Сторонники налоговых льгот

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Сторонники налоговых льгот". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Классификация и цели налоговых льгот

Экономическая суть налогообложения

Возникновение государственности повлияло на появление налогов. Сам по себе аппарат управления не может производить и реализовывать экономические блага, у него другие функции. Получается, что он не может сам себя обеспечить. Для финансирования работы по управлению страной, а так же для решения острых социально – экономических проблем было введено налогообложение.

Налогообложение представляет собой явление, при котором изымается часть имущества в пользу властного субъекта. Здесь важно, что плательщик налога относит себя к территории, которой управляет данный субъект, и пользуется его защитой. На ранних этапах развития человечества изъятие совершалось насильственным методом, сейчас все происходит в рамках закона.

Процедура взимания налогов и сборов у населения и организаций составляет систему налогообложения.

Процесс взаимодействия между государством и налогоплательщиками регулируется законами и правовыми актами.

Основным инструментом отношений выступает налог, который является обязательной выплатой гражданином или предпринимателем, взимаемой государством.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Общие функции налоговой системы во многом определяются функциями самих налогов. Среди них выделяют:

  • функцию по сбору денежных средств с плательщиков, которая обеспечивает финансирование бюджета;
  • функцию перераспределения денежных средств между разными социальными слоями населения;
  • функцию регулирования экономических процессов в обществе;
  • функцию контроля над притоком денежных средств в государственный бюджет;
  • функцию воспроизводства финансовых средств на восстановление использованных ресурсов.

В макроэкономике применяется термин налоговой нагрузки. Он показывает долю реальных налоговых выплат в бюджет страны. Расхождение между фактической и номинальной суммой уплаченных налогов показывает степень уклонения от их выплат. Если уровень отклонения достаточно высок, то государство снижает налоговую нагрузку на субъекты.

Формы и способы применения налоговых льгот

Плательщик имеет право пользоваться налоговыми льготами. Он может приостановить применение налоговых преимуществ на определенный период времени. Полная отмена льгот возможна только при изменении законодательства, согласно постановлению Конституционного суда РФ, а так же по добровольному отказу самого плательщика.

Льготы могут подразделяться относительно областей и объектов применения. Так выделяют преимущества предоставляемые гражданам, а так же юридическим лицам, являющимся резидентами. Льготы могут иметь экономический или социальный характер, в зависимости от целей их применения. Отдельно выделяют льготы для стимулирования процессов во внешнеэкономической деятельности страны.

Для отечественной практики характерно применение следующих форм налоговых льгот:

  1. Изъятие части объекта налогообложения из общей суммы уплаты. Оно может применяться относительно имущества и финансового результата деятельности. Необлагаемый минимум формируется благодаря изъятию.
  2. Скидки снижают базу налогового исчисления. Например, для организаций, занимающихся общественно значимой деятельностью, предоставляется уменьшение уплаты налога с прибыли. Скидки могут быть лимитированными и общими.
  3. Налоговое освобождение является льготой, уменьшающей ставку или окладную сумму. Сюда так же относят рассрочку, отсрочку, налоговый кредит и налоговую амнистию. Первые три вида льгот имеют схожую природу, они дают срок на выплату налога, первые два на шесть месяцев, а кредит на год. Налоговая амнистия может способствовать возврату всей или части суммы ранее произведенной выплаты.

Налоговые льготы являются инструментом налоговой политики. В зависимости от экономических целей, производится предоставление налоговых преимуществ определенным категориям граждан или предпринимателей.

Проблемы налоговых льгот

Если на Западе механизм налоговых льгот достаточно проработан и является гибким инструментом реагирования на изменения в экономике, то в России все обстоит иначе. Налоговые преимущества дают возможность снизить налоговое бремя на плательщиков, однако, не выполняют своих прямых функций. Рассмотрим причины данного процесса.

В законодательстве России приведен большой перечень льгот. При этом они могут назначаться региональными и муниципальными органами управления. Все это приводит к неясностям в определении полного перечня преимуществ, относящихся к определенному налогу.

Отсутствие упорядоченности выражается в широком списке граждан и предпринимателей, имеющих право на льготы. Возникает непонимание разделения причин и оснований для применения льгот. Такая ситуация усложняет налоговые институты, кроме того, влияет на снижение дохода и сложности определения источников потерь.

Возникают ситуации, когда льготы применяются не целевым образом. То есть, они предоставляются тем, кто в них не нуждается. Изменения в законодательстве полностью не решили этой проблемы. До сих пор пользуются спросом услуги налоговых консультантов, помогающих легально снизить налоговые выплаты, путем использования налоговых льгот.

Неэффективность льгот выражается в низкой функции стимулирования плательщиков. Например, уменьшение выплаты налога на доходы физических лиц не соизмеримо всей суммы выплат, производимых плательщиком за год. Поэтому данный вид льгот не выполняет своей основной функции в силу незаинтересованности граждан.

Особо стоит выделить эффективность социальных льгот, которые по данным статистики попадают лишь к 20% малообеспеченных людей. В итоге не выполняется функция по выравниванию социального положения граждан. Дифференциация доходов населения настолько различается, что ее показатели равны показателям бедных стран.

Стимулирование определенных отраслей народного хозяйства через механизм налоговых льгот приводит к подавлению других сфер деятельности. Здесь государству необходим объективный подход к назначению льгот.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Понятие, признаки налоговых льгот

Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

Статья просмотрена: 947 раз

Библиографическое описание:

Белисова А. В. Понятие, признаки налоговых льгот // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1241-1243. — URL https://moluch.ru/archive/115/30582/ (дата обращения: 11.03.2020).

В статье анализируются разнообразные научные подходы к пониманию правовой природы налоговых льгот. Автор приходит к выводу о том, что льготы по налогам и сборам представляют собой правомерные исключения из общих правил налогообложения, строящиеся на основе принципа справедливости.

Ключевые слова: налог, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик.

В юридической науке правовые льготы являются самостоятельным объектом исследования. Сформировалось несколько подходов к определению их сущности.

Представители теории государства и права советского периода времени рассматривали правовые льготы в основном как особую разновидность субъективных прав отдельных категорий населения [1, с. 198]; как поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей [2, с. 66].

Современная наука исследует правовые льготы в разрезе функционального и информационного подходов.

Так, по мнению А. В. Малько правовые льготы есть «правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей» [3, с. 391].

С. В. Мирошник определяет правовые льготы как вторичное, субсидиарное право на облегченные условия исполнения обязанности или сокращение числа обязанностей [4].

Мы считаем обратить внимание на то, что правовые льготы представляют собой межотраслевой правовой институт. То есть с точки зрения функционального подхода правовые льготы можно определить как совокупность правовых норм, закрепляющих дополнительные субъективные права отдельных категорий субъектов российского права.

Правовые льготы весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от территории действия можно различать правовые льготы, действующие в пределах всей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Целевая направленность позволяет классифицировать правовые льготы на экономические и социальные.

Читайте так же:  Документы в соцзащиту по потере кормильца

В зависимости от выполняемых функций правовые льготы могут иметь компенсаторный или стимулирующий характер.

Предмет правового регулирования позволяет выделять льготы, содержащиеся в нормах конституционного, финансового, административного, иных отраслей права. Следовательно, налоговые льготы являются одной из разновидностей правовых льгот.

Многие ученые обращают внимание на то, что льготы по налогам и сборам являются составным элементом специального правового статуса лица. Они расширяют правовые возможности налогоплательщика, представляя собой правомерные исключения, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с демократическими процедурами правотворчества [5].

Некоторые ученые исследуют налоговые льготы в разрезе теории правового стимулирования. Правовые льготы сегодня являются признанной разновидностью правовых стимулов [6].

Д. В. Булгак определяет налоговые льготы как выгодные условия, предоставляемые налогообязанным лицам для сокращения объема налоговых обязательств на правовой основе, создания благоприятного режима осуществления экономической деятельности [7].

С данной позицией принципиально не согласен Е. А. Еременко, считающий, что налоговые льготы по своей сути противоречат налогам, поскольку являются дополнительным источником финансирования определенных категорий налогоплательщиков [8].

Интересную точку зрения высказал Э. Цыганков. Оценивая правовые условия осуществления инвестиционной деятельности, налоговые льготы ученый рассматривает через призму публичного договора. Отношения между налогоплательщиком и государством, по его мнению, строится на основе принципа инвестиции в обмен на налоговые преимущества [9, с.4].

Б. А. Назаренко отождествляет налоговые льготы и налоговую оптимизацию [10]. А. И. Бабкин оценивает как синонимы налоговые льготы и налоговые преференции [11]. С их позицией принципиально не согласен О. Ю. Горбачева. Она справедливо подчеркивает, то термин преференции является категорией таможенного права, он не используется наукой финансового права и законодателем [12].

Статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации признает льготами по налогам и сборам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [13].

В течение длительного периода времени налоговая льгота рассматривалась как элемент налогообложения, позволяющий налогоплательщику получить определенную экономическую выгоду.

Новый акцент в понимании налоговой льготы сделала судебная практика. По мнению ВАС Российской Федерации, с которым согласилось Министерство финансов Российской Федерации [14], освобождение от уплаты налога относится к категории льгот только в том случае, если оно нацелено на предоставление преимуществ одних категорий лиц по сравнению с другими. Если же налоговые преимущества являются частью специальных правил налогообложения, налоговыми льготами они не являются [15].

Мы разделяем позицию ряда ученых, которые рассматривают льготы как право на облегченное выполнение обязанностей или освобождение от них [16]. Таким образом, налоговая льгота — это правовой институт, который носит вторичный характер. Сначала законодательно закрепляется налоговая обязанность, только затем может появиться у налогообязанного лица дополнительные преимущества, выражающиеся либо в уменьшении налогового бремени, либо в любом ином облегчении выполнения налоговой обязанности (например, в освобождении от подачи налоговых деклараций).

Поскольку налоговая льгота представляет собой разновидность субъективного права, то налогоплательщик вправе отказаться от ее использования на один или несколько налоговых периодов. Однако в ряде случаев законодатель может ограничить право налогоплательщика не применять налоговую льготу. Это обусловлено тем, что налоговая льгота — это часть юридической конструкции налога. В некоторых случаях отказ лица от использования налоговой льготы может создавать трудности для осуществления налогового контроля, нормального стабильного функционирования экономической и социальной сферы жизни общества. В частности, согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации по общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомления об использовании права на освобождение от уплаты НДС, не могут отказаться от использования данного права до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Выводы: налоговая льгота представляет собой право лица на освобождение от уплаты фискального платежа при соблюдении законодательно закрепленных условий либо право на облегченное исполнение данным лицом возложенной на него налоговой обязанности. Льгота носит вторичный, производный характер от налоговой обязанности. Она является составным элементом правового режима налогообложения, для которого характерно гармоничное сочетание интересов многих участников налоговых правоотношений.

Налоговая льгота обладает как общими признаками, свойственными всем разновидностям правовых льгот, так и специфическими, позволяющими выделять их в самостоятельную группу, а именно:

а) налоговые льготы — это правомерные исключения из общих правил налогообложения являющиеся:

‒ одной из форм выражения принципа справедливости;

‒ составным элементом проявления действия регулирующей и стимулирующей функции налогов;

б) налоговые льготы являются основанием для дифференциации налогоплательщиков на льготные и общие категории налогоплательщиков, выделения льготного и общего режимов налогообложения;

в) налоговые льготы могут содержаться только в актах законодательства о налогах и сборах;

г) налоговые льготы — субъективное право налогоплательщика, использование которого обусловлено его волей. Содержательно оно выражается в уменьшении налогового бремени либо предоставлении иных налоговых преимуществ.

Проблемы использования налоговых льгот

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.06.2015 2015-06-04

Статья просмотрена: 2119 раз

Библиографическое описание:

Богданова Г. А. Проблемы использования налоговых льгот // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 759-761. — URL https://moluch.ru/archive/91/19816/ (дата обращения: 11.03.2020).

Сущность налоговых льгот заключается в закреплении налоговым законодательством права на предоставление отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Для государства и налогоплательщиков наиболее важен ответ на вопрос: кому дается преимущество, в чем оно заключаются, каковы цели его применения. Введение или отмена налоговых льгот, непременно, сопровождается глубоким анализом теории и практики их применения [2, 3, 5].

Опыт зарубежных стран показывает, что использование льгот в качестве инструмента регулирования экономики было связано с провозглашением концепции необходимости государственного вмешательства в экономику после мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. и с распространением ее применения в последующие годы [1].

В наиболее развитых государствах, с помощью налоговых льгот решают проблемы повышения эффективности национальной экономики:

— осуществляя дифференцированное налогообложение;

— реализуя стратегию стимулирования развития приоритетных сфер экономики;

— модернизируя структуры экономики;

— осуществляя выравнивание социально-экономического развития регионов.

В России предоставление отдельных льгот в переходный период (1990-е гг.) не дало ожидаемых результатов. Реформа налоговой системы в 2000-х гг. отменила или сократила льготы по разным видам налогов, установила единую, независимую от величины дохода пропорциональную налоговую ставку по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

На сегодняшний день, Налоговый кодекс РФ устанавливает общий и пять специальных режимов налогообложения. Общий режим включает федеральные, региональные и местные налоги, по которым применяются льготы (за исключением налога на прибыль и акцизов). Четыре специальных режима представляют, по сути, налоговые льготы:

— единый сельскохозяйственный налог;

— упрощенная система налогообложения;

— патентная система налогообложения;

— система налогообложения при выполнении

— соглашений о разделе продукции.

Пятый специальный режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности решает проблему уклонения от уплаты налогов, используя заниженную или нулевую налоговую базу.

Введение в России нескольких специальных режимов в качестве льготного регулирования, дает возможность учесть не только тип организации (малые и микро предприятия — при упрощенной и патентной системе налогообложения), но и отраслевую специфику и проблемы вида экономической деятельности (сельское хозяйство, обслуживающие сферы — торговля, общественное питание и т. п., добывающая промышленность). Пятый специальный режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности решает проблему уклонения от уплаты налогов, используя заниженную или нулевую налоговую базу [6].

Читайте так же:  С какого возраста трудовой стаж

Налоговые льготы устанавливаются с учетом особенностей отдельных видов налогов и назначения их использования, исходя из сказанного, их можно классифицировать по следующим видам:

— полное или частичное освобождение от налога отдельных категорий налогоплательщиков или объектов налога;

— налоговые каникулы (освобождение от уплаты налога на определенный период отдельных категорий налогоплательщиков);

— налоговый вычет из налоговой базы;

— пониженная или нулевая ставка налога;

— перенос срока уплаты налога на более поздний срок в виде отсрочки или рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Налоговые каникулы предоставлялись по налогу на прибыль организаций вновь созданными малыми предприятиями в течение двух лет с момента создания. С первого января 2002 года все льготы по этому налогу были отменены (гл. 25 Налогового кодекса РФ). На сегодняшний день, когда особенно остро стоит вопрос о поддержке малого предпринимательства, снова ставиться вопрос о восстановлении налоговых каникул для вновь создаваемых субъектов малого бизнеса.

Инвестиционный налоговый кредит (установлен ст. 64–68 первой части Налогового кодекса РФ) считается одной из наиболее перспективных форм налогового стимулирования. Основным преимуществом для организаций является его относительная «дешевизна» по сравнению с банковским кредитом. «Инвестиционный налоговый кредит» представляет собой обратную форму бюджетного финансирования на условиях возвратности, срочности и платности. Данная мера широко применяется в странах с развитой экономикой преимущественно с целью стимулирования капитальных вложений. Величина инвестиционного налогового кредита, как правило, определяется в установленном проценте от стоимости приобретаемых машин и оборудования. Механизм его использования предполагает уменьшение суммы платежа по налогу на прибыль с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов, то есть льгота в виде отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита предоставляется на платной основе. Это, безусловно, снижает значимость данной налоговой льготы.

Налоговые льготы — необязательный элемент налога и, в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик имеет право отказаться или приостановить действие льготы на один или несколько налоговых периодов, руководствуясь собственной выгодой. Например, применение льготы по НДС в виде освобождения от налога не дает права вычитать НДС по приобретенным товарам, работам, услугам и выставлять в счетах-фактурах НДС при реализации товаров, работ, услуг, что ведет к потере клиентов, имеющих право на вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) [7].

Налоговые льготы уменьшают налоговую базу и сумму конкретного налога, подлежащую уплате, тем самым увеличивая доходы, остающиеся в распоряжении налогоплательщика, которые он может использовать для дальнейшего развития своего бизнеса. В то же время льготы по налогам в краткосрочный период уменьшают налоговые поступления в бюджет государства, сокращают его доходную часть и финансовое обеспечение выполнения государственных функций.

В долгосрочной перспективе экономически обоснованные налоговые льготы при вложении сэкономленных средств от их применения в предпринимательскую деятельность способствуют и развитию экономики, и расширению налоговой базы, и росту налоговых доходов бюджетов и финансовых возможностей реализации государством поставленных задач.

1. Зарубежный опыт, тенденции и предпосылки развития в России налогового стимулирования НИОКР / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, Г. А. Грачева [и др.] // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 10. — С. 27–28.

2. Майбуров И. А. Теория и история налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. 495 с.

3. Налоговая политика в социально-экономическом развитии стран с переходной экономикой /под ред. Р. С. Гринберга, З. Н. Кузнецовой. СПб.: Алетея. 2011. 392 с.

4. Основные статистические показатели. URL:http://www.gks.ru.

5. Пансков В. Г. О некоторых теоретических аспектах содержания понятия «налоговая льгота» //Финансы и кредит. 2014. № 4. С. 43–49.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Сидорова Н. И. Индикаторы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства // Финансы и кредит. 2012. № 18.С. 2–9.

7. Сидорова Н. И. Специфика и функции НДС //Финансы. 2008. № 2. С. 36–40.

Систематизация и классификация налоговых льгот

Рубрика: Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 24.12.2015

Статья просмотрена: 769 раз

Библиографическое описание:

Плишкин А. А., Емельянов Д. В., Сиражетдинов Д. О., Зубарева Е. К., Пенькова И. В. Систематизация и классификация налоговых льгот // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №1. — С. 26-30. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/22/594/ (дата обращения: 11.03.2020).

Сейчас в России проводится активная государственная социальная политика. Повышение качества жизни населения невозможно без кардинального инновационного преобразования экономики в целом [6, 7]. Современное состояние российского общества характеризуется углубляющимся социальным расслоением, ростом разрыва в уровне благосостояния различных социальных групп. В указанной ситуации значительно возрастает роль социальной политики в социально-ориентированных отраслях, в частности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), жилищного строительства, образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественного транспорта, а также в области производства продуктов питания.

Особую важность в современной ситуации приобретают вопросы общественного регулирования распределения доходов, реализуемого посредством использования государством различных регулирующих инструментов и в первую очередь через систему налогообложения и ценообразования [4]. Принято полагать, что наличие в налоговом законодательстве страны различных преференций и льгот свидетельствует о его высоком уровне социально-экономического развития. Связь налогообложения и качества жизни населения очевидна. Доход индивидуума состоит из заработной платы, пособий, пенсий, дивидендов. Все эти составляющие обременяются налогами, которые поступают в бюджетную систему государства.

Налоговые льготы — это сфера прямого налогового воздействия на субъект налога; они устанавливаются с учетом особенностей отдельных видов налогов и назначения использования. Цели налогового льготирования изменяются со сменой приоритетов социально-экономической политики государства.

Актуальность исследования понятия налоговых льгот в современном мире обусловлено отсутствием в современном налоговом законодательстве финансово-кредитного учения о налоговых льготах, которое могло бы послужить правильному пониманию такого понятия, как «налоговые льготы». Эта проблема, в частности, связана с несогласованностью в подходах к классификации налоговых льгот в правовой литературе.

Льготы — это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Как любое специфическое юридическое и экономическое явление, налоговая льгота нуждается в определении. Исходя из выше сказанного, налоговые льготы или льготы по налогам и сборам представляют собой преимущества, которые могут предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. Также к понятию налоговых льгот относят возможность полного освобождения от уплаты налогов или возможность уплачивать их в меньшем размере, что следует из статьи 56 НК РФ. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и выполняют социальные и экономические цели [1–3].

Применение налоговых льгот в налоговой системе несёт, как позитивные, так и негативные последствия. Так позитивные последствия заключаются в том, что льготы делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, они усложняют налоговую систему тем, что затрудняют контроль за соблюдением налогового законодательства.

Читайте так же:  Главное гарантии

Льготы могут быть общими (для всех плательщиков) или специальными (для отдельных групп). Главное назначение налогового льготирования — стимулирование экономического подъема, в том числе развитие социально-ориентированных на обеспечение жизни человека видов экономической деятельности, также ресурсосбережения, охраны природы и других факторов. Создание налоговых преимуществ — это одно из основных свойств льгот, определяющих их содержание и назначение в бюджетно-налоговой практике. Применяя различные льготы, варьируя их размеры, государство может содействовать развитию определенных отраслей хозяйственного комплекса страны, оказывать влияние на темпы накопления капитала, структуру инвестиций, координируя с реальными экономическими тенденциями [1, 4].

Разрабатывая систему налоговых льгот, необходимо учитывать характеристики стимулирующей и фискальной функций.

Рассмотрим более подробно схему систематизации налоговых льгот, изображенной на рисунке 1.

В основе классификации по методу льготирования лежат различия в методах и способах льготирования и результатов их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога.

Рис. 1. Систематизация налоговых льгот

Налоговые освобождения — вид льготы, полностью или частично исключающий из-под налогообложения определенные категории налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям. Освобождения предоставляются конкретным категориям граждан, установленных законодательно, в отношении которых могут применяться нормы полного или частичного их освобождения от обязанностей налогоплательщиков.

Налоговые скидки — льготы, позволяющие использовать пониженные или нулевые налоговые ставки. Также, как и освобождения, скидки предоставляются конкретным категориям граждан.

Сущность налогового кредита заключается в изменении срока уплаты налогов при наличии соответствующих оснований. Налоговый кредит строится на договорной основе, включающей сроки переноса платежа, порядок погашения задолженности и при соответсвующих основаниях повышения процентной ставки.

В классификации в зависимости от субъекта предоставления налога налоговые льготы могут быть дифференцированы на льготы, предоставляемые физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Указанная классификация имеет практическое применение при анализе размеров налоговых, а также оценивает степень эффективности предоставления различным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговые льготы можно разделить на условные и безусловные.

К льготам для физических и юридических лиц относят налоговую амнистию, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.

Налоговая амнистия освобождает от соответствующих штрафных санкций лицо, совершившее налоговое правонарушение. Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения отдельных элементов объекта налога. Сущность налоговых каникул заключается в тотальном освобождении налогоплательщика от уплаты налога на определённый период времени, установленный законодательно [1, 5].

Статья 18 НК РФ вводит новое специфическое понятие «специальный налоговый режим». Специальный налоговый режим это особый способ исчисления и уплаты налогов, установленных законодательством о налогах и сборах [3].

Сущность действия специальных налоговых режимов заключается в способе правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях России. В зависимости от специальных налоговых режимов классифицируются 4 вида налоговых льгот.

Упрощённая система налогообложения — специальный налоговый режим, особенность которого состоит в снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса, а также в облегчении и упрощении ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — это разновидность специального налогового режима на конкретной территории, где созданы более благоприятные условия для работы фирм и предпринимателей, в сравнении с другими регионами. Очень популярный способ законной минимизации налогов это использование различных схем СЭЗ. Для органов местного самоуправления, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты создана специальная система налогооблажения — налогооблажение в закрытых административно-территориальных образованиях. Сущность этой системы заключается в предоставление различных налоговых льгот и специальные условия проживания граждан [1].

Таким образом, цель налоговых льгот заключается в создании со стороны государства более благоприятных условий налогооблажения. А наличие правильной и грамотной классификации позволяет соблюдать принцип справедливости. Налоговые льготы также должны стимулировать выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Грамотное налогооблажение будет отражать высокое качество проживание в России.

  1. Барулин, С. В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / С. В. Барулин, А. В. Макрушин // Финансы. — 2008. — № 2. — С. 39–40.
  2. Гудков, И. Н. Налоговые льготы как институт налогового права РФ / И. Н. Гудков // Финансовое право. — 2009. — № 3. — С. 19–20.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 1.01.2014 г.
  4. Ордынская, Е. В. Отдельные вопросы применения налоговых льгот / Е. В. Ордынская, В. В. Греньков // Экономика. Налоги. Право. — 2012. — № 4. — С. 110–118.
  5. Экономика льгот. Статья II. Налоговые льготы / И. Николаев, И. Шульга, С. Артемьева, А. Калинин // Общество и экономика. — 2003. — № 10. — С.122–137.
  6. Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Топурия Г. М. Инструменты снижения рисков при реализации инновационных проектов в сфере продуктов питания животного происхождения. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 1. С. 156–159.
  7. Зинина О. В., Ребезов М. Б., Асенова Б. К. Инновационные технологии переработки сырья животного происхождения. Алматы, 2015. Сер. Продукты питания животного происхождения

Регулирование налогообложения. Цели налоговых льгот

Государственная власть, собирая налоги, не только занимается самофинансированием, но и решает ряд задач, возникающих в разные моменты времени. Так, через налоговую систему могут регулироваться экономические процессы внутри страны, решаться социальные проблемы, восстанавливаться утраченные в ходе производственной деятельности ресурсы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственная власть прибегает к различным механизмам налогообложения, в зависимости от стоящих перед ней целей и задач. Вмешательство управленческого аппарата в экономическую жизнь страны должно отвечать принципам целесообразности и обоснованности.

В разных странах применяются свои методы регулирования. К ним относят:

  • отсрочки по платежам;
  • налоговые кредиты;
  • налоговые каникулы;
  • амнистию от уплаты налогов;
  • вычеты;
  • возможность выбора ставки налога;
  • регулирование случаев двойного налогообложения.

Можно влиять на макроэкономические показатели внутри страны при помощи механизма налогообложения. При снижении налоговой нагрузки у населения и предпринимателей появляются свободные денежные средства, которые могут использоваться для потребления и для повышения прибыльности. Таким образом, повышается общий совокупный спрос. Если налоги повышаются, то производственные темпы начинают падать, что приводит к уменьшению предложения.

Налоговая политика России в основном ориентируется на применение налоговых льгот для регулирования и влияния на экономические процессы.

Суть льготы заключается в предоставлении особых преимуществ плательщику

Они являются инструментом налоговой политики. Основными целями их применения является организация социально – экономических тенденций в обществе.

Льготы могут предоставляться отдельным группам населения, либо юридическим лицам. Они могут иметь общесоциальное или общеэкономическое значение. Часто используются льготы во внешнеторговой деятельности, для стимуляции импорта и экспорта продукции. Такая регуляция позволяет сохранять положительное значение платежного баланса страны.

Для государственного бюджета применение льгот ведет к сокращению количества финансирования. Однако, данный механизм широко применяется для стимулирования необходимых экономических процессов.

Налоговые льготы и их классификация

В законодательстве обычно зафиксированы признаки, определяющие налоговые льготы. Среди них выделяют:

  • законность;
  • добровольность;
  • отсутствие срочности;
  • недопустимость назначения льготы индивидуального, либо дискриминационного характера;
  • проявление преимущества.
Читайте так же:  Пакет документов на детское пособие

Классификация льгот может осуществляться относительно форм их применения.

Льготные налоговые режимы создают преимущества для определенных категорий граждан или юридических лиц. Сюда так же относят экономические зоны свободной торговли и особого режима. Хотя данная сфера отношений регулируется другими законами по сути в ней осуществляется снижение налоговой нагрузки.

Освобождение от уплаты налогов позволяет полностью или частично вывести из-под уплаты налогов группу граждан или объектов предпринимательства. Налоговый иммунитет, например, для дипломатов, так же входит в данную категорию.

Изъятие представляет собой освобождение части объекта от выплат налогов по нему.

Налоговый вычет уменьшает базу исчисления. Вычеты могут производиться на основании документов, предоставляемых органы исполнительной власти, либо устанавливаться заранее. Налоговые скидки позволяют снизить ставку налога. Сюда можно отнести понижение ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров первой необходимости. Однако, применение нулевой ставки НДС не относится к скидкам, например, при реализации экспортируемой продукции. Товары, продаваемые за рубеж принято «очищать» от налога на добавленную стоимость.

По форме предоставления выделяют так же налоговый кредит, который представляет собой систему переноса срока уплаты налога при наличии обоснованных обстоятельств. Так же сюда относят отсрочку или рассрочку платежа.

Налоговые каникулы представляют собой полное освобождение от выплат на определенный промежуток времени.

Льготы могут классифицироваться относительно элементов налогообложения, принцип ранжирования сохраняется как при разнесении по форме предоставления.

Классификация может проводиться по субъекту налогообложения отдельно для физических лиц, отдельно для юридических лиц. Так же различие между налоговыми льготами может формироваться в зависимости от уровня их принадлежности. В России это местный, муниципальный и федеральный уровни.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Налоговые льготы: целесообразность и эффективность

«Финансы», 2012, N 10

Проблема налоговых льгот является на сегодняшний день наименее исследованной и наиболее дискуссионной. Ни в налоговом законодательстве, ни в научных работах, к примеру, не дается четкого определения, что такое налоговая льгота. Не существует теоретического обоснования налоговых льгот, отсутствуют научно обоснованные критерии и методики расчета эффективности их применения. Нет ясности и в отношении того, как и кому контролировать эффективность предоставленных налоговых льгот и других преференций.

При этом размер выпадающих доходов бюджетов всех уровней в связи с добавляемыми почти ежегодно исключениями из общих правил налогообложения из года в год возрастает, достигая огромных сумм. Выборки из статистической налоговой отчетности показывают, что сумма потерь бюджета от предоставления различного рода преференций и изъятий из российской налоговой системы только по НДС составляет ежегодно свыше 1,8 трлн руб. И это без учета сумм возмещения из бюджета «входного» НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, составивших в 2011 г. более 1,2 трлн руб. Все эти налоговые послабления, однако, не обозначены в гл. 22 НК РФ как налоговая льгота. Расчеты показывают, что общая сумма различного рода льгот, преференций и других налоговых освобождений, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам по всем налогам, составляет порядка 50% от всего объема администрируемых ФНС России налогов и сборов.

Между тем данная в ст. 56 НК РФ правовая дефиниция налоговых льгот недостаточно конкретна. Исходя из данной формулировки, весьма трудно из всех многочисленных налоговых преференций и изъятий выделить собственно налоговые льготы. Определенная часть этих налоговых исключений носит ярко выраженный характер налоговых льгот, другие к льготам, исходя из положений ст. 56, отнести довольно сложно. Не случайно, во второй части Кодекса, определяющей порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, зачастую понятие «налоговая льгота» вообще не упоминается. Из 18 налогов и сборов (включая пять специальных режимов налогообложения) только по трем, в фискальном отношении незначительным, налогам введено данное понятие. Что же касается основных налогов, таких как НДС и НДФЛ, налог на прибыль и некоторых других, то здесь используются такие понятия, как «освобождение от налогообложения», «налоговые вычеты», устанавливаются иные, пониженные против основной, ставки налога. Таким образом, во второй части НК РФ понятие «налоговая льгота» постепенно исчезает как вид.

Фактически в Кодексе понятие «налоговая льгота» трактуется двояким образом: в первой его части — это родовое понятие, во второй же превалируют иные трактовки, подсказанные практикой и в этом случае опережающей теорию. Но так ли необходимо давать точное и четкое определение понятия «налоговая льгота», да и возможно ли это? Все предусмотренные налоговым законодательством льготы, преференции, налоговые освобождения, особые условия налогообложения и т.д. представляют собой по существу скрытую форму финансирования из бюджета организаций и домашних хозяйств. При этом предоставление каждой из льгот преследует различные цели: одни носят стимулирующий характер, другие направлены на экономическую поддержку налогоплательщиков, третьи обеспечивают социальную защиту определенной части населения, четвертые — перераспределение доходов и т.д. и т.п.

Возникает естественный вопрос: насколько важно из всего сегмента идентичных понятий, связанных с исключением из общих налоговых правил и обеспечивающих дополнительные налоговые преференции для налогоплательщиков, выделять именно налоговые льготы? На мой взгляд, представляется целесообразным ликвидировать в российской налоговой системе само понятие «налоговая льгота», введя в бюджетное законодательство другое, которое можно было бы определить как «налоговая субсидия». При этом речь должна идти не просто о смене дефиниций. Налоговые субсидии должны отражаться в расходах соответствующего бюджета при его утверждении и в отчете о его исполнении. В этих условиях сам по себе отпадет вопрос о необходимости и экономической целесообразности контроля за эффективностью использования налогоплательщиками налоговых льгот.

В настоящее время данные государственные расходы являются непрозрачными, они не утверждаются в соответствующих бюджетах, никому не известны. Для того чтобы установить общую сумму прописанных в Налоговом кодексе льгот, преференций, налоговых освобождений и других особых условий налогообложения, необходимо проделать серьезную исследовательскую работу. В настоящее время официальная статистика предоставляет достаточно скудную информацию по размеру указанных средств. При этом даже имеющиеся статистические данные, формируемые Федеральной налоговой службой, приспособлены исключительно для целей бюджетного планирования. В связи с этим не только затруднен, но практически невозможен мониторинг эффективности их предоставления и расходования.

Кроме того, законодательно не определен государственный орган, на который возлагалась бы обязанность контролировать эффективность соответствующей налоговой преференции. Налоговые органы сегодня контролируют исключительно законность применения конкретным налогоплательщиком налоговых льгот и правильность расчета их сумм. Проверять же достигнутый экономический (и социальный) эффект они не обязаны, что, на мой взгляд, совершенно правильно. Между тем качественная работа по мониторингу эффективности налоговых субсидий невозможна без установления конкретных ответственных исполнителей. Возлагать данную работу на Минфин (как и на ФНС) вряд ли целесообразно: у них иные функциональные обязанности.

Одним из важнейших итогов проведенной в стране административной реформы явилось наделение министерств функцией разработки и проведения политики в соответствующей области. Но о проведении какой именно, экономической или социальной, политики может идти речь, если соответствующие министерства не в курсе того, насколько эффективно используются налоговые освобождения, да и вообще каков их размер?

Читайте так же:  Гарантии правопорядка

Возьмем такой вид налоговых субсидий, как социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц, и в первую очередь вычеты на лечение и образование. Кто сегодня может сказать, какие социальные группы воспользовались этими привилегиями? Имеются ли у социально незащищенной части населения страны средства, чтобы оплатить расходы на необходимую хирургическую операцию, на учебу детей, чтобы воспользоваться затем налоговой преференцией? Не идет ли в данном случае речь фактически об оказании финансовой помощи тем категориям населения, которые в силу своего материального достатка в данной налоговой привилегии особенно и не нуждаются? Ответы на эти вопросы ни одно министерство в настоящее время дать не в состоянии, поскольку отсутствует необходимая информационная база. Да на них эту обязанность никто и не возлагал.

Думается, что каждый вид налоговых субсидий следует закрепить за соответствующими органами исполнительной власти, поручив им осуществлять анализ обоснованности введения, необходимости и целесообразности сохранения каждой налоговой субсидии из установленного законом перечня. В частности, за Минсельхозом можно было бы закрепить мониторинг налоговых субсидий, предоставленных налогоплательщикам, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. За Минпромторгом — все налоговые преференции, направленные на стимулирование инвестиций. Мониторинг социальных налоговых субсидий можно было бы возложить на Минздравсоцразвития. Анализом эффективности стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства налоговых механизмов могло бы заняться Минэкономразвития. Обобщение предложений министерств следовало бы поручить Минфину, который совместно с Минэкономразвития мог бы готовить соответствующие предложения по внесению изменений в налоговое законодательство.

Проводить аудит эффективности налоговых субсидий сможет в этом случае и Счетная палата РФ, которая в настоящее время в связи с неопределенностью самого понятия «налоговая льгота» практически отстранена от проверки эффективности получаемых через налоговые механизмы налогоплательщиками средств.

Отсюда и частые изменения в налоговом законодательстве, и отмена налоговых преференций, которые с самого начала не были просчитаны и обоснованы должным образом.

Прежде чем решаться на реформу всей системы налоговых субсидий, следовало бы унифицировать действующие налоговые освобождения по видам и целям их предоставления: стимулирование развития экономики, ее отдельных отраслей, территорий; социальная защита населения; финансовая поддержка отдельных категорий налогоплательщиков и т.д. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, ввести соответствующую статистическую отчетность по каждой группе налоговых освобождений, включая сумму фактически использованных налогоплательщиками освобождений.

Если не будут анализироваться причины недостаточного или низкого экономического или социального эффекта от предоставления налоговых освобождений, то получит продолжение практика отмены налоговых преференций. Именно так была решена судьба налоговых льгот, предоставлявшихся в первые годы действия российской налоговой системы предприятиям малого бизнеса, когда те получали льготные ставки налога на прибыль в первые четыре года своего функционирования. Может быть, целесообразнее было бы не отменять эту льготу вообще, а прописать конкретные условия ее получения и использования? Например, направление установленного законом процента высвободившейся прибыли на инновации, капитальные вложения, НИР и т.д.

Реформирование системы льгот и других налоговых освобождений — дело, безусловно, сложное и длительное. Прежде чем его проводить, следует наметить программу мер, а также этапы реализации реформы. На мой взгляд, следовало бы начать с пилотного проекта, успешное осуществление которого станет первым шагом на пути совершенствования одного из важнейших налоговых механизмов.

Проблемы налоговых льгот

Сущность и признаки налоговых льгот

Государственная власть производит финансирование собственных нужд через систему налогообложения, которая представляет собой установление и взимание обязательных безвозмездных платежей с населения и предпринимательства.

Основным инструментом взаимодействия между субъектами налогового права выступают налоги и сборы. По своей экономической сути они представляют выплаты налогоплательщиков через налоговых агентов в пользу государства. Однако, разница между ними заключается в том, что сбор в отличие от налога дает плательщику определенные преференции. Налог представляет собой обязательство.

Налоговая система страны являет собой совокупность всех процессов, относящихся к налогообложению.

Через применение налогов и сборов, а так же через гибкое изменение законодательства, государство может влиять на определенные процессы экономики. Предоставление налоговых льгот является одним из инструментов стимулирования и контроля за развитием определенных хозяйственных видов деятельности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особое преимущество плательщика перед другими плательщиками в части налоговых выплат называется налоговой льготой.

Важно понимать, что налоги не подразумевают применение льгот. Они направлены на формирование достаточности государственного бюджета. Льготы приводят к финансовым потерям бюджета. Основной функцией налоговых преимуществ является стимулирование определенных экономических процессов. Получается, что льготы снижают доходность бюджета в текущем временном отрезке. Однако, при выполнении своей функции, они могут повысить его финансирование в долгосрочном будущем.

Основными признаками льгот являются:

  • Законность и обоснованность их применения. Плательщик должен подтвердить свое право на пользование льготами.
  • Отсутствие дискриминационного подхода в предоставление льгот.
  • Ликвидация индивидуального подхода при назначении налоговых преимуществ.

Разработка и внедрение новых видов льгот должно отвечать вышеперечисленным признакам, тогда эффективность от их действия будет выше.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Похожие статьи

Проблемы использования налоговых льгот | Статья в журнале.

льгота, налоговая система, специальный налоговый режим, налоговая амнистия, налоговое льготирование, налоговый кредит, отдельная категория налогоплательщиков, Россия, РФ, категория граждан.

Понятие, признаки налоговых льгот | Статья в журнале.

Ключевые слова: налог, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик. В юридической науке правовые льготы являются самостоятельным объектом исследования.

Льготы по налогам и сборам как элемент налоговой политики

налоговая политика, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик, налоговый механизм.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

Налоговая политика России и основные направления ее развития.

Льготы по налогу на прибыль организаций | Статья в журнале.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик, налоговый механизм. Льготы по налогу на прибыль организаций. Правовое регулирование налоговой амнистии в Российской Федерации.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование.

Основные недостатки действующей системы налогообложения

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство. Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в определенном порядке [6]. В НК РФ не.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Основные недостатки действующей системы налогообложения. Ключевые слова: налоговая система.

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ.

Налогообложение иностранных граждан в Российской.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале. Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов.

Источники

Сторонники налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here