Тенденции развития права социального обеспечения в россии

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Тенденции развития права социального обеспечения в россии". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Ключевые слова: бедность, «профессионально нищенство», система социального страхования, пенсии.

Abstract: this article describes the stages of evolution rassmatrivayutsya and social security law in Russia. Examines trends in development of legislative acts in this sphere legal.

Keywords: poverty, «professional begging», the system of social insurance and pensions.

В 1864 г. в результате земской реформы дела приказов общественного призрения были переданы земским учреждениям, характеристика и организация определяющая информационную составляющую расчета и перевода денежных средств, которая в свою очередь является организацией бухгалтерской деятельности нормативные акты регулирования которой относятся непосредственно организованным по сословному принципу. Законодательство возложило на земства очень широкие обязанности.

Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось, характеристика и организация определяющая информационную составляющую расчета и перевода денежных средств, которая в свою очередь является организацией бухгалтерской деятельности нормативные акты регулирования которой относятся непосредственно начиная с XVII века, характеристика и организация определяющая информационную составляющую расчета и перевода денежных средств, которая в свою очередь является организацией бухгалтерской деятельности нормативные акты регулирования которой относятся непосредственно за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах. К специальному законодательству относится Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1827 г. Согласно Уставу царь единолично устанавливал размеры пенсий для своих приближенных, характеристика и организация определяющая информационную составляющую расчета и перевода денежных средств, которая в свою очередь является организацией бухгалтерской деятельности нормативные акты регулирования которой относятся непосредственно величина которых достигала 12 тыс. руб. в год. 3

Ситуация коренным образом изменилась с развитием капитализма. Формирование капиталистического способа производства привело к возникновению объективной необходимости в организации государственной системы защиты наемных работников от социального риска утраты заработка, характеристика и организация определяющая информационную составляющую расчета и перевода денежных средств, которая в свою очередь является организацией бухгалтерской деятельности нормативные акты регулирования которой относятся непосредственно служившего для них основным источником средств существования, характеристика и организация определяющая информационную составляющую расчета и перевода денежных средств, которая в свою очередь является организацией бухгалтерской деятельности нормативные акты регулирования которой относятся непосредственно поскольку негосударственные (частные) системы страхования и действовавшие формы благотворительности решить эту задачу не могли.

Первыми видами выплат по государственному социальному страхованию стали пособия в связи с трудовым увечьем и болезнью.

После образования СССР в 1922 г. социальное обеспечение осталось в ведении союзных республик, характеристика и организация определяющая информационную составляющую расчета и перевода денежных средств, которая в свою очередь является организацией бухгалтерской деятельности нормативные акты регулирования которой относятся непосредственно а общефедерального органа управления создано не было. Социальным обеспечением сначала ведали наркоматы республик, характеристика и организация определяющая информационную составляющую расчета и перевода денежных средств, которая в свою очередь является организацией бухгалтерской деятельности нормативные акты регулирования которой относятся непосредственно а с 1923 г. — Наркомат труда СССР. В 1926-1927 гг. в некоторых Закавказских республиках наркоматы социального обеспечения были слиты с республиканскими комиссариатами внутренних дел и комиссариатами труда. Аналогичный процесс произошел и в ряде автономных республик РСФСР. 5

Важнейшим этапом в развитии законодательства о социальном обеспечении явились принятие 14 июля 1956 г. Закона о государственных пенсиях и утверждение 5 февраля 1955 г. ВЦСПС Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию. Эти нормативные акты распространялись на рабочих и служащих, характеристика и организация определяющая информационную составляющую расчета и перевода денежных средств, которая в свою очередь является организацией бухгалтерской деятельности нормативные акты регулирования которой относятся непосредственно был значительно расширен круг лиц, характеристика и организация определяющая информационную составляющую расчета и перевода денежных средств, которая в свою очередь является организацией бухгалтерской деятельности нормативные акты регулирования которой относятся непосредственно имеющих право на пенсию, характеристика и организация определяющая информационную составляющую расчета и перевода денежных средств, которая в свою очередь является организацией бухгалтерской деятельности нормативные акты регулирования которой относятся непосредственно повышены размеры пенсий.

Список используемой литературы:

Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971

Бугров Л.Ю., Васильева Ю.В. Трудовое право и право социального обеспечения как смежные отрасли в системе российского права // Труды Московской государственной юридической академии. Сборник статей. — М., 2002, № 9. — С. 65-68

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. М., 2002

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004.

Лушников А.М., Лушников М.В. Право социального обеспечения России: научное наследие и современность // Юридические записки Ярославского государственного университета П.Г. Демидова. — Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 2004, Вып. 8. — С. 84-99

http://scienceforum.ru/2016/article/2016029429

Современная система социального обеспечения, ее значение. Правовые основы права социального обеспечения и его место в системе права России

3. Толстоба Н.Д., Цуканов А.А. Проектирование узлов оптических приборов. Учебное пособие. – СПб,2002. – 128с

Благотворительная Патриотическая Акция

«КУБОК ОБЛАСТИ «Гол в пользу Добра!»

УВАЖАЕМЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ!

Оргкомитет Областной Общественной Патриотической Благотворительной Акции Прямой Адресной Помощи малообеспеченным детским домам Смоленской области «КТО, если не МЫ?!» с участием Администрации Смоленской Области активно занимается социальной адаптацией и патриотическим воспитанием молодого поколения с массовым привлечением детей, оставшихся без попечения родителей к здоровому достойному образу жизни!

Читайте так же:  Сколько платят пособие по безработице в германии

Сентября 2014 года в 14:00 на территории многофункционального стадиона в центре г. Смоленска «СПАРТАК»будет проходить,приуроченное к празднованию Дня Города, для детей-сирот, детей с ограниченными возможностями и детей находящихся в трудной жизненной ситуации Благотворительная Патриотическая Акция «КУБОК ОБЛАСТИ «Гол в пользу Добра!».В рамках, которой будет проходить:Футбольный турнир «КУБОК ОБЛАСТИ «Гол в пользу Добра!», Арт-Спорт Фестиваль, Фестиваль воздушных шаров «НЕБО РАДИ НАС» и Ярмарка Социальных Товаров Народного Потребления.

Цель Первой в истории Смоленска Областной Общественной Акции: проявить нужность и не безразличие общества к слабозащищенным гражданам, приобщить детей-сирот к здоровому и спортивному образу жизни, повысить их самооценку, привить высокие нравственные идеалы и культурны ценности, осуществить просвещение и социальную адаптацию! Создать атмосферу дружбы и подъёма патриотизма у детей и граждан Смоленска, приобщить Общество к Прямой Адресной Помощи слабозащищенным прослойкам населения!

Областная Общественная Акция в поддержку малообеспеченных детских домов Смоленской области «КТО, если не МЫ?!»набирает всё больше оборотов, и становится одним из значимых мероприятий среди воспитанников детских домов и школ-интернатов Смоленской области.

Обращаемся к Вам с просьбой рассмотреть Ваше участие, как Спонсора, в

этом высоко-социальном мероприятие!

СДЕЛАЙТЕ ЧТО-ТО ДОБРОЕ!

С наилучшими пожеланиями дальнейших успехов в Ваших делах,

«Гол в пользу Добра»

Моб: 8(960)581-00-31

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Современная система социального обеспечения, ее значение. Правовые основы права социального обеспечения и его место в системе права России……………………………………………………………………………..…….6

§ 1. Общая характеристика системы социального обеспечения на современном этапе ее развития……………….……………………………………. 6

§ 2. Правовые основы и место права социального обеспечения в системе права России…………………………………………..……………………………….18

2. Организационно-правовые формы социального обеспечения: проблемы состояния и развития……….…………………………………………………………29

§ 1. Социальное страхование: особенности функционирования и перспективы развития……………. …………………………………………………29

§ 2. Государственное обеспечение за счет бюджетных средств. Правовые проблемы его регулирования………………………………………………………. 38

§ 3. Государственная социальная помощь и проблематика ее правового обеспечения ……………………………………………………………………….…..46

§ 4. Государственное социальное обслуживание: современное состояние и тенденции совершенствования……………………………………………………….54

3. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении…….64

Список использованной литературы…………………………………………73
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования определяется современным развитием как политической так и социальной сфер жизни общества. В современном обществе социальное обеспечение играет основополагающую роль, где является фактором и показателем устойчивого и эффективного функционирования социально-экономических систем государства. Необходимость в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть определенные категории граждан, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно приобретать источник средств своего существования и вследствие этого нуждаются в поддержке.

Эта поддержка и является основной социальной функцией государства. Государство организует и обеспечивает социальную защиту всего населения путем установления норм, регулирующих социальное обеспечения, а так же осуществляя контроль и финансирование данной деятельности, что нашло свое закрепление и в Конституции.

В соответствии со статьей 7 Конституции[1] Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Но в настоящее время Россия находится только в самом начале пути к построению полноценного социального государства и многое вопросы социального обеспечения граждан все еще не решены.

Социальное обеспечение представляет собой установленную государством и гарантированную Конституцией Российской Федерации систему мер, направленных на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях. Главной целью социального обеспечения является оказание необходимой помощи конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

Одновременно с развитием общества формируются новые потребности, появляются новые интересы, которые не укладываются в сферу регулирования норм права. Появляются новые общественные отношения, которые необходимо включать в предмет правового регулирования социального обеспечения, возникает необходимость и в модернизации правового регулирования уже существующих отношений. Законодатель учитывает в своей деятельности динамику развития общественных отношений, принимая новые нормы, изменяя и заменяя старые, но проблемы в правовом регулировании такой сферы как социальное обеспечение все еще существуют.

Проблемные вопросы правового регулирования социального обеспечения рассматривались в работах множества ученых, правоведов, социологов, таких как Е.Г. Азарова, Ю.В. Васильев, В.С. Андреев, Е.И. Астрахан, В.А. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.О. Буянова, М.Л. Захаров и другие.

В связи с этим целью данной работы является анализ правовых проблем современного состояния системы социального обеспечения в Российской Федерации, а так же проблем ее дальнейшего развития.

Согласно цели работы в ней будут рассматриваться следующие вопросы:

— Определение места, сущности и основных задач права социального обеспечения в системе права Российской Федерации.

— Определение основных проблем социального обеспечения в России и путей их решения.

— Определение тенденций развития социального обеспечения в Российской Федерации.

Основными методами исследования является совокупность различных методологических приемов и средств познания. Общей методологической основой исследования являлись современные научные методы: общенаучные, частно-научные, специальные, в том числе диалектико-материалистический, комплексный, системно-структурный, логический, сравнительно-правовой и другие.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: дипломная работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованной литературы.

Современная система социального обеспечения, ее значение. Правовые основы права социального обеспечения и его место в системе права России

Дата добавления: 2015-08-27 ; просмотров: 668 . Нарушение авторских прав

http://studopedia.info/3-51497.html

3. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении

Законодательство права социального обеспечения не стоит на месте, оно развивается наравне с обществом, разрешая его социальные проблемы.

Читайте так же:  Кому положена федеральная социальная доплата к пенсии

Развитие и реформация законодательства в системе социального обеспечения населения в последние годы обусловило следующие его особенности:

— примерно 73% всех средств на социальное обеспечение населения тратится через систему социального страхования, главным образом на пенсии, на которые расходуется около 2/3 всех средств на социальное обеспечение населения;

— реализованные в 2008–2010 гг. меры, направленные на повышение размера пенсионного обеспечения (индексации размера пенсий, валоризация и введение социальной доплаты к пенсии), привели к тому, что пенсии, составлявшие в 2007 г. 5,0% ВВП, выросли к 2009 г. до 7,2% ВВП, а в 2010 г. достигли уровня 10% ВВП, что потребовало увеличить совокупный трансферт из федерального бюджета до 5,2% ВВП и обусловило повышение страховых взносов в 2011 г. с 26 до 34%;

— приоритеты социальной политики как на федеральном, так и на региональном уровне приводят к тому, что все больше ресурсов сосредоточивается на помощи гражданам пожилого возраста, что ранее объяснялось низкими (ниже прожиточного минимума) размерами значительного числа пенсий. С введением социальной доплаты к пенсии основной категорией, нуждающейся в социальной поддержке, становятся малоимущие семьи с детьми;

— подавляющая часть средств социальной помощи тратится на категориальные льготы: на их долю приходится около 90% всех средств на социальную помощь. Это характерно как для выплат федерального уровня, так и для региональных выплат. Средства, которые идут на адресные программы, невелики и распылены по отдельным видам пособий и выплат;

— монетизация системы категориальных льгот, начатая в 2005 г., по-прежнему оставляет место значительному распространению натуральных форм категориальных льгот: если обеспечение топливом и оплата за телефон предоставляются в основном в денежной форме, то социальная поддержка по оплате жилья и коммунальных услуг, по оплате проезда на транспорте, на изготовление и ремонт зубных протезов, на протезно-ортопедическую помощь и предоставление технических средств реабилитации предоставляется в основном в натуральном виде, хотя и здесь видны некоторые положительные сдвиги. 1

Видео (кликните для воспроизведения).

Формирующийся массив законодательства показывает, насколько многоаспектна и многогранна палитра правовых норм, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения. На сегодняшний день нет отрасли права, которая хотя бы в малой степени не затрагивала вопросы социального обеспечения.

Потребность в дальнейшем совершенствовании законодательства о социальном обеспечении обусловлена, как новыми задачами, стоящими перед государством в социальной сфере, так и теми проблемами, необходимость решения которых вытекает из ранее принятых актов.

Частые изменения и дополнения, вносимые в законы, осложняют правоприменительную практику. Не менее трудная ситуация складывается тогда, когда во вновь принятых законах содержатся принципиально иные подходы к реализации гражданами их социальных прав через систему социального обеспечения. Отсутствие единой правовой базы в этих случаях приводит к пробелам и противоречиям в законодательстве, что не позволяет гражданам реализовать свои права в полном объеме. В таких условиях важно видеть перспективу развития законодательства и заранее определять основные концептуальные направления этого развития.

Существуют множество мнений по поводу направлений развития системы социального обеспечения в РФ.

К одному из них можно отнести переход от пенсионного страхования к борьбе с бедностью. Его сформулировал Назаров Владимир Станиславович – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Научного направления «Макроэкономика и финансы».

Его суть заключается в том, что существующая распределительная пенсионная система финансово несостоятельна. Дефицит бюджета ПФР в 2010 г. составил около 2,9% ВВП, в 2011 г., по оценкам ПФР, он сократится до 1,8% ВВП. Однако реальная зависимость пенсионной системы от бюджета выше: совокупный трансферт из федерального бюджета в ПФР вырос с 1,6% ВВП в 2008 г. до 5,2% ВВП в 2010 г. Если перед пенсионной системой ставить цель страхования утраченного заработка (т.е. достижения определенного коэффициента замещения, например, в 40%), то в 2010–2050 гг. придется либо увеличивать трансферт из федерального бюджета каждые 5 лет на 1 процентный пункт ВВП, либо повышать ставку пенсионных взносов на 1 процентный пункт каждый год. Во многом это обусловлено объективным демографическим процессом старения населения.

Одновременно с сокращением возможности финансировать систему пенсионного страхования в постиндустриальном обществе снижается и потребность в данной социальной системе. Это объясняется следующими факторами:

а) сфера применения тяжелого физического труда стремительно сокращается, а возможность заниматься умственным трудом, как правило, сохраняется значительно дольше;

б) медицинские технологии позволяют продлить трудоспособный возраст;

в) системы образования становятся более гибкими, позволяя адаптировать пожилых людей к потребностям рынка труда;

г) общий рост благосостояния, расширение возможностей инвестиций в человеческий капитал и возможностей финансовых институтов по предоставлению индивидуальных пенсионных планов и страховок в случае утери трудоспособности делают более привлекательными частные сбережения и инвестиции, так как они, в отличие от государственной пенсионной системы, учитывают индивидуальные предпочтения и риски граждан;

д) в семьях, как правило, работают оба супруга, что увеличивает стабильность семейного бюджета в случае временной или постоянной нетрудоспособности одного из членов семьи.

Одновременное снижение финансовой состоятельности распределительной пенсионной системы и потребности в ней в постиндустриальном обществе определяют необходимость перехода к пенсионной системе, включающей следующие три составляющие:

− добровольная частная пенсионная система, состоящая из любых накоплений граждан и инвестиций в человеческий капитал;

− обязательная накопительная пенсионная система;

− страховка от бедности в случае нетрудоспособности;

Страховка от бедности в случае нетрудоспособности означает трансформацию пенсии в социальное пособие. Получение пособия нецелесообразно привязывать к достижению какого-либо возраста, так как человек может оказаться в безысходной жизненной ситуации и до 60 лет, а может вполне преуспевать и в 90 лет. Пособие должно быть ориентировано на прожиточный минимум пенсионера. Финансирование пособия может осуществляться за счет налогов общего покрытия, а не отдельных страховых взносов.

Читайте так же:  Свежие льготы военным пенсионерам

Описанное выше «переформатирование» классической пенсии в «пособие для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации» обладает следующими преимуществами: увеличиваются стимулы к труду, стимулируются рождаемость и инвестиции в человеческий капитал, в массовое сознание внедряется стремление продлить время активной жизни, в том числе больше заботиться о своем здоровье.

На данный момент можно выделить два основных направления государственного развития системы социальной поддержки населения, первое из которых – это постепенное введение и развитие системы соплатежей со стороны населения при получении социальных услуг различных видов, а второе содействие развитию некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги населению, постепенное наращивание доли услуг, производящихся в некоммерческом секторе.

На сегодняшний день, правительством были рассмотрены основные направления бюджетной политики на 2015–2017 годы. Несмотря на все потенциальные риски бюджет остается социально ориентированным. На эти цели направляется почти 60 процентов всех расходов. Так, на выплату пенсий и зарплат только в федеральном бюджете 2015–2017 годов заложено более 2,7 триллиона рублей. 1

Также, 100 миллиардов рублей запланированы в качестве трансфертов в бюджет Пенсионного фонда в 2015 году. Доходы Пенсионного фонда России в следующем году составят 7,4 триллиона рублей, а расходы – 7,5 триллиона, и они возрастают в 2016 и 2017 годах на довольно значительные суммы.

Второе из отмеченных ранее направлений развития системы социальной поддержки населения – усиление доли и роли некоммерческого сектора в производстве услуг – оказывает положительное влияние на возможность сокращения объем расходов на содержание государственных учреждений. Тем самым, оказать содействие в реализации модернизации системы социального обеспечения населения, путем внедрения негосударственных источников финансирования.

Одной из проблем социального обеспечения являться то, что в системе источников права социального обеспечения нет единого, законодательно закрепленного свода принципиальных положений, что не позволяет последовательно развивать эту отрасль законодательства и права и, напротив, создает благодатную почву для его частых изменений в силу финансовых и иных конъюнктурных обстоятельств. В этой связи весьма актуальным становится вопрос систематизации права социального обеспечения обеспечение.

Сама по себе данная тема не нова и рассматривалась различными исследователями. О необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении на страницах юридических изданий говорилось неоднократно, но перевести научные дебаты в практическую плоскость до сих пор не удавалось. Задача кодификации законодательства о социальном обеспечении требует решения многих концептуальных вопросов, и в этой связи на ближайшее будущее является одним из актуальных направлений развития права социального обеспечения. 1

Объем нормативного материала в данной сфере постоянно увеличивается, при этом, несмотря на то что многие группы общественных отношений теперь регулируются федеральными законами, объем подзаконного и ведомственного нормотворчества от этого не уменьшается.

Социально-обеспечительное законодательство бессистемно, противоречиво и сложно в применении, поскольку действующее законодательство о социальном обеспечении подвергается частым хаотичным, бессистемным изменениям, что нарушает логическую связь между правовыми категориями, используемыми законодателем. Законодательству о социальных выплатах как неотъемлемой части социально-обеспечительного законодательства также свойственна эта тенденция.

Неточности и расхождения в понятийном аппарате в области социальных выплат, негативно влияют на качество нормативно-правовых актов и осложняют правоприменительную деятельность. Учащаются случаи, когда для обозначения одного и того же явления используются разные слова и словосочетания, что нарушает требование терминологического единства. Законодательство, регулирующее отношения по предоставлению социальных выплат, характеризуется недостаточной терминологической проработкой, отсутствием ясных и точных определений, единообразия применения юридических терминов.

Очевидно, что законодательство о социальном обеспечении нуждается в серьезном и концептуальном пересмотре, результатом которого должен стать единый сводный отраслевой кодифицированный акт. Иные способы упорядочения нормативных предписаний, такие как инкорпорация и консолидация, также могут быть использованы, но в качестве вспомогательного средства. Разработка и принятие в ближайшее время Кодекса социального обеспечения задача гораздо более насущная, поскольку это основной способ преодоления множественности нормативных актов, пробелов и противоречивости правового регулирования.

О необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении на страницах юридических изданий говорилось неоднократно, к примеру, Васильева Ю.В. Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? // Известия вузов. Правоведение. 2009. N 4. С. 109 — 116., Виноградова З.Д. Виноградова З.Д. Кодификация законодательства о социальном обеспечении // Вопросы социального обеспечения: Сб. науч. трудов. Вып. 14. М., 1983. С. 25 — 26., Толоконский В.А. Социальный кодекс РФ: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении / А.В. Усс, В.А. Толоконский, В.И. Иванков, В.Н. Лисица. Новосибирск, 2004. С. 56., но перевести научные дебаты в практическую плоскость до сих пор не удавалось. Возможно, с усилением внимания российских парламентариев к вопросам кодификации данная ситуация изменится.

Множественность нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, сложность их языка и стиля не могут обеспечить адекватного понимания и принятия их гражданами, среди которых немало людей с ограниченными возможностями, тем более, что законодательные положения о доступности и бесплатности юридической помощи бездействуют. Это влечет социальную напряженность, сопротивление проводимым реформам (нередко — ввиду их непонимания), страх быть обманутыми государством.

Если кодификация в должной мере будет ориентирована на граждан, то сможет упростить и качественно улучшить процесс восприятия ими законодательства о социальном обеспечении. А планируемый кодекс станет для населения России важнейшим источником знаний о своих правах в данной области.

http://studfile.net/preview/5776955/page:9/

История развития социального обеспечения. Часть 2

В первые годы советской власти были разработаны и осуществлены многие декреты по вопросам социального обеспечения рабочих, крестьян, военнослужащих и их семей. Великая Октябрьская социалистическая революция установила государственную систему социального обеспечения трудящихся. Полная ответственность государства за организацию социального обеспечения, предоставление обеспечения за счет общества во всех необходимых случаях, высокий уровень обеспечения, широкое участие в управлении социальным обеспечением трудящихся и их общественных организаций – таковы основные идеи, легшие в основу организации социального обеспечения.

Читайте так же:  Социальное пособие на погребение пенсионеров

§2. Советский период

В первые же дни после низложения Временного правительства Советская власть декларировала право граждан Советской России на социальное обеспечение во всех случаях нетрудоспособности. В числе первых мероприятий было правительственное сообщение от 30 октября 1917 года «О социальном страховании».

Одним из первых декретов был Декрет СНК РСФСР от 10.11.1917 «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев», в соответствии с которым всем пенсионерам — рабочим, пострадавшим от несчастных случаев по 1917 год включительно, была немедленно увеличена пенсия с 1 января 1917 года на 100 процентов, за счет пенсионного фонда. Пенсионный фонд постановлялось пополнять в течение трех лет из запасного капитала, свободных остатков от операций и, в случае недостаточности их, дополнительными взносами предпринимателей.

Для управления делом социального обеспечения был создан Народный комиссариат государственного призрения, вскоре переименованный в Народный комиссариат социального обеспечения. На него была возложена забота по обеспечению семейств красноармейцев, жертв стихийных и социальных бедствий и лиц, впавших в нужду. На него же была возложена борьба с наследием царского строя и первой мировой войны — нищенством и беспризорностью. Его руководительница Александра Михайловна Коллонтай тревожилась бедственным положением молодой республики: «если не придем на помощь увечным воинам, не выплатим вовремя пособия, не позаботимся о бездомных – не избежать демонстрации».

29 ноября 1917 года Народный комиссариат труда РСФСР утвердил «Положение о Страховом Совете» .Оно регулировал вопросы, связанные со страхованием рабочих на случай болезни, от несчастных случаев, а также от безработицы, утверждало невиданно демократичный состав этого Совета: 24 члена от застрахованных, 4 от всероссийского центрального совета профессиональных союзов, по 2 от всероссийского центрального совета фабрично-заводских и сельскохозяйственных рабочих комитетов, 3 от народного комиссариата труда, 1 от народного комиссариата юстиции, 8 членов от работодателей и по 1 члену от земского и городского самоуправления, от врачей и от юристов.

2 декабря 1917 Народные Комиссариаты Внутренних Дел, Путей Сообщения и Государственного Призрения разработали совместное Письмо «О борьбе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения» , в котором, констатируя экономический развал, вызванный войной, недоедание и истощение населения, разрабатывались шаги по демократизации медико-санитарных организаций и расширения представительства от местного населения.

11 декабря Всероссийский центральный исполнительный комитет утвердил «Положение о страховании на случай безработицы».

Следующей вехой стало принятие ВЦИК 22 декабря довольно большого и тщательно разработанного Декрета из 76 пунктов «О страховании на случай болезни». Благодаря нему больничные кассы стали оказывать все виды врачебной помощи не только непосредственным участникам кассы, но и членам их семейств и лицам, фактически находящимся на положении таких членов.Устанавливалось предоставление врачебной помощи в виде: первоначальной помощи при внезапных заболеваниях и несчастных случаях;амбулаторного лечения; лечения на дому; родовспоможения; больничного (коечного) лечения с полным содержанием больных а также санитарного и курортного лечения. При этом врачебная помощь сопровождалась бесплатной выдачей лекарств, перевязочных средств, улучшенной пищи и всех необходимых медицинских принадлежностей.

Несмотря на оскуднелый бюджет и опасное военное положение советская власть находила силы для заботы о культурном будущем народа. Второго января нового года СНК РСФСР ассигновал 12520000 рублей для выдачи единовременных пособий народным учителям.

Наконец, Декретом СНК 31 октября 1918 года было утверждено «Положение о социальном обеспечении трудящихся», состоящее из 56 статей, которое стало основным законодательным актом в деле организации социального обеспечения в стране. «Положение» установило обязательную государственную помощь нетрудоспособным и ввело всестороннее социальное обеспечение, охватившее рабочих, служащих, инвалидов труда и войны, ремесленников и кустарей, путём пенсионирования, создания специальных домов для инвалидов и престарелых, организации кооперации инвалидов и других мероприятий. Обеспечению подлежали все без исключения лица, источниками существования которых являлся только собственный труд, без эксплуатации чужого. В соответствии с ним теперь «в задачи Социального Обеспечения входит также и принятие предупредительных мер против заболеваний, увечий и т.п., а равно облегчения их последствий».

Бывшие господа и хозяева земли, свергнутые народом, частью уехали заграницу, частью были уплотнены или выселены из своих роскошных особняков. В этой связи необходимо было с пользой освоить появившуюся жилую площадь, которой очень не хватало. Загородные дачи, бывшие помещичьи усадьбы, реже монастыри и т.п. были использованы для организации домов отдыха . Они организовывались Губернскими Советами Профессиональных Союзов в целях предоставления рабочим и служащим возможности восстановить свои силы и энергию в течение получаемого ими ежегодного очередного отпуска в наиболее благоприятных и здоровых условиях. В первую очередь в них принимались рабочие и служащие особо вредных производств и профессий.

3 октября 1921 года появился Декрет СНК РСФСР от 03.10.1921 «Об обеспечении безработных», а 14 числа того же месяца «Об обеспечении рабочих и служащих при временной нетрудоспособности», благодаря которому все трудящиеся, занятые работой или службой по найму в государственных, общественных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах, при временной утрате трудоспособности стали пользоваться, независимо от причин, ее вызвавших (болезнь, увечье, беременность, роды, карантин и т.д.), правом на сохранение полностью получаемых ими лично, так и на членов семьи всех видов денежного и натурального довольствия и снабжения в размере их действительного обычного заработка до момента утраты трудоспособности.

Таким образом, за несколько лет советской власти были заложены долгосрочные основы системы материального обеспечения трудящихся и членов их семей. Но в жизни не все так гладко, как на бумаге. После мировой и гражданской войн в стране насчитывалось несколько миллионов беспризорников. Эта проблема стояла настолько остро, что ей озаботился лично Феликс Эдмундович Дзержинский, будучи к тому же одним из председателей ВСНХ. К сожалению, эта страница истории как никогда актуальна, ибо «за прошедшие два десятилетия в стране произошла социальная катастрофа, сравнимая по масштабу с двумя самыми кровопролитными войнами в истории России» и «неотъемлемой чертой повседневной жизни и своеобразным символом новой, постсоветской России стали беспризорные дети…» . Несмотря на принимаемые Правительством РФ в последние годы меры, наблюдается рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, а из выпускников сиротских учреждений только оставшиеся 10% адаптируются к окружающему миру .

Читайте так же:  Пособие после рождения ребенка безработным

Важным событием стало принятие новой Конституции 1936 года, в которой в статье 120 было закреплено право на социальное обеспечение и предусматривалось, что «советские граждане имеют право на материальное обеспечение в старости, а также – в случае болезни и потери трудоспособности» . Одними из основных видов социального обеспечения являлись выплата пенсий и пособий. В колхозах для обеспечения стариков, инвалидов труда — членов колхозов, сирот, создавались«по решению общих собраний специальные фонды путем отчисления до 2% валовой продукции колхоза» .

После перехода жизни страны обратно на мирные рельсы было необходимо приобщить участников войны и инвалидов к труду в народном хозяйстве. Социалистическая экономика успешно с этим справилась.

Следующим крупным событием стало принятие Верховным Советом СССР 14 июля 1956 г. Закона о государственных пенсиях. Находясь еще в стадии разработки Закон широко обсуждался на предприятиях, учреждениях и научных институтах.Он коренным образом улучшил обеспечение государственными пенсиями, значительно повысил размеры всех видов пенсий (например, средний размер пенсий по инвалидности увеличился на 50—65%, а по старости — на 90%) .

Была установлена привычная ныне схема: право на пенсию по старости стали иметь рабочие и служащие: мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Лица, работающие па подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, получают пенсию по старости па льготных условиях: мужчины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, женщины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет. На льготных условиях пенсию по старости получают также лица, работающие на к.-л. других работах с тяжёлыми условиями труда.

Пенсии по старости назначались в размерах от 50 до 100% фактического среднемесячного заработка, а лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах,— от 55 до 100% заработка. Минимальный размер пенсии по старости до денежной реформы был 300 рублей, максимальный – 1200. Этот закон с изменениями действовал до принятия Федерального закона от 1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Следует признать, что в эпоху застоя вследствие проведения косыгинской реформы и внедрения в экономику хозрасчетных мероприятий расцвели бюрократизм и партократия, а «к середине 1980-х гг. в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции» . Социалистическую экономику нужно было лечить социалистическими средствами. Вместо этого перестроечная пропаганда и ее идеологи встали на курс шаблонного подражания западным странам. Нужно сделать-де социальное обеспечение минимально подконтрольным государству, а невидимая рука рынка все расставит на свои места.Телевидение и печать залились антисоветскими разоблачающими программами и статьями, обвиняя во всех проблемах настоящего дня темное тоталитарное прошлое. Рассказывая про прекрасную жизнь рабочих в Российской Империи, сегодня официально провозглашенной образцом, нам почему-то забывали сообщать о том, что зачастую половина заработка взималась фабрикантами в виде штрафов, а также удерживались суммы за проживание в фабричных бараках. Так же и в баснях о тысячедолларовых заработках простых американских слесарей забывали упомянуть, что эти же тысячи они отдавали за квартиру, за обучение, за детские сады, за лечение, а на жизнь оставались сущие центы.

Андреев В.С.. Право социального обеспечения в СССР. — М.: «Юридическая литература», 1980. – С. 83.

Декрет СНК РСФСР от 10.11.1917 «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев» // СПС КонсультантПлюс

Коллонтай А. М. Первые дни наркомсобеса / А.М.Коллонтай // Утро страны Советов. – М.: Лениздат, 1988 – С. 209.

Декрет СНК РСФСР от 13.05.1921 «О домах отдыха» // СПС КонсультантПлюс

Жиляева С.К. К вопросу о состоянии беспризорности несовершеннолетних в современной России // История государства и права. – 2012. – N 5. – С. 22 — 25.

Байматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение // Российский юридический журнал. – 2014. – N 6. – С. 129 — 138.

Билим Н.Н. Проблемы ликвидации беспризорности в СССР в 1920 — 1930-е гг. (правовой аспект) // Общество и право. 2011. – N 1. – С. 13 — 16.

Юридический словарь / под ред. С. Н. Братуся – М.: Государственное издательство юридической литературы, 1953. – С. 640.

Энциклопедический Словарь/ гл. ред Б.А. Введенский. – М.: государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1953. – С. 272.

Большая Советская Энциклопедия, т. 52. / гл. ред. С.И. Вавилов и др. – 1-е изд. – 1947 М.: Государственный научный институт «Советская энциклопедия». – С. 297.

Козлов А.Е. Социальное обеспечение в СССР. – М., Издательство «Наука», 1981. – С. 36.

Большая советская энциклопедия, т. 51: / гл. ред. Б.А. Введенский. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1958. — С. 119.

Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С. 61.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://pikabu.ru/story/istoriya_razvitiya_sotsialnogo_obespecheniya_chast_2_5619825

Тенденции развития права социального обеспечения в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here