Стаж в праве социального обеспечения имеет

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Стаж в праве социального обеспечения имеет". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Страховой стаж и его юридическое значение. Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж

Страховой стаж и его юридическое значение

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах.

Так, в ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

А в ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указывается, что страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж .

Вторая формулировка является более точной, именно в ней сформулировано юридическое значение страхового стажа.

Данная формулировка не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).

Страховой стаж имеет характеристики:

    • количественную (продолжительность в годах);
    • качественную (выражается в особенностях производственных условий — вредные, тяжелые и др.; климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность — районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним).

С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж, который является частью общего страхового стажа.

Общий страховой стаж – это периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации .

Лица, имеющие право на страховую пенсию:

    • граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
    • н етрудоспособные члены семей указанных выше граждан имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца (ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» );
    • и ностранные граждане и лица без гражданства , постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.

Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

  • на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР ;
  • за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР .

В страховой стаж наравне с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:

Данные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» .

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. 11 и 12 ФЗ «Остраховых пенсиях», при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

Другие особенности исчисления страхового стажа отдельных категорий работников установлены ст. 13 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» .

Страховой стаж и его юридическое значение. Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж.

Страховой стаж и его юридическое значение

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. А в статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.

Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).

Страховой стаж имеет характеристики:

количественную (продолжительность в годах);

качественную (выражается в особенностях производственных условий — вредные, тяжелые и др.; климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность — районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним).

С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж, который является частью общего страхового стажа.

Читайте так же:  Почему пенсионер мвд должен отказаться от пенсии

Общий страховой стаж

– это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию и при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Специальный (профессиональный) страховой стаж

– это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.

Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж

В страховой стаж включаются

периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

· на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;

· за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.

В страховой стаж наравне с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются

:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за инвалидом I группы, ребенком‑инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Данные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» .

Тема 4. Трудовой стаж в праве социального обеспечения.

4.1. Понятие трудового стажа и его юридическое значение.

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж.

Трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой деятельности и иной общественно-полезной деятельности, а также некоторых периодов, независимо от того где и когда они имели место и были ли в них перерывы.

Выделяют следующие виды трудового стажа:

1. Общий трудовой (суммарная продолжительность трудовой деятельности, независимо от количества и продолжительности перерывов, общественно-полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодательством) — до 01.01.2002г.

Юридическое значение общего трудового стажа состоит в том, что от его продолжительности зависит размер стажевого коэффициента, учитываемого при расчете размера трудовой пенсии.

Исчисление общего трудового стажа осуществляется календарно за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода.

С учетом общего трудового стажа устанавливается:

— трудовая пенсия по старости;

— трудовая пенсия по инвалидности;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

2. Специальный трудовой стаж — продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.

Юридическое значение специального трудового стажа состоит в том, что от его наличия зависит право на досрочные трудовые пенсии по старости. Условия досрочного пенсионного обеспечения определены ст.27 ФЗ №173 « О трудовых пенсиях в РФ».

3. Непрерывный трудовой стаж – это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии, учреждении, организации или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.

В содержание непрерывного трудового стажа включается только трудовая деятельность. Исключением является включение в непрерывный трудовой стаж периодов военной службы, исполнения обязанностей депутата Государственной думы, периода ухода за ребенком до 3-х лет.

В настоящее время значение непрерывного стажа утратило свою силу и от его продолжительности может зависеть только социальное обеспечение в рамках локального типа правового регулирования, т.е. в рамках отдельных организаций.

4. Страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Его юридическое значение состоит в том, что он необходим для определения права на отдельные виды социального обеспечения (например: определение права на трудовую пенсию, право на получение пособия по временной нетрудоспособности).

Для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее 1 дня страхового стажа. При отсутствии страхового стажа будет назначаться не трудовая, а социальная пенсия в соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении».

Для включения в страховой стаж периодов работы требуется соблюдение двух обязательных условий:

— выполнение этой работы или иной деятельности на территории РФ;

Читайте так же:  Единовременное пособие пенсионерам 1957 года рождения

— уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Если работа или иная деятельность протекала за пределами РФ, то периоды этой работы включаются в страховой стаж только в случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж для определения права на пенсию, относятся следующие:

— период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

— период получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности;

— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

— период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

— период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

— период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Вышеперечисленные периоды засчитываются в страховой стаж при обязательном условии – им должна предшествовать либо за ними следовать работа, независимо от ее продолжительности.

При подсчете и подтверждении страхового стажа необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. №555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»

Порядок включения иных периодов в страховой стаж определен ст.11 ФЗ №173 « О трудовых пенсиях в РФ».

Трудовой стаж в системе социального обеспечения, его классификация и юридическое значение

Трудовой стаж является одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» трудовой стаж – это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Иначе говоря, трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой.

Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную ( продолжительность ) и качественную (отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность — вредность, тяжесть, опасность и пр.) характеристику.

В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа:

  • страховой стаж;
  • общий трудовой стаж (ОТС);
  • специальный страховой (профессиональный) стаж;
  • выслуга лет.

5.3. Общая характеристика видов стажа в социальном обеспечении

• периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной деятельности, на которой работник, не будучи рабо­чим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горно-спасатель- ной части независимо от ее характера; периоды индивиду­альной трудовой деятельности, в том числе в сельском хо­зяйстве;

• периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинемато­графистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

• служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формирова­ниях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнитель­ной власти, в которых предусмотрена военная служба, быв­ших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутрен­них дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанс­ких отрядах в период Гражданской и Великой Отечествен­ной войн;

• периоды временной нетрудоспособности, начавшей­ся в течение работы, и период пребывания на инвалиднос­ти I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

• период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

• периоды получения пособий по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по на­правлению службы занятости в другую местность и трудо­устройства.

Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенси­онным законодательством. В общий трудовой стаж не включены периоды обучения; проживания граждан в райо­нах, временно оккупированных во время войны; прожива­ния в г. Ленинграде в период его блокады; ухода за инвали­дом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым; ухода неработающей матери за каждым ре­бенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться; прожива­ния за границей жен (мужей) работников советских учреж­дений и международных организаций и др.

Отсутствие необходимой преемственности в правовом регулировании трудового стажа влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионе­ров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с истори­ей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные но­вовведения.

Юридическое значение общего трудового стажа заклю­чается в том, что с учетом этого стажа производится кон­вертация (преобразование) пенсионных прав граждан.

2. Специальный трудовой стаж:. Он дает возможность понизить пенсионный возраст при наличии установленно­го страхового стажа. Правила его исчисления регулируются различными нормативными актами, такими как Законы о трудовых пенсиях, о пенсионном обеспечении лиц, прохо­дивших военную службу, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Россий­ской Федерации» и др.

Для удобства особые условия труда разделены на две группы в виде списков № 1 и № 2 производств, работ, про­фессий, должностей и показателей, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. Эти списки ут­верждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих пра­во на льготное пенсионное обеспечение». Это постановле­ние действует в настоящее время с разъяснениями по его применению, утвержденными постановлением Минтруда России от 30.09.1997 № 51.

Читайте так же:  Подтверждение трудового стажа трудовой книжкой

Мужчинам и женщинам, условия труда которых соот­ветствует списку № 1 (подземные работы, работа во вред­ных условиях и горячих цехах), данная пенсия устанавли­вается по достижении ими соответственно 50 и 45 лет, если они проработали в этих условиях не менее соответ­ственно 10 и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

При соответствии условий труда списку № 2 (работа в тяжелых условиях) пенсионный возраст увеличивается на пять лет по сравнению с возрастом, предусмотренным в списке № 1, а продолжительность трудовой деятельности — на два с половиной года либо более. Страховой стаж должен составлять соответственно не менее 25 и 20 лет (ст. 27 Зако­на о трудовых пенсиях).

Условия назначения досрочной трудовой пенсии приме­няются в том случае, если застрахованное лицо проработа­ло на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003. А в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 01 по 31.12.2002 — на день, с которого назначается эта пенсия. Работникам, которые проработали на соответствующих ви­дах работ менее половины требуемого срока, а также приня­тым для их выполнения после 01.01.2003, устанавливаются профессиональные пенсии, которые должны регулировать­ся соответствующим федеральным законом, однако к на­стоящему времени он еще не принят.

3. Выслуга лет. Она представляет собой установленную федеральными законами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах, а также иной общественно-полезной деятельности, при­равниваемой к указанной службе (работе), дающая право на пенсию независимо от возраста при условии увольне­ния со службы (работы), в связи с которой назначается пенсия.

В соответствии со ст. 7, 8 Закона о пенсионном обеспе­чении пенсии за выслугу лет назначаются федеральным го­сударственным и военнослужащим.

До 01.01.2002 круг лиц, которым могла быть назначена пенсия за выслугу лет, был широк. К ним относились учителя, врачи, работники гражданской авиации и пр. Но­вое пенсионное законодательство до принятия закона о профессиональных пенсиях сохранило этим категориям работников право досрочного назначения пенсии (трудо­вой пенсии по старости), условия назначения которой из­ложены выше.

Списки соответствующих работ (профессий и должно­стей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами местного самоуправления.

Помимо федеральных государственных служащих пра­во на пенсию за выслугу лет в настоящее время имеют:

• военнослужащие, лица, проходившие службу в орга­нах внутренних дел, противопожарной службы, учрежде­ниях и органах уголовно-исполнительной системы (ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, ст. 13 Закона о пенси­онном обеспечении лиц, проходивших военную службу);

• прокуроры, следователи, научные и педагогические работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

• сотрудники налоговой полиции (ст. 55 Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных зако­нодательных актов Российской Федерации, предоставле­нии отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных.веществ и упраздняемых феде­ральных органов налоговой полиции в связи с осуществле­нием мер по совершенствованию государственного управ­ления»);

• сотрудники федеральной фельдъегерской связи (ст. 10 Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федераль­ной фельдъегерской связи»).

Следует отметить, что со дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (с 01.01.2002) утрачивают силу Закон РФ от 20.12.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Рос­сийской Федерации» и Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-Ф3 «О порядке исчисления и увеличения государ­ственных пенсий», а другие федеральные законы и норматив­ные правовые акты применяются в части, не противоречащей названному Федеральному закону.

4. Непрерывный трудовой стаж:. Он представляет со­бой продолжительность последней непрерывной трудовой деятельности в одной организации (на предприятии, в уч­реждении) или нескольких при условии, что при переходе с одного места работы на другое перерыв не превышал ус­тановленных законодательством сроков.

Правила исчисления непрерывного трудового стажа ра­бочих и служащих при назначении пособий по государ­ственному социальному страхованию утверждены поста­новлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252.

Указанные Правила определяют непрерывный трудовой стаж как продолжительность последней непрерывной ра­боты на данном предприятии, в учреждении, организации с зачетом в него времени предыдущей работы или иной де­ятельности в случаях, предусмотренных в этих Правилах.

Предыдущая работа на данном предприятии, в учрежде­нии, организации или иная деятельность включается в не­прерывный стаж в случаях, если:

1) при переходе с одной работы на другую перерыв в работе не превысил одного месяца. При увольнении после 01.09.1983 по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при усло­вии, если перерыв в работе не превысил трех недель;

2) перерыв в работе не превысил двух месяцев:

а) при поступлении на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местно­стях, после увольнения с работы по истечении срока тру­дового договора;

б) при поступлении на работу в РФ после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях РФ за границей или международных организациях и неко­торых других случаях;

3) перерыв в работе не превысил трех месяцев:

а) при поступлении на работу лиц вследствие ликвида­ции предприятий, сокращения численности или штатов ра­ботников;

б) при поступлении на работу после окончания времен­ной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с дей­ствующим законодательством увольнение с прежней рабо­ты, и в некоторых других случаях;

4) непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе:

а) при поступлении на работу после увольнения по соб­ственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

Читайте так же:  Трудовой стаж для пенсии

б) при поступлении на работу после увольнения по соб­ственному желанию в связи с уходом на пенсию по старо­сти либо после увольнения пенсионера по старости по дру­гим основаниям.

Кроме того, в п. 7 указанных Правил содержится пере­чень оснований прекращения трудового договора, при на­личии которых непрерывный трудовой стаж не сохраняет­ся. В нем предусмотрены следующие случаи: прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение ра­бочего дня) без уважительных причин; появление на рабо­те в нетрезвом состоянии; утрата доверия со стороны ад­министрации к работнику, обслуживающему денежные или товарные ценности; требование профсоюзного органа и другие действия, за которые законодательством предус­мотрено увольнение с работы; повторное увольнение (дей­ствует после 13.12.1979) в течение календарного года по собственному желанию без уважительных причин.

В непрерывный трудовой стаж включается только про­должительность фактической работы. В отличие от общего стажа в данном случае не применяется льготное исчисле­ние и в непрерывный стаж засчитывается время перерыва в работе только в связи с вынужденным прогулом, вызван­ным незаконным увольнением.

Законодательство в непрерывный трудовой стаж вклю­чает также некоторые иные виды общественно полезной деятельности (время службы в рядах Вооруженных Сил РФ, бывшего СССР и др.).

Таким образом, следует сделать вывод о том, что непре­рывный трудовой стаж имеет юридическое значение:

для определения размера пособия по временной не­трудоспособности;

установления надбавок к заработной плате; предоставления дополнительного отпуска; и т.д.

60. Стаж в псо: понятие, виды и содержание

Общее понятие стажа: Стаж – это продолжительность какой-либо деятельности или других указанных в законе периодов, с которыми связываются определенные правовые последствия

Виды стажа трудовой и иной (общественно-полезной) деятельности:1) страховой стаж 2)трудовой стаж 3) стаж государственной службы (для лиц, проходивших службу (работавших) в должностях федеральной государственной службы и государственных должностях федеральных государственных служащих);

4) выслуга лет (исчисляется для лиц, проходивших военную службу по контракту и лиц, приравненных к ним по пенсионным правам).

СТРАХОВОЙ СТАЖ (в ФЗ о трудовых пенсиях)- периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР.

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

4) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

5) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности и др.

Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), включаемые в страховой стаж.

ТРУДОВОЙ СТАЖ — суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии.

ЗНАЧЕНИЕ: Если для назначения соответствующей пенсии требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии.

Разновидности:1) трудовой стаж для определения права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;2) стаж на соответствующих видах работ для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;3) общий трудовой стаж:– для оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;– для назначения пенсии при неполной выслуге лет в соответствии законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

СТАЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ — суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности

ЗНАЧЕНИЕ: В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ.

В стаж государственной гражданской службы включаются, в частности, периоды службы (работы) в следующих должностях (Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 (ред. от 14.01.2011) «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»:1) государственные должности РФ и ее субъектов;

2) должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные «Реестром» должностей федеральной государственной гражданской службы – утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»;3) должности государственной гражданской службы субъектов РФ, предусмотренные реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов РФ;4) государственные должности:– федеральных государственных служащих,– федеральной государственной службы (ее субъектов);

5) должности: – прокурорских работников; – сотрудников Следственного комитета; – воинские и приравненные к ним, прохождение службы в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет;– сотрудников федеральных органов налоговой полиции;– сотрудников таможенных органов;– муниципальной службы;– муниципальные должности, замещаемые на постоянной (штатной) основе;– руководителей, специалистов и служащих и др.

ВЫСЛУГА ЛЕТ — это особый вид непрерывного трудового стажа, который предполагает начисление пенсии с определенными льготами и прибавками, определяемыми количеством лет выслуги. Законодательством определены категории лиц, которые в силу профессии, должности или условий труда, имеют право на расчет пенсии на основании выслуги лет, например, военнослужащие или сотрудники предприятий Крайнего Севера.

Выслуга лет – это установленная федеральными законами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах, а также иной общественно полезной деятельности, приравниваемой к указанной службе (работе), дающая право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения со службы (работы), в связи с которой назначается пенсия. Исчисляется в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Читайте так же:  Повышение зарплаты мвд

Пенсия за выслугу лет для военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионным правам назначается при выслуге:1)20 лет и более («чистая» выслуга);2) не менее 12 лет 6 месяцев при наличии общего трудового стажа 25 календарных лет и более («смешанная» выслуга).

При этом в общий трудовой стаж включаются:а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, ранее установленный для назначения и перерасчета государственных пенсий по Закону РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»);б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий

Страховой стаж и его юридическое значение в социальном обеспечении

Реформа пенсионного законодательства внесла существенные изменения в правовое регулирование трудового стажа, существенно снизив значение трудового стажа для получения отдельных видов социального обеспечения, ужесточив порядок его исчисления.

Его место все больше занимает институт страхового стажа. Однако эта замена происходит постепенно, без снижения накопленных прав как у лиц, уже получивших пенсии, так и у лиц, имеющих большой трудовой стаж к моменту введения в действие нового законодательства.

Особое значение в этой связи имеет индивидуальный персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, который постепенно заменяет старую систему учета трудового стажа.

ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» был введен новый термин (понятие) — «страховой стаж».

Согласно принятым в рамках проводимой пенсионной реформы законодательным актам приоритетным при определении размера пенсий является страховой стаж.

Страховой стаж  это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности на территории РФ застрахованного в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Из этого определения следует, что если трудовая деятельность не осуществляется по объективным причинам (безработица, обучение в средних специальных и высших учебных заведениях и др.), то зачет этих периодов в страховой стаж не производится, если страховые взносы за застрахованное лицо не уплачивались.

Как стаж влияет на правоотношения ПСО?

Стаж имеет крайне важное значение в праве социального обеспечения. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения, так как право на многие виды пенсий поставлено в зависимость от участия граждан в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового (страхового) стажа.

В одних случаях от наличия или продолжительности трудового стажа зависит:

само право на материальное обеспечение,

— в других — его размер,

— в третьих — и то и другое.

***При отсутствии необходимого стажа лицо не может претендовать на страховую пенсию, тогда надо обращаться за пенсиями по ГПО (социальные пенсии).***

26.1. Виды стажа и их характеристика

1) Общий трудовой стаж определяет, как правило, право граждан на получение трудовой пенсии. Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке.

Общий трудовой стаж – это:

период творческой деятельности членов творческих союзов,

служба в силовых ведомствах,

периоды подготовки к профессиональной деятельности,

период временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы,

период инвалидности 1-ой, 2-ой группы вследствие увечья на производстве,

период ухода за инвалидом 1-группы, ребенком-инвалидом, престарелым, период ухода неработающей матери за каждым ребенком до 3 лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности,

период проживания супругов военнослужащих там, где нет возможности устроиться на работу,

период проживания супругов с дипломатическими работниками не более 10 лет,

период выплаты пособий по безработице,

периоды содержания под стражей?,

с 8 сентября 1941 года по снятие блокады Ленинграда.

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан, приобретенных до пенсионной реформы 2002 года, в пенсионный права, выражаемые согласно новой пенсионной формуле в денежном выражении.

2) Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ до 01.01.2002, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Со стажем на соответствующих видах работ (специальным трудовым стажем) связывается возможность назначения работнику трудовой пенсии досрочно, в зависимости от условий, в которых протекала его трудовая деятельность (подземная работа, вредное производство и т.п.), или места работы (районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности либо территории, подвергнувшиеся радиоактивному загрязнению), а также от занятий определенной профессиональнойдеятельностью.

3) Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии. Он сохраняется при переходе работника с одной работы на другую при соблюдении установленных перерывов в работе.

Практически утратил юридическое значение для отношений по социальному обеспечению. Являлся признаком закрепощения работника, препятствовал мобильности рабочей силы.

Непрерывный трудовой стаж имел юридическое значение:

— для определения размера пособия по временной нетрудоспособности;

— установления надбавок к заработной плате;

— предоставления дополнительного отпуска; и т.д.

4) Страховой стаж.

См. отдельный вопрос.

5) Стаж государственной службы (выслуга лет) — это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц и исчислении ее размера.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выслуга представляет собой установленную федеральными законами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах, а также иной общественно-полезной деятельности, приравниваемой к указанной службе (работе), дающая право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения со службы (работы), в связи с которой назначается пенсия.

Источники

Стаж в праве социального обеспечения имеет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here