Социально экономические гарантии

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Социально экономические гарантии". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Охрана труда. Социально-экономические гарантии для медицинских работников (стр. 8 из 11)

Проблемы сокращения количества социальных льгот и выплат следует решать в комплексе с установлением такой заработной платы, которая гарантировала бы покрытие жизненных потребностей человека, иначе одностороннее сокращение к падению и без того низкого жизненного уровня наемных работников и некоторых категорий граждан.

Но такой подход неоднозначен. Введение или отмена тех или иных видов социальной помощи зависит от множества факторов: экономических возможностей государства, типа экономической и социальной политики, приоритетов, что позволяет вводить или отменять те или иные виды помощи в связи с изменившимися обстоятельствами или направлениями экономической политики государства, в том числе в сфере распределительных отношений.

Таким образом, Конституционные обязательства государства по обеспечению граждан на уровне минимальных социальных стандартов должны реализовываться на основе принципов социальной справедливости, заявительности, адресности и экономической обоснованности размера социальной помощи.

§ 1 Социальная защита и ее основные направления в сфере труда

Рыночная система хозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством, но и требования к рабочей силе формирует новую политику хозяйственной мотивации. Процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей.

Социальная защита — необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале XX в. и в широком общесоциологическом смысле соответствующий термин впервые появился в США в 30-х годах и постепенно распространился в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п.

Сама система социальной защиты в широком смысле — это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

· трудоспособным гражданам — за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

· социально уязвим слоем — за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума [8]

В XX веке, когда традиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новую социально-экономическую систему и социально ориентированное рыночное хозяйство, на Западе сложились мощные системы социальной защиты, охватывающие как общество в целом, так и в частности, здравоохранение. К настоящему времени на Западе имеется несколько моделей систем социальной защиты граждан: американская, европейская, японская, в рамках которых имеются свои разновидности. Им присущи некоторые общие черты и наряду с этим специфические, национальные.

Идущие в России глубокие социально экономические преобразования, направленные на утверждение рыночной экономики, делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан вообще и работников здравоохранения, в частности, чрезвычайно актуальной.

Таким образом, социальная защита — это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для трудящихся условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Минздравом России за последние годы, принято ряд мер по социальной защите работающих в учреждениях здравоохранения:

1. Получил право на льготную пенсию по Спискам № 1 и № 2 медицинский персонал отделений рентгено-ударноволнового дистанционного дробления камней;

2. Получил право на льготную пенсию по Списку № 2;

— врачи, средний и младший медицинский персонал гематологических учреждений (подразделений), занятых лечением химиопрепаратами, опухолей системы крови;

— средний и младший медицинский персонал, обслуживающий больных в психиатрических, соматопсихиатрических отделениях и кабинетах многопрофильных ЛПУ;

3. Восстановлено право на льготное пенсионное обеспечение работников клиник научно-исследовательских и образовательных учреждений здравоохранения, не имеющих статуса «юридического лица»;

4. Получили право на дополнительную 20% надбавку к окладу, сокращенный рабочий день (36-часовая рабочая неделя), ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней работники организаций здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ инфицированных;

5. Установлен дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики;

6. Установлен удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 55 календарных дней педагогическому персоналу учебных подразделений учреждений здравоохранения. Подавляющее большинство организаций здравоохранения испытывают огромные трудности в связи с недофинансированием.

В таких условиях трудно проводить мероприятия по аттестации рабочих мест и улучшению условий труда, обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, выезжать на места для контроля и оказания практической помощи [24].

Рассмотрим социальную защиту в более узкой форме — как систему социально-экономических гарантий для граждан и, в частности, для медицинских работников.

§ 2 Социальные гарантии для медицинских работников

Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые зафиксированы законодательством и представляют собой определенную систему. Гарантии должны:

— регулировать рынок рабочей силы через смягчение возникающих противоречий между ее спросом и предложениями;

— содействовать полной занятости всех трудоспособных членов общества (никто не должен против своей воли оставаться без работы);

— рассчитываться на все категории нетрудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.

Система гарантий должна учитываться структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы:

— пригодных для работы в современных условиях;

— тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;

— кто может работать, но при создании подходящих условий труда;

— кто вообще не может работать;

— кто не стремится работать. [8].

Мы обсудим социальные гарантии для медицинских работников, занятых в учреждениях здравоохранения г. Томска.

1. Гарантии при заключении коллективного договора

Согласно Закону коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником в учреждении. Коллективный договор имеет определенный срок действия, устанавливаемый по соглашению сторон, который может составлять от одного до трех лет (ст. 7 КЗоТ).

Избежать возникновения коллективных трудовых споров в учреждениях можно, если при принятии правовых решений обеспечиваются учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений.

Наилучшим образом выявление интересов и потребностей сторон, поиск и выработка взаимоприемлемых решений достигаются путем переговоров между ними и заключения договоров и соглашений. В современных условиях заключение коллективных договоров становится жизненной необходимостью, так как законы по вопросам трудового законодательства и охраны труда, принимаемые на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, предусматривают лишь социально необходимый (минимальный) уровень прав и гарантий работников, а более детальное регулирование трудовых отношений переносится на уровень учреждений и осуществляется с помощью коллективных договоров.

Решающая роль в создании системы договорного регулирования трудовых отношений принадлежит закону РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Он дает возможность перейти к договорному регулированию многих важных вопросов, обеспечивает для работников и работодателей необходимую степень свободы в определении основных условий труда в учреждении, повышении уровня социальных гарантий и льгот. [24].

Читайте так же:  Постановление о получении инвалидности

Практика работы показывает, что в учреждениях здравоохранения, несмотря на ограниченные возможности, связанные с бюджетным финансированием, через коллективные договоры могут быть решены вопросы увеличения продолжительности дополнительных отпусков за работу во вредных и неблагоприятных условиях труда, обеспечения специальной и санитарной одеждой и обувью дополнительно к установленным нормам, организации горячего питания персонала, оборудования санитарно-бытовых помещений, включая тренажерные залы и комнаты психологической разгрузки.

8.1. Социальные гарантии и механизм их реализации

В рыночной социально – ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель действия политики социальной защиты.

Социальное обеспечение является комбинацией программы пенсионных сбережений, программы страхования и программы перераспределения Национального дохода.

Социальная защита – это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада производства, экономического кризиса, безработицы и др.)

Формы и методы социальной защиты населения должны обеспечивать удовлетворение жизненно необходимых потребностей каждого гражданина на уровне не ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка минимума жизненных средств, необходимых для поддержки жизнедеятельности и возобновления рабочей силы работника. Прожиточный минимум является законодательно определенным базовым государственным социальным стандартом, на основе которого устанавливаются социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жщно-коммунального, социально – культурного обслуживания, охраны здоровья, образования и др.

Государственные социальные стандарты и нормативы формируются, устанавливаются и утверждаются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Особенностью социальной защиты является ее адресная направленность, то есть социальная помощь должна предоставляться тем гражданам, которые в ней нуждаются и в определенных размерах.

Социально – экономические гарантии – это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и нормативов.

Нормативы потребления – размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за определенный промежуток времени (за день, месяц, год).

Нормативы обеспечения – определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового, транспортного обслуживания и др.

Нормативы дохода — размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.

Нормативы рационального потребления — уровень потребления товаров и услуг текущего и долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей.

Нормативы минимального потребления – социально принятый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных физиологических потребностей.

Статистические нормативы — нормативы, определяемые на основании показателей фактического потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.

Государственные нормативы в сфере жщно-коммунального хозяйства

— предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, жщно-коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;

— показатели качества предоставления коммунальных услуг.

К государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и связи принадлежат:

— нормы обеспечения транспортом общего пользования;

— показатели качества транспортного обслуживания;

— нормы обеспечения населения услугами связи;

Государственные социальные нормативы в сфере охраны здоровья включают:

— список и объем гарантированной медицинской помощи гражданам;

— показатели качества оказания медицинской помощи;

— нормативы льготного обеспечения отдельных категорий населения лекарственными средствами и другими специальными средствами;

— нормативы обеспечения питанием в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья и др.

К государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат:

— перечень и объем услуг, предоставляемый государственными и коммунальными учреждениями дошкольного, общесреднего, профессионально-технического и высшего образования;

— нормативы максимальной наполняемости классов, групп;

— нормативы соотношения учеников, студентов и педагогических работников;

— нормативы материального обеспечения учебных заведений и др.

Объем и уровень обеспеченности социально-экономическими гарантиями является показателем цивзованности страны.

Основные направления осуществления социальных гарантий:

1) Государство должно гарантировать каждому занятому в процессе производства:

а) нормальный уровень благосостояния через минимальный уровень

заработной платы и ее индексацию;

б) умеренные налоги;

в) невмешательство в предпринимательскую деятельность.

2) Государство должно гарантировать удовлетворение приоритетных потребностей граждан и общества, которое она не может, доверить каждому гражданину самостоятельно:

а) приобретение общего образования;

б) воспитание детей и подростков;

в) подготовка кадров;

г) организация охраны здоровья и развития физической культуры и др.

3) Государство должно способствовать повышению доходов отдельных слоев населения, которые не могут обеспечить жизненный уровень для себя и своей семьи на уровне минимальных социальных стандартов независимо от их участия в процессе производства в таких формах:

б) различные виды помощи;

г) денежные выплаты и их индексация;

д) льготы в налогообложении.

Государство законодательно гарантирует удовлетворение приоритетных нужд за счет бюджета в минимально достаточных размерах в форме безоплатных услуг.

Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет местных бюджетов.

Разработка и выполнение Государственного и местных бюджетов осуществляется на основе приоритетности финансирования социальных гарантий и социальной сферы.

Государственная целевая поддержка местного самоуправления осуществляется с целью выравнивания возможностей отдельных территориальных обществ в отношении предоставления социальных гарантий на законодательно признанном уровне.

Общая сумма благ и услуг, которые потребляет население за соответствующий период, составляет фонд потребления.

Необоснованное увеличение средств, которые направляются на социальную защиту населения, в общем объеме фонда потребления требует дополнительного изъятия средств из фонда оплаты труда, что в конечном итоге только расширяет масштабы перераспределения, уменьшает стимулирующую роль заработной платы и не увеличивает объем совокупного потребления.

Источники финансирования социальных гарантий

Источниками финансирования социальных гарантий выступают:

— средства местных бюджетов;

— Фонд социального страхования из-за временной потери трудоспособности;

— Фонд всеобщего обязательного страхования на случай безработицы;

— Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— Фонд медицинского страхования (за счет страховых взносов предприятий и граждан, а также благотворительных взносов граждан и предприятий, кредитов банков и других источников, не запрещенных законодательством Украины);

— Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.

Механизм реализации социальных гарантий

Государство должно гарантировать всем гражданам минимум социальных услуг и материальных благ через такие механизмы:

— определение размеров минимальных социальных гарантий:

· минимальной заработной платы;

· пенсии по возрасту;

— Осуществление превентивных социальных мер в связи с ценовой либерализацией:

· адресного выборочного предоставления социальной помощи;

· осуществление компенсационных выплат незащищенным слоям населения и др.

— Защита покупательской способности малообеспеченных граждан через ежемесячный пересмотр:

· среднедушевого совокупного дохода, который дает право на помощь;

· целевой денежной помощи в соответствии к изменениям индекса потребительских цен.

Основной целью социальной политики в Украине на современном этапе является приостановление спада жизненного уровня населения и уменьшение давления кризиса на наименее защищенные слои населения.

Охрана труда. Социально-экономические гарантии для медицинских работников (стр. 1 из 11)

Глава I. Охрана труда. 8

§1. Значение охраны труда. 8

§2. Правовые аспекты охраны труда. 12

§3. Охрана труда в учреждениях здравоохранения. 14

Глава II. Экономические гарантии. 19

§ 1. Оплата труда по ЕТС. 20

Читайте так же:  Заявление на выдачу накопительной части пенсии образец
Видео (кликните для воспроизведения).

§ 2. Дополнительная заработная плата. 29

§ 3. Вознаграждения, премирование, поощрения. 36

Глава III. Социальные гарантии. 41

§ 1 Социальная защита и ее основные направления в сфере труда 43

§ 2 Социальные гарантии для медицинских работников. 45

1. Гарантии при заключении коллективного договора. 46

2. Гарантии при заключении трудового договора. 47

3. Гарантии при приеме на работу. 51

4. Рабочее время и время отдыха. 53

Введение

Труд —это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (А. Маршалл).

А. Маршалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда».

Подчеркивание тягостной принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 часов в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до 18 века могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т.п.

С середины 19 в. классовое разделение труда начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во многих странах мира. В результате роста производительности и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества. Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах.

Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более 2/3 населения составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает 1/3. Преобладающая часть населения развитых стран — это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т.д. Именно те, кто занят преимущественно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран. Результаты творческой деятельности зависят от способности к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и охраны труда, социальных и экономических гарантий и т.д. [9]

Одним из непременных и главнейших условий повышения эффективности и качества труда в любой сфере является осознанное, основанное на личном интересе активное участие в ней (деятельности) каждого работника независимо от его профессионального статуса. Для повышения эффективности и качества производственной деятельности работники организаций должны быть социально и экономически защищены как на государственном уровне, так и на уровне организаций. На государственном уровне главным остается защита от снижения жизненного уровня трудящихся и от безработицы, а в конкретной организации — это забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников. Организация заинтересована в максимальном проявлении трудового потенциала работников, это одно из основных условий ее эффективного функционирования, и в идеале должна всячески способствовать выполнению этого условия. Однако в реальности существует слишком много обстоятельств, препятствующих полноценной реализации полезных качеств работников, а значит и повышению эффективности и качества труда.

Идущие в России глубокие социально-экономические преобразования, направленные на утверждение рыночной экономики, делают проблему обеспечения эффективной социальной и экономической защиты (гарантий) граждан вообще и работников организаций в частности, чрезвычайно актуальной. Мы не будем говорить о социальной защите и социальных гарантиях для всего населения в современной России, т.к. это не является предметом нашего исследования. Рассмотрим лишь социально-экономические гарантии для медицинских работников и охрану труда в учреждениях здравоохранения.

Здравоохранение, являясь составной частью нематериальной сферы, оказывает прямое влияние на те процессы, которые происходят в воспроизводственной сфере. Государство должно быть заинтересовано в осуществлении социально-экономической защите и охране труда медицинских работников. В конечном итоге от того как удовлетворены потребности работников здравоохранения зависит эффективность их трудовой деятельности, от которой зависит здоровье всего населения, что в итоге влияет на социально-экономическое развитие страны в целом.

Система здравоохранения сегодня — это более трех миллионов работающих, тысячи лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических учреждений, десятки научно-исследовательских институтов, центров, высших и средних учебных заведений, в которых эксплуатируется различное оборудование, коммуникации, электроустановки, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, автотранспорт, сосуды, работающие под давлением, разнообразная медицинская техника; применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости.

Во вредных и неблагоприятных условиях труда (инфекционные, психиатрические, онкологические учреждения и отделения; радиологическая, рентгеновская, физиотерапевтическая, патологоанатомическая лабораторная службы; операционные, стерилизационные, отделения гиперболистической оксигинации и др.) заняты сотни тысяч работников здравоохранения.

Ежегодно в учреждениях отрасли происходят несчастные случаи, связанные с производством, при которых получают травмы различной степени тяжести более 6 тыс. человек и около 60 человек погибают.

В последние годы в отрасли отмечается рост профессиональной заболеваемости, она выросла со 138 случаев в 1992 г. До 263 в 1996 г. В основном это заболевания туберкулезом, сывороточным гепатитом, бронхиальной астмой.

Среди основных причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости необученность руководителей и персонала по вопросам безопасности, неблагоприятные условия труда, связанные с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы, и слабый контроль со стороны администрации за соблюдением персоналом охраны труда и производственной санитарии. Отрицательно влияет на состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости отсутствие современной базы отраслевых нормативно-отраслевых документов по охране труда [15].

В настоящее время положение усугубляется низким уровнем финансирования здравоохранения, что не позволяет осуществлять мероприятия по охране труда, проводить экспертизу условий труда, обеспечивать предусмотренные законодательством льготы и компенсации. Низкий уровень финансирования здравоохранения также отрицательно сказывается на ее экономическую сторону.

Сложность проблемы социально-экономической защиты и охраны труда в России определяется:

1) Тяжелой экономической ситуацией в стране в условиях стагнации (инфляция, сопровождающаяся застоем или падением производства) экономики государственный бюджет не выдерживает социальных нагрузок;

2) Глубокой дифференциацией денежных доходов населения, поляризация общества;

3) Медленной и трудной адаптацией населения к новым экономическим условиям;

4) Сохранением старых организационно-экономических отношений, методов и форм управления социально-экономического процесса.

Таким образом, в условиях спада производства возможности осуществления крупномасштабного комплекса социально-экономических гарантий вообще и работников здравоохранения, в частности, крайне ограничены.

Цель данной работы показать, насколько проблема обеспечения эффективной социально-экономической защиты (гарантий) медицинских работников и охраны труда в учреждениях здравоохранения чрезвычайно актуальна в настоящее время. Достичь названной цели предполагается через решение следующих задач:

1. Рассмотреть правовые аспекты охраны труда и охраны труда в области здравоохранения.

2. Показать экономические проблемы в здравоозранении.

3. Рассмотреть экономические гарантии для медицинских работников.

4. Проанализировать основные направления социальной защиты в сфере труда.

5. Обсудить социальные гарантии для медицинских работников

Структура работы включает в себя правовую, социальную и экономические части.

В настоящей работе использовались нормативные документы, статьи, справочник, литература по социологии и экономики труда, по трудовому праву.

Глава I. Охрана труда

§1. Значение охраны труда

В настоящее время в регионах активно формируется система государственного управления охраной труда. На предприятиях, в учреждениях, организациях предпринимаются меры к созданию здоровых и безопасных условий труда. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагаются на администрацию предприятий, учреждений, организаций. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Читайте так же:  Накопительная часть пенсии какой процент от зарплаты

Охрана труда. Социально-экономические гарантии для медицинских работников (стр. 3 из 11)

На работающих в учреждениях здравоохранения влияют те же факторы, что и в любой другой отрасли промышленности — заболеваемость, условия и характер труда и т.д. Однако на медицинский персонал больше чем в других отраслях, влияют особенности профессиональной деятельности.

Труд медицинских работников сложно сравнивать с трудом других специалистов. Медики испытывают большую интеллектуальную нагрузку, несут ответственность за жизнь и здоровье других людей, ежедневно вступают контакт с большим разнообразием человеческих характеров, эта профессия требует срочного принятия решений, самодисциплины, умение сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, высокой стрессо- и помехоустойчивости. Нередко лечебно-диагностические, реанимационные мероприятия, оперативные вмешательства проводятся в ночное время, что значительно утяжеляет труд медицинского персонала.

Научно-технический прогресс, приведший к повышению технической оснащенности лечебных учреждений, внедрению более совершенных технических процессов, оборудования, инструментария, применению новых лекарственных препаратов и освоению новых методов диагностики и лечения, ставит перед медициной труда новые проблемы, требующие скорейшего решения.

Некоторые группы медицинских работников в процессе профессиональной деятельности могут подвергаться воздействию многих факторов, опасных для здоровья. Среди физических факторов, которые могут существенно повлиять на состояние здоровья медицинского персонала, одно из первых мест занимает ионизирующее излучение. В нашей стране десятки тысяч медицинских работников профессионально связаны с воздействием этого фактора.

Ныне выпущены законодательные документы, в которых установлены дозы и уровни ионизирующих излучений, безопасные для здоровья работников. Однако взаимное проникновение медицинских наук привело к тому, что в последнее время в диагностических и лечебных манипуляциях под контролем рентгеновского излучения наряду с рентгенологами принимают участие хирурги, анестезиологи, травматологи, реаниматологи и средний медицинский персонал. Уровни облучения на рабочих местах этих специалистов, а также дозы рентгеновского излучения получаемые ими, в отдельных случаях превышают дозы, получаемые рентгенологами и лаборантами.

Большое распространение в медицине получили приборы и оборудование, генерирующие неионизирующие излучения и ультразвук. Они широко применяются в физиотерапевтической практике, хирургии и офтальмологии при использовании лазеров, в процессе ультразвуковой диагностики у пациентов хирургических, гинекологических и акушерских отделений.

Шум как профессионально значимый фактор довольно редко встречается в работе медицинского персонала. Исключение составляет персонал стоматологических учреждений.

Труд многих медицинских работников связан с напряжением зрения, поэтому соблюдение требований к освещению рабочих помещений и рабочих мест персонала является важным элементом рациональной организации труда. Соотношение общего и местного освещения играет большую роль в предупреждении утомления и исключения расстройств зрения, связанных с излишне ярким светом. Использование в качестве дополнительного освещения волоконной оптики приводит к возникновению проблем, связанных с нестабильностью работы оборудования и возможностью преобразования света в тепло непосредственно в освещаемых тканях.

Важное значение для состояния здоровья медицинских работников имеет координирование положения туловища, головы, рук, ног исполнителя относительно орудий и предметов труда, т.е. рабочая поза. Хотя для большинства работников здравоохранения основными рабочими позами являются позы стоя и сидя, отдельные элементы деятельности требуют вынужденных поз в виде наклонов и сгибания туловища. Так в вынужденной позе осуществляют лечебно-диагностический процесс стоматологи и оториноларингологи на поликлиническом приеме, оперирующие хирурги, акушеры-гинекологи, реаниматологи, врачи палат интенсивной терапии.

Контакт персонала с потенциально опасными химическими веществами, используемыми в учреждениях здравоохранения, может также представлять опасность для здоровья. Среди этих веществ наиболее важную роль играют ингаляционные анестетики, которые могут присутствовать в воздухе не только операционных, но и помещений для вводного наркоза, реанимационных палат, родовых залов и кабинетов хирургической стоматологии.

Наконец, к вредным факторам медицинской профессии можно отнести и возможность несчастных случаев при нападении психически больных, пациентов наркологических стационаров. Бывают несчастные случаи в результате падения в операционной и больничных палатах.

Совершенно очевидно, что контакт медицинского персонала с указанными профессиональными факторами отражается на здоровье и влияет на состояние основных физиологических функций организма.

Одной из особенностей профессиональной деятельности медицинских работников многих специальностей является контакт с инфицированными пациентами. Так, туберкулез как заболевание, характерное для медицинских работников противотуберкулезных учреждений, описан во многих странах.

Важной стороной охраны труда в здравоохранении остаются условия труда и быта женщин, составляющих около 80% работников отрасли. Труд женщин в ряде медицинских профессий может привести к нарушениям менструального цикла, течения и исходов беременности, изменению репродуктивной функции, нарушению здоровья потомства. [17]

Работники здравоохранения составляют специфическую профессиональную группу, нуждающуюся в постоянном влиянии. Его объектами должны быть внешняя среда, рабочее место и здоровье персонала.

Таким образом, в стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателей принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Более того, действующая система экономических и правовых отношений в области охраны труда не только противостоит негативным тенденциям, но и сама их воспроизводит, что является главным признаком кризиса, источником социальной напряженности. Это выражается прежде всего в действующей сегодня системе «льгот и компенсаций» за работу во вредных условиях труда, которая позволяет государству и работодателям экономить на охране труда, создавать мотивационные установки, побуждающие работников рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня.

Важнейшими органическими пороками существующей системы социальной защиты работников от профессиональных рисков являются:

· отсутствие рыночных отношений (и механизмов) по поводу компенсации ущерба здоровью и утраты трудоспособности на производстве (основную долю экономической нагрузки за профессиональный риск продолжает нести общество);

· отсутствие научно-обоснованных медико-биологических методов и правовых норм по оценке уровней профессиональных рисков в различных производствах и отраслях экономики;

· деформация общественного сознания по поводу льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, которым отдается предпочтение по сравнению с сохранением здоровья.

Глава II. Экономические гарантии

Реформа предполагает обеспечение необходимого качества и доступности медицинской помощи, свободу выбора врача и медицинского учреждения для пациента, социально-правовую защищенность как пациента, так и врача, создание такого механизма работы системы здравоохранения, в котором основную роль будут играть экономические методы управления.

Одним из главных составляющих методов экономического управления медицинской деятельности является обеспечение адекватной и рациональной оплаты труда как одной из экономических гарантий медицинских работников.

§ 1. Оплата труда по ЕТС

«Оплата труда каждого работника зависит от личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям» (ст.77 КЗОТ РФ).

Гарантии социальные

Функцию социальной защиты выполняют общественные фонды потребления. Они призваны обеспечить гарантированный доход тем, кто не может зарабатывать средства к жизни (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты), а также равное право для всех членов общества получить бесплатное образование, здравоохранение и жилье. Если эти возможности распределяются не на всех, то принцип бесплатности лишается социального смысла, так как в этом случае не реализуется право всех членов общества на равную долю национального дохода из общественных фондов потребления. К основным социальным гарантиям относится право на минимум жизненных благ (гарантия частично сохраняемой зарплаты) матерей, занятых трудом, обеспечивающим оптимальные условия воспитания и поддержания здоровья детей в первые годы жизни после рождения. Обеспечение условий жизнедеятельности индивидов и социальных групп включает в себя право выбора потребительских товаров и услуг, жилища, места проживания, учреждений здравоохранения, культуры, способов организации отдыха, удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Читайте так же:  Льготы на питание по потере кормильца

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .

Смотреть что такое «Гарантии социальные» в других словарях:

Гарантии социальные — материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально экономических прав членов общества право на труд, на отдых, жилище, бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, на материальное обеспечение в старости и в… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫЕ — материальные и юридич. средства, обеспечивающие реализацию конституционных соц. экономич. и соц. политич. прав членов об ва. Г.с. относятся к понятиям, смысл к рых раскрывается лишь в связи с комплексом др. понятий, и прежде всего с такими, как,… … Российская социологическая энциклопедия

Социальные гарантии — (см. Гарантии социальные) … Экология человека

Социальные гарантии — см. Гарантии социальные … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Гарантии Гражданам, Имеющим Детей — социальные права граждан, имеющих детей. Кодекс законов о труде РФ устанавливает следующие гарантии и льготы гражданам, имеющим детей: гарантии при приеме и увольнении (гарантии при приеме на работу и увольнении беременных женщин, имеющих детей); … Словарь бизнес-терминов

гарантии гражданам, имеющим детей — Социальные права граждан, имеющих детей, гарантированные законом. Кодекс законов о труде РФ устанавливает следующие гарантии и льготы гражданам, имеющим детей: гарантии при приеме и увольнении (гарантии при приеме на работу и увольнении… … Справочник технического переводчика

ГАРАНТИИ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ — социальные права граждан, имеющих детей, гарантированные законом. Кодекс законов о труде РФ устанавливает следующие гарантии и льготы гражданам, имеющим детей: гарантии при приеме и увольнении (гарантии при приеме на работу и увольнении… … Большой бухгалтерский словарь

ГАРАНТИИ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ — социальные права граждан, имеющих детей, гарантированные законом. Кодекс законов о труде РФ устанавливает следующие гарантии и льготы гражданам, имеющим детей: гарантии при приеме и увольнении (гарантии при приеме на работу и увольнении… … Большой экономический словарь

ГАРАНТИИ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ — социальные права граждан, имеющих детей. Кодекс законов о труде РФ устанавливает следующие гарантии и льготы гражданам, имеющим детей: гарантии при приеме и увольнении (гарантии при приеме на работу и увольнении беременных женщин, имеющих детей); … Энциклопедия трудового права

Гарантии законности — меры общего и специально юридического характера, с помощью которых в общественную жизнь внедряется, а в случае нарушения восстанавливается законность. Принято различать общие и специальные гарантии. Общие гарантии или условия законности заключены … Элементарные начала общей теории права

Конституционные социально-экономические права и свободы: понятие, содержание, гарантии.

Социально-экономические права и свободы – это права призванные гарантировать человеку возможность удовлетворения его жизненных потребностей и получать от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот.

. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности

.Конституция РФ 1993 г., по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод. В прежнем подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении социально-экономических благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства. Подобного рода интерпретация, закономерно вытекала из того, что государство по сути дела выступало как единственный собственник всех общественных богатств, средств производства, и. Оно сосредоточивало в своих руках все функции по производству и распределению материальных благ, планировало развитие экономики и культуры

Государственные гарантии социально-экономических прав

1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб; 3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Конституционное закрепление свободы предпринимательской деятельности -. Рамки этой свободы конкретизированы в Гражданском кодексе РФ. Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

право частной собственности (ст. 35 Конституции). Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики. Федерации. Утверждение права частной собственности означало отход от важнейшего постулата социалистической идеологии — о сосредоточении всей собственности в руках государства. Конституция РФ 1993 г. признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами. В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция 1993 г. в отличие от прежней без каких-либо оговорок и ограничений закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч. 1, 2 ст. 36).

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции). Конституция 1993 г. более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы. Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна. Государство: 1) запрещает принудительный труд; 2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; 3) утверждает право на защиту от безработицы; 4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием

установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска

. Социальное развитие общества зависит от статуса — семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства. Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п. Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Читайте так же:  Досрочное назначение пенсии электрогазосварщику

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий.

право на жилище Оно включает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и проч.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.)

55. Принципы правового статуса человека и гражданина— это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

К принципам правового статуса личности относятся:

1. Принцип равноправия (ст. 19). Каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях. Включает в себя следующие положения:

1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как гражданин своего государства он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;

2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;

3) равноправие мужчины и женщины. (На основе требований конвенции ООН);

4) равенство всех перед законом и судом — необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.

Законодательство РФ допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например, ФЗ «О статусе судей» запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Равенство всех перед судом означает:

— наличие единой для всех судебной системы, независимой;

— справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом;

— равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора;

— процессуальное равенство сторон в судебном заседании;

5) равноправие в социальном государстве. РФ, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды) дополнительные права и льготы.

2. Непосредственное действие прав и свобод. Ст. 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».

Тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод — ст. 17 Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства- признание их и защита.

4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем виде: запрет издания в РФ законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 . 15).

Вместе с тем Конституция РФ содержит положения о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (в соотв. с ФЗ).

5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 . 17). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

6. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде: в ст. 2 Конституции РФ, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

7. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, ч. 1 ст. 17, — признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в РФ согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9858 — | 7659 — или читать все.

Источники

Социально экономические гарантии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here