Виды юридической ответственности в праве социального обеспечения

Мы подобрали ответы на самые важные вопросы по теме: "Виды юридической ответственности в праве социального обеспечения". Ответы взяты из авторитетных источников. Если возникли вопросы по актуализации данных на 2020 год или другие, то обращайтесь к дежурному специалисту.

Виды юридической ответственности в социальном обеспечении

На сегодняшний день многие вопросы юридической ответственности в социальном обеспечении и далее продолжают оставаться не разработанными в должной степени. Это сказывается на то, что существуют некоторые проблемы в том числе и в сфере определения видов юридической ответственности в социальном обеспечении.

На подобии того, как ранее в исследовании было дано общее определение юридической ответственности, так и в случае с видами, изначально важно обозначить общие виды юридической ответственности, чтобы в дальнейшем получить более развернутое представление о конкретных вида юридической ответственности в социальном обеспечении.

Виды юридической ответственности (см. Приложение 1).

Их разделяют подобно тому, как разграничивают виды правонарушений. Выделяют девять видов юридической ответственности (классифицируются по отраслевой принадлежности). Рассмотрим их в зависимости от степени тяжести.

Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей[56].

Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, за невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы, гигиены и санитарии и др.[57] Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест, дисквалификация, штрафы, конфискация предметов, лишение специальных прав)[58]. Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и др.).

Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Они могут быть установлены как ТК РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на предприятиях, в организациях, так и уставами, правилами, положениями, адресованными специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим)[59]. Дисциплинарные санкции (замечание, выговор, лишение премии, понижение в должности и др.), хотя и не столь сурово отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воздействие и предотвращает совершение новых дисциплинарных проступков[60].

Материальная ответственность связана с ущербом, причиненным работником предприятия[61]. Факт нахождения на службе и выполнение им трудовых обязанностей в интересах данного предприятия как бы смягчает его участь: он обязан возместить ущерб не в полном размере, а в размере своего месячного заработка, если ущерб причинен по неосторожности.

Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых правоотношениях[62]. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причиненный гражданам и организациям имущественный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других мер юридического воздействия. Так, привлечение к уголовной ответственности не освобождает лицо от обязанности возместить вред, так же как, впрочем, административный штраф не отменяет его обязанность ликвидировать ущерб в имущественной сфере пострадавшего от административного проступка[63].

Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами[64]. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др.

Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую «критическую массу», определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях[65]. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут иметь даже судьбоносный характер, например, лишение родительских прав и др.

Конституционная ответственность выражается чаше всего в отмене нормативных актов, противоречащих конституции, но не только (импичмент президента, роспуск парламента и др.).

Процессуальная ответственность возлагается за нарушения порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, но в основном за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия, и в частности ведения судебного процесса. Спектр процессуальных санкций довольно широк: от предупреждения до удаления из зала судебного заседания, от штрафа до принудительного привода и, может быть, ареста, допустим, за дачу свидетелем ложных показаний. При всем сказанном, также существуют и другие различные виды ответственности. Но, тех, которые были обозначены, вполне достаточно для того, чтобы в полной мере осознать далее сущность видов юридической ответственности в социальном обеспечении[66].

Совокупность норм о юридической ответственности субъектов материальных распределительных правоотношений по социальному обеспечению в целом образуется самостоятельный институт общей части права социального обеспечения, поскольку эти нормы должны содержать в особенной части права социального обеспечения.

Ответственность в праве социального обеспечения и ответственность в сфере социального обеспечения – это разные правовые явления. Однако они тесно связаны, поскольку имеют общую цель – защиту нарушенного права[67].

Ответственность в праве социального обеспечения должна охранять и защищать право гражданина на существующие виды (блага) по системе социального обеспечения как экономически более слабой стороны от нарушений со стороны обязанного органа, а также гарантировать восстановление этого финансового источника, за счет средств которого было незаконно получено благо. Ответственность в сфере социального обеспечения охраняет в целом публичный правопорядок в этой правовой области.

Читайте так же:  Получение инвалидности пожизненно

В отраслевом законодательстве о юридической ответственности представлены фрагментарно. К тому же законы, в которых есть нормы об ответственности, в реальности не могут защитить права, так как механизм ответственности, закрепленных в них, на практике довольно сложно применить.

В подзаконных нормативных актах, регулирующих отношения по социальному обеспечению, нормы об ответственности их сторон также либо не содержаться, либо сформулированы так, что применить их невозможно. Например, пункт 1 Указан Президента РФ «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджета всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» в части привлечения к ответственности за задержку социальных выплат достаточно сложно, а порой и невозможно применить на практике[68].

Отсутствие в подзаконных нормативных актах правового механизма ответственности в сфере социального обеспечения можно объяснить тем, что все основные виды социально обеспечения определены законом.Следовательно, юридическая ответственность должна содержаться только в нормах федеральных законов, устанавливающих виды социального обеспечения общегосударственного характера.

В праве социального обеспечения за правонарушение гражданам применяются лишь правовосстановительные и правоограничевающии санкции, которые ранее в исследовании были развернуто охарактеризованы[69].

При применении правовосстановительной санкции происходит, например, возмещение незаконно выплаченной пенсии. Особой чертой восстановительных санкций в праве социального обеспечения является то, что они, гарантируя возмещение причиненного ущерба, предусматривают его возмещение в полном размере. Однако полный размер не означает полное возмещение убытков, предусмотренное в гражданском праве (реальный вред + упущенная выгода)[70].

В нормах права социального обеспечения отсутствует какая-либо форма компенсации противоправного неполного (несвоевременного) предоставления соответствующего вида социального обеспечения, а ведь только предоставлением неполученного или полученного в полном объеме блага можно восстановить имущественные права их получателя.

Восстановление права как вид санкции должно предусматривать еще и дополнительную компенсацию в пользу гражданина, состоящую не только в компенсации морального вреда, но и в выплате процентов за несвоевременное предоставление соответствующего вида социального обеспечения.

Таким образом, следует отметить, что виды юридической ответственности конкретно в сфере социального обеспечения не имеют слишком большого количества оснований для их классификации, как и не имеют большого количества видов в целом юридической ответственности. Тем не менее, существующие виды являются отличным базисом для того, чтобы далее продолжать исследования в этой теме. По этой причине, далее в исследовании важно остановиться непосредственно на практическом аспекте юридической ответственности в социальном обеспечении.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

http://cyberpedia.su/7xdb20.html

7.3. Виды юридической ответственности в праве социального обеспечения

В социальном обеспечении могут быть выделены следующие виды юридической ответственности: конституционно-правовая, уголовная, административная и дисциплинарная [63] .

Сфера социального обеспечения как комплексное образование, о чем говорилось выше, представляет собой совокупность многообразных отношений, имеющих различную правовую природу: финансовую, управленческую (административную) и собственно распределительную.

Юридическая ответственность субъектов в праве социального обеспечения существует, хотя и недостаточно оформленная, в рамках распределительных правоотношений, функционирующих по поводу: а) пенсий; б) социальных пособий и компенсационных выплат; в) социальных услуг (обслуживания); г) социальной медицинской помощи и лечения; д) государственной социальной помощи; е) социальных льгот и преимуществ и пр.

Можно предположить, что каждый вид социального обеспечения, будучи самостоятельным институтом права социального обеспечения, содержит нормы юридической ответственности. Однако, несмотря на объективную потребность в юридической ответственности в праве социального обеспечения (своих санкций, необходимости гарантировать соблюдение прав граждан), она еще не получила своего достаточного оформления.

Внутри каждого вида отраслевых социально-обеспечительных отношений можно провести дифференциацию ответственности по разным критериям, например:

♦ по организационно-правовым формам социального обеспечения (обязательное социальное страхование и обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета);

♦ субъектному составу (получатели социального материального блага и органы социального обеспечения, обязанные его предоставить, – обязанные органы);

♦ объекту правоотношений (виды предоставляемых социальных материальных благ) и др.

Такие критерии дифференциации во взаимосвязи друг с другом позволяют целостно представить юридическую ответственность. Так, в зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения в пенсионной системе нормы юридической ответственности установлены в актах, регулирующих отношения по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Следовательно, круг субъектов пенсионных правоотношений различается в зависимости от двух существующих пенсионных систем – страховой и бюджетной. Отсюда можно выделить юридическую ответственность двух конкретных субъектов – получателей пенсий и обязанных органов и т. д.

Подобный логический подход к выявлению юридической ответственности и ее изложению возможен и для других видов социального обеспечения.

http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/vidyi-yuridicheskoy-otvetstvennosti-prave-116989.html

7.4. Закрепление юридической ответственности в праве социального обеспечения

Рассмотрим закрепление и проявление юридической ответственности в пенсионном обеспечении.

В пенсионных правоотношениях существует следующий основной субъектный состав:

1) граждане – получатели соответствующих видов пенсий;

2) обязанные органы – пенсионные органы, обязанные предоставить соответствующую пенсию гражданам.

Помимо указанных субъектов имеются также участники пенсионных правоотношений (сосубъекты – дополнительные субъекты), которые как способствуют реализации права на получение пенсии гражданами, так и выступают гарантами реализации такого права. К ним относятся:

Читайте так же:  На что влияет общий трудовой стаж

♦ работодатели и иные приравненные к ним участники;

♦ государство в лице своих органов и правомочных организаций.

В рамках страховой пенсионной системы юридическая ответственность получателей пенсии предусматривается нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Основные обязанности гражданина как субъекта пенсионных правоотношений по этому закону заключаются как в представлении необходимых документов пенсионному органу, так и в своевременном уведомлении этого органа обо всех обстоятельствах, которые могут послужить основанием для изменения размера выплачиваемой пенсии в сторону уменьшения или прекращения ее выплаты.

Работодатели (физические и юридические лица) несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии. (Такая же ответственность предусмотрена и для организаций, выдающих архивные документы, необходимые для установления пенсий.)

В случае если представление недостоверных сведений, несвоевременное представление сведений или ненадлежащее выполнение обязанностей повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают ПФР причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях»).

Нормативное предписание п. 2 ст. 25 Закона устанавливает ответственность за представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 Закона. В то же время эта норма не предусматривает сведений, за непредставление которых наступает ответственность, установленная п. 2 ст. 25 Закона. Кроме того, п. 2 ст. 25 Закона устанавливает, что ответственность несет только пенсионер. Однако арбитражная судебная практика показывает, что и юридические лица привлекаются к ответственности по п. 2 ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Норма п. 3 ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает юридическую ответственность за нарушение обязанности, содержащейся в п. 1 этой же статьи, однако в ней не установлено никаких обязанностей, за нарушение которых юридические и физические лица могут привлекаться к ответственности.

Работодатель и пенсионер возмещают ущерб, причиненный невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей (п. 3 ст. 25 Закона). Однако неясно, выступают ли они как самостоятельные субъекты ответственности или как солидарные или субсидиарные должники.

Государство, как известно, не осуществляет расходов по страховой пенсии, поэтому оно не может ограничивать право застрахованного лица на ее получение.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях» не содержит норм о юридической ответственности обязанного органа за нарушение прав пенсионеров. Отсутствие норм об ответственности обязанного органа в этом институте права социального обеспечения подвергает права граждан на получение пенсий, с одной стороны, безнаказанным нарушениям, с другой – не гарантирует их восстановления.

Очевидно, нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях» об ответственности являются с точки зрения юридической техники несовершенными – они зачастую дублируют друг друга.

Юридическая ответственность получателей пенсии в рамках бюджетной пенсионной системы не получила своего закрепления в каком-либо одном нормативном правовом акте. Главными причинами такого положения дел являются множество нормативных актов, регулирующих отношения по предоставлению бюджетных пенсий, разнообразие их получателей и пр.

Так, Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Закон 1993 г.) не устанавливает юридической ответственности как таковой для получателей пенсий. Есть лишь отдельные нормы, предусматривающие негативные имущественные последствия для пенсионеров, – взыскание с них сумм излишне выплаченных пенсий вследствие злоупотреблений с их стороны (ст. 61 и ч. 1 ст. 62 Закона 1993 г.).

Касаясь юридической ответственности субъектов пенсионных отношений по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и отношений по поводу пожизненного содержания судей в соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», отметим, что в этих законах отсутствуют нормы, устанавливающие юридическую ответственность как обязанного органа, так и получателя пенсии, пожизненного денежного содержания. В случае нарушений прав граждан они не могут быть восстановлены.

Юридическая ответственность получателей социальных пособий предусмотрена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Так, в соответствии со ст. 18 Закона получатели пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий или прекращение их выплаты. Излишне выплаченные суммы пособий удерживаются с получателя только в том случае, если переплата произошла по его вине (ч. 2 ст. 19 Закона). Однако норма об ответственности не сформулирована должным образом, так как в ней элементы объективной стороны состава правонарушения не установлены.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено снижение размера пособия по временной нетрудоспособности в случаях, если заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением (ст. 8 Закона). Однако неясно, что нужно считать опьянением, так как в Законе не закреплена процедура установления такого факта для исчисления пособия.

Ответственность получателей пособий по беременности и родам в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. не предусмотрена.

Помимо пособий гражданам могут выплачиваться другие социальные выплаты – компенсационные, субсидии, ежемесячные денежные выплаты. Ответственность получателей этих видов социального обеспечения либо не установлена вовсе, либо сформулирована в общих чертах.

Юридическая ответственность обязанных органов за нарушения в сфере предоставления социальных пособий и иных выплат в подавляющем большинстве нормативных актов, регулирующих указанные отношения, не содержит норм в случае нарушения прав граждан. Если и есть такие нормы, то они фрагментарны. Например, в постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» есть п. 7, в котором говорится об ответственности.

Читайте так же:  Досрочный выход на пенсию родитель инвалид

В Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» только в ч. 8 ст. 15 предусматривается ответственность обязанного органа за нарушение имущественных прав застрахованного лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

Юридическая ответственность сторон правоотношений по социальному обслуживанию должна содержаться в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения». Однако он не предусматривает норм юридической ответственности граждан. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» устанавливает, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено при нарушении ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием в ходе предоставления услуг (ч. 6 ст. 15).

Юридическая ответственность обязанных органов в законе «Об основах социального обслуживания населения» не устанавливает ответственность обязанного органа за опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствия их действий или иное нарушение его прав. Лишь в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена ответственность обязанных органов за реабилитацию и обеспечение жизнедеятельности инвалидов.

Юридическая ответственность сторон правоотношений по обеспечению медицинской и лекарственной помощи в отраслевых нормативных правовых актах по существу отсутствует. Так, в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан говорится только о правах получателей медицинской помощи. Норм об их ответственности за какие-либо нарушения нет.

Юридическая ответственность обязанных органов в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрена в случаях причинения вреда здоровью граждан: виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 66). А эта мера является гражданско-правовой ответственностью, а не мерой ответственности в праве социального обеспечения.

Основным нарушением прав граждан в таких правоотношениях может быть неоказание медицинской помощи, несвоевременное ее оказание или оказание не в полном объеме. Мерами ответственности в этих случаях могла бы быть компенсация расходов гражданина на получение им платной медицинской помощи с начислением на эту сумму процентов.

В сфере обеспечения лекарственной помощью медицинские работники несут ответственность за необоснованное назначение или назначение неправильной дозировки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Юридическая ответственность за непредоставление лекарственной помощи, за ее предоставление в неполном объеме или несвоевременное предоставление гражданам не установлена.

Изложенное выше свидетельствует о необходимости организации правовых норм юридической ответственности субъектов правоотношений в системе отрасли права социального обеспечения.

Изменения в законодательство, как резонно считает С.С. Маслов в своих работах, могут быть произведены: 1) путем внесения изменений в каждый нормативный акт каждого института права социального обеспечения; 2) принятием единого нормативного акта, распространяющегося на все институты права социального обеспечения. Последний вариант с точки зрения экономии более предпочтителен.

Отсюда все нормы, регулирующие юридическую ответственность в праве социального обеспечения, следует отнести к его общей части. Это обусловлено тем обстоятельством, что они имеют значение для каждого института Особенной части права социального обеспечения и, как отмечалось ранее, реализуются исходя из единых принципов.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения должна гарантировать реализацию социальных прав граждан, закрепленных Конституцией РФ.

В предмет права социального обеспечения, как уже отмечалось, входят материальные, процедурные и процессуальные отношения. Каждая группа имеет свое содержание в виде совокупности прав и обязанностей сторон.

В рамках материальных правоотношений реализуются социальные материальные права граждан на получение пенсий, пособий и компенсационных выплат социального характера, социальные услуги, социальную медицинскую и лекарственную помощь, государственную социальную помощь, социальные льготы и преимущества. Поэтому правонарушения в рамках этих правоотношений наиболее опасны, а меры юридической ответственности должны быть предусмотрены даже за незначительное нарушение со стороны обязанных органов.

Правонарушения в рамках процедурных социально-обеспечительных правоотношений могут также носить существенный характер для получателей тех или иных видов социального обеспечения. Поэтому юридической ответственностью должны защищаться не только права, реализуемые сторонами в рамках материальных отношений, но и права в процедурных отношениях.

Отсюда особое внимание должно быть уделено законодательному установлению полной юридической ответственности обязанного органа перед гражданином, так как нарушения со стороны обязанных органов зачастую носят для граждан тяжкий (часто и фатальный) характер. Реализуя свое право на социальное обеспечение, гражданин тем самым осуществляет свое право на жизнь, которое безусловно должно подлежать защите всеми способами, предусмотренными действующим правопорядком России.

Вышеизложенное свидетельствует, что юридическая ответственность как формирующийся институт общей части права социального обеспечения должна найти свое дальнейшее развитие и должное закрепление в отраслевом законодательстве.

1. Какова характеристика юридической ответственности?

2. Какие особенности характерны для юридической ответственности в социальном обеспечении?

3. Какие виды юридической ответственности существуют в праве социального обеспечения?

4. По каким критериям дифференцируется юридическая ответственность в праве социального обеспечения?


http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/zakreplenie-yuridicheskoy-otvetstvennosti-116990.html

Понятие и виды юридической ответственности в социальном обеспечении

Юридическая ответственность — важнейший институт любой правовой системы, один из сущностных признаков права, необходимый элемент механизма действия. В силу этого проблема юридической ответственности занимает одно из центральных мест в общей теории права и в отраслевых юридических науках. Формирование правового государства в условиях перехода к свободному гражданскому обществу обуславливает повышение значения эффективности юридической ответственности как условия обеспечения режима законности и стабильного правопорядка в обществе. Проблема эффективности юридической ответственности имеет множество сторон и аспектов, не позволяющих решать ее просто и однозначно. По степени эффективности юридической ответственности можно судить об эффективности законодательства, права применения, о недостатках и достижениях правоохранительной деятельности, о масштабах коррупции в следственно-судебной системе и т.д.

Читайте так же:  Стаж входящий в расчет пенсии

Особенности юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению определяются спецификой предмета права социального обеспечения. Она проявляется в следующем:

1) отношения в праве социального обеспечения имеют распределительный характер;

2) хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом публично-правовой (административной, уголовной ответственности);

3) получатель материального блага по системе социального обеспечения является экономически зависимой стороной, что ограничивает его имущественную ответственность;

4) в праве социального обеспечения широкое распространение должны получить восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права другой стороны.

Совокупность норм о юридической ответственности субъектов материальных распределительных правоотношений по социальному обеспечению в целом образуется самостоятельный институт общей части права социального обеспечения, поскольку эти нормы должны содержать в особенной части права социального обеспечения.

Ответственность в праве социального обеспечения и ответственность в сфере социального обеспечения — это разные правовые явления. Однако они тесно связаны, поскольку имеют общую цель — защиту нарушенного права.

Ответственность в праве социального обеспечения должна охранять и защищать право гражданина на существующие виды (блага) по системе социального обеспечения как экономически более слабой стороны от нарушений со стороны обязанного органа, а также гарантировать восстановление этого финансового источника, за счет средств которого было незаконно получено благо. Ответственность в сфере социального обеспечения охраняет в целом публичный правопорядок в этой правовой области.[29 c. 56]

В отраслевом законодательстве о юридической ответственности представлены фрагментарно. К тому же законы, в которых есть нормы об ответственности, в реальности не могут защитить права, так как механизм ответственности, закрепленных в них, на практике довольно сложно применить.

В праве социального обеспечения за правонарушение гражданам применяются лишь правовосстановительные и правоограничевающие санкции.

При применении правовосстановительной санкции происходит, например, возмещение незаконно выплаченной пенсии. Особой чертой восстановительных санкций в праве социального обеспечения является то, что они, гарантируя возмещение причиненного ущерба, предусматривают его возмещение в полном размере [17]. Однако полный размер не означает полное возмещение убытков, предусмотренное в гражданском праве (реальный вред + упущенная выгода).

В нормах права социального обеспечения отсутствует какая-либо форма компенсации противоправного неполного (несвоевременного) предоставления соответствующего вида социального обеспечения, а ведь только предоставлением неполученного или полученного в полном объеме блага можно восстановить имущественные права их получателя.[28, с 40]

В зависимости от характера правонарушений и санкций за его совершение правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное под угрозой наказания уголовным кодексом и законами, вносящими в него дополнения и изменения. Испокон веков целью уголовного правосудия признается охрана общества в целом. Поэтому любое деяние, подлежащее уголовному суду, считается общественно опасным.[31, c. 243]

За преступления применяются наказания — наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, крупные штрафы и др.).

Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие (организацию, подстрекательство, пособничество, исполнение преступления), за укрывательство особо тяжких преступлений. Давность привлечения к уголовной ответственности в зависимости от тяжести преступления может достигать пятнадцати лет (к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, сроки давности не применяются).

Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленной для того процессуальной форме (уголовно-процессуальный кодекс).

Отбывание наказания регулируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. После отбытия наказания у лица, осужденного за преступление, длительное время (в зависимости от тяжести преступления и, соответственно, отбытого наказания) сохраняется судимость — особое правовое состояние, являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении, отражающееся на моральном и правовом статусе лица, считающегося судимым.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий. Проступки различаются по видам отношений, которые они затрагивают, и по видам взысканий, которые за них применяются.

Административным правонарушением (проступком) по действующему законодательству признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др.

За совершение административных правонарушений могут применяться предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Административные взыскания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам о них, а также порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены Кодексом об административных правонарушениях.[7]

Дисциплинарным проступком называется нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. Кодексом законов о труде предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение. Уставами о дисциплине предусмотрены еще некоторые виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте и др.

Читайте так же:  Гарантия 12 месяцев

Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Давность дисциплинарного взыскания (как и административного) — один год.[8]

Гражданские правонарушения (деликты) — причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права или исполнение невыполненной обязанности, а также других правовосстановительных санкций.

Явление, порождающее другое явление, называют причиной, а то, что было проявлено после нее — следствием. Причины создают возможность определённого следствия, для наступления которого необходимы дополнительные условия, сами по себе не порождающие данное следствие, но создающие соответствующую обстановку для реализации действия причины. Применительно к правонарушению, характер такой связи может быть установлен в конкретном преступлении (проступке).

Существует взгляд, что преступность в обществе порождается производственными отношениями, экономическим базисом, и потому не может быть устранена никакими мерами, она фатально неизбежна. И с этим можно согласиться.

Причины преступности имеют комплексный характер, как психологического, так и экономического происхождения.

Первые — дефекты сознания, элементы социальной психологии, проявляющиеся в искажённых потребностях, интересах, целях, мотивах, нравственных ценностях и правосознании; с завидным постоянством воспроизводившиеся из поколения.

Вторые — общественное разделение труда, выливающееся в противоречие между требующими развития всеми человеческими и неадекватным спросом на развитие лишь определённой части этих потенций. Это противоречие усугубляется неравным (количественно и качественно) распределением предметов потребления. Эти противоречия влекут неудовлетворённость, эгоизм и другие отрицательные качества индивидов, которые при определённых условиях могут стать криминогенными.

«Древом жизни» преступности является недостаточно высокий уровень производительных сил, который не исключает острых противоречий между разумными потребностями и легальными возможностями их удовлетворения, не исключает таких профессий, которые по своему характеру и содержанию не способствуют превращению труда в жизненную потребность человека, не развивают его интеллект и облегчают формирование антисоциальных свойств.

Экономические условия являются решающими и определяющими все иные стороны жизни общества, в том числе потребности, интересы людей, их поведение.

Существует еще одна версия о влиянии биологической природы человека. Человек не рождается чистым, как лист бумаги, на котором что угодно может написать социальная среда: этот лист уже достаточно исписанный, «запрограммированный «, хотя наука пока не может его прочесть.

Различие между людьми зависит не только от среды, воспитания, но и от наследуемой генной программы. При этом речь идёт не о специальных «преступных генах», а о генах, программирующих склонность к определённому поведению.

Но гены определяют лишь возможность (а не неизбежность) развития свойств и признаков личности в необходимых условиях внешней среды: достаточно изменить среду — и генетически предопределённые признаки не смогут себя проявить. Унаследованные антисоциальные качества личности могут быть подавлены.

Существует непреложный фундаментальный закон, согласно которому все свойства живых существ, включая человека, создаются как при участии наследственности, так и среды. Этот закон не знает исключений, в том числе и отношении особенности нервной системы, определяющей инстинкты, темперамент, возбудимость, ум, память, склонности к определённому виду деятельности, способности и таланты, общие черты характера: доброту, жизнерадостность, угрюмость и злобность, а также эмоциональные реакции: любовь и сострадание, ненависть и ярость, эгоизм и альтруизм.

Существует в науке мнение — психика человека не заложена в генах и только социальное наследование, то есть передача от поколения к поколению положительного опыта, материальной и духовной культуры, условия современной среды индивида формируют личность человека.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что юридическая ответственность в праве социального обеспечения должна гарантировать реализацию социальных прав граждан, закрепленных в Конституции РФ. Условно юридическую ответственность в праве социального обеспечения можно назвать ответственностью в сфере социальных прав граждан и определить, как фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения, с целью восстановления нарушенного права.

На сегодняшний день законодательство РФ практически не содержит норм о юридической ответственности обязанных органов за нарушения социальных прав граждан, что создает атмосферу безнаказанности и почву для правонарушений с их стороны. Но наряду с этим, нельзя не упомянуть об ответственности граждан, уполномоченных на получение того или иного блага по системе социального обеспечения. Поэтому в следующей главе нами будут более подробно рассмотрены проблемы и пути решения правонарушений в сфере социального обеспечения.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Видео (кликните для воспроизведения).

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


http://cyberpedia.su/8x912b.html
Виды юридической ответственности в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here