Трудовой стаж в ркс

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Трудовой стаж в ркс". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2021 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Содержание

  • Северный стаж, год за полтора. Когда применяется эта норма?

    Для граждан приобретавших свои пенсионные права в северных района нашей страны, актуальным является вопрос о порядке расчета северного стажа. Ведь в период их трудовой деятельности существовало правило подсчета северного стажа — год за полтора. Очень многие задаются вопросом, применяется ли эта норма сегодня.

    Пенсионное законодательство всегда находится под пристальным вниманием, как государства, так и граждан нашей страны.
    За последние четверть века российская пенсионная система подверглась целым рядом существенных изменений. Но нормы пенсионного законодательства, существовавшие во время приобретения гражданином пенсионных прав, в некоторых случаях остаются неизменными и учитываются при назначении пенсии.

    В далекие советские времена северный стаж учитывался в общем трудовом стаже, при определенных условиях, как год за два. Потом эта льгота была отменена и северный стаж стали исчисляться в трудовом стаже как год за полтора. По советскому пенсионному законодательству при подсчете трудового стажа у работников было много льгот, но одновременно существовало ограничение на максимальный размер пенсии, которое нивелировало действие льгот. Будь у вас трудовой стаж хоть 60 лет, но выше своего максимального размера пенсия не могла назначаться. Такой порядок исчисления северного стажа действовал до 1 января 2002 года. С начало 2002 года изменился механизм определения размера пенсии, при котором норму «год за полтора» убрали, компенсировав ее другими правилами исчисления размера пенсии. Это позволило при меньшем стаже сохранить размер пенсии, а в некоторых случаях даже ее увеличить.

    Министерство труда РФ своим постановлением от 17.10.2003 г. №70 утвердило Разъяснение о некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации №173-ФЗ».

    Этим документом разъяснено следующее: Исчисление продолжительности страхового стажа, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

    Однако, такой порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта ПОЛНОСТЬЮ ВЫРАБОТАЛ необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.
    В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин НЕ ВЫРАБОТАЛ необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим НА ДЕНЬ УСТАНОВЛЕНИЯ трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

    Кстати. В новом Законе о страховых пенсиях №400-ФЗ от 28.12.2013 года, вступившем в силу с 1 января 2015 года, в пункте 8 статьи 13 устанавливается, что периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу данного закона, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы. Такие периоды работы могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (в том числе и за работу на Севере).

    Оценка пенсионных прав гражданина за период до 1.01.2002 года производиться при назначении ему размера трудовой пенсии путем преобразования этих прав в расчетный пенсионный капитал и по выбору застрахованного лица может производиться по двум вариантам.

    В первом варианте расчета , трудовой стаж работника, в том числе и периоды работы в северных районах нашей страны, исчисляются в календарном порядке по их фактической продолжительности как год за год , в этом варианте предусмотрена возможность применение для расчета размера пенсии увеличенного отношения заработных плат.

    По второму варианту , при оценке пенсионных прав учитывается длительность общего трудового стажа, расчет которого ведется в календарном порядке, но периоды работы в северных районах, происходившие до 1.01.2002 года, засчитываются в общий трудовой стаж как год за полтора .

    Если гражданин выберет второй вариант расчета размера трудовой пенсии, тогда расчетный размер пенсии будет рассчитываться по такой формуле:

    Размер пенсии = (Средн. мес. заработок за любые 5 лет) х (Стажевый коэфф.).

    Стажевый коэффициент, для работников, имеющих общий трудовой стаж в необходимом минимальном размере(25/20 лет муж./жен.), составляет 0,55, для шахтеров и горнорабочих — 0,75. Стажевый коэффициент увеличиваться на 0,01 за каждый полный год стажа, отработанного сверх установленной минимальной величины (но не более чем за 20 лет).
    Используя норму « год за полтора » можно существенно увеличить стажевый коэффициент, а значит и размер пенсии.

    Однако при расчете по второму варианту применяются некоторые ограничения предусмотренные пунктом 4 статьи 30 закона №173-ФЗ, в том числе ограничение пенсии максимальным размером.
    Расчет размера трудовой пенсии, произведенный по формуле второго варианта, с использованием нормы полуторного увеличения северного стажа, не всегда приводит к лучшему результату, нежели аналогичный расчет, основанный на первом варианте. Что будет выгодно гражданину — покажет сравнение двух вариантов расчета.

    Кроме того, с первого января 2010 года пенсионные права всех граждан России, накопленные до 2002 года, подверглись переоценки (валоризации). Расчетная величина пенсионного капитала была увеличена на 10%, а каждый год трудового стажа отработанный до 1991 года дополнительно увеличивал пенсионный капитал на 1%. Вот тут, тоже применялась норма — « год за полтора «, что позволило увеличить «северный» стаж работников за работу в период до 1991 года в полтора раза, и тем самым дало прибавку в размере пенсии.

    Когда применяется льготный порядок исчисления стажа работы на Крайнем Севере (год за полтора)?

    При определении права на трудовую пенсию гражданам, работавшим в северных районах нашей страны в период до 01.01.2002, их общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 исчисляется в льготном порядке (1 год за 1,5 года).
    Обратите внимание: не северный стаж увеличивается на 1,5, а увеличивается общий трудовой стаж на 1,5 за период работы на Севере.

    Работа на Севере после 01.01.2002 засчитывается в трудовой стаж в обычном календарном исчислении.

    Читайте так же:  Права бывшего ребенка инвалида

    Подсчет трудового стажа в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц и определения величины расчетного размера пенсии, который устанавливается вне зависимости от даты выхода на пенсию по состоянию на 01.01.2002, может быть произведен по выбору застрахованного лица по одному из нескольких вариантов. Стаж может исчисляться как календарно с исключением не страховых периодов (уход за детьми, учеба), так и с применением льготного порядка (1 год за 1,5 года) с включением не страховых периодов. Выгодный вариант определяется в отношении каждого застрахованного лица в автоматизированном режиме.

    «Северяне» сохраняли свои пенсионные права и при новом порядке расчета пенсии, вступившего в силу с 1 января 2015 года.
    Прежними оставались и минимальный «северный» стаж — 15/20 лет (КС/МпКС), и возраст выхода на пенсию 55/50 лет (муж./жен.), так же сохраняется повышение фиксированной выплаты за работу на Севере, не зависимо от места жительства, тем гражданам, которые отработали не менее 15/20 лет (КС/МпКС) и при этом имеют общий страховой стаж не менее 25/20 лет (муж./жен.).
    Кроме того, те граждане, которые не имеют минимального северного стажа, но проживают в северных регионах, тоже получают повышенную фиксированную выплату.

    Размер пенсии = (Средн. мес. заработок за любые 5 лет) х (Стажевый коэфф.).

    Стажевый коэффициент, для работников, имеющих общий трудовой стаж в необходимом минимальном размере(25/20 лет муж./жен.), составляет 0,55, для шахтеров и горнорабочих — 0,75. Стажевый коэффициент увеличиваться на 0,01 за каждый полный год стажа, отработанного сверх установленной минимальной величины (но не более чем за 20 лет).
    Используя норму « год за полтора » можно существенно увеличить стажевый коэффициент, а значит и размер пенсии.

    Однако при расчете по второму варианту применяются некоторые ограничения предусмотренные пунктом 4 статьи 30 закона №173-ФЗ, в том числе ограничение пенсии максимальным размером.
    Расчет размера трудовой пенсии, произведенный по формуле второго варианта, с использованием нормы полуторного увеличения северного стажа, не всегда приводит к лучшему результату, нежели аналогичный расчет, основанный на первом варианте. Что будет выгодно гражданину — покажет сравнение двух вариантов расчета.

    Кроме того, с первого января 2010 года пенсионные права всех граждан России, накопленные до 2002 года, подверглись переоценки (валоризации). Расчетная величина пенсионного капитала была увеличена на 10%, а каждый год трудового стажа отработанный до 1991 года дополнительно увеличивал пенсионный капитал на 1%. Вот тут, тоже применялась норма — « год за полтора «, что позволило увеличить «северный» стаж работников за работу в период до 1991 года в полтора раза, и тем самым дало прибавку в размере пенсии.

    Повышение пенсионного возраста для «северян» с 2019 г.

    Повышение общеустановленного пенсионного возраста, начавшееся с 01.01.2019 года, коснулось и граждан работавших в РКС и МпКС. Теперь досрочное установление страховой пенсии по старости для таких работников поэтапно откладывается до достижения возраста 60/55 (муж./жен). Смотрите ниже таблицу поэтапного увеличения пенсионного возраста для «северян».

    О том как производится суммирование периодов работ с различными условиями труда для досрочного назначения пенсии вы можете прочитать

    Северный стаж, год за полтора. Когда применяется эта норма?

    Для граждан приобретавших свои пенсионные права в северных района нашей страны, актуальным является вопрос о порядке расчета северного стажа. Ведь в период их трудовой деятельности существовало правило подсчета северного стажа — год за полтора. Очень многие задаются вопросом, применяется ли эта норма сегодня.

    Пенсионное законодательство всегда находится под пристальным вниманием, как государства, так и граждан нашей страны.
    За последние четверть века российская пенсионная система подверглась целым рядом существенных изменений. Но нормы пенсионного законодательства, существовавшие во время приобретения гражданином пенсионных прав, в некоторых случаях остаются неизменными и учитываются при назначении пенсии.

    В далекие советские времена северный стаж учитывался в общем трудовом стаже, при определенных условиях, как год за два. Потом эта льгота была отменена и северный стаж стали исчисляться в трудовом стаже как год за полтора. По советскому пенсионному законодательству при подсчете трудового стажа у работников было много льгот, но одновременно существовало ограничение на максимальный размер пенсии, которое нивелировало действие льгот. Будь у вас трудовой стаж хоть 60 лет, но выше своего максимального размера пенсия не могла назначаться. Такой порядок исчисления северного стажа действовал до 1 января 2002 года. С начало 2002 года изменился механизм определения размера пенсии, при котором норму «год за полтора» убрали, компенсировав ее другими правилами исчисления размера пенсии. Это позволило при меньшем стаже сохранить размер пенсии, а в некоторых случаях даже ее увеличить.

    Министерство труда РФ своим постановлением от 17.10.2003 г. №70 утвердило Разъяснение о некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации №173-ФЗ».

    Этим документом разъяснено следующее: Исчисление продолжительности страхового стажа, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

    Однако, такой порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта ПОЛНОСТЬЮ ВЫРАБОТАЛ необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.
    В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин НЕ ВЫРАБОТАЛ необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим НА ДЕНЬ УСТАНОВЛЕНИЯ трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

    Кстати. В новом Законе о страховых пенсиях №400-ФЗ от 28.12.2013 года, вступившем в силу с 1 января 2015 года, в пункте 8 статьи 13 устанавливается, что периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу данного закона, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы. Такие периоды работы могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (в том числе и за работу на Севере).

    Оценка пенсионных прав гражданина за период до 1.01.2002 года производиться при назначении ему размера трудовой пенсии путем преобразования этих прав в расчетный пенсионный капитал и по выбору застрахованного лица может производиться по двум вариантам.

    Читайте так же:  Софинансирование пенсии возврат ндфл

    В первом варианте расчета , трудовой стаж работника, в том числе и периоды работы в северных районах нашей страны, исчисляются в календарном порядке по их фактической продолжительности как год за год , в этом варианте предусмотрена возможность применение для расчета размера пенсии увеличенного отношения заработных плат.

    По второму варианту , при оценке пенсионных прав учитывается длительность общего трудового стажа, расчет которого ведется в календарном порядке, но периоды работы в северных районах, происходившие до 1.01.2002 года, засчитываются в общий трудовой стаж как год за полтора .

    Если гражданин выберет второй вариант расчета размера трудовой пенсии, тогда расчетный размер пенсии будет рассчитываться по такой формуле:

    Повышение пенсионного возраста для «северян» с 2019 г.

    Повышение общеустановленного пенсионного возраста, начавшееся с 01.01.2019 года, коснулось и граждан работавших в РКС и МпКС. Теперь досрочное установление страховой пенсии по старости для таких работников поэтапно откладывается до достижения возраста 60/55 (муж./жен). Смотрите ниже таблицу поэтапного увеличения пенсионного возраста для «северян».

    О том как производится суммирование периодов работ с различными условиями труда для досрочного назначения пенсии вы можете прочитать

    Вопрос: Какие периоды не входят в страховой стаж для назначения досрочной пенсии за работу в районах Крайнего Севера (далее — РКС) для работников, проживающих в РКС, и для работников, выезжающих для работы в РКС? Включаются ли в стаж для досрочного назначения пенсии за работу в РКС и местностях, приравненных к ним (далее — МПКС), периоды командировок за пределы РКС и МПКС, а также периоды командировок в РКС и МПКС из других регионов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2013 г.)

    Какие периоды не входят в страховой стаж для назначения досрочной пенсии за работу в районах Крайнего Севера (далее — РКС) для работников, проживающих в РКС, и для работников, выезжающих для работы в РКС?

    Включаются ли в стаж для досрочного назначения пенсии за работу в РКС и местностях, приравненных к ним (далее — МПКС), периоды командировок за пределы РКС и МПКС, а также периоды командировок в РКС и МПКС из других регионов?

    Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ). В соответствии со ст. 28 Закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение пенсии имеют женщины, родившие двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностям (пп. 2 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ), а также мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ).

    Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее — Правила). В соответствии с п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включая досрочную трудовую пенсию по старости за работу на Крайнем Севере, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, который в силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» облагается страховыми взносами.

    Правилами и иными правовыми актами не установлено, что периоды командировок исключаются из льготного стажа работы.

    Из содержания пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ усматривается, что еще одним важным условием досрочного назначения пенсий в соответствии со ст. 28 Закона N 173-ФЗ является выполнение работы непосредственно в экстремальных природно-климатических условиях РКС и МПКС.

    В случае направления работника в командировку из другого региона в РКС или МПКС названные условия соблюдаются, поэтому период командировки следует засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Прямой нормы о том, что период командировки за пределы РКС и МПКС следует засчитывать в «северный» стаж работы для досрочного назначения пенсии, законодательство не содержит.

    Суды принимают решения о включении периода служебной командировки за пределы РКС и МПКС в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, основываясь на том, что основным условием включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности служит уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которое в рассматриваемом случае выполняется (Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 августа 2012 г., постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.10.2012 N Ф04-4383/12 по делу N А75-365/2012, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 июля 2013 г. по делу N А73-4743/2013).

    Такой подход судов представляется не в полной мере основанным на законе. По нашему мнению, период командировки, протекавший за пределами РКС и МПКС, не может быть включен в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Закона N 173-ФЗ, так как не выполняется одно из обязательных установленных законом условий — непосредственная работа в экстремальных природно-климатических условиях РКС и МПКС.

    Судебной практики и разъяснений компетентных органов, подтверждающих нашу позицию, нам обнаружить не удалось. Поэтому, учитывая приведенную судебную практику, не исключаем, что в случае судебного спора суд может встать на противоположную позицию.

    Информация о периодах работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, должна быть представлена в Пенсионный Фонд Российской Федерации для отражения в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

    При этом в соответствии с п.п. 22 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, периоды работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению. В свою очередь, в соответствии с абз. 3 п. 3 Порядка после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» период работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

    Читайте так же:  Учитываются ли социальные выплаты для признания малоимущими

    Порядок подтверждения страхового стажа определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона N 173-ФЗ.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

    Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

    Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

    Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

    Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

    Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

    Вопрос: Как правильно отразить в форме СЗВ-К сведения о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществлявшейся в районах Республики Коми, в частности, в г.Сыктывкаре, в период до их отнесения к указанным районам (местностям)? Можно ли применить льготный порядок исчисления страхового стажа при назначении трудовой пенсии с учетом разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 N 4 застрахованным лицам, работавшим в территориях Республики Коми, которые были отнесены к МКС с 01.04.1992? (ответ Отделения ПФР по РК, февраль 2006 г.)

    Как правильно отразить в форме СЗВ-К сведения о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществлявшейся в районах Республики Коми, в частности, в г.Сыктывкаре, в период до их отнесения к указанным районам (местностям)?

    Можно ли применить льготный порядок исчисления страхового стажа при назначении трудовой пенсии с учетом разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 N 4 застрахованным лицам, работавшим в территориях Республики Коми, которые были отнесены к МКС с 01.04.1992?

    Правила заполнения формы СЗВ-К «Сведения о трудовом стаже застрахованных лиц за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования» определены Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 21.10.2002 N 122п.

    Правилами предусмотрено, что для застрахованных лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в реквизите «территориальные условия» указывается код работы в соответствующих территориальных условиях (РКС или МКС) и размер районного коэффициента, установленного в централизованном порядке к заработной плате работников непроизводственных отраслей в указанных районах.

    Заполнение данного реквизита следует осуществлять с учетом норм законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пунктом 2 разъяснения Минтруда России от 22.04.2003 N 3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей», утвержденного постановлением указанного Министерства от 22.04.2003 N 22, при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера (РКС) и приравненным к ним местностям (МКС) используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001.

    В практическом плане это означает, что в стаж работы в РКС (МКС), дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001, засчитывается весь период работы в районах (местностях), включенных в названный Перечень по состоянию на 31 декабря 2001 г., в том числе до их внесения в Перечень.

    По вопросу размера районного коэффициента к заработной плате, учитываемого при определении повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в целях оценки пенсионных прав названной категории граждан, следует руководствоваться пунктом 4 Разъяснения Минтруда России от 22.04.2003 N 3.

    В соответствии с указанным пунктом повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, определенные пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включающие периоды работы в РКС или МКС. При этом учитывается районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в РКС или МКС.

    Следовательно, районный коэффициент к заработной плате, начисленный в период, когда территория, в которой осуществлялась работа, не была отнесена к РКС или МКС, не может быть учтен при определении повышенного отношения заработков.

    В рассматриваемой ситуации периоды работы застрахованного лица, осуществлявшейся в г.Сыктывкаре до 01.04.1992 (даты отнесения его к МКС и включения в перечень районов Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера), включаются в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Районный коэффициент к заработной плате, начислявшийся к заработной плате в этот период, не учитывается при определении повышенного отношения заработков.

    С учетом изложенного, по мнению Департамента, периоды работы в территориях, предусмотренных перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшимся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001, в том числе до их отнесения к МКС (РКС), в форме СЗВ-К следует отражать с соответствующим кодом территориальных условий. Размер районного коэффициента к заработной плате может быть указан только для периодов работы не ранее даты отнесения территории к МКС или РКС.

    В отношении льготного порядка исчисления стажа застрахованным лицам, работавшим в территориях Республики Коми, которые были отнесены к МКС с 01.04.1992, с учетом разъяснения Минтруда России от 17.12.2003 N 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением названного Министерства от 17.10.2003 N 70, сообщаем следующее.

    Читайте так же:  Порядок начисления пособия по безработице

    ГАРАНТ:

    По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного разъяснения следует читать как «17.10.2003»

    В соответствии с пунктом 1 названного Разъяснения при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в указанный стаж включаются все периоды работы или иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

    Такой порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом его гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.

    В отношении периодов работы в РКС и МКС следует учитывать, относилась ли территория, в которой осуществлялась трудовая деятельность застрахованного лица, к РКС или МКС в период действия законодательства, в соответствии с которым осуществляется подсчет стажа.

    Поскольку южные территории Республики Коми в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» не были отнесены к МКС (дата отнесения к МКС — 01.04.1992), оснований для применения предусмотренного пунктом 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, льготного порядка исчисления трудового стажа в отношении указанного периода не имеется.

    В данном случае вопрос о применении льготного порядка исчисления периодов работы до 01.04.1992 можно рассмотреть с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П, определяющего возможность исчисления продолжительности страхового и (или) стажа на соответствующих видах работ по нормам действовавшего до 01.01.2002 законодательства (Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») независимо от того, выработал ли гражданин до изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично. При этом применяется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой в этих районах, по состоянию на 31.12.2001.

    (письмо Исполнительной дирекции ПФР в адрес ОПФР по Республике Коми от 07.09.2005 N 25-27/9425).

    начальник Департамента организации

    назначения и выплаты пенсий

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Текст документа предоставлен Отделением ПФР по Республике Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве

    Трудовой стаж в ркс

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Когда применяется льготный порядок исчисления стажа работы на Крайнем Севере (год за полтора)?

    При определении права на трудовую пенсию гражданам, работавшим в северных районах нашей страны в период до 01.01.2002, их общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 исчисляется в льготном порядке (1 год за 1,5 года).
    Обратите внимание: не северный стаж увеличивается на 1,5, а увеличивается общий трудовой стаж на 1,5 за период работы на Севере.

    Работа на Севере после 01.01.2002 засчитывается в трудовой стаж в обычном календарном исчислении.

    Подсчет трудового стажа в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц и определения величины расчетного размера пенсии, который устанавливается вне зависимости от даты выхода на пенсию по состоянию на 01.01.2002, может быть произведен по выбору застрахованного лица по одному из нескольких вариантов. Стаж может исчисляться как календарно с исключением не страховых периодов (уход за детьми, учеба), так и с применением льготного порядка (1 год за 1,5 года) с включением не страховых периодов. Выгодный вариант определяется в отношении каждого застрахованного лица в автоматизированном режиме.

    «Северяне» сохраняли свои пенсионные права и при новом порядке расчета пенсии, вступившего в силу с 1 января 2015 года.
    Прежними оставались и минимальный «северный» стаж — 15/20 лет (КС/МпКС), и возраст выхода на пенсию 55/50 лет (муж./жен.), так же сохраняется повышение фиксированной выплаты за работу на Севере, не зависимо от места жительства, тем гражданам, которые отработали не менее 15/20 лет (КС/МпКС) и при этом имеют общий страховой стаж не менее 25/20 лет (муж./жен.).
    Кроме того, те граждане, которые не имеют минимального северного стажа, но проживают в северных регионах, тоже получают повышенную фиксированную выплату.

    Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29 «При подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке» (извлечение)

    Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29
    «При подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке»
    (извлечение)

    Л. обратился в суд с иском к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ УПФ РФ) по Кировскому району г. Волгограда об оспаривании действий по установлению страхового стажа.

    Решением Кировского районного суда г. Волгограда от 26 августа 2004 г. заявление оставлено без удовлетворения.

    Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда 21 октября 2004 г. решение суда оставила без изменения.

    В надзорной жалобе Л. просил отменить указанные постановления.

    Определением судьи Верховного Суда РФ от 28 октября 2005 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ.

    Судья Верховного Суда РФ, рассмотрев 9 декабря 2005 г. истребованное по надзорной жалобе дело, в передаче его для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции отказал, указав следующее.

    В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

    Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.

    Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях — заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона .

    Читайте так же:  Получить пособие по рождению ребенка безработным

    Как установлено в п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

    В п. 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.

    В ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» определено, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере, независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

    Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке ( п. 4 ).

    Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 г. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

    Суд, руководствуясь приведенными нормами, а также принимая во внимание изложенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке, независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление, в связи с чем признал действия ГУ УПФ РФ по Кировскому району г. Волгограда по назначению и исчислению пенсии Л. правомерными.

    Довод в надзорной жалобе Л. о том, что согласно ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» периоды его «работы в районах Крайнего-Севера следует исчислять в полуторном размере, а не в календарном, основан на неправильном толковании норм материального права.

    Оценку пенсионных прав гражданина (по его желанию) можно произвести исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», что вытекает из пп. 6 и 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающих возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» ( п. 6 ), а также применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона ( п. 9 ).

    Однако при этом следует учитывать, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона , регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы, иных периодов, а также возможность включения некоторых периодов в льготном исчислении, но и положения ст.ст. 16 и 17 , а также ст. 18 данного Закона, в которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии. Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера.

    Таким образом, как указывалось ГУ УПФ РФ по Кировскому району г. Волгограда, оценка пенсионных прав заявителя произведена по наиболее выгодному для него варианту.

    Довод в надзорной жалобе о необоснованности ссылки на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку сводится к ошибочному толкованию норм материального права.

    Именно в п. 3.2 названного Постановления указано, что для лиц, на которых в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Норма п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой — во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 этого же Федерального закона — исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

    Источники

    Трудовой стаж в ркс
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here