужно­ обеспечивать возможность расти в семейном окружении, но принимая во внимание прежде всего их интересы, а не стремление региональных властей отрапортовать о сокращении детских домов. А ситуации, приводящие к массовому возврату тысяч приемных детей обратно в интернатные учреждения, категорически недопустимы.

2.1 Социальное обеспечение детей, воспитываемых в родительской семье

Хотя Конституция РФ и семейное законодательство возлагают обязанности по содержанию и воспитанию детей на родителей (а при определенных условиях — на некоторых других членов семьи), весьма существенное участие в этом принимает и общество, предоставляя блага социального обеспечения одному из родителей, семье в целом или непосредственно ребенку.

В развитие положения Конституции РФ о социальном обеспечении для воспитания детей законодательство РФ предусматривает социальные (семейные) пособия в связи с рождением ребенка, уходом за ним и его воспитанием. Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения: содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, детских домах или школах-интернатах; определением нуждающихся в этом лиц в дома-интернаты для детей с отклонениями в здоровье; социальным обслуживанием на дому и др.

Оценивая идеи, высказанные более 100 лет тому назад, а также практику СССР в отношении обобществления содержания детей, следует признать их отвечающими интересам ребенка. В той мере, в которой они были воплощены в советском обществе, они удовлетворяли базовые потребности каждого ребенка в образовании, охране здоровья, социальном обеспечении; позволяли наиболее способным занять достойное место в обществе независимо от материального положения родителей, воспользоваться так называемыми социальными лифтами. При повороте к рынку многие достижения предшествующего развития были утрачены. Современное состояние дел в этой сфере для многих категорий российских детей нельзя признать благополучным.

Читайте так же:  Пенсия по медицинскому стажу

В качестве примера ухудшения положения детей можно привести данные о состоянии обеспеченности детей услугами детских дошкольных учреждений и летним отдыхом.

В укрупненном виде помощь семье в содержании детей на настоящем этапе развития российского общества можно охарактеризовать следующим образом.

Помощь, оказываемая в виде услуг, выражается:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) в обслуживании детей детскими дошкольными учреждениями, школами-интернатами, санаторно-лесными школами, оздоровительными лагерями;

2) в присмотре за детьми со стороны школы в течение обычного школьного дня;

3) в обеспечении их питанием во время пребывания в школах и школьных группах продленного дня.

Помощь семье в содержании несовершеннолетних выражается: в обеспечении их различными видами социальных пособий; в обеспечении детей пенсией по случаю потери кормильца, а детей-инвалидов — социальной пенсией; в льготах по налогам рабочих и служащих, имеющих детей; в субсидиях.

Социальное обеспечение детей, воспитываемых в семье, осуществляется прежде всего в виде государственных (социальных) пособий различных видов и назначения, а именно:

— пособия по беременности и родам; единовременное пособие — женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие — беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— единовременные пособия при рождении ребенка или при передаче ребенка на воспитание в семью;

— ежемесячное пособие — по уходу за ребенком;

— ежемесячное пособие — на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— ежемесячное пособие на ребенка.

Лучшие условия обеспечения некоторыми пособиями установлены для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Необходимость социального страхования связана в первую очередь с риском временной утраты заработка (иных аналогичных выплат) по социально значимым причинам, признанным законодателем. Кроме того, это может быть также недостаточность текущего заработка для повышенных разовых расходов, требуемых, в частности, при рождении ребенка.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию, в частности, признаются:

— уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Страховым случаем является также временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы, а также следующие случаи, касающиеся лиц с семейными обязанностями:

— утрата трудоспособности в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

— необходимость осуществления ухода за больным членом семьи;

— карантин застрахованного лица, а также карантин ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным.

Перечисленным страховым случаям соответствует страховое обеспечение в виде пособий по временной нетрудоспособности либо в связи с материнством.

Большую роль в социальном обеспечении детей играет ежемесячное пособие по уходу за ребенком, установленное в настоящее время для всех категорий граждан.

В денежной форме назначаются также пенсии на детей. Каждый ребенок-инвалид вправе получить социальную пенсию без каких-либо дополнительных условий, кроме самого факта инвалидности. Дети, лишившиеся кормильца вследствие его смерти или безвестного отсутствия, обеспечиваются пенсией по случаю потери кормильца. Этот же вид пенсии может получать один из взрослых членов семьи (независимо от возраста и трудоспособности), если он не работает и занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14-летнего возраста.

Пенсия по случаю потери кормильца возмещает ребенку часть заработка отца и (или) матери (в некоторых случаях — других членов семьи), которая при их жизни предназначалась на содержание ребенка. Эта пенсия также обеспечивает возможность индивидуального ухода за ним другого родителя (в некоторых случаях — иного члена семьи).

Именно в пенсионном законодательстве содержится теоретически важное положение о том, что один из членов семьи, который не работает в связи с уходом за ребенком, в целях пенсионного обеспечения считается нетрудоспособным (т.е. не могущим работать вне дома, совмещать уход за ребенком с оплачиваемой работой), что дает ему право на пенсию по случаю потери кормильца по этому основанию.

Таким образом, среди благ социального обеспечения есть выплата, специально предназначенная для предоставления средств существования взрослому члену семьи, занимающемуся воспитанием ребенка (детей) до достижения им 14-летнего возраста. То, что в настоящее время она выплачивается лишь в виде пенсии, назначаемой при потере кормильца тому члену его семьи, которое содержало (могло содержать) застрахованное лицо, вовсе не означает, что такая выплата не нужна и не могла бы производиться неработающему члену семьи и во многих других случаях ухода за ребенком указанного возраста.

Анализ условий пенсионного обеспечения детей при потери кормильца, а также детей-инвалидов социальной пенсией дает основание для вывода, что это обеспечение в целом отвечает их интересам. Что касается размеров пенсий, то они требуют дополнительного исследования и обоснования необходимости их соответствия той доле заработка кормильца, которая причиталась ребенку в виде алиментов.

Отдельного внимания в свете рассматриваемого вопроса заслуживает вопрос об услугах детских дошкольных учреждений как благе социального обеспечения. Сложность выделения, характеристики и анализа благ социального обеспечения состоит в том, что многие из них имеют комплексное целевое назначение и потому относятся не только (а зачастую и не столько) к социальному обеспечению. Детские дошкольные учреждения, как уже отмечалось, реализуют право ребенка на бесплатное дошкольное образование, включая и воспитание, и в этом их непреходящая ценность. В то же время на них возлагается функция по охране здоровья воспитанников, что позволяет реализовать и это конституционное право. Но ст. 39 Конституции РФ предусматривает право каждого на социальное обеспечение для воспитания детей, что дает основание отнести услуги указанных учреждений по воспитанию детей и к благам социального обеспечения. Это тем более оправданно, что они осуществляют уход и присмотр за детьми, их содержание и тем самым высвобождают время родителей для трудовой деятельности, а за счет частичной оплаты их услуг по содержанию детей уменьшаются соответствующие расходы семьи.

Тем не менее проблема обеспечения детей услугами дошкольных учреждений остается острой.

В определенной степени помогают решать данную проблему семейные детские сады, который организуются в целях: поддержки многодетных семей; предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка; расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Окружные управления образования оказывают методическую и консультативную помощь в организации деятельности семейного детского сада. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании учреждения, так и в домашних условиях.

Читайте так же:  Мфц справка о неполучении единовременного пособия

Социальная защита

Социальная защита — это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Выводы

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Социальная защита детства

Дата публикации: 27.01.2018 2018-01-27

Статья просмотрена: 1294 раза

Библиографическое описание:

Шполянская Д. М., Андрианова К. А. Социальная защита детства // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 173-176. — URL https://moluch.ru/archive/190/48010/ (дата обращения: 11.03.2020).

Современным положением ребенка в обществе занимаются врачи, педагоги, психологи. Дополнительно за этим следит социальный работник.

Он должен обеспечивать условия для социальной защиты ребенка. Защита детства является важной задачей для государства. От того, как проходит детство человека, зависит многое. Это этап постепенного взросления, социализации, граждане готовятся к зрелости. [6]

Взрослый производит материальные блага, так как является самостоятельным, дееспособным субъектом. Он может позаботиться о себе. Дети же не могут это делать и нуждаются в его заботе и поддержке.

Взрослый взращивает ребенка и при этом обеспечивает ему будущее. Взрослые, являясь представителями общества обязаны обеспечивать оптимальные условия для его жизнедеятельности. Этим занимаются институты образования и воспитания, родителям или приемным семьям предоставляются различные льготы и пособия. Как правило, ребенком занимается семья. Она же является ячейкой общества и социальным институтом. В настоящее время о ребенке и его детстве должны заботиться родители. Это одновременно является правом и обязанностью. За соблюдением этих обязанностей следит государство, так как это дело особой важности. При родовой общине о ребенке заботились все.

При воспитании детей должны учитываться интересы, возрастные возможности. При этом учитываются экономические и психологические трудности. Так как идут процессы гуманизации, то больше внимания уделяется проблемам детства. Очень важно решать эти проблемы вовремя.

Детство включает в себя три периода. Раннее детство длится от младенчества до года. Период раннего возраста от 1 до 3 лет, дошкольного- от 3 до 7 лет. Младший школьный возраст включает в себя период от 6–7 до10–12 лет. Пока человек не достиг совершеннолетия, он является ребенком. К сожалению, в настоящее время обострились социально- правовые, психологические и экономические проблемы детства. Правоохранительные органы обеспокоены ростом детской преступности и наркотизацией населения. Кроме того, имеет место ухудшение здоровья детей. Если не предотвратить эту проблему, то это может привести к катастрофе государственного масштаба. Детская преступность превращается во взрослую, более изощренную преступность. Ухудшение здоровья детей можно предотвратить, если следить более тщательно за качеством производимых продуктов. Что касается наркотизации детей то можно сказать, что и эта проблема может решиться, если наказывать более жестко чем сейчас людей, которые приучают детей к этому.

В разные времена существовали различные критерии по оценке незащищенности ребенка. Все зависит от условий, в которых растут дети.

В период Средневековья детство длилось до 5–7 лет. Этот период был очень важен, так как от условий, в которых он находился, как о нем заботилась мать, зависело его выживание. Жизненно важные потребности должны быть удовлетворены хотя бы по минимуму. Став старше, он уходил из семьи в общественную группу, мог стать учеником мастера, слугой, работником. Связи с семьей практически не было. Тогда в категорию детей, которые нуждались в социальной помощи, входили дошкольники, которые не имели физической и эмоциональной заботы, а она была необходима для выживания. Ребенок мог быть отвергнут группой в силу различных причин, возможно из-за поведения или болезни. Средневековые монастыри стали первыми учреждениями социальной охраны, именно там жили такие дети. Детей по возрастным группам не объединяли. [1]

Читайте так же:  Когда будут индексированы пенсии по инвалидности

С 16 или 17 вплоть до 19 столетия в Европе происходит изменение семейной ячейки. Она стала носить патриархальный характер. К ребенку стали проявлять больше внимания, нежности и ласки. Средством морального воспитания стала строгая дисциплина. Стали открываться школы. Теперь незащищенным ребенком становится субъект без дисциплины и моральных навыков. В сиротских домах появляются возрастные ограничения, открываются школы, где было разграничение по возрасту.

В 19 веке семейное воспитание ребенка базируется на том, что важно любить ребенка и о нем заботиться. Эту заботу оказывает мать. Отец отвечает за строгую моральную дисциплину. У отца должен быть авторитет. Незащищенным ребенком считается ребенок-сирота, ребенок-пасынок, ребенок, который родился вне брака. Становится больше социальных учреждений для одиноких матерей. Расширяется опекунская забота, активизируется работа женских благотворительных обществ.

В 20 веке семья стала демократической и либеральной. Женщина стала иметь равные права с мужчиной. Одновременно естественным стало требование уважать ребенка и относиться к нему как к личности.

Если ребенок незащищен, то это означает, что он воспитывается в семье, где не выполняются обязанности по отношению к нему. Это означает, что не выполняются общественные и воспитательные функции.

В воспитании детей принимают участие учителя и родители. Особое внимание стали уделять борьбе с бедностью, необходимо было снизить смертность детей. В связи с этим развивается социальная медицина.

До 50-х годов уделялось внимание строгой дисциплине и воспитанию ребенка. Оно не было авторитарным, просто соблюдался порядок, режим, программа по воспитанию ребенка. Если этих элементов нет в семье, то этим занимаются специальные детские учреждения, такие как детские сады, школы- интернаты, перевоспитательные учреждения. [1]

Современные методы воспитания отличаются тем, что они более демократичные, кроме того, выявляются недостатки и последствия массового воспитания без индивидуального подхода. Позиция семья стала более прочной, уделяется большое внимание индивидуальному подходу. При массовом воспитании к детям относились как к массе. При этом не учитывались индивидуальные особенности детей, их способности. На уроках редко применялся принцип индивидуальности, а это негативно влияет на педагогический процесс. Кроме того, даже хорошо оснащенные учреждения не могут заменить семью.

Принято говорить о незащищенном ребенке, как о субъекте, который испытывает лишения, и важнейшие потребности не удовлетворены. Депривацию характеризуют такие понятия как недостаточность и неустроенность. Она может быть социальной и психической. [2]

Если ребенок лишен базовых материальных благ и нет возможности удовлетворить его потребности, что часто связано с ограничениями, причиной которых является низкое материальное обеспечение семьи. Ребенок подвержен психической депривации в том случае, если ему некомфортно находиться у себя дома. Часто причиной этого являются пьющие родители, которые воспитанием ребенка не занимаются в лучшем случае, в худшем может испытываться психологический прессинг.

Конечно, государство не всегда может обеспечить детям высокий уровень жизни, и эта невозможность не всегда является виной родителей. В семье должен создавать хороший психологический микроклимат. Это дает возможность ребенку почувствовать себя нужным. Родители, помимо материальных благ должны уделять как можно больше внимания воспитанию детей. Нельзя от детей откупиться даже дорогими вещами, который не каждый себе может позволить. [4]

Социальная и психологическая защита детей должна быть усовершенствована, так как материальное обеспечение должно быть лучше, немаловажна психологическая составляющая. Что касается материально обеспеченности детей, то его можно улучшить за счет увеличения заработных плат родителей, снижения стоимости на посещение спортивных секций. Чем здоровее граждане, тем благополучнее общество.

Чем благополучнее становилось общество, тем больше требований к социальной защите. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, ему необходимо хорошее питание, одежда, качественная обувь. Для того, чтобы он был конкурентоспособным и нормально развивался, требуется образование. Дополнительно дети должны заниматься спортом в различных кружках. Культурный досуг не только позволяет вырастить личность, но и предотвращает наркоманию. Чем больше ребенок занят, тем меньше времени уходит на общение в сомнительных компаниях. Если не будет самого необходимого, ребенок в результате воспитания не будет готов к полноценной жизни в обществе. Очень много зависит от семьи. Она не только растит его, но и передает моральные и духовные ценности. [3]

Не все дети в настоящее время социально защищены. Есть семьи, где дети не обеспечиваются на должном уровне. Связано это с тем, что родители зарабатывают недостаточно денежных средств. Еще нужно учитывать психологический фактор. Бывает такое, что дети не хотят идти домой и согласны жить в интернате, потому что там его оденут, накормят, будут учить.

В любой семье могут подтвердить то, что семейного бюджета хватает только на питание, одежду, обувь, принадлежности для школы. Еще есть возможность повести ребенка в театр, на экскурсию. Не всегда хватает денег на оплату кружков и спортивных секций. А это необходимо для полноценного развития ребенка. [5]

В настоящее время социальная защита ребенка заключается в том, что должны быть реализованы его гарантии и основные права. Это написано в

Видео (кликните для воспроизведения).

Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной в июне 1991 г. [6]

  1. История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов/М. В. Фирсов.-3-е изд.-М.: Академический Проект; Константа,2009.-606 с.
  2. Методология и теория социальной работы: учеб. пособие / П. Д. Павленок. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 267 с
  3. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / под ред. А. А. Козлова. — М.: КНОРУС, 2005. — 368 с.
  4. Социальная работа: учеб.пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Дашков и К°, 2009. — 364 с.
  5. Социальная работа: учеб. пособие / Е. И. Холостова. — 6-е изд. — М.: Дашков и К°, 2009. — 860 с.
  6. Право социального обеспечения: учебник/Е. Е. Мачульская.-М.:Юрайт,2010.-582 с.

Источники

Социальная защита детей право социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here