Суд в праве социального обеспечения

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Суд в праве социального обеспечения". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Виды и значение классификации споров по вопросам социального обеспечения

«Трудовое право», 2009, N 8

Классификация споров по вопросам социального обеспечения имеет важное значение, так как связана с процедурой их разрешения . Вместе с тем вопрос о классификации споров по вопросам социального обеспечения исследовался в целом недостаточно.

Алиева В.А. Понятие и причины трудовых споров // Актуальные проблемы государственного и правового строительства в Азербайджанской Республике в переходный период. Сборник научных статей. 11-й выпуск. Баку. Адиль-оглы, 2005. С. 180 (на азербайджанском языке).

В.Ш. Шайхатдинов классифицирует споры по вопросам социального обеспечения по следующим основаниям :

  1. по субъектному составу;
  2. по существу заявленных требований при разрешении спора по вопросам социального обеспечения в судебном порядке.

Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Альбом схем. Екатеринбург: Мысль, 1998. 275 с.

Последнее основание классификации может иметь значение для обобщения судебной практики, хотя сама такая классификация по этому основанию является по сути частью классификации в зависимости от юрисдикционного порядка разрешения спора.

Мы считаем, что споры по вопросам социального обеспечения можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. по субъектному составу;
  2. по субъекту, инициирующему спор;
  3. по виду спорного правоотношения;
  4. по характеру требований, содержащихся в обращении в юрисдикционный орган;
  5. по юрисдикционному порядку разрешения.

Классификация споров призвана обеспечить точное установление юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки — выделить наиболее существенные группы спорных правоотношений и в дальнейшем на основании данного выделения подвергнуть их наиболее детальному изучению, на основании чего разработать практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов. Классификация споров по последнему из названных оснований облегчит обобщение практики по разрешению споров, выявит эффективность процедур разрешения споров и поможет в выработке научных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства. По указанному основанию можно выделить споры по вопросам социального обеспечения, рассматриваемые в административном, судебном порядке, а также споры, прошедшие рассмотрение и в административном, и в судебном порядке.

Споры по вопросам социального обеспечения в зависимости от субъектного состава их участников делятся на споры между:

В каждом конкретном конфликте стороне, которая считает нарушенными свои интересы и права, охраняемые законом, принадлежит инициатива обращения за разрешением данного конфликта в соответствующий юрисдикционный орган, что преобразует конфликт в спор и свидетельствует о крайней степени обострения противоречий конфликтующих сторон и о невозможности прийти к соглашению, удовлетворяющему интересы обеих сторон.

В зависимости от того, кому принадлежит инициатива возбуждения спора, определяется, например, подведомственность данного спора. Так, в случае, если инициатором спора выступает государственный орган, то спор подведомствен суду. В случае же, когда спор инициируется противоположной стороной конфликта, применяется правило альтернативной подведомственности спора.

По рассматриваемому основанию споры по вопросам социального обеспечения подразделяются на:

  1. споры, инициируемые лицом, претендующим на социальное обеспечение;
  2. споры, инициируемые органом, обязанным осуществлять социальное обеспечение.

Классификация споров по вопросам социального обеспечения по виду спорного правоотношения представляет большой интерес и может эффективно использоваться для выявления особо конфликтных групп отношений, определения причин споров и совершенствования в дальнейшем действующего законодательства.

Споры по вопросам социального обеспечения могут возникать:

а) из пенсионных правоотношений;

б) по поводу пособий и компенсационных выплат. В 1999 г. наибольшее количество споров было связано с определением 3-летнего срока для пенсионеров, своевременно не получивших назначенные им пенсии. Длительное время такие пенсии выплачивались только с назначением трехлетнего срока, такая практика была прекращена в январе 2003 г. после принятия Конституционным Судом Азербайджанской Республики решения о признании ст. 106 Закона «О пенсионном обеспечении граждан» не соответствующей ст. 38 Конституции Азербайджанской Республики ;

в) по поводу льгот;

г) по поводу социального обслуживания.

Постановление Конституционного Суда Азербайджанской Республики от 22 мая 2001 г. «О толковании части первой статьи 106 Закона Азербайджанской Республики «О пенсионном обеспечении граждан».

Внутри указанных видов споров могут быть выделены их подвиды.

В зависимости от стадии пенсионного правоотношения, на которой возник спор, можно выделить следующие виды споров из данных правоотношений:

  1. Споры, связанные с назначением пенсий.

1.1. Споры, связанные с установлением юридических фактов, имеющих значение для назначения пенсии. К числу таких юридических фактов можно отнести наличие общего и специального страхового стажа, выслуги лет, достаточных для назначения соответствующего вида пенсии; наличие инвалидности, ее группа и причина; факт нахождения на иждивении; факт смерти лица и другие. На этот вид споров следует обратить особое внимание. Хотя предмет таких споров непосредственно не относится к виду социального обеспечения, данные споры возникают в связи с социальным обеспечением. Юридический факт сам по себе не представляет интереса, однако установление такого факта будет основанием для возникновения отношений по социальному обеспечению. Юридические факты могут устанавливаться как самостоятельно, так и в процессе рассмотрения спора о назначении пенсии.

1.2. Споры, связанные с назначением пенсии. Зачастую органы социального обеспечения отказывают в назначении пенсии. Отказ может быть обжалован лицом, претендующим на пенсию. Например, житель г. Баку С.А. Каримов, основываясь на ст. 33 Закона «О занятости населения» (который с принятием Закона от 02.06.2001 «О занятости» потерял свою силу), обратился в орган социальной защиты Сабаильского района (в тот период пенсии назначались органами социальной защиты районов (городов)). В этой статье указывалось, что безработным, у которых общий трудовой стаж достиг 52 календарных недель, пенсии могут назначаться преждевременно, то есть за 2 года до наступления времени, установленного законом. Но орган социальной защиты Сабаильского района, основываясь на Законе «О пенсионном обеспечении граждан» (с 1 января 2007 г. в связи с принятием Закона «О трудовых пенсиях» этот Закон потерял свою силу), отказался назначить пенсию. С.А. Каримов обратился с иском в Сабаильский районный суд, который после нескольких судебных заседаний не удовлетворил иск. Но Апелляционный суд Азербайджанской Республики отменил решение Сабаильского районного суда об отказе в удовлетворении иска С.А. Каримова .

Архив Апелляционного суда Азербайджанской Республики. Дело N МК-399/2001.

1.3. Споры, связанные с установлением размера пенсий.

1.4. Споры, связанные с применением надбавок и повышением основного размера пенсии.

1.5. Иные споры, возникающие на стадии назначения пенсии.

  1. Споры, возникающие в процессе выплаты пенсий.

2.1. Споры, связанные с взысканием излишне выплаченных сумм пенсии.

2.2. Споры, связанные с удержаниями из пенсий.

Архив Наримановского районного суда. Дело N 2358/2004.

2.4. Иные споры, возникающие в процессе выплаты пенсий.

  1. Споры, связанные с перерасчетом пенсии.

Рост таких споров вызвал перерасчет пенсий, осуществленный в соответствии с Законом от 7 февраля 2006 г. Суды оказались буквально завалены жалобами пенсионеров. Так, 16 мая 2006 г. Ясамальский районный суд г. Баку рассмотрел дела по жалобам ряда заявителей-пенсионеров, требовавших перерасчета пенсий с применением добавки по служебному стажу к заработной плате во время его исчисления. Суд Ясамальского района г. Баку удовлетворил требования пенсионеров . Вместе с тем следует отметить, что в то время не была выработана практика по спорам, связанным с применением среднемесячной выплаты для исчисления пенсий. Решения судов вступали в силу, некоторые из них даже были исполнены. В дальнейшем, когда высшая судебная инстанция страны продемонстрировала свою позицию, все решения, ранее вступившие в силу, были отменены в порядке надзора, а пенсионеров, получивших выплаты, обязали все вернуть обратно. Таким образом, законодатель ограничил возможность взыскания с пенсионеров выплаченных сумм, что обусловлено социальной сущностью государства, и поворот исполнения принятых в пользу граждан решений не может быть признан законным.

Читайте так же:  Технические средства помощи инвалидам

Закон Азербайджанской Республики от 5 декабря 2007 г. «О прожиточном минимуме» // Газета «Азербайджан». Баку, 2004, 5 декабря.

  1. Следующим видом являются споры, возникающие в связи с прекращением и приостановлением выплаты пенсий.

Сборник Постановлений Конституционного Суда Азербайджанской Республики по индивидуальным жалобам. Баку: Юридическая литература, 2005. С. 112 — 115.

  1. Споры, связанные с выплатой недополученных сумм пенсии умершего пенсионера.

Споры, вытекающие из пенсионных правоотношений, могут быть разделены также по видам пенсионного обеспечения, с которыми они связаны:

а) споры, связанные с обеспечением пенсиями по возрасту;

б) споры, связанные с обеспечением пенсиями по инвалидности;

в) споры, связанные с обеспечением пенсиями по случаю потери кормильца;

г) споры, связанные с обеспечением социальными пенсиями.

Споры, возникающие по поводу социальных пособий и компенсационных выплат, можно разделить соответственно на споры по поводу пособий и споры по поводу компенсационных выплат. При этом как первая, так и вторая группы могут быть подразделены на подгруппы по виду соответствующего материального обеспечения.

Так, споры, связанные с обеспечением лиц пособиями, составляют:

  1. споры, связанные с обеспечением пособиями по временной нетрудоспособности;
  2. споры, связанные с обеспечением пособиями по беременности и родам;
  3. споры, связанные с обеспечением пособиями по безработице;
  4. споры, связанные с обеспечением пособиями по возрасту, по инвалидности и в связи с потерей кормильца;
  5. споры, связанные с пособиями по случаю рождения ребенка;
  6. споры, связанные с обеспечением пособиями по уходу за ребенком до одного года;
  7. споры, связанные с обеспечением пособиями на детей до шестнадцати лет (учащихся общеобразовательных учреждений — до окончания обучения, но не более чем до достижения ребенком возраста 23 лет);
  8. споры, связанные с обеспечением пособиями по погребению;
  9. другие споры, связанные с вопросами социального обеспечения.

Необходимо отметить, что в судебной практике иногда встречаются необоснованные иски в связи с выплатой социальных пособий. Например, А.А. Гасанов обратился в Насиминский районный суд г. Баку с иском к Насиминскому районному отделению ГФСЗ о неуплате ему одновременно двух пособий. В своем иске он требовал платить ему эти пособия одновременно, что является незаконным и необоснованным .

Архив Насиминского районного суда. Дело N 2-1082/2007.

Споры, связанные с предоставлением и реализацией льгот, отличаются от других видов споров по вопросам социального обеспечения тем, что при рассмотрении и разрешении их следует руководствоваться не только нормами административного, гражданского процессуального права и права социального обеспечения, но и нормами, регулирующими сферы общественных отношений, на которые указанные льготы распространяются.

Из споров по поводу социального обслуживания можно выделить следующие:

а) споры по поводу приобретения права на социальное обслуживание;

б) споры, возникающие в процессе социального обслуживания, например споры по качеству социального обслуживания;

в) споры, связанные со снятием лица с социального обеспечения.

Порядок рассмотрения юрисдикционным органом спора зависит от формы изложения требований, которые могут быть выражены в виде искового заявления и жалобы на действия должностного лица или органа.

При подаче искового заявления рассмотрение спора осуществляется всегда в судебном порядке в ходе искового производства в соответствии с требованиями действующего гражданского процессуального законодательства Азербайджанской Республики.

В случае обращения в юрисдикционный орган с жалобой порядок рассмотрения жалобы определяется либо нормами административного права — тогда, когда жалоба подана в соответствующий орган социального обеспечения, либо нормами гражданского процессуального права, регулирующими производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, — при обращении за защитой в суд.

Классификация споров по вопросам социального обеспечения имеет большое теоретическое и практическое значение. Она призвана:

  • установить систему споров по вопросам социального обеспечения, тем самым способствовать выявлению закономерностей возникновения и развития этих споров, характера взаимоотношений между сторонами этих споров и юрисдикционными органами;
  • распределить массив споров по вопросам социального обеспечения, способствуя выявлению тех видов отношений, которые являются наиболее конфликтными;
  • способствовать созданию системы доказательств, характерных для конкретного вида споров;
  • выявить эффективность действия законодательства о социальном обеспечении и разработать наиболее действенные механизмы правового регулирования отношений в этой сфере;
  • выявить причины и условия возникновения споров по вопросам социального обеспечения;
  • создать методологическую основу для анализа судебной и административной практики рассмотрения споров по вопросам социального обеспечения.

Суд в праве социального обеспечения

Библиографическая ссылка на статью:
Кудряшова Е.А. Судебная защита конституционного права граждан на социальное обеспечение Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24519 (дата обращения: 26.03.2019).

Конституция Российской Федерации [1], как основополагающий системный нормативный правовой акт, признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – обязанностью государства. Одной из основ конституционного строя является принцип социального государства, нашедший воплощение в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ. Указанный принцип провозглашает политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одним из основных прав, гарантируемых социальным государством, является право на социальное обеспечение. Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия определяются законом.

Указанное конституционное право имеет фундаментальную правовую природу, является неотчуждаемым и принадлежащим каждому человеку от рождения. Закрепление конституционного права на социальное обеспечение обязывает государственную власть осуществлять государственную социальную политику, направленную на обеспечение конституционных прав человека, на удовлетворение его потребностей и обеспечение социальной безопасности человека.

Конституция РФ, а также иные нормативные правовые акты закрепили широкий ряд гарантий права на социальное обеспечение. Одной из основных гарантий надлежащей реализации права на социальное обеспечение является возможность защиты своего права. Так, Конституция РФ предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке – в соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Читайте так же:  Ветеран труда досрочный выход на пенсию

Защита нарушенного права может быть осуществлена как посредством обращения в органы государственной власти, так и в судебные органы, в том числе в международные в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты [2, с. 5]. В соответствии с действующим отечественным законодательством допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки.

Однако наиболее распространенной используемой в нашем государстве формой защиты права на социальное обеспечение следует признать судебную защиту права. Именно суд вправе обязать государство и его органы исполнить свои обязательства перед гражданином и возместить причиненный ему ущерб – полномочия суда превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

Споры, связанные с защитой права на социальное обеспечение, находят свое разрешение как в судах общей юрисдикции, так и в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, а также высшим органом конституционного контроля – Конституционным Судом РФ [3].

Сегодня практика Конституционного Суда РФ показывает большое количество дел, касающихся применения конституционных норм в сфере социальных прав и свобод человека в России. Об этом свидетельствуют ежеквартальные обзоры практики данного органа, утверждаемые его решениями, а также правовые позиции Суда, сформулированные в отношении правовых норм различной отраслевой принадлежности, закрепляющих социальные права человека.

Содействие Конституционного Суда РФ реализации социальной политики государства обусловлено главным образом необходимостью исправления дефектов действующего социального законодательства и, тем самым, обеспечения конституционной защиты основных социальных прав и свобод человека и гражданина. В решениях Конституционного Суда находят разрешения многие вопросы судебной практики и практики защиты права на социальное обеспечение вообще – причем важен не только сделанный судом окончательный вывод, а обоснование такого вывода, поскольку в процессе обоснования Суд делает обобщения, оказывающие влияние как на разрешение других дел (в своем роде судебный прецедент), и на развитие социального законодательства [4, с.45]. Решения Конституционного Суда РФ не только способствуют устранению противоречий в правовой системе государства, последовательному развитию социального законодательства, но также устанавливают ориентиры для реформирования социального законодательства.

Немаловажную роль в судебной защите социальных прав играют конституционные (уставные) суды субъектов РФ в тех регионах, где их формирование предусмотрено законодательством. Суды субъектов РФ в результате анализа правового регулирования, связанного с обеспечением социальной защиты граждан в субъектах РФ, разрешают дела о проверке соответствия отдельных законов субъектов РФ Конституции РФ, формулируют правовые позиции, которые имеют существенное значение для проведения единой социальной политики на территории субъекта РФ и соблюдения конституционных принципов равенства и справедливости.

Наиболее часто по вопросам защиты права на социальное обеспечение граждане обращаются в суды общей юрисдикции. При этом обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал ли гражданин какой-либо иной способ защиты своего права. Защита социальных прав граждан осуществляется как на основе обращений в суд самих граждан, так и по заявлениям прокуроров. При этом анализ практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан, свидетельствует об устойчивой тенденции к их увеличению [5, с. 4].

Преимущественно заявления прокуроров в суды касаются защиты трудовых прав граждан о взыскании заработной платы; прав несовершеннолетних; возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью; нарушений пенсионных и иных социальных прав; а также оспаривания нормативных правовых актов, нарушающих социальные права граждан [6, с.68]. Увеличение количества обращений прокуроров, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, стало следствием социальной направленности работы органов прокуратуры и активизации надзора за соблюдением конституционных прав граждан.

Типичными нарушениями действующего законодательства являются такие основания для обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, как: несвоевременная выплата заработной платы; несоблюдение работодателями сроков расчета при увольнении работников; невыплата выходного пособия при ликвидации предприятий либо сокращении штатной численности работников; непредоставление льгот отдельным категориям граждан; отказ учреждений Пенсионного фонда РФ в оплате пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно; нарушения гарантий, касающихся социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; невыплата стипендий учащимся.

Практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует, что, осуществляя непосредственное обращение к смыслу и роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты указанных прав [7, с. 131]. Это определяется тем, что такой подход требует учитывать не только сами конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека, но и те конституционные принципы, в рамках которых действует государство, решая вопрос о провозглашении и реализации соответствующих прав. Безусловно, нельзя не отметить исключительное влияние решений Конституционного Суда РФ как на законотворческую, так и на правоприменительную практику по вопросам социальной защиты человека и гражданина. Вместе с тем усиление внимания судов общей юрисдикции к обусловленности основных социальных прав положениями Конституции РФ повышает качество и эффективность проводимой судебной защиты. Именно поэтому целесообразно расширять практику прямого использования норм Конституции РФ в рассмотрении и разрешении дел при проведении судебной защиты основных социальных прав.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита». Одним из направлений, одновременно являющимся и механизмом социальной защиты, и правом на судебную защиту права на социальное обеспечение является формирование и развитие в нашем государстве института квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной юридической помощи. Развитие указанного института связывается с принятием и вступлением в силу Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [8], который заложил фундамент для формирования негосударственной системы оказания адвокатами бесплатной помощи через негосударственные центры, учреждаемые адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями. Развитие бесплатной юридической помощи в России показывает рост количества видов бесплатной помощи малоимущим гражданам, а также количества субъектов, которым она оказывается – помимо сферы социального обеспечения она оказывается и в сфере здравоохранения, по сделкам с недвижимым имуществом, по защите жилищных, трудовых и семейных прав, по защите прав потребителей.

Государственные органы субъектов РФ вправе расширять круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень оснований ее оказания, а также принимать решения о предоставлении в экстренных случаях помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Право субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии получения бесплатной юридической помощи еще раз подчеркивает социальную направленность государства, и поддержание гарантий права на социальное обеспечение. Данное направление развития государственной системы по расширению круга граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь видится не только перспективным, но и необходимым в целях осуществления государством функций социального государства.

Читайте так же:  Производственная характеристика при оформлении инвалидности работником

Таким образом, создание и функционирование социально ориентированного, справедливого государства, сохранение его внутренней устойчивости невозможно без сбалансированной политико-правовой системы, проведения конструктивной, основанной на праве социальной политики, содержательное наполнение которой обеспечивается, в частности, конституционным правом на социальное обеспечение, и именно поэтому так важно наличие надежного и эффективного механизма его реализации.

Социальная защита, право на социальное обеспечение являются основными элементами основы конституционного строя, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство. Социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека.

Роль Конституционного Суда РФ в защите социальных прав человека

Рубрика: 1. Теория государства и права

Дата публикации: 07.04.2019

Статья просмотрена: 515 раз

Библиографическое описание:

Видео (кликните для воспроизведения).

Варков И. А. Роль Конституционного Суда РФ в защите социальных прав человека [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 1-2. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/327/15003/ (дата обращения: 11.03.2020).

В Конституции РФ закреплен широкий перечень социальных прав человека, гарантией реализации которых выступает предоставление населению права на защиту их прав и свобод в судебном порядке, в том числе посредством подачи жалобы Конституционный суд РФ. По мнению Л. В. Андриченко, «более 30 % всех решений Конституционного суда РФ затрагивают вопросы защиты социальных прав граждан Российской Федерации» [1, с. 5], что говорит о значительной роли Конституционного суда РФ в реализации социальной политики России.

Особенностью защиты социальных прав в судебном порядке Конституционным судом РФ является то, что при принятии решений суд руководствуется не только содержанием социальных прав, но и рассматривает закон сквозь призму конституционных принципов.

14 ноября 2018 года Конституционный суд РФ по делу № 41-П указал, что ч. 1 ст.46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам» [2] не соответствует Конституции РФ в той мере, в которой она используется в качестве основания для расторжения трудового договора при условии, что трудовые отношения у них возникли до принятия рассматриваемого закона, сотрудник имеет положительную характеристику и успешно прошел аттестационный экзамен.

Конституционный суд РФ, руководствуясь основными началами справедливости и равенства, из которых вытекает недопустимость установления различий без достаточной на то причины, посчитал несправедливым прекращение трудовых отношений с лицом, имеющим 11-ти летний стаж работы педагогом по причине отсутствия у него диплома об образовании.

Конституционный суд РФ отметил, что социальное государство должно гарантировать гражданам, состоящим долгое время в трудовых правоотношениях, уважение их достоинства и чести, в частности при изменении законодательства [3].

Представляется, что недопущение ущемления социальных прав по одним лишь формальным признакам полностью соответствует реализации принципа справедливости.

Принцип равенства закрепляет недопустимость установления дифференциации правого положения в рамках одной категории населения при предоставлении им социальных льгот. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 05.12.2017 N 36-П был признан противоречащим Конституции РФ п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в случая его использования в качестве причины для отказа в установлении пенсии по потере кормильца лицу, поступившему на обучение исключительно по результатам вступительного экзамена, а не на основании международного договора РФ [4].

Действительно, ограничение права на пенсионное обеспечения исключительно на основании формы поступления на обучение недопустимо.

Следует отметить, что принцип равенства нельзя считать абсолютным и безграничным, поскольку он направлен на исключение лишь неоправданных различий в объеме социальных прав. На практике возникают ситуации, когда законодатель намеренно закрепляет различный правовой статус лиц, входящих в одну категорию социально незащищенного населения, например, для установления баланса общественных и частных интересов.

Широкий общественный резонанс вызвала позиция органа судебного контроля, устанавливающая неравное положение мужчин и женщин, проходящих военную службу по контракту в случае предоставления им отпуска по уходу за ребенком. В соответствии с определением Конституционного суда от 15 января 2009 г. N 187-О-О отказ в предоставлении отпуска по уходу за ребенком мужчинам, проходящим военную службу, не является проявлением дискриминации, неравенства. Орган судебного контроля мотивировал свою позицию следующим образом: ограничение социальных прав мужчин допустимо, принимая во внимания особенность их правового статуса в целях достижения общественных интересов [5].

Представляется, что предоставление права на отпуск по уходу за ребенком в порядке исключения только военнослужащим женского пола, безусловно сопровождается ограничением социальных прав мужчин, однако, с учетом значимости противоречащих друг другу публичных и частных интересов весьма оправдано и не может рассматриваться в качестве дискриминации их прав.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что судебная защита позволяет обеспечить как формальное, так и фактическое равенство в объеме предоставляемых социальных прав. Например, постановлением Конституционного суда РФ от 19.07.2016 N 16-П были признаны не соответствующими Конституции РФ положения ч.1 и ч.3 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468–1, поскольку они устанавливают одинаковую величину пенсионных выплат родителям лиц, которые погибли при исполнении служебных обязанностей независимо от количества умерших [6].

Следует признать, что законодатель в процессе правотворчества не учел ситуации, когда при исполнении служебного долга погибает не один, а несколько детей. Бесспорно, потеря близких родственников причиняет родителям неимоверные мучения. Представляется справедливым оказать таким лицам повышенную социальную поддержку со стороны государства, в частности, путем увеличения размера пенсии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что решение вопроса о соответствии Конституции РФ норм, закрепляющих социальные права, а также их официальное толкование сквозь призму конституционных принципов позволяет достичь высокого уровня социальной защищенности населения посредством исправления недостатков действующего социального законодательства и в то же время учитывать экономические возможности государства.

Похожие статьи

Правовые позиции Конституционного Суда Российской.

Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства [1]. Конституционный Суд Российской Федерации.

Реализация полномочий Конституционного Суда Российской.

Конституционный Суд, Конституционный Суд РФ, решение, государственная власть, исполнение решений, Российская Федерация. Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо.

Читайте так же:  Пенсионный стаж отпуск по уходу за ребенком

Конституционно-правовые основы судебной власти.

Согласно законоположениям, Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (Конституционному Суду РФ.

Место Конституционного Суда Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

Судебный конституционный контроль — важный элемент системы разделения властей

Интересно, что Конституционный Суд появился раньше, чем новая Конституция.

Понятие конституционного контроля, его особенности

Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного контроля.

 обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции РФ с запросами о проверке конституционности законов.

Основы конституционного судопроизводства в России

Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного

Ключевые слова: Конституция, судебная власть, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ

Автор приходит к выводу, что судебный конституционный контроль в Российской.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской.

Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля занимает особое место как в рамках судебной системы, так и в механизме осуществления государственной власти в стране. Деятельность Конституционного Суда РФ оказывает значительное влияние.

К вопросу о практике реализации норм о судебном контроле за.

Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть. С этим согласны все исследователи, занимающиеся изучением правовых позиций Конституционного суда РФ.

Конституционный суд как орган конституционного контроля

Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий

Ключевые слова: Европейский Суд по правам человека, Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, Европейская Конвенция о.

Конституционные пробелы в практике обеспечения прав и свобод.

Конституционный Суд Российской Федерациисудебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо. Роль Конституционного Суда Российской Федерации заключается в определении конституционности нормативно-правовых актов и.

Научная библиотека

Защита прав граждан в области соц. обеспечения

Споры в сфере назначения гражданам пособий связаны с различными вопросами и возникают между гражданами и соответствующими органами, учреждениями и предприятиями.

В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед. организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия. Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).

Разногласия между страхователями и застрахованными лицами также могут возникнуть в случае расчета страхового стажа, назначения и выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет и др.

Споры, касающиеся ежемесячных пособий на детей, возникают между гражданином и органами соц. защиты населения субъектов РФ по отказу в назначении пособия, расчету среднедушевого дохода семьи, суммы пособий, задержек в их выплате.

Споры, которые касаются предоставления социальной помощи со стороны государства, могут возникать между малоимущим гражданином (семьей) и органом соц. защиты населения субъектов государства. Они могут быть связаны с отказом предоставить помощь, исчислением средней суммы дохода на душу, суммой и видом помощи, задержкой в предоставлении и др.

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.

Существуют споры и по другим вопросам социального обеспечения, включая социальное обслуживание, медицинскую помощь, дополнительное социальное обеспечение и др.

В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон. Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению.

Юридические гарантии защиты прав для граждан более конкретно устанавливают другие статьи Конституции РФ.

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей, в соответствии с которой граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Основа социальной защиты в области соцобеспечения пенсией

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.

Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.

Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение

Монографическим исследованием определено, что право на социальное обеспечение является конституционным правом гражданина, дано определение этого понятия, рассмотрены вопросы защиты права российских граждан в сфере социального обеспечения, исследованы формы и способы такой защиты, определена роль Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции в вопросах защиты права граждан на социальное обеспечение. Законодательство приведено по состоянию на февраль 2017 г.

Читайте так же:  Индивидуальный предприниматель пенсионер перерасчет пенсии

Быстрые ссылки

Контактная информация

119571 Россия, Москва, Проспект Вернадского, д. 82
Информация по обслуживанию читателей:
+7 499 956-9444

Как пройти в библиотеку

1 корпус: 8 этаж – Научная литература. Абонемент, читальные залы, отдел комплектования (прием диссертаций)

5 корпус: 2 этаж – Учебная литература. Абонемент, читальные залы

6 корпус: 2 этаж – Художественная литература. Абонемент (закрыт по техническим причинам)

Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Рассмотрение формы, средств и способов защиты

Юридическая литература содержит формы защиты прав, меры, средства и способы защиты.

Форма защиты является видом юридической деятельности, в ходе которой происходят охранительные правоотношения. Можно выделить непосредственную, общественную, управленческую, судебную и международную форму защиты гражданских прав.

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, которые осуществляют заинтересованные субъекты (граждане и работодатели, гражданине и органы или учреждения, куда он обращается для того, чтобы установить юридический факт, представить обеспечение).

В случае общественной формы защиты прав, ее осуществляют специально сформированным правозащитным органом. Сфера социального обеспечения в качестве такого органа предусматривает работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.

Форма управления для защиты прав состоит в работе органов публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, по правам ребенка в РФ, в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международную защиту прав граждан осуществляют специально созданные международные компетентные органы, включая Совет по правам человека, МОТ, Суд по правам человека в Европе (Страсбург), Экономический суд СНГ и др.

Предусмотрена и более крупная классификация для форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. Такая классификация относит к юрисдикционным формам общественную, управленческую, судебную и международную форму.

Если рассматривать неюрисдикционную форму, то в системе социального обеспечения ее не используют. Это обусловлено тем, что реализация гражданских прав в этой области не осуществляется без участия органов государства, органов местного самоуправления, предприятий.

Неюрисдикционная форма включает процедуру медиации, применяя которую происходит урегулирование споров, которые возникают из гражданских правоотношений, включая те, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью, с трудовыми и семейными правоотношениями. В соответствии с вышеизложенным, споры, которые возникают из правоотношений в области социального обеспечения, не могут быть урегулированы посредством процедуры медиации.

Понятие «способы защиты прав» литература трактует по-разному. М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова полагали, что они представляют собой действия, непосредственно направленные на защиту прав. В соответствии с подобным пониманием, во-первых, происходит отождествление способов и мероприятий защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не может являться квалифицирующим. В-третьих, не совсем ясно, кому принадлежат подобные действия: только гражданам, гражданам и органам, учреждениям и предприятиям, которые нарушили гражданские права или права третьих лиц, включая вышестоящие органы, прокуратуру и др.

Исследуя понятие «способы защиты прав», необходимо взять за основу ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которой любое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не запрещается законодательно.

Способы защиты могут быть выбраны гражданином, права которого нарушены. Они заключаются в действиях, которые не запрещает законодательство. Подобные действия выражаются направлением жалоб и заявлений в органы государства, органы местного самоуправления, предприятия, а также в СМИ, устных обращений.

Способы правовой защиты исходят и от органов государства различного уровня. Так, при нарушении гражданами собственных обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсии, пособия, приостановлении выплаты органами государства, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и др.

Мероприятия защиты отличаются от способов защиты тем, что представляют собой действия компетентного органа, учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены, или по инициативе органа, учреждения, организации и должностного лица. Система мер зависит от нескольких факторов:

  • форма правовой защиты;
  • вид нарушенного права;
  • характер нарушения прав;
  • полномочия компетентных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц, которые применяют меры защиты;
  • статус органа, учреждения, организации, должностных лиц, которые нарушают гражданские права;
  • содержание нормативных правовых актов.

В число мер защиты включено признание прав, признание недействительными актов органов государства различных уровней, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение (изменение) правоотношений и др.

Признание права может проводится посредством любого компетентного органа (учреждения), включая суд, признание недействительным актов государственных органов, органа местного самоуправления осуществляется только судом; который, как правило, выносит решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Они обладают внешним оформлением. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать обращение, иск. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица должны реагировать на обращения граждан с помощью оформления протокола, издания постановления, предписания, предостережения, протеста, представления и др.

В качестве субъекта охранительных правоотношений могут выступать гражданин; орган, организация или учреждение, которые предоставляют обеспечение; юрисдикционный орган.

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Юрисдикционные органы, в свою очередь, должны удовлетворять законные требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановления этих прав, возмещения причиненного ущерба.

Обязанность органов, предприятий и учреждений состоит в том, чтобы выполнять решения, которые вынесены юрисдикционным органом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существенную роль играет проблема момента возникновения охранительных правоотношений, который зависит от времени возникновения нарушения прав граждан и места обращения граждан за защитой их прав. В одной ситуации это происходит на этапе подготовки к обращению за обеспечением, в другой — за обеспечением, то есть в ходе процедурных правоотношений. Также существуют ситуации, когда граждане обращаются за защитой своих прав в области материальных правоотношений. Тогда и происходит проявление охранительных правоотношений, которые существуют наряду с процедурными и материальными правоотношениями, но и без них.

Источники

Суд в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here