Социальные гарантии государственных

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Социальные гарантии государственных". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Социальные гарантии безработным

Государство гарантирует безработным:

• пособие по безработице;

• бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

• обеспечение социальной поддержки;

• компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

• бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

• возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан;

• возможность добровольного страхования на случай потери работы.

1. Выплаты пособий по безработице . В России государство гарантирует безработным выплату пособия в соответствии со ст. 37 Конституции РФ. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, а для лиц предпенсионного возраста – в течение 24 календарных месяцев.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда, если иное не предусмотрено рассматриваемым законом.

Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости срока.

2. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения . Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ, содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов).

В соответствии с существующим законодательством выплаты представляют собой денежные безвозвратные ссуды работникам, потерявшим работу, и компенсирующие возможные потери в заработке рабочих и служащих, не работавших в течение определенного времени по уважительным причинам, предусмотренным законом. Эти виды выплат гарантируют: 1) сохранение среднего заработка в случаях выполнения в рабочее время государственных и общественных обязанностей; 2) оплату времени ежегодного отпуска, простоя не по вине работника, вынужденного прогула при признании увольнения незаконным и т. д.

Данные гарантии даются от лица государства и должны выполняться с момента потери работы и лишения постоянного источника дохода.

Гарантии государства в отношении своих граждан, потерявших работу, предоставляются в двух основных формах:

1) обеспечение стабильного источника существования на определенный законом и социально‑экономической необходимостью период, времени;

2) гарантия свободы выбора, способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной. Государство не навязывает безработному виды его занятости или незанятости, контролируя его трудовое поведение, не уподобляет его иждивенцу, полагающегося только на помощь государства.

2. 1. Дополнительные меры защиты беременных женщин . Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин, и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» установлено: 1) время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию; 2) ежемесячные компенсационные выплаты в размере, установленном для женщин, состоящих в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3‑летнего возраста, в случае если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице. Указанные выплаты производить за счет средств бюджета Российской Федерации.

2. 2. Пособия женам (мужьям) военнослужащих . Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. «О размерах и порядке выплаты ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать и не могут не трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей» установлено, что женам (мужьям) военнослужащих выплачивается за счет Министерства обороны Российской Федерации и других министерств по принадлежности ежемесячное пособие в размере минимальной оплаты труда, а в местностях, где применяется районный коэффициент, с учетом этих коэффициентов.

Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в соответствии с Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1799‑1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел РФ в сфере жилищного обеспечения

Большинство социальных гарантий, действовавших до принятия Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, в сфере обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел на сегодняшний день сохранены. В том числе:

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Читайте так же:  Как насчитывается пенсия по вредности

Социальная защита и социальные гарантии

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства.

Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Читайте так же:  Порядок увольнения на пенсию в мвд

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным.

В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система социальных гарантий и механизм их реализации

В обществе рыночных отношений главную функцию социаль­ной защиты берет на себя государство как главный субъект соци­альной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федера­ции охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гаран­тированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Социальные гарантии это механизм долговременного дей­ствия, предусмотренные законом обязательства государства, на­правленные на реализацию конституционных прав граждан. Ос­новой государственных социальных гарантий должны стать ми­нимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты это установленные за­конодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опус­каться нельзя. Систему государственных минимальных стандар­тов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

2) пенсионного обеспечения;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в Законе «О государственных минимальных стан­дартах» самый необходимый минимум социальных стандартов,государство делает обязательным их обеспечение для исполни­тельной власти на всех уровнях, а также для работодателей и пред­принимателей всех видов собственности, а не только государст­венной.

Минимальные пределы государственных гарантий подтверж­даются и другими законодательными актами, в том числе Граж­данским и Трудовым кодексами, Законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в обла­сти оплаты труда устанавливаются:

минимальный размер оплаты труда;

Единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджет­ной сферы (ETC).

Минимальная заработная плата уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспе­чить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавли­вается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

ТК РФ (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претен­довать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. Величина ми­нимальной заработной платы обычно определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответство­вать ему. Если такого соответствия нет, это свидетельствует об отставании экономического развития страны или несовершен­стве существующей системы распределения, так как минималь­ная заработная плата одна из составных минимальных гаран­тий государства.

Читайте так же:  Облагается ли налогом пенсия мвд

В Законе РФ «О минимальном размере оплаты труда» было установлено соотношение минимальной оплаты труда и стипен­дий студентам и аспирантам, а также «соответствующие пособия и другие социальные выплаты. »: процентное соотношение меж­ду минимальной оплатой труда и минимальной трудовой пенсией, детскими пособиями, пособиями по безработице, минимуме не облагаемой подоходным налогом оплаты труда, штрафами за нарушение правил дорожного движения и т. д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что в последние годы минимальная зара­ботная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума.

Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и раз­мером минимальной заработной платы должно происходить по­этапно, по мере стабилизации экономики. Правительство будет индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню про­житочного минимума.

Одним из важных аспектов минимальных социальных гаран­тий является гарантия защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка с другой.

По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в сис­теме денежной помощи безработным и определяются Законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редакции (1996 г.).

Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработ­ка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в тече­ние 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продол­жительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным:

выплату пособий по безработице;

выплату стипендий в период профессиональной подготов­ки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность для трудоустройства по предложению органов служ­бы занятости;

оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода;

временной нетрудоспособности в течение не более 12 ме­сяцев.

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Концепция реформы системы пенси­онного обеспечения, принятая Правительством России в 1995 г., нацелена на введение пенсионной системы России в русло обще­принятых мировых стандартов.

Государственное регулирование сохраняется в важнейших эле­ментах пенсионной системы, связанных с обеспечением необхо­димых государственных гарантий.

Государственные стандарты в области образования предпо­лагают:

набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различ­ных уровней;

нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях и обеспеченности населения общедоступными и бес­платными услугами;

нормы и нормативы социально-экономической поддерж­ки обучающихся;

норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных за­ведениях и размер стипендии.

Стандарты определяются федеральными законами или уста­навливаются Правительством РФ.

В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные соци­альные гарантии в области здравоохранения. Для оценки мини­мально допустимого уровня удовлетворения потребностей в ме­дицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждения­ми на 1000 жителей в регионах.

Государственные гарантии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены законами «Об основах социаль­ного обслуживания населения в РФ», «О социальном обслужива­нии граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содер­жание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.

Все минимальные государственные гарантии должны опреде­ляться государственным стандартом уровня жизни населения. По­нятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворения мате­риальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комп­лексов потребностей и средств их удовлетворения.

В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого понятия прожиточный минимум. Прожиточный минимум понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабо­чей силы и развития личности. Это показатель объема и структу­ры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержа­ния активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Для установления стоимостного показателя прожиточного ми­нимума вводится понятие «бюджета прожиточного минимума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимост­ную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума как инструменты социальной политики в условиях ограничения материальных и финансовых возможностей могут быть исполь­зованы:

в качестве базы для адресной социальной поддержки;

в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

для оценки материальных и финансовых ресурсов, необхо­димых для реализации перспективных и текущих социштьных про­грамм, оказания целевой натуральной помощи малообеспечен­ным слоям населения;

для обоснования размеров минимальной оплаты труда и’ трудовой пенсии по старости;

в качестве одного из критериев малообеспеченное™, дающих право на получение различного рода социальных выплат, а в перс­пективе на субсидирование бедности.

Методика определения бюджета прожиточного минимума к сослав товаров и услуг, которые в него входят, утверждены Ми­нистерством труда РФ 10 ноября 1992 г. и рассчитываются по его ведомственной инструкции. В субъектах РФ и ее регионах бюджет прожиточного минимума рассчитывается по методике, основа­нием которой является трехстороннее соглашение между Пра­вительством (Администрацией) субъекта Федерации (региона), профсоюзами и предпринимателями.

В проекте Программы социальных реформ в Российской Фе­дерации на период 19962000 гг. предусматривается законода­тельное закрепление порядка определения и использования ве­личины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета исходя из реально складывающихся расходов на продовольст­венные и непродовольственные товары, жилищно-коммуналь­ные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги.

Читайте так же:  По вопросу помощи для инвалида

В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, ус­тановленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Феде­рации предполагается развивать и совершенствовать систему де­нежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размеры такой помощи будут определяться с учетом среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного ми­нимума, демографической ситуации и экономических возможно­стей региона.

Бюджет прожиточного минимума рассчитывается не только в среднем надушу населения, но и отдельно для трудоспособных граждан (мужчин, женщин), пенсионеров, подростков 715 лет, детей до 6 лет. Такие расчеты позволяют формировать прожиточ­ный минимум практически для любых по составу семей: с детьми и без детей, многодетных или неполных семей и т. д.

В практике социальной работы в регионах бюджет прожиточ­ного минимума рассчитывается в такой последовательности:

определяется потребление продуктов питания в среднем на одного члена семьи с учетом половозрастной структуры населения;

рассчитывается общий объем минимально необходимых рас­ходов на приобретение продуктов питания на одного члена семьи;

составляется стоимостная оценка бюджета прожиточного минимума в регионе. Семьи, имеющие душевой доход ниже бюд­жета прожиточного минимума в среднем по региону прожива­ния, относятся к малообеспеченным и могут претендовать на по­лучение адресной социальной помощи.

Количество наборов прожиточного минимума, которое сред­ний человек может купить на свой душевой доход, т. е. покупатель­ная способность дохода, это главный показатель уровня жизни и состояния экономики.

От величины прожиточного минимума в процентном отно­шении должен устанавливаться размер минимальной заработной платы, размер трудовых пенсий, пособий и стипендий. Его вели­чина является основой для установления минимальных расходов на содержание граждан в стационарных учреждениях и т. п. В этом смысле прожиточный минимум должен выступать в качестве важ­нейшей социальной гарантии государственно-регулируемого ме­ханизма.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных от­ношений. Они устанавливаются государством в соответствии с за­конодательством и возможностями их финансового обеспечения.

Какие есть социальные гарантии у работников?

Социальные гарантии работникам подразделяются на обязательные, установленные законодательно, и дополнительные, появление которых обусловлено договоренностью между работодателем и коллективом работников. Рассмотрим их подробнее.

Законодательная основа социальных гарантий

Социальные гарантии работникам образуют базу социальной политики в сфере труда, которая может рассматриваться в 2 аспектах:

  • с позиции государства, стремящегося установить единые принципы взаимоотношений между работниками и работодателями, сгладить последствия зависимости работника от работодателя;
  • с точки зрения работодателя, создающего у себя условия труда, привлекательные для работников.

Социальные гарантии государственного уровня могут быть:

  • общегосударственными — устанавливаемыми ТК РФ для всех работников;
  • отраслевыми — определяемыми соответствующими законодательными актами в зависимости от особенностей труда в конкретных отраслях;
  • региональными — вводимыми на уровне субъекта его законами.

Отраслевые и региональные гарантии могут существенно расширять гарантии, установленные ТК РФ, и обусловливать наличие принципиальных различий, возникающих как среди отраслей, так и между регионами. Для работодателей, принадлежащих соответствующей отрасли или региону, предоставление работникам социальных гарантий, предусмотренных законодательно на любом из уровней, является обязательным. Однако они вправе расширить их круг, взяв на себя обязательства о дополнительных гарантиях для лиц, которые являются их работниками.

Социальные гарантии для сотрудников полиции

В отличие от гарантий для педагогических и медицинских работников, социальным гарантиям, установленным для сотрудников полиции, отведена целая глава (гл. 8) в законе «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ. Здесь отражены:

  • особенности формирования оплаты за труд, в т. ч. установления надбавок;
  • обязательность ежегодного страхования жизни и здоровья за счет средств бюджета;
  • размеры пособия, выплачиваемого членам семьи и иждивенцам при гибели полицейского;
  • размеры пособия в связи с инвалидностью, полученной при исполнении обязанностей, с разбивкой его на суммы, выплачиваемые из бюджета и удерживаемые с виновных лиц;
  • обязательность возмещения за счет бюджета имущественного вреда с последующим удержанием ущерба с виновных лиц;
  • обеспечение жильем (служебным, наемным или собственным) и медицинским обслуживанием (в т. ч. для членов семьи);
  • бесплатный проезд во всех видах транспорта при выполнении служебных обязанностей, а в прочих случаях — право на внеочередное приобретение билетов при поездке в командировку и на бесплатный проездной в черте населенного пункта;
  • первоочередное обеспечение детей сотрудников полиции местами в образовательных учреждениях и оздоровительных лагерях.

Социальные гарантии для работников медицины

Устанавливая гарантии для работников медицины, ст. 72 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ в основном дает отсылку к гарантиям, содержащимся в ТК РФ, перечисляя в дополнение к ним такие:

  • возможность переподготовки за счет работодателя при невозможности выполнять свою работу из-за состояния здоровья или в связи с сокращением (ликвидацией) организации;
  • периодическая аттестация на квалификационную категорию и учет ее результатов при установлении зарплаты;
  • создание некоммерческих организаций профессиональной направленности;
  • страхование профессиональной ответственности;
  • дополнительные гарантии, установленные в РФ и регионах.

Дополнительные социальные гарантии

Установление дополнительных социальных гарантий производится по договоренности между работодателем и работником и закрепляется в их совместном документе (коллективном договоре). Этот документ может быть создан не только у одного работодателя для единственного трудового коллектива. Допускается принятие его:

  • для отрасли;
  • групп работников и групп работодателей;
  • отдельных обособленных подразделений одного и того же работодателя.

ТК РФ, предоставляя сторонам самостоятельно определить форму, состав и содержание коллективного договора, очерчивает круг вопросов, которые могут быть включены в него (ст. 41):

  • применяемые системы оплаты труда и порядок формирования всех составных частей зарплаты;
  • обязательства по выплате дополнительных компенсаций, пособий, по индексации зарплаты;
  • дополнительные условия, материально стимулирующие к систематическому повышению квалификации, получению дополнительного образования;
  • параметры режима труда и отдыха, в т. ч. условия предоставления дополнительных отпусков;
  • дополняющие ТК РФ мероприятия по охране труда;
  • дополнительно предоставляемые работникам и членам их семей льготы.

Работодатель может, например, взять на себя обязательства:

  • по доплате за стаж работы (выслугу лет);
  • выдаче материальной помощи по определенным поводам;
  • оплате подарков работникам к праздничным датам;
  • оплате расходов на личный телефон, транспорт, ГСМ, предоставлению парковочных мест;
  • полной или частичной оплате питания на работе;
  • страхованию жизни, здоровья и дополнительному медицинскому;
  • предоставлению заболевшему сотруднику дополнительных дней оплачиваемого отдыха;
  • оплате медицинского обслуживания;
  • полной или частичной оплате отдыха;
  • бесплатному для работника обеспечению его билетами на культурные мероприятия или возможностью посещения спортзала;
  • оплате мест в детских садах или созданию собственного детского сада (группы);
  • компенсации расходов (полной или частичной) на отдых детей и на подготовку их к школе или обучение в учебных заведениях.
Читайте так же:  Законопроект о индексации пенсии работающим пенсионерам

Коллективный договор может также содержать гарантии, предоставляемые молодым специалистам, ветеранам труда или пенсионерам, вышедшим на пенсию от подписавшего этот договор работодателя.

При смене собственника организации может потребоваться замена коллективного договора. Подробнее об этом читайте в материале «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ

Наибольшее количество социальных гарантий работникам содержит текст ТК РФ. Одна часть из них выделена в специальный раздел, а другая включена непосредственно в тексты тех глав, к теме которых гарантии относятся. Так, например, включены в соответствующие главы гарантии, связанные:

Подробнее о гарантиях, освобождающих беременных женщин и лиц, имеющих детей, от некоторых служебных обязанностей, читайте в материале «Ст. 259 ТК РФ: вопросы и ответы».

В особый раздел ТК РФ отнесены гарантии, связанные:

  • с направлением в командировки (гл. 24), обязывающие работодателя к сохранению за работником места работы и средней зарплаты, а также к возмещению всех расходов, связанных с поездкой;
  • с выполнением государственных (общественных) обязанностей (гл. 25), для которых работника освобождают от основной работы с сохранением за ним места и зарплаты;
  • с получением дополнительного образования впервые (гл. 26), обязывающие работодателя предоставить оплачиваемый учебный отпуск определенной продолжительности или иное (оплачиваемое или неоплачиваемое) время для учебы;
  • с увольнением работников (гл. 27), предусматривающие наличие преимуществ для некоторых лиц в оставлении на работе при сокращении численности, выплату в определенных случаях выходных пособийи компенсаций.

Социальные гарантии для педагогических работников

Социальные гарантии для педагогических работников установлены ТК РФ (ст. 333–335) и законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 5 ст. 47):

  • сокращение продолжительности рабочего времени;
  • периодическое получение дополнительного профессионального педагогического образования;
  • удлиненный ежегодный основной отпуск и 1 раз в 10 лет отпуск продолжительностью до 12 месяцев;
  • досрочное назначение пенсии по возрасту;
  • обеспечение нуждающихся социальным или специализированным (наемным) жильем;
  • иные законодательно установленные в РФ и ее регионах меры.

Итоги

Действующее законодательство РФ содержит достаточное количество социальных гарантий для работающих лиц, предусмотренных как ТК РФ, так и иными законами, распространяющими свое действие на отдельные отрасли или регионы. Кроме того, работодатели вправе взять на себя дополнительные обязанности в части социальных гарантий, повышающие привлекательность работы у них.

Социальные гарантии

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .

Смотреть что такое «Социальные гарантии» в других словарях:

Социальные гарантии — см. Гарантии социальные … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ — материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально экономических и социально политических прав членов общества. К основным социальным гарантиям относятся право на труд, отдых, жилище, образование, медицинскую … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Социальные гарантии — система социально экономических и правовых средств, обеспечивающих условия жизнедеятельности членов общества, социальных групп, реализацию их интересов, разнообразных связей и отношений, функционирование и развитие общественной системы в целом. К … Социологический справочник

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — комплекс мер материально финансового, жилищно бытового, иного социального характера, предусмотренных законодательством для судей Конституционного Суда РФ. Комплекс таких мер закреплен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. О… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Гарантии Гражданам, Имеющим Детей — социальные права граждан, имеющих детей. Кодекс законов о труде РФ устанавливает следующие гарантии и льготы гражданам, имеющим детей: гарантии при приеме и увольнении (гарантии при приеме на работу и увольнении беременных женщин, имеющих детей); … Словарь бизнес-терминов

гарантии гражданам, имеющим детей — Социальные права граждан, имеющих детей, гарантированные законом. Кодекс законов о труде РФ устанавливает следующие гарантии и льготы гражданам, имеющим детей: гарантии при приеме и увольнении (гарантии при приеме на работу и увольнении… … Справочник технического переводчика

ГАРАНТИИ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ — социальные права граждан, имеющих детей, гарантированные законом. Кодекс законов о труде РФ устанавливает следующие гарантии и льготы гражданам, имеющим детей: гарантии при приеме и увольнении (гарантии при приеме на работу и увольнении… … Большой бухгалтерский словарь

ГАРАНТИИ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ — социальные права граждан, имеющих детей, гарантированные законом. Кодекс законов о труде РФ устанавливает следующие гарантии и льготы гражданам, имеющим детей: гарантии при приеме и увольнении (гарантии при приеме на работу и увольнении… … Большой экономический словарь

ГАРАНТИИ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ — социальные права граждан, имеющих детей. Кодекс законов о труде РФ устанавливает следующие гарантии и льготы гражданам, имеющим детей: гарантии при приеме и увольнении (гарантии при приеме на работу и увольнении беременных женщин, имеющих детей); … Энциклопедия трудового права

Видео (кликните для воспроизведения).

Гарантии законности — меры общего и специально юридического характера, с помощью которых в общественную жизнь внедряется, а в случае нарушения восстанавливается законность. Принято различать общие и специальные гарантии. Общие гарантии или условия законности заключены … Элементарные начала общей теории права

Источники

Социальные гарантии государственных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here