Тесты принципы права социального обеспечения

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Тесты принципы права социального обеспечения". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Тесты принципы права социального обеспечения

121. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность в правоотношениях по социальному обеспечению:
могут не совпадать

122. Правоспособностью в области социального обеспечения называется:
признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению

123. Правосубъектность права социального обеспечения состоит из:
дееспособности
деликтоспособности
правоспособности

124. Предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:
отношения по предоставлению различных социальных услуг
отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме
процедурные и процессуальные отношения

125. Представители «узкой» сферы социального обеспечения предлагают ограничить сферу социального обеспечения следующими видами обеспечения:
выплатой пенсий
выплатой пособий
социальным обслуживанием

126. При отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы до регистрации в Пенсионном фонде в качестве застрахованного лица устанавливаются по:
свидетельским показаниям

127. При подсчете страхового стажа уплата взносов, налогов, имевшая место до вступления в силу новой пенсионной системы .
приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

128. При советской власти социальное обеспечение распространялось:
на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих)
на детей, многодетные семьи
на одиноких матерей
на членов колхоза

129. Принцип всеобщности социального обеспечения предполагает предоставление органами социального обеспечения РФ равную и одинаковую для каждого гражданина РФ возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социаль­ного обеспечения независимо от:
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств
пола
расы или национальности
языка, происхождения, имущественного и должностного положения

130. Принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
обеспечение надзора и общественного контроля
ответственность за целевое использование средств обязательного со­циального страхования
паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования
устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов

131. Принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека; обеспечение государ­ственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; запрещение принудительного труда — относятся к следующему типу принципов права социального обеспечения:
межотраслевым

132. Работодатель обязан предоставлять в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о трудовом стаже, заработке и начисленных страховых взносах его работников (если их менее 50 человек) со следующей периодичностью:
ежеквартально

133. Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности при I степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в сумме _________________ в месяц.
5124 рублей

134. Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности при II степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в сумме _________________ в месяц.
450 рублей

135. Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности при III степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в сумме _________________ в месяц.
1281 рублей

Тесты принципы права социального обеспечения

1. I группа инвалидности устанавливается на срок:
2 года

2. II группа инвалидности устанавливается в основном на срок:
1 год

3. III группа инвалидности устанавливается на срок:
1 год

4. Благотворительные организации были упразднены:
в 1917 году

5. В науке сложились две основные концепции содержания понятия «социальное обеспечение»:
правовая
экономическая

6. В непрерывный трудовой стаж засчитывается время военной службы по контракту, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не превысил:
одного года

7. В общую часть системы права социального обеспечения как науки входят:
история и перспективы развития права социального обеспечения
понятие права социального обеспечения
предмет права социального обеспечения
принципы права социального обеспечения

8. В первые годы советской власти сформировалась теория, в соответствии с которой социальное обеспечение — это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Эта теория называется:
теория социальных рисков

9. В период развития капитализма в России сложились и функционировали следующие виды социального обеспечения:
единая государственная система социального страхования
пенсии военнослужащим и чиновникам в случае их отставки
пенсии по инвалидности (от трудового увечья)
пенсии по случаю потери кормильца
пенсии по старости

10. В понятие социального обеспечения не включаются:
право на бесплатное обеспечение жильем
право на бесплатное образование

11. В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом получать эту пенсию является:
семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев

12. В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является:
престарелый гражданин или инвалид, не имеющий страхового стажа, или семья при смерти такого кормильца

13. В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом могут быть:
медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК)
суд

14. В процессуальных правоотношениях вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются:
правовосстановительными органами
правоохранительными органами
юрисдикционными органами

15. В соответствии с законодательством обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе:
беременных женщин
лиц, потерявших кормильца
нетрудоспособных
семей, имеющих детей

Принципы права социального обеспечения

Рассмотрение данной темы требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа, обусловленности правовых принципов политической и экономической системой государства.

Общепризнанным считается понятие принципа права как основной идеи, исходного направляющего начала, определяющего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование.

По сфере действия принципы принято классифицировать:

— на общеправовые, свойственные всем отраслям права;

— межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

— отраслевые, определяющие специфику конкретной отрасли;

— внутриотраслевые, относящиеся к отдельным институтам отрасли.

Читайте так же:  Индексация пенсии пенсионерам прекратившим работу

К общеправовым относятся, в частности, следующие:

— человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина — обязанность государства;

— признание и гарантированность прав и свобод каждому человеку от рождения, их неотчуждаемость;

— права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов.

К общим принципам права обычно относят также принципы социальной справедливости, гуманизма, законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

Эти общие принципы права являются руководящими, основополагающими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах общественной жизни.

Межотраслевые правовые принципы охватывают две и более отрасли права. К ним относятся:

— право на защиту от безработицы;

— право на охрану здоровья;

— государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

— право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;

— право на защиту от бедности.

Следующий уровень — отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Они отражают сущность и пронизывают содержание конкретной отрасли права.

Специфику принципов права социального обеспечения обусловливает распределительный характер общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Средства, аккумулируемые на цели социального обеспечения, ограничены и имеют строго целевой характер.

В науке права социального обеспечения к отраслевым относятся принципы:

— всеобщности социального обеспечения;

— осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета;

— гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными;

— многообразия оснований видов и социального обеспечения;

— гарантированности уровня социального обеспечения для достойной жизни;

— дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения предполагает, что Конституция устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.

Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.

Принцип осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета означает, что получение работающими лицами (их семьями) обеспечения за счет средств обязательного социального страхования при наступлении социальных страховых рисков не лишает их права на социальное обеспечение в тех случаях, когда оно предоставляется за счет средств бюджета без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

Принцип гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, выражает идею об обеспечении при наступлении всех общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, необходимость в медицинской помощи.

Многообразие оснований и видов социального обеспечения как принцип права социального обеспечения обусловлен тем, что действующее российское законодательство закрепляет в качестве оснований для социального обеспечения широкий перечень социальных рисков:

— достижение установленного законом возраста (старость);

— потребность в медицинской помощи и лечении, лекарственной, протезно-ортопеди-
ческой помощи, транспортном средстве либо средстве передвижения;

— материнство и др.

С многообразием оснований социального обеспечения напрямую связано и многообразие его видов. При этом социальное обеспечение предоставляется физическим лицам как в денежной, так и в натуральной форме.

К денежной форме обеспечения относятся пенсии (по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет), доплаты к пенсиям, социальные пособия (по временной нетрудоспособности, безработице и др.), компенсационные выплаты (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными и др.).

Натуральной формой обеспечения охватываются разнообразные виды социальных услуг (медицинская помощь, лекарственная помощь, социальное обслуживание на дому и др.), а также различные льготы по системе социального обеспечения (по проезду и др.).

По разнообразию видов обеспечения система социального обеспечения в России в целом сопоставима с системами социального обеспечения развитых стран. Но необходимо отметить, что некоторые виды обеспечения носят временный характер, что связано со сломом прежней и становлением современной системы социального обеспечения и значительным снижением уровня жизни населения.

Гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни. В настоящее время данный принцип полностью не реализован, поскольку большинство выплат по системе социального обеспечения данную задачу не выполняют. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни.

Такая обязанность вытекает как из Пакта об экономических, социальных и культурных правах, так и из ст. 7 Конституции, согласно которой Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной целью экономического развития социального государства является повышение благосостояния населения, поэтому экономическая и социальная стороны его деятельности не должны противопоставляться.

Производство должно создавать необходимые источники для вложений в социальную сферу, развитие которой, в свою очередь, будет стимулировать хозяйственную деятельность. А показателем достижения баланса между ними станет повышение всех видов пенсий и пособий до уровня прожиточного минимума
и автоматическая индексация их в соответствии с ростом цен.

Что касается обеспечения сверх прожиточного минимума, то рыночная экономика предполагает индивидуальную ответственность человека за собственное материальное благополучие, личное участие в создании финансовой базы социального страхования. При этом степень такого участия будет прямо влиять на содержание правового регулирования и определять объем правомочий лиц, подлежащих государственному социальному страхованию. Эта идея заложена в пенсионную систему в виде страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Читайте так же:  Какие документы нужны для оформления инвалидности пенсионеру

Механизм соизмерения трудовых пенсий и всех видов краткосрочных страховых пособий (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) с прежней заработной платой (трудовым доходом) является вполне приемлемым, поскольку именно она формирует уровень жизни человека и при нормально функционирующей экономике позволяет удовлетворять не только физиологические, но и социальные и духовные потребности человека.

Помимо прежней заработной платы на уровень жизни лиц, пострадавших от социального риска, существенное влияние оказывают индивидуальные потребности, связанные с состоянием здоровья, наличием детей и другими факторами. Указанные обстоятельства должны находить отражение в правовом регулировании.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлой трудовой деятельности, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования.

Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т. е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения указанных лиц и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако она не должна быть чрезмерной и тормозить развитие системы социального обеспечения в целом.

Основания дифференциации различаются в зависимости от вида обеспечения. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии (обеспечение застрахованных по обязательному социальному страхованию), других — критерии материального положения (государственная социальная помощь).

К внутриотраслевым принципам права социального обеспечения (т. е. принципам отдельных институтов) относятся, в частности, такие принципы пенсионного обеспечения, как дифференциация пенсионного возраста по признаку пола, установление размеров государственных пенсий в твердой финансированной сумме (за исключением пенсии за выслугу лет), зависимость размера трудовых пенсий от пенсионного капитала.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под правовым принципом?

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Как можно классифицировать правовые принципы по сфере действия?

3. Какие общеправовые принципы проявляются в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению?

4. Какие межотраслевые принципы имеют значение для регулирования общественных отношений по социальному обеспечению?

5. Назовите отраслевые принципы права социального обеспечения.

6. Раскройте содержание принципа всеобщности социального обеспечения.

7. Раскройте содержание принципа осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

8. Раскройте содержание принципа гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными.

9. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как многообразие оснований и видов социального обеспечения.

10. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни.

11. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11164 — | 7524 — или читать все.

Принципы права социального обеспечения

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры.

Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. Определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию не зависимо от финансового положения страховщика;
— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
— обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
— ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
— обеспечение надзора и общественного контроля;
— автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

— общеправовые, свойственные всем отраслям права;
— межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
— отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
— внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

К общеправовым относятся принципы:

— признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
— неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
— признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
— равенство всех перед законом и судом;
— равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
— право каждого на объединение для защиты своих интересов;
— гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Читайте так же:  Источниками права социального обеспечения являются ответ

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права.

Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания:

— адресность, доступность, добровольность;
— гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:

— каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
— каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
— каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
— финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;
— средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся корректировке в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывалось: «В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования».

Введение накопительного механизма, на наш взгляд, возможно было лишь при наличии следующих условий: экономическая стабильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликвидация ее задолженности, повышение ее уровня, пересмотр налогового законодательства, обеспечение занятости населения, так как низкооплачиваемые категории граждан, лица, не получающие зарплату, не имеющие работу, не могут участвовать в накопительной системе, а в будущем – рассчитывать на достойную пенсию. Реальная действительность России не отвечает предъявленным требованиям. Замена распределительного пенсионного обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей.

Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. В связи с повышением уровня инфляции большинство стран после Первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917–1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца.

При реализации накопительной модели в Чили «доходность пенсионных сбережений оказалась вдвое ниже расчетной, что привело к необходимости государственной помощи пенсионным фондам».

С 1 января 2002 г. в России завершена реформа пенсионного обеспечения. Принятые законы коренным образом изменили идеологию, направленность, структуру, содержание, принципы пенсионного обеспечения, ввели обязательную индивидуально-накопительную систему.

Таким образом, на примере перехода от распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения мы видим, что принципы правового регулирования общественных отношений – это не застывшая догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают влияние многочисленные факторы.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной Проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г.

В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:

— обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;
— страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
— все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;
— всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному, типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, ас другой – указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

— связь обеспечения, как правило, с трудом;
— обеспечение не только граждан, но и их семей;
— свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжениями;
— приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;
— зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:
— всеобщность;
— финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
— дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
— универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Читайте так же:  Льготы на вывоз мусора для пенсионеров

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой.

В частности, она выделяет следующие принципы:

— осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
— дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
— обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
— гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
— многообразие видов социального обеспечения;
— участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

На наш взгляд, перечисленные выше принципы следует дополнить принципом всеобщности социального обеспечения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Контрольный тест по теме «Экономические основы и принципы социального обеспечения»

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует ………………………………………………………………

Как экономическая категория социальное обеспечение — это …………………………………………………………………

В этом широком смысле социальное обеспечение — ……………………………………………………………………………………..

Социальное обеспечение способствует………………………………………………………………………….

Распределите стрелками денежные средства социального обеспечения по их видам

  1. Право на пенсию по старости возникает у мужчин в возрасте
  1. Для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен

Принципы права социального обеспечения

Назначение норм права социального обеспечения в том, чтобы осуществлять регулирование общественных отношений при реализации гражданами прав на социальное обеспечение, гарантированных Конституцией. На основе принципов выстраивается правовая база в этой отрасли. Основной идеей о правах и обязанностях субъектов в области социального обеспечения является наличие трудового стажа. Стаж должен иметь определенную продолжительность, так как размер пенсий и многих пособий сопоставляется с заработной платой. Первый из принципов социального обеспечения – принцип связи ПСО с трудом. Социальное обеспечение распространяется как на граждан, так и на их семьи, поэтому вторым принципом социального обеспечения является принцип обеспечения граждан и членов их семей.

При реализации своих прав граждане свободны в усмотрении, значит наличествует принцип свободы приобретения своих прав и распоряжения ими. В актах отрасли есть нормы, которые предусматривают социальное обеспечение отдельных категорий граждан: женщин, молодежи, инвалидов и т.д. Речь идет о принципе приоритета в обеспечении некоторых категорий граждан. И еще один принцип является важным в социальном обеспечении – зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Итак, отраслевыми принципами социального обеспечения являются:

  • связь с трудовым процессом;
  • субъектами соц. обеспечения являются граждане и члены их семей;
  • приобретение прав на усмотрение и распоряжение ими;
  • приоритетное обеспечение отдельных категорий граждан;
  • взаимосвязь обеспечения и прожиточного минимума.

Замечание 1

Из принципов вытекает суть прав и обязанностей граждан и органов в системе соц.обеспечения.

Связь с трудовым процессом и обеспечение семей

Главным объектом здесь является пенсионное обеспечение, а также пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Принцип закрепляет специальные нормы, например, о трудовом (страховом) стаже. Наличие стажа дает право на соц. обеспечение и влияет на его размер. Существуют и другие условия для возникновения права на льготное пенсионное обеспечение.

Не только гражданин является участником отношений по соц. обеспечению, данная отрасль затрагивает и членов его семьи. Существуют нормы о круге обеспечиваемых, о размере обеспечения. Сюда относятся случаи назначения пенсии по потере кормильца, по уходу за больным членом семьи, пособия на детей.

Размер обеспечения определяется с учетом состава семьи. Это касается области назначения пенсий по старости, по инвалидности.

Приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан

В социальном обеспечении существует дифференциация. Государство проявляет особую заботу о людях, нуждающихся в повышенном внимании. К этой категории относятся ветераны Великой Отечественной войны, воины-афганцы, участники ликвидации радиационных катастроф. Эти категории граждан получают пенсии в силу их особых заслуг. По причинам физиологического характера, семейного положения, условий труда также имеется социальное обеспечение. Льготы и преимущества закреплены законодательно.

Льготным пенсионным обеспечением считается обеспечение лиц, ставших инвалидами в период Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Эти люди имеют льготы и в других видах социального обеспечения.

Граждане, которые пострадали от радиации при ликвидации техногенных катастроф, имеют право на систему льгот: бесплатную медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, оплата коммунальных услуг, бесплатный проезд и т.д.

Женщины тоже входят в область приоритетного обеспечения. Это особые виды обеспечения, льготы. Беременные женщины, матери получают специальные пособия по беременности и родам, по уходу за детьми. Льготы в пенсионном обеспечении выражены в пониженных требованиях к возрасту и стажу в сравнении с мужчинами.

Молодежь тоже имеет льготы, они выражены в пониженных требованиях к стажу или в отсутствии требований к стажу при назначении пенсии по инвалидности. Инвалиды с детства получают социальную пенсию, учащиеся от 18 лет и старше получают пенсию по потере кормильца до окончания обучения, но не более чем до 23-х лет.

Приоритетным является обеспечение граждан, занятых на вредных производствах, у них снижен пенсионный возраст, уровень пенсий выше, чем у обычных граждан.

Неоспоримым является факт, что пенсии и пособия должны соответствовать установленному законом уровню жизни. Существует понятие «прожиточный минимум», суть его в том, что он определяет стоимостную величину, которая необходима для обеспечения и функционирования организма человека и сохранения его здоровья. Такие явления, как безработица, социальное расслоение, инфляция, колебания в заработной плате сделали необходимым установление взаимосвязи между прожиточным минимумом и социальным обеспечением.

Основные принципы права социального обеспечения

Положения права занимают первостепенное место в законодательном регламентировании:

  • во-первых, они предстают в роли центральных идей для государственных лиц, указывая направления модернизации юридических положений;
  • во-вторых, органы управления и руководящие личности пользуются положениями права при утверждении частных постановлений;
  • в-третьих, при упущении в законах положения возможно применять в виде правового принципа при разрешении спорной ситуации о праве;
  • в-четвертых, положения права оказывают помощь в истинном объяснении правовых норм.
Читайте так же:  Химки льготы ветеранам труда

Определение 1

Принципы права – это центральные понятия, описывающие назначение права, его смысл и функции в группе людей.

Общие принципы права

Положения права разделяются на:

  • общеправовые – характерные праву в общем;
  • отраслевые – свойственные конкретному разделу;
  • межотраслевые – присущие нескольким близким отраслям.

В основные положения права можно включить следующие понятия:

  • объективность;
  • легальность;
  • первостепенность прав и свободы гражданина;
  • господство Конституции РФ.

Свобода приобретения прав по социальному обеспечению

Возникновение отношений по соц.обеспечению возникают только при наличии волеизъявления гражданина в форме подачи заявления в орган социального обеспечения. Данный признак отличает законодательство по социальному обеспечению от других. Срок обращения гражданина за обеспечением не ограничен, при возникновении права гражданин может обратиться за различными видами социального обеспечения в любое время. Гражданин может выбрать приемлемый для себя вариант обеспечения из нескольких, если он имеет на это право.

Человек одновременно имеет право на несколько видов пенсий, он выбирает для назначения один, самый подходящий. Граждане могут выбирать зарплату, из которой насчитывается пенсия, за более выгодные периоды.

Отраслевые принципы права

К отраслевым принципам права социального обеспечения следует относить:

  • связующую нить с рабочей деятельностью;
  • универсальность общественного снабжения;
  • первостепенность снабжения определенных групп лиц;
  • снабжения всей семьи, а не отдельных членов;
  • рассчитывание объемов социального обеспечения;
  • эпизодичность индексации основных форм общественного обеспечения.

Рассмотрим каждый из представленных принципов более детально.

Первый из них гласит, что от количества отработанных лет зависит право на множество из видов социального обеспечения.

Например, для выплаты страховой пенсии при наступлении пожилого возраста обязательное условие более 15 лет трудовой деятельности.

Сумма выплаты прямо пропорциональна количеству трудовых лет, т.е. размер обеспечения тем больше, чем больше трудовой стаж. Но бывают случаи, когда данные выплаты предоставляются независимо от существования стажа и его количество лет. Допустим, помощь в сфере медицины оказывается каждой личности.

Следующий принцип всеобщности заключается в финансовом обеспечении разных граждан несмотря на половую принадлежность, языковой барьер, происхождение, финансовое положение, статуса в обществе, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

  • Во-первых, принцип первоочередного обеспечения определенных групп лиц означает, что жители РФ для получения выплат собирают гораздо меньше документов в отличие от зарубежных граждан или вовсе без гражданства, которым необходимо в дополнении еще подтвердить факт постоянной прописки в России.
  • Это объясняется тем, что материальные средства государства не бесконечны, и в дополнении, государство должно сохранять рациональный баланс национальных и зарубежных трудовых ресурсов.
  • Во-вторых, определенные группы людей должны подлежать более детальной охране со стороны государства в связи:
    • с существованием у них особых успехов и отличий перед Отечеством (ветераны войн, нобелиаты государственных премий, призеры Олимпийских и Паралимпийских игр и др.);
    • претерпеванием лиц утрат (обитатель Ленинграда в период блокады, бывшие заключенные нацизма, подвергшиеся репрессиям, жертвы от радиационных влияний и др.);
    • положением самочувствия гражданина (инвалиды, нетрудоспособные и др.);
    • произведением работы в условиях, не относящихся к нормальным;
    • возрастом (ребенок, старики и др.);
    • особенной социальной значимостью (женщины в положении, семьи с детьми и др.).
    • финансовым состоянием граждан (малоимущие).

Четвертый принцип означает, что в случае утраты одного члена, его семья имеет право на требования многих видов выплат (пенсия в связи с потерей кормильца, деньги на проведение похорон и др.).

Порядок рассчитывания сумм социальных выплат позволяет обеспечивать нормальный уровень жизни. Целевое применение данного положения в России пока не находится на должном уровне, но в последнее время правительство принимает некоторые меры, направленные на то, чтобы сумма финансовых выплат тем гражданам, которые в них нуждаются, была выше размера прожиточного минимума, прописанного для данной группы людей.

Последний принцип гласит, что правительственные выплаты семьям с одним ребенком, повышаются в объеме и временные рамки, предусмотренные законом об общегосударственном расчете на данный финансовый год исходя из планируемой ступени прироста.

Что касается трудовых страховых обеспечений, то размер закрепленной суммы к страховой пенсии проходит ежегодную переиндексацию с 1 февраля на коэффициент увеличения покупательских цен за прошедший период в один год. Более того, Государство РФ имеет право каждый год с 1 апреля на заключение о дополнительном подъеме прописанной доплаты к страховой пенсии лицам, имеющим ребенка.

Институциональные принципы права социального обеспечения

Положения обязательного общественного страхования:

  • устойчивость материальной системы обязательного социального страхования, гарантируемая на основе равнозначности страховых выплачиваемых средств;
  • общий основной вид общественного страхования, открытость для застрахованных субъектов воплощения своих социальных обеспечений;
  • правительственная гарантия не нарушения прав застрахованных лиц на охрану от общественных страховых вероятностей и выполнение обязанностей по социальному страхованию вне зависимости от материального состояния человека;
  • правительственное регламентирование структуры обязательного общественного страхования;
  • важность деятельности представителей субъектов общественного страхования в регулирующей системе страхования;
  • необходимость проведением страхователями финансовых пожертвований;
  • наказуемость за нецелевое распределение финансов;
  • проведения мониторинга;
  • независимость денежной системы.

Принципы пенсионного обеспечения:

  • принцип определения пенсии не связанной с наличием посторонней финансовой прибыли;
  • принцип определения различного количества людей, обладающих правом на пенсию в связи со смертью кормильца;
  • определение формы правительственной пенсионной выплаты в фиксированном значении;
  • принцип перехода финансовых средств накопительной доли трудовой пенсии.

Принципы предоставления правительственной социальной услуги:

  • целенаправленное применение бюджетных финансов;
  • понижение степени общественного неравенства;
  • увеличение прибыли граждан.
Видео (кликните для воспроизведения).

Положения общественного патронажа:

  • целенаправленность;
  • открытость;
  • непринудительность;
  • человечность;
  • первостепенность оказания общественных услуг детям не достигшим 18 лет или лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации;
  • секретность;
  • направленность в области профилактической деятельности.

Источники

Тесты принципы права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here